Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Рассказ о двух нефтяных фондах.
Первый.
Норвежский нефтяной фонд (переименованный в государственный пенсионный фонд) был учрежден правительством в 1990 году. Первые деньги были вложены в 1996 году, но первые данные, которые можно отследить - это $23 млрд в 1998 году. Нефтяные деньги, на мой взгляд, разумно вложили в разные финансовые активы. В результате, на сегодняшний день он достиг рекордного уровня в $1,4 трлн.
Сумма в $1,4 трлн – это больше годового ВВП Австралии, и очень близко к ВВП Бразилии и немного ниже, чем ВВП России. Если сумму активов норвежского фонда поделить на население страны, то у каждого норвежца будет больше $250 тыс. на счету, что несравненно больше, чем в любой стране мира. Ближайшим по значению будет ВВП Монако на душу населения - $200 тыс.
Фонд управляется Министерством финансов. Король имеет право только подписать указ, который вступит в силу. Типы вложений фонда очень разнообразны и прозрачны. Расклад в какой по типу активов (акционерный капитал, фиксированный доход, недвижимость), в которые фонд инвестировал с 1998 года, можно скачать на его веб-сайте. Список охватывает более 70 стран и 9 тысяч компаний.
Норвегия начала накапливать нефтяные деньги на пике добычи в 3 млн баррелей в сутки. С тех пор добыча нефти снизилась на 1 млн баррелей - до текущего уровня в 2 млн баррелей в сутки.
Второй.
Нефтяной фонд Казахстана (переименован в Национальный фонд Казахстана - НФК) создан в 2000 году указом президента страны. Первый денежный перевод поступил от продажи 5% Тенгизского месторождения на сумму $0,66 млрд в 2001 году.
Пик накопления фонда составил $77 млрд в 2014 году. С тех пор НФК направил деньги на «неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка национальных компаний и заполнение дыр в государственном бюджете. На данный момент в фонде осталось $57 млрд.
Сумма в $57 млрд с точки зрения ВВП страны немного выше, чем ВВП Хорватии, ближе к ВВП Узбекистана и немного ниже, чем у Беларуси. Что касается ВВП на душу населения, то значение в $3 тыс. будет немного ниже, чем в Марокко. Чувствуете разницу в разрезе сравниваемых стран?
Казахстан начал накапливать нефтяные деньги при добыче 0,8 млн баррелей в сутки и с тех пор прибавил 1 млн баррелей в сутки, составив 1,8 млн баррелей в сутки. При чем добыча нефти Норвегией и Казахстаном находится в одном диапазоне 1,8–2,0 последние 8 лет. Иными словами, последние 8 лет мы с Норвегией добываем в одном диапазоне, просто мы тратим значительно больше.
Ученые провели исследование, если деньги фонда не использовались на текущие нужды, накопленные деньги должны были быть вдвое больше, чем $72 млрд в 2015 году. Кроме того, есть еще одно исследование, к котором говорится, что если цена на нефть упадет до $30 за баррель, то деньги фонда будут исчерпаны через пять лет. Ну что, начинаем молиться?
Позвольте мне закончить рассказ о гражданине Ирака, который спас Норвегию от нефтяного проклятия. Свою карьеру Фарук аль-Касим начал геологом, а через некоторое время стал топ-менеджером иракской национальной компании. В 1968 году он покинул свою страну, чтобы найти лучшее место для воплощения своих идей, так как его родина этого не позволяла. Через некоторое время Фарук добился своего, создал Норвежский нефтяной директорат и стал его первым руководителем. Именно благодаря этому директорату, цель которого было накопление долларов от продажи нефти, впоследствии и появился Норвежский нефтяной фонд.
Не удивлюсь, если есть казахстанские профессионалы, как Фарук Аль-Касим, работающие за границей и делающие создание чего-то прекрасного в будущем. Жаль, что не у нас…
p.s. На графике накопление денег в логарифмической шкале📈.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Первый.
Норвежский нефтяной фонд (переименованный в государственный пенсионный фонд) был учрежден правительством в 1990 году. Первые деньги были вложены в 1996 году, но первые данные, которые можно отследить - это $23 млрд в 1998 году. Нефтяные деньги, на мой взгляд, разумно вложили в разные финансовые активы. В результате, на сегодняшний день он достиг рекордного уровня в $1,4 трлн.
Сумма в $1,4 трлн – это больше годового ВВП Австралии, и очень близко к ВВП Бразилии и немного ниже, чем ВВП России. Если сумму активов норвежского фонда поделить на население страны, то у каждого норвежца будет больше $250 тыс. на счету, что несравненно больше, чем в любой стране мира. Ближайшим по значению будет ВВП Монако на душу населения - $200 тыс.
Фонд управляется Министерством финансов. Король имеет право только подписать указ, который вступит в силу. Типы вложений фонда очень разнообразны и прозрачны. Расклад в какой по типу активов (акционерный капитал, фиксированный доход, недвижимость), в которые фонд инвестировал с 1998 года, можно скачать на его веб-сайте. Список охватывает более 70 стран и 9 тысяч компаний.
Норвегия начала накапливать нефтяные деньги на пике добычи в 3 млн баррелей в сутки. С тех пор добыча нефти снизилась на 1 млн баррелей - до текущего уровня в 2 млн баррелей в сутки.
Второй.
