Хороший текст. Дискуссионный.
А вот это:
и вовсе руководство к действию.
Роль критика, наконец, сводится к внутрииндустриальному сабантую. Посильному стяжательству, помощи режиссерам — от редакторской работы со сценарием до кураторской деятельности. И редким подходам к белому листу — исключительно ради фиксации каких-то парадигмальных сдвигов.
А их не предвидится. Как и денег в этой профессии. Как и затронутого в тексте размежевания между экспертизой и профанацией. Нет никакой экспертизы, нет никаких денег, нет никаких иллюзий.
Это гиблые топи, междусобойчик. Есть тут только люди, которые из этого текста справедливо изъяты, потому что текст — аналитический. Когда собственный человеческий ресурс исчерпан, тебя на буквы благословляет не гонорар (смешной чаще всего), не амбиции (смехотворные), но пяток людей, говорящих с тобой на одном языке. Мнимая общность — это спасение от энтропии.
А ещё бывают разные особенности психологии. Моя, скажем, такая: день, в который твое дело не влезло, ощущается, как предательство. И пусть занятие заведомо проигрышное и бесполезное. Плевать. «Мы занимаемся этим не для успеха, а потому что это наше дело» — сказал другой, менее известный рэпер.
Спасибо Тимуру за пищу для размышлений.
А вот это:
если можешь не писать рецензию или пост, просто не пиши их
и вовсе руководство к действию.
Роль критика, наконец, сводится к внутрииндустриальному сабантую. Посильному стяжательству, помощи режиссерам — от редакторской работы со сценарием до кураторской деятельности. И редким подходам к белому листу — исключительно ради фиксации каких-то парадигмальных сдвигов.
А их не предвидится. Как и денег в этой профессии. Как и затронутого в тексте размежевания между экспертизой и профанацией. Нет никакой экспертизы, нет никаких денег, нет никаких иллюзий.
Это гиблые топи, междусобойчик. Есть тут только люди, которые из этого текста справедливо изъяты, потому что текст — аналитический. Когда собственный человеческий ресурс исчерпан, тебя на буквы благословляет не гонорар (смешной чаще всего), не амбиции (смехотворные), но пяток людей, говорящих с тобой на одном языке. Мнимая общность — это спасение от энтропии.
А ещё бывают разные особенности психологии. Моя, скажем, такая: день, в который твое дело не влезло, ощущается, как предательство. И пусть занятие заведомо проигрышное и бесполезное. Плевать. «Мы занимаемся этим не для успеха, а потому что это наше дело» — сказал другой, менее известный рэпер.
Спасибо Тимуру за пищу для размышлений.
Афиша
«Этот мыльный пузырь скоро лопнет»: почему не нужно столько кинокритиков и кинорецензий?
За последние 10 лет российская кинокритика пережила драматическую трансформацию. По данным исследования средний гонорар за тексты все эти годы остается практически неизменным, а критиков становится все больше. Тимур Алиев объясняет, почему рынок не готов…
🔥11⚡7☃3💯3❤1😢1
Forwarded from ДБ
Даже не верится: Архив независимых медиа России выложил сканы журнала Афиша с 2 апреля 1999 по 27 ноября 2015
❤14❤🔥2🔥2
Смешно: 20-го ноября в «ГЭС-2» утепляемся на зиму лучшим фильмом Льва Кулешова «Великий утешитель».
Кураторы — выдумщики и авантюристы. А я чем хуже!
Фото — не один лишь кадр из фильма, но моя реакция на предложение Славы нашего Шутова
обсуждать ростки
кулешовской тоски
по художника и власти
истончающейся страсти
Регистрируйтесь бесплатно,
сделаем совместно вид, что в континентальном климате проекторы ещё греют
Кураторы — выдумщики и авантюристы. А я чем хуже!
Фото — не один лишь кадр из фильма, но моя реакция на предложение Славы нашего Шутова
обсуждать ростки
кулешовской тоски
по художника и власти
истончающейся страсти
Регистрируйтесь бесплатно,
сделаем совместно вид, что в континентальном климате проекторы ещё греют
❤9⚡5🤯5🍓1💅1
После показа Ханеке меня несколько осенило: математическая индукция австрийца в «Код: неизвестен» все еще зал хватает в охапку.
