Stuff and Docs – Telegram
Stuff and Docs
9.21K subscribers
2.61K photos
12 videos
2 files
1.34K links
Various historical stuff.

Feedback chat - https://news.1rj.ru/str/chatanddocs

For support and for fun:

Яндекс: https://money.yandex.ru/to/410014905443193/500

Paypal: rudinni@gmail.com
Download Telegram
Новый выпуск "Синего Бархата"!

Двоемирие. Картонный мир диктатуры и реальность. В гостях Лена Чеснокова

Глава шестая, в которой потайной орден мудрецов знает, что правила диктатуры — фальшивы, а мир вокруг — ненастоящий, но ничего не могут с этим сделать. Повсюду льётся кровь и творится насилие, а умники советуют диктатору, как ему лучше править, чтобы остаться у власти.

Мы отправляемся в Индонезию — грандиозный колониальный приз, за обладание которым сражались европейские империи. В XX веке, когда Индонезия завоевала долгожданную свободу, она оказалась захвачена диктаторами, которые правили ей хоть и по-разному, но всё равно жестко до жестокости.

В середине 1960-х годов кровь здесь в Индонезии лилась рекой — в стране к власти пришёл военный диктатор Сухарто. Людей забивали мотыгами, насиловали, резали, забивали палками, топили в воде, давили грузовиками, арестовывали и засовывали в грязные и мерзкие бараки. А пока весь этот ужас творился по всей стране, в столице, в Джакарте просвещённые индонезийские экономисты, прошедшие обучение в США (большинство — в Беркли), давали диктатору-генералу советы по лучшей экономической политике, ставке рефинансирования и способам привлечения иностранных инвестиций.

Гостья эпизода — журналистка Лена Чеснокова, создательница подкаста «Внутри секты», редакторка студии подкастов «Либо/Либо». С ней мы поговорим о людях, чья картина мира сильно отличается от той, что в голове у большинства из нас, о конспирологии, заговорах и политической паранойи.

Слушайте новый выпуск подкаста:

Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Google Подкасты
YouTube — добавим позже
Castbox
Spotify — недоступно в России
Другие ссылки

Слушайте подкаст "Внутри секты": music.yandex.ru/album/12493873

Наш Патреон: patreon.com/bluevelvet_podcast . Там подкаст выходит раньше
Уже совсем скоро стартует очередной фестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского, который ежегодно проходит в Ивановской области. Уже объявлена программа, уже известны члены жюри — скоро всё начнется.

А пока что можно посмотреть на эксклюзивные видеоролики «Зеркала», в которых Алексей Герман — младший и Сергей Бодров — старший рассказывают, почему любят фестивали, и вспоминают важные сеансы в их жизни. Режиссеры советуют вакцинироваться, чтобы смело и прекрасно проводить время на смотре.

Бонус: в кадр попадает DVD-коллекция Сергея Бодрова — старшего, в которой нашлось место не только Балабанову и Скорсезе, но и Гарри Поттеру с Александром Невским.

Алексей Герман — младший
Сергей Бодров — старший
ДВА СОБЫТИЯ: "ДРУЗЬЯ И ГОДЫ" В ПИОНЕРЕ; "НЕНАВИСТЬ" КАССОВИЦА И ОБСУЖДЕНИЕ

Этим летом я только и пишу о наших показах советского кино - о цикле "Отражения", который мы придумали вместе (кинотеатр Пионер и Центр документального кино). Ну а что поделать, когда каждый фильм и каждый показ - это личный для тебя праздник, исполнение собственного маленького желания и претворение мечты в жизнь.

В эту среду, 18 августа, в Пионере покажем фильм великого (но гораздо менее известного, чем он того заслуживает) режиссёра Виктора Соколова "Друзья и годы". Блестящая картина по пьесе Леонида Зорина, действие которой охватывает три десятилетия - от 1930-х до 1960-х, от Большого террора до Великой Отечественной, от первых послесталинских амнистий и реабилитаций до Оттепели. История трёх друзей, блестящие роли Юрия Яковлева, Олега Анофриева и Натальи Величко, замечательная операторская работа Эдуарда Розовского. Процитирую текст киноведа Петра Багрова о фильме:

