Плыть прямо
Это центральная песня альбома. Ключевая. И одна из самых важных для меня. Здесь я постарался насколько возможно сжато и концентрированно отразить максимы Сенеки. «Метания – признак больной души». «Кто везде – тот нигде». А слова «Или уж плыть прямо – или разом ко дну!» я вывел в тетради крупно, как девиз.
На полях я отметил номера писем, которые были положены в основу: II, VII, VIII и X.
Я ещё не имел привычки выписывать цитаты. Так что на следующей странице я уже просто навыписывал кучу номеров особенно значимых писем, какие-то обводил в кружок (у XCIV сделал приписку «стоит прочесть в аудио»). Но это уже другая история.
Мой перевод:
Долгое время «Плыть прямо» было вторым рабочим названием альбома. Если сложится однажды, назову так live-версию альбома.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
Это центральная песня альбома. Ключевая. И одна из самых важных для меня. Здесь я постарался насколько возможно сжато и концентрированно отразить максимы Сенеки. «Метания – признак больной души». «Кто везде – тот нигде». А слова «Или уж плыть прямо – или разом ко дну!» я вывел в тетради крупно, как девиз.
На полях я отметил номера писем, которые были положены в основу: II, VII, VIII и X.
Я ещё не имел привычки выписывать цитаты. Так что на следующей странице я уже просто навыписывал кучу номеров особенно значимых писем, какие-то обводил в кружок (у XCIV сделал приписку «стоит прочесть в аудио»). Но это уже другая история.
«Ты спрашиваешь, чего тебе следует больше всего избегать? Толпы! Ведь к ней не подступиться без опасности! Признаюсь тебе в своей слабости: никогда не возвращаюсь я таким же, каким вышел».
«И тот, кто на вопрос, зачем он с таким усердием занимается искусством, которое дойдет лишь до немногих, отвечал: «Довольно с меня и немногих, довольно с меня и одного, довольно с меня и ни одного», — сказал тоже очень хорошо, кто бы он ни был».
Мой перевод:
«Толпа – как зверь. Толпа – как нож.
Войдёшь одним – другим уйдёшь.
Достаточно и одного.
Достаточно и никого!»
Долгое время «Плыть прямо» было вторым рабочим названием альбома. Если сложится однажды, назову так live-версию альбома.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👍4
Зло
Это слова из LXXXII письма.
Помню, в автобусе тогда мне придумался припев, в котором все слоги нужно петь рвано и отрывисто:
Очень уж мне это тогда понравилось, хотя и смущало явно неудачное слово «разлом».
Признаюсь, уже в момент записи альбома я вдруг понял, что он мне не так уж нравится. Мысль о том, что зло – начало всего и конец всему, и вовсе не-Сенековская. Ещё и неудачное, а лишь для игры звуков вставленное слово «разлом». Короче, от лишних слов было решено избавиться.
И после этого по звучанию песня казалась уж слишком типичной, непримечательной, будто сливающейся с другими. И в голову пришла неожиданная мысль: а что, если исполнить тот же ритм не на электрогитаре, а на пианино или органе? Никто ж так не делал! Ну а почему нет? ) К тому же это и правда немного зло.
Собственно, в итоге один из отзывов в личку был примерно таким: «Песня Зло звучит максимально странно… Но я её уже несколько раз послушал :D».
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
«Где бы ты ни скрылся, вокруг будет шуметь человеческое зло. Много его вне нас, и оно ходит вокруг, чтобы обмануть, чтобы настигнуть, много и в нас самих, и оно бушует даже среди одиночества».
Это слова из LXXXII письма.
Помню, в автобусе тогда мне придумался припев, в котором все слоги нужно петь рвано и отрывисто:
«На-ча-ло все-го
И все-го раз-лом
Зло».
Очень уж мне это тогда понравилось, хотя и смущало явно неудачное слово «разлом».
Признаюсь, уже в момент записи альбома я вдруг понял, что он мне не так уж нравится. Мысль о том, что зло – начало всего и конец всему, и вовсе не-Сенековская. Ещё и неудачное, а лишь для игры звуков вставленное слово «разлом». Короче, от лишних слов было решено избавиться.
