Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🌀 Словакия продолжает свои первые шаги в водородное будущее. В деревне Блатна-над-Островом завершается экспериментальный проект по смешиванию водорода с природного газа и использованию уже действующей газотранспортной инфраструктуры. Газораспределительная SPP-D запустила эксперимент в середине июня и уже получила положительные результаты. По заявлению компании, результаты позволят к 2025 году смешивать 5% водорода с природным газом. К 2030 году доля вырастет до 10%, а в следующем десятилетии должна вырасти более чем до 20%.

Ранее мы рассказывали, что власти словацкой Братиславы намерены перевести весь городской транспорт на водород. Перевозчик Dopravný podnik Bratislava заказал у компании Solaris четыре водоробуса. В перспективе компания намерена увеличить парк водородных автобусов до 40.
🚜 Международная компания Cummins объявила о «зеленом» партнёрстве с крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники Versatile. В соответствии с соглашением на высокотехнологичных тракторах Versatile будут использовать водородную версию 15-литрового двигателя Cummins.

Компания Versatile последние 55 лет использовала дизельные двигатели Cummins исключительно для своих полноприводных тракторов. Обе компании вкладывают значительные средства в сельское хозяйство и готовы исследовать новые технологии трансмиссии. Несмотря на то, что в обозримом будущем дизельные двигатели останутся предпочтительными в сельском хозяйстве, обе компании считают, что в долгосрочной перспективе необходимы решения с низким и нулевым выбросом углерода.
♻️ «Росатом» и французская Air Liquide не будут продлевать соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта по производству водорода на Сахалине. Российская госкорпорация заявила, что намерена реализовывать амбициозный проект самостоятельно при участии ряда отечественных и зарубежных партнёров.

Сегодня, 2 сентября Air Liquide сообщила об уходе из России. Компания подписала меморандум о взаимопонимании с локальным менеджментом и планирует передать ему управление операциями в нашей стране. Правда, соответствующее решение еще должно быть согласовано российскими регуляторами.

🔋 Напомним, весной 2021 года «Русатом Оверсиз», французская Air Liquide и правительство Сахалинской области подписали меморандум о взаимопонимании для изучения возможности строительства на Сахалине комплекса по производству до 100 тысяч тонн водорода в год. В феврале этого года стороны завершили технико-экономическое обоснование проекта.
💶 Шведский стартап H2 Green Steel в ходе первого раунда финансирования привлёк €190 млн на строительство сталелитейного завода, работающего на «зеленом» водороде в северной части страны. Среди инвесторов Swedbank Robur Alternative Equity, а также действующие акционеры Vargas, Kingspan, FAM, Marcegaglia, IMAS Foundation, Кристина Стенбек и Даниэль Эк. H2 Green Steel уже получила разрешение на строительство завода в Бодене и приступила к земляным работам.

Ранее, H2 Green Steel и испанская Iberdrola договорились вложить в строительство завода по производству «зеленого» водорода - €2,3 млрд. Мощности электролиза предприятия, которое появится на Пиренейском полуострове, составят 1 ГВт. Плановая дата пуска – 2025-2026 гг. До это стартап H2 Green Steel подписал соглашение с концерном BMW, который с 2025 года планирует использовать в производстве «зелёную» сталь.
🌀 Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) отправила в Германию первую партию низкоуглеродного аммиака. Первая из нескольких пробных партий была направлена в Гамбург. Сотрудничество с компанией Aurubis, конечным потребителем, и логистической HHLA подчеркивает растущую роль ADNOC как надежного экспортера низкоуглеродного топлива, отметили в национальной нефтяной компании.

Объединенные Арабские Эмираты планируют в ближайшие годы построить в столичном эмирате Абу-Даби с помощью Южной Кореи завод по производству «зеленого» водорода и аммиака. На первом этапе завод будет производить 35 тыс. тонн H2 и аммиака в год, после чего, как предполагается, объем производства достигнет 200 тыс. тонн в год.
🚙 BMW объявила о начале производства собственной системы водородных топливных элементов для кроссовера iX5 Hydrogen в Мюнхене. Топливные элементы компания закупает у Toyota, а сборку осуществляет собственными силами на полностью автоматизированном производстве, причем часть компонентов BMW разработала сама и изготавливает их на собственных предприятиях.

Как мы рассказывали ранее, до конца этого года BMW должно выпустить небольшую партию водородных iX5. Электрохимические генераторы как раз будут собираться на заводе в Мюнхене. После осмотра на предмет повреждений «ячейки» сначала упаковывают в блок топливных элементов, а затем объединяют с остальными компонентами системы. По словам немецкого автопроизводителя, топливный элемент имеет высокую непрерывную мощность 125 кВт или 170 лошадиных сил.
💷 Дополнительные £3,3 млн намерено направить правительство Великобритании на разработку высокотемпературных реакторов. Эта сумма выделяется в рамках программы Advanced Nuclear Fund, суммарный бюджет которой составляет £385 млн. Часть из средств предусмотрены для исследований и разработок производства водорода с помощью ядерных технологий.

В частности, компания USNC получит почти £500 тыс. на модернизацию своего проекта микромодульного реактора ММР (рабочее название проекта - ММР+) применительно к потребностям промышленности Великобритании. Сообщается, что помимо производства электроэнергии, реактор разработки USNC также сможет производить водород в рамках проектов по развитию водородной энергетики.
🤝 Южная Корея и Оман договорились об укреплении сотрудничества в области стабильных цепочек поставок энергии и развития водородного сектора в условиях глобальной неопределенности. Такое решение принято во время встречи в Сеуле министра торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи Ли Чан Яна и министра энергетики и полезных ископаемых Омана Салима бин Насера Аль Ауфи.

«Обе стороны договорились о более тесном сотрудничестве в области водорода, включая производство «зеленого» водорода, создание зарубежных каналов его поставок, а также разработку водородных транспортных средств и связанных с ними топливных элементов, максимально используя обширный опыт Южной Кореи в этом секторе и наличие большого количество возобновляемых источников энергии Омана», — говорится в сообщении министерства торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи.

📈 В октябре прошлого года, Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин заявил, что его страна планирует стать одним из мировых лидеров, среди экономик, основанных не на ископаемых видах топлива, а на водороде. При этом, отметил, что продвижение водородной энергетики – это «необратимая тенденция, напрямую связанная с национальной конкурентоспособностью».
🏭 Канадская компания Atom Energy расширяет проект по производству «зеленого» водорода за счет приобретения участка площадью более 30 га для своего завода Villeta в Парагвае. Стоимость участка составила порядка $900 тыс. Производство экологичного топливо здесь планируется начать к 2025 году. Потенциально предприятие сможет вырабатывать порядка 55 тыс. тонн «зеленого» аммиака в год.

Завод Villeta является первой фазой проекта по производству «зеленого» водорода мощностью 400 МВт. Окончательное инвестиционное решение по нему должно быть принято уже к концу нынешнего года. В рамках проекта совместно с английской ANDE и национальным производителем электроэнергии Парагвая планируется выработка «зеленых» водорода и аммиака. Завод будет работать на 100% электроэнергии, полученной из ВИЭ.
🏭 Компания Hyphen Hydrogen Energy (Hyphen) со штаб-квартирой в Намибии намерено к концу года подписать соглашение с Правительством Республики о реализации своего запланированного проекта по производству и экспорту «зеленого» водорода стоимостью $10 млрд. Ожидается, что при полномасштабном развитии проект Hyphen позволит производить порядка 350 тыс. тонн «зеленого» водорода в год до конца десятилетия для региональных и мировых рынков.

Масштабы проекта – впечатляют. Мощности возобновляемых генерирующих мощностей составят порядка 5-6 ГВт, а мощность электролизеров - около 3 ГВт. Начало строительства завода по производству «зеленого» намечено на январь 2025 года с вводом в эксплуатацию первой фазы к концу 2026 года.

♻️ В августе стало известно, что Намибия приступила к разработке национальной стратегии «зеленого» водорода. Она обеспечит общее направление и согласованность между новой политикой, необходимой для отрасли, и существующей законодательной базой. А в июле Европейский союз выразил намерение уже в этом году подписать меморандум с Намибией о взаимопонимании в сфере водорода и минералов. Правительство Германии планирует инвестировать в этот сектор африканской страны €40 млн.
🔋 Индия планирует массовое расширение производства «зеленого» водорода, чтобы не быть зависимой от импорта энергоресурсов и перейти на «зеленую» экономику, отказавшись от ископаемых видов топлива, пишет Bloomberg. Нью-Дели стремится к годовой производственной мощности в 25 млн тонн к 2047 году. Однако это число может измениться в будущем, в зависимости от технологий и прогнозов спроса на «зеленый» водород в стране.

Ожидается, что «зеленый» водород сыграет важную роль в декарбонизации тяжелой промышленности, включая нефтеперерабатывающие, сталелитейные и заводы по производству удобрений. Текущий объем производства топлива в Индии достаточно низок и обеспечивается несколькими пилотными проектами, говорится в материале. Хотя зеленый водород считается потенциальной панацеей для сокращения выбросов, все еще существуют серьезные проблемы с масштабированием технологии и обеспечением ее рентабельности. Нет уверенности в том, что рост спроса материализуется, и это топливо может не стать приоритетным выбором для транспорта и промышленности.

📈 Ранее, эксперты Центра стратегических и международных исследований (CSIS) отметили, что Азиатские страны, такие как Китай и Индия могут стать лидерами в области «зеленого» водорода. А Министерство энергетики Индии заявило, что планирует произвести в общей сложности 5 млн тонн «зеленого» водорода уже к 2030 году.
🤝 Китайские энергетики пришли на смену французам в водородный проект на Сахалине. «Русатом Оверсиз» договорилась «Китайской энергетической компанией» (входит в China Energy Engineering Group Co., Ltd. – CEEC) на ВЭФ 2022 о развитии сотрудничества по пилотному проекту сооружения водородного завода на российском острове. Документ подписали президент АО «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов и генеральный директор представительства CEEC в России и ООО «Гэчжоуба Русс» Сун Лян.

Как отмечается в заявлении «Росатома», в рамках взаимодействия стороны рассмотрят возможности совместной реализации проекта, включая организацию экспорта низкоуглеродного водорода с острова Сахалин в Китай уже в 2025 году.

«Мы планируем уже в следующем году начать строительство завода и ввести его в промышленную эксплуатацию в 2025 году. Для экспорта водорода в Китай рассматриваем сценарий судовой перевозки водорода в сжиженном виде в контейнерах-цистернах. В Китае реализовывается собственная масштабная программа по развитию технологий и проектов производства и использования водорода, и наше сотрудничество - это дополнительный шаг к выполнению национальных планов по развитию водородной экономики наших стран», - отметил Евгений Пакерманов.
💵 Для поддержки производства технологий водородных топливных элементов, компания Bosch инвестирует более $200 млн в расширение своего предприятия в американском штате Южная Каролина. Топливные батареи, произведенные на этом объекте, будут использоваться в грузовиках с водородным двигателем. Работы на объекте уже начались. Плановая дата начала производства - 2026 г.

Ранее в апреле компания Bosch сообщала о разработке системы твердооксидных топливных элементов для коммерческого и промышленного применения, намереваясь запустить их в коммерческое производство к 2024 году. Система может работать на природном газе, биометане, различных смесях, а также на водородном топливе.
🔋 Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, утверждающее правила предоставления субсидии российским научным и исследовательским центрам, занимающимся разработками испытательных комплексов для сертификации электромобилей. Это касается не только электромобилей, но и транспортных средств на водородных топливных элементах.

Субсидия в размере ₽1,5 млрд будет предоставлена разработчику комплекса испытательного оборудования. Он должен включать в себя:
📌 стенды для проверок двигателей и аккумуляторов
📌 стенды испытания машин на огнестойкость
📌 установку для краш-тестов
📌 испытательный полигон
📌 две заправочные станции (для высокоскоростной зарядки электромобилей и для заправки водородным топливом).

📆 Получателя субсидии на конкурсной основе выберет Минпромторг России. Финансирование будет идти в 2022-2023 годах. Организация, выигравшая конкурс, должна будет создать комплекс и начать там испытания и сертификацию экологичной автотехники не позднее 31 декабря 2024 года. Работа по созданию комплекса испытательного оборудования идет в рамках инициативы социально-экономического развития «Электромобиль и водородный автомобиль».
🤝 Два крупнейших энергетических концерна заявили о сотрудничестве в области производства и поставок «зеленого аммиака» и сжиженного природного газа из США в Европу. Договоренности были достигнуты между американской JERA Americas (дочка японской энергетической компании JERA) и немецким энергоконцерном Uniper. Поясняется, что обе компании совместно работают над оптимизацией производства и реализации СПГ, в результате Uniper сможет поставлять дополнительные объемы СПГ в Германию, а JERA - также в Японию и другие страны.

Поставлять природный газ на завод по производству «зеленых» водорода и аммиака будет одна из крупнейших нефтяных компаний США ConocoPhillips. Она же участвует в непосредственной разработке и проектировке завода по производству «чистых» аммиака и водорода совместно с JERA. Все три компании видят глобальные перспективы в развитии предприятия: цель - достичь первоначального объема производства в 2 млн тонн в год «зеленого» аммиака с потенциалом увеличения до 8 млн тон для экспорта из США в Европу и Азию.
🌀 Китай является наиболее перспективным рынком для российского водорода, сказал РИА Новости в кулуарах ВЭФ 2022 генеральный директор Российского энергетического агентства Минэнерго России Алексей Кулапин. Он также подчеркнул, что со странами АСЕАН важно создавать условия для реализации климатических задач. Например, гармонизировать методологию учета выбросов парниковых газов, что создаст для проектов инвестиционную привлекательность. Такие отношения приоритетнее выстраивать с Китаем, Индией и Вьетнамом.

«Страны АСЕАН в этом отношении достаточно перспективны для сотрудничества, потому что у них и у нас сейчас формируются правила учета реализации климатических проектов, правила валидации и верификации. Именно на этом этапе сейчас интересно выстроить систему, чтобы результаты были взаимно признаваемы», - также отметил Алексей Кулапин.

📈 Согласно утвержденной в 2021 году концепции развития водородной энергетики России, потенциальные объемы экспорта водорода на мировой рынок могут составить до 200 тыс. тонн в 2024 г., 2-12 млн тонн в 2035 г. и 15-50 млн. тонн в 2050 г., в зависимости от темпов развития мировой низкоуглеродной экономики и роста спроса на водород на мировом рынке.
🚜 Все больше промышленной техники модернизируют под водород. Так, голландская BAM Infra Nederland в сотрудничестве с Koninklijke van Twist успешно преобразовали дизельный асфальтоукладчик в машину с водородным двигателем внутреннего сгорания. Двигатель практически не выделяет оксидов азота и ежегодно снижает выбросы CO₂ примерно на 80 420 кг.

Асфальтоукладчик является первой машиной в строительной отрасли Нидерландов, работающей на водородном двигателе внутреннего сгорания. В отличие от водородного топливного элемента, качество водорода не имеет значения для ДВС на H2. Таким образом, этот асфальтоукладчик может работать на водороде любого качества. Это экономит затраты на очистку при производстве водорода и позволяет использовать остаточные потоки водорода в качестве топлива.

⛽️ Использование такой спецтехники позволяет сэкономить около 150 л. дизельного топлива за восьмичасовой рабочий день. При этом, как сообщают разработчики, резервуар с водородом можно пополнить за 10–15 минут.
🤝 На полях Восточного экономического форума 2022 в Владивостоке продолжается активная работа. Особое место уделяется вопросам развития энергетической отрасли и, в частности, проектам водородной энергетики. Среди лидеров водородной повестки на ВЭФ 2022ГК «Росатом»:

«Русатом Оверсиз» и ГКНПЦ имени М.В. Хруничева (ГК «Роскосмос») договорились о сотрудничестве сразу по нескольким направлениям, включая поставку водорода на космодром «Восточный» (для использования в версиях ракеты «Ангара» повышенной грузоподъемности), разработку и применение отечественного оборудования и систем для транспортировки и хранения водорода.

Первый договор в области водородной энергетики заключили АО «ЦКБМ» и АО «НИИ НПО «ЛУЧ». В рамках соглашения ЦКБМ займется выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке технических проектов реактора парового риформинга, реактора парокислородного риформинга и подогревателя парогазовой смеси. Данное оборудование разрабатывается для опытно-демонстрационной установки ОДУ-150. Она необходима для проведения испытаний катализаторов, абсорбентов и нестандартного технологического оборудования в реакции парового и парокислородного риформинга природного газа с получением водородосодержащего газа с последующим выделением водорода с чистотой 99,99%.

«Русатом Оверсиз» и «ВЭБ Инфраструктура» (дочка ВЭБ.РФ) договорились о сотрудничестве по вопросам реализации проектов производства, хранения и транспортировки водорода, а также развитии других переделов цепочки поставок и использования этого перспективного энергоносителя, в том числе в сфере энергетики и транспорта, включая сектор пассажирских перевозок на железнодорожном и автотранспорте на территории Сахалинской области и других регионов России. Помимо этого, стороны намерены заниматься поиском источников финансирования проектов и привлечением мер государственной поддержки.
🌀 Азербайджан планирует удвоить пропускную способность Трансадриатического трубопровода (TAP) до 20 млрд кубометров газа. Окончательное решение будет принято в начале следующего года, сообщил управляющий директор трубопроводной компании TAP AG Лука Шиппати. В рамках рыночных испытаний консорциум также работает и над тем, чтобы подготовить инфраструктуру TAP к транспортировке водорода после того, как технико-экономическое обоснование данного проекта дало положительный результат.

«В настоящее время отрасль сосредоточена на теме водорода для достижения углеродной нейтральности. В TAP мы приняли эту идею с самого начала. Первоначальное исследование, которое мы провели в 2021 году, подтвердило, что TAP может транспортировать водород», - отметил Лука Шиппати. Он также добавил, что следующим шагом в данном направлении станет проверка материала и сварочных швов трубопровода, чтобы убедиться, что они совместимы с транспортировкой водорода.
♻️ Компания «Н2 Чистая энергетика», специализирующаяся на «зеленом» водороде, сохраняет большую часть проектов - кроме тех, что «завязаны» на Европу, рассказал «Интерфаксу» в кулуарах ВЭФ-2022 глава и владелец компании, директор департамента развития энергетики «Полюса» Алексей Каплун.

Компания ищет внутренний рынок спроса для переориентации объемов, которые панировалось отправлять на экспорт, и уже видит ниши, которые могли бы быть экономически эффективными внутри страны. Первым, пилотным проектом может стать замещение дизельной генерации относительно дешевыми топливными элементами на водороде.

«Большая часть проектов у нас сохраняется. Они могут иметь в результате другое оборудование, могут быть немного переориентированы по рынкам сбыта, могут быть изменены сроки. Но глобально от зеленой повестки никто не отказывается. Понятно, что проекты, которые раньше были «завязаны» на Европу, сейчас приостановлены, но азиатская история сохраняется», - отметил Алексей Каплун.
👍1
🔋 Крупнейший производитель H2 в Китае Sinopec намерена к 2025 г. ежегодно производить более 2 млн тонн «зеленого» водорода. Такие данные приводит издание Recharge, основываясь на заявлениях руководства компании. Стратегия Sinopec включает в себя планы «по активному развитию производства возобновляемого водорода, дальнейшему расширению масштабов производства и использованию чистого и зеленого водорода, постепенной замене ископаемого сырья для производства водорода в области нефтепереработки и химии, а также по содействию глубокой декарбонизации промышленности».

Генеральный директор Sinopec Чжао Донг ранее заявил, что к 2025 году более 60% водорода, производимого Sinopec, будет «зеленым». В 2021 году компания произвела 3,5 млн тонн водорода (из ископаемого топлива), и 60% этого объема равняется 2,1 млн тонн.

📈 В прошлом году мы рассказывали, что Sinopec заявила о запуске компанией на севере страны завода по производству водородного топлива. Первая очередь, мощностью 2 250 тонн водорода в год, была построена в ноябре. После завершения строительства второй очереди к 2030 году мощность составит - 4 500 тонн. Всего же по состоянию на конец 2021 года общая мощность Sinopec составляла 3,9 млн тонн H2 в год, то есть - 11% от общего объема производства в Китае.