Нефтяной фонд Казахстана (переименован в Национальный фонд Казахстана - НФК) создан в 2000 году указом президента страны. Первый денежный перевод поступил от продажи 5% Тенгизского месторождения на сумму $0,66 млрд в 2001 году.
Пик накопления фонда составил $77 млрд в 2014 году. С тех пор НФК направил деньги на «неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка национальных компаний и заполнение дыр в государственном бюджете. На данный момент в фонде осталось $57 млрд.
Сумма в $57 млрд с точки зрения ВВП страны немного выше, чем ВВП Хорватии, ближе к ВВП Узбекистана и немного ниже, чем у Беларуси. Что касается ВВП на душу населения, то значение в $3 тыс. будет немного ниже, чем в Марокко. Чувствуете разницу в разрезе сравниваемых стран?
Казахстан начал накапливать нефтяные деньги при добыче 0,8 млн баррелей в сутки и с тех пор прибавил 1 млн баррелей в сутки, составив 1,8 млн баррелей в сутки. При чем добыча нефти Норвегией и Казахстаном находится в одном диапазоне 1,8–2,0 последние 8 лет. Иными словами, последние 8 лет мы с Норвегией добываем в одном диапазоне, просто мы тратим значительно больше.
Ученые провели исследование, если деньги фонда не использовались на текущие нужды, накопленные деньги должны были быть вдвое больше, чем $72 млрд в 2015 году. Кроме того, есть еще одно исследование, к котором говорится, что если цена на нефть упадет до $30 за баррель, то деньги фонда будут исчерпаны через пять лет. Ну что, начинаем молиться?
Позвольте мне закончить рассказ о гражданине Ирака, который спас Норвегию от нефтяного проклятия. Свою карьеру Фарук аль-Касим начал геологом, а через некоторое время стал топ-менеджером иракской национальной компании. В 1968 году он покинул свою страну, чтобы найти лучшее место для воплощения своих идей, так как его родина этого не позволяла. Через некоторое время Фарук добился своего, создал Норвежский нефтяной директорат и стал его первым руководителем. Именно благодаря этому директорату, цель которого было накопление долларов от продажи нефти, впоследствии и появился Норвежский нефтяной фонд.
Не удивлюсь, если есть казахстанские профессионалы, как Фарук Аль-Касим, работающие за границей и делающие создание чего-то прекрасного в будущем. Жаль, что не у нас…
p.s. На графике накопление денег в логарифмической шкале📈.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
JD_JD_OpenPositionNotificationForm_RMG_PetroleumEngineer_Atyrau.docx
57.5 KB
Кто ищет работу, в ТШО есть три вакансии инженера по добыче нефти и газа (Petroleum Engineer). Крайний срок подачи заявок - 18 июля. Это хорошая возможность для всех, так как стаж работы требуется от нуля до 7 лет. Подать заявку можно здесь.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Какой маршрут экспорта нефти следует рассмотреть Казахстану, чтобы избежать временного закрытия КТК в будущем?
Anonymous Poll
6%
Продолжить и даже увеличить экспорт нефти по трубопроводу КТК, так как он самый дешевый
36%
Баку-Тбилиси-Джейхан следует рассматривать как альтернативу, даже если его тариф дороже, чем КТК
6%
Казахстанско-китайский газопровод может быть вариантом, хотя места для 🇰🇿 нефти не так много
6%
Дождаться снятия санкций с Ирана и транспортировать нефть в порт Нека танкерами
62%
Следует рассмотреть все варианты, чтобы избежать такого кризиса, как в КТК
ENERGY ANALYTICS
Какой маршрут экспорта нефти следует рассмотреть Казахстану, чтобы избежать временного закрытия КТК в будущем?
Я разместил этот опрос 26 марта. Тем не менее, та же проблема продолжается. Надеюсь, на этот раз сторонники маршрута КТК из-за его дешевизны изменят свое мнение, так как фактор риска является приоритетным.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Возможна ли национализация нефтепровода КТК?
Небольшой экскурс в историю.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) первоначально был создан в 1992 году правительствами России, Казахстана и Омана.
В 1996 году половина его доли была разделена между Россией (24%), Казахстаном (19%) и Оманом (7%), а другая половина - между восемью компаниями-спонсорами.
К моменту завершения нефтепровода в 2001 году он был единственным, не полностью контролируемым «Транснефтью» на их территории.
Почему КТК важный маршрут для Казахстана? Потому что 80% казахстанской нефти экспортируется в Европу по КТК и она пока не поподает под санкциями ЕС, хотя 10% нефти КТК имеет российское происхождение.
Первая националистическая риторика была озвучена Сергеем Оганесяном (Росэнерго) еще в 2006 году.
А в 2008 году 7% акций Омана были куплены Россией несмотря на предложение Казахстана разделить 7% акций поровну или в форме 4%/3% между двумя государствами. Полагаю, это приобретение можно рассматривать как первый шаг к национализации.
В 2009 году компания BP продала свои доли Лукойлу и Казахстану.
Текущий баланс долей КТК как на графике:
Россия: 31%, а с акциями Роснефти (3,83%) и Лукойла (12,5%) увеличивается до 47,33%.
У Казахстана 20,75%, а у частных компаний 31,93%, что в сумме составляет 52,68%.
Баланс акционеров КТК может быть легко изменен в сторону большинства в случае, если одна из компаний решит продать свою долю. И первым покупателем вполне может стать Россия, как это было в случае с Оманом.