"Но самое удивительное - это как раз то, как фильм от подобной этнографичности отходит. 1934 год, пляжные фотографии - это все истоки, корни. А результаты еще предстоит пожинать. История, вроде бы, заканчивается 1960-м годом, а, на самом деле, простирается надолго и после 1965-го, когда фильм был создан. Вот девочка-подросток, влюбленная в главного героя, от ревности кусает косы, незваной является на вечеринку - и нелепо, и трогательно. В следующий раз мы видим ее уже любовницей героя - повзрослевшей, несчастной. Прямо от нее он должен уйти на фронт, и она мается, переходит от кровати к окну, накинув на голое тело гимнастерку с погонами НКВД - пока это лишь деталь. И, наконец, 1948 год: блестящая дама, насмешливая, хваткая, в меру раскованная, предпочитающая вечерние платья, но порой не без изящества носящая форму. Настоящая гэбэшная сука, причем сука интеллигентная. Вот как раз тут, в конце 1940-х, картина теряет всякую ретро-стилизацию. Даже прически современные, из 1960-х. Но этого уже никто не замечает, потому как появляется леденящее чувство узнаваемости. Идет тонкий, ироничный диалог двух любовников, милыми полунамеками решающих, как удобнее чужими руками состряпать донос на товарища. В сценарии цинизм был доведен до совершенства, диалог велся перед тем, как лечь в постель: она снимает блузку - и бросает одну реплику, он расстегивает рубашку - и бросает другую".

В общем, не знаю, что тут и добавить - если вы не видели этот фильм, то его обязательно стоит посмотреть. А если видели, то лучше повода для того, чтобы его пересмотреть и не придумать. Показ пройдет с 35мм плёнки, ссылка на билеты вот тут. А на проекте "Чапаев" можно почитать о Викторе Соколове и подготовиться к показу.

Показ, как и весь цикл стал возможен благодаря помощи и поддержке наших партнёров - сервиса аудиокниг Storytell, проекта art.visioner и Госфильмофонд России.

Второй важный показ, который состоится на этой неделе, пройдёт в четверг, 19 августа. Компания A-ONE возвращает на экраны замечательный фильм Матьё Кассовица "Ненависть", а мы его и обсудим - вместе с писателем, диджеем, музыкантом Роберт Гараев, автором "Слова пацана" - блестящей книги о "казанском феномене". Поговорим о музыке, ненависти и улицах. Словом, попробуем разобраться в том, из чего сделан фильм, который смотрели и прототипы его героев из парижских гетто, и президент Франции Жак Ширак.

Ссылка на билеты — вот здесь.

Словом, выбирайте, приходите - будем рады всем.
28

Сегодня у меня день рождения. С праздником этим у меня не самые простые отношения, но всё же я его очень люблю. В нём есть что-то правильное и приятное — хоть и пугающее.

В общем, если вдруг вам нравится то, что я делаю, пишу и рассказываю, то вы можете просто написать мне в комментариях к этой записи. А если хочется как-то дополнительно порадовать, то есть две опции.

Как я уже не раз писал, у моего подкаста "Синий бархат" есть Патреон. Без помощи всех вас выпускать его дальше будет довольно сложно, а мне и нашей маленькой команде очень бы хотелось, чтобы он продолжал выходить и дальше. Поэтому если вы вдруг подпишитесь на какой-то из вариантов поддержки, то это было бы замечательно. Можно было бы придумывать и делать новые замечательные сезоны (а идей у нас полно, поверьте).

А если вам неудобно, не та ситуация или нет возможности, то просто послушайте какой-нибудь из недавних выпусков там, где вам удобно — и поставьте оценку. Я от этого растаю!

В общем, движемся навстречу новым свершениям!
2021 год выглядит как-то так
РИДЛИ СКОТТ: НАВСТРЕЧУ ВЕНЕЦИИ

Сегодня в «Искусстве кино» вышел мой текст про Ридли Скотта. Нежно люблю его, больше всего поражаюсь его производительности — Ридли очень поздно стартовал как режиссер (в 39 лет), вкладывал в каждую работу всего себя, а за последние 20 лет карьеры снял и спродюсировал картин больше, чем за первые 20 лет (человеку 83 года, на минуточку). И хотя далеко не все его фильмы удачные, следить за этой эволюцией крайне увлекательно.