И после этого по звучанию песня казалась уж слишком типичной, непримечательной, будто сливающейся с другими. И в голову пришла неожиданная мысль: а что, если исполнить тот же ритм не на электрогитаре, а на пианино или органе? Никто ж так не делал! Ну а почему нет? ) К тому же это и правда немного зло.
Собственно, в итоге один из отзывов в личку был примерно таким: «Песня Зло звучит максимально странно… Но я её уже несколько раз послушал :D».
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👏2
Врасплох
Пожалуй, это тот самый случай, когда в метафорах, в подобранных словах я чересчур размахнулся. Настолько чересчур, что какое-то время думал, что, может быть, стоит убрать эту песню из альбома и поставить рядом с припиской «bonus». Сенека явно выражался иначе. Но всё же не стал этого делать, поскольку это всё-таки эпитеты к мыслям и к тем порокам, что постоянно одолевают нас. И, перечитывая хотя бы письмо XCVII, можно будет увидеть сравнительную яркость в описании пороков, присущих человеку в любой век, даже век таких великих людей, как Катон. Тем более, что главная мысль, вынесенная в припев, всё же Сенековская.
Сенека пишет, что сильнее всего пороки подступают к нам в одиночестве, так что мы часто боимся быть внезапно застигнутыми кем-либо врасплох во всей своей ничтожности. И даёт совет, что многих грехов можно человеку избежать, если всегда представлять перед собой того, кого ты почитаешь и ценишь, на кого ты хотел бы равняться и быть похожим на него в добродетели – так, как будто он всегда рядом с тобой, смотрит на тебя и видит все твои поступки. Ведь не позволишь ты себе перед ним распущенность! Уже это удержит тебя от многих грехов. Ещё лучше, если ты и сам во всём будешь стараться жить и поступать так, как тот, кого ты почитаешь и чтишь.
Ничто не должно застать нас врасплох.
P.S.: Порою бывает так, что песни после момента сочинения начинают жить своей собственной жизнью, и какие-то слова незаметно меняются, «шероховатости» сглаживаются и т.п. Притом происходит это как-то само собой. Так, уже на момент финального отслушивания альбома я открыл тексты песен и вдруг увидел, что строка второго куплета изначально в 2016 была такой: «Мне противен нестойкий дух». Уже и не помню, когда за эти 9 лет во время внутренних напевов «нестойкий дух» заменился на «тлетворный дух». Но совершенно очевидно, что таким образом здесь вам был передан Блоковский привет.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
«Мне бы мысли свои исправить;
Вырвать с корнем червей и мух;
Сжечь траву и шприцы расплавить;
Я не раб бестелесных шлюх!»
Пожалуй, это тот самый случай, когда в метафорах, в подобранных словах я чересчур размахнулся. Настолько чересчур, что какое-то время думал, что, может быть, стоит убрать эту песню из альбома и поставить рядом с припиской «bonus». Сенека явно выражался иначе. Но всё же не стал этого делать, поскольку это всё-таки эпитеты к мыслям и к тем порокам, что постоянно одолевают нас. И, перечитывая хотя бы письмо XCVII, можно будет увидеть сравнительную яркость в описании пороков, присущих человеку в любой век, даже век таких великих людей, как Катон. Тем более, что главная мысль, вынесенная в припев, всё же Сенековская.
Сенека пишет, что сильнее всего пороки подступают к нам в одиночестве, так что мы часто боимся быть внезапно застигнутыми кем-либо врасплох во всей своей ничтожности. И даёт совет, что многих грехов можно человеку избежать, если всегда представлять перед собой того, кого ты почитаешь и ценишь, на кого ты хотел бы равняться и быть похожим на него в добродетели – так, как будто он всегда рядом с тобой, смотрит на тебя и видит все твои поступки. Ведь не позволишь ты себе перед ним распущенность! Уже это удержит тебя от многих грехов. Ещё лучше, если ты и сам во всём будешь стараться жить и поступать так, как тот, кого ты почитаешь и чтишь.
