This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
2 42 16 10 9
Статья в Nature показывает устойчивый разрыв: в большинстве африканских стран дети-христиане с необразованными родителями чаще заканчивают школу, чем дети-мусульман при тех же условиях. Разрыв не исчезает даже внутри одного и того же района, при одинаковом доходе и типе занятости родителей.
Что сделали учёные
Примеры различий (христиане против мусульман)
Разрыв есть почти везде, и особенно велик в районах с высокой концентрацией мусульманского населения. У сторонников традиционных религий показатель образовательной мобильности еще ниже.
Интересно, что там, где мусульман больше, образовательная мобильность у них ниже, а выезд из “низкомобильных” районов — реже. У христиан зависимость от доли единоверцев слабее.
Но если мусульманская семья всё-таки переезжает в «высокомобильный» район, пока ребёнку меньше 12 лет, — шансы резко растут: примерно +2 процентных пункта за каждый год жизни в такой среде. Но мусульмане менее склонны к этому.
Их низкая мобильность усугубляет дефицит образования, поскольку мусульмане, как правило, проживают в менее урбанизированных и более удалённых районах с ограниченной инфраструктурой.
Причины, которые упущены в исследовании
1. Клановая структура. В мусульманских сообществах Африки часто сохраняются плотные родовые сети и сегментарные линии происхождения. Это удерживает людей в “своих” округах и делает переезд затратным не экономически, а социально — разрыв с сетью воспринимается как потеря статуса и поддержки.
2. Близкородственные браки. Браки между кузенами — способ закреплять имущество и связи внутри рода, но побочный эффект — ранние браки, малая мобильность и меньшее участие женщин в образовании. Семьи буквально «цементируют» себя в одной точке.
3. Ширина радиуса доверия. В клановой системе доверяют в первую очередь родственникам, а не институтам вроде школы, государства или рынка. Поэтому общественные блага получают меньше доверия, а «свои» школы и сети замещают государственные.
У христианских общин, особенно с миссионерским прошлым, эти механизмы частично размыты: браки менее эндогамны, радиус доверия шире, и готовность рвать связи ради выгоды детей выше. Западная Церковь столетиями ограничивала браки между родственниками, что (в Европе) ослабляло клановые структуры и расширяло кооперацию «вовне». Вероятно, этот механизм может работать и здесь.
Таким образом, разница в образовании, вероятно, исходит из социальной архитектуры, связанной с религиозными нормами: кто способен вырваться из локальной сети, а кто встроен в неё слишком прочно. Пока мусульманские семьи реже меняют среду и чаще следуют родовым нормам, разрыв будет сохраняться, сколько бы школ ни построили.
P.S. пока в Африке буду писать про Африку:)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
1 45 10 9 7
Forwarded from Антрополе
Дальневосточные гектары раздают бесплатно уже почти 10 лет, с 2021г. можно взять арктический гектар! У Правительства была мечта о новом столыпинском переселении на Дальний Восток. Мы поговорили о том, что получилось.
Кандидат социологических наук и доцент ДВФУ Татьяна Журавская провела интервью с выдавателями-распределителями гектаров, а также экспедиции к гектарщикам.
В подкасте глобально поднимали вопросы:
– удалось ли переселение?
– кто берет гектары и что на них делает?
– как на гектары и Дальний Восток не пускают китайцев?
– как программа влияет на развитие Дальнего Востока?
Разговор насыщен множеством этнографических деталей из полей Татьяны. Смотрите на каналах Антрополе:
Подкаст выпущен при поддержке фонда «Хамовники».
Подпишись на Антрополе
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Дальневосточный гектар: итоги новой столыпинской реформы!
тг-канал Антрополе – https://news.1rj.ru/str/antropole
Дальневосточные гектары раздают бесплатно с 2017 года, а теперь можно взять еще и арктический гектар! У Правительства была мечта о новом столыпинском переселении на Дальний Восток, но что из этого реально вышло?…
Дальневосточные гектары раздают бесплатно с 2017 года, а теперь можно взять еще и арктический гектар! У Правительства была мечта о новом столыпинском переселении на Дальний Восток, но что из этого реально вышло?…
Мы сегодня покидаем ЮАР и летим дальше в Замбию. Меня давно так не влюблял в себя город как Кейптаун. Идеальный климат, идеальная природа в сочетании с очень вкусной едой на любые предпочтения.
