Изучение налогового опыта дружественных стран для неквалифицированного пользователя дело неблагодарное - официальные источники неинформативны. Поэтому обращусь к источникам неофициальным. Из них можно узнать, что у двух наших союзников - Мьянмы и Зимбабве - подоходный налог, кажется, пропорциональный. В первом случае его ставка составляет 25 процентов, во втором - все 40 (раньше было ещё выше).
В Мьянме налоговая система в этой части стабильна, последнее повышение ставки на 5 процентов случилось в 2016 году. В Зимбабве всё не так просто и ставки меняются довольно часто, причём и на увеличение и на уменьшение.
В Мьянме налоговая система в этой части стабильна, последнее повышение ставки на 5 процентов случилось в 2016 году. В Зимбабве всё не так просто и ставки меняются довольно часто, причём и на увеличение и на уменьшение.
Магия цифр.
ФЭО к налоговому законопроекту: дополнительные поступления НДПИ по добыче нефти в 2023 году ожидаются в размере 208 млрд.руб.
Пояснительная записка к проекту бюджета: изменение законодательства в части введения повышающего коэффициента Кнв - дополнительные доходы в 2023 году в размере 234,5 млрд.руб.
Разница в 26 млрд.руб., вероятно, должна была возникнуть за счёт корректировки параметров обратного акциза на дисконт "Юралс". Но узнать об этом из материалов невозможно - такой корректировки по нефтяному НДПИ нет.
Итак, планировали 208 млрд., а в бюджет заложили 234 млрд. Кто-то скажет: зачем придираться, плюс минус 26 млрд.рублей - какая разница. Но, с другой стороны: сколько ещё таких "копеек" в расчётах? А они ведь рубль берегут.
И не забываем: НДПИ для всех, акциз - для избранных.
ФЭО к налоговому законопроекту: дополнительные поступления НДПИ по добыче нефти в 2023 году ожидаются в размере 208 млрд.руб.
Пояснительная записка к проекту бюджета: изменение законодательства в части введения повышающего коэффициента Кнв - дополнительные доходы в 2023 году в размере 234,5 млрд.руб.
Разница в 26 млрд.руб., вероятно, должна была возникнуть за счёт корректировки параметров обратного акциза на дисконт "Юралс". Но узнать об этом из материалов невозможно - такой корректировки по нефтяному НДПИ нет.
Итак, планировали 208 млрд., а в бюджет заложили 234 млрд. Кто-то скажет: зачем придираться, плюс минус 26 млрд.рублей - какая разница. Но, с другой стороны: сколько ещё таких "копеек" в расчётах? А они ведь рубль берегут.
И не забываем: НДПИ для всех, акциз - для избранных.
По акцизу на нефтяное сырьё.
Так же, как и по НДПИ на нефть, в бюджет на 2023 год заложена сумма большая, чем предусмотрено налоговым законопроектом.
Законопроект: 212 млрд.руб. Пояснительная записка к бюджету: 248 млрд.руб. Разница 36 млрд.руб. Никаких дополнительных корректировок в расчётах нет - посмотрите таблицу 3.7 пояснительной записки.
Ещё одна интересная особенность: каким-то чудом дисконт, учитываемый в сентябре-декабре текущего года, уменьшает поступления 2024 года на 29,3 млрд.руб.
Для информации: в следующем году общий объём возмещения по данному акцизу оценивается в 2143 млрд.руб., из которых 1492 млрд.руб. приходятся на демпфер Кдемп, а 135 млрд.руб. на инвестиционный вычет Кинв.
Так же, как и по НДПИ на нефть, в бюджет на 2023 год заложена сумма большая, чем предусмотрено налоговым законопроектом.
Законопроект: 212 млрд.руб. Пояснительная записка к бюджету: 248 млрд.руб. Разница 36 млрд.руб. Никаких дополнительных корректировок в расчётах нет - посмотрите таблицу 3.7 пояснительной записки.
Ещё одна интересная особенность: каким-то чудом дисконт, учитываемый в сентябре-декабре текущего года, уменьшает поступления 2024 года на 29,3 млрд.руб.
Для информации: в следующем году общий объём возмещения по данному акцизу оценивается в 2143 млрд.руб., из которых 1492 млрд.руб. приходятся на демпфер Кдемп, а 135 млрд.руб. на инвестиционный вычет Кинв.
В целом складывается впечатление, что налоговый законопроект и доходную часть федерального бюджета писали разные люди.