«Счастлив тот, кто, присутствуя лишь в мыслях другого, исправит его! Счастлив и тот, кто может так чтить другого, что даже память о нем служит образцом для совершенствования! Кто может так чтить другого, тот сам вскоре внушит почтение».
Ничто не должно застать нас врасплох.
P.S.: Порою бывает так, что песни после момента сочинения начинают жить своей собственной жизнью, и какие-то слова незаметно меняются, «шероховатости» сглаживаются и т.п. Притом происходит это как-то само собой. Так, уже на момент финального отслушивания альбома я открыл тексты песен и вдруг увидел, что строка второго куплета изначально в 2016 была такой: «Мне противен нестойкий дух». Уже и не помню, когда за эти 9 лет во время внутренних напевов «нестойкий дух» заменился на «тлетворный дух». Но совершенно очевидно, что таким образом здесь вам был передан Блоковский привет.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👍3
Давайте, соратники!
Вот слова царя Спарты Леонида, обращённые к его воинам перед битвой при Фермопилах:
Перечитывая Сенеку в 2024, я наткнулся на эту фразу, и сама собой она пропелась у меня под теперь уже известный вам мотив: ужинать будем в раю.
Здесь нужно сказать, что у греков «Аид», «преисподняя» – не было ни раем, ни адом в известном нам смысле. Можно сказать, это был и рай и ад одновременно, но лишь для людей – отдельно от богов, живущих на Олимпе. Потому лучшим переводом было бы «ужинать будем в загробном мире» или «на том свете». Я тут же подумал, что равно подошло бы и «в раю» и «в аду». Но всё-таки мы живём в России :) Наши воины достойны рая.
Что касается древнегреческой мифологии о загробном мире, уверен, более компетентные специалисты, если что, меня поправят.
Впрочем, я решил поискать, как это переводили другие. И наткнулся на цитаты из фильма 2006 года «300 спартанцев», в котором фраза эта звучит так: «Спартанцы! Готовьте завтрак и наедайтесь! А ужин нас ждёт в АДУ!» (англ.: Spartans! Ready your breakfast and eat hearty. For tonight we dine in hell!). Фильм этот я не смотрел, да и не охота, хотя многие моменты оттуда разошлись на мемы. (Или, может, несколько лет назад всё-таки глянул и тут же забыл, как ненужный хлам.) Мне с детства очень нравился фильм «300 спартанцев» 1962 года, очень серьёзный и трагический, рядом с которым ставить мемчики «THIS IS SPARTA!!!» кажется мне унизительным. В общем, кто не видел этот старый фильм 1962 года, советую.
P.S.: С этого мотивирующего напева я неожиданно вновь вернулся к идее альбома по Сенеке.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
Вот слова царя Спарты Леонида, обращённые к его воинам перед битвой при Фермопилах:
«Давайте-ка завтракать, соратники: ведь ужинать будем в преисподней!»
Перечитывая Сенеку в 2024, я наткнулся на эту фразу, и сама собой она пропелась у меня под теперь уже известный вам мотив: ужинать будем в раю.
Здесь нужно сказать, что у греков «Аид», «преисподняя» – не было ни раем, ни адом в известном нам смысле. Можно сказать, это был и рай и ад одновременно, но лишь для людей – отдельно от богов, живущих на Олимпе. Потому лучшим переводом было бы «ужинать будем в загробном мире» или «на том свете». Я тут же подумал, что равно подошло бы и «в раю» и «в аду». Но всё-таки мы живём в России :) Наши воины достойны рая.
Что касается древнегреческой мифологии о загробном мире, уверен, более компетентные специалисты, если что, меня поправят.
Впрочем, я решил поискать, как это переводили другие. И наткнулся на цитаты из фильма 2006 года «300 спартанцев», в котором фраза эта звучит так: «Спартанцы! Готовьте завтрак и наедайтесь! А ужин нас ждёт в АДУ!» (англ.: Spartans! Ready your breakfast and eat hearty. For tonight we dine in hell!). Фильм этот я не смотрел, да и не охота, хотя многие моменты оттуда разошлись на мемы. (Или, может, несколько лет назад всё-таки глянул и тут же забыл, как ненужный хлам.) Мне с детства очень нравился фильм «300 спартанцев» 1962 года, очень серьёзный и трагический, рядом с которым ставить мемчики «THIS IS SPARTA!!!» кажется мне унизительным. В общем, кто не видел этот старый фильм 1962 года, советую.
