Разговор с футурологом – Telegram
Разговор с футурологом
3.42K subscribers
297 photos
66 videos
5 files
302 links
Руслан Юсуфов о будущем и настоящем [16+] yusufov.co
Download Telegram
Исследование Penn State и Oregon State University выявило, что большинство людей не способны распознать расовую предвзятость в обучающих данных для ИИ. Участникам демонстрировали наборы данных, где счастливые лица были исключительно белыми, а грустные — исключительно чернокожими.

Подавляющее большинство не увидело в этом проблемы, за исключением тех, кто принадлежал к негативно представленной группе. На мой взгляд, этот феномен связан с человеческим восприятием и предрассудками общества, которые ИИ только усиливает. Другими словами, если предвзятость совпадает с внутренними установками наблюдателя, она становится для него невидимой.

Да что там, сама эта статья — яркий пример: в тексте слово «Black» пишется с заглавной буквы, а «white» — со строчной. Почему это норма для прогрессивных изданий? Да потому что «Black» — это обозначение культурной идентичности, а «white» — просто цвет или категория, подобной идентичностью не обладающая.

Так что ИИ винить не будем. Как потопали, так и полопали.

@yusufovruslan
1👍113🤯2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Иду я, вижу — тумба стоит, а за тумбой — Алексей Лукацкий советы дает. И я так застеснялся, стушевался, великий все-таки, что все главные вопросы жизни, вселенной и всего такого — ну просто из головы вылетели! Спросил что-то про ответственность сильного искусственного интеллекта. А ведь мог узнать, кто мы и куда мы идем! Ну это уж в другой раз.

@yusufovruslan
217😁14👍7🔥5
Разговор с футурологом
Иду я, вижу — тумба стоит, а за тумбой — Алексей Лукацкий советы дает. И я так застеснялся, стушевался, великий все-таки, что все главные вопросы жизни, вселенной и всего такого — ну просто из головы вылетели! Спросил что-то про ответственность сильного искусственного…
Ну вот написал я пост про Алексея, а под ним сразу набежали боты продавать натальные карты 😂

Большинство трафика в интернете сегодня создается ботами, и большинство ими же и потребляется. Человек в интернете — уже меньшинство.

Начинается отток внимания из публичного сегмента (форумы, каналы, соцсети) к закрытому и частному — чаты коллег или родственников, где мы уверены, что каждый присутствующий — человек.

И если размотать этот клубочек дальше, то можно спрогнозировать несколько фундаментальных сдвигов:

1️⃣ Если публичный интернет станет рынком доверия, а не рынком внимания, то статус «подтвержденный человек» будет привилегией или даже платной услугой — это создаст рынок для «чистых» платформ с высоким порогом входа.

Рекламная модель, основанная на охватах, обесцениться из-за невозможности отличить бота от человека, на смену ей придет модель с гарантией доставки сообщения подтвержденному человеку. Это огромный рынок для посредников-верификаторов.

2️⃣ Экономика верификации неизбежно породит цифровые касты: будет и аристократия, существующая в закрытых, дорогих экосистемах с высоким качеством информации и взаимодействия; будет и плебс, обитающий в «диком» интернете, наполненным ботами, фейками и низкокачественным контентом, чьи данные и внимание стоят на порядки дешевле; возможно, в отдельную касту выделятся ИИ-сервиторы (привет, Warhammer 40K), симулирующие социальную активность.

3️⃣ Существование каст повлияет на наше восприятие информации и коммуникации. Любой контент в открытом доступе станет считаться сгенерированным или ложным, пока не доказано обратное. Резко возрастет ценность живого, нецифрового взаимодействия, физических носителей информации и личных встреч, вплоть до фетишизации всего аналогового.

4️⃣ Это сформирует запрос на создание новой инфраструктуры: разработка и внедрение новых технических стандартов и протоколов для доказательства человеческого участия, аппаратные модули для смартфонов, рынок ИИ-фильтров, фильтрующих цифровой шум для людей и так далее. А также рынок ностальгии и «традиционных» переживаний.

🎯 Последствия второго и третьего порядка будут касаться социальных практик, «особого» контента для избранных, человеческих анклавов, а также развития и даже институционализации контркультуры.