Помимо несоответствий по НДПИ на газ, НДПИ на нефть и акцизу на нефтяное сырьё имеем следующие расхождения:
- акциз на сахаросодержащие напитки в законопроекте 35 млрд.руб., в бюджете 25 млрд.руб.;
- налог на прибыль производителей СПГ в законопроекте 200 млрд.руб., в бюджете 150 млрд.руб.;
- выпадающие доходы от корректировки акциза на жидкую сталь в законопроекте 29,4 млрд.руб., в бюджете - всего 2,6 млрд.
Не хочется бросать громких обвинений, но объяснения по данному поводу не помешали бы. Уж больно интересно, в каком из двух документов правительство ошиблось.
Помимо несоответствий по НДПИ на газ, НДПИ на нефть и акцизу на нефтяное сырьё имеем следующие расхождения:
- акциз на сахаросодержащие напитки в законопроекте 35 млрд.руб., в бюджете 25 млрд.руб.;
- налог на прибыль производителей СПГ в законопроекте 200 млрд.руб., в бюджете 150 млрд.руб.;
- выпадающие доходы от корректировки акциза на жидкую сталь в законопроекте 29,4 млрд.руб., в бюджете - всего 2,6 млрд.
Не хочется бросать громких обвинений, но объяснения по данному поводу не помешали бы. Уж больно интересно, в каком из двух документов правительство ошиблось.
Газпром и демпфер
Иногда чтение материалов к федеральному бюджету может привести к некоторым открытиям, переворачивающим представление о налоговых пристрастиях минфина. Одним из таких открытий для любого читателя станет желание поделиться с Газпромом богатым налоговым опытом нефтянки и ввести для него демпфер. Да-да, именно демпфер и именно только для Газпрома. Об этом написано на странице 41 пояснительной записки к проекту бюджета.
Все любители нефтяных демпферов знают, что они призваны стимулировать компании поставлять топливо на внутренний рынок. Здесь же осчастливить Газпром планируется по газу, который поставляется по "Голубому потоку". Излишне говорить, что в налоговом законопроекте такого предложения нет - узнать о том, что именно предлагается и зачем, у депутатов пока не получится. Да и не нужно им это, ведь дополнительные поступления от этой новации в 2023 году планируются в размере "всего" каких-то 117,7 млрд. рублей (таблица 3.17 пояснительной записки). Ничто в сравнении с 600 миллиардами, которые уже "потерялись" по Газпрому при составлении бюджета.
А вот сенаторам стоило бы побеспокоиться. Потому что все инициативы минфина по Газпрому - прямые убытки региональных бюджетов, причём убытки немалые. Если при введении дополнительного НДПИ в текущем году предусмотрели некую защитную норму от снижения налога на прибыль, пусть и не самую эффективную, то сейчас никаких особенностей не устанавливается. Поэтому вся сумма дополнительных налогов уменьшит налоговый потенциал регионов присутствия компании.
Иногда чтение материалов к федеральному бюджету может привести к некоторым открытиям, переворачивающим представление о налоговых пристрастиях минфина. Одним из таких открытий для любого читателя станет желание поделиться с Газпромом богатым налоговым опытом нефтянки и ввести для него демпфер. Да-да, именно демпфер и именно только для Газпрома. Об этом написано на странице 41 пояснительной записки к проекту бюджета.
Все любители нефтяных демпферов знают, что они призваны стимулировать компании поставлять топливо на внутренний рынок. Здесь же осчастливить Газпром планируется по газу, который поставляется по "Голубому потоку". Излишне говорить, что в налоговом законопроекте такого предложения нет - узнать о том, что именно предлагается и зачем, у депутатов пока не получится. Да и не нужно им это, ведь дополнительные поступления от этой новации в 2023 году планируются в размере "всего" каких-то 117,7 млрд. рублей (таблица 3.17 пояснительной записки). Ничто в сравнении с 600 миллиардами, которые уже "потерялись" по Газпрому при составлении бюджета.
А вот сенаторам стоило бы побеспокоиться. Потому что все инициативы минфина по Газпрому - прямые убытки региональных бюджетов, причём убытки немалые. Если при введении дополнительного НДПИ в текущем году предусмотрели некую защитную норму от снижения налога на прибыль, пусть и не самую эффективную, то сейчас никаких особенностей не устанавливается. Поэтому вся сумма дополнительных налогов уменьшит налоговый потенциал регионов присутствия компании.
Лукойл и море
Не сомневаюсь, что многие регионы будут рады тем цифрам, которые предоставлены в обоснование доходов федерального бюджета на 2023 год. Но Калмыкия, Дагестан и Астраханская область могут рассчитывать на дополнительные стимулы - для этого им достаточно заглянуть в приложение 2 к пояснительной записке. Там в пункте 1.1.1.5 можно увидеть последствия изменения налогового режима для месторождения им. Ю.Корчагина. А присмотревшись внимательнее к приведенным цифрам можно узнать, что единственным последствием для федерального бюджета является снижение НДПИ на 27,7 млрд.рублей.
И тут прикаспийским регионам, конечно, можно было бы и порадоваться - НДПИ снижается, значит прибыль будет расти. А с учётом обещанного межбюджетного перераспределения "а-ля КГН" для региональных бюджетов всё могло бы сложиться в этой части довольно неплохо.
Но...
Снижение НДПИ было не единственным решением по данному месторождению. Вместе с ним налог на прибыль задним числом был повышен до 50 процентов. И не только повышен, а полностью консолидирован в федеральный бюджет. И если коллеги из регионов захотят узнать, о какой именно части налога каспийских месторождений идёт речь, они этого не увидят - в расчётах только НДПИ. Поэтому своё бюджетное планирование им придётся осуществлять в этой части на ощупь. Если, конечно, кто-то из депутатов или сенаторов от этих регионов не задаст соответствующие вопросы и при этом получит внятные и обоснованные ответы.
Такова на этот раз специфика бюджетного процесса.
Не сомневаюсь, что многие регионы будут рады тем цифрам, которые предоставлены в обоснование доходов федерального бюджета на 2023 год. Но Калмыкия, Дагестан и Астраханская область могут рассчитывать на дополнительные стимулы - для этого им достаточно заглянуть в приложение 2 к пояснительной записке. Там в пункте 1.1.1.5 можно увидеть последствия изменения налогового режима для месторождения им. Ю.Корчагина. А присмотревшись внимательнее к приведенным цифрам можно узнать, что единственным последствием для федерального бюджета является снижение НДПИ на 27,7 млрд.рублей.
И тут прикаспийским регионам, конечно, можно было бы и порадоваться - НДПИ снижается, значит прибыль будет расти. А с учётом обещанного межбюджетного перераспределения "а-ля КГН" для региональных бюджетов всё могло бы сложиться в этой части довольно неплохо.
Но...
Снижение НДПИ было не единственным решением по данному месторождению. Вместе с ним налог на прибыль задним числом был повышен до 50 процентов. И не только повышен, а полностью консолидирован в федеральный бюджет. И если коллеги из регионов захотят узнать, о какой именно части налога каспийских месторождений идёт речь, они этого не увидят - в расчётах только НДПИ. Поэтому своё бюджетное планирование им придётся осуществлять в этой части на ощупь. Если, конечно, кто-то из депутатов или сенаторов от этих регионов не задаст соответствующие вопросы и при этом получит внятные и обоснованные ответы.
Такова на этот раз специфика бюджетного процесса.
Любителям веселого налогового чтения рекомендую хвалебную статью в Российской газете. Из неё Вы узнаете, что налоговые расходы публикуются (сенсация!) впервые. А также о том, что НДС не облагается "целый пласт трансакций" - потому что речь идёт о "сутевых принципах налоговой системы". И другие важные и респектабельные сведения от не менее важных и респектабельных экспертов.
О том, что налоговые расходы представляются в парламент в виде простого набора бездушных цифр без какой-либо оценки и рекомендаций, а также о том, что в них содержатся недостоверные и неполные сведения, из статьи Вы не узнаете.
Потом об этом кратко напишу у себя.
О том, что налоговые расходы представляются в парламент в виде простого набора бездушных цифр без какой-либо оценки и рекомендаций, а также о том, что в них содержатся недостоверные и неполные сведения, из статьи Вы не узнаете.
Потом об этом кратко напишу у себя.
Российская газета
Минфин раскрыл свои подходы к управлению налоговыми льготами - Российская газета
Минфин раскрыл логику предоставления налоговых льгот. Хотя прозрачность и повысилась, для бизнеса налоговая политика не станет более предсказуемой.
Не разделяю оптимизма по поводу постулатов. Минэнерго в общем и Сорокиным в частности сформулировано и без того достаточно.
Намного интереснее смотреть цифры. Мне лично они об эффективности пока не говорят.
Намного интереснее смотреть цифры. Мне лично они об эффективности пока не говорят.
