Покупки по убеждениям
Двузначными темпами растет доля покупателей, руководствующихся внеэкономическими критериями.
По данным, которые приводит в своем отчете агентство Edelman, наибольший рост показывает сегмент «присоединившихся», т.е. тех, кто способен изменить свое потребительское поведение в зависимости от позиции бренда по социально значимым вопросам.
Но как может такой неодушевленный субъект как бренд высказывать позицию? Легко. Приведем в качестве примера недавнее решение руководства розничной сети «Азбука вкуса» отказаться от бесплатной раздачи полиэтиленовых пакетов. Вполне экологически ориентированное решение. И в глазах покупателей это решение бренда.
Хотя России нет среди стран-участников данного проекта, но, думается, мы где-то рядом.
Двум из трех покупателей небезразлична социальная позиция бренда
Источник: Edelman
Двузначными темпами растет доля покупателей, руководствующихся внеэкономическими критериями.
По данным, которые приводит в своем отчете агентство Edelman, наибольший рост показывает сегмент «присоединившихся», т.е. тех, кто способен изменить свое потребительское поведение в зависимости от позиции бренда по социально значимым вопросам.
Но как может такой неодушевленный субъект как бренд высказывать позицию? Легко. Приведем в качестве примера недавнее решение руководства розничной сети «Азбука вкуса» отказаться от бесплатной раздачи полиэтиленовых пакетов. Вполне экологически ориентированное решение. И в глазах покупателей это решение бренда.
Хотя России нет среди стран-участников данного проекта, но, думается, мы где-то рядом.
Двум из трех покупателей небезразлична социальная позиция бренда
Источник: Edelman
Доля покупателей, неравнодушных к социальной позиции бренда, растет во всех странах-участниках проекта. Источник: Edelman
Рост доли покупателей, неравнодушных к социальной позиции бренда, не зависит от возраста.
Источник: Edelman
Источник: Edelman
Рост доли покупателей, неравнодушных к социальной позиции бренда, не зависит от дохода. Но средний класс все же более отзывчив.
Источник: Edelman
Источник: Edelman
Динамика социостилей россиян
Вчера ГфК Россия обнародовала доклад "Эволюция социостилей в России", написанный CEO компании - Александром Демидовым. В нем аккумулированы результаты опросов, проводимых в течение 20 лет ГфК в совместно с французским институтом исследования социостилей,под руководством Бернарда Шателата.
С помощью кластерного анализа выделены пять основных кластеров поведения, определена их динамика.
Как легко видеть (диаграмма внизу поста), наибольшие подвижки произошли к кластерах "ретроградов" - их доля падает и "традиционалистов", чья доля растет. Вот их описание:
"Социотип «Ретрограды» (Rerootings) характеризуется пассивным восприятием жизни, пессимизмом, разочарованием, потерей ценностных ориентаций, страхом перед будущим, социальной дезориентацией
В этой группе весьма сильно выражены стремление к порядку и стабильности, патернализму, авторитарные тенденции при одновременном недоверии существующим социальным институтам. У них преобладают материалистические,меркантильные ориентации, обусловленные, в основном, тяжелыми условиями жизни".
"Социотип «Традиционалисты» (Traditionalists) как и «ретрограды», характеризуется пассивным отношением к жизни, отсутствием амбиций, скептическим отношением к модернизации общества и социальным новациям. В то же время «традиционалисты», в отличие от «ретроградов», обладают твердой системой традиционных ценностей, верят в общество, социальные институты, глубоко моральны. Этот ценностный потенциал позволяет им более уверенно чувствовать себя в жизни, с большим оптимизмом смотреть в будущее".
Но это в общем. Связать эти результаты с конкретными трендами потребительского поведения можно с помощью результатов дихотомических вопросов, они тоже есть в докладе. В течение для мы выложим в канале наиболее интересные из них.
Вчера ГфК Россия обнародовала доклад "Эволюция социостилей в России", написанный CEO компании - Александром Демидовым. В нем аккумулированы результаты опросов, проводимых в течение 20 лет ГфК в совместно с французским институтом исследования социостилей,под руководством Бернарда Шателата.
С помощью кластерного анализа выделены пять основных кластеров поведения, определена их динамика.
Как легко видеть (диаграмма внизу поста), наибольшие подвижки произошли к кластерах "ретроградов" - их доля падает и "традиционалистов", чья доля растет. Вот их описание:
"Социотип «Ретрограды» (Rerootings) характеризуется пассивным восприятием жизни, пессимизмом, разочарованием, потерей ценностных ориентаций, страхом перед будущим, социальной дезориентацией
В этой группе весьма сильно выражены стремление к порядку и стабильности, патернализму, авторитарные тенденции при одновременном недоверии существующим социальным институтам. У них преобладают материалистические,меркантильные ориентации, обусловленные, в основном, тяжелыми условиями жизни".
"Социотип «Традиционалисты» (Traditionalists) как и «ретрограды», характеризуется пассивным отношением к жизни, отсутствием амбиций, скептическим отношением к модернизации общества и социальным новациям. В то же время «традиционалисты», в отличие от «ретроградов», обладают твердой системой традиционных ценностей, верят в общество, социальные институты, глубоко моральны. Этот ценностный потенциал позволяет им более уверенно чувствовать себя в жизни, с большим оптимизмом смотреть в будущее".
Но это в общем. Связать эти результаты с конкретными трендами потребительского поведения можно с помощью результатов дихотомических вопросов, они тоже есть в докладе. В течение для мы выложим в канале наиболее интересные из них.
Важна не столько абсолютная доля приверженцев тех или иных ценностей, сколько ее устойчивая динамика. Маркетологи, это инсайт.
Данные из доклада ГфК Россия "Эволюция социостилей в России".
Данные из доклада ГфК Россия "Эволюция социостилей в России".
Мир стремительно дефрагментируется. И это не только российский тренд, заметим в скобках.
Источник: ГфК Россия, "Эволюция социостилей в России"
Источник: ГфК Россия, "Эволюция социостилей в России"
Квест: Фемида
По выходным мы будем развлекаться. Но канал у нас специфический, так что и развлечения будут такие же. Сегодня в программе небольшое расследование.
В уже цитированном исследовании ГфК о социостилях есть один слайд с изображением Фемиды (слева на картинке). Цифры тоже интересны, но сейчас речь не о них. Вопрос: почему Фемида без повязки? Ошибка?
Правда, прецеденты на слуху (точнее, на виду) есть: у здания Верховного Суда на Поварской стоит статуя Фемиды и тоже без повязки. Она даже стала местной достопримечательностью, все экскурсоводы об этом рассказывают. Вот она, кстати, - справа на картинке.
Но надо бы поискать детали.
Поиск по картинкам быстро показал, что ГфК-шная Фемида на самом деле древнеримская богиня Юстиция (смысл, впрочем, тот же) и взята с сайта немецкой некоммерческой организации про налоги, помощь и все такое. Фирма специализированная, наверно, они что-то знают.
Подняли документы: так и есть. Атрибуты Фемиды (и Юстиции) - это весы и меч, а вот повязка появилась только в Средневековье.
Однако ошибка все же есть. Аутентичная Фемида (Юстиция тож) держит меч в правой руке. А на фото в правой руке - весы. Скорее всего, изображение просто зеркально отразили (сайт-то молодежный). А вот у нашей Фемиды в правой руке не канонический меч, а, напротив того, щит с изображением св. Георгия, поражающего змея. Но это уже другая история.
По выходным мы будем развлекаться. Но канал у нас специфический, так что и развлечения будут такие же. Сегодня в программе небольшое расследование.
В уже цитированном исследовании ГфК о социостилях есть один слайд с изображением Фемиды (слева на картинке). Цифры тоже интересны, но сейчас речь не о них. Вопрос: почему Фемида без повязки? Ошибка?
Правда, прецеденты на слуху (точнее, на виду) есть: у здания Верховного Суда на Поварской стоит статуя Фемиды и тоже без повязки. Она даже стала местной достопримечательностью, все экскурсоводы об этом рассказывают. Вот она, кстати, - справа на картинке.
Но надо бы поискать детали.
Поиск по картинкам быстро показал, что ГфК-шная Фемида на самом деле древнеримская богиня Юстиция (смысл, впрочем, тот же) и взята с сайта немецкой некоммерческой организации про налоги, помощь и все такое. Фирма специализированная, наверно, они что-то знают.
Подняли документы: так и есть. Атрибуты Фемиды (и Юстиции) - это весы и меч, а вот повязка появилась только в Средневековье.
Однако ошибка все же есть. Аутентичная Фемида (Юстиция тож) держит меч в правой руке. А на фото в правой руке - весы. Скорее всего, изображение просто зеркально отразили (сайт-то молодежный). А вот у нашей Фемиды в правой руке не канонический меч, а, напротив того, щит с изображением св. Георгия, поражающего змея. Но это уже другая история.
Покажите деньги
Что влияет на потребительское поведение? Конечно, работа. Она дает деньги! Данные о них собрала компания НАФИ в отчете о рынке труда в I полугодии 2018 года. Если вкратце, то вот основное:
Уровень занятости в России по-прежнему находится на достаточно высоком уровне (59,6%),
уровень безработицы за последний год снизился на 0,5 п.п. и составил 4,7%.
Уровень заработной платы в номинальном выражении по итогам 1 полугодия 2018 года составил 42, 5 тыс. руб.
Тенденции для мужчин и женщин по основным показателям рынка труда практически идентичны, за исключением уровня заработной платы – заработная плата мужчин традиционно превышает женскую на 30-40%.
А вот как росла зарплата в последнее время. Инфляция, конечно, тоже имела место, о ней чуть ниже.
Что влияет на потребительское поведение? Конечно, работа. Она дает деньги! Данные о них собрала компания НАФИ в отчете о рынке труда в I полугодии 2018 года. Если вкратце, то вот основное:
Уровень занятости в России по-прежнему находится на достаточно высоком уровне (59,6%),
уровень безработицы за последний год снизился на 0,5 п.п. и составил 4,7%.
Уровень заработной платы в номинальном выражении по итогам 1 полугодия 2018 года составил 42, 5 тыс. руб.
Тенденции для мужчин и женщин по основным показателям рынка труда практически идентичны, за исключением уровня заработной платы – заработная плата мужчин традиционно превышает женскую на 30-40%.
А вот как росла зарплата в последнее время. Инфляция, конечно, тоже имела место, о ней чуть ниже.
А вот официальные данные по инфляции. И тренд, заметим, понижательный, в отличие от зарплаты. Так что не так в нашей жизни?
Источник: СтатБюро по данным ЦБ
Источник: СтатБюро по данным ЦБ
Где найти аудиторию, которой нет в телевизоре
Знакомства в интернете известны давно, но до сих пор они оказывались вне мейнстрима. Ну, сколько их, этих извращенцев? Но, когда выясняется, что их каждый второй (ну. почти), то еще неизвестно, кого считать извращенцем. Словом, адепты дейтинга становятся почтенными членами общества. Четыре из десяти неженатых пользователей интернета пользовались дейтинговыми сервисами в прошлом месяце.
Естественно, это свежие данные: глобальный онлайн-опрос был проведен в 2018 году компанией GlobalWebIndex в 37 странах, включая Россию. В нем приняло участие 11,4 тыс. человек.
Ну а дальше самое интересное. Разброс по возрастам, естественно, колоссальный. И естественно, впереди молодежь (см. диаграмму), хотя, казалось бы, им-то все пути открыты и в оффлайне.
Но это в целом по ̶п̶а̶л̶а̶т̶е̶ планете. А что наши? Наша молодежь не впереди, а, скорее, позади. Вот цифры: глобально средняя доля любителей онлайн-дейтинга возраста 16-34 года составляет 44%. Среди стран лидирует Дания (54%), а замыкает список Южная Корея (22%).
Для сравнения. В среднем по всем возрастам доля онлайн-дейтеров составляет в России 28%, в Италии 34%, в Индии 48%.
Источник: GlobalWebIndex
Знакомства в интернете известны давно, но до сих пор они оказывались вне мейнстрима. Ну, сколько их, этих извращенцев? Но, когда выясняется, что их каждый второй (ну. почти), то еще неизвестно, кого считать извращенцем. Словом, адепты дейтинга становятся почтенными членами общества. Четыре из десяти неженатых пользователей интернета пользовались дейтинговыми сервисами в прошлом месяце.
Естественно, это свежие данные: глобальный онлайн-опрос был проведен в 2018 году компанией GlobalWebIndex в 37 странах, включая Россию. В нем приняло участие 11,4 тыс. человек.
Ну а дальше самое интересное. Разброс по возрастам, естественно, колоссальный. И естественно, впереди молодежь (см. диаграмму), хотя, казалось бы, им-то все пути открыты и в оффлайне.
Но это в целом по ̶п̶а̶л̶а̶т̶е̶ планете. А что наши? Наша молодежь не впереди, а, скорее, позади. Вот цифры: глобально средняя доля любителей онлайн-дейтинга возраста 16-34 года составляет 44%. Среди стран лидирует Дания (54%), а замыкает список Южная Корея (22%).
Для сравнения. В среднем по всем возрастам доля онлайн-дейтеров составляет в России 28%, в Италии 34%, в Индии 48%.
Источник: GlobalWebIndex
В развитых странах люди зрелого возраста любят путешествовать, а в развивающихся - знакомиться в интернете. В каждой избушке свои погремушки.
GlobalWebIndex
GlobalWebIndex
Маркетологи, у вас проблемы
Доказательства эффективности вложения в маркетинг - вот основная проблема маркетологов по их собственному признанию. Но есть и другие.
Маркетологи плохо понимают как потребители ведут себя в условиях омниканальности (оффлайн/онлайн). Инвестиции в медиа тоже хорошо бы как-то оптимизировать. Правда, неясно как и это тоже проблема.
дальше проблемы поменьше, но тоже:
- развитие пользовательского контента;
- сокращение бюджетов;
- автоматизация реклама (имеется в виду программатик).
И не сказать, что бы это были совсем не важные проблемы, если судить по диаграмме.
Она построена по данным глобального опроса, проведенного компанией Kantar летом 2018 года среди менеджеров высшего и среднего звена, работающих в сфере маркетинга и рекламы. Всего опрошено 468 человек по всему миру, из них 166 представляли рекламодателей, 216 - агенства, 86 - медиа. Так что это были специалисты, которые должны хорошо разбираться в теме потребительского поведения.
Доказательства эффективности вложения в маркетинг - вот основная проблема маркетологов по их собственному признанию. Но есть и другие.
Маркетологи плохо понимают как потребители ведут себя в условиях омниканальности (оффлайн/онлайн). Инвестиции в медиа тоже хорошо бы как-то оптимизировать. Правда, неясно как и это тоже проблема.
дальше проблемы поменьше, но тоже:
- развитие пользовательского контента;
- сокращение бюджетов;
- автоматизация реклама (имеется в виду программатик).
И не сказать, что бы это были совсем не важные проблемы, если судить по диаграмме.
Она построена по данным глобального опроса, проведенного компанией Kantar летом 2018 года среди менеджеров высшего и среднего звена, работающих в сфере маркетинга и рекламы. Всего опрошено 468 человек по всему миру, из них 166 представляли рекламодателей, 216 - агенства, 86 - медиа. Так что это были специалисты, которые должны хорошо разбираться в теме потребительского поведения.
Маркетологи рекламодателей не так уверены в правильности своих решений, чем те, кто работает в агентствах и площадках. Только не говорите об этом их начальству. Хотя, с другой стороны, они же и есть начальство.
Kantar, 2018
Kantar, 2018
В Kantar нашли совсем уже было стершиеся различия между мужчиной и женщиной. Если первые начинают оптимизировать рекламную кампанию на стадии креатива, то вторые - раньше, на уровне идеи и стратегии.
"Баба и чёрта перехитрит" (посл.)
"Баба и чёрта перехитрит" (посл.)
Мегатренды
У нас хорошая новость: мир меняется не так быстро, как принято думать, и можно успеть адаптироваться к изменениям. Вторая новость хуже: об этих переменах надо знать заранее. Впрочем, эта тема уже попала в фокус внимания аналитиков.
В компании Euromonitor International (EI) выделяют долгосрочные тренды или мегатренды, определяя их изменения, вызывающие фундаментальный сдвиг в поведении людей, существенно влияющий на потребительские рынки. Причем, тектонические сдвиги такого рода способны и создавать новые отрасли, и, буквально, убивать имеющиеся.
Основные пять мегатрендов описаны в недавно вышедшем отчете EI "Megatrend Analysis. Putting the Consumer at the Heart of Business".
Вот первый из них. "Развитые" страны уступают лидерство по ВВП "развивающимся". Отсюда вытекают самые разнообразные следствия: от направления планируемой международной экспансии до фокусирования внимания аналитиков. Например, раньше надо было смотреть "что там у американцев", то скоро "как там в Бразилии". Ну, например.
У нас хорошая новость: мир меняется не так быстро, как принято думать, и можно успеть адаптироваться к изменениям. Вторая новость хуже: об этих переменах надо знать заранее. Впрочем, эта тема уже попала в фокус внимания аналитиков.
В компании Euromonitor International (EI) выделяют долгосрочные тренды или мегатренды, определяя их изменения, вызывающие фундаментальный сдвиг в поведении людей, существенно влияющий на потребительские рынки. Причем, тектонические сдвиги такого рода способны и создавать новые отрасли, и, буквально, убивать имеющиеся.
Основные пять мегатрендов описаны в недавно вышедшем отчете EI "Megatrend Analysis. Putting the Consumer at the Heart of Business".
Вот первый из них. "Развитые" страны уступают лидерство по ВВП "развивающимся". Отсюда вытекают самые разнообразные следствия: от направления планируемой международной экспансии до фокусирования внимания аналитиков. Например, раньше надо было смотреть "что там у американцев", то скоро "как там в Бразилии". Ну, например.
Если коротко, то люди хотят проще, быстрее и что-нибудь новенькое. У вас есть что им предложить? Ну, хорошо, не прямо сейчас, но уже скоро.
Источник: Euromonitor International
Источник: Euromonitor International
Если вас нет в мобильном интернете, то вас нет вообще. Немного утрировано, но в целом - именно так. Уже довольно скоро. Это еще один из пяти мегатрендов, выделенных Euromonitor International
Осторожные покупатели
Онлайн-покупатели стали лучше контролировать себя в дни массовых распродаж. Консалтинговая компания Bread (США) выделила пять особенностей поведения покупателей в известные всей Америке, а с недавнего времени и нам дни: "Черную пятницу" (22 ноября в 2018 году) и "Киберпонедельник" (28 января 2019 г.).
Как вам, скажем, такое: люди все более склонны сначала отложить товар, зафиксировав скидку, а уж потом, поразмыслив, оформить и оплатить заказ. Причем, только за один год доля таких осторожных выросла более, чем на 15 процентных пунктов!
Онлайн-покупатели стали лучше контролировать себя в дни массовых распродаж. Консалтинговая компания Bread (США) выделила пять особенностей поведения покупателей в известные всей Америке, а с недавнего времени и нам дни: "Черную пятницу" (22 ноября в 2018 году) и "Киберпонедельник" (28 января 2019 г.).
Как вам, скажем, такое: люди все более склонны сначала отложить товар, зафиксировав скидку, а уж потом, поразмыслив, оформить и оплатить заказ. Причем, только за один год доля таких осторожных выросла более, чем на 15 процентных пунктов!
И в Киберпонедельник та же история: выбрали, отложили, подумали, а уж потом заплатили. Или раздумали. Так что, продавцы, настраивайте свои напоминалки, а покупатели имейте в виду: так можно!
Источник: Bread
Источник: Bread