ENERGY ANALYTICS – Telegram
ENERGY ANALYTICS
7.57K subscribers
1.1K photos
158 videos
34 files
1.29K links
Энергетика • Нефть и газ • Горнодобыча • Экономика • Технологии

CEO: Абзал Нарымбетов, DBA, бизнес-аналитик, сертифицированный независимый оценщик запасов нефти и газа по стандарту SPE PRMS

📩 info@energyanalytics.pro
🎥 youtube.com/@EnergyPodcast
Download Telegram
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Какие профессии будут востребованы к 2050 году — исследование McKinsey

После поста о водородных вакансиях в КМГ Инжиниринг наткнулся на интересное исследование McKinsey о будущем рабочих мест.

В их сценарии Net-Zero ожидается, что 200 млн рабочих мест могут быть созданы и 185 млн потеряны к 2050 году в зависимости от сектора промышленности.

Основные ожидаемые приросты рабочих мест:
🌾Сельское хозяйство на +31 млн (самый большой прирост)
⚡️Электроэнергетика на +16 млн
♻️Другие (добыча полезных ископаемых, лесное хозяйство, снижение выбросов углерода и биотоплива) на +8 млн.
🏗Капиталовложения (производство, строительство) на +5 млн
⛽️Водородный бизнес на +5 млн

Основные потери мест ожидаются в:
🛢Нефть, газ, уголь на -33 млн (самые большие потери)
🚗Автомобильный сектор на -16 млн.

Какой урок можно извлечь из этого исследования, особенно для 🇰🇿:

Во-первых, рабочие места в нефтяной, газовой и угольной отраслях будут сокращаться. В качестве примера можно привести недавний пост о потерях рабочих мест в нефтегазовой отрасли США, с 2014 года сократился на 35%. Молодым специалистам и студентам этой отрасли еще не поздно разнообразить свои знания и навыки.

Во-вторых, сельское хозяйство обладает самым большим потенциалом для создания рабочих мест. Учитывая, что в Казахстане около 3 млн га орошаемых земель с потенциалом до 5 млн к 2030 году, развитие этого сектора экономики имеет первостепенное значение.

В-третьих, водородный сектор является еще одним потенциалом для развития в долгосрочной перспективе. В 2020 году несколько компаний подписали соглашения с правительством о развитии водородного бизнеса. Это направление сектора нуждается в поддержке и дальнейшем развитии.

Подводя итог, можно сказать, что одной примечательной характеристикой в ​​этом анализе потерь и прироста рабочих мест во время энергетического перехода будет их концентрация в определенных секторах и географических регионах. Учитовая все сектора неравномерно подвержены переходу, особенно пострадают предприятия с высоким уровнем выбросов.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Набор навыков, необходимых сегодня инженеру-нефтянику

Нефтегазовая промышленность привлекла тысячи молодых людей, в том числе меня, обещанием блестящей карьеры в начале 2000-х годов. Диплом инженера-нефтяника в то время я считал, наверное как и многие другие, билетом на высокую стартовую зарплату.

С тех пор отрасль пережила много взлетов и падений. После каждых падений приходил новый рост. Все были более-менее уверены в завтрашнем дне индустрии.

2020 год стал, возможно, поворотным моментом. Пандемия сократила ряды студентов-нефтяников и работающих инженеров-нефтяников. Со мной связываются многие студенты, которые уже не уверены в будущем отрасли.

Из реальных примеров: в прошлом году только в США нефтегазовые компании уволили около 14% постоянных сотрудников в 2020 году.

Исследование Deloitte показывает, что 70% рабочих мест, потерянных во время пандемии, могут не вернуться к концу 2021 года.

Даже после того, как пандемия закончится, многие опасаются, что растущая обеспокоенность по поводу изменения климата приведет к неизбежному падению добычи нефти и газа.

За последние три года, по крайней мере, полдюжины статей SPE исследовали так называемую новую эру нефтяной инженерии, требуемые навыки и соответствующее образование.

Самый читаемый из них результаты опроса более 200 профессионалов отрасли опубликованы в документе SPE 195965-MS «Взгляд отрасли на учебные программы по нефтяной инженерии» (An Industry Look at the Petroleum Engineering Curricula), подготовленный Дином Ритцем и Адамом Кейглом из Райдера Скотта и Мохамеда Солимана из Хьюстонского университета, 2019.

В более широком смысле, это взгляд на то, какие навыки наиболее важны для новых инженеров-нефтяников в нефтегазовой отрасли, определяемых как специалисты с опытом работы пять или менее лет.

На графике ниже вы можете найти набор навыков с оценкой важности. Наивысшая потребность - это логика и критическое мышление, за которыми следуют этика и навыки общения. Затем идет экономика и профессиональные навыки (soft skills) - неотъемлемая часть сегодняшнего инженера-нефтяника. Дальше аналитика больших данных (Big Data) и так далее.

Полную статью можно прочитать в комментариях.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Нефтяников в США становится все меньше и меньше, и все дело упирается в эффективности

Согласно данным Бюро статистики труда США и анализу, проведенному компанией Mudrock Energy, занятость в нефтегазовой отрасли США снизилась на 230 тыс. сотрудников, или на 35%, с пикового значения в 650 тыс. в 2014 году.

В компаниях, занимающихся разведкой и добычей, а также нефтесервисным сектором, общая занятость по категориям снизилась (-) или увеличилась (+) с 2012 года, как показано ниже:

💼Генеральные директора (CEOs) на -79% (слияния, поглощения и банкротства привели к сокращению количества компаний и CEOs)

🧗Геологии-геофизики (geosciences) на -58%

👨‍🔧Инженеры на -45%

👷‍♂️Буровые рабочие (rig workers) на -36% (наибольшее снижение в численности)

💵Финансисты на + 18% (по численности превзошли сотрудников геолого-геофизиков в 2020 году)

👨‍💻ИТ-специалисты на + 41% (в цифрах ИТ-специалисты сейчас в 3 раза больше, чем геологов и геофизиков вместе взятых; наверное, еще не поздно научиться ИТ-навыкам или сменить специализацию для геологов и геофизиков)

👨‍💼👩‍💼Продажники на + 45%

🏠Работники, занимающиеся землей и недвижимостью, на + 197% (может быть, названия должностей изменились в отчетности?)

Тем не менее, общая эффективность производства за этот период увеличилась. В 2012 году средняя добыча нефти и газа на одного сотрудника составляла около 1,0 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в месяц, а в 2020 году эта цифра увеличилась более чем вдвое - 2,2 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в месяц).

На приведенном ниже графике темные столбцы показывают добычу нефти и газа в США на одного сотрудника, а фиолетовая линия показывает общее количество сотрудников в США в разведке, добыче и нефтесервисе за последние 30 лет.

Причин тому может быть несколько: сокращение, эффективность операций, сосредоточение на основных активах и снятие с эксплуатации менее эффективного оборудования.

Учитывая вышеупомянутое сокращение занятости в нефтегазовой отрасли за последнее десятилетие, по Вашему мнению, может ли предстоящая большая автоматизация сократить еще больше сотрудников нефтегазовой отрасли в ближайшем будущем?

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
10 фактов из мира энергетики

1️⃣ Электроэнергия ⚡️ составляет менее 25% от общей потребляемой энергии.

2️⃣ Уголь - номер один в производстве электроэнергии⚡️.

3️⃣ Спрос на уголь в 2021 году вернулся к рекордному уровню и с 2000 года увеличился на 65%.

4️⃣ Ключевые драйверы спроса на нефть - нефтехимия, грузовики и ✈️, а не автомобили 🚗.

5️⃣ Спрос на нефть в конце 2022 года будет выше, чем до пандемии, а в Китае 🇨🇳 уже выше.

6️⃣ Промышленность и транспорт составляют более 60% выбросов, а не производство электроэнергии⚡️.

7️⃣ Биоэнергетика составляет 50% от общего количества ВИЭ.

8️⃣ Ископаемое топливо составляет 80% от общего производства энергии, как и 30 лет назад.

9️⃣ Гидроэнергетика - это ВИЭ номер один, за которым следует атомная, а не ветровая или солнечная.

🔟 Выбросы в 2021 году восстанавливаются самыми быстрыми темпами в истории. Источник.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Приветственный пост

За последний год добавилось много новых подписчиков в моем телеграм канале. Самое время представиться повторно.

Я инженер-нефтяник со стажем работы более 15 лет. В корзине опыта работы две международные нефтяные компании (Eni, TotalEnergies), одна национальная (КМГ) и одна нефтесервисная (Baker Hughes).

