Зачем мы такие? | Альбина Галлямова – Telegram
Зачем мы такие? | Альбина Галлямова
6.9K subscribers
629 photos
49 videos
1 file
563 links
👩🏻‍🏫🐈 Здесь я просто и интересно рассказываю про human sciences и жизнь молодого учёного

Youtube: https://youtube.com/@Zachemmitakie

Бусти: https://boosty.to/zmt

Дзен: https://dzen.ru/zachemmt


Для связи пишите в сообщения каналу
Download Telegram
🎃Кто будет в нашем отряде авантюристов с Лизочком?

🎃🎃🎃🎃🎃
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
61231311
📖Высшее образование делает людей «более WEIRD»?

Вышел очень интересный препринт, посвящённый давнему вопросу: что именно делает людей более “странными” — в смысле WEIRD (Western, Educated, Industrialized, Rich, Democratic). Напомню, что эта аббревиатура была предложена как методологическое предупреждение: большая часть психологических исследований опирается на выборки из культур, которые представляют собой историческое исключение, а не норму человечества.

🤓Что сделали исследователи?

Авторы использовали данные нескольких волн World Values Survey по 95 странам (≈269 тысяч респондентов) и рассчитали культурную дистанцию между социальными группами: как далеко ценностный профиль каждой группы находится от профиля западных стран (США и ряда стран Европы). Затем они сравнили, какие факторы — образование, доход, субъективный статус — предсказывают это сближение.

🎃Основные результаты:

Главный вывод оказывается довольно контринтуитивным для тех, кто привык рассматривать экономическое положение как ключевой фактор модернизации: именно образование, а не доход и не субъективное ощущение более высокого статуса, связано с большей “WEIRD-ностью”. Люди с высшим образованием почти везде оказываются заметно ближе к западному ценностному паттерну, чем их соотечественники с низким образованием. Причём иногда разрыв внутри страны по “WEIRD-ности” между слоями населения сопоставим с разрывами между странами.

Показательный пример: если сравнить ценности россиян с низким уровнем образования и жителей США, то между ними наблюдается существенная культурная дистанция. Но россияне с высшим образованием оказываются почти столь же близки к американцам по ценностям, как, например, новозеландцы.

Речь не об «американизации» вкусов, а о сближении по целому набору ценностей, которые ассоциируются с западными обществами:

☑️более высокий индивидуализм

☑️большая терпимость к разным группам и стилям жизни

☑️более положительное отношение к равноправию мужчин и женщин

☑️более высокая поддержка прав человека, автономии, личного выбора


При этом образование меньше влияет на взгляды в области права, экономики и «общих норм». Это связано с тем, что эти установки формируются под давлением общего институционального контекста — налогов, судов, инфляции, правил — которые одинаковы для всех граждан, независимо от диплома. Кроме того, повседневные нормы вроде честности или отношения к коррупции поддерживаются социальным окружением — семьёй, работой, соседями (что называется воспринимаемая культура сообщества) — и потому слабо изменяются с получением образования.

Почему образование «выравнивает» ценности в сторону WEIRD?

1️⃣Институциональная социализация: современные системы образования во многих странах формировались под влиянием западных моделей и транслируют схожие нормы — автономию, универсализм, критическое мышление.

2️⃣Самоотбор: в высшее образование чаще идут люди с более высокими когнитивными способностями и изначально более индивидуалистическими установками, то есть уже ближе к этой ценностной модели.

3️⃣Доступ к глобальному контенту: владение языком, цифровые навыки и академическая грамотность открывают доступ к глобальным медиа, идеям и сетям общения, усиливая культурную конвергенцию.

✏️Для исследовательских практик это имеет прямое следствие.

Когда мы говорим, что “проверили эффект на выборке из нескольких стран”, но эта выборка состоит преимущественно из людей с высшим образованием, особенно из университетской среды, то мы фактически работаем не с кросс-культурной вариативностью, а с транслокальной субпопуляцией глобально схожей культурной матрицы. Это означает, что реальные межкультурные различия могут быть систематически недооценены.

Показательно, что похожая дискуссия была и вокруг международных сравнений когнитивных показателей: Линна упрекали в том, что он в Африке брал данные массовых, а не элитных образовательных учреждений. Его аргумент был простой: если цель — понять реальную структуру популяции, то именно обычная школа, а не университет даёт более точное представление о среднем уровне и вариативности.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
139888
Я решила написать подробный текст о формализованной рамке для анализа межкультурных отношений в современных обществах. Такой подход позволяет отказаться от поверхностных политических ярлыков и перейти к строгому структурному рассмотрению того, как общества организуют культурное многообразие.

