Мы сегодня покидаем ЮАР и летим дальше в Замбию. Меня давно так не влюблял в себя город как Кейптаун. Идеальный климат, идеальная природа в сочетании с очень вкусной едой на любые предпочтения.
Очень интересная история города, как его колонизировали и банту (африканские племена), и европейцы (англичане, голландцы). Чего только стоит англо-бурская война. Чувствуется протестантский дух в устройстве города, поведение людей.
Но при этом здесь постоянно ощущение диссонанса: находясь в раю, тебя постоянно предупреждают о том, что тут очень опасно. Первый раз такое видела, что в номере есть памятка о том, как себя вести, если чувствуешь, что тебя преследуют. Нельзя ходить пешком ночью - это сильный минус, я обожаю пешие прогулки. При том, что находясь на улице, мозг не считывает никаких сигналов угрозы: все очень чисто, спокойно.
Но тут важно сказать, что мы ходили только по белым районам. Местные так их сами называют, на самом деле сейчас это просто все состоятельные местные + туристы со всех стран.
Я очень хотела сходить в тауншипы. Это по сути трущобы, где живет бедное население, которое здесь большинство. Мне очень хотелось посмотреть, как устроена жизнь у них.
Муж отказался от такой прогулки, а одна я решила не ходить. Еще один минус быть женщиной, что тебе всегда везде опаснее находиться по сравнению с мужчинами. Посмотрела несколько видео на эту тему (тут про банды- прямо очень рекомендую, тут просто про контраст богатых и бедных).
Кейптаун уникален именно тем, что тут сохраняется жесткая сегрегация, хотя юридически ее нет. По моим фотографиям никогда не скажешь, что прямо рядом идут разборки банд с постоянными убийствами.
В Индии даже на богатых улицах есть попрошайки, грязь и другие сигналы неблагополучия. Кейптаун же первое место, где ты можешь просто не видеть ужас жизни других, находясь с ними в одном городе.
Нам очень повезло с гидом, который нам рассказала не просто про общую историю, а про текущие проблемы, тренды в политике. Это все я записала в влог.
Итоговый мой вердикт, что в ЮАР я хочу точно вернуться даже через пару лет. А если вдруг, я когда-то стану очень богатой, я бы купила бы себе здесь виллу и приезжала на зиму.
Очень интересная история города, как его колонизировали и банту (африканские племена), и европейцы (англичане, голландцы). Чего только стоит англо-бурская война. Чувствуется протестантский дух в устройстве города, поведение людей.
Но при этом здесь постоянно ощущение диссонанса: находясь в раю, тебя постоянно предупреждают о том, что тут очень опасно. Первый раз такое видела, что в номере есть памятка о том, как себя вести, если чувствуешь, что тебя преследуют. Нельзя ходить пешком ночью - это сильный минус, я обожаю пешие прогулки. При том, что находясь на улице, мозг не считывает никаких сигналов угрозы: все очень чисто, спокойно.
Но тут важно сказать, что мы ходили только по белым районам. Местные так их сами называют, на самом деле сейчас это просто все состоятельные местные + туристы со всех стран.
Я очень хотела сходить в тауншипы. Это по сути трущобы, где живет бедное население, которое здесь большинство. Мне очень хотелось посмотреть, как устроена жизнь у них.
Муж отказался от такой прогулки, а одна я решила не ходить. Еще один минус быть женщиной, что тебе всегда везде опаснее находиться по сравнению с мужчинами. Посмотрела несколько видео на эту тему (тут про банды- прямо очень рекомендую, тут просто про контраст богатых и бедных).
Кейптаун уникален именно тем, что тут сохраняется жесткая сегрегация, хотя юридически ее нет. По моим фотографиям никогда не скажешь, что прямо рядом идут разборки банд с постоянными убийствами.
В Индии даже на богатых улицах есть попрошайки, грязь и другие сигналы неблагополучия. Кейптаун же первое место, где ты можешь просто не видеть ужас жизни других, находясь с ними в одном городе.
Нам очень повезло с гидом, который нам рассказала не просто про общую историю, а про текущие проблемы, тренды в политике. Это все я записала в влог.
Итоговый мой вердикт, что в ЮАР я хочу точно вернуться даже через пару лет. А если вдруг, я когда-то стану очень богатой, я бы купила бы себе здесь виллу и приезжала на зиму.
Представьте себе идеальный пейзаж. Что вы выберете: глухой лес, пустыню, тайгу, или место с открытым горизонтом, редкими деревьями, водой и мягкими холмами? Большинство людей, независимо от культуры и возраста, выбирают именно последний вариант — так называемый «парковый ландшафт». Это наблюдение стало основой одной из самых красивых и обсуждаемых идей в эволюционной психологии — гипотезы саванны.
