Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Продолжение.
9. Микроигры - отдельный жанр в е-комм. Магазин одежды aldo.com с созданием коллажей из фотографий пользователя и созданием рекомендаций по цветам для одежды, аксессуаров и образов. Тесты - механика увеличения вовлеченности аудитории, очень многие любят проходить тесты и зачастую это используется в маркетинге, например для увеличения узнаваемости бренды создают подобные тесты и миниигры как внутри своих приложений так и вне. В самих приложениях тесты создаются с максимально виральным результатом у пользователя, чтобы тот показал его как можно большему количеству знакомых. Вне приложения - тематические игры от тинькофф банка про финансы. Мини-игры для повышения узнаваемости бренда в целом является одной из самых распространенных механик геймификации. Главное в их реализации - простота, поскольку уровень игрового навыка минимальный и пользователь не должен заскучать. Несложные действия - быстрый результат, по своей сути это гиперказуальные игры в тематическом сеттинге. Как пример Nike с их зимней коллекцией - https://vimeo.com/36299837 .
10. И, конечно, история с развитием профиля (аккаунта) - данная механика встречается в aliexpress, когда твой статус покупателя растет в зависимости от количества совершенных покупок, отзывов и фотографий полученных товаров. Достижения - опять же часто встречающаяся механика, когда пользователь получает награды за действия, которые нужны платформе. Это могут быть отзывы, использование реферальных механик с привлечением друзей в приложение и т.д. Встречается от того же ali до dropbox и skyeng (у ребят довольно сильная продуктовая команда, рекомендуем посмотреть их решения на предмет применения у себя).
Полезные материалы по теме
https://vc.ru/hr/64370-obzor-vidov-geymifikacii-v-biznese-i-zhizni
https://yukaichou.com/gamification-examples/top-10-ecommerce-gamification-examples-revolutionize-shopping/
Почему я читаю канал @epicgrowth ?

- Тут собирают кейсы роста продуктов из реальной практики. Особенно полезна и практична эта статья - https://vc.ru/growth/115296-keysy-rosta-i-groushaki-ot-calm-uber-eats-i-airbnb , которая говорит, что персонализация для сокращения необходимых от пользователя действий в продукте, простота сообщений, сокращение всех воронок до aha-моментов, мгновенные возможности и случайные подарки - это хлеб современных продуктов.
- Тут собирают идеи по оптимизации воронок - https://vc.ru/growth/113356-10-idey-po-optimizacii-sayta-i-uvelicheniyu-prodazh : над или под видео надо поставить СТА-кнопку (спойлер - над), нужно ли показывать форму заказа в карточке товара (спойлер - нет), полезны ли траст-факторы (спойлер - да) - читайте в этой статье.
Именно такие вещи интересно применять в своей работе и рассказывать студентам на курсах для продактов (кстати - вот про мой опыт вышла заметка - https://news.1rj.ru/str/Otusjava/3809)
- Чтобы узнать от Эшли Мерфи из OpenView Venture Partners, какие тактики роста могут быть у В2В продукта: одна, но полезная фича, бесплатный триал вместе с оплатой одного из тарифов, оплата за триал после триала, реферальные программы и самообслуживание клиентов - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/345
- Чтобы приятно осознать, что не только ты, а еще Василий Сабиров, Lead analyst в Devtodev, считает, что нужно объединять и балансировать CustDev и продуктовую аналитику: первое для генераций гипотез, второе - для их проверки. Также всегда есть что-то среднее: опросы, CJM, изучение каждого пользователя вручную и лидер по прозрачности A/B-тест - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/361.
- Раньше других слушать новые подкасты про Epic Growth. Мне особенно понравился подкаст про рост продакта в предпринимателя, тренды в электронике и продуктовую рефлексию вместе с Николаем Белоусовым из MadRobots - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/355
- Или вот - как я и Максим Адамов в Райффайзен банке одинаково проверяем гипотезы - сами: по максимуму используем готовое (если страшно, то можно на другом домене), запускаем ухудшающие эксперименты (ломать всегда проще); сначала продаем, потом делаем (проверка первой покупкой), запускаем MVP на ручном труде (запускаем процесс, разгребаем все руками, потом автоматизируем) - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/385.

Подписывайтесь на разные и интересные продуктовые каналы!
Сегодня не заметка, а подкаст 🙂

На прошлой неделе я принял участие в подкасте Product&Growth Show (ведущие - Pavlo Pedenko и Ярослав Степаненко). Было очень интересно поделиться своим продуктовым вИдением и опытом.

О чем поговорили?

1. Что происходит с бизнесом Ozon с момента введения карантина?
2. Какие категории товаров и за счет чего растут?
3. На кого ровняются в Ozon?
4. В чем заключается роль Product Manager в e-commerce?
5. Как работают с SEO и аналитикой на продуктовом уровне?
6. Сustomer Development и A/B-тесты в Ozon.
7. Почему скорость - основная цель продуктовой команды Ozon?

Где ещё послушать?

- Apple Podcasts
- SoundCloud
- Google Podcasts
- Yandex.Music
- YouTube
Как преподают продакт-менеджеры?

Продакт-менеджеры - это жернова для главных и необходимых событий в продукте. В его деятельности всегда есть рефлексия, обоснование необходимости что-то сделать себе и другим, сопротивление что-то не делать и распространение полезной информации. Эффективность таких навыков очень хорошо прокачивается с помощью преподавания. Сегодня небольшая заметка о моем опыте и опыте преподавания коллег из Booking, Яндекс.Шеф и TransferWise.