По академическому образованию учился в ведущих технических университетах Турции (METU) – BSc по нефтяной инженерии, России (РГУ им.Губкина) и Франции (IFP) - MSc по моделированию залежей УВ, Швейцарии (GBS) – MBA в области управления нефтью и газом. В этом году планирую защитить докторскую диссертацию в GBS и стать обладателем степени доктора (DBA).

В 2019 году стал первым казахстанцем, получившим международный сертификат, который позволил мне стать полноправным членом глобальной профессиональной организации по подсчету запасов нефти и газа SPEE. Я имею право проводить международный аудит запасов компаний, которые обращаются на мировых биржах и выпускать отчеты по техническому аудиту, как независимая сторона, что я и делал не раз.

Кроме того, я проводил и провожу тренинги для нефтегазовых компаний по оценке запасов, экономике запасов, управлению нефтегазовыми активами, бизнес-аналитике, риск-менеджменту и многим другим навыкам и направлениям.

Благодаря международным дипломам, читаю курсы во многих ВУЗах, в том числе Geneva Business School (Казахстан и Испания), Назарбаев Университет, Сатбаев Университет, Атырауский университет нефти и газа, а также в КазГЮУ. Список курсов включает, помимо прочего, экономику энергетики, бизнес-аналитику и Big Data, управление рисками и визуализацию данных.

В соцсетях меня, пожалуй, знают по самому популярному телеграм-каналу по энергоаналитике (~4 тыс. подписчиков), Linkedin (+6 тыс. подписчиков), Facebook и Instagram.

Не раз давал масштабные обзорные интервью по нефтегазовой отрасли ведущим аналитическим изданиям и СМИ Казахстана. Делаю обзоры и прогнозы по энергетике.

Для сотрудничества писать либо в директ, либо на почту narymbetov@gmail.com.

Давайте знакомиться, буду рад узнать свою аудиторию поближе. В комментариях Вы можете кратко рассказать о себе. Также буду рад узнать какие темы Вас интересуют.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Основные статьи экспорта Казахстана

На основе данных Energy Monitor построил диаграмму, чтобы показать, насколько наша страна зависит от экспорта сырьевых товаров.

🛢Нефть, газ, нефтепродукты: 33,9 млрд $ (64%)
Горнодобывающая промышленность и металлургия: 12,1 млрд $ (23%)
🌾Пшеница и мука: 1,8 млрд $ (3%)
🛒Прочие статьи: 4,8 млрд $ (9%).

Если посмотреть на более длительный исторический период, то структура экспорта за 30 лет независимости практически не изменилась. Это значит, что все двадцатилетние попытки по диверсификации экономики ничего по факту не дали.

Это хорошо или плохо?

Нефть, газ, уран, руда, металлы и любые другие товары - все это части богатства, зависит от того, как страна может им управлять.

Норвегия и Ирак (или любую другую нефтяную страну) имеют примерно одинаковую долю нефти и газа в структуре экспорта. Для одного оказалось благом, для другого проклятием.

При этом до 1970 года Норвегия не добывала ни капли нефти и была самой бедной страной в Европе. Теперь, спустя полвека, стала самой богатой страной не только Европы, но и мира.

Примечательно, что крупнейший в Норвегии фонд по аккумулированию петродолларов, в $1,4 трлн, создал выходец из Ирака. У меня был об этом пост.

Может быть, дело не в богатстве страны. Возможно, все дело в развитии человеческого капитала и подборе подходящего профессионала для управления богатствами страны.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Рассказ о двух нефтяных фондах.

Первый.

Норвежский нефтяной фонд (переименованный в государственный пенсионный фонд) был учрежден правительством в 1990 году. Первые деньги были вложены в 1996 году, но первые данные, которые можно отследить - это $23 млрд в 1998 году. Нефтяные деньги, на мой взгляд, разумно вложили в разные финансовые активы. В результате, на сегодняшний день он достиг рекордного уровня в $1,4 трлн.

Сумма в $1,4 трлн – это больше годового ВВП Австралии, и очень близко к ВВП Бразилии и немного ниже, чем ВВП России. Если сумму активов норвежского фонда поделить на население страны, то у каждого норвежца будет больше $250 тыс. на счету, что несравненно больше, чем в любой стране мира. Ближайшим по значению будет ВВП Монако на душу населения - $200 тыс.

