CFOblog | Денис Дубовцев – Telegram
CFOblog | Денис Дубовцев
1.99K subscribers
184 photos
2 videos
9 files
202 links
Авторский блог о финансах и рисках, фреймворках управления, истории, экономике

Денис Дубовцев (@ddcfo) - победитель премии “Финансовый директор 2021 года”, автор книги "Профессия финансист", кандидат экономических наук, руководитель с многолетним опытом
Download Telegram
БИЗНЕС: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СРОЧНОЙ ДОСТАВКИ

#cfo #cfoblog #dostavista #datainsight #рыноксрочнойдоставки #исследование #chieffinancialofficer

Dostavista.ru совместно с Data Insight подготовили исследование рынка срочной доставки в России.

Первое подобное - основательное, подробное, своевременное - исследование демонстрирует важные тенденции в развитии не только отечественной онлайн-торговли, но и всего ритейла.

https://dostavista.ru/articles/issledovanie-rynka-srochnoj-dostavki

Enjoy and share!
МЕРОПРИЯТИЯ: RETAIL PITCH EVENT

#cfo #cfoblog #мероприятия #retailpitchevent #x5 #фрии #chieffinancialofficer

Придумал новую рубрику. Снова по пути в метро - продуктивная для блога часть дня.

Рубрика про посещенные бизнесовые мероприятия - конференции, митапы и прочие ивенты. Мысли и выводы.

В среду был на Retail Pitch Event. Пришел на полтора часа позже, поэтому выступления Леруа Мерлен, МВидео и самого ФРИИ почти не застал.

ФРИИ говорят, что ждут, когда будет больше стартапов на бигдате и предиктивной аналитике. Заявки про маркетплейсы и экопродукты больше не открывают.

Х5 хочет решения в области умного склада / распределительного центра, помощь в поиске товара и сборе заказа. Говорят, что мало (годных) логистических стартапов. Также им не хватает решений в области прогнозирования спроса.

Корпорациям из ритейла интересны проекты smart check out - самостоятельная оплата. Решения магазина "без продавцов" Amazon Go. Вопрос в контроле фрода - очень много мелких СКУ, которые сложно отслеживать.

В Х5 процесс имплементации решений стартапов выглядит так: песочница-магазин лаборатория (живой магазин) - расширенный пилот на 1% магазинов - раскатка решения на всю сеть. По времени - 6-12 мес.

Леруа тестирует пилот на 3-х магазинах до 3-х мес. На весь процесс до разворота на сеть - 12 мес.


Питчи:

Pay Z - скан штрихкода с мобильного аппа, покупка и оплата через апп.

GroozGo - маркетплейс грузовой логистики для производителей со страховкой.

InSize - верификация мастер-данных о товаре, поступающими на склад.

GeoMatrix - моделирование потребительского потребления для точек ритейла. Изучают и обрабатывают геосигналы, расчет людей в каждом доме, стратификация и прогноз прибыли точки.

Hot-WiFi - маркетинговая информация на основе данных точек wifi. Omni-каналы - настройка связи онлайн-офлайн.

Стокплан - прогноз спроса, алгебраическая вероятностная модель на основе бигдаты.

Gridfore - анализ логов кассовых аппаратов - быстрая обработка и настройка парсеров (до 1 недели). Анализ действий кассира и работы касс.

Craft Talk, Денис Петухов - оптимизация каналов коммуникаций через мессенджеры, чаты и боты.

Геограмма, Олег Ли - оптимизация мерчендайзинга, автоматизация задач розничной сети, отчеты исполнителей через апп.

Metacommerce, Николай Максименко - динамическое ценообразование на основе парсинга конкурентов и их анализа алгоритмом сервиса. Собирают данные из офлайна физически.
ФИНАНСЫ: VC vs ICO

#cfo #cfoblog #vc #ico #венчурноефинансирование #венчур #chieffinancialofficer

Вы, дорогие мои читатели канала, попросили написать про ICO. Вот, собрался наконец, написал. Хотя последние полгода сторонился этой темы.

По-моему, всеобщая криптоистерия прошлого года девальвировала восприятие блокчейна. Между тем, блокчейн - технология весьма перспективная, что уж там. Параллельно пошел вал мошеннических ICO, что подорвало интерес (серьезных) инвесторов и предпринимателей к свежей (что уже весьма необычно для консервативной инвестиционной отрасли) идее финансирования проектов через эмиссию токенов.