В тексте так же рассказываю о самой любимой британцами рекламе, которую снял Скотт (и это не ролик про Макинтош), о том, что Скотт мог приложить руку ко второму в истории эпизоду «Доктора Кто» (в нём впервые появились далеки), цитирую критиков, которые раз за разом со скепсисом принимали новые фильмы Скотта, сетуя на то, что визуал ему важнее сюжета:

«Сценарий „Чужого“ подвернулся Скотту совершенно случайно: сценарий раньше отвергло шесть режиссеров, но продюсер 20th Century Fox подумал, что он может подойти Скотту, как раз искавшему новый научно-фантастический материал. „Чужой“, замысленный как малобюджетный научно-фантастический триллер, действительно взволновал Скотта не на шутку. Сюжет напоминал „Нечто из иного мира“ Говарда Хоукса, классический сай-фай-триллер 1951 года (в 1982 году к этому же сюжету вернется Джон Карпентер и снимет „Нечто“), но Скотта влекло не это — а возможность на полную катушку использовать визуальные эффекты в работе над картиной.

Фильм Хоукса был основан на рассказе фантаста Джона Кэмпбелла „Кто идет?“ Работая над сценарием, и Хоукс, и Рипли сделали одно важное дополнение — ввели женский персонаж в сюжет (в котором изначально были лишь одни мужчины). Так в фильме Хоукса появилась героиня, сыгранная Маргарет Шеридан, а в „Чужом“ — Сигурни Уивер в роли Рипли. Уивер была молодой, скорее, театральной актрисой с совсем небольшим послужным списком в кино — но Скотт почувствовал в ней силу и харизму, сразу поняв, что такой сильный женский персонаж поможет картине сильно отличаться от остальных фильмов такого жанра.

Еще один ключевой выбор, сделанный Скоттом, — это визуальное решение картины. В 1977 году ему в руки попал комикс „Некрономикон“ — и Ридли сразу же решил, что ему нужен художник, создавший его. Так в проекте появился швейцарский график и художник Ханс Гигер, обладавший удивительным талантом изображать отталкивающие и одновременно притягательные биомеханизмы — слияние технологий и плоти. Впрочем, Гигер был не единственным художником, работавшим над картиной, — Скотт пригласил Рона Кобба (в „Звездных войнах“, например, он создал инопланетный бар на Татуине) и Жана Жиро, работавшего под псевдонимом Мебиус в столь поразившей Скотта серии комиксов Métal hurlant. Ридли прекрасно понимал, что одним из главных недостатков всех научно-фантастических фильмов было то, как некачественно в них выглядели монстры, — и хотел, чтобы его Чужой выглядел настолько реально и пугающе, насколько это возможно. Он не должен был быть уродом, завернутым в тряпки (как в „Мумии“) или огромным мутантом (как Годзилла). Чужой должен был быть холодным и технологичным. А атмосфера фильма — футуристичной и индустриальной
».
О ПРЕКРАСНОМ, ВАЖНОМ И ТАЛАНТЛИВОМ

Каждый раз, когда у меня выходит новый эпизод "Синего бархата", я указываю всех, кто делает вместе со мной этот подкаст. Нас не так много (но мы в тельняшках), но особое место принадлежит Эмме Барсеговой - моей подруге и боевому товарищу, без которой, скорее всего, никакого подкаста бы уже не было.

Я Эммой искренне восхищаюсь (о чём не устаю ей говорить каждый раз), очень её люблю и уважаю и считаю, что нас ещё всех ждет эмоциональный взрыв от проектов, которые она создаст. И вот как раз на прошлой неделе у Эммы вышел один из таких взрывоопасных проектов, о котором я хочу рассказать.

В общем, Эмма спродюсировала многосерийный подкаст «История винила» - в нём рассказывается о том, как менялась культура прослушивания виниловых пластинок. И самое замечательное в нём то, что он доступен не только на всех основных платформах, но и его можно купить на виниле - прикоснуться к нему и сохранить у себя его если не навсегда, то на очень долгий срок.

Меня такие вещи восхищают - работа со звуком мне в принципе кажется какой-то магией, а музыканты представляются настоящими волшебниками. И все, кто этот проект вместе с Юла делал меня восхищают: Анатолий Айс, Владислав Моисеев, Федя Балашов и всем всем остальным - огромное вам спасибо.

Я ужасно горжусь дружбой и знакомством с Эммой. А вам всем советую сходить по ссылкам в комментариях к этой записи - послушайте подкаст, посмотрите на обложку, почитайте тексты, а может быть, чем чёрт не шутит, купите себе винил.

Повторяю все важные ссылки:

— Вся информация о проекте — https://vinyl.youla.plus/

Послушать подкаст можно на стриминговых сервисах:

ВКонтакте

Яндекс.Музыка

CastBox

Apple Podcasts
​​КАК В ЖИЗНИ: НОВЫЙ СЕЗОН, НОВАЯ ОБЛОЖКА, НОВАЯ МУЗЫКА

После не очень продолжительного перерыва наш с Егором Беликовым подкаст о кино "Как в жизни", который мы делаем вместе с онлайн-кинотеатром Okko, возвращается. В межсезонье мы много размышляли о том, как его менять, что привносить, а что стоит убрать - и довольно сильно обновились.

Начнём с обложки. Эту идею предложил Егор и она, как мне кажется, оказалась совершенно блестящей. Автором обложки стал художник из Камышина Василий Чеботарев. Вы наверняка видели в интернете подборки афиш, написанных им от руки - он работает в камышинском кинотеатре "Дружба" и продолжает традиции советских рукописных плакатов в новой реальности. В качестве референса мы использовали "Танго и Кэш" - и, кажется, получилось очень и очень здорово.

Потом - музыка. Специально для этого сезона новый джингл и совершенно новые музыкальные отбивки написал Алексей Зеленский - и звучим мы теперь лучше, чем когда бы то ни было. Обязательно послушайте - это просто космос.

Ну а в центре всего этого - по-прежнему мы с Егором. В первом эпизоде нового сезона мы говорим о кинофестивале в Венеции - обсуждаем, кто что ждёт, на что надеется, чего боится, а о чём мечтает. Охватили своими прогнозами, конечно, не весь конкурс, но весьма значительную его часть - так что если думаете о том, чего ждать на стримингах и в кино этой осенью и зимой, то срочно включайте.

Все ссылки на подкаст — вот здесь. Спецвыпуск. Венецианский фестиваль-2021: ожидания и прогнозы

Apple Podcasts

Яндекс. Музыка

Castbox

Souncloud

Google Podcasts

СберЗвук
ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Прошлые выходные (и часть этого понедельника) провёл в Иваново — благодаря Сергей Сдобнов оказался в жюри молодых критиков на фестивале «Зеркало». Компания коллег была замечательной — Alisa Nasrtdinova, Тимур Алиев, Alexandra Bokancha. Это был интересный опыт, было весело и замечательно. А об одном из фильмов — дебюте косовской кинематографистки Норика Сефа, — я написал для Искусства кино.

«Мать, наряжающая Венеру на ее первую вечеринку и поправляющая платье, — у самой матери даже и шанса на такое веселье не было, так что дочь будет отдуваться за них двоих. Тихий танец матери и дочери, после того как последняя с этой вечеринки приходит, — скромная радость освобождения, негромкий триумф. Победоносный взгляд Дорины, только что расставшейся с девственностью, — в том, как она держит себя, очевидно, чувство гордости. Женщины, обступающие Дорину вскоре после того, как родители узнали о ее похождениях и немедленно выдали замуж, напоминают водоворот, из которого не вырваться: зыбучие пески грустной женской судьбы в косовских горах. Блестящая операторская работа Луиса Армандо Артеаги, который хоть и режет лица в кадре, но умеет взять такой крупный план, который говорит больше, чем несколько страниц сценария с экспозицией и побуждающими действиями».

https://kinoart.ru/reviews/looking-for-venera
На "Таких делах" вышел мой текст, которым я очень доволен - потому что удалось прикоснуться к теме, которая меня всегда интриговала. Написал об иностранцах, которые ехали в Советский Союз начиная с 1917 года.

Фанатичные коммунисты и бывшие эмигранты из Российской империи, вернувшиеся ведомые духом авантюризма. Чернокожие активисты из Штатов, надеявшиеся найти новую родину - или получить поддержку на вооруженную борьбу на родине своей. Финские фермеры, мечтавшие о том, что в советской Карелии, жизнь будет совсем не такой, какая у них была в США. Итальянские коммунисты, бежавшие от фашистов (и нередко получавшие пулю уже от братьев-коммунистов). Рабочие, откликнувшиеся на призыв Ленина о помощи - и крупные инженеры, стремившиеся заработать.