@yusufovruslan
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥17👍7😁61
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Смотрите полную версию этого дерзкого великолепия в канале у Артема Сычева — спасибо, что спродюсировал такой замечательный подкаст! 🚀

@yusufovruslan
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
314🔥9👍7
Уже в 15-й раз стартует конкурс «Вместе в цифровое будущее», который «Ростелеком» ежегодно проводит для привлечения внимания региональных журналистов и блогеров к событиям телекоммуникационной отрасли, технологическим трендам и инновационным технологиям.

Ваш покорный слуга последние несколько лет выполняет в конкурсе роль члена жюри, и судя по тому, что еще не попросили на выход, со своими обязанностями справляется! 😉

Каждый год мы отсматриваем, вычитываем, выглядываем тысячи работ, а для победителей «Ростелеком» обычно готовит невероятные плюшки — то на Камчатку отвезет, то на Байконур.

На фотографии я как раз на Камчатке — смотрю с понимающим видом на какие-то раскрашенные в зеленый цвет устройства, предназначенные не скажу, для чего 😂

Я не знаю, что они заготовили победителям этого года, но если вы пишете, снимаете, создаете, вещаете, жжете глаголом, подавайтесь: https://www.smi.rt.ru

@yusufovruslan
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2🔥18👍7😁53
Хотите простой лайфхак? Априори относитесь к любому контенту, произведенному после 2022 года, как к фейку.

@yusufovruslan
3👍26🔥10😁84
Мы подготовили 7-дневный практикум по развитию критической ИИ-грамотности.

Цель — расширить понимание начинающего пользователя, научиться анализу ограничений и предубеждений генеративного ИИ.

🔜 Доступ к материалу открыт:
https://mindsmith.ru/insights/beyond-prompting

Методология апробирована. Подойдет и для личного, и для командного обучения. Учитесь с удовольствием и делитесь со ближними! 🚀

@yusufovruslan
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2222🔥13👍11
Разговор с футурологом pinned «Мы подготовили 7-дневный практикум по развитию критической ИИ-грамотности. Цель — расширить понимание начинающего пользователя, научиться анализу ограничений и предубеждений генеративного ИИ. 🔜 Доступ к материалу открыт: https://mindsmith.ru/insights/beyond…»
Физический труд перестал быть локальным, его оцифровали, упаковали в API и выставили на глобальный рынок по самой низкой цене. В японские магазины нанимают роботов, удаленно управляемых операторами-филиппинцами.

Тело рабочего теперь — это прокси-сервер, а человеческое сознание и моторика кибер-гастарбайтера экспортируются через океан для выполнения грязной, дешевой и монотонной работы.

Размотаем эту бизнес-модель к логическим последствиям:

1️⃣ Зарождается рынок удаленного физического труда, где человек — API для робота. Ценность такого работника сводится к стоимости часа его когнитивно-моторных функций на глобальном рынке. В перспективе — это тот самый сантехник, про бессмертие которого перед лицом ИИ думали многие.

2️⃣ Модель усиливает глобальное экономическое неравенство. В «метрополиях» (Япония, США) концентрируются технологии, капитал и потребление услуг, в «колониях» (Филиппины) — дешевая рабочая сила, предоставляющая свои нервные системы в аренду. Почитайте мою заметку 2023 года о цифровом рабстве.

3️⃣ Мантра «человек будет принимать окончательное решение» свелась к функции человеческого предохранителя, биологического костыля «инструмента» (мы же так называем ИИ?), обрабатывающего ошибки и нештатные ситуации, которые слишком дороги для полной автоматизации. Его главная конечная задача — обучить систему, чтобы она в итоге от него избавилась.

🎯 Последствия второго и третьего порядка — это полная диссоциация работника от своего труда, новые формы профессиональных заболеваний (киберукачивание) и возникновение этических и юридических дилемм о правах и ответственности «оператора аватара».

Но продаваться это блюдо «глобальный рынок труда» будет, безусловно, с гарниром «сокращения неравенства» и под соусом «помощи выйти из бедности самым незащищенным».

@yusufovruslan
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥1310🤯5🤔4
Я сегодня почти весь день на https://tech.rbc.ru — заглядывайте, будем кофе пить!

Что примечательно:

Я насчитал 55 спикеров, из них только одна дама. Ну что, у нас в российском ИТ мало дам? Много! И есть блестящие специалисты! С другой стороны, может они так умны, что одну приходится балансировать 50 мужчинами? Тоже вроде нет, потому что специалисты прекрасные есть у нас обоих полов!