Страсти криптовалютные немного поутихли, можно посмотреть на связанную с криптой тему ICO более трезвым взглядом. Попробую обозначить, в чем конкретно преимущества и недостатки финансирования бизнеса через выпуск токенов в сравнении с традиционным инвестированием ангелами и венчурными фондами.

https://cfoblog.ru/2018/06/16/ico-vs-vc/
БИЗНЕС: ПЛАТФОРМИНГ

#cfo #cfoblog #шеринговаяэкономика #платформинг #маркетплейсы #sharingeconomy #platforming #ondemand #chieffinancialofficer

Давно хотел написать мысли о будущем маркетплейсов.

Пленарная сессия “Шеринг и платформинг. Технологии, расширяющие радиус нашего взаимодействия” на втором дне Skolkovo Startup Village 2018 помогла структурировать размышления и упаковать их в статью: https://cfoblog.ru/2018/06/23/платформинг/
БИЗНЕС: ПЛАТФОРМИНГ-МАНИФЕСТ

#cfo #cfoblog #шеринговаяэкономика #платформинг #манифест #sharingeconomy #platforming #ondemand #chieffinancialofficer

Надеюсь, большинство читателей моего канала знают про agile-манифест - четыре основополагающих принципа так называемой “гибкой разработки программного обеспечения”: 1) Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов; 2) Работающий продукт важнее исчерпывающей документации; 3) Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта; 4) Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Думаю, уже не надо никому доказывать актуальность перечисленных принципов. И распространяются они сейчас продвинутыми компаниями не только на разработку, но на все бизнес-процессы.

Как вы заметили, я серьезно занимаюсь маркетплейсами и производным из него направлением платформинга. Сравнительно недавно осознанно пришел и к agile-философии и ее прикладному применению в работе (неосознанно этими принципами руководствовался всегда - это просто здравый смысл). По мере написания статьи про платформинг на прошлой неделе меня как-то осенило, что совершенно точно можно выделить четыре (совпадение?) основополагающих принципа для платформинга.

Итак, пока я их сформулировал следующим образом (наверняка еще буду уточнять тн “wording”):

1) По требованию (on-demand, прямо сейчас) лучше предзаказа (завтра или послезавтра).

2) Получение в пользование по необходимости лучше владения.

3) Решение задачи (конечный результат) лучше получения вещи в пользование.

4) Специализация лучше неглубоких навыков во всем (или широкого набора сервисов посредственного качества).
МЕРОПРИЯТИЯ: ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ

#cfo #cfoblog #мероприятия #cfaassociation #венчурныеинвестиции #венчур #pwc #chieffinancialofficer

Продолжаю вести тезисные отчеты с мероприятий. На этот раз с дискуссии про венчур, организованной CFA Association Russia.


Ч.1. Обсуждение различий VC в Европе и Америке, и не только.

Дмитрий Алимов, Frontier Ventures
Илья Дубинский, SpeedInvest

Америка впереди Европы в венчуре лет на 30-40 (а Россия отстает от Европы в свою очередь на 20 лет). Соответственно, на порядок больше серийных предпринимателей. Кроме того, единый рынок по регулированию и нет языковой сегментации. В этом плане Юго-Восточная Азия похожа на Европу - тоже сегментирована национальными и языковыми границами, но ниже уровень жизни и больше дифференциация в правовом поле.

"На seed раунде приносить инвестору финансовую модель - смешно. Не стоит фокусироваться на этом, и тратить время." Алимов

В России и Европе часто грешат усложнением конструкций сделок (юридической) - и это создает компании и их инвесторам проблемы на более поздних этапах. Надо максимально использовать стандартные конструкции.

В Америке уже не только Кремниевая долина - появились другие хабы. Это Лос-Анджелес (выход Snap на IPO дал много ликвидности региону - сотни сотрудников обкэшили опционы и стали ангелами), Нью-Йорк (тут традиционно рекламные и финансовые стартапы чувствуют себя лучше), Сиэтл ( Майкрософт и Амазон там), ряд других.


Ч.2. Пленарная дискуссия.

Дмитрий Гальперин, Runa Capital
Дмитрий Смирнов, Flint Capital
Алексей Жуков, PWC
Максим Шаврыгин, iTech Capital

Из российских успешных проектов значительно сложнее выйти. С рынка вымылась ликвидность. Поэтому волей неволей успешные фонды идут на другие рынки.

До санкций российский рынок был похож на большой локальный европейский рынок - типа немецкого - предприниматели фокусируются на локальном. Сейчас появляется тенденция к повороту на глобальное мышление (внутренний страновой стартап не интересен инвесторам).

В этом плане из России хорошо стартовать по причине наличия и относительной дешевизны квалифицированных специалистов - программистов, инженеров и проч. Но сразу надо ориентироваться на глобальный рынок.

При выборе и оценке проекта ориентируются на фаундеров, их бэкграунд, мнение о них на рынке. По сути - субьективная оценка на индивидуальном прошлом опыте управляющего партнера фонда.

"Три слагаемых для фаундера: нетворк, репутация, опыт. Каждый день должен тратиться на усиление каждого из трех слагаемых." Дмитрий Смирнов, Flint Capital

Гальперин: Самые лучшие сделки приходят не с улицы, а из нетворка. В России вообще очень мало сделок "с улицы" строится.

Договариваться по всем условиям надо с самого начала, потом передоговориться будет значительно сложнее и рискованнее. Дмитрий Гальперин (Runa Capital) рекомендует ориентироваться на американский стандартный term sheet - легче договариваться и меньше рисков на будущее.

Алексей Жуков (PWC): Выросла неопределенность и связанные юридические риски из-за повсеместного развития налогового законодательства с прозрачностью и обменом информацией. Например, нет общепризнанного понимания, кто контролирующее лицо у фонда - GP, LP или какая-то альтернатива. Сложно просчитать (предсказать) все риски по SPV (юрисдикции холдинговой компании проекта).

Куда идти в России на старте фаундеру за деньгами: ангелы (платформы и мероприятия), ФРИИ. Фонды уже давно не рассматривают pre-seed и даже seed. Стандартная схема: FFF, ангелы, гранты и ФРИИ, фонды.

Вообще, вся венчурная индустрия двигается outliers - гениями и дисрапторами. Надо быть таким, пилить продукт и искать деньги. Все одновременно.
ТЕХНОЛОГИИ: АВТОБУС BAIDU

#cfo #технологии #baidu #самоуправляемыйавтобус #доставка #chieffinancialofficer

Китайский поисковик Baidu, так же как и наш Яндекс, закономерно пошел на рынок self-driving cars - еще в конце 2015 года заявив о намерении создать самоуправляемый автобус вместе с BMW за три года.

Сделали прототип за два с половиной года, да еще и без немцев управились - а вместе с соотечественниками King Long. В дальнейшем планируют перейти к разработке и выпуску самоуправляемых авто и грузовиков.

Думаю, недолго, что BMW еще и автопилот Apollo от Baidu будут рассматривать для своих авто. А может - уже!)

Кстати, в таком случае продолжателями тренда на создание самоуправляемых авто должны бы стать корейские Naver и Hyundai.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=3hFKIKU5R6U
МЕРОПРИЯТИЯ: AGILE KITCHEN

#cfo #cfoblog #мероприятия #agilekitchen #scrumtrack #scrum #vtb #chieffinancialofficer

29 июня по приглашению замечательных ребят из ScrumTrack выступал по теме внедрения Agile в работу финансового департамента.

Мероприятие Agile Kitchen проходило под крылом ВТБ (в прямом и переносном смысле).

Не устану повторять, что за agile-мировоззрением будущее - не только в бизнесе, но для личной эффективности и успеха во всех сферах жизни. Хотите быть успешными - развивайте гибкость!!)

Публикация относительно подзадержалась, тк ждал видео: https://www.facebook.com/olga.leonovets/videos/1865632740146654
МЕРОПРИЯТИЯ: Digital transformation: Are we freewheeling down a road with no plan?

#cfo #cfoblog #binarydistrict #digitaltransformation #jimmywales #wiki #wikipedia #мероприятия #chieffinancialofficer

Спикеры:
Jimmy Wales - основатель Wikipedia
Александр Иванов - основатель Waves, Vostok
Артем Лисс - BBC


Александр Иванов:

web 3.0 - стремление общества к некоему будущему обьединению, тн web или digital society.

Многие социальные договоры, взамодействия, законы буду заменены протоколами. Это замена социального консенсуса технологическим. Это должно убрать проблемы коррупции и проч. Социальные законы по сути переводятся на уровень законов природы. Их невозможно будет обойти, коррумпировать, поскольку они будут встроены в базовую структуру взаимодействий.

Похожий принцип заложен в ZCash foundation - майнеры отдают часть доходов на поддержку и развитие платформы. Или токен-проект primalbase - аренда офиса/коворкинга за токены платформы.

Вывод: Все возможно, надо двигаться и делать такие проекты - и мы сможем изменить мир.


Jimmy Wales:

Платформы меняют мир - это уже трансформирует занятость, привычки, социум.

И это только начало - дальше будут совершенно драматические изменения. Те же самоуправляющиеся грузовые авто изменят множество отраслей самым существенным образом в ближайшие годы. Множество людей останутся не у дел - они это уже начинают понимать. Это то, о чем нам надо серьезно подумать.

Джимми серьезно сомневаевается в возможности перевода социального договора на уровень технологий - о чем Александр ранее говорил.

В современном мире гибкость приобретает ключевое значение - как же технологические протоколы смогут быть гибкими и подстраиваться?!

А кто должен определять и отсеивать fake news? Протоколы или люди? Не будет ли диктата?


Артем Лисс:

Приводит примеры изменения в топ-5 рейтинге компаний за 10 лет. Например, исчезли банки. А в 2028, наверно, банки исчезнут вообще.

Кто будет президентом США (мира?) через 10 лет. По опросам - Цукерберг. А на вакансиях фб есть программиста для реализации глобального проекта счастливого общества. Видимо, параметры "счастья" Facebook с обществом не собирается обсуждать.

Бюджет netflix в два раза больше бюджета BBC - недавно еще крупнейшей вещательной компании мира.


Это кратко цитаты из интересного (на мой взгляд) в пленарной дискуссии.

Stay tuned, guys!
ТЕХНОЛОГИИ: VOLANTE VISION CONCEPT

#cfo #cfoblog #технологии #volantevisionconcept #volante #selfdrivingcars #astonmartin #chieffinancialofficer

Англичане наконец также вступают в конкуренцию за рынок самоуправляемых автомобилей, причем сразу аэротакси, и в кооперации мэтров автомобильной отрасли страны.

Aston Martin в компании университета Крэнфилда, Cranfield Aerospace Solutions и Rolls-Royce представили концепт аэротакси вертикального взлета.

Места всего три - видимо, планируется, что в будущем в семьях будет не более одного ребенка. Прочих характиеристик пока нет, ждем новостей.

Тизер: https://www.youtube.com/watch?v=RuT-fOGleZ8
БИЗНЕС: СИЛА УПРОЩЕНИЯ

#cfo #cfoblog #бизнес #simplify #стратегияупрощения #dostavista #goodstaff #chieffinancialofficer

Есть в Dostavista человек предпринимательского типа, который умеет находить (и создавать) интересное и полезное знание, и хочет делиться им с миром. Нет, сейчас это я не про себя, хотя тоже стараюсь. Коллега пишет то про дорогие ему помидоры, то - про стратегию позиционирования в бизнесе.

На этот раз про стратегию: https://dostavista.ru/articles/vash-biznes-apple-ili-ikea

Recommended by CFO! :)
БИЗНЕС: GDPR - КАК РАБОТАТЬ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ ЖИТЕЛЕЙ ЕС

#cfo #cfoblog #бизнес #gdpr #правилабизнеса #персональныеданные #chieffinancialofficer

GDPR: Как работать с новыми принципами защиты персональных данных ЕС?

Обсуждение вопроса началось в разных странах около 40 лет назад. В мире драйверами процессов по усилению законодательства в области защиты персональных данных стали ЕС, США, Индия. Последние притормозили. А вот та же Россия в этом вопросе на передовой прогресса юридической мысли. Как и Евросоюз. Кстати, российский 152ФЗ по сути и духу очень похож на GDPR. Писали параллельно, исходя из одинаковых вводных.

GDPR имеет отношение к тем, кто так или иначе взаимодействует с физическими лицами на территории ЕС - в тч не только для продажи товаров, но для сбора геоданных на территории ЕС мобильными приложениями.

Важно, что под действие законодательства GDPR подпадают не только граждане ЕС, но любые физические лица, которые переступили границу ЕС. В том числе, под закон попадает использование баз данных потребителей из ЕС.

Для сугубо российских сервисов: Если гражданин ЕС приехал в Россию, скачал мобильное приложение, то это НЕ будет попаданием под GDPR. Это рассматривается как случайное использование и не расценивается как нарушение GDPR. Неслучайным будет - если вы станете целенаправленно собирать данные именно жителей ЕС и делать на них таргетированную рекламу. Другое дело, что законоприменительной и судебной практики почти нет, поэтому все подобные умозаключения остаются сугубо экспертным мнением.

Privacy policy должно быть на языке простом и понятном для любого пользователя. Соответственно, для голландца правила должны быть на голландском языке, причем без канцеляризмов, сложных юридических и специализированных терминов.

Штрафы очень высоки (4% от оборота или до 20 млн евро), но направлены не на уничтожение бизнеса, а на мотивацию к предотвращению нарушений. Размер назначается исходя из размера бизнеса. Соответственно, штраф в 20 млн евро не назначат компании с выручкой 5 млн в год.

Под персональные данные подпадают любые куки и даже временные id. Другое дело, что такие данные будут приниматься как подпадающие под закон GDPR только если компания собирает их целенаправленно, систематически, массово и для использования в бизнес-процессах. Очень важный момент - целенаправленность сбора и сохранения персональных данных.

Ранее собранные большие данные в обезличенном виде могут ли продаваться или передаваться третьим лицам для НИОКР и проч? Только если предварительно было получено разрешение (галочка) на эту возможность в будущем.

Хранить персональные данные физических лиц по GDPR можно и вне ЕС, если компания, предоставляющая серверные услуги, условно соответствует требованиям (по сути, формальные признаки - не однодневка, наличие сайта, специализация на этих услугах). И DPO - data protection officer - можно аутсорсить, таких услуг уже много.

Общий вывод - бояться GDPR не стоит, тем более это не причина отказываться от европейского бизнеса, если в нем с коммерческой точки зрения есть толк.
ТЕХНОЛОГИИ: БУДУЩЕЕ РАБОТЫ

#cfo #cfoblog #технологии #futureofwork #будущееработы #занятость #chieffinancialofficer

Jesus Colledge Cambrige совместно с KPMG и Harvey Nash опубликовали отчет о совместной конференции, который тянет на полноценное исследование о будущем работы: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/fr/pdf/2017/05/fr-Future-Of-Work-report.pdf

Достаточно много хорошо визуализированной даты на тему развития рынка труда дальше в сторону повышения доли самозанятости, снижения рабочих часов, роботизации рутинного труда и соответствующего увеличения доли творческих профессий.

Авторы замечают, что, несмотря на снижение количества официальных рабочих часов, мы все больше будем проводить времени в офисе - и дальше будет стираться грань между работой и досугом. Офисы станут больше похожи на общие социальные пространства - места, где можно не просто комфортно работать, но и отдыхать, общаться, заниматься своими делами, и даже спать.

Основной чертой компании будущего должна стать ее открытость сотрудникам - поощрение творчества и конкуренция за таланты заставит давать больше свободы. К свободе будет относиться не только свободный график посещения офиса, но и открытая возможность заниматься спортом и напрямую не связанным с непосредственными обязанностями увлечениями - например, вести авторский блог или заниматься социальными проектами.

В свою очередь, будет размываться традиционное разделение на работу и дом - работа уже будет не с 9 до 18. Нормальным станет работать пару дней с 9 до 21 или с 12 до 22, потом брать свободный день (в который все равно будут “работать”-креативить, но со сменой обстановки, вне офиса и дома). Или работать три-четыре дня в неделю, возможно даже с проведением всего времени в “офисе”. Все больше будут стираться национальные границы, традиционные локальные бизнесы будут становиться глобальными или уступят место более гибким новичкам с изначально интернациональным подходом. А дальнейшее удешевление скоростного транспорта и исчезновение визовых барьеров приведет к самостоятельной миграции сотрудников по международным офисам компании для совмещения работы-творчества и досуга.

Несмотря на повышение доли фрилансеров в экономике, авторы доклада отмечают, что люди не стремятся массово становиться фрилансерами по причине связанных с этим рисков - отсутствие гарантированной занятости и фиксированной оплаты, социальных гарантий и нематериальных вознаграждений сотрудников, находящихся на трудовых контрактах. Поэтому в будущем высока вероятность развития не по пути самоорганизующихся неформальных творческих коллективов, а в сторону укрупнения глобальных корпораций.
БИЗНЕС: РОЛЬ КОУЧИНГА

#cfo #cfoblog #технологии #коучинг #эффективность #chieffinancialofficer

Коучинг часто представляется чем-то вроде гибрида психоанализа и мотивации личностного роста. Причем в большей степени для менеджеров по продажам, менеджеров нижнего и среднего звена.

Тем не менее, наиболее востребован коучинг именно для менеджеров так называемого “C-level” - сотрудников, получивших место в команде топ-менеджеров компании. Связано это с тем, что специалисты, добивающиеся высшей позиции в карьерной лестнице, зачастую не получают беспристрастной оценки своих действий и адекватной оценки личностных характеристик. Следствием становится выход на плато личностного развития - теряется мотивации к саморазвитию, консервируются поведенческие деформации, приостанавливается развитие лидерских навыков.

Проще говоря, коуч позволяет топ-менеджеру получать обратную связь о своем поведении и профессиональных привычках, причем от профессионального ментора с серьезным опытом разбора подобных психологических кейсов.

Коучинг команды топ-менеджеров позволяет построить из группы лидеров лидерскую команду профессионалов, каждый из которых, в идеале, готов пожертвовать своими непосредственными интересами ради общей выгоды компании. В том числе - через добровольный отказ от ресурсов или полномочий в пользу партнера по команде, если это принесет большую выгоду в достижении общих целей.

Как бы это банально не звучало, но только так можно построить успешную технологическую компанию (а скоро все секторы оцифруются, т.е. станут технологичными). Технологическое развитие ускоряется, инновации настолько быстро происходят, что для успеха бизнеса группа топ-менеджеров должна быть лидерской командой “с чувством локтя” и взаимной поддержкой - политиканство и эгоизм становятся слишком дорогим пережитком бизнеса прошлого в высококонкурентной, гибкой цифровой экономике.
МЕРОПРИЯТИЯ: ЛЕКЦИЯ ЭКС-ГЛАВРЕДА WIRED UK

#cfo #cfoblog #мероприятия #davidrowan #strelka #binarydistrict #лекции #chieffinancialofficer

Добрался наконец до блога, чтобы написать про лекцию Дэвида Рована, которая состоялась в Стрелке во вторник 28 августа. Для тех, кто не знает (я вот тоже не знал) - Дэвид Рован был главным редактором (editor-in-chief) Wired UK, одного из ведущих изданий про технологии и инновации, с 2008 по 2017 гг. Сейчас ездит по миру с открытыми лекциями и пишет книгу “Transworld” (“book on non-bullshit innovation”), которая должна выйти в печать в 2019.

Честно, я ушел с двухчасовой лекции через полчаса - такого набора банальностей давно не слышал, погода была шикарна, поэтому лекция однозначно проигрывала прогулке в Парке Горького. Конечно, перед написанием этой заметки я послушал полную запись лекции с момента моего ухода.

Итак. Рассказывать про закон Мура и показывать снижение стоимости гигабайта памяти за последние 30 лет - отдельными слайдами презентации. Он серьезно делает это, как пророк.

Вещать про Xiaomi, которая борется с Apple покупкой стартапов - новый тренд в развитии технологических корпораций, несомненно. А еще он рассказал про agile-методики, которые внедряются передовыми командами в свою работу. Really?)

Да, рассказал про новую систему ценностей цифрового мира (менторство, выходящие за границы бизнеса элонмасковские цели, прозрачность и отсутствие приватности), передачу полномочий на нижние уровни иерархии в управлении организацией, внедрение технологий в цепочке создания стоимости в традиционных отраслях, устаревшей системе образования, и проч. Но это уже из разряда очевидных вещей, не так ли?!

В пользу спикеру следует отметить, что Дэвид кратко обобщает очевидные для технологических предпринимателей инновационные тренды и приводит примеры внедрения основанных на них технологий. Это может быть полезно для предпринимателей из традиционных (нетехнологических) отраслей малого и среднего бизнеса - возможно, даст импульс и направление для размышлений.

Надо все-таки оценивать выборку по аудитории. Одно дело мотивирующие мероприятия различных псевдо-университетов с участием телеведущих, актеров и политиков в качестве спикеров, а другое - выступление на Binary District в Стрелке перед продвинутой аудиторией молодых исследователей и технологических предпринимателей. Или я все же переоценил целевую аудиторию Binary District...
БИЗНЕС: ПРО ЭМОЦИИ

#cfo #cfoblog #бизнес #эмоции #принятиерешений #предпринимательство #управление #chieffinancialofficer

Насколько влияют эмоции на ваш бизнес, на принятие решений?

Как отсеять малозначительные факторы и сконцентрироваться на существенном - приносящем непосредственно добавленную стоимость (value) - в вашей деятельности?

Тут хочу обратить внимание на эмоциональность именно в процессе принятия решений, а не на эмоциональной стороне бизнеса, как таковой. Бизнес обязательно должен сопровождаться яркой положительной эмоцией. Хороший, долгосрочно востребованный продукт не может создаваться и поддерживаться без глубинной эмоциональной составляющей. Без души - если так понятнее.

Но в этой публикации я хотел порассуждать про принятие бизнес-решений под воздействием эмоций. Поиске и принятии аргументации за (или против) под воздействием собственного жизненного опыта и/или эмоций от пользования тем или иным продуктом/сервисом.

Оценка востребованности базовой, минимальной версии продукта (MVP) на основе собственного ощущения нехватки такого продукта или услуги на рынке - опасная практика. Приводит в большей части случаев к переосмыслению и смене курса (пивоту), или - к банкротству.

В том же ключе - часто начинающие предприниматели (иногда бывшие ранее успешными менеджерами) подменяют тестирование клиентской воронки для нового продукта тестированием нового продукта малой и нерепрезентативной фокус-группой. Но ведь в итоге вам надо получить клиентов, а не продукт сам по себе, не так ли?!

Соответственно, если вы акцентируйтесь на тестировании продукта, а не клиентской воронки, то рискуете получить не обладающий востребованными свойствами продукт или кратную переоценка рынка.

Еще бОльшее зло начинающего (и не только) предпринимателя - попытка заменить конкурентоспособный продукт и создание состоятельной юнит-экономики интервенциями в конкурентное поле сервисов-поставщиков. Что я имею в виду - попытки создать “свой” платежный сервис, “свою” логистику, “свою” CRM, “свой” CMS в дополнение к своему бизнесу, чтобы якобы не платить втридорого. Зачем изобретать давно изобретенное и закаленное в горнилах конкуренции?! Как правило, создание собственного заменителя приведет к росту расходов, а главное - к потере времени и управленческого/предпринимательского ресурса на второстепенных задачах.

Фокусируйтесь на собственной добавленной стоимости, на своем продукте и своей клиентской воронке, не лезте в высококонкурентный сервисный бизнес, который не понимаете - оставьте его вашим поставщикам услуг. Будьте более рациональны на пути к созданию эмоционального продукта! :)
118. Матрица Эйзенхауэра

Деньги всегда можно заработать, вещи - купить, запущенное здоровье – исправить (до какого-то момента). А время, оно конечно. Выдаётся при рождении по талону, обмену и возврату не подлежит. Единственное, что нам доступно – с умом распорядиться отпущенным.

С нашим ритмом жизни чтобы остаться на месте, нужно быстро двигаться: задачи на работе, задачи дома, отдых с семьёй и с друзьями. И никто не отменял саморазвитие и необходимость учиться новому. Дел больше, чем часов в сутках. Есть одна модель управления временем, простая, но эффективная. Её придумал не учёный или бизнес-тренер, а политик и военный. Дуэйт Эйзенхауэр: сначала генерал, а потом и президент Соединённых Штатов, не понаслышке знал, что такое завал на работе. Он использовал следующий способ сортировки дел: разделённый на четверти квадрат, в котором есть сегменты A, B, C, и D, которые делятся по принципу важные/не важные и срочные/не срочные.

Квадрат А: важные и срочные дела.
Здесь располагается всё, что связано со здоровьем, задачи, которые отрицательно скажутся на ваших результатах (не отправишь отчёт сегодня – останешься без премии) и те вопросы, которые, оставшись нерешёнными, приведут к проблемам в будущем (например: не оформлять официальные документы). В идеале этот квадрат должен оставаться пустым, а важные задачи решаться на уровне квадрата B.

Квадрат B: важные несрочные дела.
Квадрат В – это ваш распорядок дня, ежедневная рутина. Большую часть дня вы должны решать расположенные здесь задачи. Здесь так же находится планирование будущих действий, анализ уже совершённых, обучение и спорт. И только если всё пойдёт не по плану, дела отсюда отправляются в квадрат А.

Квадрат С: срочные неважные дела.
Это срочные, но не очень важные дела. Необязательные мелкие процессы, услуги, которые вам навязали (ты же на машине, съезди реши мой вопрос – что тебе стоит?), дни рождения малознакомых людей, куда вы идёте из вежливости. По большей части дела из этого квадрата отвлекают вас от действительно важных задач. Когда это возможно, избавляйтесь от задач из квадрата С.

