Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Lloyd’s Register выдал принципиальное одобрение (AiP) норвежскому судовладельцу Torghatten Nord для двух водородных судов, работающих на самом длинном паромном маршруте Норвегии, соединяющем Будё, Рёст, Верёй и Москенес. Корабли будут использовать как минимум 85% топлива на основе «зеленого» водорода, что поможет сократить выбросы CO2 на маршруте примерно на 26 500 тонн в год.

Двумя основными компонентами водородной системы на борту являются: часть для хранения, подающая H2 в топливные элементы, и непосредственно сами топливные элементы, обеспечивающие электроэнергией двигательную установку. После получения одобрения, по заявлению Torghatten Nord, компания может перейти к стадии строительства судов. Паромы планируется ввести в эксплуатацию в октябре 2025 года.

«Катера, которые будут разрабатываться, строиться и эксплуатироваться, не имеют себе равных нигде в мире. Мы должны думать по-новому и находить совершенно новые решения по сравнению с тем, что мы знаем сегодня о обычных кораблях… Мы оценили ряд различных решений для бортовой водородной системы, и придумали уникальную безопасную концепцию, учитывающую свойства H2. То, что мы сейчас разрабатываем, скорее всего, установит стандарт для целого класса пассажирских судов, работающих на водороде», — рассказал генеральный директор Norwegian Ship Design Гьермунд Йоханнессен.
🚢 Норвежский поставщик водородных энергетических систем для судов HAV Hydrogen намерен представить палубную контейнерную водородную энергетическую систему и ускорить коммерческое использование водорода в качестве корабельного топлива. Решение представляет собой автономный, масштабируемый источник питания, в который включены все системы поддержки и безопасности, а также управление электропитанием.

Система основана на модулях водородных топливных элементов мощностью 200 кВт и может, например, быть настроена на выходную мощность 1 ГВт из стандартного шестиметрового грузового контейнера. В компании отметили, что за счет использования модулей большего размера или объединения нескольких контейнеров также будут доступны энергетические системы большей мощности. Решение разработано в рамках проекта FreeCO2ast по созданию морской водородной энергетической системы с резервуаром жидкого водорода под палубой.
📄 Правительство Японии приступило к разработке программы строительства сети портов, способных принимать и разгружать танкеры с произведенным за границей сжиженным водородом. Программу предполагается конкретизировать в будущем году с учетом потребностей энергетики и транспорта. В Японии в год используется 2 млн тонн сжиженного водорода, однако к 2050 году этот объем предполагается довести до 20 млн тонн.

В настоящее время принимать большие суда с жидким водородом в Японии может только порт Кобе в юго-западной части тихоокеанского побережья. В феврале он был задействован в первом в мире эксперименте по перевозке сжиженного водорода крупнотоннажным танкером. Это топливо доставили из Австралии.
🛥 Транспортная компания American Commercial Barge Line намерена первой в мире начать эксплуатировать буксир Hydrogen One, на водородных топливных элементах полностью без использования дизельного топлива. Судно разрабатывается Maritime Partners и будет построено компанией Intracoastal Iron Works к 2023 году.

Силовая установка Hydrogen One, основанная на технологии риформинга e1 Marine, которая по существу преобразует бункерный метанол в чистый водород. При этом не будут выделяться оксиды азота, оксиды серы или твердые частицы. H2 поступая в топливные элементы, позволит вырабатывать электричество, приводящее в движение двойные азимутальные двигатели L-образного привода.

⛽️ Судно также будет оснащено батареями, обеспечивающие дополнительную мощность как во время движения, так и стоянки. Оснащенный технологией распределения и автоматизации электроэнергии ABB, Hydrogen One сможет работать на стандартной рабочей скорости и преодолевать расстояние до 550 морских миль, прежде чем ему потребуется дозаправка.
🧑‍🔬 Ученые Калифорнийского университета описали новый метод, позволяющий с использованием наночастиц алюминия получать газообразный водород. По заявлению исследователей, в процессе вырабатывается большое количество водорода при минимальных температурах, что дает возможность устранить одно из серьезных препятствий для производства водородного топлива известными методами: потребление большого количество энергии. Статья опубликована в журнале Applied Nano Materials.

Как отмечают ученые, ключом к процессу служит использование металлического галлия для обеспечения постоянной реакции с водой. С помощью методов сканирующей электронной микроскопии и рентгеновской дифракции исследователи смогли найти наилучшую смесь алюминия и галлия для получения водорода с наибольшей эффективностью - 3:1 в пользу галлия. Богатый галлием сплав выполняет двойную функцию: удаляет оксидное покрытие алюминия (которое обычно блокирует реакцию с водой) и производит наночастицы алюминия, ускоряющие реакции.

