Forwarded from Детология – наука о детях
Я не училась на психолога экстренных ситуаций, я не знаю, что именно делать, если ты прячешься и пытаешься выжить в опасной ситуации или, прикованный к телевизору/телефону, ждешь новостей про родных и близких. Поэтому я не буду говорить о том, где я не считаю себя компетентной.
⠀
В чем именно я могу быть полезна:
✔️ Рассказать о том, как помочь себе справиться со стрессом
✔️ Рассказать о том, как помочь детям в период тотальной тревоги.
⠀
➡️ На первый пункт я уже собрала подборку самопомощи тут. Прочтите посты, помогите себе, чтобы быть в состоянии помочь ребенку.
⠀
А этот пост посвящу детям.
⠀
Дети воспринимают ситуацию через нас (по крайней мере, пока у них нет свободного доступа к соц.сетям) и от того, что они считывают от нас и будет зависеть их реакция.
⠀
Поэтому:
⠀
🔒 По возможности максимально ограничиваем детей от информации.
Новости при них не смотрим и не обсуждаем.
⠀
И да, даже если условно посторонний человек заводит такой разговор, то вы вежливо, но четко его обрубаете:
⠀
Если ребенок оказался в курсе событий
⠀
1️⃣ Сначала вы конкретизируете, что именно знает ребенок.
⠀
2️⃣ Выслушайте внимательно. Никаких обесценивающих фраз суждений в духе “Это бред” — просто слушаете до конца, чтобы понять, что у него сейчас в голове.
⠀
3️⃣ Спрашиваете, что он сейчас чувствует, что почувствовал, когда узнал.
⠀
4️⃣ Валидизируете его эмоции (“да, я понимаю, почему ты растерян, зол. Да, это ужасно” и т.п.) Если ребёнок плачет, то вы обнимаете, даёте поддержку, просто даёте пространство для выхода этих эмоций. Вот для этого и надо позаботиться о себе, чтобы вас не унесло вместе с ним.
⠀
5️⃣ При необходимости скорректируйте информацию, которую он знает. На понятном ребенку языке объясните ситуацию
Это, самый сложный пункт, потому что детям может быть 6 и 16 лет, и язык будет совсем разный… Чем младше ребенок, тем более простые понятия мы говорим: добро победит, это несправедливо, это трагедия.
⠀
6️⃣ Вы открыты для вопросов и обсуждений. Самое опасное — оставить ребенка наедине со своими мыслями — вы потеряете контроль над тем, что происходит в его голове и к каким выводам он пришел. А как родители закрывают тему для обсуждения? “Я не хочу об этом!”, “Мал еще в такие темы лезть” и т.п.
7️⃣ Даже если вы сейчас не знаете, что именно сказать, как ответить, то лучше так и сказать “Я пока не знаю, что будет, что именно происходит, но я буду готов обсудить это позже/вечером/завтра”, но при этом мы всегда можем поговорить об эмоциях “Я тоже, как и ты переживаю”
"Мы вместе и мы справимся” — это та мысль, которая будет якорем для ребенка в этот шторм.
⠀
В чем именно я могу быть полезна:
⠀
⠀
А этот пост посвящу детям.
⠀
Дети воспринимают ситуацию через нас (по крайней мере, пока у них нет свободного доступа к соц.сетям) и от того, что они считывают от нас и будет зависеть их реакция.
⠀
Поэтому:
⠀
Новости при них не смотрим и не обсуждаем.
⠀
И да, даже если условно посторонний человек заводит такой разговор, то вы вежливо, но четко его обрубаете:
“Я понимаю, что это тема вас сейчас беспокоит, но давайте поговорим об этом в чисто взрослом коллективе”
⠀
Если ребенок оказался в курсе событий
⠀
⠀
⠀
⠀
⠀
Это, самый сложный пункт, потому что детям может быть 6 и 16 лет, и язык будет совсем разный… Чем младше ребенок, тем более простые понятия мы говорим: добро победит, это несправедливо, это трагедия.
⠀
"Мы вместе и мы справимся” — это та мысль, которая будет якорем для ребенка в этот шторм.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Детский психиатр говорит
⬛️ Как говорить с детьми о терроризме?
Слушайте
Некоторые дети захотят поговорить о теракте, а некоторые — нет. Обе реакции нормальны. Если ребенок захочет поговорить, важно предоставить ему безопасное пространство для выражения его мыслей и эмоций. Слушайте его опасения, обращайте внимание на невербальные сигналы, валидируйте эмоции ребенка («Да, похоже, тебе действительно страшно...»). Если они не хотят говорить, не заставляйте их. Продолжайте проявлять интерес и сообщайте им, что вы готовы слушать, когда они будут готовы говорить.
Не избегайте сложных разговоров
Близкие не хотят вызывать тревогу и дистресс у своих детей. Это часто приводит к избеганию сложных разговоров, которые, как нам кажется, могут вызвать эти эмоции. Однако именно теракты вызывают беспокойство, а не разговоры о них. Пригласите к разговору, задавая открытые вопросы, например, «Что ты хотел бы узнать?» или «Как ты себя при этом чувствуешь?» Позвольте ребенку направлять разговор.
Будьте готовы
Будьте готовы к тому, что ваши дети зададут вопросы о смерти при обсуждении терроризма и отвечайте на эти вопросы честно и с учетом их возраста и уровня развития. Спрашивайте у детей об их опасениях и предоставляйте адекватное, реалистичное успокоение. Сосредоточьтесь на способах совладания с тревожными чувствами, а не на том, чтобы убеждать ребенка, что его беспокойства необоснованны. Обсуждайте, что делается для обеспечения безопасности их самих, их семей и друзей.
Отвечайте на вопросы об атаках фактами
Понимание детьми текущих событий формируется из множества источников вокруг них — их семей, школ, друзей, СМИ и соцсетей. Источники иногда противоречат друг другу. Важно отвечать на вопросы детей о произошедшем, используя основные факты и язык, соответствующий их возрасту; не надо делиться всей информацией, которую вы знаете. Дети могут использовать интернет для поиска ответов на свои вопросы. Будьте активно вовлечены в качество и количество информации, которую они получают.
Признавайте, что у вас нет ответов на все вопросы
Нормально не знать ответа на каждый вопрос. Если вы не можете ответить на вопрос вашего ребенка, будьте честны. Используйте эту возможность, чтобы исследовать вопрос вместе. Так же, как и взрослые, дети могут задавать риторические вопросы — возможно, им просто нужен кто-то, кто разделит их эмоции, а не предоставит ответ.
Будьте конкретны
Легко начать впадать в обобщения, обсуждая терроризм. Избегайте сравнений страданий одного человека с другим или возложения вины на целую группу.
Эмоции различаются
Реакции детей на террористические акты могут сильно различаться в зависимости от их возраста, личности, реального или воспринимаемого этнического или религиозного происхождения. Дети, пережившие травму или потерю, даже если это не связано с терроризмом, находятся в более высоком риске испытать дистресс и ретравматизацию. Будьте внимательны к изменениям настроения, поведения и ежедневных привычек, включая аппетит и режим сна. Нет правильной или неправильной эмоциональной реакции на страх или тревогу. Если дистресс вашего ребенка постоянен, серьезен или мешает ежедневной деятельности, обратитесь с ним к педиатру или другому специалисту в области здравоохранения/психического здоровья.
Позаботьтесь о себе
Честное признание самому себе о своих чувствах, а затем их честное разделение с детьми даст им пример, как с такими чувствами можно справляться. Делитесь с детьми стратегиями, которые вы используете, чтобы справиться с собственным дистрессом. Ищите помощь, если испытываете чувства, которые переполняют вас или с которыми трудно справиться.
Давайте надежду
Терроризм открывает нам худшее в людях. Шок и грусть могут объединить людей — семьи, друзей и даже незнакомцев. Помогите вашим детям понять, как их собственное сострадание может предотвратить будущие акты нетерпимости и насилия, напоминая им выражать свои идеи с уважением и относиться с добротой к людям, отличающимся от них самих.
Сделано по материалам 9/11 Memorial & Museum.
Слушайте
Некоторые дети захотят поговорить о теракте, а некоторые — нет. Обе реакции нормальны. Если ребенок захочет поговорить, важно предоставить ему безопасное пространство для выражения его мыслей и эмоций. Слушайте его опасения, обращайте внимание на невербальные сигналы, валидируйте эмоции ребенка («Да, похоже, тебе действительно страшно...»). Если они не хотят говорить, не заставляйте их. Продолжайте проявлять интерес и сообщайте им, что вы готовы слушать, когда они будут готовы говорить.
Не избегайте сложных разговоров
Близкие не хотят вызывать тревогу и дистресс у своих детей. Это часто приводит к избеганию сложных разговоров, которые, как нам кажется, могут вызвать эти эмоции. Однако именно теракты вызывают беспокойство, а не разговоры о них. Пригласите к разговору, задавая открытые вопросы, например, «Что ты хотел бы узнать?» или «Как ты себя при этом чувствуешь?» Позвольте ребенку направлять разговор.
Будьте готовы
Будьте готовы к тому, что ваши дети зададут вопросы о смерти при обсуждении терроризма и отвечайте на эти вопросы честно и с учетом их возраста и уровня развития. Спрашивайте у детей об их опасениях и предоставляйте адекватное, реалистичное успокоение. Сосредоточьтесь на способах совладания с тревожными чувствами, а не на том, чтобы убеждать ребенка, что его беспокойства необоснованны. Обсуждайте, что делается для обеспечения безопасности их самих, их семей и друзей.
Отвечайте на вопросы об атаках фактами
Понимание детьми текущих событий формируется из множества источников вокруг них — их семей, школ, друзей, СМИ и соцсетей. Источники иногда противоречат друг другу. Важно отвечать на вопросы детей о произошедшем, используя основные факты и язык, соответствующий их возрасту; не надо делиться всей информацией, которую вы знаете. Дети могут использовать интернет для поиска ответов на свои вопросы. Будьте активно вовлечены в качество и количество информации, которую они получают.
Признавайте, что у вас нет ответов на все вопросы
Нормально не знать ответа на каждый вопрос. Если вы не можете ответить на вопрос вашего ребенка, будьте честны. Используйте эту возможность, чтобы исследовать вопрос вместе. Так же, как и взрослые, дети могут задавать риторические вопросы — возможно, им просто нужен кто-то, кто разделит их эмоции, а не предоставит ответ.
Будьте конкретны
Легко начать впадать в обобщения, обсуждая терроризм. Избегайте сравнений страданий одного человека с другим или возложения вины на целую группу.
Эмоции различаются
Реакции детей на террористические акты могут сильно различаться в зависимости от их возраста, личности, реального или воспринимаемого этнического или религиозного происхождения. Дети, пережившие травму или потерю, даже если это не связано с терроризмом, находятся в более высоком риске испытать дистресс и ретравматизацию. Будьте внимательны к изменениям настроения, поведения и ежедневных привычек, включая аппетит и режим сна. Нет правильной или неправильной эмоциональной реакции на страх или тревогу. Если дистресс вашего ребенка постоянен, серьезен или мешает ежедневной деятельности, обратитесь с ним к педиатру или другому специалисту в области здравоохранения/психического здоровья.
Позаботьтесь о себе
Честное признание самому себе о своих чувствах, а затем их честное разделение с детьми даст им пример, как с такими чувствами можно справляться. Делитесь с детьми стратегиями, которые вы используете, чтобы справиться с собственным дистрессом. Ищите помощь, если испытываете чувства, которые переполняют вас или с которыми трудно справиться.
Давайте надежду
Терроризм открывает нам худшее в людях. Шок и грусть могут объединить людей — семьи, друзей и даже незнакомцев. Помогите вашим детям понять, как их собственное сострадание может предотвратить будущие акты нетерпимости и насилия, напоминая им выражать свои идеи с уважением и относиться с добротой к людям, отличающимся от них самих.
Сделано по материалам 9/11 Memorial & Museum.
Forwarded from Страха.нет (Дина Меметова)
Друзья, как вы?
Хочу поделиться с Вами способами самопомощи в стрессовых ситуациях.
«Бросить якорь»
Представьте, что вы - корабль и начинается шторм. Пока вы находитесь в бухте, но вас может вынести в океан и тогда не уцелеть. Задача - бросить якорь, остаться в бухте.
Шторм - это эмоции. Якорь - техники заземления, поиск контакта со своим телом.
Что делать:
1) посмотрите по сторонам и найдите 5 предметов зеленого цвета. Назовите их. Зеленые часы, зеленый цветок…
2) закройте глаза и сфокусируйте внимание на звуках, которые вас окружают. Назовите их. Тиканье часов, голоса в коридоре, гул машин…
3) прикоснитесь к 5 разным поверхностям и почувствуйте их текстуру. Какие они? Теплые, холодные, шероховатые, мягкие или твердые. Назовите их.
4) зайдите на кухню и обратитесь к 5 разным запахам. По очереди вдыхая разные ароматы, называйте их. Бодрящий запах кофе, сладкий запах печенья…
5) вкус. Попробуйте разные предметы/продукты на вкус. Не спешите.
6) почувствуйте свои стопы, стоящие на полу. Почувствуйте вес своего тела, который давит на кресло.
7) скажите: «Это я. Я есть».
Хочу поделиться с Вами способами самопомощи в стрессовых ситуациях.
«Бросить якорь»
Представьте, что вы - корабль и начинается шторм. Пока вы находитесь в бухте, но вас может вынести в океан и тогда не уцелеть. Задача - бросить якорь, остаться в бухте.
Шторм - это эмоции. Якорь - техники заземления, поиск контакта со своим телом.
Что делать:
1) посмотрите по сторонам и найдите 5 предметов зеленого цвета. Назовите их. Зеленые часы, зеленый цветок…
2) закройте глаза и сфокусируйте внимание на звуках, которые вас окружают. Назовите их. Тиканье часов, голоса в коридоре, гул машин…
3) прикоснитесь к 5 разным поверхностям и почувствуйте их текстуру. Какие они? Теплые, холодные, шероховатые, мягкие или твердые. Назовите их.
4) зайдите на кухню и обратитесь к 5 разным запахам. По очереди вдыхая разные ароматы, называйте их. Бодрящий запах кофе, сладкий запах печенья…
5) вкус. Попробуйте разные предметы/продукты на вкус. Не спешите.
6) почувствуйте свои стопы, стоящие на полу. Почувствуйте вес своего тела, который давит на кресло.
7) скажите: «Это я. Я есть».
Forwarded from Страха.нет (Дина Меметова)
🧸 Еще несколько слов про самоподдержку…
Теракты, насилие, ощущение незащищенности и непредсказуемой опасности - это страшно. Это злит. Вызывает панику. Независимо от того, где и с кем это происходит.
Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. В любой точке мира.
И нереалистично ожидать от себя буддистского спокойствия.
🧸 Но если делать, то что?
• Дышите. В любой непонятной ситуации - дышите. Медленно, не глубоко.
• Двигайтесь. Не замирайте. Гуляйте, ходите по беговой дорожке, приседайте. Главное- вставайте с кровати.
• Придерживайтесь рутины. Утренний кофе, работа, магазин.
• Общайтесь. Не молчите. Пожалуйста 🙏🏻
• Помогайте другим, если готовы.
• Обнимите себя или кого-нибудь, если помогает.
• Если в голову начинают лезть страшные картинки и образы, скажите им «СТОП. Не сейчас».
• Чувствуйте эмоции. Кричите, плачьте, бейте подушки, дышите, рвите бумагу, слушайте громкую музыку, топайте ногами, и снова дышите…
• Обращайтесь за помощью
Теракты, насилие, ощущение незащищенности и непредсказуемой опасности - это страшно. Это злит. Вызывает панику. Независимо от того, где и с кем это происходит.
Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. В любой точке мира.
И нереалистично ожидать от себя буддистского спокойствия.
🧸 Но если делать, то что?
• Дышите. В любой непонятной ситуации - дышите. Медленно, не глубоко.
• Двигайтесь. Не замирайте. Гуляйте, ходите по беговой дорожке, приседайте. Главное- вставайте с кровати.
• Придерживайтесь рутины. Утренний кофе, работа, магазин.
• Общайтесь. Не молчите. Пожалуйста 🙏🏻
• Помогайте другим, если готовы.
• Обнимите себя или кого-нибудь, если помогает.
• Если в голову начинают лезть страшные картинки и образы, скажите им «СТОП. Не сейчас».
• Чувствуйте эмоции. Кричите, плачьте, бейте подушки, дышите, рвите бумагу, слушайте громкую музыку, топайте ногами, и снова дышите…
• Обращайтесь за помощью
❤🔥1👍1
Forwarded from Страха.нет (Дина Меметова)
Как говорить с детьми о произошедшем?
🦄 С малышами до 3 лет никак. Они могут не переработать эту информацию, но мир для них станет опасным и страшным.
🐴 С детьми постарше говорить можно и иногда нужно, но!
• Какими бы взрослыми и осознанными они не были, им может быть сложно сделать верные выводы и справиться с ВАШИМИ эмоциями.
Говорите с детьми из взрослой позиции. Постарайтесь не выливать на них свой страх и злость, не ожидайте от них поддержки.
Контейнировать и помогать справиться с эмоциями - это ваша задача. Прекрасно, когда ребенок проявляет эмпатию и сострадание. Но он НЕ ОБЯЗАН это делать.
• Поэтому сначала позаботьтесь о себе 🤗
• Говорите простым языком, постарайтесь не пугать ребенка, не нагнетать и не упрекать его ни в чем.
• Давайте не много информации, но честно. Не перегружайте
• Но если ребенок спрашивает, отвечайте на его вопросы столько, сколько ему нужно, и сколько вы сможете выдержать
• Не обещайте нереалистичного (что такого больше никогда не будет), но давайте надежду ☀️
• Наблюдайте за реакцией ребенка (хочет он говорить или нет), любые его эмоции нормальны
• Спросите себя: «Зачем я буду говорить с ребенком? Какая цель этого разговора?»
- чтобы он понимал, почему появились ограничения, изменились планы и почему изменилось ваше эмоциональное состояние?
- чтобы успокоить его, поддержать и дать ощущение опоры и защищенности?
- чтобы он знал, что мир опасен, и не посещал мероприятия, не ездил в ТЦ, и лучше оставался дома?
- чтобы вам стало легче, а ребенок засыпал каждый вечер в страхе, начал бояться людей и отказался ходить в школу?
- чтобы что?
🦄 С малышами до 3 лет никак. Они могут не переработать эту информацию, но мир для них станет опасным и страшным.
🐴 С детьми постарше говорить можно и иногда нужно, но!
• Какими бы взрослыми и осознанными они не были, им может быть сложно сделать верные выводы и справиться с ВАШИМИ эмоциями.
Говорите с детьми из взрослой позиции. Постарайтесь не выливать на них свой страх и злость, не ожидайте от них поддержки.
Контейнировать и помогать справиться с эмоциями - это ваша задача. Прекрасно, когда ребенок проявляет эмпатию и сострадание. Но он НЕ ОБЯЗАН это делать.
• Поэтому сначала позаботьтесь о себе 🤗
• Говорите простым языком, постарайтесь не пугать ребенка, не нагнетать и не упрекать его ни в чем.
• Давайте не много информации, но честно. Не перегружайте
• Но если ребенок спрашивает, отвечайте на его вопросы столько, сколько ему нужно, и сколько вы сможете выдержать
• Не обещайте нереалистичного (что такого больше никогда не будет), но давайте надежду ☀️
• Наблюдайте за реакцией ребенка (хочет он говорить или нет), любые его эмоции нормальны
• Спросите себя: «Зачем я буду говорить с ребенком? Какая цель этого разговора?»
- чтобы он понимал, почему появились ограничения, изменились планы и почему изменилось ваше эмоциональное состояние?
- чтобы успокоить его, поддержать и дать ощущение опоры и защищенности?
- чтобы он знал, что мир опасен, и не посещал мероприятия, не ездил в ТЦ, и лучше оставался дома?
- чтобы вам стало легче, а ребенок засыпал каждый вечер в страхе, начал бояться людей и отказался ходить в школу?
- чтобы что?
Forwarded from Страха.нет (Дина Меметова)
Безмолвный крик
Уйдите в безлюдное место. Откройте рот и кричите ААААААААААААААААААА.
БЕЗ ЗВУКА.
Кричите так, чтобы вас услышали соседи.
Потом так, чтобы вас услышал весь город.
Потом так, чтобы вас услышала вся страна.
И теперь так, чтобы слышала вся планета. Кричите!!!!
БЕЗ ЗВУКА.
Теперь снижайте «громкость» крика. До пределов страны, города, соседей. Теперь вдох-выдох.
Уйдите в безлюдное место. Откройте рот и кричите ААААААААААААААААААА.
БЕЗ ЗВУКА.
Кричите так, чтобы вас услышали соседи.
Потом так, чтобы вас услышал весь город.
Потом так, чтобы вас услышала вся страна.
И теперь так, чтобы слышала вся планета. Кричите!!!!
БЕЗ ЗВУКА.
Теперь снижайте «громкость» крика. До пределов страны, города, соседей. Теперь вдох-выдох.
Forwarded from Библиосклад (Дина Меметова)
Важные навыки в периоды стресса.pdf
2.7 MB
Стабилизация и опоры
#ТЫЖПСИХОЛОГ Влада Олеговна - official
ПРАКТИКА из ТОП метода на успокоение, стабилизацию, расслабление, возвращение чувства безопасности, уменьшение тревоги, стресса, гибкость, способность переживать и справляться с любыми происходящими в жизни событиями.