Важные вещи, за которыми нужно тщательно следить.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Небольшой экскурс в историю.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) первоначально был создан в 1992 году правительствами России, Казахстана и Омана.
В 1996 году половина его доли была разделена между Россией (24%), Казахстаном (19%) и Оманом (7%), а другая половина - между восемью компаниями-спонсорами.
К моменту завершения нефтепровода в 2001 году он был единственным, не полностью контролируемым «Транснефтью» на их территории.
Почему КТК важный маршрут для Казахстана? Потому что 80% казахстанской нефти экспортируется в Европу по КТК и она пока не поподает под санкциями ЕС, хотя 10% нефти КТК имеет российское происхождение.
Первая националистическая риторика была озвучена Сергеем Оганесяном (Росэнерго) еще в 2006 году.
А в 2008 году 7% акций Омана были куплены Россией несмотря на предложение Казахстана разделить 7% акций поровну или в форме 4%/3% между двумя государствами. Полагаю, это приобретение можно рассматривать как первый шаг к национализации.
В 2009 году компания BP продала свои доли Лукойлу и Казахстану.
Текущий баланс долей КТК как на графике:
Россия: 31%, а с акциями Роснефти (3,83%) и Лукойла (12,5%) увеличивается до 47,33%.
У Казахстана 20,75%, а у частных компаний 31,93%, что в сумме составляет 52,68%.
Баланс акционеров КТК может быть легко изменен в сторону большинства в случае, если одна из компаний решит продать свою долю. И первым покупателем вполне может стать Россия, как это было в случае с Оманом.
Важные вещи, за которыми нужно тщательно следить.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Те, кто не управляет рисками, будут иметь дело с кризисами
Кризисы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, можно было бы смягчить и избежать, если бы эти риски были выявлены, оценены и должным образом устранены на более ранних этапах.
Вот лишь некоторые примеры недавних рисков, вылившихся в кризисы:
1. Повышение цены на газ в наиболее чувствительном регионе в два раза за одну ночь может привести к народным восстаниям в этом регионе, а затем и во всей стране. Учитывая, что подобный случай уже был 10 лет назад в этом регионе.
2. Губернатор с низким эмоциональным интеллектом в сложной ситуации в общении с людьми может нагрубить и еще больше усугубить ситуацию.
3. Эксперт с низким эмоциональным интеллектом может предложить людям общественный транспорт, если цены на топливо для них высоки, что может еще больше усилить общественный резонанс.
4. Страна, которая экспортирует почти весь экспорт нефти через одну соседнюю территорию, может оказаться в положении полного риска, если возникнут проблемы на этой соседней территории. Учитывая, что более половины экспортных доходов страны приходится на экспорт нефти.
5. Страна с огромными запасами газа без значительных инвестиций в газодобычу и газоперерабатывающие заводы может оказаться в очень рискованном положении при росте населения и потребления.
Вы можете продолжить в комментариях свои варианты кризисов, которые можно было бы выявить на ранних стадиях, оценить как риски и управлять ими.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Кризисы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, можно было бы смягчить и избежать, если бы эти риски были выявлены, оценены и должным образом устранены на более ранних этапах.
Вот лишь некоторые примеры недавних рисков, вылившихся в кризисы:
1. Повышение цены на газ в наиболее чувствительном регионе в два раза за одну ночь может привести к народным восстаниям в этом регионе, а затем и во всей стране. Учитывая, что подобный случай уже был 10 лет назад в этом регионе.
2. Губернатор с низким эмоциональным интеллектом в сложной ситуации в общении с людьми может нагрубить и еще больше усугубить ситуацию.
3. Эксперт с низким эмоциональным интеллектом может предложить людям общественный транспорт, если цены на топливо для них высоки, что может еще больше усилить общественный резонанс.
4. Страна, которая экспортирует почти весь экспорт нефти через одну соседнюю территорию, может оказаться в положении полного риска, если возникнут проблемы на этой соседней территории. Учитывая, что более половины экспортных доходов страны приходится на экспорт нефти.
5. Страна с огромными запасами газа без значительных инвестиций в газодобычу и газоперерабатывающие заводы может оказаться в очень рискованном положении при росте населения и потребления.
Вы можете продолжить в комментариях свои варианты кризисов, которые можно было бы выявить на ранних стадиях, оценить как риски и управлять ими.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
❗️🔥 ТШО ПОСТРОИТ НОВЫЙ НЕФТЕПРОВОД?
— Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю КазМунайГазу проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с Самрук-Казына следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала.
Кроме этого глава государства уделил особое внимание развитию морских перевозок:
— Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед Правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау.
#нефть @FINANCEkaz
— Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю КазМунайГазу проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с Самрук-Казына следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала.
Кроме этого глава государства уделил особое внимание развитию морских перевозок:
— Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед Правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау.
#нефть @FINANCEkaz
Благодаря такому "подходу" страна оказалась в безальтернативном пути экспорта нефти. Их девиз — просто не думать, не инициировать, не предлагать альтернативные маршруты, а ждать и договариваться с соседом.
Азербайджан, уже много лет использует маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан в качестве альтернативы, хотя для страны маршрут через Черное море является самым коротким и дешевым путем.
Вы, согласны с девизом эксперта?
Да, согласен👍
Нет, надо всегда иметь свою альтернативу👎
Не знаю🌚
Азербайджан, уже много лет использует маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан в качестве альтернативы, хотя для страны маршрут через Черное море является самым коротким и дешевым путем.