Фонд управляется Министерством финансов. Король имеет право только подписать указ, который вступит в силу. Типы вложений фонда очень разнообразны и прозрачны. Расклад в какой по типу активов (акционерный капитал, фиксированный доход, недвижимость), в которые фонд инвестировал с 1998 года, можно скачать на его веб-сайте. Список охватывает более 70 стран и 9 тысяч компаний.

Норвегия начала накапливать нефтяные деньги на пике добычи в 3 млн баррелей в сутки. С тех пор добыча нефти снизилась на 1 млн баррелей - до текущего уровня в 2 млн баррелей в сутки.

Второй.

Нефтяной фонд Казахстана (переименован в Национальный фонд Казахстана - НФК) создан в 2000 году указом президента страны. Первый денежный перевод поступил от продажи 5% Тенгизского месторождения на сумму $0,66 млрд в 2001 году.

Пик накопления фонда составил $77 млрд в 2014 году. С тех пор НФК направил деньги на «неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка национальных компаний и заполнение дыр в государственном бюджете. На данный момент в фонде осталось $57 млрд.

Сумма в $57 млрд с точки зрения ВВП страны немного выше, чем ВВП Хорватии, ближе к ВВП Узбекистана и немного ниже, чем у Беларуси. Что касается ВВП на душу населения, то значение в $3 тыс. будет немного ниже, чем в Марокко. Чувствуете разницу в разрезе сравниваемых стран?

Казахстан начал накапливать нефтяные деньги при добыче 0,8 млн баррелей в сутки и с тех пор прибавил 1 млн баррелей в сутки, составив 1,8 млн баррелей в сутки. При чем добыча нефти Норвегией и Казахстаном находится в одном диапазоне 1,8–2,0 последние 8 лет. Иными словами, последние 8 лет мы с Норвегией добываем в одном диапазоне, просто мы тратим значительно больше.

Ученые провели исследование, если деньги фонда не использовались на текущие нужды, накопленные деньги должны были быть вдвое больше, чем $72 млрд в 2015 году. Кроме того, есть еще одно исследование, к котором говорится, что если цена на нефть упадет до $30 за баррель, то деньги фонда будут исчерпаны через пять лет. Ну что, начинаем молиться?

Позвольте мне закончить рассказ о гражданине Ирака, который спас Норвегию от нефтяного проклятия. Свою карьеру Фарук аль-Касим начал геологом, а через некоторое время стал топ-менеджером иракской национальной компании. В 1968 году он покинул свою страну, чтобы найти лучшее место для воплощения своих идей, так как его родина этого не позволяла. Через некоторое время Фарук добился своего, создал Норвежский нефтяной директорат и стал его первым руководителем. Именно благодаря этому директорату, цель которого было накопление долларов от продажи нефти, впоследствии и появился Норвежский нефтяной фонд.

Не удивлюсь, если есть казахстанские профессионалы, как Фарук Аль-Касим, работающие за границей и делающие создание чего-то прекрасного в будущем. Жаль, что не у нас…

p.s. На графике накопление денег в логарифмической шкале📈.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
JD_JD_OpenPositionNotificationForm_RMG_PetroleumEngineer_Atyrau.docx
57.5 KB
Кто ищет работу, в ТШО есть три вакансии инженера по добыче нефти и газа (Petroleum Engineer). Крайний срок подачи заявок - 18 июля. Это хорошая возможность для всех, так как стаж работы требуется от нуля до 7 лет. Подать заявку можно здесь.
ENERGY ANALYTICS
Какой маршрут экспорта нефти следует рассмотреть Казахстану, чтобы избежать временного закрытия КТК в будущем?
Я разместил этот опрос 26 марта. Тем не менее, та же проблема продолжается. Надеюсь, на этот раз сторонники маршрута КТК из-за его дешевизны изменят свое мнение, так как фактор риска является приоритетным.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Возможна ли национализация нефтепровода КТК?

Небольшой экскурс в историю.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) первоначально был создан в 1992 году правительствами России, Казахстана и Омана.

В 1996 году половина его доли была разделена между Россией (24%), Казахстаном (19%) и Оманом (7%), а другая половина - между восемью компаниями-спонсорами.

К моменту завершения нефтепровода в 2001 году он был единственным, не полностью контролируемым «Транснефтью» на их территории.

Почему КТК важный маршрут для Казахстана? Потому что 80% казахстанской нефти экспортируется в Европу по КТК и ​​она пока не поподает под санкциями ЕС, хотя 10% нефти КТК имеет российское происхождение.

