CFOblog | Денис Дубовцев – Telegram
CFOblog | Денис Дубовцев
1.99K subscribers
184 photos
2 videos
9 files
202 links
Авторский блог о финансах и рисках, фреймворках управления, истории, экономике

Денис Дубовцев (@ddcfo) - победитель премии “Финансовый директор 2021 года”, автор книги "Профессия финансист", кандидат экономических наук, руководитель с многолетним опытом
Download Telegram
ФИНАНСЫ: БИЗНЕС-АНГЕЛЫ

#финансы #бизнес #венчур #венчурныеинвестиции #venturecapital #гдеискатьангела #бытьбизнесангелом

Цикл про венчурные инвестиции хорошо пошел. Поэтому с удовольствием продолжу развитие темы. Но обозначать публикации 4, 5, 6.. - уже перебор, по-моему. Поэтому (пока, по крайней мере) завязываю с “Венчур ч.N” и называю публикации своими именами. Итак...

В продолжение цикла публикаций про венчурную индустрию расскажу о таком интересном и загадочном типе инвесторов, как бизнес-ангелы. Где они обитают, как с ними завести беседу, что предлагать. Ну и конечно, постараемся определить признаки “токсичного” бизнес-ангела - инвестора, деньги от которого не стоит принимать.

Буквально 10 лет назад о бизнес-ангелах читали только студенты MBA в материалах к курсам. В России таких не водилось в принципе. Лет 7-8 назад стали появляться заметки в бизнес-СМИ о проектах-стартапах, в которые, наравне с институциональными инвесторами (фондами) и основателями, инвестировали частные лица - бизнес-ангелы.

Далее - в блоге: https://cfoblog.ru/2018/04/23/про-бизнес-ангелов/
ЛАЙФСТАЙЛ: НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ

#cfo #chieffinancialofficer #лайфстайл #хлам #republic #самоорганизация

Неплохая аналитическая статья вышла на Republic - https://republic.ru/posts/90819

Думаю, ни для кого из городских жителей среднего класса (да и не только, уверен) не станет новостью, что они погрязли в хламе - ненужных вещах, которыми загромождены квартиры. Плохая организация пространства в доме снижает эффективность проживающих в нем, а порядок наоборот побуждает к анализу и принятию решений. Похоже, сама эволюция направляет в сторону самоорганизации и минимализма.

Для тех у кого нет подписки привожу краткий пересказ:

1) Организованность стала популярна на волне стремления к эффективности после десятилетий пропаганды консьюмеризма - следующие поколения просто вынуждены избавляться от вещей, перешедших к ним по наследству.

2) У других увлечение тн mindfulness (желание освободиться от того, что мешает быть счастливым, не нести на себе чрезмерное имущество) привело к одержимости на ограничение вещизма и минимализму.

3) Сама культура западной цивилизации (основная для человечества парадигма/философия последних сотен лет развития) пока подталкивает нас с раннего детства самоидентифицироваться с предметами, причем по праву собственности (действительной или мнимой). Чужое имущество кажется более интересным и ценным, а значит - желанным.

4) Чем вещь старее и дольше у нас, тем она нам дороже - даже если давно не имеет реальной ценности и/или не используется нами. Мы рефлексируем, идентифицируем себя с любимой футболкой или кружкой - как можно выкинуть часть себя на помойку?!

5) Как я уже отметил выше, порядок побуждает к принятию правильных решений. Так, подтверждено исследованиями, что человек в захламленной комнате при выборе между здоровой и нездоровой пищей (например, яблоко и шоколадный батончик) чаще возьмет нездоровую. В прибранной комнате - наоборот.
ТЕХНОЛОГИИ: ПОЧТА

#cfo #chieffinancialofficer #технологии #бизнес #почта #логистика #китай

Сегодня почта практически в любой стране считается очень консервативной, традиционной отраслью.

Мало кто знает, во второй половине XIX века почтовая служба США (как и аналогичные предприятия многих других стран) была на острие прогресса и технологического развития, давала ускорение целым новым отраслям.