Вы, согласны с девизом эксперта?
Да, согласен👍
Нет, надо всегда иметь свою альтернативу👎
Не знаю🌚
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Потенциальные альтернативные маршруты🛢 для Казахстана
а) Нефтепровод «Узень-Атырау- -Самара» является подогреваемым магистральным нефтепроводом. Проложен с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, дальше соединяется с системой нефтепроводов «Транснефти» в направлении Самары. Далее, по территории России соединяется с российскими морскими портами на Балтийском море. Главная проблема с нефтепроводом Атырау- -Самара заключается в том, что пропускная мощность маршрута составляет всего 17,5 млн тонн в год. Более того, при этом казахстанская нефть КТК (CPC Blend crude) более высокого качества будет смешана с российским Urals и реализовываться с дисконтом к марке Brent.
б)«Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) является владельцем экспортного нефтепровода Атасу — Алашанькоу (протяженность 965 км). Общая пропускная способность данного нефтепровода составляет около 20 млн тонн нефти в год. Однако, данный маршрут, как в случае с нефтепроводом Узень – Атырау – Самара, лишь частично решает вопрос транспортировки нефти КТК.
в) Нефтепровод «Баку-Тбилиси- -Джейхан» (БТД) протяжённостью 1768 километров проходит по территории трёх стран – Азербайджана, Грузии и Турции. Пропускная способность составляет приблизительно 50 млн тонн нефти в год. Данный нефтепровод транспортирует каспийскую нефть к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Данный маршрут является первым в СНГ, проложенным в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. Хотя БТД и имеет значительную по сравнению с другими маршрутами пропускную мощность для нефти КТК, основными проблемами являются:
• отсутствие договоренностей Казахстана с Азербайджаном относительно транзита, что займёт время и усилия как двух сторон, так и непосредственного участия иностранных партнеров;
• пропускная способность узкого горлышка – порт Актау, через который в лучшие годы танкерами транспортировалось 12 млн тонн нефти в год. Для увеличения даже до 20 млн тонн в год необходимы значительные капитальные вложения для обустройства портовой инфраструктуры (причалы, углубление дна, волноломы и т.д.).
От порта Актау зависит и иранский маршрут.
г) Альтернатива через Иран заключается в использовании танкеров для переправки через Каспийское море нефти КТК, а затем их транспортировку на мировые рынки. Помимо порта Актау проблема в сохраняющемся эмбарго на нефть Ирана, которое возможно будет отменено в ближайшее время.
Исходя из открытых источников (отчет ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод»), известно, что в 2021 г. загруженность нефтепровода «Узень- -Атырау-Самара» составила 12,1 млн тонн нефти при общей мощности в 17,5 млн тонн нефти в год. По маршруту «Атасу- -Алашанькоу» за 2021 г. загруженность составила 11 млн тонн нефти при общей мощности 20 млн тонн в год. По трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» прошло 26,4 млн тонн нефти («Би-Пи» Азербайджан). Таким образом, главный вопрос на сегодняшний день: как распределить нефть с маршрута КТК, которая в 2021 г. отгружалось в объеме 53-54 млн тонн. Теоретически, учитывая недозагруженность вышеупомянутых нефтепроводов, получается, что около 23 млн тонн нефти за год с КТК можно было бы транспортировать через БТД, около 5 млн тонн нефти через Узень-Атырау- -Самара и около 9 млн тонн нефти через маршрут Атасу-Алашанькоу (ККТ). При этом, в излишках все еще остаются около 17 млн тонн нефти, которые возможно экспортировать через Иран.
Источник: AERC
а) Нефтепровод «Узень-Атырау- -Самара» является подогреваемым магистральным нефтепроводом. Проложен с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, дальше соединяется с системой нефтепроводов «Транснефти» в направлении Самары. Далее, по территории России соединяется с российскими морскими портами на Балтийском море. Главная проблема с нефтепроводом Атырау- -Самара заключается в том, что пропускная мощность маршрута составляет всего 17,5 млн тонн в год. Более того, при этом казахстанская нефть КТК (CPC Blend crude) более высокого качества будет смешана с российским Urals и реализовываться с дисконтом к марке Brent.
б)«Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) является владельцем экспортного нефтепровода Атасу — Алашанькоу (протяженность 965 км). Общая пропускная способность данного нефтепровода составляет около 20 млн тонн нефти в год. Однако, данный маршрут, как в случае с нефтепроводом Узень – Атырау – Самара, лишь частично решает вопрос транспортировки нефти КТК.
в) Нефтепровод «Баку-Тбилиси- -Джейхан» (БТД) протяжённостью 1768 километров проходит по территории трёх стран – Азербайджана, Грузии и Турции. Пропускная способность составляет приблизительно 50 млн тонн нефти в год. Данный нефтепровод транспортирует каспийскую нефть к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Данный маршрут является первым в СНГ, проложенным в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. Хотя БТД и имеет значительную по сравнению с другими маршрутами пропускную мощность для нефти КТК, основными проблемами являются:
• отсутствие договоренностей Казахстана с Азербайджаном относительно транзита, что займёт время и усилия как двух сторон, так и непосредственного участия иностранных партнеров;
• пропускная способность узкого горлышка – порт Актау, через который в лучшие годы танкерами транспортировалось 12 млн тонн нефти в год. Для увеличения даже до 20 млн тонн в год необходимы значительные капитальные вложения для обустройства портовой инфраструктуры (причалы, углубление дна, волноломы и т.д.).