P.S.: С этого мотивирующего напева я неожиданно вновь вернулся к идее альбома по Сенеке.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👍2❤1
С Днём Философии!
Anonymous Poll
41%
Сегодня каждый должен быть философом!
41%
Кто раб философии — тот всех вольней!
44%
Я — созерцатель!
Что истинно – то моё!
Это одновременно и мой ответ на возможный вопрос: «Почему это сорвано в чужих садах?» – равно и ответ Сенеки на предполагаемый вопрос, почему он то и дело берёт что-то «не у наших», т.е. не у стоиков, а у Эпикура. Он пишет:
И в другом месте:
Вопреки распространённой традиции хотелось альбом закончить на мажорной ноте.
«Что истинно – то моё» – в этом есть что-то имперское.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
Это одновременно и мой ответ на возможный вопрос: «Почему это сорвано в чужих садах?» – равно и ответ Сенеки на предполагаемый вопрос, почему он то и дело берёт что-то «не у наших», т.е. не у стоиков, а у Эпикура. Он пишет:
«Может статься, ты спросишь меня, отчего я беру столь много прекрасных изречений у Эпикура, а не у наших. Но почему ты думаешь, что подобные слова принадлежат одному Эпикуру, а не всем людям?»
И в другом месте:
«Ты возразишь мне: «Это слова Эпикура; на что тебе чужое?» — Что истинно, то мое. Я не устану потчевать тебя Эпикуром, и пусть знают все, кто слепо твердит его слова и ценит их не за то, что в них сказано, а за то, кем они сказаны: лучшее принадлежит всем».
Вопреки распространённой традиции хотелось альбом закончить на мажорной ноте.
«Что истинно – то моё» – в этом есть что-то имперское.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👍3
УЗЛЫ
Audio
Блин, сам удивился, когда увидел сейчас оповещение. Отправилось из давно отложенных. Ну да ладно, значит, так тому и быть.
Вот та самая акустическая версия "Делай так" 2015 года 😊
Вот та самая акустическая версия "Делай так" 2015 года 😊
Telegram
УЗЛЫ
Делай так!
Период 2010-2015 у меня был, по сути, творческий застой. Обычно тетради-блокноты с песнями расходовались за ~1-3 года. А тогда за несколько лет я написал буквально считанное число песен. Многое тогда менялось. Группа «FAETON» развалилась. Кончились…
Период 2010-2015 у меня был, по сути, творческий застой. Обычно тетради-блокноты с песнями расходовались за ~1-3 года. А тогда за несколько лет я написал буквально считанное число песен. Многое тогда менялось. Группа «FAETON» развалилась. Кончились…
«Узлам» 5 лет.
Ровно 5 лет назад в этот день, 12 декабря 2020 года, состоялось наше первое выступление.
За эти годы группа преобразовалась в авторский партизанский проект. Выпустили 3 альбома. Несколько песен залетали в редакторские плейлисты ВК. Стиль прозвали "стоический панк-рок".
Хотелось на пятилетку прийти с большим подарком. Но пока всё несём. А вот грядущий год обещает быть самым ударным. Запрягаем коней!
И всё же в качестве небольшого подарка можем сообщить, что первейшим делом в 2026-ом представим Вашему вниманию новый альбом, который представляется для меня, пожалуй, самым главным в жизни. (Андрей Коробов-Латынцев уже давал небольшой спойлер тут). Хочется, чтобы всё вышло красиво, чтобы получился не просто релиз, а цельный музыкально-философско-художественный проект.
Ну а главное — спасибо вам, всем тем, кто нас слушает и поддерживает. Продолжаем творить и трудиться на поприще Муз. На чистом энтузиазме за онтологические доводы.
P.S.: Или уж плыть прямо — или разом ко дну!
Ровно 5 лет назад в этот день, 12 декабря 2020 года, состоялось наше первое выступление.