В финальной части будет предложен набор диагностических индикаторов и воспроизводимая процедура «чтения контекста», которая помогает оценивать модели включения на практике и обсуждать культурные различия без идеологической поляризации — прозрачным, аналитическим и воспроизводимым образом.

❤️Читать или слушать можно теперь и на Tribute (работают зарубежные карты)

📖Читать или слушать на бусти

Спасибо за поддержку — благодаря ей я могу оставаться независимой и продолжать делать содержательный аналитический контент.🥰
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
316874
☃️Какие у тебя планы на 2026 год?

Да, мы бьём на опережение - готовим большой видеоматериал по планированию и целеполаганию

🎄Чтобы мы сделали его более качественным - ответь нам:

1. Какие у тебя были планы на 2025 год? Что тебе удалось достигнуть/изменить, а что - нет? Как тебе кажется, почему так получилось?

2. Какие у тебя планы на 2026 год? Будешь ли ты заниматься постановкой целей, либо ты придерживаешься другого подхода?

Присылай свои ответы сюда (бот анонимный)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15552
🔫 Генетика поведения: наследуемость, наследование, гены и среда, воспитание | Азбука социобиологии
Все финансовые затраты на этот выпуск покрыл Алексей Самойлов. Большая благодарность нашему меценату науки ❤️


Ищите ролик через поиск на Ютуб по названию в начале поста 😇

🐈В последние полгода, работая над своими научными проектами, я детально разбиралась с генетикой поведения — и обнаружила, что на YouTube до сих пор нет нормальных видео на эту тему. Поэтому в серии «Азбука социобиологии» выходит новый ролик, посвящённый генетике поведения.

🐈Мы начнём с истории становления дисциплины и разберёмся, почему непонимание её предмета часто связано именно с незнанием теоретических истоков. Поговорим о том, что на самом деле означает коэффициент наследуемости и почему его нельзя трактовать как неизменную характеристику.

🐈Отдельно остановимся на том, почему надежды, связанные с GWAS, не оправдались— и почему поиск механизмов куда сложнее, чем казалось в начале. Конечно, мы затронем и классическую тему «взаимодействия генов и среды». Обсудим, почему формулировка сама по себе вводит в заблуждение. И в завершении — то, что ВООБЩЕ выпадает из разговора о генетике поведения: социальный эпистаз.

❤️Если вы досмотрите ролик до конца, вы будете понимать генетику поведения лучше, чем 99% людей, которые рассуждают о ней на YouTube😎

🫂 Если вам нравится то, что я делаю и вам хочется, чтобы проект развивался, то вот как это можно сделать:

🌸БУСТИ

🌸Tribute (работают зарубежные карты)

🌸Карта – 2200700541176623

❤️ Очень буду благодарна также вашей активной поддержке: лайкам, комментариям и пересылам 🌷
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14419108
А у нас уже новогоднее настроение)
Готовим для вас жизнеутверждающий контент 🎄☃️❄️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14211107
🐱Что делает человеческую культуру особенной?

Что отличает нашу культуру от культуры животных является давним спором. Долгое время преобладал консенсус: человеческая культура уникальна своей кумулятивностью — мы накапливаем знания поколение за поколением и передаём их с высокой точностью, позволяя сложным практикам и технологиям усложняться. Однако авторы новой статьи показывают, что ни накопление, ни точность передачи не являются исключительно человеческой привилегией.

💘Примеры «накоплений» у животных (чаще это повышение эффективности, а не усложнение структуры):

⭕️У горбатых китов песни постепенно меняются; отдельные элементы становятся сложнее.

⭕️У полевых воробьёв части песни со временем усиливаются и выделяются — птицы как бы «подчеркивают» ключевые фрагменты вокализации от поколения к поколению.

⭕️У почтовых голубей, если в группе постепенно менять участников, стая шаг за шагом находит более оптимальные маршруты.

‼️Прочные культурные традиции у животных:

🟣У людей сюжеты индоевропейских сказок прослеживаются на тысячелетних масштабах;

🟣У болотного воробья слоги песен держатся столетиями;

🟣У шимпанзе техниик груминга сохраняются поколениями.

Где же настоящее отличие

Дж. Х. Морган и М. Фельдман рассматривают разные возможные объяснения — наследование приобретённого, особенности путей передачи, способность генерировать новые варианты. И приходят к выводу, что самое важное отличие человека — масштаб и открытость культурного пространства.

У животных культурные изменения чаще укладываются в уже сформированные «рамки» поведения: типы песен, формы охоты, способы избегания опасности. Диапазон возможных новшеств там ограничен заранее заданными биологическими режимами.