Этой картине-фреске, чье действие запускает забытый код от домофона, удобно мять суставы. Обращение с камерой, строгость в монтаже, экономность уже не художественная, но антропологическая — составные части, как мне казалось; сукровица, не сам рубец. А зрители были деятельны: в бесконечных затемнениях между сценами из жизней (актрисы, бродяжки из Румынии, чернокожего мигранта, суетного военкора) люди усмотрели аж метафору метро! С обязательными всполохами за окном вагона и катарсисом в виде заезда в депо.
Пока я самоуверенно обличал Ханеке-диагноста и нудил за закат Европы, публика спорила о лазейках в структуре, указывала на контрапункты. Да, сам напирал на формальные решения, предваряя показ, и все ж… Очередной урок: выдворяй громоздкие мыслеформы из сознания!
На чем сошлись, так на любезной привычке режиссера направо и налево выдавать обвинительные заключения. Она, ммм, дискуссионна именно сегодня, когда планету по кускам отправляют в штрафбат.
Актриса бежит из своей стерильной буржуазности на съемочную площадку. Чтобы дома вовремя, едва в соседской квартире закричит ребёнок, прибавить звук на телевизоре. Чтобы, сойдя в подземку, столкнуться сразу и с презрением арабов, и с безразличием зевак.
А депортированная румынка? Бегущая из сближающей людей разрухи соцблока в бесприютный Париж, согбенно просящая милостыню.
А фотограф-военкор, не вполне наловчившийся жить под пулями в Косово — и не до конца разучившийся гражданке? Потому инертный к реальности потрясения.
А бегущий от семьи африканец, крутящий баранку вглубь нищего, но такого простого и понятного вчерашнего апартеида?
Виновных не счесть. Надежда на детей, на бережно политые Ханеке цветы жизни. Приговорены к казни любые попытки взрослых нащупать один на всех язык. А у юнцов, пусть даже глухонемых, есть шанс.
Ради всех этих дискуссий — хоть с экраном, хоть со спикерами, хоть со зрительным залом — и стоит сегодня идти к Ханеке. Его фильмы остаются, как и подобает деловитому ученому, гипотезами.
Гипотезами конца.
Расписание спецпоказов.
Этой картине-фреске, чье действие запускает забытый код от домофона, удобно мять суставы. Обращение с камерой, строгость в монтаже, экономность уже не художественная, но антропологическая — составные части, как мне казалось; сукровица, не сам рубец. А зрители были деятельны: в бесконечных затемнениях между сценами из жизней (актрисы, бродяжки из Румынии, чернокожего мигранта, суетного военкора) люди усмотрели аж метафору метро! С обязательными всполохами за окном вагона и катарсисом в виде заезда в депо.
Пока я самоуверенно обличал Ханеке-диагноста и нудил за закат Европы, публика спорила о лазейках в структуре, указывала на контрапункты. Да, сам напирал на формальные решения, предваряя показ, и все ж… Очередной урок: выдворяй громоздкие мыслеформы из сознания!
На чем сошлись, так на любезной привычке режиссера направо и налево выдавать обвинительные заключения. Она, ммм, дискуссионна именно сегодня, когда планету по кускам отправляют в штрафбат.
Актриса бежит из своей стерильной буржуазности на съемочную площадку. Чтобы дома вовремя, едва в соседской квартире закричит ребёнок, прибавить звук на телевизоре. Чтобы, сойдя в подземку, столкнуться сразу и с презрением арабов, и с безразличием зевак.
А депортированная румынка? Бегущая из сближающей людей разрухи соцблока в бесприютный Париж, согбенно просящая милостыню.
А фотограф-военкор, не вполне наловчившийся жить под пулями в Косово — и не до конца разучившийся гражданке? Потому инертный к реальности потрясения.
А бегущий от семьи африканец, крутящий баранку вглубь нищего, но такого простого и понятного вчерашнего апартеида?
Виновных не счесть. Надежда на детей, на бережно политые Ханеке цветы жизни. Приговорены к казни любые попытки взрослых нащупать один на всех язык. А у юнцов, пусть даже глухонемых, есть шанс.
Ради всех этих дискуссий — хоть с экраном, хоть со спикерами, хоть со зрительным залом — и стоит сегодня идти к Ханеке. Его фильмы остаются, как и подобает деловитому ученому, гипотезами.
Гипотезами конца.
Расписание спецпоказов.
❤15⚡5🍓4
Тимура Алиева зазря атакуют за слово «экспертность».
Позволю себе подкорректировать без спросу: речь не столько о довольно аморфной экспертизе (ну, действительно, подкреплять оптику дипломами несколько странно), сколько об инструментарии.
Он, как следует из того же поста Наи про демократизацию медиа-среды, бесконечно широк. Волатильность этой самой среды не позволяет бросать на чашу весов тот или иной пакет знаний. Речь, опять же, о внутреннем устройстве автора, внутренней же динамике. Суммой представлений оперировать трудно, а вот подбирать к фильмам ключи — никогда не было привилегией титанов.
По моему, фильм скажем «Франкенштейн» с одинаковым успехом раскладывается и по Эльзессеру, и по Проппу, и согласно трендам южнокорейского фэшна. И на липовый мед.
Разноцветье тг-каналов этому и должно потворствовать. Больше никаких заверенных мэтрами дубликатов ключей, пришло время сплошных отмычек. Пока перед кем-то Сезам отворяется под лирические па, кто-то ковыряет каменные глыбы киркой. Одни талантливо вступают с режиссерами в диалог с помощью скрученных в бараний рог афоризмов; другие, стойко и толково, подкрадываются к фильму с томиком Ямпольского и ищут актанта, перешедшего семантическую границу.
Лучший момент — труднее не придумаешь. Пишите и сторонитесь агитаций — сами себя перепрошивайте. Перепридумывайте. Вы всегда больше своих инструментов, а инструментами без пальцев хирурга только калечить можно, не лечить. Надо брать все, что попадется под руку — от умения огонь развести до нравственной ясности Наума Клеймана — и шагать с этим в примерочную. Не к состоянию акме, а к самому себе.
Как сказал автор одного из главных русских романов:
«Людям двадцатых годов досталась тяжелая смерть, потому что век умер раньше их».
Пойду топить печку.
Позволю себе подкорректировать без спросу: речь не столько о довольно аморфной экспертизе (ну, действительно, подкреплять оптику дипломами несколько странно), сколько об инструментарии.
Он, как следует из того же поста Наи про демократизацию медиа-среды, бесконечно широк. Волатильность этой самой среды не позволяет бросать на чашу весов тот или иной пакет знаний. Речь, опять же, о внутреннем устройстве автора, внутренней же динамике. Суммой представлений оперировать трудно, а вот подбирать к фильмам ключи — никогда не было привилегией титанов.
По моему, фильм скажем «Франкенштейн» с одинаковым успехом раскладывается и по Эльзессеру, и по Проппу, и согласно трендам южнокорейского фэшна. И на липовый мед.
Разноцветье тг-каналов этому и должно потворствовать. Больше никаких заверенных мэтрами дубликатов ключей, пришло время сплошных отмычек. Пока перед кем-то Сезам отворяется под лирические па, кто-то ковыряет каменные глыбы киркой. Одни талантливо вступают с режиссерами в диалог с помощью скрученных в бараний рог афоризмов; другие, стойко и толково, подкрадываются к фильму с томиком Ямпольского и ищут актанта, перешедшего семантическую границу.
Лучший момент — труднее не придумаешь. Пишите и сторонитесь агитаций — сами себя перепрошивайте. Перепридумывайте. Вы всегда больше своих инструментов, а инструментами без пальцев хирурга только калечить можно, не лечить. Надо брать все, что попадется под руку — от умения огонь развести до нравственной ясности Наума Клеймана — и шагать с этим в примерочную. Не к состоянию акме, а к самому себе.
Как сказал автор одного из главных русских романов:
«Людям двадцатых годов досталась тяжелая смерть, потому что век умер раньше их».
Пойду топить печку.
❤17🦄9🍓5⚡4👏3🙈1
Потрясающая лекция Е. Майзеля.
Ещё один пример профессионального стандарта: безупречная логика вкупе с парадоксальностью мышления. Интерес к маргинальному и общепризнанному сразу. Более того, нежелание видеть линию Терминатора, разделяющую некую «периферию» и некий же «мейнстрим». Вот что такое демократичность. (И ещё видео это добавляет перчинки всем бушующим распрям вокруг текста Тимура). (Не спорить надо, а исследовать).
И попал же как-то Евг. Сол. в сегодняшний день! И мы все с ним как-то втиснулись.
Посмотрите лекцию (на одном дыхании, но не без перекуров и перекусов), подпишитесь на канал.
Ещё один пример профессионального стандарта: безупречная логика вкупе с парадоксальностью мышления. Интерес к маргинальному и общепризнанному сразу. Более того, нежелание видеть линию Терминатора, разделяющую некую «периферию» и некий же «мейнстрим». Вот что такое демократичность. (И ещё видео это добавляет перчинки всем бушующим распрям вокруг текста Тимура). (Не спорить надо, а исследовать).
И попал же как-то Евг. Сол. в сегодняшний день! И мы все с ним как-то втиснулись.
Посмотрите лекцию (на одном дыхании, но не без перекуров и перекусов), подпишитесь на канал.
VK Видео
Евгений Майзель: «Кино и его критика: наука (не)любви»
Watch Евгений Майзель: «Кино и его критика: наука.. 2 hr. 40 min 46 s from 9 September 2025 online in HD for free in the VK catalog without signing up! Views: 365. Likes: 11.
❤17⚡9💯5👍1🍓1😭1
Первый снег — второй «Черный телефон».
Прыжок из крепкого мейнстримного хоррора в сновидческий фриз-эксплуатейшен с претензией на ретроманский грув. Скотт Дерриксон превратил Итана Хоука во Фредди Крюгера, отскоблив всякие наивные представления о серобуромалиновых ареалах зла. 8-мм пленка, на которую сняты кошмары героини, здесь какая-то скособоченная, по хорошему неприглаженная и отдает опытом американских авангардистов, а не жанровых постановщиков.
Прелестное, словом, кино. Не удивлюсь, если, в отличии от крепко сбитой, но лишенной киногенической магии первой части, станет культовым.
Прыжок из крепкого мейнстримного хоррора в сновидческий фриз-эксплуатейшен с претензией на ретроманский грув. Скотт Дерриксон превратил Итана Хоука во Фредди Крюгера, отскоблив всякие наивные представления о серобуромалиновых ареалах зла. 8-мм пленка, на которую сняты кошмары героини, здесь какая-то скособоченная, по хорошему неприглаженная и отдает опытом американских авангардистов, а не жанровых постановщиков.
Прелестное, словом, кино. Не удивлюсь, если, в отличии от крепко сбитой, но лишенной киногенической магии первой части, станет культовым.
❤11🌚3
Бриллиант. «Отражение в мертвом бриллианте», точнее, супругов Эллен Кате и Бруно Форцани. Берлинале-2025 между прочим.
Это капризная годарообразная пародия на шпионские триллеры. С попутанными причинно-следственными связями, аберрациями изображения, ломанной структурой. И диковатым насилием: местного бельгийского Бонда стращает террористка-хамелеон, с которой, в пандан male gaze, можно соскабливать одну за другой кожаные маски. Тут стреляют, режут, вспарывают глотки, срезают сухожилия — но, на фоне отвязных монтажных фраз и поломок хронотопа, игрушечное насилие скорее греет аурой заправского B-movie.
