Events and texts – Telegram
Events and texts
6.05K subscribers
251 photos
17 videos
4 files
1.53K links
The channel of Russian journalist and public educator Boris Grozovski

Slide project: @EventsInGeorgia
@bgroz
Download Telegram
Газ и ядерное оружие - главное оружие России. Война с Украиной началась с газовых войн 2005 года: журналист Лиги Денис Казанский взял интервью у Игоря Волобуева, ветерана пропагандистского подразделения Газпрома, куратора пропаганды в Газпромбанке, его экс-вице-президента.

Волобуеву, уроженцу Ахтырки, стало стыдно, он уехал из России в начале марта и вступил в тероборону. Хорошо говорит о Газпроме и Газпромбанке (до сих пор не под санкциями) как подразделениях Кремля; о том, как Россия газом купила Европу; о газовых войнах 2005 и 2009 годов. О второй из них я писал несколько заметок для The New Times, журнала Жени Альбац. Теперь видно, что со стороны Газпрома картина виделась точно так же, как и нами тогда. Только они врали напропалую, а мы все верно угадывали.

https://m.youtube.com/watch?v=CajfJPIgzFk&feature=youtu.be
ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ

Продолжаю размышлять о счастливой России будущего и понимаю, что одной из важнейших составляющих изменений всей нашей жизни должна стать ее демилитаризация. Но как этого достигнуть?

Какие-то вещи напрашиваются: например, отменить военные парады с их бряцанием оружием. Запретить изготовление военной формы для детей и вообще использование военной формы гражданскими людьми. Упразднение каких-бы то ни было «военно-патриотических» игр и развлечений. Закрыть парк «Патриот».

Это все можно сделать легко и быстро — несколькими росчерками пера. Но достаточно ли таких мер? Безусловно нет.

Ясно, что должна быть резко сокращена армия и военная промышленность. Но ведь это означает выбрасывание миллионов людей из их привычной жизни. Людей, которые лишатся привычного статуса, работы, устойчивости. А это, как мы знаем, очень хорошая основа для возможного военного путча. Это один из тех факторов, о который споткнулись экономические реформы в 90-е годы — не сокращать военно-промышленный сектор нельзя и сократить невозможно.

В этой сфере я совсем не специалист, поэтому скажу только, что безусловно нужны долгосрочные и хорошо продуманные (я бы сказала — заранее, задолго) программы. Для нашей издыхающей экономики это может оказаться уж совсем непосильным ударом. А армия? Напрашивается мысль прежде всего об отмене всеобщей воинской повинности. А офицеров куда девать? Это тоже надо очень хорошо продумать.

Еще будут нужны тщательно подготовленные программы по реабилитации тех, кто вернется с войны. Те, кто совершают сейчас зверства, должны будут быть наказаны, но все — АБСОЛЮТНО ВСЕ — кто там был, вернутся с посттравматическим синдромом. Значит, с ними надо будет работать психологам (психиатрам? психотерапевтам?), причем специалисты должны идти к ним и не дожидаться их обращения. Знаю, что должно быть наоборот, но что делать…

Есть и другие вещи — у нового поколения должно быть воспитано неприятие войны. При этом стоит учитывать ошибки предыдущих поколений. Сколько десятилетий советской власти говорили: «Это не должно повториться!» — и как быстро это сменилось воплями «Можем повторить».

Я опять о своем, об учительском. Программа преподавания истории должна быть в корне изменена — акцент в ней стоит перенести с истории государства и его войн на историю людей и их жизни. Казалось бы, это мелочь, но она даст возможность хотя бы попытаться отойти от вошедшего к нам в плоть и кровь стереотипа, гласящего, что главные достижения России — это войны, в которых она кому-то надавала, кого-то отпинала, что-то захватила.

А может быть, главные достижения в ином? Может быть, стоит поменьше говорить об полководцах, а побольше — о художниках и писателях, о купцах и предпринимателях, о докторах и благотворителях, не только о мужчинах «призывного возраста», но и о женщинах, детях и стариках? И тогда образ России меняется, и ценности становятся другими.

И войны стоит изучать по-другому. О какой бы войне ни шла речь — все сводится к тому, как генералы в «Войне и мире» планировали сражения : «Первая колонна марширует, вторая колонна марширует». А давайте сведем к минимуму описания сражений, выдвижений танковых клиньев и ликвидации котлов, а поговорим о людях на войне — ой как же тогда всем не захочется воевать. Великая русская литература тут тоже, кстати, может помочь.

Думаю, что России будущего предстоит стать безъядерным государством — сколько еще можно угрожать всему миру ядерной дубинкой? Может быть, стоит изучать с детьми «Хиросиму» Джона Херси — в которой атомный взрыв показан через судьбы шести уцелевших людей, и это куда страшнее отвлеченных рассуждений об атомном грибе. А еще «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич — мирный атом, он все равно атом, и мы, увы, знаем, что происходит, когда он вырывается наружу.

И конечно, будут изменены все памятные дни. 9 мая станет не праздником милитаристов, а Днем памяти и траура, 23 февраля вообще отменим, а зато 24 февраля будет Днем покаяния.

Вот тогда где-нибудь лет за 50-60 каких-то перемен добьемся…
Замечательный проект Reforum сделал изложение нашей ("Страны и мира") беседы (вот видео) о жестокости российской армии в Украине (Сергей Медведев, Олеся Герасименко, Сергей Лукашевский). Там же - перепечатка из Riddle статьи Джеффа Хона (LSE) о том, почему российские солдаты так склонны к преступлениям и злоупотреблениям.

Еще видео последнего времени:
- беседа с Александром Кыневым (о настроениях в регионах, про "как мы к этому пришли" и как все может закончиться);
- разговор с социологом Полиной Аронсон и Настей Чуковской, героически помогающей украинским беженцам в Венгрии - о чувствах вины, стыда, злости и прочих эмоциях военного времени.
Самое неправильное, что можно сейчас сказать, - это что антивоенного протеста в России нет, что он «сдулся» и тд. В условиях репрессивной диктатуры удивительно, наоборот, что в стране столько настоящих героев Сопротивления, о которых напишут в учебниках истории после победы над диктатурой. Что они делают и как власть на это отвечает - обсуждаем сегодня в 19 по Москве с Алексом Лохмутовым из ОВД-Инфо, Катей Беленкиной и Сергеем Лукашевским.

Материалы к разговору и линк для регистрации, которая нужна для пропуска в зум, см тут (https://news.1rj.ru/str/EventsAndTexts/1196), а трансляция в ютьюбе и потом запись будет здесь - https://youtu.be/xSIKZMCPIh8. И да, ОВД нужна поддержка - донейшены принимаются тут (https://donate.ovd.legal/).
Для молодых юристов и социологов права в России
Forwarded from Рюмочная ИПП
Олимпиада ИПП и «Пепеляев Групп»
«Мысли эмпирически»

Друзья, в этом году мы совместно с «Пепеляев Групп» объявляем Олимпиаду «Мысли эмпирически».

Олимпиада посвящена теме эмпирического правоведения — междисциплинарного направления, в рамках которого право изучаются методами социальных наук. В ходе проведения Олимпиады участникам будет предложено пройти серию обучающих вебинаров от сотрудников ИПП и «Пепеляев Групп» и, в завершении, написать три мини-эссе, посвященных публичному, частному и уголовному правоприменению.

К участию приглашаются студенты последних курсов обучения и выпускников вузов. Призами для лучших участников станут:

📍 Две стажировки в «Пепеляев Групп»
📍 Один бонус 99 баллов при сдаче экзаменов в магистратуру ЕУСПб «Эмпирические исследования права».

Подробности проведения и расписание вебинаров вы можете найти на сайте Олимпиады.
Очень сильная речь Лиз Трасс, главы британского МИДа. Наверняка назовут «доктрина Трасс», или «доктрина Трасс-Остина». Пара цитат:

Рост за счет дешевого газа и денег, которые выкачиваются из клептократий, - это рост, построенный на песке. Это не то же самое, что реальный устойчивый рост за счет более высокой производительности и больших инноваций. Свободная торговля и свободные рынки являются мощнейшим двигателем человеческого прогресса. Мы всегда будем отстаивать экономическую свободу.

Однако экономическая торговля должна быть справедливой, а это значит играть по правилам. Слишком долго многие наивно относились к геополитической силе экономики. Агрессоры относились к ней как к инструменту внешней политики, используя покровительство, инвестиции и долги как средство контроля и принуждения. Они безжалостны в своем подходе. Наш ответ не будет отражать их пагубную тактику, однако мы будем отвечать им с нашей решимостью.