Очень интересная история города, как его колонизировали и банту (африканские племена), и европейцы (англичане, голландцы). Чего только стоит англо-бурская война. Чувствуется протестантский дух в устройстве города, поведение людей.
Но при этом здесь постоянно ощущение диссонанса: находясь в раю, тебя постоянно предупреждают о том, что тут очень опасно. Первый раз такое видела, что в номере есть памятка о том, как себя вести, если чувствуешь, что тебя преследуют. Нельзя ходить пешком ночью - это сильный минус, я обожаю пешие прогулки. При том, что находясь на улице, мозг не считывает никаких сигналов угрозы: все очень чисто, спокойно.
Но тут важно сказать, что мы ходили только по белым районам. Местные так их сами называют, на самом деле сейчас это просто все состоятельные местные + туристы со всех стран.
Я очень хотела сходить в тауншипы. Это по сути трущобы, где живет бедное население, которое здесь большинство. Мне очень хотелось посмотреть, как устроена жизнь у них.
Муж отказался от такой прогулки, а одна я решила не ходить. Еще один минус быть женщиной, что тебе всегда везде опаснее находиться по сравнению с мужчинами. Посмотрела несколько видео на эту тему (тут про банды- прямо очень рекомендую, тут просто про контраст богатых и бедных).
Кейптаун уникален именно тем, что тут сохраняется жесткая сегрегация, хотя юридически ее нет. По моим фотографиям никогда не скажешь, что прямо рядом идут разборки банд с постоянными убийствами.
В Индии даже на богатых улицах есть попрошайки, грязь и другие сигналы неблагополучия. Кейптаун же первое место, где ты можешь просто не видеть ужас жизни других, находясь с ними в одном городе.
Нам очень повезло с гидом, который нам рассказала не просто про общую историю, а про текущие проблемы, тренды в политике. Это все я записала в влог.
Итоговый мой вердикт, что в ЮАР я хочу точно вернуться даже через пару лет. А если вдруг, я когда-то стану очень богатой, я бы купила бы себе здесь виллу и приезжала на зиму.
Очень интересная история города, как его колонизировали и банту (африканские племена), и европейцы (англичане, голландцы). Чего только стоит англо-бурская война. Чувствуется протестантский дух в устройстве города, поведение людей.
Но при этом здесь постоянно ощущение диссонанса: находясь в раю, тебя постоянно предупреждают о том, что тут очень опасно. Первый раз такое видела, что в номере есть памятка о том, как себя вести, если чувствуешь, что тебя преследуют. Нельзя ходить пешком ночью - это сильный минус, я обожаю пешие прогулки. При том, что находясь на улице, мозг не считывает никаких сигналов угрозы: все очень чисто, спокойно.
Но тут важно сказать, что мы ходили только по белым районам. Местные так их сами называют, на самом деле сейчас это просто все состоятельные местные + туристы со всех стран.
Я очень хотела сходить в тауншипы. Это по сути трущобы, где живет бедное население, которое здесь большинство. Мне очень хотелось посмотреть, как устроена жизнь у них.
Муж отказался от такой прогулки, а одна я решила не ходить. Еще один минус быть женщиной, что тебе всегда везде опаснее находиться по сравнению с мужчинами. Посмотрела несколько видео на эту тему (тут про банды- прямо очень рекомендую, тут просто про контраст богатых и бедных).
Кейптаун уникален именно тем, что тут сохраняется жесткая сегрегация, хотя юридически ее нет. По моим фотографиям никогда не скажешь, что прямо рядом идут разборки банд с постоянными убийствами.
В Индии даже на богатых улицах есть попрошайки, грязь и другие сигналы неблагополучия. Кейптаун же первое место, где ты можешь просто не видеть ужас жизни других, находясь с ними в одном городе.
Нам очень повезло с гидом, который нам рассказала не просто про общую историю, а про текущие проблемы, тренды в политике. Это все я записала в влог.
Итоговый мой вердикт, что в ЮАР я хочу точно вернуться даже через пару лет. А если вдруг, я когда-то стану очень богатой, я бы купила бы себе здесь виллу и приезжала на зиму.