Зачем преподавать?
В процессе профессиональной жизни я нередко посещал образовательные мероприятия и конференции по продакт-менеджменту. И в определенный момент времени почувствовал, что для дальнейшего профессионального роста эти мероприятия мне уже не помогают. Я стал задумываться, каким образом ещё можно прокачиваться, и нашел на вершине пирамиды Маслоу «потребность делиться опытом». И это прекрасно: учишь других — учишься сам еще глубже и интенсивнее.
Систематизируются знания (эффективней, кстати, чем при ведении telegram-канала), оттачиваются навыки, в том числе публичных выступлений. Получается обратная связь от самых свежих взглядов начинающих свой путь в профессию. И можно получить помощь и поддержку в текущих проектах.
Также преподавание расширяет мой, как специалиста, нетворкинг и дает возможность погрузиться в разные продукты и сферы, в которых работают участники курса.

Что преподают продакты?
Важно не просто рассказать, что такое A/B/C-тест или как свести unit-экономику, а научить мыслить как продакт-менеджер:  уметь мыслить стратегически и прослеживать путь продукта от идеи до отклика покупателей. И здесь ключевые направления - анализ рынка, умение экономить время и деньги, смотреть на несколько шагов вперед, учиться у конкурентов.

Практика - главное в преподавании
Практика на вебинаре — это реальные кейсы из профессиональной жизни, зачастую даже актуальные. То есть, участники могут приобщиться к текущей работе продакта в реальном продукте, которым, может, пользуются каждый день. А именно — расставить приоритеты в реальном бэклоге категории «Спортивные товары» на Ozon, провести проблемное интервью прямо на вебинаре о болях в текущих возможностях получения визы, спроектировать MVP для реального продукта доставки еды или спроектировать дашборд для оценки фичи и посчитать unit-экономику для стартапа по аренде недвижимости или сервиса для автоматизации рекрутинга.

Кстати, приходите на наши курсы
На следующей неделе Otus проведет бесплатные Дни Открытых Дверей по направлениям Product&Project.
На вебинаре вы познакомитесь с преподавателем, узнаете подробнее о хардкорной программе курса, а также сможете задать все интересующие вопросы. На курсы действуют хорошие предложения скидок.
+ 20 апреля 20:00 мск День Открытых Дверей онлайн-курса «Product Manager IT-проектов». Регистрация: https://otus.pw/2pMp/ - экспертизой поделится Саша Поваров (Product Manager в TransferWise)
+ 23 апреля 20:00 мск День Открытых Дверей онлайн-курса «Agile Project Manager в IT». Регистрация: https://otus.pw/Yekz/ - проведет Дима Емельянов (Agile Coach крупнейшего банка России, сертифицирован по Agile, Scrum и Kanban).
Чек-лист погружения менеджера в проект

С Серёжей Колгановым, автором канала https://news.1rj.ru/str/psilonsk и руководителем проектного офиса mfms.ru, подготовили чек-лист для погружения менеджера в новый проект. Мы хотим помочь продакт-менеджерам задавать правильные вопросы, чтобы все прошло быстро и продуктивно.
Даже если у вас нет нового проекта, проверьте свой по этому чек-листу - сразу увидите все проблемные зоны. Рекомендуем сохранить его себе.

Описано ли, в чем суть проекта? Как делать то, что непонятно?

Описано ли, какие проблемы будут решены, если проект будет выполнен?

Сформулирована ли цель проекта и критерии ее достижения? Нет цели - нет проекта.

Все ли заказчики одинаково понимают цель проекта? Если общего понимания нет, как работать совместно?

В какой точке дорожной карты продукта находится проект?

Сформулировано ли, что будет, если проект не сделать? Может, его и делать не стоит?
Замечание: бизнес-цель должна быть оцифрована: «После запуска новой корзины на сайте конверсия в покупку вырастет на 20%, а выручка - на 4 млн. рублей в день». Этот пункт очень хорошо помогает понять важность проекта.

Есть ли список метрик, на которые влияет продукт проекта?

Известно ли, кто заказчик и спонсор проекта? Кто инициировал проект, кому он действительно нужен? Нет спонсора - нет проекта.

Определены ли стейкхолдеры проекта? Самое время нарисовать матрицу поддержки и влияния.

Есть ли список членов проектной команды? Вы будете смеяться, но бывают ситуации, когда люди месяцами работают в проекте и понятия об этом не имеют.

Способна ли команда справиться с задачей?

Можете ли вы влиять на состав команды? Если совсем не можете - у вас проблемы.

Сформулированы ли ограничения проекта? Возможно, от вас ждут совсем не тех результатов, к которым вы идете: ожиданиями заказчика никто не управляет.

Есть ли план-график проекта? Нет плана - нет проекта.

Есть ли в плане привязанные к задачам ответственные исполнители и сроки исполнения задач?

Есть ли расчет бюджета, юнит-экономики проекта и ROI?

Есть ли план управления рисками? Пора составить матрицу рисков и запустить риск-мониторинг.