За эти годы группа преобразовалась в авторский партизанский проект. Выпустили 3 альбома. Несколько песен залетали в редакторские плейлисты ВК. Стиль прозвали "стоический панк-рок".
Хотелось на пятилетку прийти с большим подарком. Но пока всё несём. А вот грядущий год обещает быть самым ударным. Запрягаем коней!
И всё же в качестве небольшого подарка можем сообщить, что первейшим делом в 2026-ом представим Вашему вниманию новый альбом, который представляется для меня, пожалуй, самым главным в жизни. (Андрей Коробов-Латынцев уже давал небольшой спойлер тут). Хочется, чтобы всё вышло красиво, чтобы получился не просто релиз, а цельный музыкально-философско-художественный проект.
Ну а главное — спасибо вам, всем тем, кто нас слушает и поддерживает. Продолжаем творить и трудиться на поприще Муз. На чистом энтузиазме за онтологические доводы.
🍾7👍5🔥3
Раб философии
«Таскаешь себя за собой» – эти слова поразили меня ещё у Платона. И когда я увидел их у Сенеки (письмо XXVIII), я ещё раз прочувствовал их силу. У Сократа этот вопрос был риторическим и заключал ответ уже в себе. Однако – не в этом письме, но в других – Сенека дал прекрасный ответ и на этот риторический вопрос: стань рабом философии – и больше не будешь испытывать мук и метаний: всякое место тебе будет домом.
Правда, восемь строк, составившие первый куплет, были написаны не сразу по прочтении Сенеки, а позже – уже в октябре 2016 года. Когда я принялся в 2024-м за этот отрывок, я носился с идеей такого припева: «Не наше то, что нам Фортуной дано!» Однако это был пример такого сотворения песни, когда она сама льётся и диктует себя. Строка «Кто раб философии – тот всех вольней» родилась сама собой и так естественно – что сама «водрузила себя на знамя».
Третий куплет же был слегка преобразован не столько, чтобы восстановить первоначально задуманный припев, а потому что душа так просила и так лучше пелось :) В «потоке» же его первые четыре строки были записаны так:
Может, однажды зафиксирую в иной записи, если таковая случится.
Да, на обложке сингла, если вдруг кто не понял, была моя фотография со студенческого (если точнее, то с читательского билета – студенческий и зачётку мы сдали, а вот с читательского билета нам зачем-то оторвали страницу с фотографией).
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
«Пусть бы ты уехал за широкие моря, пусть бы, как говорит наш Вергилий, города и берега исчезли – за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки. То же самое ответил на чей-то вопрос и Сократ: “Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?” – та же причина, что погнала тебя в путь, гонится за тобою».
«Таскаешь себя за собой» – эти слова поразили меня ещё у Платона. И когда я увидел их у Сенеки (письмо XXVIII), я ещё раз прочувствовал их силу. У Сократа этот вопрос был риторическим и заключал ответ уже в себе. Однако – не в этом письме, но в других – Сенека дал прекрасный ответ и на этот риторический вопрос: стань рабом философии – и больше не будешь испытывать мук и метаний: всякое место тебе будет домом.
Правда, восемь строк, составившие первый куплет, были написаны не сразу по прочтении Сенеки, а позже – уже в октябре 2016 года. Когда я принялся в 2024-м за этот отрывок, я носился с идеей такого припева: «Не наше то, что нам Фортуной дано!» Однако это был пример такого сотворения песни, когда она сама льётся и диктует себя. Строка «Кто раб философии – тот всех вольней» родилась сама собой и так естественно – что сама «водрузила себя на знамя».
Третий куплет же был слегка преобразован не столько, чтобы восстановить первоначально задуманный припев, а потому что душа так просила и так лучше пелось :) В «потоке» же его первые четыре строки были записаны так:
Не мчись за успехом – его лик обманчив.
И равно встречай счастье и неудачи.
Всё, что нам дано, и быть отнято может.
Вглядись: я тебе возвращаю твоё же:
Может, однажды зафиксирую в иной записи, если таковая случится.