Представьте себе идеальный пейзаж. Что вы выберете: глухой лес, пустыню, тайгу, или место с открытым горизонтом, редкими деревьями, водой и мягкими холмами? Большинство людей, независимо от культуры и возраста, выбирают именно последний вариант — так называемый «парковый ландшафт». Это наблюдение стало основой одной из самых красивых и обсуждаемых идей в эволюционной психологии — гипотезы саванны.
Суть проста: человеческий мозг эволюционировал в среде, похожей на восточноафриканскую саванну — открытые пространства, отдельные деревья, водоёмы поблизости, немного возвышенностей. В такой обстановке легче было выжить: видно хищников, есть где спрятаться, есть доступ к воде и пище. Поэтому мы до сих пор испытываем иррациональное влечение к этому типу ландшафта, даже если никогда не видели настоящую саванну.
1. Теория обзора и убежища (Prospect–Refuge Theory) : нам нравится, когда пространство сочетает возможность обзора(видеть потенциальную угрозу) и убежища (иметь где спрятаться). Саванна идеально сбалансирована: открытость плюс кроны деревьев и кустарники.
2. Гипотеза фрактального предпочтения (Fractal Preference Hypothesis) : люди предпочитают визуальные структуры с умеренной фрактальной сложностью — не слишком упорядоченные, но и не хаотичные. Наше зрение, адаптированное к природе, интуитивно «радуется» такой организации.
3. Теория аффордансов (Affordance Theory) : мы воспринимаем окружающую среду как набор возможностей для действия. Саванна изобилует такими возможностями: можно идти, прятаться, искать пищу, пить воду, наблюдать. Даже без сознательного анализа мозг ощущает такую среду как «подходящую».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В исследованиях развития принято считать почти аксиомой: инфекции и недоедание в первые годы жизни подрывают формирование человеческого капитала — здоровья, когнитивных навыков, способности к обучению. Ранний шок обычно трактуется как чистый минус.
Но эволюционная биология давно подчёркивает: организм не просто страдает от среды, а перенастраивает свои системы под ожидаемые условия. В случае малярии такой адаптацией становится частичный иммунитет (состояние, при котором повторные инфекции тем же патогеном всё ещё возможны, но протекают легче и наносят меньший ущерб организму). Ранние заражения опасны, но «обучают» иммунную систему, уменьшая тяжесть будущих эпизодов, если инфекционная нагрузка остаётся высокой.
На этом «естественном эксперименте» построен дизайн исследования. Две когорты детей — рождённые в 2004 и 2006 гг. — живут в тех же общинах.
В 2010 и 2012 гг., в возрасте 5–6 лет, их когнитивное развитие, внимание и физическое состояние измеряли с помощью адаптированной батареи тестов ZamCAT. К этим данным добавили динамику риска малярии по районам.
Если забыть о биологической адаптации, вторые должны быть в выигрыше. В районах, где малярия действительно устойчиво снижалась, всё соответствует интуиции: меньше ранних инфекций — немного лучше когнитивные показатели в 5–6 лет. Но в районах с рецидивом картины другой: там дети, которых в первые два года жизни сильно «берегла» программа, показывают более низкие когнитивные результаты, чем их чуть более старшие соседи, которые в младенчестве часто болели малярией, а дошкольный возраст провели в более спокойной обстановке. Иными словами, ранняя защита без последующей стабильности приводит к более выраженному ущербу.
Дальнейший анализ показывает, что дело не в том, что дошкольный возраст «особо чувствителен» сам по себе. Ключевым оказывается именно взаимодействующий эффект: вред от малярии в 3–5 лет тем меньше, чем выше была экспозиция в первые два года. Иными словами, ранние инфекции частично смягчают ущерб от последующих заражений, что согласуется с идеей частичного иммунитета. Альтернативные объяснения — доход семьи, доступ к медицине, вакцинация, селективная смертность — не дают сопоставимого ответа.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Мы уже с вами разобрались, что такое ассортивность в романтических парах — как люди выбирают себе партнёров, похожих на них, например, по уровню привлекательности.
Интересный вопрос проявляется ли такой же паттерн в дружбе? Попался интересный постер на эту тему. Ученые решили проверить, похожи ли женщины на своих лучших подруг по внешней привлекательности.