Короче, множество вопросов и гипотез, буду выяснять, заострять, искать первопричину этого явления, проведу исследование в спикерской! Если после такого поста меня в нее пустят, конечно 😂

Результатами поделюсь в лектории в 15:45! До встречи!

@yusufovruslan
16🔥7😁7
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вчера на РБК Tech 2025 под модерацией Игоря Илюхина рассуждали, куда мчится паровоз — в бетонную стену, в диктатуру алгоритмов, или же в утопический анклав, в который возьмут не всех.

Для для тех, кто не смог присоединиться, делюсь небольшим фрагментом, в котором на житейско-бытовых пальцах иллюстрирую риски когнитивной разгрузки (подробно описывали здесь, а здесь — профилактику).

Не отпускайте свою думалку в свободное плавание, потому что иначе нас точно заменят 😂

@yusufovruslan
🔥156👍6😁2🤯1
Ну и на выход показал 😂

@yusufovruslan
👍149😁8🔥1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Победителя Конкурса социальных архитекторов Ивана Илюшина особенно вдохновило выступление футуролога Руслана Юсуфова и продемонстрированное им видение проблем, с которыми новым социальным архитекторам еще только предстоит столкнуться. И в целом конкурс помог Ивану заново оценить ответственность обладателей его профессии перед обществом.

Подробнее – в видеоролике.

#КСА #ЛидерыРоссии #РСВ
🔥14👍118
Сегодня в 15:30. РБК.

Поговорим о том, как ИИ помогает людям своим создателям захватывать рынок труда.

⚪️Обсудим, почему глобальный фонд оплаты труда — это новый сырьевой рынок, а «vendor lock-in» — конечная цель.

⚪️Разберем, почему стратегия «сохранить человека в контуре» (human in the loop) незаметно превращается в затягивание петли на рынке белых воротничков.

⚪️Рассмотрим, как инструменты, созданные для «помощи», могут привести к массовой разгрузке мозга и атрофии мышления в масштабах целых отраслей и стран.

Постараюсь успеть до того, как выгонят из эфира.

Включайте. Будет неудобно.

@yusufovruslan
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥2213👍8😁3
Единство — это функциональное свойство социума, необходимое для выживания. Сила единства вовсе не в подавлении разнообразия, наоборот — в его использовании как ресурса. Гомогенная система хрупка; устойчива лишь та, что состоит из разнообразных, но взаимосвязанных элементов.

Этот принцип нарушается на наших глазах: естественная человеческая непохожесть многократно усиливается технологиями, которые консервируют нас в информационных пузырях, а устаревшие протоколы социального взаимодействия не справляются с этим давлением. Это порождает инстинктивную реакцию отторжения: легко отмахнуться, потому что «эти — тупые», «те — меркантильные», а ролик с девочкой, не знающей географию, вызывает злорадство, а не желание объяснить.

Ненависть и отчуждение — симптомы системного сбоя. Поэтому работа по созданию единства усложняется. Она требует осознанных усилий: принимать, пытаться понять, не бросать, подтягивать. Это и есть проектирование социальных связей на всех уровнях: в каждой семье, в каждом партнерстве, среди друзей и соседей, в целой стране.

С Днем народного единства! Стройте мосты!

@yusufovruslan
234🔥11👍7
Драгоценные, есть вопрос! Мне вот нравится, а вам? Вопрос серьезный! 🤔😉

@yusufovruslan
7🔥3617😁13🤯5👍3
Сегодня записывали подкаст про воспитание детей. Видео подождем, а пока — несколько мыслей по итогам:

⚪️ИИ-помощники, мгновенно решающие домашние задания, лишают мозг необходимой тренировки. Чтобы избежать атрофии нейронных связей, ребенка нужно защитить от «помощи», которая делает его слабее.

🤔 Задача родителя — создавать пространство, где ценятся усилие, ошибка и самостоятельный поиск решения.

⚪️Стерильная, предсказуемая среда выращивает хрупких людей.

🤔 Задача родителя — вносить в жизнь ребенка элементы случайности и необходимости принимать решения в условиях неопределенности.

⚪️Учить ребенка медиаграмотности в старом смысле — уже бессмысленно; в современном интернете — это как давать аспирин во время чумы, нужна системная профилактика.