Первая националистическая риторика была озвучена Сергеем Оганесяном (Росэнерго) еще в 2006 году.

А в 2008 году 7% акций Омана были куплены Россией несмотря на предложение Казахстана разделить 7% акций поровну или в форме 4%/3% между двумя государствами. Полагаю, это приобретение можно рассматривать как первый шаг к национализации.

В 2009 году компания BP продала свои доли Лукойлу и Казахстану.

Текущий баланс долей КТК как на графике:
Россия: 31%, а с акциями Роснефти (3,83%) и Лукойла (12,5%) увеличивается до 47,33%.
У Казахстана 20,75%, а у частных компаний 31,93%, что в сумме составляет 52,68%.

Баланс акционеров КТК может быть легко изменен в сторону большинства в случае, если одна из компаний решит продать свою долю. И первым покупателем вполне может стать Россия, как это было в случае с Оманом.

Важные вещи, за которыми нужно тщательно следить.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Те, кто не управляет рисками, будут иметь дело с кризисами

Кризисы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, можно было бы смягчить и избежать, если бы эти риски были выявлены, оценены и должным образом устранены на более ранних этапах.

Вот лишь некоторые примеры недавних рисков, вылившихся в кризисы:

1. Повышение цены на газ в наиболее чувствительном регионе в два раза за одну ночь может привести к народным восстаниям в этом регионе, а затем и во всей стране. Учитывая, что подобный случай уже был 10 лет назад в этом регионе.

2. Губернатор с низким эмоциональным интеллектом в сложной ситуации в общении с людьми может нагрубить и еще больше усугубить ситуацию.

3. Эксперт с низким эмоциональным интеллектом может предложить людям общественный транспорт, если цены на топливо для них высоки, что может еще больше усилить общественный резонанс.

4. Страна, которая экспортирует почти весь экспорт нефти через одну соседнюю территорию, может оказаться в положении полного риска, если возникнут проблемы на этой соседней территории. Учитывая, что более половины экспортных доходов страны приходится на экспорт нефти.

5. Страна с огромными запасами газа без значительных инвестиций в газодобычу и газоперерабатывающие заводы может оказаться в очень рискованном положении при росте населения и потребления.

Вы можете продолжить в комментариях свои варианты кризисов, которые можно было бы выявить на ранних стадиях, оценить как риски и управлять ими.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
❗️🔥 ТШО ПОСТРОИТ НОВЫЙ НЕФТЕПРОВОД?

— Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю КазМунайГазу проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с Самрук-Казына следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала.

Кроме этого глава государства уделил особое внимание развитию морских перевозок:

— Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед Правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау.

#нефть @FINANCEkaz
Благодаря такому "подходу" страна оказалась в безальтернативном пути экспорта нефти. Их девиз — просто не думать, не инициировать, не предлагать альтернативные маршруты, а ждать и договариваться с соседом.

Азербайджан, уже много лет использует маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан в качестве альтернативы, хотя для страны маршрут через Черное море является самым коротким и дешевым путем.

Вы, согласны с девизом эксперта?

Да, согласен👍
Нет, надо всегда иметь свою альтернативу👎
Не знаю🌚
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Потенциальные альтернативные маршруты🛢 для Казахстана

а) Нефтепровод «Узень-Атырау- -Самара» является подогреваемым магистральным нефтепроводом. Проложен с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, дальше соединяется с системой нефтепроводов «Транснефти» в направлении Самары. Далее, по территории России соединяется с российскими морскими портами на Балтийском море. Главная проблема с нефтепроводом Атырау- -Самара заключается в том, что пропускная мощность маршрута составляет всего 17,5 млн тонн в год. Более того, при этом казахстанская нефть КТК (CPC Blend crude) более высокого качества будет смешана с российским Urals и реализовываться с дисконтом к марке Brent.

б)«Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) является владельцем экспортного нефтепровода Атасу — Алашанькоу (протяженность 965 км). Общая пропускная способность данного нефтепровода составляет около 20 млн тонн нефти в год. Однако, данный маршрут, как в случае с нефтепроводом Узень – Атырау – Самара, лишь частично решает вопрос транспортировки нефти КТК.