Суть проста: человеческий мозг эволюционировал в среде, похожей на восточноафриканскую саванну — открытые пространства, отдельные деревья, водоёмы поблизости, немного возвышенностей. В такой обстановке легче было выжить: видно хищников, есть где спрятаться, есть доступ к воде и пище. Поэтому мы до сих пор испытываем иррациональное влечение к этому типу ландшафта, даже если никогда не видели настоящую саванну.
1. Теория обзора и убежища (Prospect–Refuge Theory) : нам нравится, когда пространство сочетает возможность обзора(видеть потенциальную угрозу) и убежища (иметь где спрятаться). Саванна идеально сбалансирована: открытость плюс кроны деревьев и кустарники.
2. Гипотеза фрактального предпочтения (Fractal Preference Hypothesis) : люди предпочитают визуальные структуры с умеренной фрактальной сложностью — не слишком упорядоченные, но и не хаотичные. Наше зрение, адаптированное к природе, интуитивно «радуется» такой организации.
3. Теория аффордансов (Affordance Theory) : мы воспринимаем окружающую среду как набор возможностей для действия. Саванна изобилует такими возможностями: можно идти, прятаться, искать пищу, пить воду, наблюдать. Даже без сознательного анализа мозг ощущает такую среду как «подходящую».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В исследованиях развития принято считать почти аксиомой: инфекции и недоедание в первые годы жизни подрывают формирование человеческого капитала — здоровья, когнитивных навыков, способности к обучению. Ранний шок обычно трактуется как чистый минус.
Но эволюционная биология давно подчёркивает: организм не просто страдает от среды, а перенастраивает свои системы под ожидаемые условия. В случае малярии такой адаптацией становится частичный иммунитет (состояние, при котором повторные инфекции тем же патогеном всё ещё возможны, но протекают легче и наносят меньший ущерб организму). Ранние заражения опасны, но «обучают» иммунную систему, уменьшая тяжесть будущих эпизодов, если инфекционная нагрузка остаётся высокой.
На этом «естественном эксперименте» построен дизайн исследования. Две когорты детей — рождённые в 2004 и 2006 гг. — живут в тех же общинах.
В 2010 и 2012 гг., в возрасте 5–6 лет, их когнитивное развитие, внимание и физическое состояние измеряли с помощью адаптированной батареи тестов ZamCAT. К этим данным добавили динамику риска малярии по районам.
Если забыть о биологической адаптации, вторые должны быть в выигрыше. В районах, где малярия действительно устойчиво снижалась, всё соответствует интуиции: меньше ранних инфекций — немного лучше когнитивные показатели в 5–6 лет. Но в районах с рецидивом картины другой: там дети, которых в первые два года жизни сильно «берегла» программа, показывают более низкие когнитивные результаты, чем их чуть более старшие соседи, которые в младенчестве часто болели малярией, а дошкольный возраст провели в более спокойной обстановке. Иными словами, ранняя защита без последующей стабильности приводит к более выраженному ущербу.
Дальнейший анализ показывает, что дело не в том, что дошкольный возраст «особо чувствителен» сам по себе. Ключевым оказывается именно взаимодействующий эффект: вред от малярии в 3–5 лет тем меньше, чем выше была экспозиция в первые два года. Иными словами, ранние инфекции частично смягчают ущерб от последующих заражений, что согласуется с идеей частичного иммунитета. Альтернативные объяснения — доход семьи, доступ к медицине, вакцинация, селективная смертность — не дают сопоставимого ответа.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Мы уже с вами разобрались, что такое ассортивность в романтических парах — как люди выбирают себе партнёров, похожих на них, например, по уровню привлекательности.
Интересный вопрос проявляется ли такой же паттерн в дружбе? Попался интересный постер на эту тему. Ученые решили проверить, похожи ли женщины на своих лучших подруг по внешней привлекательности.
В лабораторию приходили реальные подруги (всего 84 женщины), их фотографировали в двух условиях:
Снимали лицо и тело отдельно. Измеряли фигуру (талия, бёдра, грудь, рост, вес), также брали самоотчёты по привлекательности и других качеств.
Затем независимые участники (не знавшие, кто кому подруга) ставили оценки по фотографиям. Для контроля также создавали случайные пары из тех же участниц.
Авторы считают, что это можно объяснить тем, что женщины заинтересованы в подругах с похожим уровнем привлекательности. Такая стратегия позволяет:
Интересно, что даже небольшое расхождение в сторону большей привлекательности подруги может вызывать зависть. Это подтверждается и другими исследованиями: например, показано, что расхождение по оценкам привлекательности между подругами повышают конфликтность и напряжение в отношениях.
Отправьте своей подружке
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Зачем мы такие? | Альбина Галлямова
Ассортативность(assortative mating): Почему партнёры так похожи?