У людей же поле культурных возможностей принципиально шире: мы можем переносить принципы деятельности из одной области в другую, разбирать поведение на элементы и пересобирать их, создавая совершенно новые формы знаний, практик и технологий.

🧠Когнитивная гипотеза открытости

Ключ — в том, как мозг представляет действия. И у людей, и у ряда животных сложные действия кодируются иерархически: цель → подцели → шаги (снижает нагрузку на рабочую память). Но у людей эта система особенно «глубокая» и гибкая. При этом мозг использует одну и ту же систему, когда мы делаем что-то сами и когда смотрим, как это делает другой человек. Поэтому нам легко «расшить» чужие действия на шаги и потом собрать из этих шагов что-то своё, новое.

🥹Иначе говоря, важно смотреть не только на накопление знаний, но и на то, как рождаются и пересобираются идеи, насколько глубоко мы можем планировать и как культурные новшества запускают циклы «культура<->гены». Ведь именно новые практики меняют среду, а значит и правила отбора — формируя биологические и культурные траектории будущего.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
124876
Умер Дж. Уотсон, благодаря которому полностью сменилась научная парадигма биологии (про важность этого открытия написано много и я не буду повторяться).

Меня сегодня по этому поводу очень разозлили соцсети. Поэтому я хочу выговориться о природе леваков, которые способны только уничтожать и стирать из памяти.
В 2007 г. Уотсона начали отменять леваки за то, что он сказал, что наш интеллект обусловлен генами и
что перспективы Африки омрачены политикой, которая «строится на допущении, что у его жителей уровень интеллекта такой же, как у [белых]».
Если в 70-ые гг. на эту тему можно было дискуссировать, сейчас накопилось столько данных, что обратная позиция - это просто ложь.

Напротив, левацкие активисты не хотят решать никакие проблемы по-настоящему, поэтому всегда пользуются универсальным ответом. Во всем виноват расизм, фашизм, сексизм. Все это …изм.

Единственный нормальный изм - это дарвинизм, которого придерживался и Уотсон. В рамках дарвинизма абсолютно логично, что популяции в разных экологиях адаптируются по-разному, отсюда и все остальные различия, включая интеллект.

Но за правду Уотсона лишили многих научных наград, а также он был уволен с нескольких рабочих мест. А сейчас эти мерзкие никчемные людишки в соцсетях, которые единственное что умеют так это п…деть, после смерти любого заметного человека пытаются как стервятники обыграть всё так, будто никакого вклада Уотсона и не было.

«Он был в первую очередь расистом, а не ученым»


И Нобелевку дали случайно… Уотсон не первый ученый, который стал жертвой.

Леваки не умеют ничего кроме как разрушать. Сейчас в науке торжествует неолысенковщина.

Никогда не обманывайтесь их словами о равенстве, заботе о меньшинствах. Их цель разрушить науку. Зло всегда убеждает других, что оно добродетель.
3153312917
🎭 Три культурные логики в контексте коллективизма

Почему в одних обществах репутация важнее жизни, в других — гармония важнее правды, а в третьих — самоуважение выше общественного мнения? Новое исследование предлагает новую рамку, объединяющую старые категории индивидуализм-коллективизм с концепцией культурных логик: честь, лицо и достоинство.

Его авторы утверждают: эти логики — инструменты социальной организации, когда культура — это способ решать три ключевые задачи:

🟠 с кем и как кооперироваться?

🟠 как различать индивидуальности?

🟠 по каким критериям их оценивать?

Для этого используются разные формы коллективизма:

Родственный: кооперация с родственниками, обычно в рамках расширенной семьи или клана.

Сетевой: кооперация с людьми, связанными через доверительные отношения (друзья, знакомые друзей).

Атрибутивный: кооперация на основе общего признака — веры, языка, расы, гражданства.

К этим типам коллективизма привязаны три культурные логики, каждая из которых задаёт правила взаимодействия, моральной оценки и обоснования социального порядка.

🫡 Честь

Основана на принципе сильной взаимности: добро — за добро, зло — за зло. Часто сочетается с родственным коллективизмом: кооперация внутри клана, защита репутации — обязанность. Возникает там, где ресурсы дефицитны и их легко отобрать (напр., скотоводство), а государственные институты слабы или отсутствуют. Индивидуальность здесь выражается через самостоятельность, решительность, готовность к агрессии.

🙈 Лицо

Основана на уважении, сдержанности и сохранении репутации внутри сети отношений. Связана с сетевым коллективизмом: выживание зависит от баланса в системе взаимных обязательств. Потеря лица — не просто неловкость, а угроза статусу всей сети. Типичный пример — китайская рисовая экономика, требующая высокой межличностной координации. Ответственность за «лицо» — общая: его поддерживают не только носитель, но и вся сеть.