💛 позаботиться и отправить практику друзьям: ссылка на канал https://news.1rj.ru/str/+SWwGpdNo4XS8DVD3
🌟 полный курс телесных практик и медитаций на все случаи жизни: ссылка
если чем то еще могу помочь: пишите комментарии ⬇️ я всегда отвечаю и готова быть вам опорой, поддержкой, мамой и папой не только в трудные времена, а каждый день, пока вы не достигните своих целей. а дальше.... я надеюсь, мы будем помогать другим - тогда добра в мире станет больше. вы - моя банда котиков. 😼 люблю вас. 🤗
💛 позаботиться и отправить практику друзьям: ссылка на канал https://news.1rj.ru/str/+SWwGpdNo4XS8DVD3
🌟 полный курс телесных практик и медитаций на все случаи жизни: ссылка
если чем то еще могу помочь: пишите комментарии ⬇️ я всегда отвечаю и готова быть вам опорой, поддержкой, мамой и папой не только в трудные времена, а каждый день, пока вы не достигните своих целей. а дальше.... я надеюсь, мы будем помогать другим - тогда добра в мире станет больше. вы - моя банда котиков. 😼 люблю вас. 🤗
Памятка (12_15)-2.pdf
266.5 KB
Общероссийская общественная организация
«Ассоциация юристов России»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ГРАЖДАН
В СВЯЗИ С ТРАГИЧЕСКИМИ СОБЫТИЯМИ,
ПРОИЗОШЕДШИМИ 22 МАРТА 2024 ГОДА
В «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ»
«Ассоциация юристов России»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ГРАЖДАН
В СВЯЗИ С ТРАГИЧЕСКИМИ СОБЫТИЯМИ,
ПРОИЗОШЕДШИМИ 22 МАРТА 2024 ГОДА
В «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ»
Forwarded from Подрастаем с подростком. Психология переходного возраста
ТОП-8 для родителей подростков, которые соприкоснулись со сложной и трагической ситуацией.
Пост в основном для родителей московских подростков.
Но на самом деле не только. ( лонгрид)
Люди гибнут, и это может быть непредсказуемо и очень близко.
Такой опыт могли получить московские подростки .
Какие-то вещи, которые происходит дальше или творятся в “мире взрослых” их могли не коснуться.
Но в какой-то момент происходит эмоциональный мэтч и подросток осознает: это касается меня.
Это происходит в той жизни, которую живу я.
Есть такое понятие “душевное пробуждение” - момент, с которого ты начинаешь осознавать себя.
И у некоторых из детей, которые взрослеют сейчас, душевное пробуждение может быть связано с трагическими событиями.
И возможно, для кого-то именно терракт в Крокусе станет таким событием.
Это мы с вами хорошо помним Беслан и Норд-Ост.
А наши подростки, Слава Богу,
Что нам важно, как родителям подростка:
1. Понять, воспринял ли ребенок информацию близко к сердцу. Даже если он ничего не показывает, попробуйте найти способ это понять. Если словами не говорит - можно понять по невербалике, по тому, изменилось ли его поведение.
2. Не старайтесь менять степень остроты реакции на ситуацию у вашего подростка. Если он в полной нирване и ему по барабану - пусть так и остается. Будут еще события, на которые он среагирует остро. И тогда пригодится то, что я пишу дальше.
Очень важно не обвинять подростка в “нечуткости”. Не задело - значит так и надо. И радуйтесь, что ребенок эмоционально не затронут. Всему ведь свое время.
3. Если подростка эмоционально зацепило - не оставляйте его с этим одного.
У вас скорее всего есть опыт переживания трагических событий, когда ты можешь только наблюдать, и не можешь ничего сделать.
Поговорить,
Выслушать
Спросить: а хочешь, я тебе расскажу, что было у меня?
Поплакать вместе, в конце концов - потому что это реально страшно и больно в первый раз осознать, что человек смертен и более того - внезапно смертен.
4. Если у вас есть информация о “травме свидетеля” - скажите подростку то, что знаете об этом состоянии и о том, как можно себе помогать. Почти у всех взрослых травма свидетеля уже 4 года как, думаю вы в курсе что и как с этим можно делать. Если нет - пишите в комментах, сделаю пост.
5. Расскажите о тех правила “информационной гигиены”, которые используете сами. Ну а если знаете, что нельзя бесконечно скроллить ленту и все равно это делаете - хотя бы расскажите подростку как правильно. Может быть, пока будете рассказывать и сами вспомните, как важно не скроллить ленту
6.ГОВОРИТЕ С ПОДРОСТКОМ ТАК ГЛУБОКО И ЧЕСТНО, как сами можете, ощущая насколько он может вас услышать. Тут не пройдут вранье и отговорки, и “заглаживание” ситуации. Это все подросток воспримет, как нечестность и неискренность и просто перестанет к вам обращаться.
А вот искренние слова , даже если они несовершенно сформулированы, найдут отклик в душе ребенка. И он будет знать: с мамой ( папой) можно говорить даже про то, про что непонятно как говорить.
7. Если ваш подросток глубоко затронут - помогите ему найти способ выразить переживание в действии. Сдавать кровь им еще нельзя. Но отнести цветы - можно. Возможно, он захочет смонтировать памятное видео или напишет песню. Может быть можно поехать на ваши семейные места памяти и побыть так. Если вы и / или подросток верующие - вы знаете, что и как делать.
8. Ну и возможно спустя какое-то время, подростку будет полезно расширить культурный и исторический контекст и понять: а что еще происходило в мире вот ТАКОГО.
А в мире ведь происходило много всего. И тут вы можете его мягко направить - что читать, что не читать. Чему верить, а чему нет.
Просто будьте рядом - это главная рекомендация.
Ваши вопросы задавайте в комментах
Пост в основном для родителей московских подростков.
Но на самом деле не только. ( лонгрид)
Люди гибнут, и это может быть непредсказуемо и очень близко.
Такой опыт могли получить московские подростки .
Какие-то вещи, которые происходит дальше или творятся в “мире взрослых” их могли не коснуться.
Но в какой-то момент происходит эмоциональный мэтч и подросток осознает: это касается меня.
Это происходит в той жизни, которую живу я.
Есть такое понятие “душевное пробуждение” - момент, с которого ты начинаешь осознавать себя.