⚗️ Исследователи сообщают, что метод смешивания не сложен, а композитный материал можно хранить не менее трех месяцев при погружении в циклогексан для защиты от влаги, которая в противном случае ухудшила бы его эффективность. При этом, алюминий гораздо более распространен, и его легче достать, чем галлий, поскольку он может быть получен из переработанных материалов. Но в этом процессе галлий можно извлекать и повторно использовать много раз, не теряя своей эффективности.
📑 Аналитическая компания Rethink Energy подготовила отчет о перспективах строительства заводов по выпуску электролизеров. Согласно анализу, в 2020 году производственные мощности электролизеров в мире составляли всего 2 ГВт, что значительно превышало общую установленную мощность, составляющую порядка 300 МВт. Однако уже в ближайшие 10 лет мировые игроки рынка смогут наладить производство и вкупе с потребностями мощность ежегодного производства электролизеров может составить более 100 ГВт.

Ключевые тезисы отчета:
✔️ К 2050 году мировой спрос на водород вырастет в десять раз до 735 млн тонн, причем почти весь этот объем будет производиться с помощью электролиза
✔️ В ближайшие 5 лет планируется установить почти 40 ГВт электролизеров
✔️ За последние два года западные производители электролизеров взяли на себя обязательство построить к 2030 году заводы, способные производить более 42 ГВт электролизеров в год
✔️ На строительство заводов требуется в среднем до двух лет. Прогнозируется, что новые заводы общей мощностью около 12 ГВт в год должны будут появляться каждый год в период с 2026 по 2032 гг.
✔️ В общей сложности в строительство новых заводов необходимо будет вложить около $6 млрд
✔️ Совокупность ряда факторов, в сочетании со снижением стоимости солнечной и ветровой электроэнергии приведет к снижению средней глобальной стоимости «зеленого» водорода до $1,50 за 1 кг к 2030 году.
🏭 В Сингапуре построят современную электростанцию с комбинированным циклом мощностью 600 МВт, на которой в качестве топлива для производства электроэнергии будет использоваться водород. Инвестиционной решение было принято в рамках партнёрства между сингапурской Keppel Energy, Mitsubishi Power Asia Pacific и Jurong Engineering.

Электростанция Keppel Sakra Cogen должна работать на природном газе с 30% содержанием водорода с перспективной возможностью перехода на 100% H2. Ожидается, что ее строительство будет завершено в первой половине 2026 года. Помимо электроэнергии, электростанция также сможет производить пар для использования в промышленных процессах для потребителей энергии и производственных нужд региона.

🔋 Как отметили в Keppel Infrastructure, проект станет первый в Сингапуре готовый к использованию водорода и будет самой передовой высокоэффективной газотурбинной электростанцией с комбинированным циклом в энергетическом секторе.
🧑‍🔬 Исследователи из австралийского Университета Вуллонгонга займутся разработкой ячеек для извлечения «зеленого» водорода из метановых смесей. Учебное заведение получило от Австралийского исследовательского совета грант в размере $1,2 млн на три проекта, одним из которых является дальнейшая разработка высокоэффективных электрохимических элементов для «зеленого» Н2.

Проект возглавляет профессор Герхард Свигерс, который доказал, что «зеленый» водород можно производить на 20% эффективнее с помощью капиллярного электролиза. Эта технология в настоящее время коммерциализируется австралийским стартапом Hysata. По словам ученого, новая архитектура ячейки будет рассматриваться как водородно-кислородный топливный элемент и как ячейка для извлечения чистого водорода из смеси водорода с метаном от 5% до 10%. Исследования позволят улучшить электрохимических характеристик лучших элементов такого типа.
🛠 В региональном правительстве муниципального образования Полярные Зори сообщили, что вложения Кольской атомной электростанции (Мурманская область) до 2025 года, включая инвестиции в строительство центра обработки данных и стендового испытательного комплекса по производству водорода, составят ₽4,8 млрд.

Ранее, руководитель направления технологий водородной энергетики в частном учреждении «Наука и инновации» ГК «Росатом» Мирон Боргулев на форуме «Технопром-2022» сообщал, что проекты получения водорода на действующих станциях планируется реализовать на Кольской АЭС, где есть избыток электроэнергии, и сейчас создается испытательный комплекс, а также на Курской АЭС, где водород может использоваться в металлургии при переходе к прямому восстановлению железа водородом от электровосстановления.
Hyundai Motor Group на международной выставке технологических инноваций в водородной промышленности H2 MEET в Южной Корее представили сразу несколько новых автотранспортных средств на водородных топливных элементах:

Полицейский водоробус представляет собой модернизированную версию модели 2019 года для массового производства. Он может проехать 550 км без подзарядки, а для полной зарядки требуется около 20 мин.
Моющие и поливальные машины также являются улучшенными версиями своих предшественников с увеличенным пробегом до 400 км без подзарядки. Компания планирует запустить их массовое производство уже в следующем году
Дочерняя компания Hyundai Mobis продемонстрировала тягач, оснащенный силовой установкой на водородных топливных элементах мощностью 30 кВт. Транспортное средство используется для швартовки самолетов или перевозки багажа в аэропортах.
♻️ Власти Сахалинской области начали эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Он продлится до 31 декабря 2028 года. Ранее президент РФ Владимир Путин подписал закон о проведении эксперимента, он вступил в силу с 1 сентября. Немаловажное значение в проекте уделено производству и использованию в регионе водорода.

За время действия эксперимента, предполагается перевод угольных котельных на газ, а также газификация более 37 тыс. домовладений и 157 предприятий, запуск инфраструктуры по вторичной переработке отходов, строительство Экополиса, запуск железнодорожного пассажирского сообщения с использованием поездов на водородных топливных элементах и ежегодное производство не менее 30 тыс. тонн водорода, начиная с 2024 года.
💶 Голландская компания по хранению электроэнергии Elestor заявила, что привлекла инвестиции в размере €30 млн. Среди ключевых участников раунда: норвежская энергетическая группа Equinor ASA, голландский импакт-инвестор Invest-NL, Royal Vopak, Somerset Capital Partners, а также действующие акционеры компании EIT InnoEnergy и Enfuro Ventures. Дополнительные инвестиции, по мнению Elestor, позволят ей ускорить коммерциализацию своей технологии на основе водорода и брома до производственных мощностей в гиговатных масштабах.

Elestor - разработчик проточные батареи для крупномасштабных стационарных применений, в которых в качестве активных материалов используются водород и бром. Компания заявляет, что ее технология обеспечивает экономичное и масштабируемое хранение возобновляемой энергии, вырабатываемой ветряными или солнечными электростанциями. Поскольку аккумулятор вырабатывает водород в процессе зарядки, он также предлагает возможности для интеграции с водородными инфраструктурами и электролизерами.
🌀 Словакия продолжает свои первые шаги в водородное будущее. В деревне Блатна-над-Островом завершается экспериментальный проект по смешиванию водорода с природного газа и использованию уже действующей газотранспортной инфраструктуры. Газораспределительная SPP-D запустила эксперимент в середине июня и уже получила положительные результаты. По заявлению компании, результаты позволят к 2025 году смешивать 5% водорода с природным газом. К 2030 году доля вырастет до 10%, а в следующем десятилетии должна вырасти более чем до 20%.

Ранее мы рассказывали, что власти словацкой Братиславы намерены перевести весь городской транспорт на водород. Перевозчик Dopravný podnik Bratislava заказал у компании Solaris четыре водоробуса. В перспективе компания намерена увеличить парк водородных автобусов до 40.
🚜 Международная компания Cummins объявила о «зеленом» партнёрстве с крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники Versatile. В соответствии с соглашением на высокотехнологичных тракторах Versatile будут использовать водородную версию 15-литрового двигателя Cummins.

Компания Versatile последние 55 лет использовала дизельные двигатели Cummins исключительно для своих полноприводных тракторов. Обе компании вкладывают значительные средства в сельское хозяйство и готовы исследовать новые технологии трансмиссии. Несмотря на то, что в обозримом будущем дизельные двигатели останутся предпочтительными в сельском хозяйстве, обе компании считают, что в долгосрочной перспективе необходимы решения с низким и нулевым выбросом углерода.
♻️ «Росатом» и французская Air Liquide не будут продлевать соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта по производству водорода на Сахалине. Российская госкорпорация заявила, что намерена реализовывать амбициозный проект самостоятельно при участии ряда отечественных и зарубежных партнёров.

Сегодня, 2 сентября Air Liquide сообщила об уходе из России. Компания подписала меморандум о взаимопонимании с локальным менеджментом и планирует передать ему управление операциями в нашей стране. Правда, соответствующее решение еще должно быть согласовано российскими регуляторами.

🔋 Напомним, весной 2021 года «Русатом Оверсиз», французская Air Liquide и правительство Сахалинской области подписали меморандум о взаимопонимании для изучения возможности строительства на Сахалине комплекса по производству до 100 тысяч тонн водорода в год. В феврале этого года стороны завершили технико-экономическое обоснование проекта.
💶 Шведский стартап H2 Green Steel в ходе первого раунда финансирования привлёк €190 млн на строительство сталелитейного завода, работающего на «зеленом» водороде в северной части страны. Среди инвесторов Swedbank Robur Alternative Equity, а также действующие акционеры Vargas, Kingspan, FAM, Marcegaglia, IMAS Foundation, Кристина Стенбек и Даниэль Эк. H2 Green Steel уже получила разрешение на строительство завода в Бодене и приступила к земляным работам.

Ранее, H2 Green Steel и испанская Iberdrola договорились вложить в строительство завода по производству «зеленого» водорода - €2,3 млрд. Мощности электролиза предприятия, которое появится на Пиренейском полуострове, составят 1 ГВт. Плановая дата пуска – 2025-2026 гг. До это стартап H2 Green Steel подписал соглашение с концерном BMW, который с 2025 года планирует использовать в производстве «зелёную» сталь.
🌀 Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) отправила в Германию первую партию низкоуглеродного аммиака. Первая из нескольких пробных партий была направлена в Гамбург. Сотрудничество с компанией Aurubis, конечным потребителем, и логистической HHLA подчеркивает растущую роль ADNOC как надежного экспортера низкоуглеродного топлива, отметили в национальной нефтяной компании.

Объединенные Арабские Эмираты планируют в ближайшие годы построить в столичном эмирате Абу-Даби с помощью Южной Кореи завод по производству «зеленого» водорода и аммиака. На первом этапе завод будет производить 35 тыс. тонн H2 и аммиака в год, после чего, как предполагается, объем производства достигнет 200 тыс. тонн в год.
🚙 BMW объявила о начале производства собственной системы водородных топливных элементов для кроссовера iX5 Hydrogen в Мюнхене. Топливные элементы компания закупает у Toyota, а сборку осуществляет собственными силами на полностью автоматизированном производстве, причем часть компонентов BMW разработала сама и изготавливает их на собственных предприятиях.

Как мы рассказывали ранее, до конца этого года BMW должно выпустить небольшую партию водородных iX5. Электрохимические генераторы как раз будут собираться на заводе в Мюнхене. После осмотра на предмет повреждений «ячейки» сначала упаковывают в блок топливных элементов, а затем объединяют с остальными компонентами системы. По словам немецкого автопроизводителя, топливный элемент имеет высокую непрерывную мощность 125 кВт или 170 лошадиных сил.
💷 Дополнительные £3,3 млн намерено направить правительство Великобритании на разработку высокотемпературных реакторов. Эта сумма выделяется в рамках программы Advanced Nuclear Fund, суммарный бюджет которой составляет £385 млн. Часть из средств предусмотрены для исследований и разработок производства водорода с помощью ядерных технологий.

В частности, компания USNC получит почти £500 тыс. на модернизацию своего проекта микромодульного реактора ММР (рабочее название проекта - ММР+) применительно к потребностям промышленности Великобритании. Сообщается, что помимо производства электроэнергии, реактор разработки USNC также сможет производить водород в рамках проектов по развитию водородной энергетики.
🤝 Южная Корея и Оман договорились об укреплении сотрудничества в области стабильных цепочек поставок энергии и развития водородного сектора в условиях глобальной неопределенности. Такое решение принято во время встречи в Сеуле министра торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи Ли Чан Яна и министра энергетики и полезных ископаемых Омана Салима бин Насера Аль Ауфи.

«Обе стороны договорились о более тесном сотрудничестве в области водорода, включая производство «зеленого» водорода, создание зарубежных каналов его поставок, а также разработку водородных транспортных средств и связанных с ними топливных элементов, максимально используя обширный опыт Южной Кореи в этом секторе и наличие большого количество возобновляемых источников энергии Омана», — говорится в сообщении министерства торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи.

📈 В октябре прошлого года, Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин заявил, что его страна планирует стать одним из мировых лидеров, среди экономик, основанных не на ископаемых видах топлива, а на водороде. При этом, отметил, что продвижение водородной энергетики – это «необратимая тенденция, напрямую связанная с национальной конкурентоспособностью».
🏭 Канадская компания Atom Energy расширяет проект по производству «зеленого» водорода за счет приобретения участка площадью более 30 га для своего завода Villeta в Парагвае. Стоимость участка составила порядка $900 тыс. Производство экологичного топливо здесь планируется начать к 2025 году. Потенциально предприятие сможет вырабатывать порядка 55 тыс. тонн «зеленого» аммиака в год.

Завод Villeta является первой фазой проекта по производству «зеленого» водорода мощностью 400 МВт. Окончательное инвестиционное решение по нему должно быть принято уже к концу нынешнего года. В рамках проекта совместно с английской ANDE и национальным производителем электроэнергии Парагвая планируется выработка «зеленых» водорода и аммиака. Завод будет работать на 100% электроэнергии, полученной из ВИЭ.