Вышел очень интересный препринт, посвящённый давнему вопросу: что именно делает людей более “странными” — в смысле WEIRD (Western, Educated, Industrialized, Rich, Democratic). Напомню, что эта аббревиатура была предложена как методологическое предупреждение: большая часть психологических исследований опирается на выборки из культур, которые представляют собой историческое исключение, а не норму человечества.
Авторы использовали данные нескольких волн World Values Survey по 95 странам (≈269 тысяч респондентов) и рассчитали культурную дистанцию между социальными группами: как далеко ценностный профиль каждой группы находится от профиля западных стран (США и ряда стран Европы). Затем они сравнили, какие факторы — образование, доход, субъективный статус — предсказывают это сближение.
Главный вывод оказывается довольно контринтуитивным для тех, кто привык рассматривать экономическое положение как ключевой фактор модернизации: именно образование, а не доход и не субъективное ощущение более высокого статуса, связано с большей “WEIRD-ностью”. Люди с высшим образованием почти везде оказываются заметно ближе к западному ценностному паттерну, чем их соотечественники с низким образованием. Причём иногда разрыв внутри страны по “WEIRD-ности” между слоями населения сопоставим с разрывами между странами.
Показательный пример: если сравнить ценности россиян с низким уровнем образования и жителей США, то между ними наблюдается существенная культурная дистанция. Но россияне с высшим образованием оказываются почти столь же близки к американцам по ценностям, как, например, новозеландцы.
Речь не об «американизации» вкусов, а о сближении по целому набору ценностей, которые ассоциируются с западными обществами:
При этом образование меньше влияет на взгляды в области права, экономики и «общих норм». Это связано с тем, что эти установки формируются под давлением общего институционального контекста — налогов, судов, инфляции, правил — которые одинаковы для всех граждан, независимо от диплома. Кроме того, повседневные нормы вроде честности или отношения к коррупции поддерживаются социальным окружением — семьёй, работой, соседями (что называется воспринимаемая культура сообщества) — и потому слабо изменяются с получением образования.
Когда мы говорим, что “проверили эффект на выборке из нескольких стран”, но эта выборка состоит преимущественно из людей с высшим образованием, особенно из университетской среды, то мы фактически работаем не с кросс-культурной вариативностью, а с транслокальной субпопуляцией глобально схожей культурной матрицы. Это означает, что реальные межкультурные различия могут быть систематически недооценены.
Показательно, что похожая дискуссия была и вокруг международных сравнений когнитивных показателей: Линна упрекали в том, что он в Африке брал данные массовых, а не элитных образовательных учреждений. Его аргумент был простой: если цель — понять реальную структуру популяции, то именно обычная школа, а не университет даёт более точное представление о среднем уровне и вариативности.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
OSF
More educated people are more WEIRD: Higher education predicts global cultural similarity to WEIRD countries
Behavioral scientists increasingly recruit participants from less-WEIRD societies, but continue to oversample highly educated people, such as university students and online workers. Here we test how representative highly educated individuals are of the world’s…
1 39 8 8 8
Я решила написать подробный текст о формализованной рамке для анализа межкультурных отношений в современных обществах. Такой подход позволяет отказаться от поверхностных политических ярлыков и перейти к строгому структурному рассмотрению того, как общества организуют культурное многообразие.
В финальной части будет предложен набор диагностических индикаторов и воспроизводимая процедура «чтения контекста», которая помогает оценивать модели включения на практике и обсуждать культурные различия без идеологической поляризации — прозрачным, аналитическим и воспроизводимым образом.
❤️Читать или слушать можно теперь и на Tribute (работают зарубежные карты)
📖 Читать или слушать на бусти
Спасибо за поддержку — благодаря ей я могу оставаться независимой и продолжать делать содержательный аналитический контент.🥰
В финальной части будет предложен набор диагностических индикаторов и воспроизводимая процедура «чтения контекста», которая помогает оценивать модели включения на практике и обсуждать культурные различия без идеологической поляризации — прозрачным, аналитическим и воспроизводимым образом.
❤️Читать или слушать можно теперь и на Tribute (работают зарубежные карты)
Спасибо за поддержку — благодаря ей я могу оставаться независимой и продолжать делать содержательный аналитический контент.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Tribute
This bot helps content creators receive financial support from their followers directly in the app.
3 16 8 7 4
Forwarded from Дмитрий Антипов / Психология
Да, мы бьём на опережение - готовим большой видеоматериал по планированию и целеполаганию
1. Какие у тебя были планы на 2025 год? Что тебе удалось достигнуть/изменить, а что - нет? Как тебе кажется, почему так получилось?
2. Какие у тебя планы на 2026 год? Будешь ли ты заниматься постановкой целей, либо ты придерживаешься другого подхода?
Присылай свои ответы сюда (бот анонимный)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Все финансовые затраты на этот выпуск покрыл Алексей Самойлов. Большая благодарность нашему меценату науки❤️
Ищите ролик через поиск на Ютуб по названию в начале поста
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1 44 19 10 8
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1 42 11 10 7
Forwarded from Дмитрий Антипов / Психология
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Что отличает нашу культуру от культуры животных является давним спором. Долгое время преобладал консенсус: человеческая культура уникальна своей кумулятивностью — мы накапливаем знания поколение за поколением и передаём их с высокой точностью, позволяя сложным практикам и технологиям усложняться. Однако авторы новой статьи показывают, что ни накопление, ни точность передачи не являются исключительно человеческой привилегией.
Дж. Х. Морган и М. Фельдман рассматривают разные возможные объяснения — наследование приобретённого, особенности путей передачи, способность генерировать новые варианты. И приходят к выводу, что самое важное отличие человека — масштаб и открытость культурного пространства.
У животных культурные изменения чаще укладываются в уже сформированные «рамки» поведения: типы песен, формы охоты, способы избегания опасности. Диапазон возможных новшеств там ограничен заранее заданными биологическими режимами.
У людей же поле культурных возможностей принципиально шире: мы можем переносить принципы деятельности из одной области в другую, разбирать поведение на элементы и пересобирать их, создавая совершенно новые формы знаний, практик и технологий.
Ключ — в том, как мозг представляет действия. И у людей, и у ряда животных сложные действия кодируются иерархически: цель → подцели → шаги (снижает нагрузку на рабочую память). Но у людей эта система особенно «глубокая» и гибкая. При этом мозг использует одну и ту же систему, когда мы делаем что-то сами и когда смотрим, как это делает другой человек. Поэтому нам легко «расшить» чужие действия на шаги и потом собрать из этих шагов что-то своё, новое.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Nature
Human culture is uniquely open-ended rather than uniquely cumulative
Nature Human Behaviour - How did human culture become ecologically dominant? Morgan and Feldman re-examine existing theoretical accounts and propose that, contrary to previous belief, cumulative...
1 24 8 7 6
Умер Дж. Уотсон, благодаря которому полностью сменилась научная парадигма биологии (про важность этого открытия написано много и я не буду повторяться).
Меня сегодня по этому поводу очень разозлили соцсети. Поэтому я хочу выговориться о природе леваков, которые способны только уничтожать и стирать из памяти.
В 2007 г. Уотсона начали отменять леваки за то, что он сказал, что наш интеллект обусловлен генами и
что перспективы Африки омрачены политикой, которая «строится на допущении, что у его жителей уровень интеллекта такой же, как у [белых]».
Если в 70-ые гг. на эту тему можно было дискуссировать, сейчас накопилось столько данных, что обратная позиция - это просто ложь.
Напротив, левацкие активисты не хотят решать никакие проблемы по-настоящему, поэтому всегда пользуются универсальным ответом. Во всем виноват расизм, фашизм, сексизм. Все это …изм.
Единственный нормальный изм - это дарвинизм, которого придерживался и Уотсон. В рамках дарвинизма абсолютно логично, что популяции в разных экологиях адаптируются по-разному, отсюда и все остальные различия, включая интеллект.
Но за правду Уотсона лишили многих научных наград, а также он был уволен с нескольких рабочих мест. А сейчас эти мерзкие никчемные людишки в соцсетях, которые единственное что умеют так это п…деть, после смерти любого заметного человека пытаются как стервятники обыграть всё так, будто никакого вклада Уотсона и не было.
И Нобелевку дали случайно… Уотсон не первый ученый, который стал жертвой.
Леваки не умеют ничего кроме как разрушать. Сейчас в науке торжествует неолысенковщина.
Никогда не обманывайтесь их словами о равенстве, заботе о меньшинствах. Их цель разрушить науку. Зло всегда убеждает других, что оно добродетель.
Меня сегодня по этому поводу очень разозлили соцсети. Поэтому я хочу выговориться о природе леваков, которые способны только уничтожать и стирать из памяти.
В 2007 г. Уотсона начали отменять леваки за то, что он сказал, что наш интеллект обусловлен генами и
что перспективы Африки омрачены политикой, которая «строится на допущении, что у его жителей уровень интеллекта такой же, как у [белых]».
Если в 70-ые гг. на эту тему можно было дискуссировать, сейчас накопилось столько данных, что обратная позиция - это просто ложь.
Напротив, левацкие активисты не хотят решать никакие проблемы по-настоящему, поэтому всегда пользуются универсальным ответом. Во всем виноват расизм, фашизм, сексизм. Все это …изм.
Единственный нормальный изм - это дарвинизм, которого придерживался и Уотсон. В рамках дарвинизма абсолютно логично, что популяции в разных экологиях адаптируются по-разному, отсюда и все остальные различия, включая интеллект.
Но за правду Уотсона лишили многих научных наград, а также он был уволен с нескольких рабочих мест. А сейчас эти мерзкие никчемные людишки в соцсетях, которые единственное что умеют так это п…деть, после смерти любого заметного человека пытаются как стервятники обыграть всё так, будто никакого вклада Уотсона и не было.
«Он был в первую очередь расистом, а не ученым»
И Нобелевку дали случайно… Уотсон не первый ученый, который стал жертвой.
Леваки не умеют ничего кроме как разрушать. Сейчас в науке торжествует неолысенковщина.
Никогда не обманывайтесь их словами о равенстве, заботе о меньшинствах. Их цель разрушить науку. Зло всегда убеждает других, что оно добродетель.
3 153 31 29 17
Почему в одних обществах репутация важнее жизни, в других — гармония важнее правды, а в третьих — самоуважение выше общественного мнения? Новое исследование предлагает новую рамку, объединяющую старые категории индивидуализм-коллективизм с концепцией культурных логик: честь, лицо и достоинство.
Его авторы утверждают: эти логики — инструменты социальной организации, когда культура — это способ решать три ключевые задачи:
Для этого используются разные формы коллективизма:
К этим типам коллективизма привязаны три культурные логики, каждая из которых задаёт правила взаимодействия, моральной оценки и обоснования социального порядка.
Основана на принципе сильной взаимности: добро — за добро, зло — за зло. Часто сочетается с родственным коллективизмом: кооперация внутри клана, защита репутации — обязанность. Возникает там, где ресурсы дефицитны и их легко отобрать (напр., скотоводство), а государственные институты слабы или отсутствуют. Индивидуальность здесь выражается через самостоятельность, решительность, готовность к агрессии.
Основана на уважении, сдержанности и сохранении репутации внутри сети отношений. Связана с сетевым коллективизмом: выживание зависит от баланса в системе взаимных обязательств. Потеря лица — не просто неловкость, а угроза статусу всей сети. Типичный пример — китайская рисовая экономика, требующая высокой межличностной координации. Ответственность за «лицо» — общая: его поддерживают не только носитель, но и вся сеть.
Признаёт внутреннюю ценность человека, независимую от чужих оценок. Обычно сочетается с атрибутивным коллективизмом на основе формальной принадлежности (напр., к нации или религии). Истоки — в универсальной морали, подкреплённой институтами (церковными, правовыми, государственными). Индивидуальность здесь выражена как автономия, последовательность и моральная субъектность вне конкретных социальных связей.
📐 Что особенно важно: разные типы коллективизма не только задают форму кооперации, но и различаются по функциональным последствиям.
Радиус кооперации:
Границы «своих» и «чужих»:
Возможность перехода и расширения:
🌍 Эти детали особенно важны для понимания культурных трансформаций. Например:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Зачем мы такие? | Альбина Галлямова
Культура чести, достоинства и лица (honor, dignity and face cultures)
😱Как культура формирует способы, с помощью которых люди строят социальное взаимодействие, разрешают конфликты и защищают свою репутацию? Один из путей исследования этих процессов – это…
😱Как культура формирует способы, с помощью которых люди строят социальное взаимодействие, разрешают конфликты и защищают свою репутацию? Один из путей исследования этих процессов – это…
Forwarded from Зоопарк из слоновой кости
#их_нравы
6 ноября умер Джеймс Уотсон - тот самый, который нобелевский лауреат за структуру ДНК вместе с Криком и Уилкинсом. Как ни удивительно, но Nature в своей статье по этому поводу, вопреки обыкновению, написал в основном хорошее, постаравшись защитить Уотсона от нападок по поводу его якобы расизма и сексизма (излюбленная тема многих научных и околонаучных леваков на протяжении лет так двадцати точно).
Ну, а мы вспомним, что Уотсон весьма хорошо относился к России, не раз бывал в нашей стране и выступал с лекциями. А еще он, чтобы найти деньги на науку, выставил на аукцион свою нобелевскую медаль. Ее выкупил Алишер Усманов, и спустя полгода в Москве медаль была торжественно возвращена живой легенде. Это было в 2015 году.
RIP.
Картинка - нейросетевое творчество на тему "Уотсон и Крик"
P.S. Вот хорошая статья на Индикаторе про Уотсона, а вот комментарий научного журналиста Алексея Паевского, который успел пообщаться с живой легендой пару лет назад
6 ноября умер Джеймс Уотсон - тот самый, который нобелевский лауреат за структуру ДНК вместе с Криком и Уилкинсом. Как ни удивительно, но Nature в своей статье по этому поводу, вопреки обыкновению, написал в основном хорошее, постаравшись защитить Уотсона от нападок по поводу его якобы расизма и сексизма (излюбленная тема многих научных и околонаучных леваков на протяжении лет так двадцати точно).
Ну, а мы вспомним, что Уотсон весьма хорошо относился к России, не раз бывал в нашей стране и выступал с лекциями. А еще он, чтобы найти деньги на науку, выставил на аукцион свою нобелевскую медаль. Ее выкупил Алишер Усманов, и спустя полгода в Москве медаль была торжественно возвращена живой легенде. Это было в 2015 году.
RIP.
Картинка - нейросетевое творчество на тему "Уотсон и Крик"
P.S. Вот хорошая статья на Индикаторе про Уотсона, а вот комментарий научного журналиста Алексея Паевского, который успел пообщаться с живой легендой пару лет назад
Forwarded from Дмитрий Антипов / Психология
Про отдельные типы/стили привязанности уже вышла целая серия роликов - теперь пора разобраться:
Откуда они взялись? Что такое «теория привязанности»? И правда ли, что их нет?
Ответим на эти вопросы в сегодняшнем выпуске «Разговора на двоих»
Кто придумал типы привязанности?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Как ПРИДУМАЛИ теорию привязанности в отношениях
📌Тест на тип привязанности и его разбор: https://news.1rj.ru/str/dmitrygoodbiz/1907
📌Разбор окситоциновой теории привязанности: https://news.1rj.ru/str/zachemmt/597 и
https://news.1rj.ru/str/zachemmt/464
📌Павел Зыгмантович разбирает стремление к краткосрочным отношениям: https://news.1rj.ru/str/…
📌Разбор окситоциновой теории привязанности: https://news.1rj.ru/str/zachemmt/597 и
https://news.1rj.ru/str/zachemmt/464
📌Павел Зыгмантович разбирает стремление к краткосрочным отношениям: https://news.1rj.ru/str/…
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Cambridge Core
Density slows, while pathogens and disasters accelerate life history within populations | Behavioral and Brain Sciences | Cambridge…
Density slows, while pathogens and disasters accelerate life history within populations - Volume 48
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
2 42 16 10 9
Статья в Nature показывает устойчивый разрыв: в большинстве африканских стран дети-христиане с необразованными родителями чаще заканчивают школу, чем дети-мусульман при тех же условиях. Разрыв не исчезает даже внутри одного и того же района, при одинаковом доходе и типе занятости родителей.
Что сделали учёные
Примеры различий (христиане против мусульман)
Разрыв есть почти везде, и особенно велик в районах с высокой концентрацией мусульманского населения. У сторонников традиционных религий показатель образовательной мобильности еще ниже.
Интересно, что там, где мусульман больше, образовательная мобильность у них ниже, а выезд из “низкомобильных” районов — реже. У христиан зависимость от доли единоверцев слабее.
Но если мусульманская семья всё-таки переезжает в «высокомобильный» район, пока ребёнку меньше 12 лет, — шансы резко растут: примерно +2 процентных пункта за каждый год жизни в такой среде. Но мусульмане менее склонны к этому.
Их низкая мобильность усугубляет дефицит образования, поскольку мусульмане, как правило, проживают в менее урбанизированных и более удалённых районах с ограниченной инфраструктурой.
Причины, которые упущены в исследовании
1. Клановая структура. В мусульманских сообществах Африки часто сохраняются плотные родовые сети и сегментарные линии происхождения. Это удерживает людей в “своих” округах и делает переезд затратным не экономически, а социально — разрыв с сетью воспринимается как потеря статуса и поддержки.
2. Близкородственные браки. Браки между кузенами — способ закреплять имущество и связи внутри рода, но побочный эффект — ранние браки, малая мобильность и меньшее участие женщин в образовании. Семьи буквально «цементируют» себя в одной точке.
3. Ширина радиуса доверия. В клановой системе доверяют в первую очередь родственникам, а не институтам вроде школы, государства или рынка. Поэтому общественные блага получают меньше доверия, а «свои» школы и сети замещают государственные.
У христианских общин, особенно с миссионерским прошлым, эти механизмы частично размыты: браки менее эндогамны, радиус доверия шире, и готовность рвать связи ради выгоды детей выше. Западная Церковь столетиями ограничивала браки между родственниками, что (в Европе) ослабляло клановые структуры и расширяло кооперацию «вовне». Вероятно, этот механизм может работать и здесь.
Таким образом, разница в образовании, вероятно, исходит из социальной архитектуры, связанной с религиозными нормами: кто способен вырваться из локальной сети, а кто встроен в неё слишком прочно. Пока мусульманские семьи реже меняют среду и чаще следуют родовым нормам, разрыв будет сохраняться, сколько бы школ ни построили.
P.S. пока в Африке буду писать про Африку:)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM