Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Как в большой компании между продактами делится продукт


В Ozon есть руководители направлений и подчиняющиеся им владельцы продуктов, которые управляют беклогом и разработкой в рамках своей вертикали (будь то логистика, взаимодействие с клиентом, ценообразование и проч.) и продакт-менеджеры, которые формируют пул требований и задач, необходимые реализовать для роста бизнеса, продуктовых метрик и NPS пользователя.
По сути, владельцы продуктов, у которых KPI - количество реализованных продуктов и фич, способствующих росту ключевых метрик, и продакт-менеджеры, у которых KPI - количество спроектированных и доведенных до реализации продуктов и фич, способствующих росту бизнеса и продуктовых метрики, стараются пересечься в интересах.
Первые - сделать меньше в рамках одной задачи, но больше в количестве. Вторые - сделать больше и лучше: полноценные сервисы, а не MVP, на которых можно растить выручку и маржу компании - ключевые метрики роста бизнеса.


Порядок формирования задач на разработку
+ формулировка бизнес-требований происходит в первую очередь. Бизнес-руководители определяют, на чем и как будут зарабатываться деньги
+ продакт-менеджеры определяют CJM&Job Stories в продукте, посредством которых могут быть достигнуты бизнес-задачи
+ совместно с системными аналитиками продукта и предполагаемых к взаимодействию систем
+ собирается большая общая встреча со всеми руководителями и системными аналитиками задействованных систем. Все стараются прикинуть свое участие, с приоритетом на закрытие продуктовой потребности и минимизации своих трудозатрат. Задачи декомпозируются горизонтально, в основном по бизнес-процессам, в том числе и по части, в каком месте правильнее было бы концептуально сделать ту или иную доработку.
+ после нескольких встреч/итераций/обсуждений формируются решения и пул интеграций между вертикалями, формируется топик и группа задач и тикетов, планирование задач в спринтах
+ все коммуникации по фиче - в общем чате и периодических встречах

Особенности распределения продукта между продактами
+ всегда есть продакт-лид фичи, который отвечает за концентуальную, техническую и организационную часть продукта
+ распределение происходит концептуальное: исходя из реального предназначения той или иной вертикали. Соответственно, доработка под фичу может быть разной по объему
+ задачи ранжируются от первостепенной (без чего не будет ничего работать) до самой некритичной (без которой на самом деле можно запустить фичу и уже заработать денег). Примерно в таком порядке и реализуются. Как правило, самые критичные берутся и делаются в первую очередь.
+ при откладывании в приоритете задач одной из вертикалей ищется решение по изменению пользовательского флоу, взаимодействия систем. Но чаще всего приходится ждать, когда задача доедет до реализации, сроки корректируются.
+ на интеграции закладываются отдельные спринты разработки и тестирования

Продуктовая культура и выстроенные процессы помогают компании работать как часы. Далеко не все стартапы и маленькие компании могут таким похвастаться. И пример Ozon - не единственный! Сегодня мы специально договорились с Аней Подображных, продактом из Авито, рассказать о том, как устроены процессы в наших компаниях. Почитать про то, как у них все работает и как продакты «распиливают» продукт можно в канале Ани: @product_weekdays.
#Обзоры_сервисов

Тренды от нейросети Signum.ai

Ранее (https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/61) я писал о том, где искать тренды для вдохновения и развитие продуктов в духе времени. И мне попался интересный сервис Signum.ai, благодаря которому я узнал о таких интересных и применимых в работе продакт-менеджера трендах, как:
+ формирующийся рынок сервисов против прокрастинации. Например, https://gofuckingdoit.com, https://getitdone.group
+ зарождающийся рынок ИИ-помощников для управления пенсионными накоплениями. А именно - https://www.wsj.com/articles/jpmorgan-cio-says-ai-holds-promise-for-helping-people-save-11576097646
+ уменьшение порций продуктов в ресторанах и магазинах вследствие перехода на порции, а не веса
+формирующийся рынок страхования от волатильности цен, а именно https://techcrunch.com/2019/12/11/price-insurance-platform-stable-protects-farmers-from-price-volatility/
+набирает популярность платформа для поиска удаленной работы в компаниях, которые готовы выплачивать своим сотрудникам зарплату акциями - www.forapiece.com
+развиваются платформы для организации информационного детокса https://techcrunch.com/2019/11/21/camp-grounded-returns/
+ развивается рынок аутсорсинга логистики для е-коммерс и наличие уже таких сервисов как https://www.cubyn.com
+ идет рост рынка подкастов и даже развитие Netflix для подкастов - https://podimo.com
+ растет рынок медицинского туризма https://techcrunch.com/2019/07/09/doctours-offers-packaged-medical-tourism-for-u-s-customers/
+ рынок рекламы в tiktok растет быстрее, чем когда бы то ни было росла реклама на YouTube
+ и еще более 1000 трендов, которые за полгода существования платформы собрали нейросети и эксперты сервиса.

Интересно, что каждый тренд оформлен с описанием, причинами появления тренда и как это можно было бы использовать, прогнозом с горизонтом и ростом тренда по метрикам популярности, разбивкой по сегментам потенциальных пользователей. Можно не только узнать, но и получить инсайты для своего продукта и мышления.
В своей работе от формирования локальных гипотез до стратегии всего продукта такая информация - жернова. Со знанием о трендах, о метриках на входе в любой продукт, будут создаваться актуальные и востребованные продукты и фичи, а продуктовых ошибок будет меньше. Так в свое время появились продукты Черновики ЛитРес (по растущему тренду чтение книг, которые пишутся в данный момент по главам), трейд-ин электроники в Ozon (по растущему тренду падения покупательской способности на дорогую электронику и рост вторичного рынка), мобильный университет от компании IBS (всеобщее проникновение мобильных технологий в образование).