В США во второй половине позапрошлого века построили крупнейшую в мире превмопочту - по трубам, на огромной для того времени скорости, доставляли почту через весь Манхэттен за считанные минуты. Занятная статья на эту тему - https://www.politico.com/agenda/story/2017/06/08/us-post-office-technical-difficulties-000449

Да что там посылки по трубам, US Post тестировала доставку с использованием баллистических ракет! :)

А вот что делает китайская почта - https://www.youtube.com/watch?v=dAKqKYCK9bA

Всего полгода назад по сети распространялись фото китайских ангаров, заваленных до потолка горами неотсортированных посылок из интернет-магазинов.

Уверен, роботизированный распределительный почтовый хаб из видео - это образцово-показательная площадка для делегаций и съемки репортажей для ТВ и в Youtube.

Между тем, учитывая скорость внедрения технологий и внимание к логистике, в Поднебесной через пять лет все распределительные хабы будут похожи на этот демонстрационный.
#cfo #chieffinancialofficer #анонсы #проканал

Друзья, уже пять месяцев, как я веду этот канал. Что стало понятно - моя писанина кому-то интересна. Но что важнее - есть темы, которые не только интересны, но и полезны.

Я долго не выкладывал материал про юнит-экономику, полагая, что читателю не нужна эта бухгалтерско-финансовая нудятина. Оказалось, я ошибался - материал очень хорошо “зашел”. И больше всего откликов было именно по этим двум публикациям:
https://cfoblog.ru/2018/03/29/юнит-экономика-ч-i/
https://cfoblog.ru/2018/03/31/юнит-экономика-ч-ii/

Думаю, в скором будущем сделаю еще пару публикаций на близкие темы - бюджетирование и контроллинг.

Аналогично, очень хорошо был принят цикл про венчурные инвестиции:
https://cfoblog.ru/2018/03/24/венчур-ч-1/
https://cfoblog.ru/2018/04/07/венчур-ч-2-токсичные-инвесторы/
https://cfoblog.ru/2018/04/12/венчур-ч-3-investor-deck/
https://cfoblog.ru/2018/04/23/про-бизнес-ангелов/

Тема весьма обширна, по ней можно вести отдельный канал. Планирую продолжить цикл и написать про нюансы согласования условий (term sheet), подготовки инвестиционной документации, закрытия сделки, работы с инвесторами после.

Есть много мыслей (и уже даже материалов) по теме внедрения agile в работу финансовой службы компании. Планирую и об этом опубликовать пару статей.

Конечно, дальше все так же сохранится фокус на технологии, прогнозирование, (само)развитие, психологию и социологию.

Stay tuned, guys! :)
ТЕХНОЛОГИИ: AGILE ДЛЯ ФИНДИРА

#cfo #технологии #agile #технологиивфинансах #какпостроитьработу #chieffinancialofficer

Май выдался малопродуктивный для блога. Первая половина потерялась в отпуске, вторая - в работе.

Обещаю вернуть темп статей - многое уже готово. Будет и про венчурные инвестиции (два дня на Startup Village в Сколково заронили ряд идей), и про технологии для финансовых директоров (выступление на тему “Технология Agile для финансового директора” на конференции “Финансовая стратегия - Перезагрузка” 24-25 мая требует продолжения в публикациях), и про личную эффективность (несколько книг стоит анонсировать), и про технологии (куда же без них в нашей дигитальной экономике).

А пока, на затравку, про Agile - https://cfoblog.ru/2018/06/02/agile-ч-i/
ФИНАНСЫ: ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

#cfo #финансы #бизнес #венчур #венчурныеинвестиции #инвестиции #chieffinancialofficer

https://cfoblog.ru/2018/06/04/как-оформить-инвестиции/

Небольшая статья на тему юридического оформления инвестиций для заведения инвестора в проект по российскому праву. Быстро и дешево - идеально для первоначальных ангельских “входов” в стартап.
БИЗНЕС: КОРПОРАТИВНЫЕ СТАРТАПЫ

#cfo #cfoblog #корпоративныйстартап #leanstartup #chieffinancialofficer #размышления #покаедувметро

Навеяно беседой со знакомым, который пытался договориться как стартап о рамочном сотрудничестве и тестировании продукта с нашим телеком мобильным оператором, который якобы lean startup методики внедряет и декларирует переход на развитие внутренней предпринимательской культуры.