От порта Актау зависит и иранский маршрут.
г) Альтернатива через Иран заключается в использовании танкеров для переправки через Каспийское море нефти КТК, а затем их транспортировку на мировые рынки. Помимо порта Актау проблема в сохраняющемся эмбарго на нефть Ирана, которое возможно будет отменено в ближайшее время.
Исходя из открытых источников (отчет ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод»), известно, что в 2021 г. загруженность нефтепровода «Узень- -Атырау-Самара» составила 12,1 млн тонн нефти при общей мощности в 17,5 млн тонн нефти в год. По маршруту «Атасу- -Алашанькоу» за 2021 г. загруженность составила 11 млн тонн нефти при общей мощности 20 млн тонн в год. По трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» прошло 26,4 млн тонн нефти («Би-Пи» Азербайджан). Таким образом, главный вопрос на сегодняшний день: как распределить нефть с маршрута КТК, которая в 2021 г. отгружалось в объеме 53-54 млн тонн. Теоретически, учитывая недозагруженность вышеупомянутых нефтепроводов, получается, что около 23 млн тонн нефти за год с КТК можно было бы транспортировать через БТД, около 5 млн тонн нефти через Узень-Атырау- -Самара и около 9 млн тонн нефти через маршрут Атасу-Алашанькоу (ККТ). При этом, в излишках все еще остаются около 17 млн тонн нефти, которые возможно экспортировать через Иран.
Источник: AERC
Forwarded from PetroCouncil.kz
📌 В течение последних пяти лет в морском торговом порту Актау переваливали 2-2,2 млн тонн нефти в год.
Черное золото 🛢️ шло с бузачинских месторождений в Махачкалу, оттуда попадало в систему "Транснефть", а затем отправлялось в Новороссийск. 🇷🇺 Сейчас морской порт Актау готов дополнительно принимать еще 5-5,5 млн тонн нефти.
"Восемь лет назад мы вывели из эксплуатации нефтеналивные причалы № 9 и 10, так как инфраструктура там была изношена. Сейчас эти причалы используются для оформления грузов и ремонта. Через работающие три причала максимум мы можем перевалить 7,5-7,7 млн тонн нефти, ведь порт не резиновый. Правительство поставило перед нами задачу по восстановлению 9-го и 10-го причалов. Но понадобится серьезная реконструкция, "КазТрансОйл" придется заменить нефтепровод, так как он сильно изношен", – отмечает Абай Турикпенбаев, президент АО "НК "Актауский морской торговый порт". ☝️
После реконструкции двух причалов объемы перевалки нефти могут увеличиться 📈 до 12,5 млн тонн. Но это не предел.
"Дело в том, что грузовые операции, то есть налив танкера, занимают около 10 часов, а затем 5-7 часов уходит на не грузовые операции, то есть открытие-закрытие границы, оформление документов. Чтобы увеличить эффективность этих причалов, нужно уменьшить время на не грузовые операции. То есть с 12,5 млн тонн можем увеличить до 17 млн тонн именно за счет сокращения времени оформления", – добавляет руководитель порта. 👈
Черное золото 🛢️ шло с бузачинских месторождений в Махачкалу, оттуда попадало в систему "Транснефть", а затем отправлялось в Новороссийск. 🇷🇺 Сейчас морской порт Актау готов дополнительно принимать еще 5-5,5 млн тонн нефти.
"Восемь лет назад мы вывели из эксплуатации нефтеналивные причалы № 9 и 10, так как инфраструктура там была изношена. Сейчас эти причалы используются для оформления грузов и ремонта. Через работающие три причала максимум мы можем перевалить 7,5-7,7 млн тонн нефти, ведь порт не резиновый. Правительство поставило перед нами задачу по восстановлению 9-го и 10-го причалов. Но понадобится серьезная реконструкция, "КазТрансОйл" придется заменить нефтепровод, так как он сильно изношен", – отмечает Абай Турикпенбаев, президент АО "НК "Актауский морской торговый порт". ☝️
После реконструкции двух причалов объемы перевалки нефти могут увеличиться 📈 до 12,5 млн тонн. Но это не предел.
"Дело в том, что грузовые операции, то есть налив танкера, занимают около 10 часов, а затем 5-7 часов уходит на не грузовые операции, то есть открытие-закрытие границы, оформление документов. Чтобы увеличить эффективность этих причалов, нужно уменьшить время на не грузовые операции. То есть с 12,5 млн тонн можем увеличить до 17 млн тонн именно за счет сокращения времени оформления", – добавляет руководитель порта. 👈
Сегодня на заправке мне сообщили, что бензин А95 дают только по талонам.
По данным МЭ РК, ежемесячное потребление А95 в КЗ составляет 70 тыс. т, а на сегодняшний день в запасе 40 тыс. т, хватает на 16 дней. Сталкивались ли Вы сегодня с дефицитом А95?
По данным МЭ РК, ежемесячное потребление А95 в КЗ составляет 70 тыс. т, а на сегодняшний день в запасе 40 тыс. т, хватает на 16 дней. Сталкивались ли Вы сегодня с дефицитом А95?
Anonymous Poll
12%
Да
35%
Нет
28%
Не покупаю А95
25%
Не пользуюсь авто
ENERGY ANALYTICS
Сегодня на заправке мне сообщили, что бензин А95 дают только по талонам.