Несколько слов о том, как Signum.ai работает. Искусственный интеллект анализирует более 300 тысяч площадок (форумы, блоги, аккаунты в соцсетях) и отслеживает зарождение новых тенденций в самом начале. После чего эксперты-футуристы формируют обзор самого интересного за период (как правило, за 2 недели). По своей сути — это рассылка аналитических дайджестов на почту и сайт.

А используете ли вы уже этот или какой-либо другой сервис аналитики трендов в своей работе? Поделитесь в чате канала.
Как ставить задачи по продукту, чтобы получать хороший результат

Полная версия статьи - https://telegra.ph/Kak-stavit-zadachi-po-produktu-chtoby-poluchat-horoshij-rezultat-02-10

Почему даже при очень подробном задании результат по задачам может быть неожиданно плохим? Что больше влияет на результат — подробное ТЗ или погружение в боли пользователей? С коллегой - Мишей Грековым (менеджер b2b-продукта Velvica, автор канала «Про удобство» - https://news.1rj.ru/str/proudobstvo) считаем, что необходимо качественно и глубоко погружать исполнителя в задачу и её цели, а также давать возможность влиять на решение задачи и создали общий фреймворк постановки задачи:

Контекст — необходимо донести до исполнителя всё, что вокруг задачи: пользовательские истории, связанные с задачей; схожие проблемы, решаемые раньше; почему задачу не сделали прежде и т.п.

Цель — это наше “Зачем”. Зачем мы вообще решаем задачу: какую и чью боль хотим решить, когда её надо решить.

Решение — возможное решение или набор решений задачи. Формат изложения зависит от роли исполнителя. Важно донести, что на решение можно влиять. При этом влияние должно быть при ознакомлении с задачей, а не после реализации.

В статье более подробно остановились на ключевых ролях разработки и использовании для постановки задач фреймворка. Читайте, оставляйте комментарии и сохраняйте в закладки, потому что лучше потратить больше времени на проработку и постановку задачи, чем потом тратить время на переделку результата.

Миша Греков. Менеджер b2b-продукта Velvica — платформа для автоматизации дистрибуции периодических облачных услуг и цифровых продуктов. Автор Telegram-канала «Про удобство» - https://news.1rj.ru/str/proudobstvo.

Приглашаю подписаться 👍
Интересное наблюдение про обратную связь от Миши Грекова (автора канала https://news.1rj.ru/str/proudobstvo). Обратная связь - это подарок. Жалоба дает возможность получить инсайты, витки развития продукта и возможность персонально помочь человеку. Положительная обратная связь дает понимание из “первых уст”, а что создает в продукте aha-момент и возвращаемость. Про обратную связь будет пост в моем канале, а пока очень советую пост из канала “Про удобство”.
Вдохновляющая обратная связь

11 лет я проработал в заказной разработке. Это конвейер: взял проект — сдал проект, взял — сдал, взял — сдал ... Конечно, между взял и сдал куча всего происходит, включая провалы и грабли в лоб, но после сдачи обычно отсутствует обратная связь с миром пользователей. Максимум, клиент закажет поддержку решения и этой поддержкой займутся другие люди.

В итоге, у команды теряется важная связь: я сделал → этим пользуются. Самая плачевная ситуация на госпроектах, заказанных из-за приказа сверху — такие проекты могут делаться для галочки и мир пользователей там вообще отсутствует.

Вся соль в том, что обратная связь с миром пользователей очень важна для командного духа и сплочения. Именно истории реальных пользователей влияют на эмпатию и на огонь в глазах.
Я люблю продукты, люблю проекты с внедрением именно за возможность общаться с конечными пользователями.
Видеть, как мои решения помогают людям — именно в этом кайф и вдохновение.
Госпроект с хорошим бюджетом принесёт в разы меньше кайфа, чем создание любого продукта, которым будут пользоваться реальные люди.

Связь с миром пользователей — это командный клей. Не только UX-исследователи и менеджеры должны сталкиваться с этим миром — обратная связь должна доходить до каждого участника команды.

Транслировать обратную связь внутрь команды можно и нужно разными способами:

👉 рассылать отзывы,

👉 публиковать метрики: мы вчера сделали фичу, а уже сегодня её используют 4К человек.

👉 рассказывать интересные кейсы использования продукта, пользовательские истории.

Наличие обратной связи позволит каждому ощутить причастность к общему полезному делу.
Обратной связью и живыми историями люди будут гордиться, вдохновляться и рассказывать близким "на кухне".
Даже негативная обратная связь полезна и её не надо скрывать от команды.

Я уже писал про душевные письма, которые вкладываются в упаковки зубной пасты Splat.
Так вот, все эти письма написаны гендиректором Splat и заканчиваются фразой:
"Спасибо вам за живые и теплые письма, вопросы и благодарности. По понедельникам я собираю ваши письма и рассылаю всем в компании, чтобы каждый человек помнил, для каких прекрасных людей мы трудимся каждый день!"
Это очень круто — так и надо делать продукты для людей!

В общем, если ещё не все в команде знают, для каких прекрасных людей они трудятся, то самое время им об этом рассказать.

#совет #продакту
Мой опыт редактора в коллективном твиттере “Менеджер продукта”

Всю прошлую неделю вёл твиттер “Менеджер продукта” (https://twitter.com/produnderhood): эта канал, в котором каждую неделю новый продакт-менеджер становится редактором для 4000+ читателей и публикует свои инсайты, мысли, находки и новостями из жизни. Что получилось у меня:

- самый читаемый и с большим количеством лайков пост с моими мыслями:
“Всегда есть три подхода к стратегии:
1. Стратегия "Быть лучше". Книга - "От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее"
2. Стратегия "Делать по-другому". Книга - "Стратегия голубого океана"
3. Стратегия "Быть первым". Книга - "22 непреложных закона маркетинга””

- самые заинтересовавшие находки:
“Все, что нужно знать о главной формуле продакт-менеджера, в одной заметке -
Гайд: разобраться в юнит-экономике за один день — Финансы на vc.ru
https://vc.ru/finance/48822-gayd-razobratsya-v-yunit-ekonomike-za-odin-den


“Как устроено A/B-тестирование в разных компаниях:
Stackoverflow - https://stackoverflow.blog/2017/10/17/power-calculations-p-values-ab-testing-stack-overflow/
Netflix - https://medium.com/netflix-techblog
Airbnb - https://medium.com/airbnb-engineering/https-medium-com-jonathan-parks-scaling-erf-23fd17c91166
Uber - https://eng.uber.com/xp/
Microsoft - https://exp-platform.com/experiments-at-microsoft/

- самый интересный инсайт:
“В книге «The First 20 Hours: How to Learn Anything ... Fast» был хороший совет. Чтобы быстро научиться, надо учиться не тому, как надо делать — а тому, как не надо. Если вы не будете совершать критичных ошибок, значит вы будете достигать практических целей с приемлемым качеством”

- самая интересная новость из жизни:
“В этот четверг буду для студентов Otus рассказывать про метрики роста (метрика, которая наилучшим образом отражает основную ценность, которую ваш продукт предоставляет клиентам). Ранее собирал метрики роста разных известных продуктов”

Всем роста продуктовых метрик! Спасибо, что вы читаете мой telegram-канал:)
Телеграм-канал для души

Когда ищу интересное и дискуссионное чтиво на кофейный перерыв, нередко вспоминаю про канал Леши Арефьева https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/.
Структурирование инсайтов и описание кейсов, тренды и лайфхаки в работе менеджера по продукту, а также увлекательная “публицистика” из жизни продактов и продуктов.

У меня в закладках его статьи про культуру навигации и фокус на платящего клиента
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/255
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/229

Я часто делюсь с коллегами ссылками про то, как нельзя презентовать дорожную карту продукта
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/204

И кейсы с инсайтами с перспективами разного применения: как что выросло по метрикам, случаи из практики
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/190
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/443

И просто удачные посты, которые полезно и приятно перечитывать:
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/407
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/272
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/445

Подписывайтесь на разные и интересные продуктовые каналы!
Иду и приглашаю всех на Epic Growth Summit

Почему одни компании растут на 10% в год, а другие на 300%?
Чтобы создавать востребованные продукты, необходимо перенимать практику у лучших, постоянно образовываться и пробовать внедрять новые знания.

24 марта стартует Epic Growth Summit — онлайн-конференция по практикам роста продуктов от самых быстрорастущих компаний в мире при поддержке Growth Marketing Conference (Сан-Франциско). Epic Growth Summit собрал опыт технологических компаний из Кремниевой Долины и России, и среду, в которой вы сможете применить новый опыт наиболее эффективно.

Что будет на конференции?

— Практическими кейсами и техниками роста поделятся Airtable, Amplitude, Miro, Я.Такси, Salesforce и другие технологические компании Кремниевой Долины и России.

— Воркшопы и решение кейсов вместе с Amplitude, Growhorse, Rick.ai и Мегафон для участников blended формата.

Когда: 24 марта — 9 апреля, три раза в неделю.

Формат участия: онлайн+офлайн или только онлайн (платформа Zoom).

Спешите зарегистрировать билет на официальном сайте. Специальный промокод egs_fresh дарит скидку 10% всем подписчикам канала.
Как проверить прайсинг с помощью качественных исследований?

Сегодня мы с Пашей Педенко (Growth Manager в Preply, автор https://news.1rj.ru/str/PavloIsOnTheRoad) разберем эффективные методы проверки готовности платить.

Как и в любом customer development упражнении эти методы только сужают поле для ошибки, но оставляют для нее место. Так что, забегая наперед, самым эффективным всё ещё остается способ получить у пользователя деньги до момента запуска MVP (предоплата, подписанный договор etc.). Введенная клиентом карточка - лучшее подтверждение адекватности прайсинга.

Проблемное интервью

Описание
Сначала спросите: «Какую цену вы считаете приемлемой?», затем спросите: «Какая цена кажется вам высокой?» и, наконец: «Какая цена кажется вам недопустимо высокой?̆»

Как пользоваться?
Это самый простой способ выяснить, готовы ли клиенты платить за ваш продукт. Этот метод эффективен на раннем этапе инновационного процесса. Если опросить достаточное число людей, у вас будет диапазон цен, которые рынок готов платить. Custdev! Ранее писали про это https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/54

Решенческое интервью

Описание
Покажите концепцию нового продукта, объясните ее ценность и преимущества, назначьте цену и спросите: «По шкале от 1 до 5, где 1 – я никогда бы не купил этот продукт, а 5 – я абсолютно точно куплю этот продукт, как бы вы оценили продукт?»

Как пользоваться?
Это самый простой способ проверить, купил бы кто-нибудь ваш продукт, если бы он был доступен на рынке. Как правило, если кто-то называет цифру 5, вероятность того, что он купит продукт, составляет 50 %. Если скажут 4, вероятность падает до 10–20 %.

Наибольшая и наименьшая ценность (Этот метод также называется MaxDiff)

Описание:
Начните с конкретного количества функций (10, например). Затем предложите комплектацию этих функций (например, 6) и спросите клиентов, какие функции они ценят больше всего, а какие меньше всего. Затем предложите другую комплектацию того же набора функций и повторите вопрос. Повторите процесс 5–7 раз, пока не перечислите все комбинации функции.

Как пользоваться?
Этот метод опирается на тот принцип, что когда людям предлагают определенный набор функции, они легко выделяют крайние варианты (самый хороший и самый плохой).А вот все,что между крайностями, очень сложно приоритизировать.


Моделирование продукта

Описание:
Предложите клиентам ваш список функций и попросите создать свой собственный «идеальный продукт», выбирая те функции, которые они выше всего ценят. Смысл в том, что чем больше функций они добавляют, тем выше цена. Обратите внимание, на чем они остановятся (опираясь на их ценовые и ценностные ожидания).

Как пользоваться?
Используйте этот метод, чтобы выяснить, как выглядел бы идеальный пакет функций для каждого клиента (относительно соотношения функций и цены).

Моделирование покупки

Описание:
Вы предоставляете клиентам продукт с конкретным набором функций и по конкретной цене и спрашиваете, захотели бы они заплатить за него. Лучше показать 5–8 таких комбинаций и посмотреть, как люди отреагируют. Этот метод ближе всего к реальным условиям покупки. Если систематически варьировать цену и набор функции, можно определить ценность функций и готовность платить за каждую из них.

Как пользоваться?
Обязательное требование: определить правильный набор функций и правильно представлять себе готовность платить. Опираясь на данные исследования, можно создать рыночную модель для оценки вероятности продажи любой комбинации функций и цены для вашего продукта.
Как и зачем искать корреляционные метрики?

Совместно с Сашей Емельяновым (автором канала https://news.1rj.ru/str/alexyemelianov и Chief Product Officer в Bioniq.com).

Самые распространенные показатели успеха — уровень дохода на одного посетителя (Revenue per Visitor, RPV) и пожизненная ценность клиента (LTV, Lifetime Value). Как только вы найдете метрику, глядя на которую можно будет оценить успех продукта, вам понадобится когорта пользователей и множество других критериев. Включайте сюда все, что покажется вам важным.
Как только вы определите эти метрики и получите информацию по ним, вы можете приступать к анализу.

Главная задача — найти связи между данными и построить гипотезы
Но нужно помнить: пожарные машины почти всегда появляются там, где есть пожар, но это не значит, что пожарные машины — причины этих пожаров. Классическим примером корреляционных метрик может служить находка Facebook: если новый пользователь добавляет в течение 10 дней 7 новых друзей, то в большинстве случаев он становится активным членом сообщества.
Добавление 7 друзей в течение 10 дней, по сути, является очевидным сигналом, что человеку по душе пользоваться этой социальной сетью. Другой пример можно позаимствовать из практики интернет-магазинов: те из посетителей, кто дважды используют функцию поиска на сайте, чаще всего становятся покупателями. Вы не знаете, почему так происходит, и, возможно, что и нет никакой причинно-следственной связи между поиском и конверсией.
Поиск корреляции между двумя любыми факторами — вещь, несомненно, полезная. Корреляции могут помочь вам предсказать, что произойдет дальше. К тому же — как только вы найдете причину чего-либо, вы сможете на это повлиять. Конечно, не всегда удается найти прямую причинно-следственную связь: на один и тот же объект могут влиять десятки разных факторов.

Как найти корреляционные метрики?
Процесс поиска корреляционных метрик выглядит следующим образом:
1. Определите вашу метрику роста и какие метрики второго уровня могут на нее повлиять. Нужно обозначить все возможные метрики. Ранее об этом писали здесь
2. Отслеживайте все действия пользователя и изменения всех показателей в течение определенного промежутка времени.
3. Запустите регрессию. Регрессионный анализ — это способ оценки связи между переменными; он подскажет, какая из метрик прогнозирует рост метрик.

Как найти метрику роста?
1. Выбрать вашу основную метрику, которая генерит больше всего денег и счастья пользователю: в примере с Facebook основной метрикой было количество ежедневных активных пользователей. Ранее об этом писал в https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/57.
2. Построить предположения касательно потенциальных ключевых метрик роста
Определившись со своей основной метрикой, перечислите все возможные сценарии поведения, которые могут в одиночку привести к ее улучшению. Это может быть одно действие или серия действий. Подумайте о действиях, которые пользователям нужно выполнить, чтобы получить максимальную пользу от вашего продукта. Ответьте на следующий вопрос: «Какой отдельный WOW момент вашего продукта имеет наибольшее значение?». А затем перечислите все шаги, которые нужно пройти, чтобы добраться до этого момента.
3. Провести регрессионный анализ. Вам нужно объединить несколько действий в одну метрику, которая указывает на успешное завершение всех действий.

Всем роста метрик!
По вопросам консультаций для продактов и продуктов можно обратиться к автору канала @SKoloskov.
О концепции Product/Market Fit:как добиться соответствия вашего продукта ожиданиям целевой аудитории и обеспечить бизнесу стабильный рост доходов

Буду участвовать и всех приглашаю на онлайн-интенсив для продакт-менеджеров.

24 марта в 19:00 (МСК) Вера Рабкина, Product Manager в AppFollow, проведет интенсив для продактов «Product/Market Fit в мобайл: как понять, какие продукты и фичи запускать» - https://productstar.ru/product-webinar-2403

О чем пойдет речь?

— В рамках интенсива познакомимся с концепцией Product/Market Fit.
— Расскажем про поиск инсайтов через данные, конкурентов и gaps.
— Обсудим, как провести качественную нулевую фазу продукта в короткие сроки.

Участие бесплатное, но регистрация обязательна.
Зарегистрироваться на вебинар 👉@ProductStarProductBot
Игрофикация в e-commerce

Сегодня совместно с Андреем Дельцовым (автором https://news.1rj.ru/str/product_gamedev) мы собрали наиболее интересные и эффективные механики игрофикации в интернет-магазинах. Итак.


Все механики игрофикации направлены на рост ключевых метрик продукта:
-Рост продаж
-Рост конверсии (из пользователей в покупатели)
-Рост лояльности
-Рост трафика на сайте интернет-магазина.
-Рост LTV

На практике этот рост достигался следующим образом:

1. Ежедневные бонусные очки — одна из наиболее распространенных техник. Достаточно лишь покрутить «колесо фортуны» или просто зайти в приложение — и можно получить бонусные очки для покупки или каких-либо других действий, направленных на покупку. Так можно стимулировать покупателей постоянно возвращаться на сайт. Таким пользовались в Юла, например. Также в ЛитРес или woot.com ежедневными бонусами были подарок какого-то определенного товара определенному количеству пользователей. В том же ЛитРес запускалась акция “Книга дня”, в которой случайную книгу мог взять себе навсегда любой пользователь каждые 21 день: это повысило возвращаемость среди всех участников в 4 раза и общие продажи магазина на 2%.

2. «Волшебное колесо» для затрат — игровая механика, которая работает по принципу «от обратного» по сравнению с предыдущей. Здесь очки, набранные на сайте, можно потратить на каждое прокручивание колеса, но при этом есть шанс выиграть дополнительные бонусные баллы на покупку. Также в этом колесе скрыт сектор с бонусным купоном на бесплатное ювелирное украшение от интернет-магазина.
3.«Угадай продукт» — третья механика. Угадавшие товар по картинке получают скидку или сам товар в подарок. Хороший пример от Ozon тут: https://vk.com/ozon?w=wall-15111376_983634. По метрикам группы этот конкурс - самый пиковый по посещаемости пост.
4. Баллы и программы для клуба - поощрение такого рода важно для тех, кто предпочитает накапливать эквивалент платежных средств в течение определенного периода и потом получать скидку либо оплачивать этими баллами покупку. Хорошие примеры - Ozon, Wildberryes. Идея баллов - полная связь именно с покупками. Баллы обеспечивают рост возвращаемости среди всех обладателей в 2,5 раза.
5. Викторина «Мани на кармане» в приложении AliExpress: каждая игра состоит из 12 вопросов. Если участник не отвечает вовремя или даёт неправильный ответ, он покидает игру. Один раз за эфир можно избежать «вылета» с помощью дополнительной жизни — она выдаётся за приглашение друга в игру. Согласно правилам игры, выигрыш выдаётся в виде долларовых купонов AliExpress номиналом в $1, $3, $5, $10 и $50.
6. Аукцион, в момент покупки на котором пользователь чувствует себя победителем. Один из самых ярких примеров геймификации в e-commerce. Игровая механика, которую эксплуатирует Ebay — «вознаграждение за усилие».
7. Демонстрация прогресса в ходе выбора и совершения покупки, демонстрирующий сколько уже прошел покупатель и сколько ему еще придется пройти. Например, в dodocase.com в игровой форме показан прогресс пользователя в процессе создания своего уникального дизайна.
8. Для улучшения качества и количества отзывов Amazon.com запустило программу «Amazon’s Top Reviewers», которая вознаграждает клиентов за отзывы хорошего качества. Просто кликая по ‘да’ или ‘нет’ рядом с отзывом, клиенты говорят Amazon о том, был ли отзыв полезен для них. Число отзывов, написанных клиентом и воспринимаемое качество преобразовывается в пойнты (баллы), которые показываются на странице профиля рецензента. Для увеличения элемента соревнования есть также и список лидеров, где рецензенты оцениваются публично. Ряд интернет-магазинов предлагает награды за накопление без трат баллов, например, сервис доставки цветов Teleflora.
Продолжение.
9. Микроигры - отдельный жанр в е-комм. Магазин одежды aldo.com с созданием коллажей из фотографий пользователя и созданием рекомендаций по цветам для одежды, аксессуаров и образов. Тесты - механика увеличения вовлеченности аудитории, очень многие любят проходить тесты и зачастую это используется в маркетинге, например для увеличения узнаваемости бренды создают подобные тесты и миниигры как внутри своих приложений так и вне. В самих приложениях тесты создаются с максимально виральным результатом у пользователя, чтобы тот показал его как можно большему количеству знакомых. Вне приложения - тематические игры от тинькофф банка про финансы. Мини-игры для повышения узнаваемости бренда в целом является одной из самых распространенных механик геймификации. Главное в их реализации - простота, поскольку уровень игрового навыка минимальный и пользователь не должен заскучать. Несложные действия - быстрый результат, по своей сути это гиперказуальные игры в тематическом сеттинге. Как пример Nike с их зимней коллекцией - https://vimeo.com/36299837 .
10. И, конечно, история с развитием профиля (аккаунта) - данная механика встречается в aliexpress, когда твой статус покупателя растет в зависимости от количества совершенных покупок, отзывов и фотографий полученных товаров. Достижения - опять же часто встречающаяся механика, когда пользователь получает награды за действия, которые нужны платформе. Это могут быть отзывы, использование реферальных механик с привлечением друзей в приложение и т.д. Встречается от того же ali до dropbox и skyeng (у ребят довольно сильная продуктовая команда, рекомендуем посмотреть их решения на предмет применения у себя).
Полезные материалы по теме
https://vc.ru/hr/64370-obzor-vidov-geymifikacii-v-biznese-i-zhizni
https://yukaichou.com/gamification-examples/top-10-ecommerce-gamification-examples-revolutionize-shopping/
Почему я читаю канал @epicgrowth ?

- Тут собирают кейсы роста продуктов из реальной практики. Особенно полезна и практична эта статья - https://vc.ru/growth/115296-keysy-rosta-i-groushaki-ot-calm-uber-eats-i-airbnb , которая говорит, что персонализация для сокращения необходимых от пользователя действий в продукте, простота сообщений, сокращение всех воронок до aha-моментов, мгновенные возможности и случайные подарки - это хлеб современных продуктов.
- Тут собирают идеи по оптимизации воронок - https://vc.ru/growth/113356-10-idey-po-optimizacii-sayta-i-uvelicheniyu-prodazh : над или под видео надо поставить СТА-кнопку (спойлер - над), нужно ли показывать форму заказа в карточке товара (спойлер - нет), полезны ли траст-факторы (спойлер - да) - читайте в этой статье.
Именно такие вещи интересно применять в своей работе и рассказывать студентам на курсах для продактов (кстати - вот про мой опыт вышла заметка - https://news.1rj.ru/str/Otusjava/3809)
- Чтобы узнать от Эшли Мерфи из OpenView Venture Partners, какие тактики роста могут быть у В2В продукта: одна, но полезная фича, бесплатный триал вместе с оплатой одного из тарифов, оплата за триал после триала, реферальные программы и самообслуживание клиентов - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/345
- Чтобы приятно осознать, что не только ты, а еще Василий Сабиров, Lead analyst в Devtodev, считает, что нужно объединять и балансировать CustDev и продуктовую аналитику: первое для генераций гипотез, второе - для их проверки. Также всегда есть что-то среднее: опросы, CJM, изучение каждого пользователя вручную и лидер по прозрачности A/B-тест - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/361.
- Раньше других слушать новые подкасты про Epic Growth. Мне особенно понравился подкаст про рост продакта в предпринимателя, тренды в электронике и продуктовую рефлексию вместе с Николаем Белоусовым из MadRobots - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/355
- Или вот - как я и Максим Адамов в Райффайзен банке одинаково проверяем гипотезы - сами: по максимуму используем готовое (если страшно, то можно на другом домене), запускаем ухудшающие эксперименты (ломать всегда проще); сначала продаем, потом делаем (проверка первой покупкой), запускаем MVP на ручном труде (запускаем процесс, разгребаем все руками, потом автоматизируем) - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/385.

Подписывайтесь на разные и интересные продуктовые каналы!
Сегодня не заметка, а подкаст 🙂

На прошлой неделе я принял участие в подкасте Product&Growth Show (ведущие - Pavlo Pedenko и Ярослав Степаненко). Было очень интересно поделиться своим продуктовым вИдением и опытом.

О чем поговорили?

1. Что происходит с бизнесом Ozon с момента введения карантина?
2. Какие категории товаров и за счет чего растут?
3. На кого ровняются в Ozon?
4. В чем заключается роль Product Manager в e-commerce?
5. Как работают с SEO и аналитикой на продуктовом уровне?
6. Сustomer Development и A/B-тесты в Ozon.
7. Почему скорость - основная цель продуктовой команды Ozon?

Где ещё послушать?

- Apple Podcasts
- SoundCloud
- Google Podcasts
- Yandex.Music
- YouTube
Как преподают продакт-менеджеры?

Продакт-менеджеры - это жернова для главных и необходимых событий в продукте. В его деятельности всегда есть рефлексия, обоснование необходимости что-то сделать себе и другим, сопротивление что-то не делать и распространение полезной информации. Эффективность таких навыков очень хорошо прокачивается с помощью преподавания. Сегодня небольшая заметка о моем опыте и опыте преподавания коллег из Booking, Яндекс.Шеф и TransferWise.

Зачем преподавать?
В процессе профессиональной жизни я нередко посещал образовательные мероприятия и конференции по продакт-менеджменту. И в определенный момент времени почувствовал, что для дальнейшего профессионального роста эти мероприятия мне уже не помогают. Я стал задумываться, каким образом ещё можно прокачиваться, и нашел на вершине пирамиды Маслоу «потребность делиться опытом». И это прекрасно: учишь других — учишься сам еще глубже и интенсивнее.
Систематизируются знания (эффективней, кстати, чем при ведении telegram-канала), оттачиваются навыки, в том числе публичных выступлений. Получается обратная связь от самых свежих взглядов начинающих свой путь в профессию. И можно получить помощь и поддержку в текущих проектах.
Также преподавание расширяет мой, как специалиста, нетворкинг и дает возможность погрузиться в разные продукты и сферы, в которых работают участники курса.

Что преподают продакты?
Важно не просто рассказать, что такое A/B/C-тест или как свести unit-экономику, а научить мыслить как продакт-менеджер:  уметь мыслить стратегически и прослеживать путь продукта от идеи до отклика покупателей. И здесь ключевые направления - анализ рынка, умение экономить время и деньги, смотреть на несколько шагов вперед, учиться у конкурентов.

Практика - главное в преподавании
Практика на вебинаре — это реальные кейсы из профессиональной жизни, зачастую даже актуальные. То есть, участники могут приобщиться к текущей работе продакта в реальном продукте, которым, может, пользуются каждый день. А именно — расставить приоритеты в реальном бэклоге категории «Спортивные товары» на Ozon, провести проблемное интервью прямо на вебинаре о болях в текущих возможностях получения визы, спроектировать MVP для реального продукта доставки еды или спроектировать дашборд для оценки фичи и посчитать unit-экономику для стартапа по аренде недвижимости или сервиса для автоматизации рекрутинга.