Да, на обложке сингла, если вдруг кто не понял, была моя фотография со студенческого (если точнее, то с читательского билета – студенческий и зачётку мы сдали, а вот с читательского билета нам зачем-то оторвали страницу с фотографией).
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👍3
Для великой души
Слова этой песни сами лились ровным ручьём. Они звучали в моей голове практически в акапельном варианте – так, чтобы задушевно петь и безо всяких инструментов.
Само название песни уже было настолько многообещающим, что главное, о чём я беспокоился – чтобы финальная запись не упала в грязь качеством перед названием.
После второго куплета я очень хотел исполнить какой-нибудь дикий «запил». Не будучи виртуозным соло-гитаристом, вымучивал что-то… Тут в комнату зашёл мой сын Марк, первоклассник. Я временно положил гитару себе на колени – и вдруг Марк стал играть на ней… как на пианино. Он так и сказал невзначай: «А что, если на ней так играть?» Я попробовал сам – и в самом деле звучит крайне интересно! И вот уже через несколько минут был записан вариант «соло», который вы можете услышать в песне. В общем, без всякого преувеличения можно сказать, что в записи этой песни поучаствовал и мой сын. «Для великой души».
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
«Когда родной город Стильпона был захвачен, когда он потерял жену, потерял детей, а сам вышел из охватившего всё пожара один, но по-прежнему блаженный, Деметрий, прозванный из-за множества уничтоженных им городов Полиоркетом, спросил его, потерял ли Стильпон что-нибудь, и тот ответил: “Всё мое благо со мною!”»
Слова этой песни сами лились ровным ручьём. Они звучали в моей голове практически в акапельном варианте – так, чтобы задушевно петь и безо всяких инструментов.
Само название песни уже было настолько многообещающим, что главное, о чём я беспокоился – чтобы финальная запись не упала в грязь качеством перед названием.
После второго куплета я очень хотел исполнить какой-нибудь дикий «запил». Не будучи виртуозным соло-гитаристом, вымучивал что-то… Тут в комнату зашёл мой сын Марк, первоклассник. Я временно положил гитару себе на колени – и вдруг Марк стал играть на ней… как на пианино. Он так и сказал невзначай: «А что, если на ней так играть?» Я попробовал сам – и в самом деле звучит крайне интересно! И вот уже через несколько минут был записан вариант «соло», который вы можете услышать в песне. В общем, без всякого преувеличения можно сказать, что в записи этой песни поучаствовал и мой сын. «Для великой души».
«Презирайте всё, что ненужный труд создает ради украшения или напоказ. Помните: ничто, кроме души, недостойно восхищения, а для великой души все меньше неё».
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
Тяжёлая скала
Так начинается письмо Письмо CXVII.
А ближе к его концу Сенека пишет:
В 2015 году, отметив для себя номер этого письма, я ещё не знал, что будут «Узлы». А в 2024, перечитывая письмо, сразу понял, что эта строка просто обязана стать песней «Узлов». Даже мой сын Марк сразу оценил и всё понял: «”А ты вяжешь и распутываешь узлы?” – это как будто ты собираешь и разбираешь группу!» Да и в названии песни у меня в скобочках стояло «Узлы».
В этом письме – да и во многих других местах – Сенека изобличает софистику, слепое умствование, эту потешную гносеологию, «познание познания», «познание познания познания», которые выдаются за философию. Эти игры ума претят философии и вредят ей. Есть дела для философии куда более важные. Дела! Пора делать дело! – вот к чему призывает и обязывает философия. Будем же и мы не разглагольствовать впустую о мудрости и благе, а деланием своим стараться быть причастным мудрости и благу.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
«Ты доставишь мне много хлопот и, сам того не зная, вынудишь ввязаться в долгую и докучную тяжбу, если будешь задавать мне хитрые вопросы, в которых я не могу ни разойтись с нашими, не поссорясь с ними, ни согласиться, не поссорясь с совестью. Ты спрашиваешь, верно ли такое утвержденье стоиков: мудрость есть благо, быть мудрым – не благо. Сперва я изложу мнение стоиков, потом решусь высказать и своё сужденье».
Так начинается письмо Письмо CXVII.
