Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Рассмотренный вчера на комитете законопроект по ЕНС, как это часто случается с налоговыми законопроектами, заметно увеличился в объёме ко второму чтению. Принято большое количество поправок по самым разным вопросам. При том, как водится, не обязательно имеющим отношение к концепции первого чтения.

Наиболее заметна в этом смысле поправка по КИК (в статью 25.15 НК), разрешающая не учитывать дивиденды подсанкицонным налогоплательщикам. Можно посмотреть и на поправки по части первой, которые уточняют целый набор вопросов, и на поправки по конкретным налогам - например по акцизам или НДФЛ.

Изменения вносятся как в действующие, так и в ещё не вступившие в силу нормы.

Гонка продолжается, налоговые изменения сыпятся на благодарных налогоплательщиков нескончаемым дождём. Тут даже ГПУ по словам Жукова начало беспокоиться по данному поводу. Что ж, посмотрим, во что выльется это беспокойство на практике.
Теперь в парламенте две Лантратовых - депутат Яна Валерьевна и сенатор Дарья Сергеевна.

https://news.1rj.ru/str/rusbrief/77910
Возможно мне одному кажется, но некоторые каналы дружно осмелели к Роснефти и Сечину.

Чего это они?
Верный путь к наполнению бюджета.
Не прошло и трёх лет, как дума приняла во втором и в третьем чтении законопроект об изменении порядка оплаты нотариальных действий. Напомню, для этого потребовался очередной окрик со стороны Матвиенко.

Законопроект предполагает замену платы за УПТХ на так называемый региональный тариф, в связи с чем имеются негативные и частично позитивные последствия для граждан.

Из негативного: после вступления закона в силу и утверждения размеров нового квазиналога оспорить его в суде скорее всего не удастся. Во всяком случае именно так выглядит первое последствие замены "платы за услуги" на "тариф". Правоприменительная практика покажет. Также к условно негативному можно отнести увеличение сроков вступления новых норм в силу - в первом чтении предполагалось через полгода, теперь отнесли на 1 октября 2023 года.

Позитив в законопроекте пока можно назвать лишь условным. Заключается он в том, что согласно поправкам в статью 30 Основ законодательства о нотариате нотариусы хоть и продолжат самостоятельно устанавливать размеры своего квазиналога, но теперь утверждать их будет минюст. Условность этого позитива не только в том, что даже приблизительных параметров новой процедуры участия государства законопроект не предусматривает. Обратите внимание, как умело законодатель (не иначе как с подачи нотариусов) расставил акценты: ФНП разрабатывает "формулу и льготы", а устанавливает лишь "предельные размеры" нового квазиналога. Поэтому вопрос о том, кто устанавливает льготы, формально повисает в вакууме - а именно он является здесь одним из главных.

Также к условному позитиву можно отнести вменённую нотариусам обязанность проводить правовой анализ представленных документов. К условному, потому что кажется по факту никаких новых обязанностей не добавляет, иначе за что сейчас взимается плата за УПТХ?

С моей точки зрения ключевой вопрос законопроекта - механизм его практической реализации. Если минюст с нотариусами вновь сядут за закрытыми дверями и как принято "согласуют" все вопросы, толку не будет. Предложил бы минюсту как минимум размещать проект приказа об утверждении тарифов и льгот для общественного обсуждения. А перед этим по итогам принятия и опубликования закона провести "круглый стол" в совфеде - этот формат востребован и любим всеми сторонами процесса. После этого и станет понятно, насколько качественно реализовано поручение Матвиенко, и реализовано ли вообще.
Forwarded from Закон.ру
Действительно ли выполнено поручение В.И.Матвиенко об упорядочении оплаты нотариальных услуг или это очередная формальность для галочки? Блог Бориса Луцета.

https://zakon.ru/blog/2022/12/21/regionalnyj_notarialnyj_tarif
Законодательное собрание Ленинградской области подготовило замечательный законопроект. Им предусматривается предоставление не менее 10 процентов парковочных мест на парковках общего пользования для многодетных семей и беременных женщин.

Мне лично такой подход импонирует, и прежде всего потому, что демонстрирует сколько ещё возможностей для поддержки многодетных остаются нереализованными. Не говорю уже о налоговых вопросах, к которым по факту ещё не подступались. А есть, например, ещё и исполнительное производство, когда пристав списывает всё по максимуму без учёта состава семьи. Либо нотариальные платежи, не учитывающие материальное положение и состав семьи.

Приветствую любые попытки сделать жизнь многодетных более достойной.
По количеству находящихся на рассмотрении законопроектов в думе лидирует комитет по госстроительству (351). Такая ситуация сложилась в том числе потому, что многие законопроекты "зависают" здесь на долгое время. Например, на рассмотрении до сих пор находится инициатива, внесённая ещё 23.01.1997, то есть 26 (!) лет назад. Думаю, это своеобразный рекорд.

Есть законодательные "долгострои", хотя и не такие внушительные, и у других лидеров списка - комитетов по труду и социальной политике и по финансовому рынку.

На этом фоне комитет по бюджету и налогам смотрится несколько эффективнее. Характерно, что среди "зависших" законопроектов здесь не только инициативы думских фракций КПРФ и СРЗП, но и довольно большое количество документов, внесённых правительством. Вероятно, со всем этим надо что-то делать.

Здесь, кстати, впору пришлась бы система KPI, которую то ли разрабатывают, то ли уже внедрили в работу думских комитетов. Было бы не лишним периодически интересоваться у их председателей причинами, по которым некоторые законопроекты лежат без движения даже не годами, а десятилетиями.
⚡️Спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко при обсуждении с Президентом ФНП Корсиком Константином Анатольевичем закона о едином нотариальном тарифе заявила следующее:

-Федеральная нотариальная палата находится вне контроля всех и вся;

-У вас там своя внутренняя "кухня" с конкурсами (об этом говорят сами представители нотариата);

-Цены на нотариальные услуги завышены;

-Не нужно думать только о самофинансировании нотариата, заботьтесь о гражданах;

-С принятием закона у нас с вами начнётся новая жизнь (в вопросе тарифов);

-У нотариата огромный запас "жира" (на тезис о предоставлении льгот нотариусами);

-Обратите внимание на тех, кто хочет стать нотариусом. Давайте проводить конкурсы по-честному.

@notariat
Audio
Продолжаю ностальгировать по отечественному року моей юности. Тогда, между прочим, были и женские группы помимо Комбинации. Одна из них - Маркиза.

Далеко не Ария или Круиз, но им этого и не нужно.

#рок
В свете последних событий вокруг Татарстана обратил внимание на то, что несмотря на наличие республики в перечне регионов, подтвердивших инвестиционный стандарт, субсидии на компенсацию ИНВ последним решением правительства ей не предоставлены.

А между тем, регион традиционно являлся пионером в реализации федеральных налоговых инициатив. Помимо уже упомянутого стандарта можно вспомнить также эксперименты по НПД и АУСН. Также имеется налоговый вычет по НДПИ для нефтяников, сумма которого на первый взгляд относительно невелика (12 млрд.руб.), но тем не менее является существенной поддержкой регионального бюджета через стимулирование инвестиций.

Если предположить, что принятие регионом политических решений будет иметь последствия со стороны федерального центра, то ожидать их можно и в бюджетно-налоговой сфере. Поэтому не исключена "оптимизация" бюджетных расходов и "донастройка" налогов. Если же Татарстан не вернётся в перечень передовиков по инвестстандартам и ИНВ, это будет серьёзным сигналом о смещении вектора взаимодействия с федеральным центром в налоговой сфере.
Незыгарь обратил внимание на геополитические аспекты деятельности российских производителей удобрений. К этому хочется добавить внутренние фискальные особенности.

Дело в том, что при обсуждении новых налогов для металлургов и "химиков" в сентябре прошлого года в отношении последних были приняты по сути индивидуальные решения. При этом никто не объяснил обществу почему, например, по проектам Еврохима отказались от идеи изъятия сверхприбыли путём привязки налогов к мировым ценам. И, в отличие от других, установили твёрдые ставки НДПИ, вообще никак не коррелирующие с рентабельностью.

Более того, в материалах к проекту федерального бюджета минфин не стесняясь указывает на то, что по некоторым видам добычи налог ранее не уплачивался вовсе. Что это - "дыра" в законе, которой умело пользовалась эта или другие компании отрасли, или просто счётная ошибка авторов документа, ещё предстоит выяснить.

Этот аспект можно посчитать частностью, но тем не менее он имеет вполне определенные последствия для бюджетной системы. И демонстрирует, каким образом производится пресловутое распределение природной ренты в условиях непрозрачности и индивидуального характера принятия фискальных решений.