Telegram
Нефтегазовая вертикаль
Сорокин: «России придётся бороться за себестоимость»
Необходима кооперация бизнеса и науки
Основная задача России - сопряжение потребностей ТЭК с возможностями науки, заявил первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в ходе конференции «Территория…
Необходима кооперация бизнеса и науки
Основная задача России - сопряжение потребностей ТЭК с возможностями науки, заявил первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в ходе конференции «Территория…
Уже обращал внимание на то, что в проекте бюджета на 2023 год суммы выпадающих доходов по акцизу на жидкую сталь (за счёт изменения цены отсечения) существенно занижены в сравнении с ФЭО к налоговому законопроекту - 2,6 против 29,4 млрд.руб. Что это означает, скорее всего знают только два человека - Силуанов и Сазанов.
Но и это не единственная интрига. Если внимательно посмотреть таблицу 3.17 пояснительной записки к проекту бюджета, то можно увидеть и другие планируемые изменения по данному акцизу - в 2024 и 2025 годах на 1,5 и 0,7 млрд.руб. соответственно. Думаю, суммы особого значения не имеют, намного важнее сам факт запланированных "донастроек". А в цифрах минус легко может превратиться в плюс, так же как и миллиард в десяток миллиардов. Так что металлургам расслабляться не следует.
Но и это не единственная интрига. Если внимательно посмотреть таблицу 3.17 пояснительной записки к проекту бюджета, то можно увидеть и другие планируемые изменения по данному акцизу - в 2024 и 2025 годах на 1,5 и 0,7 млрд.руб. соответственно. Думаю, суммы особого значения не имеют, намного важнее сам факт запланированных "донастроек". А в цифрах минус легко может превратиться в плюс, так же как и миллиард в десяток миллиардов. Так что металлургам расслабляться не следует.
Во всём этом (вырезано цензурой) есть и приятные новости.
Сегодня старший получил свою первую в жизни оценку. И это пятёрка. И пусть с минусом, но зато в музыкальной школе!
Так что 🥂
Сегодня старший получил свою первую в жизни оценку. И это пятёрка. И пусть с минусом, но зато в музыкальной школе!
Так что 🥂
Комитет 13.10.pdf
920.9 KB
Насыщенная повестка бюджетного комитета на завтра.
Отдельное внимание не содержанию, а форме. Поскольку в скором времени у подписанта приставка "и.о." видимо исчезнет.
Отдельное внимание не содержанию, а форме. Поскольку в скором времени у подписанта приставка "и.о." видимо исчезнет.
Из новостного фона последних дней выделяются две сенсационные новости (орфография сохранена).
Первая. "Правительство повышает ставку налога на прибыль на СПГ". По мнению авторов "новости" минфин таки оценивает допдоходы в 200 млрд.руб.
Вторая. Минэнерго не ждёт роста цены бензина из-за корректировки демпфера. "Мы не видим какого-то эффекта" - цитата от замминистра.
И всё это продолжает всерьёз обсуждаться с умным видом, как действительно новости, действительно достойные обсуждения. Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков...
Первая. "Правительство повышает ставку налога на прибыль на СПГ". По мнению авторов "новости" минфин таки оценивает допдоходы в 200 млрд.руб.
Вторая. Минэнерго не ждёт роста цены бензина из-за корректировки демпфера. "Мы не видим какого-то эффекта" - цитата от замминистра.
И всё это продолжает всерьёз обсуждаться с умным видом, как действительно новости, действительно достойные обсуждения. Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков...
Сравнил цифры по акцизу на нефтяное сырьё из прошлогоднего и текущего проектов бюджета.
По общей сумме на текущий год ошиблись в три с небольшим раза (3,1 трлн. против 940 млрд.). Всего-то.
Доля демпфера в общей сумме обратного акциза в 2023 году предполагалась на уровне 9 (!) процентов (76,1 из 883,9), а теперь планируется почти в 70 (!!) процентов (1492,3 из 2142,9). Всего-то.
Что увидим по факту - вопрос конечно интересный. Будут вам и стратегия, и рынок, и какао с чаем.
По общей сумме на текущий год ошиблись в три с небольшим раза (3,1 трлн. против 940 млрд.). Всего-то.
Доля демпфера в общей сумме обратного акциза в 2023 году предполагалась на уровне 9 (!) процентов (76,1 из 883,9), а теперь планируется почти в 70 (!!) процентов (1492,3 из 2142,9). Всего-то.
Что увидим по факту - вопрос конечно интересный. Будут вам и стратегия, и рынок, и какао с чаем.
Как здорово, что на исходе четвертого года демпфирования очевидное перестает быть невероятным.
Поведайте уже всю правду. Речь всё-таки о трёх триллионах бюджетных средств.
Поведайте уже всю правду. Речь всё-таки о трёх триллионах бюджетных средств.
Telegram
Минфин России
☁️ Минфин России считает неприемлемым экспорт нефтепродуктов, за которые компании получили выплату из бюджета по демпферу и которые предназначаются для внутреннего рынка. Об этом сказал Статс-секретарь-замминистра финансов Алексей Сазанов журналистам на #РЭН.…
Сейчас в бюджетном комитете совфеда обсуждают ЕНП. Представитель ФНС сообщила, что к эксперименту в текущем году присоединились 762 налогоплательщика и всё у всех хорошо.
Понравилось, как она называет страховые платежи - "страхи". Внушает.
Понравилось, как она называет страховые платежи - "страхи". Внушает.
Представитель минфина в совфеде: главное, чего мы боимся при обсуждении прогрессивного НДФЛ - это то, что зарплаты опять уйдут в тень.
На заседании думского бюджетного комитета статс-секретарь Сазанов подтвердил, что никакой компенсации регионам в связи с новыми налогами в ТЭК пока не предусмотрено.
Исходя из оценки дополнительной нагрузки в 1,3 трлн.рублей выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ только по налогу на прибыль могут составить в следующем году более 200 млрд.рублей.
Как будет решаться вопрос, минфин пока не знает. Или знает, но не говорит.
Исходя из оценки дополнительной нагрузки в 1,3 трлн.рублей выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ только по налогу на прибыль могут составить в следующем году более 200 млрд.рублей.
Как будет решаться вопрос, минфин пока не знает. Или знает, но не говорит.
Самотлор и тайна: часть 3
Считайте это чем угодно, но интрига с дополнительной льготой Самотлору так и не даёт покоя. Ведь приняли её зачем-то, а потом даже в пояснительной записке к бюджету про неё написали. Но если верить расчётам, то льготы нет.
Видимо дело в том, что помимо уникальных "средневзвешенных за налоговый период" налоговых ставок в льготе присутствует ещё один параметр - рублёвая цена Юралс по правилам НК, которая должна быть больше 5625 р/баррель. А она судя по всему именно начиная с апреля всегда была меньше. Но законопроект-то внесён 3 июня, а во втором чтении принят аж 30 июня. Знали депутаты с минфином, что средняя цена нефти за апрель и май ниже уровня отсечки? Конечно знали, даже про июнь уже догадывались. Но таки дали льготу задним числом - с 1 апреля. Зачем? Поди узнай...
Тут помимо безусловного торжества юртехники налицо также явная победа всех кураторов вопроса от Роснефти. Думаю, они заслуживают если не благодарности минфина, то реакции от руководства - за экономию бюджетных средств. Если конечно до конца года рублёвая цена Юралс не вырастет соответствующим образом. Потому что это будет кажется первый случай в истории налогового лоббизма, когда нефтяная компания добилась льготы (да ещё и с обратной силой), размер которой равен ровно нулю.
Или в расчётах правительства к бюджету всё-таки ошибка?
Считайте это чем угодно, но интрига с дополнительной льготой Самотлору так и не даёт покоя. Ведь приняли её зачем-то, а потом даже в пояснительной записке к бюджету про неё написали. Но если верить расчётам, то льготы нет.
Видимо дело в том, что помимо уникальных "средневзвешенных за налоговый период" налоговых ставок в льготе присутствует ещё один параметр - рублёвая цена Юралс по правилам НК, которая должна быть больше 5625 р/баррель. А она судя по всему именно начиная с апреля всегда была меньше. Но законопроект-то внесён 3 июня, а во втором чтении принят аж 30 июня. Знали депутаты с минфином, что средняя цена нефти за апрель и май ниже уровня отсечки? Конечно знали, даже про июнь уже догадывались. Но таки дали льготу задним числом - с 1 апреля. Зачем? Поди узнай...
Тут помимо безусловного торжества юртехники налицо также явная победа всех кураторов вопроса от Роснефти. Думаю, они заслуживают если не благодарности минфина, то реакции от руководства - за экономию бюджетных средств. Если конечно до конца года рублёвая цена Юралс не вырастет соответствующим образом. Потому что это будет кажется первый случай в истории налогового лоббизма, когда нефтяная компания добилась льготы (да ещё и с обратной силой), размер которой равен ровно нулю.
Или в расчётах правительства к бюджету всё-таки ошибка?
Forwarded from Коммерсантъ
12 октября Генеральная ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию «Территориальная целостность Украины: Защита принципов Устава ООН».
Документ поддержали 143 страны. Против него проголосовали пять государств, включая Россию. 35 стран воздержались и еще 10 не участвовали в голосовании.
@kommersant
Документ поддержали 143 страны. Против него проголосовали пять государств, включая Россию. 35 стран воздержались и еще 10 не участвовали в голосовании.
@kommersant