По данным МЭ РК, ежемесячное потребление А95 в КЗ составляет 70 тыс. т, а на сегодняшний день в запасе 40 тыс. т, хватает на 16 дней. Сталкивались ли Вы сегодня с дефицитом А95?
По данным МЭ РК, ежемесячное потребление А95 в КЗ составляет 70 тыс. т, а на сегодняшний день в запасе 40 тыс. т, хватает на 16 дней. Сталкивались ли Вы сегодня с дефицитом А95?
Динамика показателей по нефтегазовой отрасли РК за неделю (4/7/22- 10/7/22)
Добыча нефти и конденсата увеличилась на 13%. Увеличение добычи нефти связано с завершением капитального ремонта Кашагана.
Мы видим, что через КТК нефть транспортируется в обычном режиме.
Однако, ходатайство КТК о продолжении работы рассмотрят сегодня. Посмотрим, каким будет решение, так как почти все следят за этой новостью.
Мы также видим, что переработка нефти снизилась на 30% из-за капремонта Павлодарского НПЗ. Возможно, в этом причина нынешнего дефицита бензина А95. Или, может быть, заправки ждут повышения цен на А95. Посмотрим, время покажет.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Добыча нефти и конденсата увеличилась на 13%. Увеличение добычи нефти связано с завершением капитального ремонта Кашагана.
Мы видим, что через КТК нефть транспортируется в обычном режиме.
Однако, ходатайство КТК о продолжении работы рассмотрят сегодня. Посмотрим, каким будет решение, так как почти все следят за этой новостью.
Мы также видим, что переработка нефти снизилась на 30% из-за капремонта Павлодарского НПЗ. Возможно, в этом причина нынешнего дефицита бензина А95. Или, может быть, заправки ждут повышения цен на А95. Посмотрим, время покажет.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
🔥🔥🔥 КТК ПРОДОЛЖИТ РАБОТУ
Краснодарский краевой суд заменил решение о приостановке работы КТК на штраф в 200 тыс рублей или всего $3 250.
А что, так можно было?
#нефть @FINANCEkaz
Краснодарский краевой суд заменил решение о приостановке работы КТК на штраф в 200 тыс рублей или всего $3 250.
А что, так можно было?
#нефть @FINANCEkaz
Экспорт нефти КТК по направлениям за последний год
График Bloomberg показывает, что большая часть (2/3) этой сырой нефти приходится на Европу (показано синим, черным и серым цветом). Азиатский маршрут выделен красным.
Также можно отметить разницу в объемах экспорта сырой нефти в июне прошлого года и в этом году из-за минно-торпедного инспекций на акватории терминала КТК в июне т.г.
График Bloomberg показывает, что большая часть (2/3) этой сырой нефти приходится на Европу (показано синим, черным и серым цветом). Азиатский маршрут выделен красным.
Также можно отметить разницу в объемах экспорта сырой нефти в июне прошлого года и в этом году из-за минно-торпедного инспекций на акватории терминала КТК в июне т.г.
Forwarded from PetroCouncil.kz
Чтоб геологическая карта по-честному легла
В четверг, 14 июля, Президент страны Касым-Жомарт Токаев на совещании с Правительством в числе главных озвучил планы по стимулированию инвестиций в разработку недр.
То, что благополучие нашей страны зависит от экспорта природных ресурсов, ни для кого не секрет. Однако и здесь, безусловно, есть проблемные моменты, о чем сказал Президент страны.
«У нас есть планы по стимулированию инвестиций в разработку недр. Важная задача – обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли страны. Мы много говорим об этом, даже создали отдельное министерство. Однако отсутствие прозрачности и кулуарное принятие решений по сей день сдерживают развитие отрасли – обогащаются люди, имеющие доступ к геологической информации», – заявил Глава государства.
В целом я согласен с оценкой президента в связи со сложившейся ситуацией. Озвученная главой государства проблема присутствует и в разговорах, и в мыслях, и в каждодневной работе в небольшом сообществе нефтяников, предпринимателей, занятых в малом и среднем нефтяном бизнесе.
Да и тех, кто как-то связан с разработкой недр в нашей стране. Конечно же, разрабатываемые недра не бесконечны, рассчитаны на определенный срок эксплуатации.
Да, нефтяники пытаются продлить сроки эксплуатации недр методом горного отвода либо пытаются участвовать в аукционах, организуемых Министерством энергетики, чтобы получить новые участки для разработки недр.
Вот о чем говорит Президент? А он говорит о том, что когда мы, такие малые и средние компании, участвуем в этих аукционах, то приходим туда как слепые котята. То есть не владеем полной информацией о месторождениях, которые нам в Минэнерго предлагают для дальнейшей разработки.
Информация о месторождениях дается частичная, она неполная. Чтобы освоить то или иное месторождение, надо обладать полной геологической информацией.
Потому что любой инвестор рискует своими честно заработанными деньгами и вкладывает их фактически в пустую землю в надежде получить что-то взамен, но никто не знает точно, польется ли оттуда фонтан с нефтью.
Иначе говоря, нет никаких гарантий на будущее этого участка. Когда мы просчитываем все инвестиционные и иные риски, мы хотя бы должны иметь доступ к определенной геологической информации, которая имеется еще с советских времен.
