Кнопка Хорошо – Telegram
Кнопка Хорошо
7.83K subscribers
186 photos
1 video
147 links
Прокачиваем софтскилы, общение с коллегами и боссами, внедряем продуктовые практики. Сдобрено инфостилем, примерами и комиксами.
Download Telegram
Пишите, что хотите от собеседника. 2 часть о культуре переписки

🧔Коля переписывается с коллегой. Ему нужно, чтобы коллега поставил задачу в свой отдел. Коля пишет о проблеме, говорит абстрактные фразы типа "работа должна быть сделана", скидывает скриншоты с ошибками.

Цель Коли не вылить информацию на коллегу, а сделать задачу. Для этого он должен убедится, что задача понятна и будет сделана в какие-то сроки. Не нужно ожидать, что что-то само произойдет - нужно призвать коллегу к действию. Например, спросить: "Когда к тебе вернуться за оценкой и сроком?".

"Ну это же очевидно!", - скажет Коля. Нет, очевидное Коле - не очевидно никому.

👩Если задача проинформировать коллегу - можно попросить обратную связь, спросить все ли ясно человеку. Иначе сообщение выглядит как непонятная задача.

P.s.: Если вы получаете "тексты" без запросов - не стесняйтесь возвращать их владельцу. Достаем из арсенала фразы "Что от меня нужно?", "Что ты хочешь с этим делать?". Не додумываем и не делаем работу за коллегу.

#софтскилы
1
​​🌚 Ну предложи ты что-нибудь уже

Бесит, когда новопришедних спустя неделю работы спрашивают, что можно улучшить в процессах. Приходит человек на первую ретроспективу, ведущий смотрит исподлобья и уговаривает: "Ну может ты уже что-то увидел и хочешь нам сказать. Мы открыты к изменениям".

💭 Ребят, я у вас неделю проработала, конечно у вас все не так, а надо делать так, как у меня было на прошлой работе.
Вот что можно ожидать в ответ.

Такие вопросы не только не полезны, но и ставят новенького в неловкое положение. У тебя в голове 0 идей, значит с тобой что-то не так. И вроде понимаешь, что толком не разобралася что тут происходит - как тут можно что-то предлагать? Но и с другой стороны, тебя же взяли на работу, нужно себя проявить, оправдать свою ценность. А там и, синдром самозванца, привет!

В командах я начала предлагать улучшалки на 2-ом месяце работы. В процессах - через полгода, начиная с небольших мелочей. Это норм, и это подтверждают руководители команд и направлений в Актионе, с которыми я пообщалась на эту тему. Я спросила - когда от сотрудника можно ожидать, что он начнет предлагать улучшения.
👉 Ответы по команде свелись к тому, что это 1-3 месяца.
👉 В компании - полгода-год.

Основной гайдлайн:
Зависит от уровня компетенций человека, но в любом случае, когда он полностью поймет процесс, примет правила команды и может предложить нечто не только с высоты своего предыдущего опыта, а в привязке к специфике команды и проектов. Плюс, у него есть обоснованная позиция.

👉 Дайте вашим подопечным погрузиться в процессы и проект, не ожидайте от них высот сразу.

👉 Если сами оказались под давлением, не расстраивайтесь, если пока ничего не получается предложить.
1
Раздраженные люди. I часть. Что делать, когда на вас раздражаются?

Проблема
Бывают ситуации, когда вы общаетесь с коллегой по задаче - задаёте вопросы, ковыряете проблему и вдруг чувствуете, что коллега начинает отвечать вам с раздражением. Изменился характер его ответов в переписке, тон голоса на созвоне или невербальные признаки на офлайн встрече дают вам это понять.

В ответ на раздражение вы:
А) остаетесь хладнокровным, потому что умеете работать со своими эмоциями и понимаете эмоции товарища. Можете разрулить ситуацию.
Б) "бьёте или бежите" - вас бросает в жар, раздражение вызывает ответное раздражение. Либо вы его выплескиваете, либо превращаете в обиду и закапываете внутрь себя.

Вы не понимаете "очевидных" вещей, задаете вопросы → коллега раздражается
Очевидные вещи для одного - не очевидны для другого. Если вы понимаете, что коллега владеет всей информацией, но выдает ее по кусочкам с подтекстом "элементарно, Ватсон" - скажите ему об этом. Покажите почему его объяснение не работает.

🆘 ДО (бьём)
Ваня: 😗 А для чего нужна эта задача?.
Боря: 🙄 Ну, там же, написано.
Ваня: 😠 Ну, я как бы прочитал, что ты написал, но спрашиваю тебя, потому что мне не понятно!

ПОСЛЕ
Ваня: 😗 "А для чего нужна эта задача?".
Боря: 🙄 "Ну там же, написано".
Ваня: 🤨 "Смотри, там написано что нужно сделать, но не написано для чего - какую проблему мы хотим решить. Если они напишут для чего нужно, может мы по-другому задачу даже будем решать".

Когда вы допустили ошибку → для вас приходится повторять
Радикалы скажут - нафига работать с человеком, который со второго раза не понимает или дважды допускают одну и ту же ошибку. Но не все так однозначно. Бывают сложные проекты, контракты, бизнес-логика, говнокод, в которых сразу не разобраться.

Это нормально, если вы не схватываете все налету и задаете уточняющие вопросы. Я бы рекомендовала признать непонимание, не оказывать сопротивления и дожимать вопросы. Молчать - не вариант, если вы что-то не поймете сейчас - вы не сможете решать задачи потом.

🆘 ДО (бежим)
Ася: 😤 Логировать время на встречи нужно в другую задачу, если мне еще раз придется это повторять я буду ругаться! (по сути, уже ругается)
Яша: 😶 (молчит в чате)

ПОСЛЕ
Ася: 😤 Логировать время на встречи нужно в другую задачу, если мне еще раз придется это повторять я буду ругаться!
Яша: 🧐 Мой косяк. Эта задача постоянно уходит из вида, может можно что-то придумать с этим?
Ася: 🤨 А ты нажимал на звездочку? Нажми на отслеживание, она всегда у тебя будет вверху списка.

Открытый разговор, признание эмоций 🔥
Если вы понимаете, что мелкий косяк за вами, но реакция коллеги не дает уже дышать - открыто поговорите о ваших чувствах. Говорите "я чувствую себя, когда ты...", а не "ты делаешь не так".
Наша проблема во многом случается потому, что нас не учат в детстве справляться и переживать негативные эмоции. Поэтому пассивная агрессия в этих ситуациях цветет и пахнет.

HOW TO
Алла: 😔 Ты довольно остро реагируешь, когда я допускаю мелкие косяки в оформлении задач. Я понимаю, что я не права, и я корректирую ошибки, благодаря твоим замечаниям. Я чувствую себя убого, меня немного задевает сама реакция.
Даша: 😐 Да, меня раздражает, когда приходится несколько раз повторять, у меня есть такая особенность. Но я послежу за формулировками.

P.s.: Такое можно проворачивать, даже с руководителем.

Продолжение завтра, и еще в конце серии будет много картиночек 😉
1
Раздраженные люди. II часть. Если это вы раздражаетесь

Если вы ловите себя на том, что раздражаетесь - выдохните и подумайте, почему человек не понял?

Если есть возможность ответить не сразу - отстранитесь от чатика, чтобы ненароком не написать что-нибудь язвительное.
Подумайте, что не так с донесением информации. У вас есть свой контекст ситуации, а у человека - свой. Вам может казаться, что "это очевидно и просто", а человек даже не должен вникать в проблематику. Эмпатия - ваш друг.

🆘ДО
Анна: 😐 "Когда будет задача готова?"
Вася: 😤 "Вы ее только создали, нам ее еще вобще-то оценить нужно." 💭Вот же люди, опять одно и то же, сразу КОГДА, никакого уважения к работе других людей и понимания процессов.

ПОСЛЕ
Анна: 😐 "Когда будет задача готова?"
Вася: 🙂 "Скажу на следующей неделе уже - доработки мы оцениваем раз в неделю по вторникам." 💭 Ей просто нужно руководству сказать дату и даже незачем вникать в наши процессы.

Помните, раздражением вы ничего не добьетесь. Ваше раздражение легко считывается и в следующий раз человек побоится задать вопрос или будет раздражаться на вас в ответ. Даже в тяжелых случаях, когда одно и то же говоришь, но человек в упор не понимает, не делает или не хочет понимать - лучше прибегать к открытому диалогу, дисциплинарным разговором или влиять через руководителя.

#софтскилы
1
Раздраженные люди. Примеры в карточках

#софтскилы
1👍1
​​Синдром отложенной жизни

Если есть чувство, что "скоро заживем", "скоро будет лучше", "начнутся интересные задачи", то это вы - на витке вашей личной эволюции.
Можно годами находиться на этом витке и ждать событие, которое запустит "лучшую жизнь".
📆 Сейчас, ребенок в школу пойдет, и я начну уделять себе больше времени.
📆 Вот родителей перевезу и пойду на курсы.
📆 Кредит сначала выплачу, потом буду думать о смене работы.

Но правда в том, что мы не можем себе этого позволить. Завтра мы будем старее, менее энергичны, и найдется еще +1 причина, чтобы никогда не начать.

🍭 У меня обычно синдром отложенной жизни проявляется вместе с кризисом личного роста. Но недавно я словила что-то новое. Февраль, март были сильно насыщенными на события. Потом вся движуха резко прекратилась. Мой организм не понял, куда делась движуха, но стало очевидно, надо отдохнуть. В итоге я сижу и жду, когда снова будет много движухи. Правда, чтобы "движуха снова началась" - я осознанно ничего не делаю. Так, появляется новая отмазка - это все, потому что я в отпуск не ходила. Вот в отпуск схожу, наберусь энергии и потом как все круто будет.

Жизнь не на паузе, жизнь идет сейчас и ответственность за то, чтобы оказаться в точке Б на одном конкретном человечке 😉 Поэтому надо себя подопнуть, вспомнить свою цель, понять какой следующий шаг и сделать его.

🍭 Поставила эксперимент. Надела старый силиконовый розовый браслет, как напоминание, что ответственность за принятие решений на мне. Когда есть желание впасть в меланхолию и отложить что-то на выходные (топ решение последних недель) - он попадается мне в поле зрения и помогает себя ментально пнуть.
1
Что если говорить ДА?

💁‍♀️Год назад мне не хватало ощущения, что в моей жизни есть что-то помимо работы и дома. Хотелось создавать свои проекты, делать что-то "сверху", быть бизи-вумен. Я понимала, если ничего не менять, то пет-проект сам не постучится в дверь, а на утро ты не проснешься с ютуб-каналом.

🙋‍♀️Надо выходить из зоны комфорта, и самой искать приключения. Так, я начала говорить себе ДА на все IT-шные движухи, которые в меня прилетали. С этого и начался мой телеграм-канал. Конференция? Ок. Статья? Ок. Консультация? Ок. Чем-то помочь? Ок.

Я была в восторге от этого подхода - он классно вытаскивает тебя из скорлупы. Жизнь наполняется движением и активностями в геометрической прогрессии. Но год в таком режиме подошел к концу, и спойлер - я уже не хочу говорить ДА на все подряд.

Почему:
1. Увлеклась и не заметила ограниченность своего ресурса. Такой был февраль и март. Кажется, я до сих пор разгребаю последствия. (привет, пост номер 129)
2. Можно сказать ДА на то, что тебе не нужно. Отдавать свои ресурсы и энергию на то, что приносит минимальный результат или никакого вообще. С учетом первого пункта, к этому относишься серьезнее.

💆‍♀️Сейчас меня вдохновляет подход 80/20 или принцип Парето. Это когда ты сосредотачиваешься на действиях, которые приносят больший результат. И я пытаюсь интегрировать этот принцип в жизнь.
«20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата»(с)

Например, когда мне предлагают какую-то активность, которую вроде можно сделать, а вроде и не нужно, я говорю - сорри, но нет. Или у меня возникает в голове идея - я задаю себе вопрос "а как это мне поможет в достижении моей цели?". Если никак или это не приносит никакого морального удовольствия и удовлетворения - сорри, но нет. Это не только про границы, но и про любовь и уважение к себе - я ж человек, мне надо отдыхать и бежать к своим целям как-то.

Вывод, всегда говори да - хороший инструмент, чтобы расшевелить себя. Прям рекомендую. Но надо трезво оценивать свои ресурсы и понимать, когда остановиться.
👍31
К посту про изменения были комменты про ребят, которые в компании через 2 дня уже могут сказать "что не так".

Хочется вытащить эту инфу из комментов сюда и сказать: да, если вы видите дыры сразу, никто не просит ждать полгода, дерзайте!

В компаниях с незрелыми процессами или где они отсутствуют - идеи появятся сразу. И они даже будут хорошими, если у вас есть опыт и вы понимаете какую задачу нужно решить.

👉 Например, к нам обращается клиент с проблемой:
"Я говорю что делать, но мы получаем не тот результат. Начальство недовольно, делаем непонятно что, а между тем задач становится больше и надо как-то масштабироваться. Помогите пофиксить."
За кадром у нас два разработчика, которые пилят и поддерживают сайт, срм, системы складского учёта и еще кучу всего.
Выделяем менеджера, он проводит день с командой, смотрит в таск трекер, общается с программистами, читает задачи, слушает как происходит оценка задач и планирование.

Что видит менеджер? Хотелок много, их хорошо описывают, а вот с приоритетами - беда. Они меняются в ходе работы над задачами, как и сама постановка задач после оценки. Еще обновленную постановку в таск трекере никто не обновляет, все на бумажках и в чатиках. И это только начало.

Нужно ли тут ждать, чтобы что-то предлагать? Нет.
Хотя, конечно, могли клиенту сказать, мы к вам еще пару недель походим, а то не понятно. Кстати, с вас 1500 рублей/ час за это.
1
Хочется оставить тут идеи на тему - какие улучшения предлагать

Если у вас 0 идей, а хочется быть полезным и проявлять свой потенциал - начните с малого.

🙋Узкие места в процессах. Например, вас что-то тормозит постоянно, приходится долго ждать аппрувов, фидбека.

🙋Неудобные, сложные формы для заполнения - избыточные данные, сложные форматы. Например, каждый раз когда вы заполняете юзер стори - вы страдаете. Это можно изменить.

🙋Данные в отчетах, которые никто не смотрит, но еще заполняются. Потребности меняются, даже в отчетах.

🙋Встречи. Например, состав участников может быть не актуальным. Кто-то сидит и молчит всю встречу, может даже это вы.

🙋 Задачи, которые занимают тонну времени и дают мало выхлопа. Если описание задачи занимает в три раза больше времени чем ее сделать, то можно задуматься о целесообразности такого описания.
1