она пыталась все успевать – Telegram
она пыталась все успевать
5.36K subscribers
446 photos
27 videos
3 files
193 links
Я – Маша Манаева, со-основатель THE CULTT. Слежу за кэшфлоу и новыми коллекциями Bottega.

Здесь – про то, как успевать все: строить фешн единорога, романтические отношения, удовлетворять свою жажду к жизни и не сходить при этом с ума.

@mshponochka
Download Telegram
5️⃣Запасы: стабильно, но на пределе
За 5 лет товарные запасы 12 STOREEZ выросли с 596 млн ₽ до 2,43 млрд ₽ — рост в 4 раза отражает масштабирование ассортимента и всей бизнес-модели. При этом доля запасов от выручки оставалась стабильной — около 20–22%, то есть бренд масштабируется без перегрева склада, что уже позитивно.

Оборачиваемость запасов в 2024 году составила 226 дней (по фактической себестоимости) — это уже выше комфортного уровня даже для премиального сегмента, где норма — 120–180 дней и погранично с luxury, где “здоровый” показатель оборачиваемости до 250 дней. Рост запасов допустим, если он сопровождается ростом выручки и продаж на м² — но требует жёсткого контроля. Сейчас 12 STOREEZ удерживает показатель в рабочем диапазоне, но мониторинг остатков становится критически важным.

6️⃣Показатель Долг / Чистая прибыль
Это про финансовое здоровья. Он показывает, сколько лет компания будет гасить долг из своей прибыли, если перестанет расти.

💡Иван заявил в интервью: «У компании высокая долговая нагрузка, и мы будем её снижать», что видим:
- В 2020 — комфортные 0,5x, то есть долг вдвое меньше годовой прибыли.
- В 2021 — уже 3,5x (не тревожно, но заметно выше).
- В 2023 — резкий рост до 8,4x
- В 2024 — 23,8x (!) — то есть чистая прибыль почти не «покрывает» долг, компания на грани рентабельности по нижней строке.

Мы с вами знаем, что в 2024 году дивиденды не выплачивались, весь свободный кэш ушёл на погашение долга, а именно 920 млн ₽.

Небольшой вывод:
2023 был годом активного роста и кэш-аута (дивиденды), 2024 — годом стабилизации. Следующий шаг — финансовое оздоровление и подготовка устойчивой базы для активного роста в последующие годы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
82🔥38👏14
Пару недель назад я писала пост о том, что время сжалось и какие могут быть у этого причины. В комментариях многие поделились тем, что ощущение “я ничего не успеваю” стало нормой, тревожность выросла, а культ продуктивности еще больше давит на нас.

Я решила попросить свою приятельницу Дашу Белоглазову посоветовать нам техники замедления.

Даша — ex-основательница велнес-платформы Your Om — одного из первых проектов в России, который начал говорить о велнесе ещё 10 лет назад. Год назад Даша приняла осознанное решение закрыть проект и сфокусироваться на личном бренде, велнесе, творчестве и переехала в Латинскую Америку.

За последние годы Даша обучалась у Кэйти Силкокс — автора бестселлера The New York Times — и её коллег в The Shakti School. И сейчас она работает как велнес-коуч и нарративный практик, проводит личные и групповые сессии и помогает людям слышать себя.
Я подписана на Дашу во всех соц. сетях и даже просмотр ее контента и ее стиль повествования меня замедляет и успокаивает. Именно поэтому мне было интересно попросить её поделиться своими техниками замедления для нас.

Вот что рассказала Даша:
«Бывает, что прошел месяц или сезон, а вы этого не заметили или не успели этим насладиться. Чтобы тревога в связи с этим не усиливалась, вы можете для начала сделать сверку со своими ценностями.

1. Напишите топ-5 понятий-ценностей, которые вам в жизни важны. Например, стабильность, свобода, красота, семья, творчество. Их может быть как больше, так и меньше.
2. Затем напишите, как вы реализовали эти ценности в жизни за последние полгода-год? Например, ходили на классы по керамике (творчество, красота), звонили чаще бабушке (семья).
3. И теперь посмотрите на свой сегодняшний день, как будто под лупой: как в нем вы реализовали эти ценности? Решили прогуляться вместо такси (свобода), отложили деньги на сберегательный счет вместо второго кофе (финансовая стабильность).

Это простое упражнение помогает нам увидеть, что не все то, что мы называем убежавшим является «бессмысленным» или «неиспользованным». Ведь нам важны не сами калькуляции, а то, что глобально и локально мы живем в согласии с тем, что нам по-настоящему важно. Чем чаще мы синхронизируемся с собой, тем комфортнее нам доверяться этому времени, даже если иногда оно по ощущениям летит, а иногда замедляется.”

Какие ценности поддерживают вас, когда кажется, что время убегает?
34👍4
Как выглядит P&L зрелого fashion-бренда: кейс 12 STOREEZ.
Это финальный блок моего исследования — как устроена экономика зрелого fashion-бренда. Ниже разбираю структуру доходов и расходов 12 STOREEZ за 2024 год и даю прикидку по ключевым метрикам.

Напоминаю о предыдущих частях:
Оглавление:
1. О бренде - здесь
2. Структура компании - здесь
3. Дивиденды - здесь
4. Динамика роста - здесь
5. Как выгоядит PL - здесь


1️⃣Начнем с доходной части.

1.1 Выручка и структура заказов
Выручка компании за 2024 год составила 11  855  481  000 ₽. В интервью Иван Хохлов упоминал, что средний чек составляет около 32 000 ₽. Непонятно, идёт ли речь о среднем чеке одного товара или заказа, но предположим, что это чек на заказ.

Тогда можем прикинуть общее количество заказов за год — это примерно 370 тыс. заказов, или около 1 000 выкупленных заказов в день. Если учесть, что часть заказов оформляется «на примерку» и взять бенчмарк выкупа из примерки в 40% (что типично для fashion-брендов), то можно предположить, что бренд обрабатывает порядка 1 500 заказов в день.

1.2 Категорийная структура продаж
По распределению выручки у производственной компании ООО “КЭТ” , входящей в структуру 12 STOREEZ, видно, что 84% выручки приходится на продажу одежды, 8% — на обувь, и ещё 7% — на аксессуары. Эти цифры можно аккуратно экстраполировать на общий бренд: основным драйвером остаётся одежда.

При этом я уверена, что у обуви и аксессуаров — огромный потенциал. Но именно в этих категориях у бренда, как и у многих локальных игроков, заметна системная проблема: не в спросе, а в дизайне и производстве. Обувь и аксессуары требуют совершенно другой экспертизы, технологического цикла и команды. Но вижу победителям того, кто решит эту проблему.

2️⃣Теперь обсудим расходную часть

2.1 CM1 (Сontribution Margin 1) — прибыль после вычета себестоимости.
Себестоимость у 12 STOREEZ в 2024 году составила 33% от выручки.
Это означает, что CM1 = 67% — довольно высокая валовая маржа, особенно для бренда с оффлайном, собственной логистикой и производственной инфраструктурой.

2.2 СM2 (Сontribution Margin 1) - прибыль после себестоимости и переменных затрат.
Переменные расходы, давайте к ним мы отнесем:
- клининг,коммуналку, предпродажную подготовку, расходные материалы, маркировка и упаковка и тд. ≈ 1,5%
- эквайринг и обслуживание в банках ≈ 1,5%
- транспортные расходы ≈ 4,5 %
- комиссионное вознаграждение в рознице ≈ 3%
Итого ≈ 11%, соответственно CM2 - 56,5%

2.3 СM3 (Сontribution Margin 3) - прибыль после вычета себестоимости, переменных расходов и маркетинга.
Самая интересная статья - затраты на маркетинг
У бренда 12 STOREEZ составляют 6% от выручки, то есть 741 млн. сюда входят такие статьи, как: перфоманс (31%), продвижение (21%), наружка (9,5%), контент для сайта (9%), контент рекламный (8%), контент для соц сетей (7%), оформление витрин (6,5%), построение бренда (4,5%), PR (2,5%).
Итого СM3 = 50,5%