Имеются ли похожие задачи и решения у конкурентов / похожие продукты на рынке?
Дайджест мероприятий на предстоящей неделе, на которые я пойду

С 7 по 16 мая будет второй поток Epic Growth Summit! Онлайн
Epic Growth SUMMIT — образовательный онлайн-марафон, в результате которого вы узнаете кейсы роста от самых быстрорастущих компаний из Кремниевой Долины и России, и получите ценные инструменты, которые помогут кратно вырастить ключевые метрики вашего продукта. Кейсы от Miro, Revolut, PandaDoc, Flo, Я.Такси, Scentbird и других быстрорастущих продуктов. То, что можно применить в своем продукте! Также будет возможность задать свои вопросы спикерам, докопаться до сути или обсудить свой кейс и открытая таблица участников и среда единомышленников поможет обзавестись полезными деловыми знакомствами.
Регистрируйтесь на Epic Growth SUMMIT и получайте лучшие кейсы и инструменты роста: https://bit.ly/2W4961D

7 мая в 19:00 (МСК) Product Discovery, Аня Подображных, Product manager в Avito и автор канала Будни продакта (https://news.1rj.ru/str/product_weekdays) проведет бесплатный вебинар «Product Discovery на примере кейса Avito». Речь пойдет о том, такое Product Discovery, как брать в разработку самые важные инициативы, и будет разбор Product Discovery на примере кейса Avito.
Два самых активных участника вебинара получат сертификат на бесплатное обучение в ProductStar. Участие бесплатное, но регистрация обязательна.
Зарегистрироваться на вебинар: @ProductStarProductBot
Как найти платящий сегмент пользователей?

Всем мы знаем, что пользователи делятся на группы в соответствии с пользовательскими метриками и долей рынка (АВСDX-сегментация). И это деление говорит нам: делайте все в продукте для A-, максимум, B-сегмента - для самых платящих и лояльных клиентов. И не обращайте особого внимание на несводящих экономику продукта “жалующихся” и мало платящих сегментах.

Сегодня совместно с Клубом директором мы написали статью, как найти платящий сегмент для трех разных кейсов. Этим постом мы начинаем совместную рубрику “А - сегмент”.

В статье рассмотрели разные случаи (есть продукт и аналитика, есть продукт и нет аналитики, нет продукта) и инструменты, которые можно применить для данного случая.

Полный текст по ссылке https://telegra.ph/Kak-najti-platyashchij-segment-polzovatelej-05-02
Приятного прочтения!
Про подписку на еду

Я как ленивый и голодный пользователь хочу заказать готовый набор еды с подпиской на повара. И я подписываюсь на сервис и фичи, шеф-повара, программу питания, а значит, решением управляет желудок и мозг. Желудку хочется вкусно и разнообразно, мозгу хочется лениво и бюджетно. А еще чтобы корзинка под дверью с фермерской едой.
Фудтех набирает обороты вслед за е-коммом: Delivery Club за первый месяц года набрал 3,5 млн заказов. Фудтех в России потихоньку занимает большую долю в системе российского общепита. По результатам исследования «Infoline-Аналитики», к концу 2020 года объем рынка фудтеха должен был превысить 170 млрд руб. И рынок далёк от насыщения: сервис не идеален, как показывает кейс с уходом Мираторга от других сервисов в свой собственный (по причине как раз плохого сервиса чужих доставок); возвращаемость явно не 21 заказ в неделю. К тому же появляются ниши и подписки, которые стараются отстроиться от конкурентов по целевой аудитории: обеды и ужины для большой семьи, высокобелковая пища для качков, сложносочиненные блюда для требовательных хозяек, вегетарианское меню и так далее. И победит тот, у кого ассортимент будет под все сегменты, чья подписка не будет надоедать желудку, чей сервис будет самым заботливым.
Все появляющиеся сервисы радуют разнообразием блюд, быстрой доставкой и индивидуализацией рациона. Но в магазин все равно придется пойти… за приправами.
Сейчас для меня сильно выделяется сервис JustFood от коллег-инженеров. Потому что у них получилось за очень короткий промежуток времени отстроиться следующими фичами, которые я считаю конкурентным преимуществом:
- Интервал доставки - 1 час. Всегда вовремя и в начале часа.
- Доставка 1 раз в 2 дня. А значит - наиболее свежие продукты
- Линейки продуктов отличаются по вкусу. Если надоела одна линейка, можно попробовать другую.
- Порции доедаются и не оставляют голодными.
- Приятные сервисные мелочи в пакете: гель для рук, инструкция по питанию. Пакет такой, с которым приятно выйти на работу.
- Доставка до двери и без звонка в дверь, что очень актуально в ранее утреннее время, когда еще сонливо (тут коллега Ваня Замесин со мной согласен:) - https://news.1rj.ru/str/zamesin/727).
Именно поэтому я ставлю, что JustFood будет одним из лидеров рынка еды по подписке и желаю им удачи. А всем подписчикам канала дарим промокод FRESH на 1000 рублей скидки на первый заказ от 5 дней.
Ссылка на сервис: https://bit.ly/35mILQZ.
Питайтесь свежими продуктами!
Какие вопросы лучше задавать на CustDev-е?