🤔 Задача родителя — стать тренером по когнитивной безопасности: вместе разбирать фейки, анализировать пропаганду и вырабатывать рефлекс «проверь, прежде чем поверить».

⚪️Если любой факт может быть сфабрикован, а история переписана ИИ, полагаться на авторитет (учителя, книги, даже на родителя) становится опасно.

🤔 Задача родителя — сместить фокус с передачи фактов («что знать») на передачу методов познания («как узнавать»), учить ребенка мыслить как детектив: искать первоисточники, сопоставлять разные точки зрения, оценивать мотивы говорящего.

⚪️Раз ИИ может генерировать бесконечные потоки слезливых историй для манипуляции, наивная эмпатия становится уязвимостью.

🤔 Задача родителя — развивать способность сопереживать, но при этом анализировать, кто и с какой целью пытается вызвать это чувство, блокируя эмоциональные манипуляции.

⚪️Большинство образовательных программ учат детей быть пассивными потребителями технологий, это путь в никуда.

🤔 Задача родителя — воспитать в ребенке стремление к субъектности и созиданию, поощрять попытки создания собственных миров, правил и инструментов.

⚪️В мире дипфейков единственное, что будет иметь ценность — это доказуемая история личности: портфолио реальных проектов, подтвержденные достижения, отзывы живых людей.

🤔 Задача родителя — помочь ребенку с ранних лет формировать этот нефинансовый актив: учить его документировать свои успехи (хоть разработку мира в роблоксе, хоть участие в детском конкурсе чтецов), отвечать за свои слова и выстраивать долгосрочные отношения.

⚪️Если ИИ может дать любой ответ, а ребенок обращается к условной «Алисе» как к инструменту познания, функция родителя — это помощь в поиске смысла.

🤔 Задача родителя — примерить на себя роль задавателя вопросов, если хотите, создателя контекста, обсуждать вопросы «зачем это?», «какие у этого могут быть последствия?», «что ты об этом чувствуешь?». Такая привычка поможет ребенку вырасти в человека, способного к самостоятельному мышлению.

@yusufovruslan
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥25👍1311
Представьте одаренного подростка в 1986 году. Школьная программа для него — мучительно медленная и примитивная. Учителя повторяют одно и то же, требуя механического выполнения, а он решает задачи в уме. Ему скучно. Он чувствует себя чужим.

И вот он находит компьютер, открывая для себя мир логики, скорости и бесконечной сложности, лишенный человеческой иррациональности, отвечающий на интеллектуальный поиск. Подросток начинает исследовать цифровые сети, движимый чистым любопытством. Общество называет его «хакером» и «преступником».

Исследователь, запертый в мире, который слишком мал для него, пишет манифест, где говорит: «мое преступление — это любопытство».

Сцена из фильма «Хакеры» (1995), где агенты ФБР читают этот манифест, идеально иллюстрирует столкновение двух миров. С одной стороны — мир иерархии, материальной выгоды и подчинения правилам. С другой — мир интеллекта, элегантных решений и свободы познания. Агенты ищут корыстный мотив и не могут его найти, потому что мотивация хакеров лежит вне их системы ценностей.

В 2025 году ваш сын или дочь решают сложные задачи для удовольствия, детский ум работает в мире шахматных стратегий и логических конструкций. А на уроке учитель говорит: «не отвлекай класс», «сиди тихо», «делай как все».

Это тот же самый конфликт.
Система образования — это конвейер, рассчитанный на среднего ученика, она не знает, что делать с теми, кто мыслит быстрее, глубже или просто иначе.

Их интеллект воспринимается как сбой в программе, как помеха, мешающая классу. Требование «быть как все» — это попытка системы устранить эту «ошибку».

Ваш ребенок — не «трудный», его «плохое поведение» — это симптом интеллектуального голода. Он — исследователь, которому стало скучно, как и подростку в 1986 году.

Подмена наставничества администрированием — порок, диагностированный столетия назад. Руссо описал его в «Эмиле» в XVIII веке. Манифест хакера лишь обновил этот диагноз для цифровой эпохи. Учитель, действуя как агент этой системы, вынужденно подавляет интеллектуальные аномалии.

Ваша задача — осознать ее и предоставить тот интеллектуальный стимул, который система дать не способна.

@yusufovruslan
5👍23🔥107