👅Ассортативность — это склонность человека выбирать партнёра, похожего на себя. Это явление проявляется по многим параметрам: возрасту, образованию, ценностям, привычкам и другим характеристикам.…
👅Ассортативность — это склонность человека выбирать партнёра, похожего на себя. Это явление проявляется по многим параметрам: возрасту, образованию, ценностям, привычкам и другим характеристикам.…
Forwarded from Дмитрий Антипов / Психология
Что делать, если это про тебя?
Сегодня вместе с Альбиной разобрали все этапы восстановления после разрыва отношений👇🏻
https://youtu.be/x-qOEh9zUow
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Я ТЕБЯ БРОСАЮ: что делать, если тебя бросили
📌Cтрим с разбором выхода из эмоциональной зависимости: https://boosty.to/dmitryantipov/posts/fb32721c-31da-4722-b427-b3ebd3cf9062?share=post_link
📌Женщины чаще подают на развод, но различий нет в обычных отношениях: https://web.stanford.edu/~mrosenfe/Ro…
📌Женщины чаще подают на развод, но различий нет в обычных отношениях: https://web.stanford.edu/~mrosenfe/Ro…
Недавно вернулась из Африки и сразу нырнула в работу. Минус отдыха в том, что после него приходится работать с двойной силой. Хочу поделиться мыслями о ней.
Я всегда с интересом отношусь к чужим культурам. Это не означает желания жить по чужим нормам, но понимание того, как устроена жизнь других людей, всегда было для меня источником любопытства и расширения взгляда на мир.
Открытость к незнакомому и стремление посещать самые удалённые регионы сформировались у меня ещё в детстве благодаря родителям. Например, в двенадцать лет родителям пришла прекрасная мысль свозить своих детей в Бирму, в пятнадцать они взяли нас в путешествие по малайзийским отдалённым островам. Но в Африке я до сих пор не была (Египет не считаю – и он мне понравился значительно меньше, чем Южная Африка).
Давно ничто так сильно не дополняло мою картину мира, как эта поездка. Парадоксально, но при том, что по первому образованию я востоковед-африканист, у меня была довольно как у и многих примитивная картинка: Африка как одно сплошное «где всё плохо» — война, криминал, инфекции, грязь, и все только и думают, как бы уехать в благополучную Европу (просто никогда особо не погружалась в этот вопрос). Поездка в ЮАР, Замбию (с однодневным заездом в Зимбабве) и Ботсвану эту картинку в некоторой степени изменила.
Первое, что меня поразило, – чистота. Все эти страны, включая самую бедную Замбию, оказались чище Индии примерно на сто позиций, если проводить мою личную «шкалу чистоты». Хотя я люблю Индию за её колорит, там у меня всегда остаётся ощущение, что даже после душа всё равно чувствуешь себя грязной.
Второй момент – безопасность. Местные говорили, что можно везде ходить спокойно даже ночью. По правда говоря, Замбия и Ботсвана оказались относительно спокойными странами (особенно для Африки) с низким уровнем убийств на 100 тыс. человек (в Замбиии ~ 5.3 случаев на 100 тыс. человек; в Ботсване ~ 10–11 на 100 тыс; для сравнения в РФ ~ 6,8 убийств на 100 тыс.). ЮАР - другой случай: высокий уровень насилия, смесь политически подогреваемой ненависти к аутгруппе и деятельности многочисленных криминальных группировок. Там буквально напрашивается какой-нибудь местный Букеле, если использовать сальвадорскую аналогию (~ 40–45 на 100 тыс. человек).
В Замбии мне особенно понравились люди: дружелюбные, открытые, говорящие по-английски – в отличие, например, от Бирмы или, скажем, той же Бельгии (в Брюсселе до пандемии ко мне несколько раз приставали разные мигранты, один даже умудрился пнуть). В Ботсване полноценного общения за пределами отеля не получилось, но общее впечатление осталось положительным. Единственное, что бросается в глаза, – медлительность. Но даже она заметно слабее, чем в странах Южной Азии.
И всё это в очередной раз укрепляет меня в мысли, что путешествия – лучшая трата лишних денег, когда у вас закрыты базовые потребности. Интернет даёт доступ к любой информации, но он не воспроизводит социального контакта. Все-таки мы социальные животные:)
Upd: хотя в дипломе у меня написано востоковед-африканист, мой регион - это Южная Азия, поэтому про Африку на общих парах отложилось немного😢
Я всегда с интересом отношусь к чужим культурам. Это не означает желания жить по чужим нормам, но понимание того, как устроена жизнь других людей, всегда было для меня источником любопытства и расширения взгляда на мир.