Тысячи, десятки тысяч самых разных людей бросали все и отправлялись в Россию - далеко не только в Москву или Ленинград, но и в самые отдалённые уголки Советского Союза: от Кузбасса до Карелии, от Кавказа до Поволжья. Отдельно моё сердце тронула история чешского кооператива "Интергельпо", представители которого отправились осваивать Киргизию:

"В 1920-х годах в Киргизии заработал кооператив «Интергельпо», организованный рабочими чехами, словаками и венграми, — название организации было взято из искусственного языка идо и переводилось как «взаимопомощь». «Интергельпо» появилось в результате сложения всей собственности людей, желавших получить членство в кооперативе.

Кооператив развил бурную деятельность, в одно время его признавали лучшим в СССР. Его участники построили в Киргизии электростанцию, текстильную фабрику, плавильный цех и множество предприятий легкой промышленности. Члены кооператива были настоящими энтузиастами-романтиками, убежденными, что языком, на котором будут говорить все члены «Интергельпо», будет эсперанто.

Жизнь, конечно, внесла свои коррективы, но на протяжении 1920—1930-х годов кооператив был очень важной частью экономики Киргизии, давая до 20 процентов ее ВВП (интересно, кстати, что среди тех, кто жил в те годы в Киргизии, был Александр Дубчек, будущий лидер чехословацкой Пражской весны).

В конце 1930-х часть членов кооператива была репрессирована, а в 1943 году его ликвидировали и всю собственность членов кооператива национализировали, механические цеха стали заводом имени Фрунзе. Кто-то из бывших членов кооператива смог занять административные должности в Киргизии, но большинство расселилось в других частях СССР — в основном в Средней Азии. Особенно целеустремленные присоединились к чехословацкой воинской части под руководством Людвика Свободы (будущего многолетнего руководителя армии Чехословакии), воевавшей за СССР, — и смогли вернуться на родину
".
Forwarded from bobrakovtimoshkin
Добавим, что за первый год жизни в Киргизии умерли все дети членов кооператива младше 3 лет (около 30 человек). Дубчеку было 4, и он не умер.
Хорошего пятничного вечера!
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Наш админ, автор книг "Она развалилась" и "Они отвалились", Дмитрий Окрест попал в беду. Перед забегом проходил маршрут и упал. Падал 60 метров. Сейчас он выглядит получше, чем на видео, но дела все равно не очень.

Так что просим помочь

+7 (977) 325-62-32 Дмитрий Вячеславович
Новый выпуск "Синего бархата"!

Глава седьмая. Додекафония. Что творится в голове у диктатора

Что будет, если мы заглянем в голову тирана? Диктаторы в принципе не кажутся уж очень рациональными и логичными людьми, и интереснее всего понять: какой ад творится за закрытыми дверями их головы?

В седьмой главе мы пытаемся препарировать черепно-мозговую махину диктаторов на примере одной из самых страшных и памятных диктатур в истории человечества – нацистской Германии. Мы отправляемся в прошлое, чтобы узнать, из какого безумия состояла жизнь и работа высшего руководства нацистской Германии.

Этот эпизод необычный. Когда вы будете его слушать, вы все время будете натыкаться на разную музыку. Чтобы музыка и истории собрались в некую единую картину, дослушайте эпизод до конца.

Слушайте выпуск на любой площадке:
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Google Подкасты
Soundstream
YouTube
Spotify (нет в России)

Отдельная, огромная благодарность Кире Вайнштейн, которая занималась музыкальным оформлением выпуска: за гений, мастерство и возможность вместе поработать.

Слушайте Киру везде:
http://kiraweinstein.ru
https://soundcloud.com/kiraweinstein

!!! Команда "Синего бархата" не поддерживает идеологию нацизма или фашизма и категорически против высказываний, поддерживающих эти позиции. Этот выпуск направлен на то, чтобы подчеркнуть абсурдность и ужас творившегося, но не поддержать тех людей, что упоминаются в эпизоде.