2.4 EBITDA - прибыль после вычета себестоимости, переменных расходов, маркетинга и постоянных затрат.
- ФОТ составляет 1,8 млрд, что 15%, хотя Иван Хохлов говорил в последнем интервью, что затраты на ФОТ самые большие в компании и составляют 22%, так что возьмем озвученный им бенчмарк, но я просмотрела отчетность вдоль и поперек и не понял, где еще могут прятаться 7%
- аренда розничных магазинов и офисов составляет ≈ 10%
- IT - Иван озвучил 2%, у меня согласно отчетности получилось 4,5%. Я думаю, что тут вопрос распределения затрат, но мы возьмем 4,5%
- на все прочие расходы (офис, административные расходы, корпоративная культура, ремонт и содержание помещений) - мы отводим еще ≈ 2%

Итого EBITDA = 12%

2.5 Чистая прибыль
Далее у нас идут прочие доходы и расходы, проценты к уплате по кредитам (920 млн или 7,5%), налог на прибыль.
Итого у нас остается 2% чистая прибыль.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥3120👍4
💡Какой вывод я могу сделать?
С 2022 года 12 STOREEZ бросили силы на импортозамещение и масштабирование. Активно инвестировали в увеличение ассортимена, развивали розничную сеть, пересобирались цепочки поставок. Фокусировались на росте. И это дало результат — за 2–3 года 12 STOREEZ, как и многие бренды, сделали качественный рывок.

Но сейчас рынок входит в новую фазу. На мой взгляд, следующие 2 года будут про эффективность и устойчивость:
- закроются убыточные точки,
- будет проводиться работа над повышением эффективности существующих каналов продаж,
- расходы, которые «вспухли» на фоне роста, начнут пересобирать,
- адаптировать все операционные процессы, которые не всегда поспевали за ростом бизнеса.

‼️Главная задача — увеличивать чистую прибыль. Это естественный ритм: рост → стабилизация → рост. Сейчас — стадия стабилизации. И те, кто её осознанно пройдут, будут следующими лидерам
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
36🔥19🤯8💯3
Сегодня Forbes Russia опубликовал long-list премии Forbes 30 under 30 — 2022 года.

🟦 Для тех, кто не в курсе:
Forbes 30 under 30 — это ежегодный рейтинг молодых предпринимателей, ученых, артистов, активистов и спортсменов до 30 лет, который публикуется международной и локальными редакциями Forbes.
- В России список формируется по 10 категориям (например, "Бизнес", "Технологии", "Искусство", "Социальные практики" и др.), по 10 номинантов в каждой.
- В международной версии он куда масштабнее — до 600 человек в год номинируется.

Во-первых, мне просто радостно видеть, что премия продолжает жить, несмотря на все сложности последних лет.
Это классно, когда в стране сохраняются институты, которые поддерживают и замечают молодых. Да, кто-то скажет, что премия — это «буллшит» и «всё куплено». Такие мнения были всегда и меня даже спрашивали знакомые, сколько мы заплатили, чтобы победить. Но так всегда было и будет, на это не обращаем внимание. Самое главное - я знаю, как премия может вдохновить. Студент, молодой предприниматель, учёный, финансист — увидит список и подумает: «А может, и я смогу?». И этого уже достаточно.

Во-вторых, хочу поделиться своей историей.
Весной 2022 года, как сейчас помню, что ждала такси по адресу Плющиха, 10, и получила звонок от партнёров: "Нас номинировали в Forbes 30 under 30." Дальше были крики, радость, восторг.

Честно - я никогда не мечтала об этом. У меня много сомнений на свой счет и эффект самозванца — мой привычный спутник. Всё, чего я добилась — это просто труд. Мне никогда особо не везло. И тут я не отправляла заявки на участие, не взаимодействовала с редакцией, а просто попала с партнерами в лонг-лист. Это стало поводом задуматься, что мы делаем правда нечто классное, что меняет индустрию. Проект, который видит рынок.
На следующий день всё продолжилось как обычно. Мир не перевернулся. Просто где-то внутри осталось ощущение: "Ты на верном пути, ты молодец, Маша."

Но забавнее всего было то, что мои родители устроили настоящий агитационный штаб. Мама моментально подняла на уши все семейные чаты. Она писала всем знакомым, кто умеет нажимать кнопку «голосовать», объясняла, кто я, что мы сделали, и почему "Марусе надо помочь". Мама до сих пор возит журнал с публикацией в машине и показывает его всем друзьям💜

В-третьих, хочу отметить несколько героев лонг-листа этого года, которых я знаю лично и горжусь ими:
- Полина Юрова и Света Михалева — основательницы кафе Eggsellent. Девочки, которые из любого приема пищи делают настоящий праздник)
- Валерия Котюх — основательница молодого бренд Novembre. Я знаю, как Лера запускала бренд и знаю, что она герой и ее ждет много всего классного впереди!
- Иван Парышев — основатель рекламной платформы AstraLab (8 лет назад я там была 3 сотрудников в стартапе, а сейчас у Вани в команде 150+ человек и 2 млрд выручка)
- Мария РевинскаяUltima Yandex Go, вдохновляет нас на корпоративную карьеру и делает жизнь в большом городе комфортнее

И, конечно, я восхищаюсь ребятами из категории «Социальные практики» — столько смысла, устойчивости и веры в то, что можно менять реальность.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
59👍10
не лайфхак, а стилистический прием 😀
13🔥5
Forwarded from Copy Me
Открытка от соосновательницы ресейл-платформы The Cultt Маши Манаевой с её утренним «психанула»: не найдя под рукой серых чистых носочков в рубчик, зато найдя старые длинные гетры, Маша берёт ножницы, уверенно отрезает часть носка и надевает свои экс-гетры вверх ногами. Итог легко принять за гетры из летней коллекции Miu Miu.
34🔥17👏5
Пора написать пост по теме канала😀Рассказываю, какими сервисами я пользуюсь, чтобы делать свою жизнь продуктивнее.

Главное правило — я люблю цифровой порядок и примерно раз в квартал делаю зачистку.
Уверена, что невозможно эффективно работать без порядка на столе — и так же невозможно без порядка в своём цифровом офисе.

1️⃣Notion
Это моя база знаний и инструмент для повседневной работы. Уже не представляю свою жизнь без него.
Здесь у меня:
– личный задачник
– базы знаний (путешествия, полезные контакты, пароли)
– цели на год
– конспекты, проекты, данные по разным темам и тд.
Пример: прошла тест Хогана — сразу создаю проект, загружаю фото и фиксирую выводы. Или, например, прохожу обучение — и всё сохраняю сюда.

2️⃣Заметки (iPhone)
Использую в двух случаях:
-Личный бюджет. Так как Notion - это все-таки история десктопная, а все банки у тебя в телефоне, то Заметки именно для ведения бюджета мне удобнее.
- Конспекты со встреч и быстрые идеи — потом либо удаляю, либо переношу в Notion.

3️⃣Приложение “Цель”
Самое удобное, что я нашла для трекинга привычек. Чистый интерфейс, всё понятно, ничего лишнего. Идеально для внедрения новых ритуалов.

4️⃣To Do List
Использую не так часто, но прикольное приложение, чтобы выгружать из головы дурацкие дела из раздела “неважно и несрочно”. Я туда все выписываю, а потом, когда время приходит, зачеркиваю и получаю небольшой дофамин, у них там прикольно функционал зачеркивания реализован.

5️⃣ Bookmory
Моё книжное открытие. Вбиваешь книгу — приложение само подгружает количество страниц, отслеживает прогресс, считает статистику, ведёт библиотеку прочитанного и помогает собирать списки “на потом”. Очень удобно.

6️⃣ My Feed
Примеряю фото для ленты в Instagram. Помогает выбрать, что выложить, когда нравится сразу несколько вариантов.

7️⃣Достависта
Лучшее приложение для доставок по городу.
Намного дешевле, чем Яндекс.Доставка. Курьеры находятся быстро, есть опция “выкупа” — можно отправить человека купить что-то в любом месте. Ни разу не подводили (ну, кроме одного эпичного случая, когда мои ключи уехали в зоопарк — но это уже другая история).

8️⃣Daily.Place
Десктоп-приложение для эффективности. Я в начале дня выписываю туда задачи и работаю по слотам 25-минут, очень меня фокусиурет, ай лайк.

9️⃣ “Куда сходить” от Яндекс.Еды
Новый продукт от Яндекса, находится на Главном экране внутри Еды. Перестала звонить в рестораны и ждать на линии, чтобы забронировать стол. Делаю это в приложение за пару кликов.

1️⃣0️⃣Приложение “Чойс” (делают мои друзья)
Если у вас, как у меня, всё разбросано — сохранёнки в маркетплейсах, список покупок в чате с мужем, заметки с ссылками — Чойс наводит порядок. Позволяет собрать понравившиеся товары в одном месте, рассортировать по подборкам и получать уведомления о снижении цен.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
67🔥23👏12👍8
Сyndrome of sudden success

Последние два дня я в Екатеринбурге, первый раз здесь. Город оказался неожиданно комфортным — и эмоционально, и визуально. Сегодня была в офисе Золотого Яблока. Офис — вау: у ребят внутри даже есть ресторан с дровяной печью, пекут пиццу для сотрудников.

Но больше всего меня зацепила не пицца, а один инсайт.

Я поймала себя на иллюзии внезапного успеха: когда видишь яркий, крупный, успешный бренд, кажется, что он просто "выстрелил". Повезло, собрали сильную команду, фаундер оказался гением, денег было больше на старте, в нужное время зашли на рынок. Я также думала и про ЗЯ. Вот они в 2016 году сразу ярко зашли в Москву.

И вот моё удивление: основатели, бывшие одноклассники Иван Кузовлев и Максим Паняк, занимаются бизнесом с 1996 года. То есть почти 30 лет, вы только вдумайтесь! И начинали они с небольшого магазина у дома (40 м²), продающего косметику.

И что это получается? Чудес не бывает.
Всё решает труд и терпение. Выигрывают те, кто долго работает. Кто не сворачивает. Кто точно знает, куда идёт.
125👍25💯24
CPW, ротация и ресейл: новая арифметика покупок

5 лет назад, когда мы только запускали Культ, в России еще никто не относился к ресейлу серьезно. Не было ни культуры перепродажи, ни понятного потребительского поведения вокруг нее.

И буквально за 3 года все изменилось.

Если раньше мы просто покупали, то сегодня всё больше смотрим на вещь как на актив. Отсюда и многочисленные тренды в TikTok, типа Girl Math (если я потом продам — значит, это вложение) и Bag as an Asset (культовая сумка = инвестиции).

Сегодня важным решением при покупке вещи сейчас становится ее ресейл-потенциал: смогу ли я ее продать, за сколько и как быстро? Появляется понимание, какие бренды, категории, цвета и даже размеры имеют лучший потенциал на вторичном рынке.

Какие де новые потребительские паттерны появились?

1️⃣Wardrobe Rotation
Новая этика гардероба: меньше хранить, больше ротации.
“Вещи приходят в мой гардероб не навсегда” → это снижает барьер к покупке, но требует ресейл-потенциала.

2️⃣Resale Search Behavior
Перед покупкой — проверка: продаётся ли этот товар на ресейл-платформах и за сколько.
Ресейл-цены = новый индикатор востребованности и “умной покупки”.

3️⃣Cost Per Wear (CPW) Mindset
Вещь перестала оцениваться только по цене.
Теперь считается: сколько раз я надену / как долго прослужит / за сколько продам → это и есть реальная стоимость.

Вы оцениваете ресейл-потенциал вещи перед покупкой?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
42🔥12💯11
Лучшая находка для тех, кто не дочитывает нон-фикшн

Недавно писала, почему почти не читаю бизнес-литературу. Главная причина — одна и та же мысль в книге повторяется десятки раз, хотя её суть можно уместить в 10 страниц.

В Америке уже несколько лет как взлетело приложение Headway — оно делает краткие пересказы (summary) нон-фикшн книг. По оценкам, их выручка уже почти $500 млн в год (!). Но в России оно не работает, и я долго искала замену.

И нашла её у Вари Веденеевой — в посте о Smart Reading. Это новый проект Михаила Иванова (того самого, кто создал МИФ) делает краткие и очень визуальные версии нон-фикшн книг.

У Smart Reading сейчас есть 2 формата:
🟣аудио-подписка на 900+ саммари;
🟣и серия бумажных книг «Книги-инфографики».

Каждая из бумажных книг объединяет 12 бестселлеров на одну тему.
Так у меня появилась новая настольная книга под названием «Не психуй. Ментальная аптечка на основе 12 бестселлеров». Идеально для таких тревожников, как я. Не могу не отметить потрясающую верстку: цветовое кодирование главных мыслей, деление на подтемы, инфографика. То есть ее очень легко читать и мозг отдыхает. Теперь в перерывах между работой я лезу не скроллить ленту, а открываю книгу.

Классные мысли, на которые наткнулась на днях:
«Лучшее лекарство от тревоги — сделать всё возможное и больше не думать о ситуации, пока она не решится».
«Тревога - не монстр, который мучает человека, а сообщение о том, что некая невидимая часть души готова проявиться и расцвести.»
«Чем больше слов в нашем эмоциональном словаре, тем лучше удается общение с самис собой.»


Такая книга - классный презент для друзей, отличный вариант для настольной книги, я бы даже ее купила своему ребенку старшекласснику, будь он у меня. Ссылку на OZON прикрепляю, напишите, если купите — интересно, что зацепит вас.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
41🔥7
Размышления о терпении

Я по натуре - очень нетерпеливый человек.
Ожидание = для меня страдание. Иногда мне даже проще отказаться, чем ждать. Я люблю действовать и быстрые результаты. У меня с момента "захотела" до момента "пошла делать" проходит очень мало времени. Мне казалось это моим преимуществом. Но ничего подобного, жизнь заставила усомниться.

Это как в том самом эксперименте с зефиром. Дети, которые умели откладывать удовольствие ради будущей награды, во взрослой жизни добивались большего.

Попросила чат GPT привести примеры, где терпение - это выигрышная стратегия.

1️⃣В инвестициях
Один из главных навыков успешного инвестора — уметь не трогать портфель каждый раз, когда рынок просел. Терпение = доходность. Даже Уоррен Баффет говорил: "Рынок — это механизм по перераспределению денег от нетерпеливых к терпеливым."

2️⃣В бизнесе
Когда нет продаж, многим хочется срочно всё менять — стратегию, продукт, позиционирование. Начинаются метания, которые лишают бренд консистентности. А иногда нужно просто подождать и продолжать.
Apple несколько лет была в стагнации, Джобса вообще увольняли из собственной компании. Но он вернулся, выдержал долгую реструктуризацию, и только через 7 лет после возвращения Apple вышел в прибыль.
Джек Ма и Alibaba — более 30 отказов на собеседованиях, включая даже KFC (он был единственным из 24 кандидатов, которого не взяли). Позже инвесторы один за другим отказывались от идеи Alibaba.

3️⃣В творчестве и спорте
Люди часто сходят с дистанции за шаг до прорыва. Не потому что у них плохая идея или они не старались — а потому что не выдержали. Сложно продолжать тренироваться, рисовать, писать, когда ты «никому не нужен».
Джоан Роулинг и «Гарри Поттер». 12 издательств отказали ей, и только 13-е согласилось напечатать первую книгу. Сейчас это самая продаваемая книжная серия в истории.
Майкл Джордан. До того как стать иконой NBA, его исключили из школьной команды по баскетболу. Он продолжал тренироваться каждый день, даже когда никто в него не верил.

Я очень долго воспринимала терпение, как слабость характера. Но нет. Терпение - это не про бездействие. Это про активное решение остаться и быть последовательной в том, что выбрала. Не сомневаться, не метаться, не сдаваться.

Буду учиться терпению!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
109💯24👏11👍2
Вчера открыла фотоплёнку и пересмотрела весь май — захотелось вспомнить, о чём вообще был этот месяц. Потому что на минуту показалось, что он пролетел, а я снова ничего не успела.

Чему я уделила меньше внимания, чем хотела:

Чтение. Уже второй месяц пытаюсь дочитать «Империя должна умереть» инагента Михаила Зыгаря. Долго — потому что стараюсь осмыслять, что же на самом деле происходило в революционной России. Чтобы добавить объёмности картинке, 1 мая мы поехали в Ленинские горки — посмотреть на революцию с другой стороны.
Спорт. Не получилось тренироваться столько, сколько планировала. Но план «100 тренировок в год» всё ещё в силе. Самое приятное — мы открыли теннисный сезон и арендовали корт с тренером до конца лета.
Танцевала дважды в мае. При этом стоит признаться, что не сходила 7 раз. Абонемент сгорел, но я возьму новый. Бывает.

Чем довольна:
–Пересмотрела фотографии и оказалось, что в мае я начала активно готовить. Есть цель снизить количество доставок и готовой еды в своей жизни. Приготовить салат, при условии наличия хороших продуктов в холодильнике, по времени также или быстрее, чем выбрать, оформить и получмить доставку. Всё сводится к вопросу фокуса.
Поездки. Съездила в Нижний и Екатеринбург. В Ельцин Центре провела два часа — и не успела посмотреть и десятой части. Обязательно вернусь. Екатеринбург очень понравился и всего 2 часа полета от Москвы.
Кино. Решили с Тахиром посвятить лето советскому кино. В мае посмотрели: Москва слезам не верит, Летят журавли и Человек с киноаппаратом.
The Cultt — в мае команда попала в список «Визионеры» по версии РБК. За то, что увидели во вторичном рынке не просто тренд, а зачатки новой потребительской нормы. Приятно, учусь принимать)
Нетворкинг. С апреля запустила для себя проект «Знакомства». В мае встретилась с семью новыми для себя людьми. Наверстываю за предыдущие пять лет тотального отсутствия свободного времени.
- Продолжаю заниматься обустройством съемной квартиры. Дается тяжело, так как все для жизни есть, а на улучшения не хватает времени. Но я настойчиво записываю эти дела в to-do list, ставлю напоминая в календарь и по-тихоньку продвигаемся.
78👍3😍3
Сервис как стратегия (часть 1)

Всегда говорю, что хороший клиентский сервис — это не про деньги. Это про культуру внутри компании. Я часто слышу, как многие говорят про клиентоцентричный подход, но с точки зрения сервиса и орг.структуры это мало у кого заметно. И вот — живой пример классного сервиса.

Вчера приехали в Питер погулять, без плана. Был дождь, мы случайно зашли в магазин PYE Optics на Новой Голландии. Я мерила оправы, свою держала в руке. Это тоже была оптика от PYE, покупала её просто для образов, зрение у меня хорошее. А солнцезащитные очки всегда беру в Культе, так что я не постоянный клиент.

И вот консультант вдруг предлагает провести обслуживание моих очков. Я удивилась, что она увидила, что у меня в руке именно их очки. С опаской спрашиваю, сколько это будет стоить и вообще зачем это нужно.

Оказалось, что в PYE Optics бесплатное пожизненное обслуживание очков. Можно поменять носоупоры, если они пожелтели, отполировать оправу, заменить винты, подобрать утерянные, заменить заушники и тд. Всё — бесплатно.

Пока они обслуживают мои очки, консультант рассказывает историю бренда: им уже 15 или 19 лет, раньше они наносили логотип на готовые модели, а теперь полностью проектируют и производят очки сами. В Москве скоро откроется третий магазин с двумя кабинетами для проверки зрения.

Я жалуюсь, что у моих очков Gentle Monster погнулись душки. Консультант предлагает их поправить — тоже бесплатно. К сожалению, не получилось, и она даёт контакт мастерской, где нам точно помогут. А потом ещё минут 10 советует нам питерские рестораны.

Я вышла из магазина с точным желанием купить ещё одну пару. Почему? Что сделало этот опыт таким классным?

1. Пожизненное обслуживание.
Это звучит вау! Для бренда — почти ничего не стоит. Для клиента — про заботу. И, конечно, это отличное решение с точки зрения повторных визитов: если с очками что-то случится, я вернусь именно в PYE, а не в другую оптику. Это формирует крепкую связь с брендом и хороший LTV.
2. Доверие.
Cам факт того, что в сегодняшнем мире тебе что-то делают бесплатно, когда каждый чих платный, строит большое доверие к бренду.
3. Гостеприимство.
Консльтант не отказал посмотреть мои очки другого бренда. У нее не получилось их отремонтировать и можно было на этом закончить, но она стала искать, кто нам может помочь.

И все вместе это формирует вау-эффект, хотя по сути потрачено 0 рублей. Но это правильная культура внутри компании, верные ценности, верный найм и развитие команды.
153🔥27👍19💯9