В лабораторию приходили реальные подруги (всего 84 женщины), их фотографировали в двух условиях:
Снимали лицо и тело отдельно. Измеряли фигуру (талия, бёдра, грудь, рост, вес), также брали самоотчёты по привлекательности и других качеств.
Затем независимые участники (не знавшие, кто кому подруга) ставили оценки по фотографиям. Для контроля также создавали случайные пары из тех же участниц.
Авторы считают, что это можно объяснить тем, что женщины заинтересованы в подругах с похожим уровнем привлекательности. Такая стратегия позволяет:
Интересно, что даже небольшое расхождение в сторону большей привлекательности подруги может вызывать зависть. Это подтверждается и другими исследованиями: например, показано, что расхождение по оценкам привлекательности между подругами повышают конфликтность и напряжение в отношениях.
Отправьте своей подружке
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Зачем мы такие? | Альбина Галлямова
Ассортативность(assortative mating): Почему партнёры так похожи?
👅Ассортативность — это склонность человека выбирать партнёра, похожего на себя. Это явление проявляется по многим параметрам: возрасту, образованию, ценностям, привычкам и другим характеристикам.…
👅Ассортативность — это склонность человека выбирать партнёра, похожего на себя. Это явление проявляется по многим параметрам: возрасту, образованию, ценностям, привычкам и другим характеристикам.…
Forwarded from Дмитрий Антипов / Психология
Что делать, если это про тебя?
Сегодня вместе с Альбиной разобрали все этапы восстановления после разрыва отношений👇🏻
https://youtu.be/x-qOEh9zUow
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Я ТЕБЯ БРОСАЮ: что делать, если тебя бросили
📌Cтрим с разбором выхода из эмоциональной зависимости: https://boosty.to/dmitryantipov/posts/fb32721c-31da-4722-b427-b3ebd3cf9062?share=post_link
📌Женщины чаще подают на развод, но различий нет в обычных отношениях: https://web.stanford.edu/~mrosenfe/Ro…
📌Женщины чаще подают на развод, но различий нет в обычных отношениях: https://web.stanford.edu/~mrosenfe/Ro…
Недавно вернулась из Африки и сразу нырнула в работу. Минус отдыха в том, что после него приходится работать с двойной силой. Хочу поделиться мыслями о ней.
Я всегда с интересом отношусь к чужим культурам. Это не означает желания жить по чужим нормам, но понимание того, как устроена жизнь других людей, всегда было для меня источником любопытства и расширения взгляда на мир.
Открытость к незнакомому и стремление посещать самые удалённые регионы сформировались у меня ещё в детстве благодаря родителям. Например, в двенадцать лет родителям пришла прекрасная мысль свозить своих детей в Бирму, в пятнадцать они взяли нас в путешествие по малайзийским отдалённым островам. Но в Африке я до сих пор не была (Египет не считаю – и он мне понравился значительно меньше, чем Южная Африка).
Давно ничто так сильно не дополняло мою картину мира, как эта поездка. Парадоксально, но при том, что по первому образованию я востоковед-африканист, у меня была довольно как у и многих примитивная картинка: Африка как одно сплошное «где всё плохо» — война, криминал, инфекции, грязь, и все только и думают, как бы уехать в благополучную Европу (просто никогда особо не погружалась в этот вопрос). Поездка в ЮАР, Замбию (с однодневным заездом в Зимбабве) и Ботсвану эту картинку в некоторой степени изменила.
Первое, что меня поразило, – чистота. Все эти страны, включая самую бедную Замбию, оказались чище Индии примерно на сто позиций, если проводить мою личную «шкалу чистоты». Хотя я люблю Индию за её колорит, там у меня всегда остаётся ощущение, что даже после душа всё равно чувствуешь себя грязной.
Второй момент – безопасность. Местные говорили, что можно везде ходить спокойно даже ночью. По правда говоря, Замбия и Ботсвана оказались относительно спокойными странами (особенно для Африки) с низким уровнем убийств на 100 тыс. человек (в Замбиии ~ 5.3 случаев на 100 тыс. человек; в Ботсване ~ 10–11 на 100 тыс; для сравнения в РФ ~ 6,8 убийств на 100 тыс.). ЮАР - другой случай: высокий уровень насилия, смесь политически подогреваемой ненависти к аутгруппе и деятельности многочисленных криминальных группировок. Там буквально напрашивается какой-нибудь местный Букеле, если использовать сальвадорскую аналогию (~ 40–45 на 100 тыс. человек).