Сейчас в среде больших корпораций модно озвучивать внедрение методологии lean startup (быстрая и дешевая проверка гипотез). И вообще - притворяться, что они стали гибкими и проактивными, рыночно и клиенто ориентированными.

А то, что для одобрения договора, совершенно стандартно-рамочного, надо провести 5-10 встреч, а потом провести его перед подписанием через 26 подписей всевозможных начальников (и не совсем) отделов и управлений в течение полугода?! Какой тут lean startup?!

Стоит ли говорить, что те же процедуры они распространяют на свои внутренние "стартапы".
БИЗНЕС: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СРОЧНОЙ ДОСТАВКИ

#cfo #cfoblog #dostavista #datainsight #рыноксрочнойдоставки #исследование #chieffinancialofficer

Dostavista.ru совместно с Data Insight подготовили исследование рынка срочной доставки в России.

Первое подобное - основательное, подробное, своевременное - исследование демонстрирует важные тенденции в развитии не только отечественной онлайн-торговли, но и всего ритейла.

https://dostavista.ru/articles/issledovanie-rynka-srochnoj-dostavki

Enjoy and share!
МЕРОПРИЯТИЯ: RETAIL PITCH EVENT

#cfo #cfoblog #мероприятия #retailpitchevent #x5 #фрии #chieffinancialofficer

Придумал новую рубрику. Снова по пути в метро - продуктивная для блога часть дня.

Рубрика про посещенные бизнесовые мероприятия - конференции, митапы и прочие ивенты. Мысли и выводы.

В среду был на Retail Pitch Event. Пришел на полтора часа позже, поэтому выступления Леруа Мерлен, МВидео и самого ФРИИ почти не застал.

ФРИИ говорят, что ждут, когда будет больше стартапов на бигдате и предиктивной аналитике. Заявки про маркетплейсы и экопродукты больше не открывают.

Х5 хочет решения в области умного склада / распределительного центра, помощь в поиске товара и сборе заказа. Говорят, что мало (годных) логистических стартапов. Также им не хватает решений в области прогнозирования спроса.

Корпорациям из ритейла интересны проекты smart check out - самостоятельная оплата. Решения магазина "без продавцов" Amazon Go. Вопрос в контроле фрода - очень много мелких СКУ, которые сложно отслеживать.

В Х5 процесс имплементации решений стартапов выглядит так: песочница-магазин лаборатория (живой магазин) - расширенный пилот на 1% магазинов - раскатка решения на всю сеть. По времени - 6-12 мес.

Леруа тестирует пилот на 3-х магазинах до 3-х мес. На весь процесс до разворота на сеть - 12 мес.


Питчи:

Pay Z - скан штрихкода с мобильного аппа, покупка и оплата через апп.

GroozGo - маркетплейс грузовой логистики для производителей со страховкой.

InSize - верификация мастер-данных о товаре, поступающими на склад.

GeoMatrix - моделирование потребительского потребления для точек ритейла. Изучают и обрабатывают геосигналы, расчет людей в каждом доме, стратификация и прогноз прибыли точки.

Hot-WiFi - маркетинговая информация на основе данных точек wifi. Omni-каналы - настройка связи онлайн-офлайн.

Стокплан - прогноз спроса, алгебраическая вероятностная модель на основе бигдаты.

Gridfore - анализ логов кассовых аппаратов - быстрая обработка и настройка парсеров (до 1 недели). Анализ действий кассира и работы касс.

Craft Talk, Денис Петухов - оптимизация каналов коммуникаций через мессенджеры, чаты и боты.