в) Нефтепровод «Баку-Тбилиси- -Джейхан» (БТД) протяжённостью 1768 километров проходит по территории трёх стран – Азербайджана, Грузии и Турции. Пропускная способность составляет приблизительно 50 млн тонн нефти в год. Данный нефтепровод транспортирует каспийскую нефть к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Данный маршрут является первым в СНГ, проложенным в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. Хотя БТД и имеет значительную по сравнению с другими маршрутами пропускную мощность для нефти КТК, основными проблемами являются:

• отсутствие договоренностей Казахстана с Азербайджаном относительно транзита, что займёт время и усилия как двух сторон, так и непосредственного участия иностранных партнеров;
• пропускная способность узкого горлышка – порт Актау, через который в лучшие годы танкерами транспортировалось 12 млн тонн нефти в год. Для увеличения даже до 20 млн тонн в год необходимы значительные капитальные вложения для обустройства портовой инфраструктуры (причалы, углубление дна, волноломы и т.д.).

От порта Актау зависит и иранский маршрут.

г) Альтернатива через Иран заключается в использовании танкеров для переправки через Каспийское море нефти КТК, а затем их транспортировку на мировые рынки. Помимо порта Актау проблема в сохраняющемся эмбарго на нефть Ирана, которое возможно будет отменено в ближайшее время.

Исходя из открытых источников (отчет ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод»), известно, что в 2021 г. загруженность нефтепровода «Узень- -Атырау-Самара» составила 12,1 млн тонн нефти при общей мощности в 17,5 млн тонн нефти в год. По маршруту «Атасу- -Алашанькоу» за 2021 г. загруженность составила 11 млн тонн нефти при общей мощности 20 млн тонн в год. По трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» прошло 26,4 млн тонн нефти («Би-Пи» Азербайджан). Таким образом, главный вопрос на сегодняшний день: как распределить нефть с маршрута КТК, которая в 2021 г. отгружалось в объеме 53-54 млн тонн. Теоретически, учитывая недозагруженность вышеупомянутых нефтепроводов, получается, что около 23 млн тонн нефти за год с КТК можно было бы транспортировать через БТД, около 5 млн тонн нефти через Узень-Атырау- -Самара и около 9 млн тонн нефти через маршрут Атасу-Алашанькоу (ККТ). При этом, в излишках все еще остаются около 17 млн тонн нефти, которые возможно экспортировать через Иран.

Источник: AERC
Forwarded from PetroCouncil.kz
📌 В течение последних пяти лет в морском торговом порту Актау переваливали 2-2,2 млн тонн нефти в год.

Черное золото 🛢️ шло с бузачинских месторождений в Махачкалу, оттуда попадало в систему "Транснефть", а затем отправлялось в Новороссийск. 🇷🇺 Сейчас морской порт Актау готов дополнительно принимать еще 5-5,5 млн тонн нефти.

"Восемь лет назад мы вывели из эксплуатации нефтеналивные причалы № 9 и 10, так как инфраструктура там была изношена. Сейчас эти причалы используются для оформления грузов и ремонта. Через работающие три причала максимум мы можем перевалить 7,5-7,7 млн тонн нефти, ведь порт не резиновый. Правительство поставило перед нами задачу по восстановлению 9-го и 10-го причалов. Но понадобится серьезная реконструкция, "КазТрансОйл" придется заменить нефтепровод, так как он сильно изношен", – отмечает Абай Турикпенбаев, президент АО "НК "Актауский морской торговый порт". ☝️

После реконструкции двух причалов объемы перевалки нефти могут увеличиться 📈 до 12,5 млн тонн. Но это не предел.

"Дело в том, что грузовые операции, то есть налив танкера, занимают около 10 часов, а затем 5-7 часов уходит на не грузовые операции, то есть открытие-закрытие границы, оформление документов. Чтобы увеличить эффективность этих причалов, нужно уменьшить время на не грузовые операции. То есть с 12,5 млн тонн можем увеличить до 17 млн тонн именно за счет сокращения времени оформления", – добавляет руководитель порта. 👈
Сегодня на заправке мне сообщили, что бензин А95 дают только по талонам.

По данным МЭ РК, ежемесячное потребление А95 в КЗ составляет 70 тыс. т, а на сегодняшний день в запасе 40 тыс. т, хватает на 16 дней. Сталкивались ли Вы сегодня с дефицитом А95?
Anonymous Poll
12%
Да
35%
Нет
28%
Не покупаю А95
25%
Не пользуюсь авто