А ближе к его концу Сенека пишет:
«А тебе, клянусь, со всех сторон приходят вести и о горящем доме, и о детях в опасности, и о родине в осаде, и о расхищаемом добре; прибавь ещё землетрясения, кораблекрушенья и всё, что только может нас пугать. И посреди всего этого у тебя хватает времени заниматься вещами, годными только для удовольствия души? Ты исследуешь, что такое мудрость и что такое быть мудрым? Тяжелая скала висит у тебя над головой, а ты вяжешь и распутываешь узлы?»
В 2015 году, отметив для себя номер этого письма, я ещё не знал, что будут «Узлы». А в 2024, перечитывая письмо, сразу понял, что эта строка просто обязана стать песней «Узлов». Даже мой сын Марк сразу оценил и всё понял: «”А ты вяжешь и распутываешь узлы?” – это как будто ты собираешь и разбираешь группу!» Да и в названии песни у меня в скобочках стояло «Узлы».
В этом письме – да и во многих других местах – Сенека изобличает софистику, слепое умствование, эту потешную гносеологию, «познание познания», «познание познания познания», которые выдаются за философию. Эти игры ума претят философии и вредят ей. Есть дела для философии куда более важные. Дела! Пора делать дело! – вот к чему призывает и обязывает философия. Будем же и мы не разглагольствовать впустую о мудрости и благе, а деланием своим стараться быть причастным мудрости и благу.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👍5
У тебя в руках
У Сенеки встречаются разные представления о смерти, он по-разному её понимает и преподносит. С одной стороны, как в I письме, смерть – это то, что в прошлом: прошлое наше принадлежит смерти, и большая часть её у нас за плечами. С другой, смерть представляется впереди – как наиболее распространённое представление о ней как о моменте завершения жизни. С третьей: смерть всегда с тобой, у тебя в руках; прямо сейчас ты умираешь. Эти представления не противоречат друг другу, а вместе представляют собой удивительное сочетание. Я описал их здесь бегло и схематично, но в действительности танатология Сенеки достойна отдельного исследования.
По-разному подходя к смерти, Сенека, с одной стороны, призывает: изучай смерть, учись умирать; с другой – презирай смерть (об этом будет следующий пост), не трясись над нею, не бойся её.
Странно бояться того, что у тебя в руках, что всегда при тебе. Каждый день мы умираем, и каждый день приближает нас к смерти. Более того, и всякий раб волен распорядиться нашей смертью. Так стоит ли бояться того, что может произойти со всяким? И стоит ли бояться того, чем мы всегда вольны распорядиться сами?
Но в то же время ещё более глупы и жалки те, кто призывают смерть, кто хотят умереть поскорее. Он пишет:
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
У Сенеки встречаются разные представления о смерти, он по-разному её понимает и преподносит. С одной стороны, как в I письме, смерть – это то, что в прошлом: прошлое наше принадлежит смерти, и большая часть её у нас за плечами. С другой, смерть представляется впереди – как наиболее распространённое представление о ней как о моменте завершения жизни. С третьей: смерть всегда с тобой, у тебя в руках; прямо сейчас ты умираешь. Эти представления не противоречат друг другу, а вместе представляют собой удивительное сочетание. Я описал их здесь бегло и схематично, но в действительности танатология Сенеки достойна отдельного исследования.
По-разному подходя к смерти, Сенека, с одной стороны, призывает: изучай смерть, учись умирать; с другой – презирай смерть (об этом будет следующий пост), не трясись над нею, не бойся её.
Странно бояться того, что у тебя в руках, что всегда при тебе. Каждый день мы умираем, и каждый день приближает нас к смерти. Более того, и всякий раб волен распорядиться нашей смертью. Так стоит ли бояться того, что может произойти со всяким? И стоит ли бояться того, чем мы всегда вольны распорядиться сами?
«Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком – за колючие кусты и острые камни. Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют».
Но в то же время ещё более глупы и жалки те, кто призывают смерть, кто хотят умереть поскорее. Он пишет:
«По-моему, самое постыдное — это звать к себе смерть. Если ты хочешь жить, зачем звать её? А если не хочешь, зачем просить у богов того, что дано тебе от рождения?
<…>
На этих днях я прочитал у одного, впрочем, красноречивого человека такое, право же, позорное вступление: «О если бы мне умереть скорее!» Безумный! Ты просишь того, что всегда при тебе.
<…> Слова эти – человека, слабого душой, проклятьем своим он ищет жалости. Кто желает себе смерти, тот умирать не хочет».
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
👍2
Вот оно
Ещё в 2015 году, не думая, что я однажды сделаю это рефреном, я выписал эту строку: «Вот оно: презирай смерть!»
Здесь очень важно понять, что это значит. Речь вовсе не о том упадке духа, о том презрении, которое в западной философии порождает, с одной стороны, легкомысленное отношение к смерти, подталкивает к лёгкому уходу из жизни (культура эвтаназии), а с другой – порождает трансгуманизм и мечты о вечной жизни при полной душевной смерти (и это тоже культура эвтаназии).
Сенека говорит как раз о том, что о смерти нужно думать и помнить каждый день. Но не трястись над нею, не бояться её, чтобы не прожить всю жизнь в метаниях между страхом смерти и мученьями жизни. Нужно жить достойно и умирать достойно. Ибо в сущности жить и умирать – одно.
И в другом месте, говоря о том, что врач даёт множество наставлений, чтобы вылечиться от одной болезни:
И в смысловом отношении, и в музыкальном эта короткая композиция выступала продолжением песни «У тебя в руках». В первоначальном замысле «Вот оно» должна была идти сразу после неё. Если послушаете их в таком порядке, я полагаю, вы угадаете это уже по тональности. Почему же она в итоге оказалась в ином месте?
Здесь в силу вступает иной момент. Изначально песни предполагаются в некоем концептуальном порядке. И, расположив их так, я начинаю отслушивать – как это, собственно, воспринимается при последовательном прослушивании. Темп, тональность, интро, аутро – всё здесь принимает решающее значение, ведь эстетически альбом должен последовательно не читаться, а слушаться. Потому песня «Вот оно» оказалась перед песней «Всё перелить в тебя» по той же причине, по какой «Тяжёлая скала» оказалась первой.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
Ещё в 2015 году, не думая, что я однажды сделаю это рефреном, я выписал эту строку: «Вот оно: презирай смерть!»
Здесь очень важно понять, что это значит. Речь вовсе не о том упадке духа, о том презрении, которое в западной философии порождает, с одной стороны, легкомысленное отношение к смерти, подталкивает к лёгкому уходу из жизни (культура эвтаназии), а с другой – порождает трансгуманизм и мечты о вечной жизни при полной душевной смерти (и это тоже культура эвтаназии).
Сенека говорит как раз о том, что о смерти нужно думать и помнить каждый день. Но не трястись над нею, не бояться её, чтобы не прожить всю жизнь в метаниях между страхом смерти и мученьями жизни. Нужно жить достойно и умирать достойно. Ибо в сущности жить и умирать – одно.
«Я скажу так: кто презирает собственную жизнь, тот стал хозяином твоей».
И в другом месте, говоря о том, что врач даёт множество наставлений, чтобы вылечиться от одной болезни:
«А моё наставленье излечивает не одну болезнь, но всю нашу жизнь. Вот оно: презирай смерть! Кто ушёл от страха смерти, тому ничто не печалит душу».
И в смысловом отношении, и в музыкальном эта короткая композиция выступала продолжением песни «У тебя в руках». В первоначальном замысле «Вот оно» должна была идти сразу после неё. Если послушаете их в таком порядке, я полагаю, вы угадаете это уже по тональности. Почему же она в итоге оказалась в ином месте?
Здесь в силу вступает иной момент. Изначально песни предполагаются в некоем концептуальном порядке. И, расположив их так, я начинаю отслушивать – как это, собственно, воспринимается при последовательном прослушивании. Темп, тональность, интро, аутро – всё здесь принимает решающее значение, ведь эстетически альбом должен последовательно не читаться, а слушаться. Потому песня «Вот оно» оказалась перед песней «Всё перелить в тебя» по той же причине, по какой «Тяжёлая скала» оказалась первой.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека