Websoft – Telegram
Websoft
7.35K subscribers
783 photos
13 videos
1 file
868 links
HR Tech и автоматизация HR процессов

Про нас: https://hcm.websoft.ru/

Контакты: @EKorovina
Download Telegram
Почти 35 тысяч человек подписали онлайн-петицию о том, чтобы дистанционное обучение в школах и университетах не было законодательно приравнено к очному и оставалось инструментом второго сорта (только как временная и вынужденная мера):
https://www.change.org/p/президент-рф-не-допустить-законодательного-утверждения-дистанционного-образования-в-российской-федераци

К сожалению, это похоже на реальную оценку качества того процесса, который мы все наблюдаем. В чем причина недовольства - в консерватизме людей, неготовности учителей, плохих технологиях, отсутствии продуманной методологии?

Скорее всего все причины сразу. Интересно, какие выводы сделают образовательные чиновники? Хочется надеяться, что попробуют устранить причины, вызывающие недовольство. Но, увы, более вероятно, что сославшись на народный гнев, оставят все как есть. До следующей эпидемии.
Интересная технология автоматической расшифровки разговора прямо в режиме реального времени во время конференции в Zoom. Причём конспект можно сразу корректировать по мере того, как софт ее создаёт.

Нормальный конспект это того чего часто не хватает в конце 2-х часовой конференции длительностью с 20 участниками. Когда возникает вопрос «а кто вёл протокол?» и в воздухе повисает неприятная пауза.

Решение делает стартап otter.ai. Смотрите как это работает:
https://youtu.be/7FzsP4CHnFE
Что делать с детьми - один из самых главных вопросов сотрудников, которых внезапно пересадили на «удаленку».

И HRы многих компаний решили включиться и помочь. В свежей статье на SHRM интересная подборка идей, реализованных в различных компаниях в Штатах:

⁃ еженедельное часовое шоу для детей сотрудников. HR нашёл аниматоров, фокусников и иллюзионистов, готовых удалённо развлекать детей
⁃ периодические виртуальные дни открытых дверей, во время которых дети могут понять как работают и чем занимаются их Родители
⁃ еженедельный виртуальный ланч для сотрудников. Сотрудники с семьями подключаются к видео-конференции, вместе готовят, делятся кулинарными секретами
⁃ еженедельная сессия вопросов и ответов для сотрудников, посвящённая воспитанию детей и их увеселению в текущей ситуации
⁃ периодические виртуальные сессии во время которых более старшие дети сотрудников читают сказки и истории младшим
⁃ регулярные 45-минутные познавательные необычные уроки, которые проводят нанятые компанией учителя
⁃ ...

Забавно наблюдать, как много прекрасных идей придумано HR командам по всему миру за пару недель карантина. Причём, большинство из них крайне просто и дёшево можно было сделать и до эпидемии, но не приходило в голову. Так что нет худа без добра.

Источник: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/employee-relations/pages/working-from-home-together-employers-entertain-workers-kids-by-video.aspx
В Штатах за время эпидемии работы лишилось более 30 миллионов человек.

В первую очередь это работники розницы, отелей, ресторанов и связанных отраслей.

Технологии при подборе стремительно изменились - большая часть рекрутеров перешла на удаленные интервью или видео-интервью (с автоматизированными последовательностями вопросов и ответов). Еще до пандемии многие компании автоматически ранжировали результаты видео-интервью с помощью алгоритмов ИИ, вроде HireView (о чем мы уже писали). Во время и после пандемии такой практики станет еще больше.

Но, инновации это всегда борьба брони и снаряда. Если ИИ оценивает кандидатов, то ИИ же будет их готовить. И сейчас это становится очень актуально для миллионов людей. По крайней мере LinkedIn, теперь предлагает кандидатам автоматизированный инструмент подготовки в интервью:
https://vc.ru/services/124325-linkedin-dobavila-instrument-dlya-repeticiy-sobesedovaniy-programma-nahodit-slabye-mesta-v-rechi-i-daet-rekomendacii

Насколько он «заточен» под анализ интервью людьми или алгоритмами - неизвестно. Но, весьма вероятно, что если один ИИ будет обучаться на результатах работы другого (кандидаты будут вносить в систему данные об успешности своих интервью), то скоро мы получим «бутерброд» из 2-х ИИ алгоритмов, «сражающихся» друг с другом с людьми посередине.
Вендоры HR систем и платформ также начинают адаптироваться к пандемии.

Пример - компания SalesForce, выпустившая обновление своих облачных сервисов. Обновлённая версия должна помочь бизнесу начать работать в условиях пандемии:
https://www.axios.com/salesforce-debuts-business-software-for-the-coronavirus-era-b3ee5e42-7dd7-45e2-9c8a-dd118a6cb19f.html

Вот что предлагается бизнесу:
⁃ dashboard для руководителей с данными о готовности к удаленной работе в различных локациях, результаты опроса сотрудников итп.
⁃ инструмент отслеживания контактов сотрудников, если выясняется что он заболел (видимо всех контактировавших - в карантин)
⁃ инструменты отслеживания состояния здоровья в различных офисах, чтобы принимать решения об их открытии/закрытии
⁃ обновлённый инструмент планирования рабочих смен и гибких графиков - чтобы уменьшить контакты между сотрудниками. Вполне логично - очередь в лифт и поездка в нем может оказаться самой проблемной частью рабочего дня.

Не известно, насколько все эти чудесные инновации помогут бизнесу пережить кризис, но они точно создадут у руководителей иллюзию, что они управляют процессом. Что тоже неплохо.
На днях в одной из HR-групп в социальных сетях возник вопрос - можно ли найти систему комплексной HR-автоматизации, созданной за последние 2-3 года. Чтобы она была современной и инновационной.

У нас возникли законные сомнения и вопросы. Ибо, по нашему опыту, создать комплексный HR продукт (подбор, адаптация, обучение и развитие, оценка, карьерное развитие) быстрее чем лет за 7-10 практически невозможно. Даже если есть неограниченное финансирование.

Websoft прошёл путь от разработчика отдельных HR продуктов до интегрированной платформы за 9-10 лет.

Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, мы решили посмотреть на историю ведущих мировых внедоров TMS систем:
⁃ SuccessFactors - 2001 основана, в 2011 - куплена SAP
⁃ Taleo - в 1996 основана, разрабатывает софт для HR с 1999, в 2012 куплена Oracle
⁃ Cornerstone OnDemand - основана в 1999 году, 2011 вышла на IPO
⁃ Workday - основана в 2005, вышла на IPO в 2012

Итого - для нашей выборки период «созревания» компании для того, чтобы выйти на IPO/продажу (а это как правило совпадает со зрелостью продукта) - от 7 до 13 лет. И это при том, что большинство западных вендоров развивают свои продукты не только за счёт собственной разработки, но и приобретая многочисленных мелких конкурентов. И имеют почти неограниченный доступ к венчурному и прочему финансированию.

Так что весьма вероятно, что новые HR платформы (если такие есть), стартовавшие в 2-3 года назад, «созреют» примерно к 2023 году.
Жива ли HR-автоматизация и дистанционное обучение в компаниях, закрытых на карантин?

Узнать точно невозможно, но можно догадаться по косвенным признакам. Мы взяли статистику обращений от администраторов HR-систем (3 линия) в нашу службу поддержки за первые 4 месяца 2019 и 2020 года. График будет следующим постом.

Количество обращение чуть-чуть уменьшилось в январе и феврале, но за март и апрель даже выросло. Так что HR-автоматизация ещё вполне жива. Будем надеяться на лучшее!
Из каких этапов состоит внедрение ATS системы в крупной компании?

Достаточно того, чтобы раздать рекрутерам пароли и научить их нажимать на кнопки?

А если в процессе подбора участвует 3000 человек и ATS система должна интегрироваться с множеством других систем корпорации (безопасность, аналитика, кадровый учёт, LMS)?

Нам подвезли кейс, про то как внедрялась и успешно внедрилась ATS на платформе E-Staff для массового подбора в компании Росгосстрах. Обратите внимание, на количество интеграций, которые потребовались для запуска процесса:
https://blog.websoft.ru/2020/05/e-staff.html
Редкая в нашем HR-Tech судебная история с привкусом PR.

Сервис онлайн тестирования Ontarget (продукт компании Detech) подал иск в Мосгорсуд о блокировке YouTube:
https://www.kommersant.ru/doc/4349185


Причина - видеоролики, помогающие сдать тесты и обмануть пользующихся сервисом работодателей. Очень сомнительно, что YouTube будет заблокирован по такому иску, поэтому история похожа на хороший PR для привлечения внимания.