CustDev - это подход к созданию продукта через глубинные интервью с потенциальными клиентами. Вы продумываете сценарии, проводите интервью, а потом анализируете ответы и ищете инсайты и платящий сегмент.
От того как составлены вопросы для CustDev-а очень многое зависит - зачастую ваши клиенты говорят не то, что думаю, а то что вы хотите услышать.
CustDev позволяет перед запуском дорогостоящего продукта или фичи ответить на такие вопросы как: окупится ли ваше вложение, или нет? Купят ли ваш новый продукт?
Ранее я писал как составить вопросы и проверить прайсинг продукта по итогам качественных исследований (в ленте канала выше). Скоро на Хабре выйдет моя статья о том, какие ещё лайфхаки есть при составлении вопросов, среди которых:

Ответ на любой вопрос, который начинается с “Вы хотите...” или «Вас это беспокоит...“ в 99% случаев “Да”. И это искренний, но бесполезный ответ. Не делайте ”хотение» свободным! Вместо этого попросите людей оценить потенциальные решения или спросить, чем бы они пожертвовали, чтобы решить проблему.
Если кто-то говорит: “Может быть, это только я, но...”, то это не так. Особенно если это касается того, что ваш продукт трудно использовать или позиционирование продукта неясно. Это показатель того, что человек старается быть вежливым. Чтобы получить полезную информацию, вам нужна честность, а не вежливость. Дайте человеку «разрешение» сказать вам, насколько ужасен ваш продукт, сказав: «Другие люди также сказали, не стесняйтесь сказать то, что думаете…”
То, о чем просят ваши клиенты, никогда не бывает так интересно, как то, зачем они этого хотят. Задавайте 5 раз “Почему?”, чтобы узнать истинную боль и желание. Уходите от разговоров о решении обратно к описанию проблемы. Послушайте, сделайте паузу, а затем спросите, что бы это позволило им сделать, если бы они получили продукт сегодня. Спросите, что они сейчас делают в качестве замены. Они либо определят проблему (и хорошо: теперь можно решать ее), либо не смогут предоставить конкретные данные.
Если вы хотите зарабатывать деньги за свой продукт, не говорите с людьми, которые пытаются получить все бесплатно. Эти пользователи могут стать клиентами, но не раньше, чем ваш продукт станет более массовым или даже лидером рынка.

А ещё спешу поделиться хорошим вебинаром «Какие вопросы лучше задавать на CustDev-е». Вебинар проведет Екатерина Марчук, СРО направления Облачных и цифровых продуктов в Big Data, ПАО МТС. Приходите 12 мая в 20:00 (мск), бесплатно регистрируйтесь по ссылке: https://otus.pw/DW4ok/.
1
Как продакту взаимодействовать с командой во время горящих дедлайнов?

Ранее у себя на канале публиковал статью про то, как правильно ставить задачи, чтобы получать хороший результат (https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/64). Но что делать, если горят дедлайны и нужно быстрее работать и создавать задачи?

14 мая в 19:00 (мск) ребята из ProductStar проведут бесплатный онлайн-интенсив «Как работать с командой? People vs Processes», которые проведет Анна Лозицкая, Head of Product Growth в Onde.

Речь пойдет про процессы (выбираем наиболее подходящий вариант для своей команды), ретроспективу с человеческим лицом (честность и открытая коммуникация как фундамент слаженной команды) и синергии (что это такое и зачем она нужна твоей команде. Создаем ценность совместно).

Зарегистрироваться на вебинар - @ProductStarProductBot
Как продакт может запустить стартап?

Короткий ответ: Сделать RAT -> MVP/MAP
RAT (Riskiest Assumption Test) – тестирование самых высокорисковых предположений, которое помогает формулировать гипотезы.
Это подход, который позволяет сдвинуть фокус на получение данных и знаний вместо разработки или создания. Вы можете валидировать свои гипотезы с минимальными усилиями, вообще не тратя время на создание MVP, и начинать строить его только после того, как поймете, что MVP/MAP (Minimum Awesome Product) действительно нужен.
Важно: не делаем MVP, пока не поняли, что он действительно нужен, какую гипотезу он проверяет и какую ценность несет клиентам.

План действий:
1. Определяемся с входными условиями:
– Описываем пользователей/клиентов (возраст, пол, достаток, привычки, ит.д). Используем Lean Canvas
– Какую проблему клиентов мы решаем? Какой рынок проблемы?
– Кто наши конкуренты?
– Какие ключевые фишки и выгоды у нашего продукта?
2. Формулируем гипотезу:
Я верю, что если сделать <описание изменения> - получится <описание результата>. Чтобы проверить, мы проведем <описание эксперимента> и измерим <описание метрики>. Эксперимент удачен, если получим следующее <значение метрики>. Формат гипотезы: кто?-что?-зачем?
3. Формулируем предположения для эффективности гипотезы (измеримо!):
– Сколько пользователей нам надо, чтобы сошлась unit-экономика?
– За какое время они должны появиться? (P&L-модель)
– Проблема, которую пытаемся решить достаточно распространена? (Каков рынок проблемы)
– Будут ли пользователи готовы платить за наш продукт? (Провести CustDev-интервью)
– Тем ли пользователям мы собираемся продавать? (Сформулировать целевую аудиторию продукта)
– Как много лидов нам надо получить перед тем, как вообще начать делать продукт? (Проверка продажей)
4. Оцениваем и ранжируем каждую гипотезу исходя из влияния на эффективность продукта и вероятность реализации.
Лучше использовать таблицу, чтобы оценить максимально и минимально рисковые гипотезы. Уровень риска можно оценить по формуле: Риск = Влияние [1-10] * Вероятность [1-5]
5. Запускаем MVP/MAP по самой не рисковой гипотезе. Главное - рыночная ценность продукта, от 0 рублей на разработку и максимальная обратная связь от продукта. Цель - первые продажи и поиск решения для сходимости всех параметров из п.3.

Хорошая возможность
Сейчас есть хорошие временные и рыночные возможности для продактов запустить свой pet-проект (а может, и посерьезнее), и поэтому весьма полезным будет бесплатный акселератор для Продакт-менеджеров a.unitedinvestors.ru, в котором я буду участвовать:
-Прием заявок до 5 июня 2020
-Подать заявку лучше заранее, т.к. некоторые проекты показывают инвесторам уже до акселерации.
-У вас есть команда из двух основателей и вы делаете стартап/продукт? Подайте заявку сегодня. Вот ссылка https://bit.ly/2TdAZni
-Клуб инвесторов United Investors запустили бесплатный акселератор с оплатой от привлеченных инвестиций.
-Начало — 10 июня. Длительность — 8 недель
-ДемоДень — 9 августа

Действуйте и развивайтесь!
Мероприятия, к которым я подключаюсь на этой неделе

1) Может ли гуманитарий стать продактом и какие трудности ждут его на пути? 28 мая в 19:00 (мск) в рамках шестимесячного онлайн-курса «Профессия: Продакт-менеджер» ребята из ProductStar проводят бесплатный вебинар «Из пиара в менеджмент продуктов: краткий курс выживания». Проведет вебинар Настя Костюшкина, Product Owner в SplitMetrics, речь пойдет о пути гуманитария: какие скиллы развивать и как это делать; как составить резюме продакта и подготовиться к собеседованию. Участие бесплатное, но регистрация обязательна.
Зарегистрироваться на вебинар: @ProductStarProductBot

2) 27 мая онлайн-митап про управление бэклогом https://community-z.com/events/product-development-flow-backlog-management
3) 27 мая — Product Tank Tbilisi (ONLINE!) https://www.meetup.com/ru-RU/ProductTank-Tbilisi/events/270600234/
Как продакт-менеджеру прокачать UX? Часть 1

Совместно с Ваней Серебренниковым, автором канала @uxboost, собрали основные этапы работы над продуктом и раскрыли UX-составляющую, давая возможность кому-то вспомнить, а кому-то прокачать новый навык.

Как продакт работает с UX?

Продакт сталкивается с UX, если:
- Закрывает эту работу самостоятельно
- Нанимает UX-дизайнера
- Ставит задачи UX-дизайнеру
То есть шансов избежать участия в UX — немного
. UX входит в контекст продуктовой работы, от начала (где мы только определяем пользовательскую проблему и придумываем и валидируем решение), до развитой стадии (где мы мы боремся даже за небольшое улучшение метрик в нашей воронке).

Зачем нужен UX?

UX помогает изучить и улучшить ключевые места в unit-экономике за счет влияния на конверсию (тот же онбородинг на нее вполне влияет), возвращаемость, CAC и другие метрики.

Общий таймлайн UX-работы:
- Интервью с бизнесом, сбор требований/изучение границ задачи
- UX-исследование (персоны, CustDev, CJM), аналитика рынка и продукта
- Высокоуровневое проектирование
- Эксперименты (MVP, MAP), UX-тесты, Валидация гипотез
- Развитие продукта, помощь продакту в оптимизации unit-экономики, развитие дизайн-системы, отладка взаимодействия с разработкой и UX-процесса в целом.

В статье разобрали такие вехи, как UX-исследования, Высокоуровневое проектирование, Аналитика рынка и конкурентов, Пирамида продуктовых метрик и метрика роста. Приятного прочтения!
Диалоги + нужная теория + много практики = Навыки

Исследование NTL Institute for Applied Behavioral Science показывает, что после лекций студенты помнят всего лишь 5% материала. В то же время чтение, дискуссии и применение знаний на практике дают возможность запомнить 50-90% новой информации. Теория может даваться через диалог с командой и менеджером в контексте реальных задач, что важно для образования продакт-менеджера. Такой формат более динамичен и лучше усваивается. Такое сочетание возможно при моделе обучения Колба (вот пример от канала "Продукты, книги и любовь" - https://news.1rj.ru/str/product_love/269) и в онлайн-тренажерах, адаптированных в мессенджер. Последнее возможно в новом курсе от команды Skillsetter.
В Skillsetter за основу взяли формат подачи контента GoPractice (практического тренажера), но доработали саму концепцию: добавили в курсы больше интерактива, появились диалоги с выбором ответов между героями, задачи неожиданные и правильные, дающие более глубокое погружение в рабочий процесс. Тематики сделали меньше и насыщеннее по объему. В рамках курса студенту предстоит запускать реальные продукты и выводить его на прибыльность, выполнив около 250 (!) практических заданий, что обычно занимает примерно 3 месяца реальной работы продакта. В целом, даже после прохождения GoPractice полезно пройти и Skillsetter: кейсов и практики мало не бывает.
Курс дает навыки из разных сфер: аналитика, маркетинг, дизайн, стратегия, работа с разработчиками и эксперименты. Покрыты все классические сферы, с которыми сталкивается продакт-менеджер в своей работе. В курсе есть много заданий, которые заставляют думать и реально развивают навыки продакт-менеджера.
Skillsetter учит еще одной важной составляющей в продуктовой аналитике — это обращать внимание на детали. Вас спросили о доли активных пользователей, а вы смотрели на скачивания. Вас спросили о распределении долей, а вы не учли один важный фактор. Всё абсолютно точно также, как и в жизни. Эти ошибки очень болезненные, т.к. будут ли решения бизнеса хорошими, если основаны на неправильных данных? Симулятор построен таким образом, что пассивно читать тексты не получится: здесь есть захватывающий сюжет, в котором ученик — главный герой. Придется много работать с Excel, Figma, Trello, Miro, Amplitude, AppAnnie, ProductHunt, T-test calculator, анализировать ЦА, каналы продвижения и делать еще много других интересных вещей. Делать работу самому, ошибаться, после чего получать детальное описание, почему произошло все именно так, как можно и нужно было сделать. Этот курс не только о профессии продакта, но еще и о том, как эффективно ставить эксперименты, правильно реагировать на неудачи, выстраивать творческий процесс. После курса начинаешь по-другому смотреть на различные задачи, будь то составление резюме для трудоустройства или даже занятие нетворкингом.
Я считаю, что именно за симуляторами — будущее обучение, ведь они позволяют смоделировать реальные ситуации и, что более важно, сделать это целостно. Например, Game of PAF тоже имеет подобную механику — симуляция развития продукта на конкурентном рынке, но сейчас не о ней.
Skillsetter проделали огромную работу, за что им большое спасибо, а нам — возможность развиваться. Попробуйте и Вы - https://bit.ly/2B8yNr3
Дайджест событий от меня

1. Вышла статья с историями перехода из проджект в продакты и одна из трех историй там про меня. Поделился, как понял, что хочу быть продактом, через сколько воронок рекрутинга и какие скилы проджекта важны для продакта. Статья тут.

2. Команда Epic Growth запустила подписку на кейсы роста от быстрорастущих компаний из России и Кремниевой Долины — Epic Growth PREMIUM. Кейсы от таких компаний как Miro, Amplitude, GrowthX, Salesforce, Revolut, Яндекс.Такси, Тинькофф и других лидеров Apple и Google Store. Будут кейсы и от меня. Подписаться тут - https://bit.ly/36AlQBY


3. Вышла моя статья “11 вещей, которые я понял о CustDev” - https://habr.com/ru/company/otus/blog/499884/. Буду рад прочтениям и комментариям:)

4. 11 июня, 19:00 по мск пройдет онлайн-интенсив «Конверсионный онбординг в мобильном приложении» от команды ProductStar на который я пойду. его проведет ксения колтун, product manager в everydoggy. регистрация тут @productstarproductbot и тут https://productstar.ru/product-webinar-1106

5. Запустил канал с возможностями для подработки / парт-тайма для продактов - Productconsult - https://news.1rj.ru/str/productconsult. Если есть вакансия или нужна консультация продакта, можно написать автору канала @SKoloskov.
Самый быстрый (среди практических) интенсив

Как преподаватель, активно слежу за практиками коллег. Все понимают, что продактами становятся после практики и наработки кейсов. Конечно, ещё эффективнее обучение на производстве, после продолжительной работы на реальном продукте под руководством ментора. Но если вы начинающий продакт или предприниматель и ищете способ в предельно короткие сроки проапрейдить свои знания и наработать кейсы управления продуктами, то вам может подойти двухдневный интенсивный курс для продактов GeekBrains от Mail.ru Group.
Представители семи успешных продуктов, работающих в быстрорастущих сферах, расскажут про свой опыт, как оценивать рынок, формировать УТП, строить продуктовую аналитику, понимать все этапы разработки, работать в команде и создавать востребованный продукт. По сути, получить самые вкусные и актуальные инсайты в работе продакта. Концентрированно и за 2 дня. Обучение онлайн с записями, все преподаватели - практики и руководители (CPO, CIO, Head’ы - тут у GeekBrains всегда было на высоком уровне).
Например, есть возможность послушать Евгения Паршина (CPO Альфа-банка и предпринимателя), который расскажет про быстрое прототипирование и запуск MVP без кода. Евгений Паршин для меня пример того, как надо работать, а главное пример того, что можно уйти в менеджмент и стать успешным. Конечно, речь пойдет и про Custdev Canvas - шаблон для структурирования информации по касдеву в систему взаимосвязанных блоков. Фактически это инструмент визуализации вашего исследования, который используется для планирования, анализа и контроля ситуации.

Приходите на интенсив GeekBrains от Mail.ru Group по ссылке - https://geekbrains.ru/link/nylrtI
Дайджест событий и мероприятий от меня

1. Запустился рейтинг молодых медиаменеджеров от Odgers Berndtson для новых медиа (от VK до TikTok) - https://youngmediaman.ru/new/, где я участвовал в роли создателя методологии расчета рейтинга в роли независимого консультанта. Интересно, что на рынке выше ценятся специалисты, имеющиеся опыт работы в нескольких платформах, скорость набора подписчиков и конкурентоспособность самой платформы. Следите за новостями рейтинга, чтобы узнать, кто самый влиятельный и ценный для рынка медиа.