И у некоторых из детей, которые взрослеют сейчас, душевное пробуждение может быть связано с трагическими событиями.
И возможно, для кого-то именно терракт в Крокусе станет таким событием.
Это мы с вами хорошо помним Беслан и Норд-Ост.
А наши подростки, Слава Богу,
Что нам важно, как родителям подростка:
1. Понять, воспринял ли ребенок информацию близко к сердцу. Даже если он ничего не показывает, попробуйте найти способ это понять. Если словами не говорит - можно понять по невербалике, по тому, изменилось ли его поведение.
2. Не старайтесь менять степень остроты реакции на ситуацию у вашего подростка. Если он в полной нирване и ему по барабану - пусть так и остается. Будут еще события, на которые он среагирует остро. И тогда пригодится то, что я пишу дальше.
Очень важно не обвинять подростка в “нечуткости”. Не задело - значит так и надо. И радуйтесь, что ребенок эмоционально не затронут. Всему ведь свое время.
3. Если подростка эмоционально зацепило - не оставляйте его с этим одного.
У вас скорее всего есть опыт переживания трагических событий, когда ты можешь только наблюдать, и не можешь ничего сделать.
Поговорить,
Выслушать
Спросить: а хочешь, я тебе расскажу, что было у меня?
Поплакать вместе, в конце концов - потому что это реально страшно и больно в первый раз осознать, что человек смертен и более того - внезапно смертен.
4. Если у вас есть информация о “травме свидетеля” - скажите подростку то, что знаете об этом состоянии и о том, как можно себе помогать. Почти у всех взрослых травма свидетеля уже 4 года как, думаю вы в курсе что и как с этим можно делать. Если нет - пишите в комментах, сделаю пост.
5. Расскажите о тех правила “информационной гигиены”, которые используете сами. Ну а если знаете, что нельзя бесконечно скроллить ленту и все равно это делаете - хотя бы расскажите подростку как правильно. Может быть, пока будете рассказывать и сами вспомните, как важно не скроллить ленту
6.ГОВОРИТЕ С ПОДРОСТКОМ ТАК ГЛУБОКО И ЧЕСТНО, как сами можете, ощущая насколько он может вас услышать. Тут не пройдут вранье и отговорки, и “заглаживание” ситуации. Это все подросток воспримет, как нечестность и неискренность и просто перестанет к вам обращаться.
А вот искренние слова , даже если они несовершенно сформулированы, найдут отклик в душе ребенка. И он будет знать: с мамой ( папой) можно говорить даже про то, про что непонятно как говорить.
7. Если ваш подросток глубоко затронут - помогите ему найти способ выразить переживание в действии. Сдавать кровь им еще нельзя. Но отнести цветы - можно. Возможно, он захочет смонтировать памятное видео или напишет песню. Может быть можно поехать на ваши семейные места памяти и побыть так. Если вы и / или подросток верующие - вы знаете, что и как делать.
8. Ну и возможно спустя какое-то время, подростку будет полезно расширить культурный и исторический контекст и понять: а что еще происходило в мире вот ТАКОГО.
А в мире ведь происходило много всего. И тут вы можете его мягко направить - что читать, что не читать. Чему верить, а чему нет.
Просто будьте рядом - это главная рекомендация.
Ваши вопросы задавайте в комментах
👍1
Forwarded from Людмила Петрановская
Друзья, также хотелось бы поделиться с вами эфиром «Как дети переживают потерю, как им помочь»
Конспект эфира - https://petranovskayaonline.ru/poteri
Конспект эфира - https://petranovskayaonline.ru/poteri
Telegram
Людмила Петрановская
Как и обещала, сделали для вас конспект «Как помочь детям пережить потерю». Доступен по ссылке.
👍1
Forwarded from Психология с Екатериной Бурмистровой
Ваш капитан очевидность на связи.
Несколько простых идей в основном для москвичей.
1. Пожалуйста, очень вас прошу, не смотрите видео с места событий в Крокусе, если в этом нет крайней личной необходимости. Да, рука будет тянуться - но вы все равно не смотрите. Визуальная репрезентативная система самая мощная и самая беззащитная. Картинки, которые вы в нее подгрузите, годами будет с вами
2. По возможности ограничьте дум-скроллинг, не стоит читать обновления всех новостных агентств . Решите, сколько минут вы считаете правильным выделить на то, чтобы почитать новости. И сколько раз в день вы будете это делать. От тревоги мы можем часами скролить ленту, но состояние только ухудшается.
3. Если вам важно поделиться и обсудить - сделайте это с тем человеком, с которым вы сейчас максимально совпадаете по взглядам на жизнь. Проговорить об кого-то свои переживания, разделить их так важно. Но еще очень важно, чтобы этот человек был сам устойчив.
4. У нас есть ночь, чтобы подумать, как рассказать о трагедии в Крокусе детям, которые не помнят ( и Слава Богу) взрывы домов в 1999 , Беслан и Норд-ост. Вспомните, пожалуйста, свои переживания тогда. И это поможет вам понять, что детям полезно и важно услышать, а что - совсем нет.
5. Пожалуйста, позаботьтесь о себе. Нет, это не стыдно. Теплая долгая ванна, травяной чай. Походить, подвигаться на свежем воздухе. Нужно время, чтобы как-то прийти в себя. Ну и дополняйте в комментариях - что вам помогает, когда вы узнаете что-то, что вызывает шок
Несколько простых идей в основном для москвичей.
1. Пожалуйста, очень вас прошу, не смотрите видео с места событий в Крокусе, если в этом нет крайней личной необходимости. Да, рука будет тянуться - но вы все равно не смотрите. Визуальная репрезентативная система самая мощная и самая беззащитная. Картинки, которые вы в нее подгрузите, годами будет с вами
2. По возможности ограничьте дум-скроллинг, не стоит читать обновления всех новостных агентств . Решите, сколько минут вы считаете правильным выделить на то, чтобы почитать новости. И сколько раз в день вы будете это делать. От тревоги мы можем часами скролить ленту, но состояние только ухудшается.
3. Если вам важно поделиться и обсудить - сделайте это с тем человеком, с которым вы сейчас максимально совпадаете по взглядам на жизнь. Проговорить об кого-то свои переживания, разделить их так важно. Но еще очень важно, чтобы этот человек был сам устойчив.
4. У нас есть ночь, чтобы подумать, как рассказать о трагедии в Крокусе детям, которые не помнят ( и Слава Богу) взрывы домов в 1999 , Беслан и Норд-ост. Вспомните, пожалуйста, свои переживания тогда. И это поможет вам понять, что детям полезно и важно услышать, а что - совсем нет.
5. Пожалуйста, позаботьтесь о себе. Нет, это не стыдно. Теплая долгая ванна, травяной чай. Походить, подвигаться на свежем воздухе. Нужно время, чтобы как-то прийти в себя. Ну и дополняйте в комментариях - что вам помогает, когда вы узнаете что-то, что вызывает шок
Forwarded from Психология с Екатериной Бурмистровой
NEFORMAT_clinic,_Как_помочь_ребенку_в_кризисной_ситуации_1.pdf
1.3 MB
Пост для тех, кого сильно затронула ситуация в Крокус. Пока я ищу возможность написать для вас пост, посмотрите методичку коллег. Можно полностью доверять и использовать. Но главное , дорогие: сначала постарайтесь сами успокоиться и вернуться в состояние, если не ресурсное, то по крайней мере контролируемое.
Forwarded from Психология с Екатериной Бурмистровой
Как говорить с ребенком о сложных и трагических событиях и как поддержать себя. Это первый из серии коротких постов поддержки . Решила написать не одним текстом, чтобы проще читалось. 1. Ребенок считывает ваше эмоциональное состояние.
Вы это прекрасно знаете, и много раз в этом убеждались.
В острых, напряженных и трагических ситуациях это происходит особенно быстро и особенно ярко. И спрятать свое состояние нельзя, и обманывать не стоит: зачем вам паттерн «мама ( папа) врет.
2. Ребенок не просто считывает ваше состояние, а соединяет его с ситуацией, с тем что произошло. Выглядит это примерно так: «Произошло событие Х . Родитель испытывает состояние Y . Значит в такой ситуации и надо испытывать состояние Y . Потому что родитель взрослый и знает, как надо.
Это нормально, это один из механизмов эмоционального и социального научение .
Но как вы понимаете, в такой трагической ситуации у нас есть все шансы передать страх, панику, злость и другие эмоциональные состояния, которые мы совсем не хотим передавать.
Выводы:
а)Сначала выровняйте свои эмоции настолько, насколько оно возможно. И только потом говорите. Не превращаясь в робота. И потом говорите с ребенком, когда первая эмоциональная волна пройдет.
И способы «прийти в себя», выровнять свое состояние за последние 4 года думаю есть у каждой(го) из нас.
И сегодня не последний день, когда эти способы нам понадобятся. б) Подумайте, какое отношение к трагическому событию вы хотели бы передать ребенку. Прямо сформулируйте себе словами. Тут нет единого шаблона, потому что дети разные, возраст разные и очень разные обстоятельства у нас. Это должно быть что-то, что подходит именно вашему ребенку и вашей семье.
Перечислю просто списком несколько способов выравнивания состояния.
⁃ дыхание, те практики, которыми вы владеете
⁃ контрастный душ или теплая ванна
⁃ быстрая ходьба, бег, плавание
⁃ душевный поддерживающий разговор
⁃ баня или хамам
⁃ обращение за помощью к специалистам ( если необходимо)
⁃
Ну и пойти и сделать доброе дело, помочь тем, кому вы можете помочь.
И для студенток Школы моей: подойдет любая из моих классических "Микропрактик заботы о себе". и только выровняв свое состояние говорим с ребенком. Вы это знаете - это та самая "кислородная маска на себя" . Просто напоминаю, ибо от шока мы можем забыть самые простые вещи. Пишите о вашем опыте: что помогает возращать равновесие, и какая информация, какие слова от меня были бы полезны?
Вы это прекрасно знаете, и много раз в этом убеждались.
В острых, напряженных и трагических ситуациях это происходит особенно быстро и особенно ярко. И спрятать свое состояние нельзя, и обманывать не стоит: зачем вам паттерн «мама ( папа) врет.
2. Ребенок не просто считывает ваше состояние, а соединяет его с ситуацией, с тем что произошло. Выглядит это примерно так: «Произошло событие Х . Родитель испытывает состояние Y . Значит в такой ситуации и надо испытывать состояние Y . Потому что родитель взрослый и знает, как надо.
Это нормально, это один из механизмов эмоционального и социального научение .
Но как вы понимаете, в такой трагической ситуации у нас есть все шансы передать страх, панику, злость и другие эмоциональные состояния, которые мы совсем не хотим передавать.
Выводы:
а)Сначала выровняйте свои эмоции настолько, насколько оно возможно. И только потом говорите. Не превращаясь в робота. И потом говорите с ребенком, когда первая эмоциональная волна пройдет.
И способы «прийти в себя», выровнять свое состояние за последние 4 года думаю есть у каждой(го) из нас.
И сегодня не последний день, когда эти способы нам понадобятся. б) Подумайте, какое отношение к трагическому событию вы хотели бы передать ребенку. Прямо сформулируйте себе словами. Тут нет единого шаблона, потому что дети разные, возраст разные и очень разные обстоятельства у нас. Это должно быть что-то, что подходит именно вашему ребенку и вашей семье.