У нашего подкаста с недавних пор есть Патреон: patreon.com/bluevelvet_podcast
«Они отвалились» на Московской книжной ярмарке

Пока мой дорогой друг и соавтор Дмитрий Окрест поправляет свое здоровье, я выступаю за себя и за того парня. Завтра, в 16.00 на Московской книжной ярмарке, выступлю с небольшой презентацией нашего совместного труда о конце социализма в Восточной Европе. Поговорим о том, как все закончилось, почему закончилось и есть ли шансы на реванш в Восточной Европе. Будет интересно (ну я постараюсь) и буду очень рад всех видеть.

Адрес: Краснопресненская набережная, 14, павильон №5, ЦВК Экспоцентр, 1 этаж, зал 5.4.1
​​ДИВЫ И ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПИОНЕРА

Октябрь - месяц, в котором кинотеатр Пионер, в котором я имею честь работать, отмечает свой день рождения и в этот раз мы подготовили нечто, как мне кажется, замечательное.

В этот четверг стартует наш традиционный кинофестиваль «Наконец-то в кино» — и его темой мы сделали осмысление образа кинодивы. В программе — «Газовый свет» Кьюкора и «Ниночка» Любича (а также его великая комедия «Быть или не быть»), «Всё о Еве» Манкевича и «Касабланка» Кёртиса, «Настройщик» Муратовой и «Цирк» Александрова. Практически все фильмы мы покажем с плёнки - за это в очередной раз благодарим Госфильмофонд России.

Это ещё не всё! В первый день фестиваля у нас откроется новая выставка «Дивы в кино», подготовленная в партнерстве с Лабораторией плаката Школа дизайна НИУ ВШЭ - специально по нашей просьбе студенты Школы дизайна переосмыслили постеры к классическим картинам и представили версию киноплакатов, которые могли бы быть у этих фильмов сегодня.

Открываемся вечером 7 октября показом "Настройщика" - всех пришедших ждёт не только вино и приятная атмосфера, но и поп-ап парикмахерская Birdie - мастера будут делать всем желающим укладки и макияж в стиле «современная дива». А после показа поговорим о фильме и о том, что значит быть дивой с Ренатой Литвиновой и Зинаидой Пронченко.

Этим наша программа не исчерпывается - так что следите за новостями и приходите к нам. Ссылка на все показы программы была уже выше - билеты ещё есть, но стоит поторопиться!
​​БАРХАТНЫЙ СЕЗОН

В России совершенно неожиданно заработали подкасты на Spotify. Работают они как-то неоднозначно — на десктопе, например, они у меня не проигрываются, но в мобильном приложении всё работает. Мне кажется, что это замечательный повод напомнить о том, что мы с моей дорогой соратницей Эммой Барсеговой уже год делаем самый необычный сезон подкаста «Синий бархат», который только можно было представить — погружаемся в изучение диктатуры как явления, рассказывая о самых её характерных и своеобразных (но системных) сторонах.

Второй, не менее важный повод напомнить о подкасте — это то, что неожиданным образом и он вдруг оказывается не изолированным от реальности. Гостем второго эпизода подкаста был Сергей Смирнов — обсудили с ним репрессии. А на прошлой неделе Смирнов, как и возглавляемое им издание «Медиазона» был признан в России иноагентом. Мне кажется, что это повод не только ещё раз послушать Смирнова, но и поддержать его, наряду с теми несколькими десятками человек и организаций, что внесены Минюстом в этот список. Мне этот закон кажется жестоким, несправедливым и избирательным, а тех, кто от него пострадал — необходимо поддержать любым удобным для вас способом.

Пока вышло 7 выпусков из 10 (восьмой уже на подходе) — и каждый из них для меня совершенно особенный. Перечислю их все.

Первый эпизод. Как рождается диктатура. Два выстрела.

В первом выпуске — в Ленина стреляют, по летней Тверской бегут шофер и комендант в поисках аптеки, в Кремле нет лекарств (ну только если ампула морфия), итальянские социалисты бунтуют против фашистов.

Второй эпизод. Стабилизация режима и репрессии. В гостях Сергей Смирнов.

Диктатура осознаёт себя как диктатура, но теперь ей нужно посражаться за свое право на существование — а значит пора на войну с несогласными, недовольными и неуместными.

Третий эпизод. Пропаганда: как пишут сказку диктатуры. В гостях Юрий Сапрыкин (расшифровку нашей беседы можно прочитать вот тут).

Глава третья, в которой диктаторы переходят от кнута к прянику, и вместо того, чтобы хлестать несогласных направо и налево, начинают сладкими, но уверенными в себе голосами уговаривать всех вокруг, что все нормально.

Четвёртый эпизод. Как диктатура творит под себя человека, но получается клоунада

Глава четвёртая, в которой диктаторы мечтают об идеальном человеке, создают принципы и правила, которым должен соответствовать идеальный гражданин, но сами трагически им не отвечают

Пятый эпизод. Ассимиляция. Кто выживает при диктатуре. В гостях Таисия Бекбулатова

Глава пятая, в которой диктаторы откладывают в сторону кнут и обучаются новым методам управления государством — в основном при помощи пряника (но не откладывая, впрочем, кнут очень далеко).

Шестой эпизод. Двоемирие. Картонный мир диктатуры и реальность. В гостях Лена Чеснокова

Глава шестая, в которой потайной орден мудрецов знает, что правила диктатуры — фальшивы, а мир вокруг — ненастоящий, но ничего не могут с этим сделать. Повсюду льётся кровь и творится насилие, а умники советуют диктатору, как ему лучше править, чтобы остаться у власти.

Седьмой эпизод. Додекафония. Что творится в голове у диктатора

Что будет, если мы заглянем в голову тирана? Диктаторы в принципе не кажутся уж очень рациональными и логичными людьми, и интереснее всего понять: какой ад творится за закрытыми дверями их головы? В седьмой главе мы пытаемся препарировать черепно-мозговую махину диктаторов на примере одной из самых страшных и памятных диктатур в истории человечества — нацистской Германии.

А в конце я отдельно напомню, что у подкаста «Синий бархат» есть Патреон. Без помощи всех вас выпускать его дальше будет довольно сложно, а мне и нашей маленькой команде очень бы хотелось, чтобы он продолжал выходить и дальше. Поэтому если вы вдруг подпишитесь на какой-то из вариантов поддержки, то это было бы замечательно. Можно было бы придумывать и делать новые замечательные сезоны (а идей у нас полно, поверьте).
Отмучавшись три часа на показе нового Бонда, понял, что не могу молчать. В общем, написал про него для "Искусства кино" - если боитесь и не любите спойлеров, то не открывайте, потому что спойлеры там есть.

"Франшиза про Бонда была порождением холодной войны — и долгое время именно это придавало ей актуальность, силу и ироническое всемогущество. С одной стороны, Джеймс Бонд — боец невидимого фронта, бесконечно сражающийся со злодеями, угрожающими западному миру, — со всеми этими генералами КГБ Пушкиными и злодеями из СПЕКТРА (забавно, кстати, что если на кого Дэниэл Крейг и похож, так это не на классического Бонда, а на Роберта Шоу, хладнокровного убийцу и главного злодея из фильма «Из России с любовью).

Конец холодной войны и распад СССР отправил Бонда в долгий и затяжной кризис, выйти из которого удалось благодаря фантастической несерьезности героя, сыгранного Пирсом Броснаном, — если Бонд для чего-то и нужен в мире, где больше нет двух супердержав, так это для того, чтобы весело сокрушать злодеев рангом поменьше, поглощая мартини с водкой и соблазняя красоток не имея в виду ничего серьезного. На самом деле Бонд Броснана был бы идеальной финальной точкой в истории веселой и абсурдной франшизы.
"

https://kinoart.ru/reviews/ne-vremya-umirat-vystrel-v-moloko
В моей жизни было три очень важных для меня издания. Одно из них - это внесенный вчера в список иноагентов портал Republic - с точки зрения Минюста, оказывается, это иноагент (видимо, ведущий пропаганду на всех своих платных подписчиков, которые ради этого специально тратят деньги - лишь бы пропитаться иноагентским воздухом). Этот несправедливый, дискриминирующий закон стал в этом году основным инструментом борьбы с журналистикой - и хочется еще раз сказать, что целью его, конечно, является не выявление каких-то вражеских агентов, а просто выдавливание всех неугодных из профессии.