Во всех таких случаях хотелось бы наконец увидеть проявление разрекламированных принципов (льготы взамен на инвестиции) и методов (оценка эффективности льгот) не на словах, а на деле. И желательно непосредственно в законе, а не в устных договорённостях (если они вообще существуют).
В ходе большой пресс-конференции по итогам года глава РСПП Шохин вновь затронул тему предсказуемости фискальной нагрузки. Делает он это регулярно и респектабельно, не выходя за определённые рамки.

Минфин на это реагирует с улыбкой. Достаточно вспомнить, что Силуанов ответил Шохину по данному вопросу на парламентских слушаниях в совфеде в октябре этого года, фактически намекнув на недостаточную компетентность (или как минимум недостаточную осведомлённость) главы союза.

Почему так происходит? Потому, что государство в принципе не хочет слышать бизнес? Или потому, что представляются интересы бизнеса не должным образом? Не отрицая всех заслуг Александра Николаевича всё же осмелюсь предположить, что излишняя респектабельность в этом вопросе уже слишком вредит его работе. Вместо того, чтобы демонстрировать свою актуальность употреблением модных иностранных слов ("проекты могут быть поставлены на hold"), привел бы он пару конкретных примеров с их конкретными последствиями. Пока видно, что минфин-то право: и налоги повышаются безо всякого предупреждения и проекты реализуются. А где нужно, там вопросы решаются в ручном режиме.

Есть во всей этой истории и другой ракурс. Безотносительно к фактической обоснованности своих претензий РСПП фактически обвиняет минфин во вредительстве. Если так, то почему не обозначается персональное отношение к министру? Ответ прост: респектабельность не позволяет.

Как говорится, найден баланс между общественными и частными интересами.
Правительство внесло законопроект о налоговых льготах для "Русской платины". О его особенностях писал ранее - документ по-своему уникальный как по форме, так и по содержанию. Напомню, что одна из его главных особенностей - отсутствие связи между объёмом инвестиций и суммами льгот. В сопроводительных документах никаких расчётов и обоснований традиционно не приводится, а из финальной версии документа так и не ясно, куда пойдут излишки льгот в случае их появления.

В сравнении с предыдущей версией (которая, кстати, так и "зависла" на этапе общественного обсуждения) налогоплательщику сделано послабление - теперь при заключении соглашения о добыче металлов платиновой группы он не обязан фиксировать объёмы добычи. Таким образом организация не только не связана обязательствами по реинвестированию либо возврату льгот, но и за результат инвестиций отчитываться не должна. Характерная деталь - в пояснительной записке об объёмах добычи всё-таки говорится, что может свидетельствовать об изъятии этого условия из текста законопроекта в спешке и непосредственно перед внесением.

Зато теперь для получения льготы нужно помимо соглашения о добыче заключить и СЗПК. Как будут эти два документа сосуществовать и сколько преференций планирует дополнительно получить компания в виде вычетов по другим налогам - тот же самый открытый вопрос. При том, что по оценкам Коммерсанта предполагаемая сумма льгот только по НДПИ за всё время их действия многократно превысит сумму инвестиций.

Также изменились ценовые критерии для продления льгот - появились понижающие коэффициенты (там где речь о миллионах долларов за тонну), что делает продление льготы на 8 лет более доступным для компании. Чем это мотивировано - вопрос также не закрытый.

Текст большой и вопросов может возникнуть ещё много (в том числе по изменившимся критериям выработанности, содержания компонентов руд и расширению перечня добываемых ПИ), но ответов на них в сопроводительных документах Вы не найдёте. Потому что пояснительная записка является цитатами из текста законопроекта и ничего не поясняет, а ФЭО пустое. Попробовал бы кто-нибудь из депутатов или регионов в таком виде что-нибудь внести - даже рассматривать не стали бы.

А здесь не то что примерная оценка последствий для бюджетной системы или для экономики проекта отсутствует, даже "на пальцах" ничего не поясняется. Складывается впечатление, что это теперь и вовсе не обязательно.
Сегодня все обсуждают повышение налогов на уехавших граждан. А между тем МВД предлагает уточнить и правила налогообложения приехавших в страну мигрантов. Делается это в развитие общих предложений ведомства по совершенствованию миграционной политики.

Подготовленным законопроектом "утверждается новый порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", для чего зачем-то признаётся утратившей силу статья 227.1 и вводится новая статья 227.3 НК схожего регулирования. Хотя можно было обойтись и простым переписыванием действующих норм. К основным новациям по НДФЛ можно отнести следующие:

- патент упраздняется, вместо него производится включение в реестр иностранных работников;

- налоговые декларации обязывают подавать всех мигрантов (сегодня не подают за исключением ряда случаев);

- для высококвалифицированных работников вводится "фиксированный авансовый платёж в размере 13 процентов от заработной платы".

Также вносится ряд изменений в нормы НК о государственной пошлине.
Сегодня министр финансов сказал много приятного налогоплательщикам и традиционно пообещал, что ничего в налогах менять не будут. Верить или нет - дело каждого.

И выбрать наиболее новогоднее обещание также каждый может по душе. Мне, например, понравилось про демпфер, потому что более железную логику представить невозможно. И то верно - с какой стати мы должны подстраиваться под внешние вызовы? Маржа нефтепереработки ведь подросла. Поэтому не поспоришь - деньги на маржу в бюджете пока есть.

Главное, чтобы в этой предновогодней истории отдельные обещания не превратились в тыкву. Как совсем недавно случилось с тем же самым демпфером.
Вы видели, сколько стоит красная икра? Срочно нужно вводить новогодний икорный демпфер.
Надо ведь и итоги подводить. Что касается налогового нормотворчества, то самым запоминающимся лично для меня сюжетом стали новые персональные (или почти персональные) льготы, в которых широкими мазками представлены не менее широкие горизонты представлений минфина/правительства о налоговой справедливости. Вспомним некоторые из них:

- Сорский ГОК получил "ступенчатую" льготу в виде вычета капвложений - сначала целиком, а потом частично;

- так же поступили и с оловом, но здесь уже добавили ценовой критерий неприменимости льгот. Как видим, у производителей олова в отличие от их коллег по молибдену, сверхприбыли надо изымать - такова мудрость законодателя (или чья-то ещё);

- ещё один пример ценовой отсечки и льгота, вне всяких сомнений занимающая первое место в мнимом рейтинге, это Самотлор. Здесь всё было сконструировано настолько мудро, что кажется у наблюдателей даже не появится возможности оценить, как же считаются сразу две средневзвешенных за налоговый период ставки НДПИ по нефти. Это безусловный прорыв;

- кто обошёлся без ценовых отсечек, так это Качканарский ГОК, которому вычет просто ограничили твёрдой суммой;

- наиболее значимой с точки зрения ручного управления обещает быть льгота "Русской платине", где также не обошлось без отсечек. Но на этот раз они помогут компании не потерять льготы, а продлить их ещё на восемь лет. При этом сумма льгот ничем не ограничивается, а обязательств по их использованию нет.

Остался вопрос по вольфраму, да и вообще по редким и редкоземельным металлам. Это вопрос даже не к минфину, а к минпрому - видимо вновь инициировать и подталкивать придётся кому-нибудь со стороны, например сенаторам.
Сильно запомнился в уходящем году патриарх. Мало того, что он поучаствовал в укреплении нравственных основ прогрессивного налога - в этом, если подумать, ничего особенного нет. Церковь, как говорится, должна следовать трендам и отвечать на вызовы.

Но не обошлось ведь и без потрясения фундаментов. За чужие фундаменты не буду, скажу о своих. Ибо, как выяснилось, прощение без справедливости есть капитуляция и слабость. Это настолько сильно разошлось с тем, что я раньше слышал на исповеди, что до сих пор пазл не сложился.

Тем, у кого сложился, искренне завидую. Да и самому теперь проще.
Если верить законопроектным планам правительства, следующий год и вправду должен стать одним из самых спокойных по части налоговых "донастроек".

Чисто налоговый законопроект всего один. Лишь его объём может несколько смутить налогоплательщиков. Но им ведь не привыкать.
Совсем забыл упомянуть о двух прорывных достижениях канала в прошлом и уходящем году, выразившихся в введении двух новых индексов.

Первый из них - индекс редьки. По нему инфляция за прошедший период оказалась нулевой - в базовой точке покаянный овощ как стоил, так и стоит 100 р/кг.

Второй - коэффициент коэффициентоёмкости налоговых законопроектов Ккё. За ним, думаю, большое будущее в условиях возрастающей стабильности и справедливости налогообложения.

Вижу, насколько качественная аудитория у канала и искренне признателен каждому читателю и подписчику.

С наступающим Новым годом! Всем, кроме сбц, желаю счастья, богатства и здоровья! Будем стараться улыбаться почаще и относиться к себе немного с иронией, насколько это вообще возможно сегодня 🥂