2. 20 июня будет Product Camp в уникальном онлайн-формате, а значит, что шансов и возможностей поучаствовать будет больше. Надеюсь у организаторов получится сохранить свой привычный формат, который отличается от других продуктовых конференций неформальным общением, краудсорсингом организации и теплотой. Я был несколько раз на кемпе, “прийду” и в этот раз. Регистрироваться тут - http://productcamp.ru/

3. Для начинающих исследователей рекомендую посетить вебинар “Как и зачем продакту проводить CustDev?”, который пройдет 18 июня в 19:00 (МСК) на бесплатном вебинаре от ProductStar, на котором выступит Татьяна Сукманская, CEO «Местной еды». Самое важное будет в конце, где расскажут про анализ результатов и внедрение инсайтов в работу. Подключайтесь здесь - @ProductStarProductBot
Nocode: продакты против больших трат денег

В процессе преподавания продакт-менеджмента в модуле “Исследование продукта” я заметил, что самое вкусное и вызывающее интерес у студентов место в нем - это результаты проблемных и решенческих интервью (на работающем прототипе). И это разумно: именно тут острие работы продакт-менеджера, получение обратной связи с минимальными усилиями.
Понятная ценность для пользователя, минимальные ресурсы и получение обратной связи - и есть основа исследовательской части работа продакт-менеджера. Чтобы большими и масштабируемыми ресурсами уже не рисковать, а не привлекать для реального роста бизнеса. Ещё раз: ценность, минимальные ресурсы и обратная связь.
Для таких проверок есть огромное количество инструментов, начиная от столба с плакатом для классифайда и видео-роликом для облачного хранилища (ранее тут некоторые описывал - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/33):
1. Google-таблицы / Формы / Excel: создаете любой опрос или ведете клиентскую базу в таблице. Кстати, могу поделиться своей Nocode-проверкой гипотезы, что книги могут выбрать и купить по фрагменту: я запуска такой опрос (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSedaVvOifCxRxCeTrrsNk0zUWuD4Jl_nZTojNXwGL-GD6ZxFA/viewform#responses)с фрагментами книг без названий и вариантами ответов “Купить/Узнать книгу/Следующий фрагмент”, выяснил, что покупка редка, а любопытства много.
Сюда же добавлю специализированный и более разнообразный инструмент форм https://www.typeform.com/.
2.Tilda, Ecwid и co. Реально можно подвигать блоки и запустить простейшие лендинги. Этот я сделал, потратив 4 часа (разбираясь с тильдой - http://freshproductmanager.tilda.ws
3.Notion и ее лендинги - постепенно перевожу свою работу в этот прекрасный инструмент. А недавно узнал про то, что там можно сделать лендинги - https://vc.ru/services/48188-notion-gayd-po-registracii-i-bazovym-vozmozhnostyam
4.Чат-боты в мессенджерах: очень хороший обзор https://vc.ru/services/57488-14-servisov-dlya-sozdaniya-chat-bota-bez-navykov-programmirovaniya есть тут. От себя добавлю, что также пробовал для выбора книги по фрагменту сделать бот на BotMother.
Еще хорошие инструменты, об использовании которых я расскажу в следующий раз:
5.Webflow поможет наверстать простенький фронт - https://site-builders.ru/konstruktor-sajtov-webflow
6.AirTable может помочь собрать интерфейс CRM-ки: https://sergeyfilimonov.com/blog/airtable-cms-markdown/
7.Stacker app без кода и программирования - https://stacker.app/samples/client-project-portal
8.Integromat поможет собрать простенький бекенд без кода и с интеграциями - https://www.integromat.com/en/use-cases
9.Bubble - https://bubble.is/ технология «drag & drop» позволяет легко добавлять и перемещать элементы страницы: текст, видео, карты, иконки, изображения, кнопки и пр. Все поддается настройке вплоть до цвета фона, иконок, прозрачности элементов.
Исчерпывающая подборка есть тут https://nocodelist.co

Кстати, про опыт запуска и практикум по MVP буду проводить вебинар 23 июля, а 25 июня в 20:00 (по МСК) Otus приглашает на День открытых дверей курса «Product Manager IT-проектов». У нас в конце июля стартует третий поток и уже есть первые студенты. Бесплатная регистрация по ссылке: https://otus.pw/CfWa/ Первые 20 участников, зарегистрировавшихся на этот вебинар, получат сертификат на скидку. Готовьте вопросы и присоединяйтесь!
Продакт может запустить стартап