Квадрат D: неважные несрочные дела.
Главные «пожиратели времени» - процессы, которых нужно избегать, как огня. Это бессмысленное пролистывание ленты в соцсетях, разговоры «о погоде», ненужная переписка, просмотр туповатых сериалов. Проблема в том, что задачи здесь простые и не требуют мыслительных ресурсов – и тем привлекательнее для ленивого мозга. Если вы не можете совсем обойтись без дел из квадрата D – занимайтесь ими только тогда, когда A, B, и С опустели.

Не обязательно рисовать матрицу. Можете просто помечать записанные в ежедневник дела буквой соответствующего квадрата. «Сходить в магазин - С». «Назначить встречу с клиентом - В». Можете прямо сейчас потратить 5 минут и выписать всё, что планировали сделать сегодня и завтра. Сразу же разбейте по квадратам и начинайте выполнять, согласно приоритету.
МЕРОПРИЯТИЯ: BEYOND BUDGETING В МИНСКЕ

#cfo #cfoblog #мероприятия #бюджетирование #beyondbudgeting #финансы #управление #chieffinancialofficer

Пара мыслей по итогам конференции Бюджетирование 4.0: Beyond Budgeting от CFOs Territory.

Оценка деятельности менеджмента: убрать макроэкономические и прочие внешние факторы и научиться оценивать деятельность менеджмента только по "совокупности ценных/целевых действий".

Оценка приобретения ресурса: найти бенчмарк (идеальный вариант) и сравнивая с ним оценивать деятельность ответственных по каждому параметру юнит-экономики - по динамике оптимизации расходов на составляющие.

Собственники и прочий топ-менеджмент всегда недовольны экономистами - бюджеты и прогнозы всегда неточны, а управленческий учет вечно запаздывает в каких-то задачах и участках. Что делать? Объяснять специфику, выстраивать партнерские отношения и доверие.

В ОМК все затраты условно переменные (даже классические постоянные) - тк если бизнес растет существенно (или падает), то и фиксы типа административного офиса становятся переменными.

Стратегическое и тактическое планирование надо делегировать операционным менеджерам на местах. Должны быть лимиты безусловного принятия решений на местах по определенному списку затрат. Убрать администрирование этого с превентивного на постфактум.
ТЕХНОЛОГИИ: ПРАВИЛА ПРАВИЛЬНОГО СТАРТАПА

#cfo #cfoblog #бизнес #технологиии #правиластартапа #предпринимательство #стартапы #фрии #chieffinancialofficer

Что такое стартап - очень быстро (3-10x в год) растущая компания, как правило функционирующая в технологическом бизнесе (но может быть и обычный сектор с некоторыми технологическими новаторствами - примером является та же “До-До пицца”).

Делать стартап (и делить задачи между фаундерами) надо в своей экспертизе - в отрасли и специализации, которую знаешь. Не надо пытаться "стать ежиками" (совет мудрой совы-стратега из того анекдота про мышек).

Ставить необходимо глобальные цели - не просто вырасти в 2-3 раза, а мегацели. Например, "вырасти в двенадцать раз за 3 года, выйдя на международные рынки".

Составить перечень гипотез и приоритезировать их. Надо коротким путем оказаться на новом уровне бизнеса через проверку гипотез.

Далее разложить это в to-do листы ежедневной работы, декомпозированные на членов команды (или сотрудников, или фрилансеров-аутсорсеров).

Одна гипотеза - один человек. Если за неделю он не выполнил обязательство ("прилетели инопланетяне" и он с ними разруливал, образно говоря) - нужен ли этот человек в команде?!

Проектируем работу от результата (цели). Результат должен быть измерим. Каждый самостоятелен и делает свое дело. Ежедневные чекапы и раз в неделю митинг. Если ежедневные задачи не достигаются, то пересматривать недельный план.

Пойти в акселератор, найти опытных ангелов и крутых менторов. Даже если вы профессиональный хирург, то наверно сами себе аппендицит не будете вырезать. Вы пойдете к другому врачу - диагностировать и оперировать. Это, помимо прочего, позволит иметь спокойный и свежий взгляд и не отвлекаться. То же самое в предпринимательстве.

Максимально быстро достичь “доширак рентабельность” - продажи, позволяющие команде выживать денежным потоком от стартапа.

Как ускориться после "клюшки" - когда происходит замедление до 100% и менее роста в год:
1) проанализировать регионы и сегменты, определить ключевой и расшить его проходимость.
2) определить четкий клиентский сегмент и главный "жирный" канал привлечения.
3) оптимизировать воронку продаж.
4) поменять фокус - b2c на b2b, например.
5) попробовать продажи за рубеж.


Частично подслушано на ФРИИ Expert Day.