В Запказнедра, я знаю, эта информация имеется. В прошлом году мы участвовали в конкурсе по разработке одного участка. Из правительства нам отписались, что обращайтесь в одну квазигосударственную компанию за получением информации. Честно говоря, предоставленная ими информация об интересующем нас участке, можно сказать, ни о чем. Зачем нам географические данные, нам нужны полные геологические данные о месторождении.
Поэтому Президент поднял вопрос о доступности информации, чтобы участвующие в аукционах небольшие компании или инвесторы могли знать, что им предлагают. Чтобы мы никуда не звонили, не обивали пороги кабинетов высоких начальств, не занимали чье-то время, а имели полный онлайн-доступ к геологической информации, то есть онлайн-карты с полным описанием всех месторождений и участков, выводимых на аукционы.
Вот тогда речь пойдет о реальной конкуренции, о нормальных рыночных отношениях. Пусть это даже будут платные онлайн-платформы и сервисы. Исключить надо всякий фаворитизм, покровительство. Не скажу, что руками трогал или глазами видел такое, но в какой-то мере такое явление присутствует.
И, конечно, информацию по геологии надо предоставлять с учетом государственных интересов и национальной безопасности.
Женис АБИЛКАРЕС, генеральный директор ТОО «Светланд Ойл»
В четверг, 14 июля, Президент страны Касым-Жомарт Токаев на совещании с Правительством в числе главных озвучил планы по стимулированию инвестиций в разработку недр.
То, что благополучие нашей страны зависит от экспорта природных ресурсов, ни для кого не секрет. Однако и здесь, безусловно, есть проблемные моменты, о чем сказал Президент страны.
«У нас есть планы по стимулированию инвестиций в разработку недр. Важная задача – обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли страны. Мы много говорим об этом, даже создали отдельное министерство. Однако отсутствие прозрачности и кулуарное принятие решений по сей день сдерживают развитие отрасли – обогащаются люди, имеющие доступ к геологической информации», – заявил Глава государства.
В целом я согласен с оценкой президента в связи со сложившейся ситуацией. Озвученная главой государства проблема присутствует и в разговорах, и в мыслях, и в каждодневной работе в небольшом сообществе нефтяников, предпринимателей, занятых в малом и среднем нефтяном бизнесе.
Да и тех, кто как-то связан с разработкой недр в нашей стране. Конечно же, разрабатываемые недра не бесконечны, рассчитаны на определенный срок эксплуатации.
Да, нефтяники пытаются продлить сроки эксплуатации недр методом горного отвода либо пытаются участвовать в аукционах, организуемых Министерством энергетики, чтобы получить новые участки для разработки недр.
Вот о чем говорит Президент? А он говорит о том, что когда мы, такие малые и средние компании, участвуем в этих аукционах, то приходим туда как слепые котята. То есть не владеем полной информацией о месторождениях, которые нам в Минэнерго предлагают для дальнейшей разработки.
Информация о месторождениях дается частичная, она неполная. Чтобы освоить то или иное месторождение, надо обладать полной геологической информацией.
Потому что любой инвестор рискует своими честно заработанными деньгами и вкладывает их фактически в пустую землю в надежде получить что-то взамен, но никто не знает точно, польется ли оттуда фонтан с нефтью.
Иначе говоря, нет никаких гарантий на будущее этого участка. Когда мы просчитываем все инвестиционные и иные риски, мы хотя бы должны иметь доступ к определенной геологической информации, которая имеется еще с советских времен.
В Запказнедра, я знаю, эта информация имеется. В прошлом году мы участвовали в конкурсе по разработке одного участка. Из правительства нам отписались, что обращайтесь в одну квазигосударственную компанию за получением информации. Честно говоря, предоставленная ими информация об интересующем нас участке, можно сказать, ни о чем. Зачем нам географические данные, нам нужны полные геологические данные о месторождении.
Поэтому Президент поднял вопрос о доступности информации, чтобы участвующие в аукционах небольшие компании или инвесторы могли знать, что им предлагают. Чтобы мы никуда не звонили, не обивали пороги кабинетов высоких начальств, не занимали чье-то время, а имели полный онлайн-доступ к геологической информации, то есть онлайн-карты с полным описанием всех месторождений и участков, выводимых на аукционы.
Вот тогда речь пойдет о реальной конкуренции, о нормальных рыночных отношениях. Пусть это даже будут платные онлайн-платформы и сервисы. Исключить надо всякий фаворитизм, покровительство. Не скажу, что руками трогал или глазами видел такое, но в какой-то мере такое явление присутствует.
И, конечно, информацию по геологии надо предоставлять с учетом государственных интересов и национальной безопасности.
Женис АБИЛКАРЕС, генеральный директор ТОО «Светланд Ойл»
Forwarded from ENERGY MONITOR
‼️ Нефтегазовый совет при Президенте РК будет преобразован в Совет по вопросам энергетики при Президенте РК
Из членов состава Совет исключены:
▪️ советник Президента РК;
▪️ Министр труда и социальной защиты населения РК.
Введена позиция Секретаря Совета из числа вице-министров энергетики РК.
P.S. раз уж по Конституции недра впредь принадлежат народу, то было бы логичным пригласить в Совет представителей гражданского общества. Согласны?
Из членов состава Совет исключены:
▪️ советник Президента РК;
▪️ Министр труда и социальной защиты населения РК.
Введена позиция Секретаря Совета из числа вице-министров энергетики РК.