Перечислю просто списком несколько способов выравнивания состояния.
⁃ дыхание, те практики, которыми вы владеете
⁃ контрастный душ или теплая ванна
⁃ быстрая ходьба, бег, плавание
⁃ душевный поддерживающий разговор
⁃ баня или хамам
⁃ обращение за помощью к специалистам ( если необходимо)
⁃
Ну и пойти и сделать доброе дело, помочь тем, кому вы можете помочь.
И для студенток Школы моей: подойдет любая из моих классических "Микропрактик заботы о себе". и только выровняв свое состояние говорим с ребенком. Вы это знаете - это та самая "кислородная маска на себя" . Просто напоминаю, ибо от шока мы можем забыть самые простые вещи. Пишите о вашем опыте: что помогает возращать равновесие, и какая информация, какие слова от меня были бы полезны?
Forwarded from Психология с Екатериной Бурмистровой
Издательство БОМБОРА выражает соболезнования всем, кто пострадал в этой страшной трагедии.
В такие минуты очень важно быть вместе и помогать друг другу.
Поэтому мы вместе с книжным сервисом Литрес подготовили бесплатную подборку книг, которые будут поддержкой в это непростое время.
Промокод на бесплатную подборку и чтение книг: SPRAVIMSYA
В такие минуты очень важно быть вместе и помогать друг другу.
Поэтому мы вместе с книжным сервисом Литрес подготовили бесплатную подборку книг, которые будут поддержкой в это непростое время.
Промокод на бесплатную подборку и чтение книг: SPRAVIMSYA
Telegram
Литрес
20 лет делаем книги доступнее!
1 000 000+ книг, аудиокниг, подкастов и комиксов
Регистрация в перечне РКН: https://knd.gov.ru/license?id=67503c0ed793bc0b0b94684e®istryType=bloggersPermission
1 000 000+ книг, аудиокниг, подкастов и комиксов
Регистрация в перечне РКН: https://knd.gov.ru/license?id=67503c0ed793bc0b0b94684e®istryType=bloggersPermission
Навыки оказания первой помощи не только помогают спасти жизнь пострадавшего, но и вселяют уверенность и спокойствие в человека, обладающего ими. А это особенно важно в периоды частого возникновения чрезвычайных ситуаций.
Присоединяйтесь, если вы хотите освежить полученные ранее знания и узнать больше про оказание первой помощи. Также приглашаем тех, кто хочет подготовиться к прохождению практических курсов.
Эфир будет сохранен!
#Российскоеобществопервойпомощи #РОПП #перваяпомощь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2❤1
Forwarded from Эффект Бочковой
После трагедии каждый раз активизируются мошенники и провокаторы.
Люди в стрессе и тяжелом эмоциональном состоянии не всегда бдительны, этим и пользуются.
Призываю вам быть аккуратными и поговорить с подростками о том, с каким контентом они сейчас могут сталкиваться в сети:
1. Вбросы – сообщения о том, что и где может случиться.
Нет, я не призываю игнорировать опасности и идти куда-то вопреки сообщениям. Я призываю быть бдительными и не поддаваться массовой панике, особенно внимательно относиться к проверке информации на фейки.
2. Провокации – они появились не только после трагедии в Крокусе, было всегда.
Если любой контакт предлагает заработок на преступлении, этот контакт важно немедленно заблокировать, сообщить родителям о случившемся, возможно, передать информацию в полицию.
3. В случае с запугиванием и угрозами быстро к взрослым!
4. Любые денежные предложения особенно внимательно оценивать на их законность, сверяться со взрослыми, чтобы не попасть в беду.
5. Не пересылать и не выкладывать в общий доступ информацию, касающуюся трагедии в крокусе, напрямую или косвенно с ней связанную, если это не официальные источники.
Здесь речь про информацию, которая может быть классифицироваться как заведомо ложная или разжигающая ненависть.
6. В целом проверять – с кем общаешься, знаком ли человек, откуда он тебя узнал, что о себе рассказываешь – в общем фильтровать входящую, исходящую и пересылаемую информацию
Блокировка — верный способ защиты на все случаи жизни!
Люди в стрессе и тяжелом эмоциональном состоянии не всегда бдительны, этим и пользуются.
Призываю вам быть аккуратными и поговорить с подростками о том, с каким контентом они сейчас могут сталкиваться в сети:
1. Вбросы – сообщения о том, что и где может случиться.
Нет, я не призываю игнорировать опасности и идти куда-то вопреки сообщениям. Я призываю быть бдительными и не поддаваться массовой панике, особенно внимательно относиться к проверке информации на фейки.
2. Провокации – они появились не только после трагедии в Крокусе, было всегда.
Если любой контакт предлагает заработок на преступлении, этот контакт важно немедленно заблокировать, сообщить родителям о случившемся, возможно, передать информацию в полицию.
3. В случае с запугиванием и угрозами быстро к взрослым!
4. Любые денежные предложения особенно внимательно оценивать на их законность, сверяться со взрослыми, чтобы не попасть в беду.
5. Не пересылать и не выкладывать в общий доступ информацию, касающуюся трагедии в крокусе, напрямую или косвенно с ней связанную, если это не официальные источники.
Здесь речь про информацию, которая может быть классифицироваться как заведомо ложная или разжигающая ненависть.
6. В целом проверять – с кем общаешься, знаком ли человек, откуда он тебя узнал, что о себе рассказываешь – в общем фильтровать входящую, исходящую и пересылаемую информацию
Блокировка — верный способ защиты на все случаи жизни!
❤1