Открытость к незнакомому и стремление посещать самые удалённые регионы сформировались у меня ещё в детстве благодаря родителям. Например, в двенадцать лет родителям пришла прекрасная мысль свозить своих детей в Бирму, в пятнадцать они взяли нас в путешествие по малайзийским отдалённым островам. Но в Африке я до сих пор не была (Египет не считаю – и он мне понравился значительно меньше, чем Южная Африка).
Давно ничто так сильно не дополняло мою картину мира, как эта поездка. Парадоксально, но при том, что по первому образованию я востоковед-африканист, у меня была довольно как у и многих примитивная картинка: Африка как одно сплошное «где всё плохо» — война, криминал, инфекции, грязь, и все только и думают, как бы уехать в благополучную Европу (просто никогда особо не погружалась в этот вопрос). Поездка в ЮАР, Замбию (с однодневным заездом в Зимбабве) и Ботсвану эту картинку в некоторой степени изменила.
Первое, что меня поразило, – чистота. Все эти страны, включая самую бедную Замбию, оказались чище Индии примерно на сто позиций, если проводить мою личную «шкалу чистоты». Хотя я люблю Индию за её колорит, там у меня всегда остаётся ощущение, что даже после душа всё равно чувствуешь себя грязной.
Второй момент – безопасность. Местные говорили, что можно везде ходить спокойно даже ночью. По правда говоря, Замбия и Ботсвана оказались относительно спокойными странами (особенно для Африки) с низким уровнем убийств на 100 тыс. человек (в Замбиии ~ 5.3 случаев на 100 тыс. человек; в Ботсване ~ 10–11 на 100 тыс; для сравнения в РФ ~ 6,8 убийств на 100 тыс.). ЮАР - другой случай: высокий уровень насилия, смесь политически подогреваемой ненависти к аутгруппе и деятельности многочисленных криминальных группировок. Там буквально напрашивается какой-нибудь местный Букеле, если использовать сальвадорскую аналогию (~ 40–45 на 100 тыс. человек).
В Замбии мне особенно понравились люди: дружелюбные, открытые, говорящие по-английски – в отличие, например, от Бирмы или, скажем, той же Бельгии (в Брюсселе до пандемии ко мне несколько раз приставали разные мигранты, один даже умудрился пнуть). В Ботсване полноценного общения за пределами отеля не получилось, но общее впечатление осталось положительным. Единственное, что бросается в глаза, – медлительность. Но даже она заметно слабее, чем в странах Южной Азии.
И всё это в очередной раз укрепляет меня в мысли, что путешествия – лучшая трата лишних денег, когда у вас закрыты базовые потребности. Интернет даёт доступ к любой информации, но он не воспроизводит социального контакта. Все-таки мы социальные животные:)
Upd: хотя в дипломе у меня написано востоковед-африканист, мой регион - это Южная Азия, поэтому про Африку на общих парах отложилось немного
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В 2022 году в Nature вышло исследование в двух частях (часть 1; часть 2). Оба текста построены на анализе 21 млрд дружеских связей на Facebook (признана в РФ экстремистской организацией), что позволило увидеть не только где люди пересекаются, но и с кем именно они дружат. Результат получился очень интересным: социальная карта страны оказалась расколотой по линиям дохода куда сильнее, чем предполагали даже скептики.
Ключевая находка первой статьи: эти три формы социального капитала почти не коррелируют между собой. Район может быть очень дружным внутри (высокая сплоченность), но при этом почти не иметь мостов между бедными и богатыми. Такие места авторы называют «социально тёплыми», но закрытыми экосистемами.
Экономическая связанность между низким и высоким СЭС — самый сильный предиктор социальной мобильности среди всех известных сегодня. Если ребёнок из бедной семьи растёт в районе, где бедные и богатые действительно дружат, его доход во взрослом возрасте будет в среднем на 20% выше, чем у ребёнка в районе c низкой связанностью.
Вторая статья пытается найти ответ, именно, на этот вопрос – что именно мешает людям пересекаться. Существует два независимых механизма:
Эти два механизма вносят вклад почти поровну. Например, если школа смешанная (в ней много контрастного СЭС), это ещё не гарантирует дружбы между людьми с разным СЭС. И наоборот — в религиозных общинах люди дружат с представителями с разными СЭС примерно так же часто, как они там встречаются, без ощутимого уклона к «своим».
🌇Географические карты в обеих статьях показывают одну и ту же закономерность:
Доступ к качественному социальному капиталу — это буквально доступ к другим людям, их нормам, ресурсам. И этот ресурс распределён крайне неравномерно, усиливаясь за счёт ассортативности. Об этом же мы говорили в подкасте про стратегии истории жизни с Лизочком, вспоминая книгу Чарльза Мюррея Coming Apart.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Nature
Social capital I: measurement and associations with economic mobility
Nature - Analyses of data on 21 billion friendships from Facebook in the United States reveal associations between social capital and economic mobility.