В Замбии мне особенно понравились люди: дружелюбные, открытые, говорящие по-английски – в отличие, например, от Бирмы или, скажем, той же Бельгии (в Брюсселе до пандемии ко мне несколько раз приставали разные мигранты, один даже умудрился пнуть). В Ботсване полноценного общения за пределами отеля не получилось, но общее впечатление осталось положительным. Единственное, что бросается в глаза, – медлительность. Но даже она заметно слабее, чем в странах Южной Азии.
И всё это в очередной раз укрепляет меня в мысли, что путешествия – лучшая трата лишних денег, когда у вас закрыты базовые потребности. Интернет даёт доступ к любой информации, но он не воспроизводит социального контакта. Все-таки мы социальные животные:)
Upd: хотя в дипломе у меня написано востоковед-африканист, мой регион - это Южная Азия, поэтому про Африку на общих парах отложилось немного😢
Я всегда с интересом отношусь к чужим культурам. Это не означает желания жить по чужим нормам, но понимание того, как устроена жизнь других людей, всегда было для меня источником любопытства и расширения взгляда на мир.
Открытость к незнакомому и стремление посещать самые удалённые регионы сформировались у меня ещё в детстве благодаря родителям. Например, в двенадцать лет родителям пришла прекрасная мысль свозить своих детей в Бирму, в пятнадцать они взяли нас в путешествие по малайзийским отдалённым островам. Но в Африке я до сих пор не была (Египет не считаю – и он мне понравился значительно меньше, чем Южная Африка).
Давно ничто так сильно не дополняло мою картину мира, как эта поездка. Парадоксально, но при том, что по первому образованию я востоковед-африканист, у меня была довольно как у и многих примитивная картинка: Африка как одно сплошное «где всё плохо» — война, криминал, инфекции, грязь, и все только и думают, как бы уехать в благополучную Европу (просто никогда особо не погружалась в этот вопрос). Поездка в ЮАР, Замбию (с однодневным заездом в Зимбабве) и Ботсвану эту картинку в некоторой степени изменила.
Первое, что меня поразило, – чистота. Все эти страны, включая самую бедную Замбию, оказались чище Индии примерно на сто позиций, если проводить мою личную «шкалу чистоты». Хотя я люблю Индию за её колорит, там у меня всегда остаётся ощущение, что даже после душа всё равно чувствуешь себя грязной.
Второй момент – безопасность. Местные говорили, что можно везде ходить спокойно даже ночью. По правда говоря, Замбия и Ботсвана оказались относительно спокойными странами (особенно для Африки) с низким уровнем убийств на 100 тыс. человек (в Замбиии ~ 5.3 случаев на 100 тыс. человек; в Ботсване ~ 10–11 на 100 тыс; для сравнения в РФ ~ 6,8 убийств на 100 тыс.). ЮАР - другой случай: высокий уровень насилия, смесь политически подогреваемой ненависти к аутгруппе и деятельности многочисленных криминальных группировок. Там буквально напрашивается какой-нибудь местный Букеле, если использовать сальвадорскую аналогию (~ 40–45 на 100 тыс. человек).
В Замбии мне особенно понравились люди: дружелюбные, открытые, говорящие по-английски – в отличие, например, от Бирмы или, скажем, той же Бельгии (в Брюсселе до пандемии ко мне несколько раз приставали разные мигранты, один даже умудрился пнуть). В Ботсване полноценного общения за пределами отеля не получилось, но общее впечатление осталось положительным. Единственное, что бросается в глаза, – медлительность. Но даже она заметно слабее, чем в странах Южной Азии.
И всё это в очередной раз укрепляет меня в мысли, что путешествия – лучшая трата лишних денег, когда у вас закрыты базовые потребности. Интернет даёт доступ к любой информации, но он не воспроизводит социального контакта. Все-таки мы социальные животные:)
Upd: хотя в дипломе у меня написано востоковед-африканист, мой регион - это Южная Азия, поэтому про Африку на общих парах отложилось немного
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM