Горелкин – Telegram
Горелкин
26.8K subscribers
1.05K photos
153 videos
11 files
2.28K links
Первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы, председатель правления РОЦИТ

Для официальных обращений – gorelkin@duma.gov.ru
По остальным вопросам – @webstrangler_bot
Download Telegram
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На первом заседании фракции «ЕР» моя кандидатура предложена для избрания на должность председателя IT-Комитета Госдумы. Благодарю коллег за доверие и поддержку!
12 миллиардов долларов – в такую сумму оценивается рынок геолокационных данных. На нем торгуют информацией о перемещениях того или иного мобильного устройства, которая в привязке к другим данным может представлять интерес для коммерческих компаний (и не только). Наверняка вы впервые слышите об этом – но ваши геоданные тоже, скорее всего, продаются и покупаются, и вряд ли вы давали на это своё согласие.

Подробное исследование нового рынка провели журналисты издания The Markup. В собранном ими списке оказалось 47 компаний (преимущественно, американских), чей основной бизнес – торговля геолокационными данными. Некоторые из этих фирм уже становились героями интересных новостей: например, в прошлом году стало известно, что компания X-Mode продавала военным информацию о перемещениях пользователей приложений для мусульман. Несмотря на обезличенность данных (среди них нет ни имен, ни фамилий) эксперты считают, что деанонимизация – дело техники, и в целом не сложная задача.

Конечно, сами участники рынка геоданных (в том числе, российские) отрицают вмешательство в частную жизнь, а свой продукт позиционируют как бигдату для аналитических задач. Но мне кажется, нужно называть вещи своими именами, и слежка за людьми через смартфон ничем не отличается от обычной слежки – а собранные с её помощью данные уж точно относятся к категории персональных. И даже если вы разрешаете приложению собирать данные о своем местоположении (а такая функция появилась лишь недавно), вряд ли вы хотите, чтобы кто-то их обрабатывал и продавал. Думаю, что этот вопрос нуждается в правовой экспертизе – и, возможно, в дальнейшем законодательном регулировании.
Все говорят о переименовании Mail·ru Group в VK Group, но намного более интересное событие случилось накануне – было объявлено о создании единой видеоплатформы холдинга.

Пока известно, что он объединит видеосервисы соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», даст пользователям возможность загружать свои ролики и смотреть созданные профессиональными командами. Плюс модный формат сториз и прямые трансляции – не исключено, что VK Group тоже собирается побороться на статус национального видеохостинга. Презентация новой видеоплатформы состоится в пятницу.
На совещании спецслужб в Москве секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что террористы уже создают собственные киберподразделения, что может привести к острым межгосударственным конфликтам вплоть до вооруженных столкновений
Вице-президент Facebook Ник Клегг согласился, что рекомендательные алгоритмы соцсетей, принадлежащих компании, нужно сделать более прозрачными. «Алгоритмы необходимо сделать подотчетными, если этого требует законодательство, чтобы пользователи могли сопоставить то, что наши системы предполагают сделать, с тем, что происходит на самом деле», – сказал Клегг в эфире CNN.

Понятно, что это вынужденное заявление: пиар-стратегия, которую Facebook выбрал изначально (акцент на позитиве, релизы об использовании инноваций, возобновляемой энергии и т.д.), не работает в условиях столь грандиозного скандала. Отвечать по существу компании всё-таки пришлось, и очень интересно теперь, как будет реализовано обещание сделать алгоритмы подотчетными. Я не исключаю, что г-н Клегг совершенно осознанно использовал оговорку "если этого требует законодательство" – в надежде оттянуть этот момент на неопределенный срок.

Не знаю, как в США, но в России законодательство о рекомендательных сервисах уже разрабатывается. Так что, возможно, отвечать за свои слова Нику Клеггу придется в первую очередь перед российскими пользователями Facebook и Instagram.
Покупка «Сбером» доменного имени games.ru за $1 млн оживила дискуссию о перспективах развития российской игровой индустрии: если только на домен тратятся такие суммы, сколько же компания тогда инвестирует в профильное направление своей экосистемы? Учитывая, что объем российского рынка компьютерных и видеоигр, по оценкам экспертов, в прошлом году достиг $2,17 млрд, мотивы «Сбера» становятся понятны.

Видеоигры больше не удел гиков и подростков: я знаю многих успешных людей, которые проводят досуг за игровой консолью и этого совершенно не стыдятся. По некоторым данным, до 40% человечества так или иначе вовлечены в игровую индустрию, а киберспорт всё настойчивее претендует на включение в олимпийскую программу. На этом фоне интересно наблюдать за отношением к игровой индустрии в разных государствах: если в Южной Корее правительство уже 20 лет поддерживает киберспорт, то в соседнем Китае онлайн-игры ограничивают и вводят цензуру их содержания. По какому пути пойдет наша страна?

Очевидно, что национальное регулирование индустрии киберспорта и гейминга необходимо – как в рамках существующего законодательства (например, «приземление» зарубежных сервисов цифровой дистрибуции), так и на уровне новых инициатив (в частности, вопрос о необходимости возрастной маркировки игр). Думаю, что эта задача станет важной частью законотворческой работы, и надеюсь, что представители российской игровой индустрии и киберспортсмены примут в ней участие.
Forwarded from Лента дня
🤔 Главный поисковик в мире — Google — давно называют «корпорацией добра». 20 лет назад его неофициальным девизом была фраза «не будь злом». Правда, от этого слогана давно отказались, как и от благих намерений.

Для миллиардов людей по всему миру это просто удобный поисковик. Но в корпорации так не считают. Напротив, её сотрудники уверены, что вправе перепрограммировать человечество. Они готовы сделать всё ради того, чтобы люди на всей планете думали и действовали правильно.

Но правильно — это как? Так, как удобно им. Зачем корпорации собирают данные о вас и как от этого защититься — рассказываем

@lentadnya
🗓 18 октября в 12:00 состоится расширенное заседание Комитета с участием Министра цифрового развития Максута Шадаева

Вопросы обсуждения:
▫️ развитие взаимодействия Комитета и профильного Министерства
▫️ реализация проекта устранения цифрового неравенства (проект УЦН 2.0)
▫️ ближайшие законодательные инициативы в отношении цифровой среды
▫️ бюджетное планирование

🏢 Мероприятие пройдёт Доме Союзов (ул. Большая Дмитровка, д.1), необходима аккредитация.
🔗 Будет организована трансляция на сайте Госдумы.

Дополнительная информация для СМИ в пресс-службе Комитета.
Инициатива по законодательному регулированию рекомендательных алгоритмов интернет-сервисов стала главной утренней темой новостной повестки. Для тех, кто следит за моим телеграм-каналом, это, конечно, не новость: об опасности применения рекомендательных алгоритмов я говорю уже давно, выступал по этой теме и в ОНФ, и в Совете Федерации, и на других площадках – и параллельно формулировал положения для будущего законопроекта.

Напомню свои основные тезисы:

- Люди должны решать сами, хотят ли они получать контент по выбору искусственного интеллекта – или предпочитают простой хронологический порядок;
- Интернет-сервис должен пояснить, как работает его рекомендательный алгоритм и гарантировать отсутствие любых манипуляций;
- Государство не должно вмешиваться в управление рекомендательными алгоритмами, но постоянный общественный контроль за ними необходим;
- Эти правила должны распространяться, в первую очередь, на социальные сети и видеохостинги – как ресурсы, оказывающие наибольшее влияние на общественное мнение;

Добавлю, что среди комментариев к сегодняшним публикациям по этой теме увидел немало одобрительных: пользователи осознают, что рекомендательные алгоритмы ущемляют их права и хотят эту ситуацию изменить. Надеюсь, что скоро это произойдет.
ФАС подготовила экономические меры давления на иностранные ИТ-компании

Служба подготовила пакетное предложение по давлению на глобальные ИТ-компании в России:

1. Пятый антимонопольный пакет

Согласно проекту пятого антимонопольного пакета, компаниям могут грозить двойные штрафы, если они игнорируют предписания службы. Максимальный размер санкций предложено увеличить до 1/50 годовой выручки.

2. Проект постановления правительства о внесении изменений в правила рассмотрения ФАС дел, связанных с нарушениями закона «О рекламе»

Речь идёт о том, чтобы в течение 7 дней рассматривать заявления Роскомнадзора о запрете на размещение рекламы иностранных IT-компаний, проигнорировавших закон «о приземлении». При этом служба сможет принимать решение «без участия лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения», и без вынесения определения о возбуждении дела.
Обновление видеосервиса VK действительно оказалось заявкой на статус национального видеохостинга: представители компании объявили, что ежедневная аудитория платформы составляет 40 млн активных зрителей. По этому показателю VK Видео опережает RuTube (~20 млн), но уступает YouTube (~80 млн зрителей из РФ). Посмотрим, как эти цифры поменяются через год-другой – надеюсь, что в конкурентных условиях доля отечественных сервисов увеличится.

С технологической точки у VK Видео, судя по анонсу, всё здорово: за скорость загрузки роликов отвечает собственная CDN, за качество – специальная нейросеть, поддерживаются прямые трансляции, работает рекомендательный сервис (правда, принцип работы его алгоритма мне непонятен). Анонсировано и приложение для смарт-ТВ (у RuTube, кстати, оно уже давно есть).

Что касается контента, тут у обновленной видеоплатформы тоже всё неплохо: есть бесплатные фильмы и сериалы, анонсированы эксклюзивы. А вот с монетизацией пользовательских видео история непростая: чтобы начать зарабатывать, нужно быть владельцем ВК-сообщества с дневным охватом не менее 10 тысяч. У того же YouTube монетизация становится доступна, когда канал набирает тысячу подписчиков, и для начинающих авторов это более привлекательные условия.

Но в любом случае, появление VK Видео – это большое событие для отечественной ИТ-индустрии, и я желаю нашим видеосервисам успехов в борьбе за российского зрителя.
⚡️ Расширенное заседание Комитета с участием Министра цифрового развития Максута Шадаева и генеральный директор АО «Почта России» Максима Акимова началось

Подключайтесь к трансляции на сайте Госдумы
Вопрос безопасного оборота биометрических данных обсуждали сегодня на расширенном заседании комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи. Недавно Наталья Касперская резко высказывалась по этому поводу и буквально призывала россиян никому не сдавать свою биометрию – по мнению руководителя InfoWatch, существуют высокие и непоправимые риски утечки этих данных.

Спросил, что по этому поводу думает министр цифрового развития Максут Шадаев. В целом, тревог Касперской он не разделяет, но при
этом считает задачу сохранности биометрических данных россиян сверхважной. Именно поэтому единая биометрическая система уже в скором времени должна получить статус государственной – и требования к безопасности хранения данных будут соответствующими.

Минцифры планирует, что в ближайший год количество пользователей единой биометрической системы достигнет десяти миллионов. Принуждать никого не собираются: участие должно быть добровольным и осознанным, но для этого российским сервисам, использующим биометрию, нужно доказать своё удобство. Как, например, сделал это эппловский Face ID, который в свое время тоже критиковали эксперты по безопасности.
Forwarded from IT News
Сейчас депутаты работают над законопроектом, который обяжет интернет-платформы обеспечить пользователям возможность отключения алгоритмов, которые формируют в его ленте специально подобранный контент. Цель инициативы - сделать их прозрачными для пользователей и государства. О том, в каких странах работа алгоритмов уже привлекла внимание властей и какие сервисы попадут под регулирование в первую очередь, рассказал Антон Горелкин.
Масштаб социальных рисков, связанных с отсутствием контроля за рекомендательными алгоритмами интернет-сервисов, государства-лидеры прекрасно осознают – но к регуляторной практике подбираются довольно неспешно. В ЕС правила работы рекомендательных систем станут частью закона о цифровых услугах, который планируется принять только в следующем году. В США попытки регулировать поисковые и рекомендательные алгоритмы усилиями лоббистов упираются в Первую поправку, священную корову американской демократии.