Тем более, что даже блокировка YouTube не очень поможет - если поискать в Google по ключевому слову “ontarget”, то найдётся не меньше 10 сайтов, помогающих со сдачей тестов.

Впрочем, если поискать по названиям конкурентов ontarget, например, talentq или shl вы также найдёте множество сайтов, предлагающих помощь в сдаче тестов.

И так не только в России. Мы уже писали про системы автоматического отбора кандидатов по видео-интервью, примеряемые в Штатах. И про массу советов в том же YouTube как обмануть и «обаять» алгоритмы.

С учетом роста безработицы и массового отклика нерелевантных кандидатов на любые вакансии, рекрутеры все чаще будут пользоваться различными инструментами для автоматического просеивания входящего потока. И читеров тоже будет все больше. Битва брони и снаряда никогда не заканчивается.
Должна ли у современного программного продукта, с которым пользователь работает существенную часть рабочего дня, быть «темная» тема?

Если судить за новостями ведущих вендоров, то очевидный ответ - да. Она теперь есть почти у всех.

Почему? По мнению многих, белые буквы на темном фоне лучше для зрения и работа в таком режиме снимает напряжение глаз.

Правда ли это? Мы решили поискать научно обоснованные данные и не нашли их. Скорее наоборот, мы наткнулись на ряд исследований, которые говорят, что:
⁃ люди на 26% более точно воспринимают информацию, написанную чёрным на белом
⁃ если у вас астигматизм (до 50% населения в развитых странах), то белый фон также предпочтителен
⁃ ... ну ещё множество других

Но, наука наукой, а интересы пользователей превыше всего. А запрос темной темы для интерфейса администратора в WebTutor и рекрутера в E-Staff стал одним из самых популярных в последнее время.

И мы сделали это (картинка в следующем посте). Вот так, мода и клиентоориентированность побеждают науку ;)
В прошлом году Ростелеком перезапустил свой учебный портал на платформе WebTutor под новым брендом - онлайн-университет Ростелеком.

Как выглядит новый учебный портал, как с помощью дизайна и цветовых схем сделать так, чтобы сотрудникам стало проще ориентироваться в сотнях курсов, доступных на портале, читайте здесь:
http://blog.websoft.ru/2020/05/blog-post.html
Жизнь после эпидемии уже не будет такой как прежде. HR процессы также существенно изменятся.

Поменяется характер работы - будет больше удаленных сотрудников, будет меньше тех, кто приезжает в офис 5 дней в неделю, изменятся сами офисы. Например, в Новой Зеландии, где карантин уже завершился, по итогам свежего опроса 89% хотели бы продолжить подлностью или частично работать удаленно, а 73% считают что их продуктивность не снизилась вне офиса.

А что изменится в технологиях для HR? По просьбе клиента подготовили мини-прогноз изменений, которые вероятно наступят. Поделимся им с вами.

Начнем с рекрутмента
- Предполагает ли вакансия удаленную работу - ключевой вопрос, на который будут отвечать заказчики подбора (и указывать в своих заявках), рекрутеры - и для одной и той же вакансии в офисе и на удаленке будут разные требования и модели компетенций. ATS системы должны будут все это учитывать
- Больше подбора удаленных сотрудников - больше удаленных собеседований. В ATS системы должны будут встраиваться коммуникационные инструменты или механизмы интеграции с Zoom, Teams, ...
- Больше инструментов оценки - потребуется еще больше интеграций с провайдерами оценочных инструментов, личностных опросников и профессиональных тестов
- Preboarding станет применяться активнее, потому, что он особенно важен для работы с удаленными кандидатами. От ATS систем потребуется управлять предобучением/информированием кандидатов
- Вознаграждение удаленных кандидатов и тех, кто выходит в офис может различаться, поскольку стоимость жизни в Москве и Ижевске (или в Силиконовой Долине или Аризоне) принципиально разная. При формировании и согласовании job офферов (что в современных ATS системах может быть автоматизировано) должны учитываться различные варианты рабочих графиков и вознаграждений для сотрудников в офисе и на удаленке
- Другие инструменты маркетинга HR - искать людей только в Москве и по всей стране - возможно придется расширять список каналов и инструметов для поиска и продвижения. А с ними придется интегрировать ATS системы

Что может измениться в других процессах - в следующих постах
Как новая реальность после пандемии может повлиять на HR технологии - часть вторая

Адаптация/onboarding
- Программы адаптации будут различаться не только для сотрудников разных должностей, но и для различных графиков работы. Инструменты автоматизации onboarding должны будут это учитывать
- Автоматизированные инструменты адаптации должны будут более четко управлять и контролировать процесс как для руководителя, так и для нового сотрудника. Это должен быть понятный, пошаговый план с напоминаниями и контролем. Без этого адаптировать удаленных сотрудников эффективно будет крайне сложно
- Доля дистанционных активностей в программе адаптации возрастет - электронные курсы, вебинары, электронные книги и базы знаний, собеседования с наставниками и экспертами в электронной форме
- Автоматизация оценки эффективности по итогам адаптации должна стать частью процесса. По тем же причинам, что и автоматизированный, пошаговый план адаптации
- Обучение и адаптация станут особенно трудными для молодых (junior) специалистов, которым традиционно нужно сидеть рядом с опытными экспертами для погружения в профессию. Потребуются инструменты для регулярной коммуникации - новая роль баз знаний, корпоративных социальных сетей и инструментов коммуникации с экспертами
- Использование ЭЦП при подписании форм и документов, электронный документооборот между новыми сотрудниками и HR-службой
- Внедрение сервисов HR-самообслуживания в отсутствие возможности "сходить ногами" к кадровикам

2 последних нукта справедливы не только для новых сотрудников, но и для всего персонала
У нас вышел очередной релиз WebTutor с кучей интересных фич и возможностей.

Завтра (3 июня) в 11:00 по московскому времени наш партнёр Михаил Протасов расскажет о том, что показалось ему самым интересным и важным в новом релизе. Присоединяйтесь к трансляции: https://m.youtube.com/watch?v=U0guklIBJjE
В системе WebTutor есть механизм, под названием "Скажи спасибо", который позволяет организовать непрерывную обратную связь и геймификацию этого процесса.

Пользователь получает раз в месяц/квартал определенное количество виртуальных баллов, с помощью которых можно поблагодарить коллегу. Набранные баллы можно использовать для получения виртуальных и реальных призов и бонусов.

Казалось бы, прекрасный и современный сопособ мотивации. Но, есть и подводные камни.

По просьбе клиента, мы собрали забавные и не очень проблемы, возникающие при внедрении такого рода сервисов. Их стоит учитывать при автоматизации, иначе вместо мотивации получится сплошное мошенничество:
- "Все говорим спасибо Васе" - случай из реальной жизни. Руководитель просит всех сотрудников подразделения сказать спасибо человеку, потому, что у него день рождения или ребенок родился. Проблема автоматизацией не решается, увы
- "Спасибо начальнику" - сотрудники регулярно и не совсем обоснованно передают свои "спасибо" любимому руководителю. Решается запретом на такие "спасибо" в интерфейсе или коэффициентом на который умножаются баллы, полученные таким образом
- "Спасибо друг другу" - два сотрудника (или больше) договариваются и по кругу передают баллы друг другу. Снова и снова. Решается автоматическим анализом транзакций и отчетом, выявляющим таких мудрецов. Ну, и аннулированием их баллов
- вариция на тему "спасибо друг другу" - все то же, но внутри подразделения. Проблема решается повышающими/понижающими коэффициентами - благодарность коллегами из смешанных подразделений может оцениваться выше чем соседям по офису.

Выводы с точки зрения технологий - система начисления баллов и контроля транзакций должна быть максимально гибкой, чтобы не пасть жертвой читинга и, как минимум, понимать обманывают ли вас.

Впрочем, безусловно, правильнее если HR может объяснить цель внедрения непрерывной обратной связи и создать атмосферу, при которой никто не будет заинтересован в обмане. Тогда и ловить жуликов не придется.

А если в атмосфере/культуре компании уверенности нет, то, возможно, технология "скажи спасибо" пока не для вас.
Многие компании хотят каким-то образом в режиме реального времени мониторить удаленных сотрудников. Зачем они это делают - отдельный вопрос. Похоже, такие усилия коррелируют с отсутствием четкой структуры и системы менеджмента и измеримых показателей эффективности.

Для мониторинга ставят софт, позволяющий подглядывать за активностью на компьютере сотрудника, периодически делать фото сотрудника, заставлять отвечать на неожиданные вопросы в течение рабочего дня...

Подобный подход к наблюдению позволяет отследить когда сотрудник в рабочее время и с рабочего компьютера полезет на нерабочий сайт (впрочем, зачем это делать с рабочего ноута, если есть телефон?) или уйдёт на два часа гулять с собакой. Но, никак не отследит несущественные изменения в производительности.