Во-первых, хочу выразить свои слова поддержки - и авторам, и основателям Репаблика, и тем, кто попал в минюстовские списки раньше. Среди моих личных знакомых и друзей таких людей уже немало - и все, кажется, указывает на то, что их будет становиться только больше и больше. Честно говоря, особых ожиданий, что "темнее всего перед рассветом" или, что "дальше будет лучше" у меня нет. Наверное, будет, но точно нескоро, а дожить до этих времен удастся не всем. Так что скорее пожелаю всем сил, бодрости духа и уверенности в себе.

Во-вторых, пользуясь этим не очень приятным поводом, хочется призвать всех подписываться на Republic. Поддерживать иноагентов пока не запрещено, а поддержка изданий, оказавшихся с таким клеймом - наверное, одна из немногих доступных нам сейчас форм кооперации.

В-третьих, продолжая пользоваться этим неприятным поводом, хочу поблагодарить всех тех, с кем я когда-то работал в Republic. На самом деле, я был связан с изданием дважды. В первый раз я туда пришел в конце лета 2014 года, перебравшись в Москву из Питера, немного ошарашенный переездом и рядом личных обстоятельств. Редакция тогда была в Сити, жил я в общежитии Вышки под Одинцово, работа оказалась для меня довольно сложной - довольно быстро выяснилось, что я совсем не новостник. Вскоре это стало очевидно всем - от Михаил Зеленский и Павел Хлюпин до Алексей Пономарев (который мне очень вежливо - до сих пор помню - и сказал, что не надо унывать, новостниками могут быть далеко не все. С тех пор, кстати, безмерно уважаю новостников).

А второй раз я пришел уже в Republic, осенью 2017 года - и мне кажется, что именно в тот период я сделал одну из самых важных вещей в моей жизни на данный момент. Максим Кашулинский предложил мне делать большие и подробные интервью с публичными интеллектуалами, учеными, исследователями, режиссерами. А я только мечтать мог о таком предложении. И принялся за работу. Каждую неделю я общался с людьми, одно знакомство с которыми всегда было для меня мечтой. Список огромный: это Борис Колоницкий и Алексей Миллер, Ivan Kurilla и Глеб Павловский, Сергей Сельянов и Алексей Герман-младший, Maxim Kronhaus и Sergey Smirnov, Илья Осколков-Ценципер и Alexander Ivanov, Сергей Мохов и Yury Saprykin, Александр Филиппов и Вадим Волков. И это ещё не все!

Теперь над каждым из этих интервью красуется ставшая уже печально известной формулировка про агентов (журналисты для краткости называют её ЕБАЛОЙ - и правильно делают). Что, в целом, много говорит о том, где мы живем сегодня.
Что еще сказать не знаю. Дорогие Александр Винокуров, Олег Кашин, Андрей Синицын, Иван Давыдов - сил вам. Держитесь, пожалуйста! А я всегда готов помочь, чем смогу.
Показы в кинотеатре Иллюзион в рамках Фестиваля архивного кино и рубрики #кино_о_кино начнутся с истории возникновения кинематографа!

27 октября в 12:00 на большом экране можно будет увидеть документальный фильм с игровой реконструкцией первого показа братьев Люмьер.

«Рождение кино» (1946) — научно-популярный, просветительский фильм Роже Ленара, созданный по заказу Анри Ланглуа к 50-летию кино.

Ленар — известный режиссёр-документалист, теоретик звукового кино и кинореализма, критик, чьи статьи в журнале Esprit ценились как до войны, так и после неё (позже они были изданы Cahiers du cinéma отдельной книгой). Основанный им, Жаном Кокто и Робером Брессоном киноклуб Objectif 49 стал на несколько лет меккой для интеллектуалов, ценителей кино и явился одним из остовов французской «новой волны».
МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ

В нашем с Егор Беликов подкасте "Как в жизни, который мы делаем вместе с Онлайн-кинотеатр Okko обсудили один из фильмов, который все очень ждали - "Петровы в гриппе" Кирилла Серебренникова.

Скажу сразу - наши мнения с Егором разошлись: мне фильм не очень понравился, а вот Егору, напротив, скорее пришелся по душе. В общем, поспорили, поговорили о романе, задали вопрос Алексею Сальникову, пробежались по мифам и легендам и попробовали все как-то подытожить. Всем рекомендую послушать - особенно, если сомневались: смотреть или не смотреть.

Все ссылки на выпуск - вот здесь:

Ютуб
Яндекс
Эпл
Гугл
Спотифай
Кастбокс
Все платформы