🗽 Достоинство

Признаёт внутреннюю ценность человека, независимую от чужих оценок. Обычно сочетается с атрибутивным коллективизмом на основе формальной принадлежности (напр., к нации или религии). Истоки — в универсальной морали, подкреплённой институтами (церковными, правовыми, государственными). Индивидуальность здесь выражена как автономия, последовательность и моральная субъектность вне конкретных социальных связей.

📐 Что особенно важно: разные типы коллективизма не только задают форму кооперации, но и различаются по функциональным последствиям.

Радиус кооперации:

▶️ Родственный коллективизм ограничен узкими кругами (род, клан).

▶️ Сетевой — гибок, но требует доверительных связей.

▶️ Атрибутивный позволяет кооперироваться с незнакомцами на основе символической общности (вера, флаг, паспорт).

Границы «своих» и «чужих»:

▶️ Клан создаёт жёсткое разделение «мы – они».

▶️ Сеть — более размыта, граница определяется связями.

▶️ Атрибут — задаёт групповую идентичность, но даёт возможность формировать большие абстрактные группы.

Возможность перехода и расширения:

▶️ Кланы могут включать новых членов через фиктивное родство или брачные союзы, тем самым превращая родственные связи в сетевые или атрибутивные.

▶️ Сетевые структуры могут расти за счёт «друзей друзей» и доверия по принципу триад.

▶️ Атрибутивные категории могут вытеснить или замкнуть старые клановые отношения (пример — нация вместо рода).

🌍 Эти детали особенно важны для понимания культурных трансформаций. Например:

▶️ В Средиземноморье до сих пор живы ценности чести, поскольку кланы и родовые сети остаются устойчивыми.

▶️ В Китае логика «лица» укоренилась в условиях, где нужна сложная, деликатная кооперация, но открытая агрессия нежелательна.

▶️ В Западной Европе логика достоинства распространилась благодаря разрушению кланов, усилению универсальной морали и институтов.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
261164
#их_нравы

6 ноября умер Джеймс Уотсон - тот самый, который нобелевский лауреат за структуру ДНК вместе с Криком и Уилкинсом. Как ни удивительно, но Nature в своей статье по этому поводу, вопреки обыкновению, написал в основном хорошее, постаравшись защитить Уотсона от нападок по поводу его якобы расизма и сексизма (излюбленная тема многих научных и околонаучных леваков на протяжении лет так двадцати точно).

Ну, а мы вспомним, что Уотсон весьма хорошо относился к России, не раз бывал в нашей стране и выступал с лекциями. А еще он, чтобы найти деньги на науку, выставил на аукцион свою нобелевскую медаль. Ее выкупил Алишер Усманов, и спустя полгода в Москве медаль была торжественно возвращена живой легенде. Это было в 2015 году.

RIP.

Картинка - нейросетевое творчество на тему "Уотсон и Крик"

P.S. Вот хорошая статья на Индикаторе про Уотсона, а вот комментарий научного журналиста Алексея Паевского, который успел пообщаться с живой легендой пару лет назад
371298
🫶А может их нет?

Про отдельные типы/стили привязанности уже вышла целая серия роликов - теперь пора разобраться:

Откуда они взялись? Что такое «теория привязанности»? И правда ли, что их нет?🤨

Ответим на эти
вопросы в сегодняшнем выпуске «Разговора на двоих»⤵️

Кто придумал типы привязанности?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
19775
😎 Наконец-то спустя почти год вышла наша с Лизочком и мировой легендой Дмитрием публикация Density slows, while pathogens and disasters accelerate life history within populations в ещё одном ведущем социобиологическом журнале — Behavioral and Brain Sciences, с необычно высоким для социальных наук импакт-фактором 13.7 (не забываем, что эта метрика сильно варьируется от области к области, и в социальных науках 1.5 это уже очень достойные журналы) — потому что он давно дефакто междисциплинарный. Несмотря на то, что онлайн на сайте журнала текст появился только сейчас, результаты нашего исследования прежде успели засветиться в подкастике про теорию историю жизни и в моём ролике про демографию.

🤩 Как я уже множество раз упоминала, теория истории жизни предполагает, что относительно более быстрая стратегия истории жизни человеческих популяций — ранняя репродукция и более высокая ранняя смертность — формируется под воздействием суровых и непредсказуемых условий. Однако большинство работ проверяли это в рамках статичных межстрановых различий, что не позволяло понять, как именно стратегия истории жизни меняется внутри популяций во времени. В нашем исследовании мы впервые проследили динамику: проанализировали данные 145–237 регионов мира за почти 24 года, чтобы выявить экологические сигналы, которые последовательно связаны со скоростью стратегии истории жизни внутри человеческих популяций, а не просто с различиями между ними.