Соответственно, рождаются инструменты на базе AI, которые могут выступать виртуальными надсмотрщиками над распределённым по домам пролетариатом. Идея инструмента - скормим AI алгоритму все возможные данные из текущих учётных систем (почта, CRM, service desk, чат, ...), а он автоматически и в режиме реального высчитает индекс производительности, анализируя отклонения от оптимума и ежедневной рутины. Такой постоянный, никогда не устающий, большой брат.

Таких стартапов появляется немало. Про один из них статья в MIT Technology Review. Как к таким технологиям отнесутся сотрудники? Сомнительно, что они полюбят большого брата, который заметит (и расскажет менеджеру), что у вас сегодня болит голова и вы работает на 12.5% менее эффективно пикового показателя прошлой недели в среднем по вашему отделу.

Что будет лучше для бизнеса в долгосрочной перспективе - тотальный контроль или доверие сотрудников - покажет практика.
Технологии, на которых построены многие EdTech/HRTech решения устаревают и уходят в небытие. Одной из таких технологий является Adobe Flash, которая долгое время была основой для многих вебинарных решений и инструментов создания интерактивных курсов.

С января 2021 года Flash будет отключен во всех современных браузерах.

В связи с этим, есть несколько новостей, о которых стоит рассказать:
1) Мы выпустили бета версию нового виртуального класса на WebRTC. Без flash и без необходимости устанавливать на мобильные устройства специализированные приложения. Об этом читаем здесь: http://blog.websoft.ru/2020/05/websoft.html

2) А компания Microsoft, наконец, начала автоматически дистрибутировать обновленный Edge на базе Chromium. Очень надеюсь, что после этого ситуация с поддержкой WebRTC в браузерах Microsoft улучшиться: https://habr.com/ru/news/t/505308/

3) Apple, наконец, перевела WebRTC на iOS-совместимых устройствах из Experimental в финальный статус в последних обновления Safari

Итого, жизнь налаживается и есть все шансы на новую вебинарную жизнь на новых технологиях и основных современных браузерах!
Многие из тех, кто перешел на удаленку, обнаружили, что стали работать больше и ненормированно. Используя при этом все устройства, которые есть в наличии - собственные компьютеры и телефоны, планшеты, забранные у детей и домочадцев. Нам известен даже "клинический" случай человека, который вывел корпоративный dashboard на экран своего SmartTV. Его детям приходится ждать, когда папа закончит работать, чтобы посмотреть мультики на большом экране ;)

Обнаружили это и в Государственной Думе. И решили отрегулировать нормирование рабочего дня и обязать работодателей, компенсировать расходы на оборудование и интернет удаленным работникам:
http://duma.gov.ru/news/48599/

Так что, весьма вероятно, что скоро, компаниям, которые планировали экономить на аренде офисов, придется тратить часть сохраненных денег на организацию домашних рабочих мест своих дистанционных сотрудников
Может ли техническое задание на автоматизацию бизнес-процессов противоречить декларируемым ценностям компании/проекта?

Казалось бы, это просто ТЗ. А, вот вам реальные функциональные требования на автоматизацию:
1. (Где-то в преамбуле) проект автоматизации ... реализуется для повышения прозрачности процессов, создания атмосферы открытости, улучшения обмена идеями, ... (В общем сплошь благие цели про бирюзу и диджитализацию)
2. (В середине требований) механизм общения между пользователями предполагает строгую регламентацию в соответствии с организационной иерархией. Ну и далее, про то, что обратиться с новой идеей, обращением, жалобой к Директору Департмента может только сотрудник N-1 грейда, при условии согласования с сотрудником грейда M и функциональным руководителем...

Очевидно, что требование пункта 2 противоречат идеологии проекта, декларированной в пункте 1. Какая открытость и обмен идеями, если каждый чих согласуется 10 участниками лишь бы не потревожить покой Директора Департамента?

Взлетит ли такой проект? Весьма вероятно, нет или с очень большим трудом.

Должен ли внутренний эксперт и подрядчик «ловить» такие противоречия и не допускать их в финальное ТЗ? Даже если это вызовет сложный разговор/конфликт с заказчиком?

С нашей точки зрения - должен. Ибо, лучше сложный разговор на этапе ТЗ, чем на этапе, когда полностью реализованный проект не взлетит.