P.S. раз уж по Конституции недра впредь принадлежат народу, то было бы логичным пригласить в Совет представителей гражданского общества. Согласны?
По мнению аналитиков S&P Global Ratings, непредсказуемость решений российского суда, касающихся КТК, подчеркивает уязвимость Республики Казахстан в условиях возросшей геополитической напряженности, связанной с российско-украинским конфликтом, с учетом зависимости Казахстана от трубопровода.
Сильные бюджетные и внешнеэкономические показатели Казахстана могут смягчить макроэкономические последствия временного снижения экспортных мощностей.
Однако значительное и продолжительное снижение объемов экспорта нефти может привести к снижению кредитоспособности правительства.
Сильные бюджетные и внешнеэкономические показатели Казахстана могут смягчить макроэкономические последствия временного снижения экспортных мощностей.
Однако значительное и продолжительное снижение объемов экспорта нефти может привести к снижению кредитоспособности правительства.
Forwarded from Tradereport.Kz
Экспорт казахстанского угля вырос почти в 2 раза
Возобновлены поставки в Швейцарию и страны Европейского союза
За пять месяцев 2022 года Казахстан на продаже угля заработал 344,2 млн USD, отправив на внешние рынки 13,7 млн тонн угля. При этом в долларах экспорт вырос на 92%, а в тоннах всего 24%.
Основным импортером остается Россия: 8,4 млн т угля – на 15% больше, чем годом ранее. На втором месте Швейцария: 3,3 млн (рост более 2-х раз). На третьем месте оказались страны ЕС, которые резко сократили закуп у России в преддверии полного отказа от импорта всех видов российского угля. За 5 месяцев в ЕС было экспортировано 1,1 млн тонн казахстанского угля, тогда как в прошлогоднем периоде было всего 23 тыс. тонн.
При этом в 9 раз упали поставки в Беларусь и в 3 раза в Украину.
По заявлению директора Республиканской ассоциации горнодобывающих предприятий Казахстана Николая Радостовца Казахстан в 2022 году может увеличить экспорт угля в 1,5 раза не нанося ущерба внутреннему рынку.
Возобновлены поставки в Швейцарию и страны Европейского союза
За пять месяцев 2022 года Казахстан на продаже угля заработал 344,2 млн USD, отправив на внешние рынки 13,7 млн тонн угля. При этом в долларах экспорт вырос на 92%, а в тоннах всего 24%.
Основным импортером остается Россия: 8,4 млн т угля – на 15% больше, чем годом ранее. На втором месте Швейцария: 3,3 млн (рост более 2-х раз). На третьем месте оказались страны ЕС, которые резко сократили закуп у России в преддверии полного отказа от импорта всех видов российского угля. За 5 месяцев в ЕС было экспортировано 1,1 млн тонн казахстанского угля, тогда как в прошлогоднем периоде было всего 23 тыс. тонн.
При этом в 9 раз упали поставки в Беларусь и в 3 раза в Украину.
По заявлению директора Республиканской ассоциации горнодобывающих предприятий Казахстана Николая Радостовца Казахстан в 2022 году может увеличить экспорт угля в 1,5 раза не нанося ущерба внутреннему рынку.
Forwarded from ENERGY MONITOR
Кто стоит за новыми нефтегазовыми участками?
К сожалению, крупные инвесторов не возможно затянуть на мелкие проекты. Все сливки как и прежде достаются КазМунайГаз, который придерживается политики "ни себе, ни другим" (несколько десятков лет весь Казахстан ждет от КМГ реализацию с нуля хоть одного крупного проекта).
Самые дорогие лоты (месторождения Каменистое и Шалва), достались алматинским бизнесменам (занимаются охранными услугами).
Месторождение Боранколь с недостроенным ГПЗ (молдавского бизнесмена А. Стати) досталось некому Нурланулы Бауыржан (кто ты воин?).
Господин из поднебесной ЦЗЯН КУЙФЭН увеличил подписной бонус в 147 раз, чтобы получить участок Прибрежное.
Инвесторы Kusto Group (Татишевы и партнеры) в этот раз получили 3 нефтяных участка.
Семья Бердыгожиных (нефтяная компания КОР) в этот раз решили найти нефть в Караганде. Кстати, Нурлан Байдильда (известный в соц.сетях Тендерщик) вышел из этой компании.
@NRG_monitor
К сожалению, крупные инвесторов не возможно затянуть на мелкие проекты. Все сливки как и прежде достаются КазМунайГаз, который придерживается политики "ни себе, ни другим" (несколько десятков лет весь Казахстан ждет от КМГ реализацию с нуля хоть одного крупного проекта).
Самые дорогие лоты (месторождения Каменистое и Шалва), достались алматинским бизнесменам (занимаются охранными услугами).
Месторождение Боранколь с недостроенным ГПЗ (молдавского бизнесмена А. Стати) досталось некому Нурланулы Бауыржан (кто ты воин?).
Господин из поднебесной ЦЗЯН КУЙФЭН увеличил подписной бонус в 147 раз, чтобы получить участок Прибрежное.
Инвесторы Kusto Group (Татишевы и партнеры) в этот раз получили 3 нефтяных участка.
Семья Бердыгожиных (нефтяная компания КОР) в этот раз решили найти нефть в Караганде. Кстати, Нурлан Байдильда (известный в соц.сетях Тендерщик) вышел из этой компании.
@NRG_monitor