🤩 Если опустить все тонкие детали, интересные только специалистам, наши результаты показывают, что сигналы неконтролируемой смертностипатогенная нагрузка и природные катастрофы — устойчиво связаны с ускорением стратегии истории жизни, тогда как высокая плотность населения ассоциируется с её замедлением. Ресурсные ограничения, такие как нехватка еды и чистой воды, оказывают слабое и нестабильное влияние, вероятно, опосредованно.

🤩 Эти выводы убедительно продемонстрированы в трёх аналитических моделях (фиксированные эффекты, временные фиксированные эффекты и динамическая панель), которые последовательно контролируют постоянные региональные особенности, глобальные временные сдвиги и возможную эндогенность. Такой подход позволяет отделить устойчивые различия между регионами от изменений внутри каждого из них и уточняет теорию истории жизни: критическую роль играют сигналы смертности и контекст плотности, а не просто абстрактная «жёсткость» среды. Это делает объяснение стратегии истории жизни человеческих популяций более точным и динамичным.

😒 В отличии от издательства Elsevier, издательство Cambridge University Press не предоставляет доступ к тексту по ссылке, поэтому как было в прошлый раз не поделюсь текстом 🥲
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
30763
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
24216109
🎒Мусульмане vs христиане в Африке: разрыв в образовании

Статья в Nature показывает устойчивый разрыв: в большинстве африканских стран дети-христиане с необразованными родителями чаще заканчивают школу, чем дети-мусульман при тех же условиях. Разрыв не исчезает даже внутри одного и того же района, при одинаковом доходе и типе занятости родителей.

Что сделали учёные

🔵Использовали данные переписи данные по 21 стране Африки и более 7 миллионов подростков.

🔵Измерили образовательную мобильность — шанс закончить начальную школу, если родители не окончили.

🔵Сравнили три группы: христиан, мусульман и сторонников традиционных религий.

Примеры различий (христиане против мусульман)

🟡В Нигерии — 79 % против 47 %

🟡В Эфиопии — 14 % против 8 %.

Разрыв есть почти везде, и особенно велик в районах с высокой концентрацией мусульманского населения. У сторонников традиционных религий показатель образовательной мобильности еще ниже.

Интересно, что там, где мусульман больше, образовательная мобильность у них ниже, а выезд из “низкомобильных” районов — реже. У христиан зависимость от доли единоверцев слабее.

Но если мусульманская семья всё-таки переезжает в «высокомобильный» район, пока ребёнку меньше 12 лет, — шансы резко растут: примерно +2 процентных пункта за каждый год жизни в такой среде. Но мусульмане менее склонны к этому.

Их низкая мобильность усугубляет дефицит образования, поскольку мусульмане, как правило, проживают в менее урбанизированных и более удалённых районах с ограниченной инфраструктурой.

Причины, которые упущены в исследовании

1. Клановая структура. В мусульманских сообществах Африки часто сохраняются плотные родовые сети и сегментарные линии происхождения. Это удерживает людей в “своих” округах и делает переезд затратным не экономически, а социально — разрыв с сетью воспринимается как потеря статуса и поддержки.

2. Близкородственные браки. Браки между кузенами — способ закреплять имущество и связи внутри рода, но побочный эффект — ранние браки, малая мобильность и меньшее участие женщин в образовании. Семьи буквально «цементируют» себя в одной точке.

3. Ширина радиуса доверия. В клановой системе доверяют в первую очередь родственникам, а не институтам вроде школы, государства или рынка. Поэтому общественные блага получают меньше доверия, а «свои» школы и сети замещают государственные.

У христианских общин, особенно с миссионерским прошлым, эти механизмы частично размыты: браки менее эндогамны, радиус доверия шире, и готовность рвать связи ради выгоды детей выше. Западная Церковь столетиями ограничивала браки между родственниками, что (в Европе) ослабляло клановые структуры и расширяло кооперацию «вовне». Вероятно, этот механизм может работать и здесь.

Таким образом, разница в образовании, вероятно, исходит из социальной архитектуры, связанной с религиозными нормами: кто способен вырваться из локальной сети, а кто встроен в неё слишком прочно. Пока мусульманские семьи реже меняют среду и чаще следуют родовым нормам, разрыв будет сохраняться, сколько бы школ ни построили.

P.S. пока в Африке буду писать про Африку:)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
591476