После просмотра терапевтической драмы о том, как Бенедикт Кэмбербетч в четырех углах базарит с гигантской вороной (поговорим позже), «Отражение в мертвом бриллианте» кажется натуральным праздником синефилии. Не без острого месседжа, кстати: поп-культура своих героев забывает, агент 008 от предыдущего отличается разве что кол-вом бриолина, шпик — не профессия, а страсть.
Подробнее — в хорошем тексте Анны Романюк для «ИК».
Чопорным — не включать!
Это капризная годарообразная пародия на шпионские триллеры. С попутанными причинно-следственными связями, аберрациями изображения, ломанной структурой. И диковатым насилием: местного бельгийского Бонда стращает террористка-хамелеон, с которой, в пандан male gaze, можно соскабливать одну за другой кожаные маски. Тут стреляют, режут, вспарывают глотки, срезают сухожилия — но, на фоне отвязных монтажных фраз и поломок хронотопа, игрушечное насилие скорее греет аурой заправского B-movie.
После просмотра терапевтической драмы о том, как Бенедикт Кэмбербетч в четырех углах базарит с гигантской вороной (поговорим позже), «Отражение в мертвом бриллианте» кажется натуральным праздником синефилии. Не без острого месседжа, кстати: поп-культура своих героев забывает, агент 008 от предыдущего отличается разве что кол-вом бриолина, шпик — не профессия, а страсть.
Подробнее — в хорошем тексте Анны Романюк для «ИК».
Чопорным — не включать!
👍6🔥6⚡3💯1🍓1
Forwarded from Порядок слов
На Фонтанке вас уже ждёт монография В. Виноградова от издательства Канон+ — «Прошу убежища!», посвященная режиссеру Марко Феррери («Большая жратва», «Не тронь белую женщину!»)
Как всегда история «как я попал(а) в кино» начинается со случая почти гэговой природы:
хотел быть ветеринаром (любил животных больше, чем людей), подрабатывал продавцом спиртного в алкокомпании, о которой его коллега должен быть снять рекламный ролик… и Феррери пожелал выступить организатором съемок. И закрутилось-завертелось. Выступил сопродюсером киножурнала, попал на площадку к Антониони, затем был ассистентом у Латтуады, работал бок о бок с Дзаваттини. А далее — обретал самостоятельность.
В книге подробные анализы: фильмов Феррери, динамичного (но последовательного) развития стиля режиссера, контекста вокруг и внутри, начиная с начала 50-х (послевоенный неореализм, вглядывающийся в человека, ибо мы перестали его понимать), заканчивая «Нитратом серебра» (90-е, вглядывающиеся в компьютеры и цифру и кричащие о смерти кино, ибо мы перестали его понимать).
Попросить убежище можно на Фонтанке, 15 и wordorder.ru
Как всегда история «как я попал(а) в кино» начинается со случая почти гэговой природы:
хотел быть ветеринаром (любил животных больше, чем людей), подрабатывал продавцом спиртного в алкокомпании, о которой его коллега должен быть снять рекламный ролик… и Феррери пожелал выступить организатором съемок. И закрутилось-завертелось. Выступил сопродюсером киножурнала, попал на площадку к Антониони, затем был ассистентом у Латтуады, работал бок о бок с Дзаваттини. А далее — обретал самостоятельность.
Процесс отчуждения, о котором заговорили многие итальянские режиссеры уже в пятидесятые годы, начиная с распада традиционной нуклеарной семьи, и в фантазиях современников это должно привести в полному ее вырождению. Идеальным партнёром для такого человека будущего становится кукла. Этот образ Феррери начнет использовать в своих будущих фильмах вплоть до финального «Нитрата серебра», где в кукле превратится сам зритель.
В книге подробные анализы: фильмов Феррери, динамичного (но последовательного) развития стиля режиссера, контекста вокруг и внутри, начиная с начала 50-х (послевоенный неореализм, вглядывающийся в человека, ибо мы перестали его понимать), заканчивая «Нитратом серебра» (90-е, вглядывающиеся в компьютеры и цифру и кричащие о смерти кино, ибо мы перестали его понимать).
Попросить убежище можно на Фонтанке, 15 и wordorder.ru
❤9