Время поумнеть. Доступ к мировой экономике должен зависеть от игры по правилам. Больше бесплатных проходов быть не может. Мы показываем это на российско-украинском конфликте – российский пропуск был аннулирован. Мы бьем по ним всеми элементами экономической политики.

Мы прекращаем финансировать военные действия Путина. Мы также сокращаем инвестиционные связи с Россией – запрещаем все новые внешние инвестиции и прекращаем действие виз для инвесторов. В то же время мы снимаем все импортные тарифы для Украины и поддерживаем украинскую экономику кредитными гарантиями, налоговой поддержкой и инвестициями. Мы демонстрируем, что экономический доступ больше не является данью. Это надо заработать.

Страны должны играть по правилам. И это включает и Китай.

Пекин не осудил российскую агрессию или ее военные преступления. Российский экспорт в Китай вырос почти на треть в первом квартале этого года. Они пытались принудить Литву. Они комментируют, кто должен и не должен быть членом НАТО. И они быстро увеличивают вооруженные силы, способные проецировать силу вглубь регионов, представляющих европейский стратегический интерес.
Однако Китай не является непроницаемым. Говоря о подъеме Китая как о неизбежном, мы делаем за него работу. На самом деле их подъем не является неизбежным. Они не будут продолжать рост, если не будут играть по правилам.

Оригинал: https://www.gov.uk/government/speeches/foreign-secretarys-mansion-house-speech-at-the-lord-mayors-easter-banquet-the-return-of-geopolitics

Перевод: https://www.unian.net/world/voyna-v-ukraine-voyna-vseh-polnyy-tekst-istoricheskoy-rechi-elizabet-trass-novosti-mira-11804535.html
Forwarded from Страна и мир
Алекс Лохмутов, юрист-аналитик ОВД-Инфо, в дискуссии, организованной нашем каналом, рассказал о том, как россияне протестуют против войны.

Пока мы не видим, меняется ли реакция государства на антивоенный протест последних месяцев, но отмечаем, что с самого начала, с 24 февраля, протест жестко подавлялся. Антивоенные акции этого года — менее массовые, чем акции 2021 года. Мы это видим по числу задержанных. В 2021 году за три акции в поддержку Алексея Навального задержали больше 17 тысяч человек. В первый день войны было задержано две тысячи человек, и в среднем в течение следующей недели каждый день задерживали по пятьсот человек. 6 марта 2021 года прошла акция, которая выбивалась из общей статистики. Мы тогда насчитали больше пяти тысяч задержаний, а перед этим было буквально несколько десятков.

За последний месяц количество задержанных — примерно пятьсот человек. Важно отметить, что это те люди, которые к нам обратились за помощью. Всех задержанных мы посчитать не смогли. Людям вменялось, что они участвовали в акции, которая не была согласована властями, то есть, по сути, была запрещена. Стоит вспомнить, что больше двух лет у нас действуют коронавирусные запреты на массовые акции. В крупных городах запрещены даже одиночные пикеты.

Мы начали отслеживать дела по новой статье "о дискредитации действий российской армии”, которая буквально за один день прошла все чтения в Государственной Думе, Совете Федерации и у президента и начала применяться на следующий день. По этой статье мы насчитали полторы тысячи дел, но каждый день заводятся еще около десятка новых дел. Статья достаточна странная: любой протест сейчас попадает под дискредитацию действий российской армии. Мы подали жалобу в ЕСПЧ на нарушение прав людей, которые участвовали в антивоенных протестах или выражали свое антивоенное мнение. Мы прочитали шестьсот постановлений судов и поняли, что всё может считаться дискредитацией: молчаливая поддержка антивоенного митинга, плакаты с надписями “Нет войне” или “Мир”, изображение голубя или украинского флага, даже пустые листы. Суды считают, что у нас сейчас есть только один повод для выражения протеста, и это война. Мы давно работаем с политическими делами и уже не удивляемся уровню аргументации судов, но кажется, что сейчас мы вышли на новый уровень.