Кстати, приходите на наши курсы
На следующей неделе Otus проведет бесплатные Дни Открытых Дверей по направлениям Product&Project.
На вебинаре вы познакомитесь с преподавателем, узнаете подробнее о хардкорной программе курса, а также сможете задать все интересующие вопросы. На курсы действуют хорошие предложения скидок.
+ 20 апреля 20:00 мск День Открытых Дверей онлайн-курса «Product Manager IT-проектов». Регистрация: https://otus.pw/2pMp/ - экспертизой поделится Саша Поваров (Product Manager в TransferWise)
+ 23 апреля 20:00 мск День Открытых Дверей онлайн-курса «Agile Project Manager в IT». Регистрация: https://otus.pw/Yekz/ - проведет Дима Емельянов (Agile Coach крупнейшего банка России, сертифицирован по Agile, Scrum и Kanban).
Чек-лист погружения менеджера в проект

С Серёжей Колгановым, автором канала https://news.1rj.ru/str/psilonsk и руководителем проектного офиса mfms.ru, подготовили чек-лист для погружения менеджера в новый проект. Мы хотим помочь продакт-менеджерам задавать правильные вопросы, чтобы все прошло быстро и продуктивно.
Даже если у вас нет нового проекта, проверьте свой по этому чек-листу - сразу увидите все проблемные зоны. Рекомендуем сохранить его себе.

Описано ли, в чем суть проекта? Как делать то, что непонятно?

Описано ли, какие проблемы будут решены, если проект будет выполнен?

Сформулирована ли цель проекта и критерии ее достижения? Нет цели - нет проекта.

Все ли заказчики одинаково понимают цель проекта? Если общего понимания нет, как работать совместно?

В какой точке дорожной карты продукта находится проект?

Сформулировано ли, что будет, если проект не сделать? Может, его и делать не стоит?
Замечание: бизнес-цель должна быть оцифрована: «После запуска новой корзины на сайте конверсия в покупку вырастет на 20%, а выручка - на 4 млн. рублей в день». Этот пункт очень хорошо помогает понять важность проекта.

Есть ли список метрик, на которые влияет продукт проекта?

Известно ли, кто заказчик и спонсор проекта? Кто инициировал проект, кому он действительно нужен? Нет спонсора - нет проекта.

Определены ли стейкхолдеры проекта? Самое время нарисовать матрицу поддержки и влияния.

Есть ли список членов проектной команды? Вы будете смеяться, но бывают ситуации, когда люди месяцами работают в проекте и понятия об этом не имеют.

Способна ли команда справиться с задачей?

Можете ли вы влиять на состав команды? Если совсем не можете - у вас проблемы.

Сформулированы ли ограничения проекта? Возможно, от вас ждут совсем не тех результатов, к которым вы идете: ожиданиями заказчика никто не управляет.

Есть ли план-график проекта? Нет плана - нет проекта.

Есть ли в плане привязанные к задачам ответственные исполнители и сроки исполнения задач?

Есть ли расчет бюджета, юнит-экономики проекта и ROI?

Есть ли план управления рисками? Пора составить матрицу рисков и запустить риск-мониторинг.

Имеются ли похожие задачи и решения у конкурентов / похожие продукты на рынке?
Дайджест мероприятий на предстоящей неделе, на которые я пойду

С 7 по 16 мая будет второй поток Epic Growth Summit! Онлайн
Epic Growth SUMMIT — образовательный онлайн-марафон, в результате которого вы узнаете кейсы роста от самых быстрорастущих компаний из Кремниевой Долины и России, и получите ценные инструменты, которые помогут кратно вырастить ключевые метрики вашего продукта. Кейсы от Miro, Revolut, PandaDoc, Flo, Я.Такси, Scentbird и других быстрорастущих продуктов. То, что можно применить в своем продукте! Также будет возможность задать свои вопросы спикерам, докопаться до сути или обсудить свой кейс и открытая таблица участников и среда единомышленников поможет обзавестись полезными деловыми знакомствами.
Регистрируйтесь на Epic Growth SUMMIT и получайте лучшие кейсы и инструменты роста: https://bit.ly/2W4961D

7 мая в 19:00 (МСК) Product Discovery, Аня Подображных, Product manager в Avito и автор канала Будни продакта (https://news.1rj.ru/str/product_weekdays) проведет бесплатный вебинар «Product Discovery на примере кейса Avito». Речь пойдет о том, такое Product Discovery, как брать в разработку самые важные инициативы, и будет разбор Product Discovery на примере кейса Avito.
Два самых активных участника вебинара получат сертификат на бесплатное обучение в ProductStar. Участие бесплатное, но регистрация обязательна.
Зарегистрироваться на вебинар: @ProductStarProductBot
Как найти платящий сегмент пользователей?

Всем мы знаем, что пользователи делятся на группы в соответствии с пользовательскими метриками и долей рынка (АВСDX-сегментация). И это деление говорит нам: делайте все в продукте для A-, максимум, B-сегмента - для самых платящих и лояльных клиентов. И не обращайте особого внимание на несводящих экономику продукта “жалующихся” и мало платящих сегментах.

Сегодня совместно с Клубом директором мы написали статью, как найти платящий сегмент для трех разных кейсов. Этим постом мы начинаем совместную рубрику “А - сегмент”.