Геограмма, Олег Ли - оптимизация мерчендайзинга, автоматизация задач розничной сети, отчеты исполнителей через апп.

Metacommerce, Николай Максименко - динамическое ценообразование на основе парсинга конкурентов и их анализа алгоритмом сервиса. Собирают данные из офлайна физически.
ФИНАНСЫ: VC vs ICO

#cfo #cfoblog #vc #ico #венчурноефинансирование #венчур #chieffinancialofficer

Вы, дорогие мои читатели канала, попросили написать про ICO. Вот, собрался наконец, написал. Хотя последние полгода сторонился этой темы.

По-моему, всеобщая криптоистерия прошлого года девальвировала восприятие блокчейна. Между тем, блокчейн - технология весьма перспективная, что уж там. Параллельно пошел вал мошеннических ICO, что подорвало интерес (серьезных) инвесторов и предпринимателей к свежей (что уже весьма необычно для консервативной инвестиционной отрасли) идее финансирования проектов через эмиссию токенов.

Страсти криптовалютные немного поутихли, можно посмотреть на связанную с криптой тему ICO более трезвым взглядом. Попробую обозначить, в чем конкретно преимущества и недостатки финансирования бизнеса через выпуск токенов в сравнении с традиционным инвестированием ангелами и венчурными фондами.

https://cfoblog.ru/2018/06/16/ico-vs-vc/
БИЗНЕС: ПЛАТФОРМИНГ

#cfo #cfoblog #шеринговаяэкономика #платформинг #маркетплейсы #sharingeconomy #platforming #ondemand #chieffinancialofficer

Давно хотел написать мысли о будущем маркетплейсов.

Пленарная сессия “Шеринг и платформинг. Технологии, расширяющие радиус нашего взаимодействия” на втором дне Skolkovo Startup Village 2018 помогла структурировать размышления и упаковать их в статью: https://cfoblog.ru/2018/06/23/платформинг/
БИЗНЕС: ПЛАТФОРМИНГ-МАНИФЕСТ

#cfo #cfoblog #шеринговаяэкономика #платформинг #манифест #sharingeconomy #platforming #ondemand #chieffinancialofficer

Надеюсь, большинство читателей моего канала знают про agile-манифест - четыре основополагающих принципа так называемой “гибкой разработки программного обеспечения”: 1) Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов; 2) Работающий продукт важнее исчерпывающей документации; 3) Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта; 4) Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Думаю, уже не надо никому доказывать актуальность перечисленных принципов. И распространяются они сейчас продвинутыми компаниями не только на разработку, но на все бизнес-процессы.

Как вы заметили, я серьезно занимаюсь маркетплейсами и производным из него направлением платформинга. Сравнительно недавно осознанно пришел и к agile-философии и ее прикладному применению в работе (неосознанно этими принципами руководствовался всегда - это просто здравый смысл). По мере написания статьи про платформинг на прошлой неделе меня как-то осенило, что совершенно точно можно выделить четыре (совпадение?) основополагающих принципа для платформинга.

Итак, пока я их сформулировал следующим образом (наверняка еще буду уточнять тн “wording”):

1) По требованию (on-demand, прямо сейчас) лучше предзаказа (завтра или послезавтра).

2) Получение в пользование по необходимости лучше владения.

3) Решение задачи (конечный результат) лучше получения вещи в пользование.

4) Специализация лучше неглубоких навыков во всем (или широкого набора сервисов посредственного качества).
МЕРОПРИЯТИЯ: ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ

#cfo #cfoblog #мероприятия #cfaassociation #венчурныеинвестиции #венчур #pwc #chieffinancialofficer

Продолжаю вести тезисные отчеты с мероприятий. На этот раз с дискуссии про венчур, организованной CFA Association Russia.


Ч.1. Обсуждение различий VC в Европе и Америке, и не только.

Дмитрий Алимов, Frontier Ventures
Илья Дубинский, SpeedInvest

Америка впереди Европы в венчуре лет на 30-40 (а Россия отстает от Европы в свою очередь на 20 лет). Соответственно, на порядок больше серийных предпринимателей. Кроме того, единый рынок по регулированию и нет языковой сегментации. В этом плане Юго-Восточная Азия похожа на Европу - тоже сегментирована национальными и языковыми границами, но ниже уровень жизни и больше дифференциация в правовом поле.

"На seed раунде приносить инвестору финансовую модель - смешно. Не стоит фокусироваться на этом, и тратить время." Алимов

В России и Европе часто грешат усложнением конструкций сделок (юридической) - и это создает компании и их инвесторам проблемы на более поздних этапах. Надо максимально использовать стандартные конструкции.

В Америке уже не только Кремниевая долина - появились другие хабы. Это Лос-Анджелес (выход Snap на IPO дал много ликвидности региону - сотни сотрудников обкэшили опционы и стали ангелами), Нью-Йорк (тут традиционно рекламные и финансовые стартапы чувствуют себя лучше), Сиэтл ( Майкрософт и Амазон там), ряд других.


Ч.2. Пленарная дискуссия.

Дмитрий Гальперин, Runa Capital
Дмитрий Смирнов, Flint Capital
Алексей Жуков, PWC
Максим Шаврыгин, iTech Capital

Из российских успешных проектов значительно сложнее выйти. С рынка вымылась ликвидность. Поэтому волей неволей успешные фонды идут на другие рынки.

До санкций российский рынок был похож на большой локальный европейский рынок - типа немецкого - предприниматели фокусируются на локальном. Сейчас появляется тенденция к повороту на глобальное мышление (внутренний страновой стартап не интересен инвесторам).

В этом плане из России хорошо стартовать по причине наличия и относительной дешевизны квалифицированных специалистов - программистов, инженеров и проч. Но сразу надо ориентироваться на глобальный рынок.

При выборе и оценке проекта ориентируются на фаундеров, их бэкграунд, мнение о них на рынке. По сути - субьективная оценка на индивидуальном прошлом опыте управляющего партнера фонда.

"Три слагаемых для фаундера: нетворк, репутация, опыт. Каждый день должен тратиться на усиление каждого из трех слагаемых." Дмитрий Смирнов, Flint Capital

Гальперин: Самые лучшие сделки приходят не с улицы, а из нетворка. В России вообще очень мало сделок "с улицы" строится.

Договариваться по всем условиям надо с самого начала, потом передоговориться будет значительно сложнее и рискованнее. Дмитрий Гальперин (Runa Capital) рекомендует ориентироваться на американский стандартный term sheet - легче договариваться и меньше рисков на будущее.

Алексей Жуков (PWC): Выросла неопределенность и связанные юридические риски из-за повсеместного развития налогового законодательства с прозрачностью и обменом информацией. Например, нет общепризнанного понимания, кто контролирующее лицо у фонда - GP, LP или какая-то альтернатива. Сложно просчитать (предсказать) все риски по SPV (юрисдикции холдинговой компании проекта).

Куда идти в России на старте фаундеру за деньгами: ангелы (платформы и мероприятия), ФРИИ. Фонды уже давно не рассматривают pre-seed и даже seed. Стандартная схема: FFF, ангелы, гранты и ФРИИ, фонды.

Вообще, вся венчурная индустрия двигается outliers - гениями и дисрапторами. Надо быть таким, пилить продукт и искать деньги. Все одновременно.
ТЕХНОЛОГИИ: АВТОБУС BAIDU

#cfo #технологии #baidu #самоуправляемыйавтобус #доставка #chieffinancialofficer

Китайский поисковик Baidu, так же как и наш Яндекс, закономерно пошел на рынок self-driving cars - еще в конце 2015 года заявив о намерении создать самоуправляемый автобус вместе с BMW за три года.

Сделали прототип за два с половиной года, да еще и без немцев управились - а вместе с соотечественниками King Long. В дальнейшем планируют перейти к разработке и выпуску самоуправляемых авто и грузовиков.

Думаю, недолго, что BMW еще и автопилот Apollo от Baidu будут рассматривать для своих авто. А может - уже!)

Кстати, в таком случае продолжателями тренда на создание самоуправляемых авто должны бы стать корейские Naver и Hyundai.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=3hFKIKU5R6U
МЕРОПРИЯТИЯ: AGILE KITCHEN

#cfo #cfoblog #мероприятия #agilekitchen #scrumtrack #scrum #vtb #chieffinancialofficer

29 июня по приглашению замечательных ребят из ScrumTrack выступал по теме внедрения Agile в работу финансового департамента.

Мероприятие Agile Kitchen проходило под крылом ВТБ (в прямом и переносном смысле).

Не устану повторять, что за agile-мировоззрением будущее - не только в бизнесе, но для личной эффективности и успеха во всех сферах жизни. Хотите быть успешными - развивайте гибкость!!)

Публикация относительно подзадержалась, тк ждал видео: https://www.facebook.com/olga.leonovets/videos/1865632740146654
МЕРОПРИЯТИЯ: Digital transformation: Are we freewheeling down a road with no plan?

#cfo #cfoblog #binarydistrict #digitaltransformation #jimmywales #wiki #wikipedia #мероприятия #chieffinancialofficer

Спикеры:
Jimmy Wales - основатель Wikipedia
Александр Иванов - основатель Waves, Vostok
Артем Лисс - BBC


Александр Иванов:

web 3.0 - стремление общества к некоему будущему обьединению, тн web или digital society.

Многие социальные договоры, взамодействия, законы буду заменены протоколами. Это замена социального консенсуса технологическим. Это должно убрать проблемы коррупции и проч. Социальные законы по сути переводятся на уровень законов природы. Их невозможно будет обойти, коррумпировать, поскольку они будут встроены в базовую структуру взаимодействий.

Похожий принцип заложен в ZCash foundation - майнеры отдают часть доходов на поддержку и развитие платформы. Или токен-проект primalbase - аренда офиса/коворкинга за токены платформы.

Вывод: Все возможно, надо двигаться и делать такие проекты - и мы сможем изменить мир.


Jimmy Wales:

Платформы меняют мир - это уже трансформирует занятость, привычки, социум.

И это только начало - дальше будут совершенно драматические изменения. Те же самоуправляющиеся грузовые авто изменят множество отраслей самым существенным образом в ближайшие годы. Множество людей останутся не у дел - они это уже начинают понимать. Это то, о чем нам надо серьезно подумать.

Джимми серьезно сомневаевается в возможности перевода социального договора на уровень технологий - о чем Александр ранее говорил.

В современном мире гибкость приобретает ключевое значение - как же технологические протоколы смогут быть гибкими и подстраиваться?!

А кто должен определять и отсеивать fake news? Протоколы или люди? Не будет ли диктата?


Артем Лисс:

Приводит примеры изменения в топ-5 рейтинге компаний за 10 лет. Например, исчезли банки. А в 2028, наверно, банки исчезнут вообще.

Кто будет президентом США (мира?) через 10 лет. По опросам - Цукерберг. А на вакансиях фб есть программиста для реализации глобального проекта счастливого общества. Видимо, параметры "счастья" Facebook с обществом не собирается обсуждать.

Бюджет netflix в два раза больше бюджета BBC - недавно еще крупнейшей вещательной компании мира.


Это кратко цитаты из интересного (на мой взгляд) в пленарной дискуссии.

Stay tuned, guys!
ТЕХНОЛОГИИ: VOLANTE VISION CONCEPT

#cfo #cfoblog #технологии #volantevisionconcept #volante #selfdrivingcars #astonmartin #chieffinancialofficer

Англичане наконец также вступают в конкуренцию за рынок самоуправляемых автомобилей, причем сразу аэротакси, и в кооперации мэтров автомобильной отрасли страны.

Aston Martin в компании университета Крэнфилда, Cranfield Aerospace Solutions и Rolls-Royce представили концепт аэротакси вертикального взлета.

Места всего три - видимо, планируется, что в будущем в семьях будет не более одного ребенка. Прочих характиеристик пока нет, ждем новостей.

Тизер: https://www.youtube.com/watch?v=RuT-fOGleZ8
БИЗНЕС: СИЛА УПРОЩЕНИЯ

#cfo #cfoblog #бизнес #simplify #стратегияупрощения #dostavista #goodstaff #chieffinancialofficer

Есть в Dostavista человек предпринимательского типа, который умеет находить (и создавать) интересное и полезное знание, и хочет делиться им с миром. Нет, сейчас это я не про себя, хотя тоже стараюсь. Коллега пишет то про дорогие ему помидоры, то - про стратегию позиционирования в бизнесе.

На этот раз про стратегию: https://dostavista.ru/articles/vash-biznes-apple-ili-ikea

Recommended by CFO! :)
БИЗНЕС: GDPR - КАК РАБОТАТЬ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ ЖИТЕЛЕЙ ЕС

#cfo #cfoblog #бизнес #gdpr #правилабизнеса #персональныеданные #chieffinancialofficer

GDPR: Как работать с новыми принципами защиты персональных данных ЕС?

Обсуждение вопроса началось в разных странах около 40 лет назад. В мире драйверами процессов по усилению законодательства в области защиты персональных данных стали ЕС, США, Индия. Последние притормозили. А вот та же Россия в этом вопросе на передовой прогресса юридической мысли. Как и Евросоюз. Кстати, российский 152ФЗ по сути и духу очень похож на GDPR. Писали параллельно, исходя из одинаковых вводных.

GDPR имеет отношение к тем, кто так или иначе взаимодействует с физическими лицами на территории ЕС - в тч не только для продажи товаров, но для сбора геоданных на территории ЕС мобильными приложениями.

Важно, что под действие законодательства GDPR подпадают не только граждане ЕС, но любые физические лица, которые переступили границу ЕС. В том числе, под закон попадает использование баз данных потребителей из ЕС.

Для сугубо российских сервисов: Если гражданин ЕС приехал в Россию, скачал мобильное приложение, то это НЕ будет попаданием под GDPR. Это рассматривается как случайное использование и не расценивается как нарушение GDPR. Неслучайным будет - если вы станете целенаправленно собирать данные именно жителей ЕС и делать на них таргетированную рекламу. Другое дело, что законоприменительной и судебной практики почти нет, поэтому все подобные умозаключения остаются сугубо экспертным мнением.

Privacy policy должно быть на языке простом и понятном для любого пользователя. Соответственно, для голландца правила должны быть на голландском языке, причем без канцеляризмов, сложных юридических и специализированных терминов.

Штрафы очень высоки (4% от оборота или до 20 млн евро), но направлены не на уничтожение бизнеса, а на мотивацию к предотвращению нарушений. Размер назначается исходя из размера бизнеса. Соответственно, штраф в 20 млн евро не назначат компании с выручкой 5 млн в год.

Под персональные данные подпадают любые куки и даже временные id. Другое дело, что такие данные будут приниматься как подпадающие под закон GDPR только если компания собирает их целенаправленно, систематически, массово и для использования в бизнес-процессах. Очень важный момент - целенаправленность сбора и сохранения персональных данных.

Ранее собранные большие данные в обезличенном виде могут ли продаваться или передаваться третьим лицам для НИОКР и проч? Только если предварительно было получено разрешение (галочка) на эту возможность в будущем.

Хранить персональные данные физических лиц по GDPR можно и вне ЕС, если компания, предоставляющая серверные услуги, условно соответствует требованиям (по сути, формальные признаки - не однодневка, наличие сайта, специализация на этих услугах). И DPO - data protection officer - можно аутсорсить, таких услуг уже много.

Общий вывод - бояться GDPR не стоит, тем более это не причина отказываться от европейского бизнеса, если в нем с коммерческой точки зрения есть толк.