Когда люди выходят с плакатами против Путина, то это тоже попадает по статью о дискредитации действий российской армии. Суды говорят, что так как Путин главнокомандующий, то значит, он командует Вооруженными силами, а значит, критика или оскорбление Путина подрывает доверие к Вооруженным силам. Статья 20. 3. 3. КоАП получилась совершенно резиновой, но кажется, что она такой и задумывалась. Средний штраф по этой статье примерно тридцать пять тысяч рублей. Это гораздо больше, чем раньше назначали и за одиночные пикеты, и за участие в митингах.

В последнее время появилось много дел за выражение мнения в Интернете. Мы насчитали около пятидесяти дел Вконтакте и Инстаграме. Например, люди ставят антивоенные аватарки или оставляют антивоенные комментарии к постам, публикуют информацию про антивоенные движения или фото антивоенных плакатов, которые они нашли в Яндексе. Центр по противодействию экстремизму и ФСБ мониторят соцсети и регулярно возбуждают дела по таким поводам, а суды уже приплетают это к делу и фактически считают, что на данный момент в России запрещена пацифистская идеология.

В докладе ОВД-Инфо мы также пишем и о бытовых ситуациях. Начиная доносами и заканчивая выражением мнения в процессе разговора. Например, люди высказываются в маршрутке, на рынке, в школе, в мессенджере о своей антивоенной позиции. И граждане уже сообщают об этом в полицию, и людей привлекают к ответственности.

Есть ли у защиты какие-то инструменты по отстаиванию позиции тех, кто попал под действие статьи о дискредитации действий российской армии, смотрите в полной версии нашей дискуссии.
Выжить в ДНР. Русский мир
Это очень длинный и местами очень страшный текст, но я вас очень прошу его прочитать. Не знаю, почему он особенно на меня подействовал. Потому что сам текст? Или потому что мы сидели два часа на тбилисском балконе с включенным диктофоном — и я это слушал? Не знаю, не укладывается в голове все еще.
Forwarded from Страна и мир
​​Хотят ли русские войны? И если да, то зачем?

5 мая, четверг, в 19 (московское время)

Соцопросы в России, которая превратилась в диктатуру, стали ещё одним оружием массового поражения. Они призваны убедить сомневающихся, что 2/3 и более россиян поддерживают войну. Авторы социологического исследования «Хроники» (волна 1-3) придумали остроумный способ выяснения истинной позиции сограждан. Они доказывают , что достижения военных целей хочет лишь 1/4 опрошенных.

Россияне боятся говорить о войне и находятся в состоянии тревоги или депрессии. «Одобряя войну», они одобряют не то, что происходит в реальности. Многие из одобряющих обмануты пропагандой. Взяв около 130 интервью у людей с разными позициями, сотрудники Лаборатория публичной социологии (PS Lab) доказывают: одобрение войны во многом основано на выученной беспомощности и дистанции от власти. Так хотят ли русские войны?

В дискуссии участвуют:

Алексей Миняйло, политик, общественный деятель, социальный предприниматель, экс-фигурант Московского дела;

Наталья Савельева, социолог, сотрудник Public Sociology Lab, сотрудник Center for European Policy Analysis (CEPA);

Сергей Лукашевский, историк;

Борис Грозовский, обозреватель, автор телеграм-канала @EventsAndTexts.

Зарегистрируйтесь, и мы пришлем вам ссылку на почту за час до начала мероприятия.

Дискуссия организована телеграм-каналом «О стране и мире». Трансляция и видеозапись разговора будет доступна в YouTube-канале «О стране и мире».

Социологический проект «Хроники» нуждается в вашей помощи.

Материалы к разговору:

‣‎ Социологическое исследование «Хроники».

‣‎ Светлана Ерпылева. Поддерживающие войну: кто они?

‣‎ Наталья Савельева. Vladimir Putin’s people - or are they? (краткое изложение на русском здесь).

‣‎ Максим Алюков. Как смотрят телевизионные новости в России.
Поучаствовал в разговоре на @radiosvoboda с Михаилом Соколовым и героическими Юлией Галяминой и Борисом Зиминым. Разговор получился про все понемногу - антивоенные настроения, пропаганда, экономика, Лавров с Киркоровым и другие певцы...
Юля @galyamina героическая потому, что в Москве, а выступает как будто не в Москве. Вот человек без чувства страха! А Борис - потому, что никто не сделал для свободной российской журналистики больше, чем его с Д.Б. @Premiaredkollegia.