На карантине активно читал книги, понравилась хорошая настольная книга Максима Спиридонова и Вячеслава Маковича «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». В книге описаны несколько простых шагов, которые помогут продактам найти и оценить свою бизнес-идею, с сопровождением тезисов других практиков:
“Шаг 1. Определиться с критериями
Начните с подбора критериев в соответствии со своими интересами, способностями, амбициями, потребностями и целями. Что касается рыночных критериев, то ключевым для стартапа являются: наличие большого рынка и возможность управляемого масштабирования с постоянным увеличением стоимости бизнеса
Шаг 2. Начать вести дневник идей
Регулярно записывайте идеи, которые приходят к вам, и периодически пересматривайте данный список. Чтобы найти одну хорошую идею, нужно найти много разных и настроить свой мозг на постоянный поиск возможностей. Именно поиск, а не придумывание.
Шаг 3. Целенаправленно заниматься поиском идеи
Вот несколько наиболее распространённых методов нахождения идей:
● Столкнуться с проблемой и найти решение (проведение проблемных интервью).
● Найти, скопировать или адаптировать. Идею можно взять, например, с другого географического рынка или из другой отрасли. Анализируйте рынки, смотрите, куда инвестируют фонды, следите за рейтингами успешных стартапов (например, Inc. 5000), посещайте целевые выставки, общайтесь.
● Коммерциализировать свои разработки.
Шаг 4. Понятно описать свою идею
Бизнес-идея начинает приобретать понятный вид только после описания ключевых элементов бизнес-модели:
● ценностного предложения: в достижении каких целей клиента и/или в решении каких его проблем вы будете помогать?
● продукта: за что именно вам будут платить деньги? На начальном этапе стоит рассчитывать на одну основную модель монетизации, возможные варианты рассмотрим далее;
● клиентов: на какую аудиторию вы в первую очередь ориентируетесь?
● продаж: как вы будете привлекать потенциальных клиентов и превращать их в реальных?
● рынка: например, российский рынок онлайн-обучения иностранным языкам или глобальный рынок CRM-решений для бизнеса?
Важное замечание: технология — это не продукт.
Шаг 5. Оценить наличие рынка
Для этого вам пригодятся такие ресурсы, как Crunchbase, CB Insights, TechCrunch, Inc., Rusbase, SimilarWeb. Посмотрите количество целевых запросов в Yandex Wordstat и Google Trends, а также статистическую информацию по структуре расходов населения / бизнесов (в конечном счёте они отражают объёмы рынков).
Шаг 6. Проверить реализуемость и сходимость экономики
Стоимость привлечения клиента в ваш бизнес и себестоимость продуктов, продаваемых этому клиенту, должны быть ниже дохода, получаемого от этого клиента. Как минимум с определённого времени. Для прогноза юнит-экономики можно использовать показатели схожих бизнесов, экспертные оценки и запуск собственного MVP.
Шаг 7. Проверить свою личную ценность для данного проекта. Нужны ли вы этой бизнес-идее?”
Каждый может запустить стартап за 3 дня, используя навыки Product-менеджера.
Кстати, на бесплатном вебинаре от образовательного портала GeekBrains от Mail ru Group за 1 час можно будет пройти все стадии запуска продукта в максимально короткие сроки: от идеи до продажи. Трансляция подойдет для всех продакт-менеджеров. Вебинар состоится 24 июня в 20.00 (МСК), спикер - CPO Альфа-банка Женя Паршин.
Запись открыта по ссылке: https://geekbrains.ru/link/jEpmkI
Действуйте!
1
Дайджест мероприятий, к которым я подключаюсь

1. Принципов Agile не достаточно, чтобы создать успешный продукт - онлайн-конференция ProductSense Stories "Пролог» 8-9 июля. 9 июля Ryan Singer, Head of Product Strategy в Basecamp и автор книги "Shape Up: Stop Running in Circles and Ship Work that Matters", рассказывает о своем опыте выстраивания процессов и культуры. Также будут доклады “Suhas Vadyaraju, Badoo. Let the numbers guide you: Snippets of experimentation at one of the world's largest dating app companies” и “Василий Рудоманов, Acronis. How to conquer new businesses, satisfy existing customers and handle technical debt in single roadmap?”
Зарегистрироваться бесплатно на сайте или через бота @ProductSenseStoriesBot

2. Как построить успешную карьеру продакта и выбрать правильную сферу и компанию? Узнаете 2 июля в 19:00 (мск) на бесплатном онлайн-вебинаре «Карьерная стратегия для продакта» от ProductStar, где Александр Токмаков, Product Manager в Везёт, ответит на актуальные вопросы по построению успешной карьеры в продакт-менеджменте.
— Как выбрать правильную сферу и компанию?
Зарегистрироваться на вебинар - @ProductStarProductBot

3. Получите информацию о практиках привлечения трафика, а также возможностях работы в условиях с ограниченным бюджетом на конференции по IT-бизнесу BDSM 2020 https://bds.marketing. Если вам нужно послушать практические доклады без воды (которые вы сможете применять уже завтра) и пообщаться с людьми из темы биздева/продуктов — смело регистрируйтесь.

4. 15-16 июля пройдет главная онлайн-конференция для всех, кто делает и продвигает B2B и B2C SaaS продукты — Product-Led Growth! Product-Led Growth — стратегия роста продуктов, когда привлечение, активация, удержание — это функции продукта, а не маркетинга или продаж. Будет много кейсов роста от российских и зарубежных Product-Led компаний, как Miro, Product-Led Institute, Hubspot, Wrike, FlowMapp. Регистрируйтесь и узнавайте, как добиться устойчивого роста без гигантских затрат на маркетинг и продажи: https://bit.ly/2UW92l8
1
Канал про технологии, образование и активную жизненную позицию


Это время - время блогов. Тот же Яндекс активно ставит на Дзен (а у него одна из самых выгодных экономик продакта) именно с точки зрения платформы блогеров. Коммуникации развиваются благодаря новым возможностям управлять потреблением (например, пролистывание сториз), получать и давать обратную связь, развивать коммьюнити и свой прайс на рекламу. А значит, каждый может стать медиаменеджером на растущем рынке новых платформ и форматов.
Как показали проблемные интервью с агенствами блоггеров (для методологии https://youngmediaman.ru/new/), главное в мире блогов сейчас - это конкурентноспособность платформы (рост DAU, MAU платформы), скорость набора подписчиков медиа, общий стаж работы в новых медиа, опыт работы в разных платформах и, как ни странно, опыт работы в классических или оффлайн медиа.
Мне очень нравится смотреть “средние” блоги по аудитории и вовлечению (3-5к подписчиков), на их потенциал и как они развиваются. И в этой связи хочу порекомендовать блог продюсера курсов Otus и будущего крутого продакт-менеджера Фари Рословец - @xuyanet (телеграмм-канал и YouTube-канал) - про технологии, образование и активную жизненную позицию. Приятным простым и предельно наделенным смыслом слогом. Подписывайтесь и развивайтесь!
1