В статье рассмотрели разные случаи (есть продукт и аналитика, есть продукт и нет аналитики, нет продукта) и инструменты, которые можно применить для данного случая.

Полный текст по ссылке https://telegra.ph/Kak-najti-platyashchij-segment-polzovatelej-05-02
Приятного прочтения!
Про подписку на еду

Я как ленивый и голодный пользователь хочу заказать готовый набор еды с подпиской на повара. И я подписываюсь на сервис и фичи, шеф-повара, программу питания, а значит, решением управляет желудок и мозг. Желудку хочется вкусно и разнообразно, мозгу хочется лениво и бюджетно. А еще чтобы корзинка под дверью с фермерской едой.
Фудтех набирает обороты вслед за е-коммом: Delivery Club за первый месяц года набрал 3,5 млн заказов. Фудтех в России потихоньку занимает большую долю в системе российского общепита. По результатам исследования «Infoline-Аналитики», к концу 2020 года объем рынка фудтеха должен был превысить 170 млрд руб. И рынок далёк от насыщения: сервис не идеален, как показывает кейс с уходом Мираторга от других сервисов в свой собственный (по причине как раз плохого сервиса чужих доставок); возвращаемость явно не 21 заказ в неделю. К тому же появляются ниши и подписки, которые стараются отстроиться от конкурентов по целевой аудитории: обеды и ужины для большой семьи, высокобелковая пища для качков, сложносочиненные блюда для требовательных хозяек, вегетарианское меню и так далее. И победит тот, у кого ассортимент будет под все сегменты, чья подписка не будет надоедать желудку, чей сервис будет самым заботливым.
Все появляющиеся сервисы радуют разнообразием блюд, быстрой доставкой и индивидуализацией рациона. Но в магазин все равно придется пойти… за приправами.
Сейчас для меня сильно выделяется сервис JustFood от коллег-инженеров. Потому что у них получилось за очень короткий промежуток времени отстроиться следующими фичами, которые я считаю конкурентным преимуществом:
- Интервал доставки - 1 час. Всегда вовремя и в начале часа.
- Доставка 1 раз в 2 дня. А значит - наиболее свежие продукты
- Линейки продуктов отличаются по вкусу. Если надоела одна линейка, можно попробовать другую.
- Порции доедаются и не оставляют голодными.
- Приятные сервисные мелочи в пакете: гель для рук, инструкция по питанию. Пакет такой, с которым приятно выйти на работу.
- Доставка до двери и без звонка в дверь, что очень актуально в ранее утреннее время, когда еще сонливо (тут коллега Ваня Замесин со мной согласен:) - https://news.1rj.ru/str/zamesin/727).
Именно поэтому я ставлю, что JustFood будет одним из лидеров рынка еды по подписке и желаю им удачи. А всем подписчикам канала дарим промокод FRESH на 1000 рублей скидки на первый заказ от 5 дней.
Ссылка на сервис: https://bit.ly/35mILQZ.
Питайтесь свежими продуктами!
Какие вопросы лучше задавать на CustDev-е?


CustDev - это подход к созданию продукта через глубинные интервью с потенциальными клиентами. Вы продумываете сценарии, проводите интервью, а потом анализируете ответы и ищете инсайты и платящий сегмент.
От того как составлены вопросы для CustDev-а очень многое зависит - зачастую ваши клиенты говорят не то, что думаю, а то что вы хотите услышать.
CustDev позволяет перед запуском дорогостоящего продукта или фичи ответить на такие вопросы как: окупится ли ваше вложение, или нет? Купят ли ваш новый продукт?
Ранее я писал как составить вопросы и проверить прайсинг продукта по итогам качественных исследований (в ленте канала выше). Скоро на Хабре выйдет моя статья о том, какие ещё лайфхаки есть при составлении вопросов, среди которых:

Ответ на любой вопрос, который начинается с “Вы хотите...” или «Вас это беспокоит...“ в 99% случаев “Да”. И это искренний, но бесполезный ответ. Не делайте ”хотение» свободным! Вместо этого попросите людей оценить потенциальные решения или спросить, чем бы они пожертвовали, чтобы решить проблему.
Если кто-то говорит: “Может быть, это только я, но...”, то это не так. Особенно если это касается того, что ваш продукт трудно использовать или позиционирование продукта неясно. Это показатель того, что человек старается быть вежливым. Чтобы получить полезную информацию, вам нужна честность, а не вежливость. Дайте человеку «разрешение» сказать вам, насколько ужасен ваш продукт, сказав: «Другие люди также сказали, не стесняйтесь сказать то, что думаете…”
То, о чем просят ваши клиенты, никогда не бывает так интересно, как то, зачем они этого хотят. Задавайте 5 раз “Почему?”, чтобы узнать истинную боль и желание. Уходите от разговоров о решении обратно к описанию проблемы. Послушайте, сделайте паузу, а затем спросите, что бы это позволило им сделать, если бы они получили продукт сегодня. Спросите, что они сейчас делают в качестве замены. Они либо определят проблему (и хорошо: теперь можно решать ее), либо не смогут предоставить конкретные данные.
Если вы хотите зарабатывать деньги за свой продукт, не говорите с людьми, которые пытаются получить все бесплатно. Эти пользователи могут стать клиентами, но не раньше, чем ваш продукт станет более массовым или даже лидером рынка.

А ещё спешу поделиться хорошим вебинаром «Какие вопросы лучше задавать на CustDev-е». Вебинар проведет Екатерина Марчук, СРО направления Облачных и цифровых продуктов в Big Data, ПАО МТС. Приходите 12 мая в 20:00 (мск), бесплатно регистрируйтесь по ссылке: https://otus.pw/DW4ok/.
1