Ближе всех к решению вопроса находится Китай: там уже опубликовано руководство по регулированию рекомендательных алгоритмов в интернете. Компартия планирует создать систему управления алгоритмами, разработать стандарты их безопасности и надзора за их использованием. Технологические компании обяжут обеспечить безопасность и прозрачность рекомендательных сервисов, настроить их на продвижение общественных и политических ценностей.

Такие регуляторные требования представляются мне избыточными. Не думаю, что в наших реалиях требуется такое глубокое вмешательство государства в работу рекомендательных систем – достаточно дать пользователю возможность решать самому, хочет ли он пользоваться алгоритмами, или предпочитает другие, более традиционные способы сортировки контента. Подробнее о своем видении будущего законопроекта я уже рассказывал – кто пропустил, почитайте.
Так до сих пор и не ясно, сколько Google зарабатывает на российском рынке (а точнее – на гражданах РФ). Forbes в своем рейтинге крупнейших иностранных компаний пишет, что в 2020 году выручка ООО «Гугл» составила 85,5 млрд рублей – но эксперты называют куда более впечатляющие цифры: от 130 до 220 млрд рублей. Скорее всего, сюда добавился объем платежей, которые российские пользователи переводят Google напрямую, минуя российскую «дочку». Думаю, что релевантные цифры мы узнаем только после полноценного приземления компании в России и признания ООО «Гугл» официальным представительством Google LLC.
Минцифры планирует значительно ускорить процесс блокировки мошеннических сайтов: до конца 2022 года министерство рассчитывает выстроить систему, при которой эти ресурсы будут блокироваться в течение суток. Об этом министр цифрового развития Максут Шадаев говорил во время недавнего заседания комитета ГД по информационной политике.

Я с министром согласен: нужно значительно ускоряться. Еще в начале сентября я направил в ФАС, РКН и МВД информацию о явно фишинговом сайте фейкового Роскосмоса, который раскручивался через рекламную сеть Facebook. Роскомнадзор отреагировал уже на следующий день и потребовал от социальной сети рекламу снять. Но сам сайт доступен до сих пор – и, возможно, продолжает рекламироваться где-то еще и обманывать россиян.

ФАС и РКН прислали ответы на мой запрос, суть которых сводится к тому, что мошенническим сайтом должно заниматься МВД. Из министерства внутренних дел мне, к сожалению, так и не ответили: видимо, до сих пор занимаются проверкой. Вся надежда на новую систему, о которой говорил руководитель Минцифры – может быть, она поможет совершить прорыв?
Российским пользователям Facebook начали приходить приглашения присоединиться к программе Facebook Protect. Соцсеть придумала ее еще в 2019 году, перед выборами президента США – и, видимо, после череды скандалов решила расчехлить её на глобальном уровне.

Смысл программы в дополнительной защите аккаунта: с одной стороны, от взлома (через обязательную двухфакторную аутентификацию), с другой – от фейковых новостей. Якобы участникам Facebook Protect реже будут показывать публикации тех аккаунтов и страниц, которые были замечены в распространении непроверенной информации. Решение будут принимать алгоритмы соцсети – хотя к качеству их работы есть много вопросов. Но отказаться от участия в программе нельзя, а других алгоритмов у Facebook для вас нет.

В общем, я сильно сомневаюсь, что такие меры как-то помогут в борьбе с фейками. Скорее, они приведут к новым немотивированным блокировкам и новым скандалам. Я сторонник прозрачных решений и единых правил для всех участников рынка – и в части с фактчекингом возлагаю большие надежды на «антифейковый меморандум», подписанный недавно российскими соцсетями и СМИ. Я даже не исключаю, что правила по проверке фактов, которые будут выработаны участниками подписания, со временем найдут свое отражение в законе о СМИ – обновленном согласно требованиям нашего стремительного времени.