Утром 24-го, перед тем, как сформулировать свою позицию по поводу происходящего, я задал сам себе несколько вопросов, буквально глядя в зеркало.
1. Ты понимаешь, что за этот выбор, причём любой, придётся ответить вообще всем — начиная (уже точно) от привычного образа жизни и заканчивая, возможно, ею самой? — Да.
2. Ты понимаешь, что от твоей позиции вообще ничего не зависит — будь ты за или будь ты против, оно всё равно пошло бы так, как идёт? — Да.
3. Ты понимаешь, что большинство твоих сограждан пока даже не представляют, что их может ждать? — Да.
4. Признаёшь ли ты за главой своего государства полномочия принимать единолично такие решения за тебя и за всех них? — Ох. Да.
5. Что определяет твой выбор? — Только одно: то, на чьей стороне правда.
6. Почему ты думаешь, что правда на нашей стороне? — Потому, что с той стороны — тридцать лет лжи, и я им всем не верю ни в одном слове. Правда не может быть там, где всё основано на лжи.
7. Хотел бы ты того, что происходит? — Нет.
8. Была ли возможность избежать того, что происходит? — Не знаю.
9. Как ты относишься к тем, кто сделал другой выбор? — Это их выбор. И я их понимаю: в той картине мира, в которой они живут, он наиболее вероятно будет именно таким. И я был бы как они, если бы не видел того, чего не видят они.
10. Что ты будешь делать в этот и последующие дни? — Молиться о мире. Каждый день. Но в то же время помнить, кто в этой войне наши.
1. Ты понимаешь, что за этот выбор, причём любой, придётся ответить вообще всем — начиная (уже точно) от привычного образа жизни и заканчивая, возможно, ею самой? — Да.
2. Ты понимаешь, что от твоей позиции вообще ничего не зависит — будь ты за или будь ты против, оно всё равно пошло бы так, как идёт? — Да.
3. Ты понимаешь, что большинство твоих сограждан пока даже не представляют, что их может ждать? — Да.
4. Признаёшь ли ты за главой своего государства полномочия принимать единолично такие решения за тебя и за всех них? — Ох. Да.
5. Что определяет твой выбор? — Только одно: то, на чьей стороне правда.
6. Почему ты думаешь, что правда на нашей стороне? — Потому, что с той стороны — тридцать лет лжи, и я им всем не верю ни в одном слове. Правда не может быть там, где всё основано на лжи.
7. Хотел бы ты того, что происходит? — Нет.
8. Была ли возможность избежать того, что происходит? — Не знаю.
9. Как ты относишься к тем, кто сделал другой выбор? — Это их выбор. И я их понимаю: в той картине мира, в которой они живут, он наиболее вероятно будет именно таким. И я был бы как они, если бы не видел того, чего не видят они.
10. Что ты будешь делать в этот и последующие дни? — Молиться о мире. Каждый день. Но в то же время помнить, кто в этой войне наши.
👍1.1K👎55
«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся…» (из стихиры Сыропустной недели).
Наблюдаю страдания по поводу наступающих потребительских трудностей в связи с массовым исходом западного бизнеса из пределов проштрафившегося Отечества. Держу принцип: не дать себя индоктринировать ни чужой пропаганде, ни своей. Своя нам объясняет, что это всё «налог на суверенитет», как выразился Лавров. Чужая требует каяться, что из-за правителей-милитаристов страдают простые пользователи потребительских благ.
Сам же думаю вот что.
Если б решение начать «спецоперацию» было и моим тоже — например, на референдуме — я бы согласился с логикой «налога на суверенитет». Но меня не спрашивали. С другой стороны, в ситуации, когда люди — в том числе и твои же сограждане в военной форме — в зоне боевых действий теряют здоровье и жизнь, страдания по поводу закрытия Икеи выглядят бесстыдным лицемерием.
Путинскую систему много лет описывали в категориях неформального «общественного договора»: власть «даёт людям пожить», а люди «не лезут в политику», молчаливо соглашаясь на монополию этой самой власти на принятие практически любых решений. Собственно, поэтому так тряхнуло в 18-м по поводу пенсионной реформы: это было воспринято многими как нарушение властью своей части обязательств. Но сейчас эта конструкция может подвергнуться куда более сильному испытанию.
И здесь в среднесрочной перспективе (то есть после завершения активной фазы конфликта на Украине) два варианта. Либо, что все сейчас считают наиболее вероятным, система окончательно уходит в полицейщину на основаниях мобилизационного режима. Либо же, жёстко очертив «красные линии», в то же время вне их пределов наоборот ослабляет гайки, восполняя дефицит материальных благ политическими, экономическими и прочими свободами. Второй вариант в нынешних реалиях кажется почти фантастическим, но мне он видится, наоборот, объективно неизбежным — именно в логике «налога на суверенитет». No taxation without representation, как учили организаторы Бостонского чаепития.
Наблюдаю страдания по поводу наступающих потребительских трудностей в связи с массовым исходом западного бизнеса из пределов проштрафившегося Отечества. Держу принцип: не дать себя индоктринировать ни чужой пропаганде, ни своей. Своя нам объясняет, что это всё «налог на суверенитет», как выразился Лавров. Чужая требует каяться, что из-за правителей-милитаристов страдают простые пользователи потребительских благ.
Сам же думаю вот что.
Если б решение начать «спецоперацию» было и моим тоже — например, на референдуме — я бы согласился с логикой «налога на суверенитет». Но меня не спрашивали. С другой стороны, в ситуации, когда люди — в том числе и твои же сограждане в военной форме — в зоне боевых действий теряют здоровье и жизнь, страдания по поводу закрытия Икеи выглядят бесстыдным лицемерием.
Путинскую систему много лет описывали в категориях неформального «общественного договора»: власть «даёт людям пожить», а люди «не лезут в политику», молчаливо соглашаясь на монополию этой самой власти на принятие практически любых решений. Собственно, поэтому так тряхнуло в 18-м по поводу пенсионной реформы: это было воспринято многими как нарушение властью своей части обязательств. Но сейчас эта конструкция может подвергнуться куда более сильному испытанию.
И здесь в среднесрочной перспективе (то есть после завершения активной фазы конфликта на Украине) два варианта. Либо, что все сейчас считают наиболее вероятным, система окончательно уходит в полицейщину на основаниях мобилизационного режима. Либо же, жёстко очертив «красные линии», в то же время вне их пределов наоборот ослабляет гайки, восполняя дефицит материальных благ политическими, экономическими и прочими свободами. Второй вариант в нынешних реалиях кажется почти фантастическим, но мне он видится, наоборот, объективно неизбежным — именно в логике «налога на суверенитет». No taxation without representation, как учили организаторы Бостонского чаепития.
👍280👎5
Мартин Ван Кревельд написал в 2008-м книгу «Трансформация войны». Сейчас она, конечно, уже устарела, но всё же я ему благодарен — он на многое открыл глаза, и поэтому я ничему не удивляюсь из того, что происходит сейчас. Пишу заметки в стол по горячим следам про принципы «сетевой войны», «единую шину данных» и «потребительские технологии двойного назначения», потом буду публиковать по готовности.
Сейчас же хотел обратить внимание вот на что. Задним числом очень любопытно выглядят два последних года. Например, ковид-пандемия. По сути, они были периодом, когда население именно тех стран, которые сейчас в той или иной мере вовлечены в конфликт, приучилось к «деглобализованному» миру и мобилизационным сценариям.
Я очень хорошо помню, как, прорвавшись ровно два года назад сначала в Россию последним самолётом из Гаваны — потом закрыли небо — приехал в пустой офис и сидел там, слушая ездящие вокруг квартала полицейские громкоговорители: «граждане, оставайтесь дома, всем оставаться дома…» Маски, дистант в школах, работающая в авральном режиме медицина первой помощи, куар-коды и повсеместная проверка документов, рассредоточение (социальная дистанция)… Всё это, кроме собственно пандемийной составляющей, ещё и признаки военного положения.
Или взять казахстанский конфликт в январе, возникший буквально на ровном месте и потребовавший вмешательства войск ОДКБ. Представьте, если бы власть там не устояла и он бы разросся в полноценную гражданскую войну. Украинской бы не было; а при этом семь или восемь областей России уже были бы на военном положении — от Астраханской до Омской. Отсюда более-менее ясно, что он, конечно, тоже был не сам по себе вдруг — это была судорожная импровизация «отвлекающего удара».
И такого в «довоенных» годах много — под углом нынешних событий иначе выглядят и пенсионная реформа, и закон об иноагентах, и профицитный бюджет, и закрытие «Мемориала», и весь сюжет с Навальным, — но и, например, выборы Байдена, и афганская эвакуация, и вся эта олимпийско-допинговая разборка, и выпиливание по беспределу RT из западной медиасферы, и уж конечно свистопляска вокруг «Северного потока».
И это заставляет по-другому поставить вопрос о «точке невозврата». Самый простой (пропагандистский) ответ, конечно — Крым; но я ещё не потерял память, я хорошо помню, какая жёсткая антироссийская кампания была развёрнута на Западе в преддверии Сочинской олимпиады, ещё когда президентом был Янукович, Крым — украинским, а Родченков — на зарплате у Мутко.
В общем, задним числом понятно, что уже очень и очень давно «всё к тому шло».
Сейчас же хотел обратить внимание вот на что. Задним числом очень любопытно выглядят два последних года. Например, ковид-пандемия. По сути, они были периодом, когда население именно тех стран, которые сейчас в той или иной мере вовлечены в конфликт, приучилось к «деглобализованному» миру и мобилизационным сценариям.
Я очень хорошо помню, как, прорвавшись ровно два года назад сначала в Россию последним самолётом из Гаваны — потом закрыли небо — приехал в пустой офис и сидел там, слушая ездящие вокруг квартала полицейские громкоговорители: «граждане, оставайтесь дома, всем оставаться дома…» Маски, дистант в школах, работающая в авральном режиме медицина первой помощи, куар-коды и повсеместная проверка документов, рассредоточение (социальная дистанция)… Всё это, кроме собственно пандемийной составляющей, ещё и признаки военного положения.
Или взять казахстанский конфликт в январе, возникший буквально на ровном месте и потребовавший вмешательства войск ОДКБ. Представьте, если бы власть там не устояла и он бы разросся в полноценную гражданскую войну. Украинской бы не было; а при этом семь или восемь областей России уже были бы на военном положении — от Астраханской до Омской. Отсюда более-менее ясно, что он, конечно, тоже был не сам по себе вдруг — это была судорожная импровизация «отвлекающего удара».
И такого в «довоенных» годах много — под углом нынешних событий иначе выглядят и пенсионная реформа, и закон об иноагентах, и профицитный бюджет, и закрытие «Мемориала», и весь сюжет с Навальным, — но и, например, выборы Байдена, и афганская эвакуация, и вся эта олимпийско-допинговая разборка, и выпиливание по беспределу RT из западной медиасферы, и уж конечно свистопляска вокруг «Северного потока».
И это заставляет по-другому поставить вопрос о «точке невозврата». Самый простой (пропагандистский) ответ, конечно — Крым; но я ещё не потерял память, я хорошо помню, какая жёсткая антироссийская кампания была развёрнута на Западе в преддверии Сочинской олимпиады, ещё когда президентом был Янукович, Крым — украинским, а Родченков — на зарплате у Мутко.
В общем, задним числом понятно, что уже очень и очень давно «всё к тому шло».
👍461👎11
И поскольку в прямом эфире в общем-то мало что объяснишь, текстовый комментарий по поводу сетевых, или, несколько более устоявшийся термин, «сетецентрических» войн — network-centric warfare.
Первое. Основная идея — построение «единой шины данных», объединяющей в себя управление собственно боевыми операциями, информационной войной, экономической войной, инфраструктурной войной, дипломатической войной, психологическими спецоперациями и т.д. Является своеобразным синтезом модной в середине ХХ века доктрины Фуллера об «экономической войне» с современной теорией кибервойн.
Если совсем на пальцах и по-простому, это в первую очередь о том, что каждое орудие войны, вплоть до личного стрелкового оружия, должно быть снабжено экшн-камерой, транслирующей видеокартинку своей работы во внутреннюю сеть в режиме 24/7. В ту же сеть поступают непрерывным потоком данные со всех возможных источников — от стоящих на улицах веб-камер до смартфонов, которыми снимают происходящее обыватели. Всё это формирует соответствующий объём «big data», из которой умные машины вычленяют самое важное и формируют наиболее точную и адекватную картину реальности для тех, кто управляет боевыми действиями, а также подсказывают им готовые решения и инструкции.
Во-вторых, NCW-концепция, вслед за Фуллером, исходит из того, что субъектом войны (и, соответственно, объектом атаки) является не только действующая армия, но и стоящее за ним государство и общество, все вплоть до последнего человека. Иными словами, такая война является тотальной, практически без разделения на комбатантов и некомбатантов. Система распознавания лиц «узнаёт» военного на видеокартинке с дрона, искусственный интеллект устанавливает его личность по базе персональных данных, вычисляются его адрес прописки и ФИО родных и близких — с ними начинается работа: от «писем счастья» до взлома персональных аккаунтов с целью сбора дополнительной информации.
В-третьих, она поддерживает идею «обезглавливающего удара» — объектом атаки должны быть не сами военные, а те, кто им отдаёт приказы. Причём даже не на персональном уровне, а на уровне политического режима как такового. Так, задача «потребительской войны» сейчас — попытаться спровоцировать массовое недовольство граждан резким падением качества жизни вследствие ограничения доступа к привычным потребительским благам, и далее канализировать это недовольство на власть. Идеологи NCW резонно рассуждают, что российский обыватель поддерживает Путина и «российский милитаризм» до тех пор, пока вся война происходит для него исключительно в телевизоре, а там, конечно, одни победы; но как только удаётся заставить страдать этого обывателя, ударив по его «структуре повседневности», его лояльность будет поколеблена.
Буду дальше описывать это более развёрнуто.
Первое. Основная идея — построение «единой шины данных», объединяющей в себя управление собственно боевыми операциями, информационной войной, экономической войной, инфраструктурной войной, дипломатической войной, психологическими спецоперациями и т.д. Является своеобразным синтезом модной в середине ХХ века доктрины Фуллера об «экономической войне» с современной теорией кибервойн.
Если совсем на пальцах и по-простому, это в первую очередь о том, что каждое орудие войны, вплоть до личного стрелкового оружия, должно быть снабжено экшн-камерой, транслирующей видеокартинку своей работы во внутреннюю сеть в режиме 24/7. В ту же сеть поступают непрерывным потоком данные со всех возможных источников — от стоящих на улицах веб-камер до смартфонов, которыми снимают происходящее обыватели. Всё это формирует соответствующий объём «big data», из которой умные машины вычленяют самое важное и формируют наиболее точную и адекватную картину реальности для тех, кто управляет боевыми действиями, а также подсказывают им готовые решения и инструкции.
Во-вторых, NCW-концепция, вслед за Фуллером, исходит из того, что субъектом войны (и, соответственно, объектом атаки) является не только действующая армия, но и стоящее за ним государство и общество, все вплоть до последнего человека. Иными словами, такая война является тотальной, практически без разделения на комбатантов и некомбатантов. Система распознавания лиц «узнаёт» военного на видеокартинке с дрона, искусственный интеллект устанавливает его личность по базе персональных данных, вычисляются его адрес прописки и ФИО родных и близких — с ними начинается работа: от «писем счастья» до взлома персональных аккаунтов с целью сбора дополнительной информации.
В-третьих, она поддерживает идею «обезглавливающего удара» — объектом атаки должны быть не сами военные, а те, кто им отдаёт приказы. Причём даже не на персональном уровне, а на уровне политического режима как такового. Так, задача «потребительской войны» сейчас — попытаться спровоцировать массовое недовольство граждан резким падением качества жизни вследствие ограничения доступа к привычным потребительским благам, и далее канализировать это недовольство на власть. Идеологи NCW резонно рассуждают, что российский обыватель поддерживает Путина и «российский милитаризм» до тех пор, пока вся война происходит для него исключительно в телевизоре, а там, конечно, одни победы; но как только удаётся заставить страдать этого обывателя, ударив по его «структуре повседневности», его лояльность будет поколеблена.
Буду дальше описывать это более развёрнуто.
👍279👎3
Пообщался со знакомыми социологами по поводу влияния санкций на умонастроения российского общества. Общее впечатление неожиданное: русский человек, поначалу отреагировавший на вторжение, мягко скажем, неоднозначно — после массовых санкций и угроз встал в позу Мойши из анекдота: «всего пару часов я русский, но как же я вас, евреев, ненавижу!» Отсюда и провал мобилизационного движа за нетвойне, поначалу выглядевшего многообещающе. Именно жёсткая реакция «мира» сработала на инстинкт самосохранения, а в такие моменты власть у нас никто валить не любит, историческая память, знаете ли.
👍1.25K👎14
Восьмимартовское.
23 февраля 1917 года — или 8 марта по григорианскому календарю — на улицы Петрограда вышла женская антивоенная демонстрация. Это стало началом Февральской революции — которая «февральская» в том же смысле, что и праздновавшаяся 7 ноября «Октябрьская».
105 лет спустя мы с некоторой даже философской отрешённостью наблюдаем за тем, как иноземные архангелы закрывают перед нами одну за другой двери потребительского рая — и почему-то быстрее всего в одежде, косметике, парфюмерии, бижутерии и т.п. Русская Ева, по их сценарию, должна в свой «профессиональный праздник» методично колотить своего Адама ржавым дуршлагом по голове, и дохлёстывать по интерфейсу никлыми тюльпанами — за то, что он, Адам, до сих пор не сверг Путина, бомбящего мирные украинские хаты, и в результате теперь ей нечем будет прикрыть прелести, кроме фигового листка турецко-китайской марки «абибас».
Но реальные русские Адам и Ева, в отличие от предусмотренных голливудским сценарием, кое-чему научились за эти сто пять лет. Они выучили урок: чем слабее власть, тем меньше шансов на мир — именно в бытовом, выживательном его смысле. Они поняли-таки Гоббса, хотя ни разу в жизни его не читали. Они очень, очень дорого заплатили за эту науку.
И он таким тихим, уставшим голосом ей говорит: любимая. Я всё понимаю, конечно. Ты права, ты вообще всегда права. И прекрасна тоже, хоть с фиговым листком, хоть без него. Но пойми наконец: то, что сейчас происходит — это мужской разговор. Очень сильно запоздавший, потому что всем было некогда, да и не модно вроде как. Но он был неизбежен, увы. И нам сейчас всем — в том числе и тебе, родная — надо бы чуть больше _мужества_. Потому что — и это главное, что пора бы всем понять — не дай Бог, если его вдруг не хватит.
С праздником вас, дорогие мои.
23 февраля 1917 года — или 8 марта по григорианскому календарю — на улицы Петрограда вышла женская антивоенная демонстрация. Это стало началом Февральской революции — которая «февральская» в том же смысле, что и праздновавшаяся 7 ноября «Октябрьская».
105 лет спустя мы с некоторой даже философской отрешённостью наблюдаем за тем, как иноземные архангелы закрывают перед нами одну за другой двери потребительского рая — и почему-то быстрее всего в одежде, косметике, парфюмерии, бижутерии и т.п. Русская Ева, по их сценарию, должна в свой «профессиональный праздник» методично колотить своего Адама ржавым дуршлагом по голове, и дохлёстывать по интерфейсу никлыми тюльпанами — за то, что он, Адам, до сих пор не сверг Путина, бомбящего мирные украинские хаты, и в результате теперь ей нечем будет прикрыть прелести, кроме фигового листка турецко-китайской марки «абибас».
Но реальные русские Адам и Ева, в отличие от предусмотренных голливудским сценарием, кое-чему научились за эти сто пять лет. Они выучили урок: чем слабее власть, тем меньше шансов на мир — именно в бытовом, выживательном его смысле. Они поняли-таки Гоббса, хотя ни разу в жизни его не читали. Они очень, очень дорого заплатили за эту науку.
И он таким тихим, уставшим голосом ей говорит: любимая. Я всё понимаю, конечно. Ты права, ты вообще всегда права. И прекрасна тоже, хоть с фиговым листком, хоть без него. Но пойми наконец: то, что сейчас происходит — это мужской разговор. Очень сильно запоздавший, потому что всем было некогда, да и не модно вроде как. Но он был неизбежен, увы. И нам сейчас всем — в том числе и тебе, родная — надо бы чуть больше _мужества_. Потому что — и это главное, что пора бы всем понять — не дай Бог, если его вдруг не хватит.
С праздником вас, дорогие мои.
👍531👎29
Был в пятницу в эфире на 1 канале. Сказал там следующее. Что одна из самых удивительных вещей в нынешнем противостоянии с Западом — это то, что о чём год назад писал в своём известном письме @konbog75 — защитниками «западных», они же «европейские» ценности: свобода слова, частная собственность, открытая экономика, в конце концов ценность жизни — в противостоянии с коллективным Западом теперь приходится быть… нам! У них cancel culture смела всю эту ветошь в исторический архив в пользу военно-политической целесообразности. И, возможно, именно поэтому «нас не слышат»: «мы» пытаемся обращаться к «ним» на языке, на котором «они» когда-то говорили с нами, но, похоже, он не был их собственным языком описания системы ценностей. А скорее, если угодно, «экспортным вариантом».
Ну, то есть, теперь наша власть не в одной только России «единственный европеец». Впрочем, Эрдоган ещё.
Ну, то есть, теперь наша власть не в одной только России «единственный европеец». Впрочем, Эрдоган ещё.
👍309👎20
Сегодня утром проснулся в диалоге аж двух «внутренних голосов». Первый: посмотри скорее в смартфон, какие там новости известно откуда. Второй: нет, сначала зарядка, гигиена и завтрак, а потом уже только «окно в мир».
И подумал по этому поводу вот что.
Сельский житель (а я им тоже был в своей жизни несколько лет) синхронизируется в основном с окружающей его природой и миром: запели петухи, выпала утренняя роса, пора кормить либо выгонять пастись скотину, полить с утра огород, пока не припекло, а вот уже и полдень, время поработать в саду под кронами, где тень, а ближе к вечеру, когда солнце чуть спадёт, можно и на прополку, а вот и вечер, можно с соседями на улице словом переброситься, успеть ещё в магазин на велике сгонять до закрытия, а вот и темнеет, ужин, спать.
Житель «доиндустриального» города синхронизировался с ритмом городской жизни: колокол к утрене или крик муэдзина (смотря что за город ))), открылась пекарня и оттуда потянуло запахом свежего хлеба, заработал рынок, что-то кричат на площади, привезли свежую рыбу и надо разбирать, пока свежая, стук чего-то в мастерской неподалёку, вечер, ужин, спать.
Житель «индустриального» города синхронизировался с иным ритмом: утренний гудок фабрики, расписание общественного транспорта, пробки на дорогах, кофейни днём, бары и пабы вечером, всеобщий шоппинг в выходные.
В информационную же эру, начиная с эпохи телевидения, в мегаполисе основной канал синхронизации с «большим» эгрегором — это экран. Там новости, там спорт, там кино, там события; там общение, друзья, деньги, книги, картинки; твоя частная жизнь вне экрана это как бы периферия, а всё главное — там, и мысли и чувства твои тоже там.
И вот сейчас, в дни «великого отключения», оно же «исключение» — canceling целых полутора сотен миллионов людей от магистральных каналов этого вселенского мейнстрима, я вдруг понял, что мне хочется снова носить механические часы, а не айвотч, снова просыпаться с рассветом, а не с будильником, снова общаться с людьми вживую, а не по зуму или телефону, снова читать бумажные книги, а не поток цифрового контента, снова ловить образы, запахи и звуки из моего реального мира, а не из заэкранного. Я тридцать лет у экрана — более двух третей моей жизни. И с каждым годом всё больше, в пересчёте на время, а в реале — всё меньше. Я понял, что хочу домой, в свой настоящий, физический мир.
Не знаю, ясно ли выразил это скорее чувство, чем мысль.
И подумал по этому поводу вот что.
Сельский житель (а я им тоже был в своей жизни несколько лет) синхронизируется в основном с окружающей его природой и миром: запели петухи, выпала утренняя роса, пора кормить либо выгонять пастись скотину, полить с утра огород, пока не припекло, а вот уже и полдень, время поработать в саду под кронами, где тень, а ближе к вечеру, когда солнце чуть спадёт, можно и на прополку, а вот и вечер, можно с соседями на улице словом переброситься, успеть ещё в магазин на велике сгонять до закрытия, а вот и темнеет, ужин, спать.
Житель «доиндустриального» города синхронизировался с ритмом городской жизни: колокол к утрене или крик муэдзина (смотря что за город ))), открылась пекарня и оттуда потянуло запахом свежего хлеба, заработал рынок, что-то кричат на площади, привезли свежую рыбу и надо разбирать, пока свежая, стук чего-то в мастерской неподалёку, вечер, ужин, спать.
Житель «индустриального» города синхронизировался с иным ритмом: утренний гудок фабрики, расписание общественного транспорта, пробки на дорогах, кофейни днём, бары и пабы вечером, всеобщий шоппинг в выходные.
В информационную же эру, начиная с эпохи телевидения, в мегаполисе основной канал синхронизации с «большим» эгрегором — это экран. Там новости, там спорт, там кино, там события; там общение, друзья, деньги, книги, картинки; твоя частная жизнь вне экрана это как бы периферия, а всё главное — там, и мысли и чувства твои тоже там.
И вот сейчас, в дни «великого отключения», оно же «исключение» — canceling целых полутора сотен миллионов людей от магистральных каналов этого вселенского мейнстрима, я вдруг понял, что мне хочется снова носить механические часы, а не айвотч, снова просыпаться с рассветом, а не с будильником, снова общаться с людьми вживую, а не по зуму или телефону, снова читать бумажные книги, а не поток цифрового контента, снова ловить образы, запахи и звуки из моего реального мира, а не из заэкранного. Я тридцать лет у экрана — более двух третей моей жизни. И с каждым годом всё больше, в пересчёте на время, а в реале — всё меньше. Я понял, что хочу домой, в свой настоящий, физический мир.
Не знаю, ясно ли выразил это скорее чувство, чем мысль.
👍717👎5
Кстати сказать, когда настал вселенский исход из Фейсбука, я добрым словом помянул свою привычку дублировать на сайт все ФБ-посты. К сожалению, с комментариями так запросто не получалось. Но полный архив всего моего ФБ до 22.02 у меня под рукой — https://chadayev.ru/blog/ssyilki/fejsbuk/ — ещё и с удобным поиском, и бэкапом. Много раз проклинал эту египетскую работу — перенос туда постов вручную, и ставил разные автоматические парсеры, но они все работали криво. А вот теперь понимаю, что не зря всё это было.
👍185👎1
Читаю вот одного известного американского спеца по «биоэтике», доктора Каплана. https://www.medscape.com/viewarticle/970136 Про то, почему необходимо расширить санкции против России ещё и на фарму.
How far does noncooperation with Russia go? Very, very far. All research, both ongoing and new, must cease immediately. Whatever can be done to minimize harm to existing subjects in a short period of time ought to be done, but that is it.
Similarly, no sale of medicines or therapies ought to be occurring, be they life-saving or consumer products. Putin will see to it that such shipments go to the military or are sold on the black market for revenue, and there is nothing pharma companies can do to stop that.
The Russian people need to be pinched not only by the loss of cheeseburgers and boutique coffee but by products they use to maintain their well-being. War is cruel that way, but if you tolerate a government that is bombing and shelling a peaceful neighbor to oblivion, then pharma must ensure that efforts to make Putin and his kleptocratic goons feel the wrath of their fellow citizens.
Да, спасибо. Мы поняли уже. «Люблю, когда ясность». В общем, не удивлюсь, если в этой же логике он далее объяснит как ethicist, что известные «биолаборатории» делали, в общем-то, нужное и правильное дело.
How far does noncooperation with Russia go? Very, very far. All research, both ongoing and new, must cease immediately. Whatever can be done to minimize harm to existing subjects in a short period of time ought to be done, but that is it.
Similarly, no sale of medicines or therapies ought to be occurring, be they life-saving or consumer products. Putin will see to it that such shipments go to the military or are sold on the black market for revenue, and there is nothing pharma companies can do to stop that.
The Russian people need to be pinched not only by the loss of cheeseburgers and boutique coffee but by products they use to maintain their well-being. War is cruel that way, but if you tolerate a government that is bombing and shelling a peaceful neighbor to oblivion, then pharma must ensure that efforts to make Putin and his kleptocratic goons feel the wrath of their fellow citizens.
Да, спасибо. Мы поняли уже. «Люблю, когда ясность». В общем, не удивлюсь, если в этой же логике он далее объяснит как ethicist, что известные «биолаборатории» делали, в общем-то, нужное и правильное дело.
Medscape
Pharma Should Stop Doing Business in Russia, Says Ethicist
As many businesses show support for Ukraine by halting business with Russia, this ethicist tells why pharmaceutical companies should do the same.
👍124👎14
Моя дебютная статья в мартовском Эсквайре — про Турцию. Спасибо @minaevlife. Ещё «довоенная», понятно, но вполне по делу и сейчас. Ну и да, номер-то предпоследний…
👍110
Реже пишу сейчас — стало больше дел.
Как и писал ранее, не смотрю на происходящее как на конфликт между "Россией" (страной/властью/обществом) и "Украиной" (страной/властью/обществом). Это гражданская война, идущая насквозь в обоих государствах и в обоих же обществах.
Суть "украинствования" не в мове, вышиванке или "бандере", хотя и мова, и вышиванка, и "бандера" играют свою важную роль как компоненты шахады. Но сам _предмет_ шахады — присяга Мировой Жабе в том, что именно она, а не живущая делегированной от неё легитимностью бутафорская "демократическая власть", является и должна быть генеральным устроителем и распорядителем всей хозяйственной, политической и культурной жизни в твоей стране. И в этом смысле у нас в России огромное количество "украинствующих", и не столько в смысле выбора стороны в конфликте, сколько в чаянии той же модели и для нас.
Я далёк от того, чтобы наших "украинствующих" чохом записывать в предатели. Хотя, надо сказать, наиболее последовательные из них уже совершили "первый meta-переход" от позиции "нет войне" к позиции "смерть российским оккупантам", а сейчас остатки их предыдущей морали-мирного-времени доламывает уже второй meta-переход: что "оккупанты", которым "смерть", это не только солдаты в российской форме на территории Украины, но и вообще все российские граждане, раз они до сих пор терпят над собой "этот режим". Но таковы уж эксцессы воинствующего пацифизма.
Тем не менее, если рассматривать не нынешнюю "боевую", а изначальную "мирную" ипостась, "украинствование" выглядит как будто вполне разумным и приличным экзистенциальным выбором. Ну в самом деле: что плохого в том, чтобы отдать часть контроля "внешнему управляющему", получив взамен ключи к дверям в большой открытый мир, международную систему защиты гражданских прав и набор универсальных стандартов, которые выглядят при этом вполне разумно и логично. И наоборот: что хорошего в том, что у власти твоей страны "выше только Бог", а у тебя как у гражданина нет никакой возможности ни как-то повлиять на неё, ни сменить, ни хотя бы защитить от неё твои личные гражданские права?
И вот самое интересное здесь — это путь от вполне респектабельной, взвешенной, цивилизованной фронды к нынешнему звериному, безбрежному людоедству. Условно говоря — от "кружевных трусиков" к "жареным колорадам".
Главный, самый наболевший вопрос: почему он, этот путь расчеловечивания, оказывается на поверку таким коротким? Что такого важного ты «сдаёшь» в этой меновой торговле первородством даже не за похлёбку, а за NFT-копию её изображения?
Как и писал ранее, не смотрю на происходящее как на конфликт между "Россией" (страной/властью/обществом) и "Украиной" (страной/властью/обществом). Это гражданская война, идущая насквозь в обоих государствах и в обоих же обществах.
Суть "украинствования" не в мове, вышиванке или "бандере", хотя и мова, и вышиванка, и "бандера" играют свою важную роль как компоненты шахады. Но сам _предмет_ шахады — присяга Мировой Жабе в том, что именно она, а не живущая делегированной от неё легитимностью бутафорская "демократическая власть", является и должна быть генеральным устроителем и распорядителем всей хозяйственной, политической и культурной жизни в твоей стране. И в этом смысле у нас в России огромное количество "украинствующих", и не столько в смысле выбора стороны в конфликте, сколько в чаянии той же модели и для нас.
Я далёк от того, чтобы наших "украинствующих" чохом записывать в предатели. Хотя, надо сказать, наиболее последовательные из них уже совершили "первый meta-переход" от позиции "нет войне" к позиции "смерть российским оккупантам", а сейчас остатки их предыдущей морали-мирного-времени доламывает уже второй meta-переход: что "оккупанты", которым "смерть", это не только солдаты в российской форме на территории Украины, но и вообще все российские граждане, раз они до сих пор терпят над собой "этот режим". Но таковы уж эксцессы воинствующего пацифизма.
Тем не менее, если рассматривать не нынешнюю "боевую", а изначальную "мирную" ипостась, "украинствование" выглядит как будто вполне разумным и приличным экзистенциальным выбором. Ну в самом деле: что плохого в том, чтобы отдать часть контроля "внешнему управляющему", получив взамен ключи к дверям в большой открытый мир, международную систему защиты гражданских прав и набор универсальных стандартов, которые выглядят при этом вполне разумно и логично. И наоборот: что хорошего в том, что у власти твоей страны "выше только Бог", а у тебя как у гражданина нет никакой возможности ни как-то повлиять на неё, ни сменить, ни хотя бы защитить от неё твои личные гражданские права?
И вот самое интересное здесь — это путь от вполне респектабельной, взвешенной, цивилизованной фронды к нынешнему звериному, безбрежному людоедству. Условно говоря — от "кружевных трусиков" к "жареным колорадам".
Главный, самый наболевший вопрос: почему он, этот путь расчеловечивания, оказывается на поверку таким коротким? Что такого важного ты «сдаёшь» в этой меновой торговле первородством даже не за похлёбку, а за NFT-копию её изображения?
👍395👎13
Когда-нибудь, в более спокойные времена, я напишу исследование-расследование «как делали майданную Украину». Я этот процесс наблюдал очень близко, вживую, начиная с ранней половины 90-х, со своих поездок в Могилянку на практику и студенческие конференции. И здесь у меня акцент будет не на нацбаты и террор, не на выборы и майданы, а на «вузовскую» и медийную составляющую, на то, как формировалась гуманитарная элита, для которой «политическое украинство» было одновременно и заработком, и средой обитания, и предметом интеллектуального конструирования, и жёсткой практикой в духе тоталитарных сект и сетевого маркетинга. И которая сейчас намного более заряжена, мобилизована и боеготова, чем все эти наши рыхлые, многажды битые, насквозь коррумпированные и деморализованные остатки «прорусских сил». Если мир есть текст, то политическое украинство есть очень интересный и поучительный кусок этого текста — «текст прямого действия».
👍201👎2
Forwarded from Байки из Спасской Башни
"Много времени потеряно. За это время выросло поколение, которое воспитано на ненависти к России. Выбили и запугали наших сторонников. Кто виноват в том, что столько времени потеряно? Я думаю, виноваты те, которые висли на руках у Владимира Владимировича и убеждали его, что все само собой решится и все само собой рассосётся. При этом торговали и зарабатывали. Военную операцию назначили тогда, когда иллюзий не осталось. Когда стало понятно, что если сейчас не навести порядок, потом уже не получится, и мы получим по финишу войну, несопоставимую с сегодняшней спецоперацией".
Олег Царёв, украинский политик
Олег Царёв, украинский политик
👍199👎18
Мой дорогой БРАТ Сергей Малахов с экспресс-анализом по антивоенному плакату на 1 канале:
Эпизод на Первом, по горячим следам:
1. Куча народа сидела с мобильными и писала эфир. Знали, что будет акция. На мобильный писали, т.к. боялись, что на сайте этот эпизод потом будет недоступен.
2. Сразу стали рассылать в разные ТГ-каналы. То есть было продуманно дальнейшее продюсирование этого эпизода в информ поле.
3. Видео обращение этой дамы, которое сейчас выложили в сеть, записано заранее, перед акцией. Видно, что читает текст, а не говорит от себя. Видимо, выполняла задачу по ТЗ. И текст не ее.
4. Из чего понятно, что дама эта - никакая не одиночка. А работала вполне себе подготовленная группа.
5. Думаю, что это только начало. Сейчас из этой дамы начнут лепить героя. «Не побоялась! И ты не бойся!». То есть на нашем пространстве стали инициировать и создавать новых медиа героев будущего протеста. Уверен, что за хорошие деньги.
6. Технологично выбран образ: редактор (?) главного госканала, прям власть-власть. И, что очень важно, женщина. В нашей культуре не принято жестко давить женщин. Более того, принято им доверять, жалеть, и все прощать. Власть, устраивающая репрессии против таких дам, выглядит плохо. Максимально неудобный для государства образ врага.
7. Видимо, такие «дамы» будут возникать ещё. Будут их инициировать. Формировать образ «Россия разваливается изнутри».
8. Из других рисков: какие ещё видео она успела сделать? Кого из коллег и гостей студии записать в гримерке? Понятно, что если такие материалы есть, то они давно уже не у неё, а в руках продюсеров этой истории.
9. Попытки инициировать протесты в стране будут продолжаться.
Эпизод на Первом, по горячим следам:
1. Куча народа сидела с мобильными и писала эфир. Знали, что будет акция. На мобильный писали, т.к. боялись, что на сайте этот эпизод потом будет недоступен.
2. Сразу стали рассылать в разные ТГ-каналы. То есть было продуманно дальнейшее продюсирование этого эпизода в информ поле.
3. Видео обращение этой дамы, которое сейчас выложили в сеть, записано заранее, перед акцией. Видно, что читает текст, а не говорит от себя. Видимо, выполняла задачу по ТЗ. И текст не ее.
4. Из чего понятно, что дама эта - никакая не одиночка. А работала вполне себе подготовленная группа.
5. Думаю, что это только начало. Сейчас из этой дамы начнут лепить героя. «Не побоялась! И ты не бойся!». То есть на нашем пространстве стали инициировать и создавать новых медиа героев будущего протеста. Уверен, что за хорошие деньги.
6. Технологично выбран образ: редактор (?) главного госканала, прям власть-власть. И, что очень важно, женщина. В нашей культуре не принято жестко давить женщин. Более того, принято им доверять, жалеть, и все прощать. Власть, устраивающая репрессии против таких дам, выглядит плохо. Максимально неудобный для государства образ врага.
7. Видимо, такие «дамы» будут возникать ещё. Будут их инициировать. Формировать образ «Россия разваливается изнутри».
8. Из других рисков: какие ещё видео она успела сделать? Кого из коллег и гостей студии записать в гримерке? Понятно, что если такие материалы есть, то они давно уже не у неё, а в руках продюсеров этой истории.
9. Попытки инициировать протесты в стране будут продолжаться.
👍350👎38
«Наших» мне тут зря приписали: моя роль в них, по сути, сводилась к трансляции Суркову и его коллегам того организационного опыта «молодёжек», который я подсмотрел у украинской «Поры» на первом майдане. Будучи, между прочим, несколько месяцев под чужим именем комодератором украино-российского раздела на сайте майдан.орг — было чему поучиться у «той стороны» )) https://m.business-gazeta.ru/article/542954
БИЗНЕС Online
«Реальный мир смотрит на нас с надеждой – хоть кто-то рыпнулся»: Алексей Чадаев о российской Реконкисте
Почему чем больше санкций, тем выше рейтинг Путина, и удастся ли денацификация умов на Украине
👍148👎9
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Рассказал сегодня немного в эфире на Первом про «декалог» и другие ритуалы Азова. Потом отпишу ещё подробнее, что это за штука. Что характерно, как таковых «западенцев» там почти нет — большинство это пацаны из Днепра, с Запорожья и даже с Донбасса, которых набирали из футбольных ультрас, ролевиков-реконструкторов, страйкболистов, по разным протестантским общинам (такого там тоже много) и дальше обрабатывали во вполне себе сектантском духе. Очень продвинутая технология производства идейных убийц, без страха и жалости. И — деньги, потому что по сути это частные армии тамошнего олигархата, плевать хотевшие в тч и на официальные киевские власти. Феномен стоит того, чтоб к нему присмотреться подробнее.
👍174👎4
Вот собственно сам «декалог»: ежедневная коллективная молитва. Я дух одвічної стихії, що зберіг Тебе від татарської потопи й поставив на грані двох світів творити нове життя:
1. Здобудеш Українську Державу, або загинеш у боротьбі за Неї.
2. Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі Твоєї Нації.
3. Пам'ятай про великі дні наших Визвольних змагань.
4. Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби за славу Володимирового Тризуба.
5. Пімсти смерть Великих Лицарів.
6. Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба.
7. Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину, якщо цього вимагатиме добро справи.
8. Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш ворогів Твоєї Нації.
9. Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть не приневолять тебе виявити тайни.
10. Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору Української Держави.
1. Здобудеш Українську Державу, або загинеш у боротьбі за Неї.
2. Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі Твоєї Нації.
3. Пам'ятай про великі дні наших Визвольних змагань.
4. Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби за славу Володимирового Тризуба.
5. Пімсти смерть Великих Лицарів.
6. Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба.
7. Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину, якщо цього вимагатиме добро справи.
8. Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш ворогів Твоєї Нації.
9. Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть не приневолять тебе виявити тайни.
10. Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору Української Держави.
👎48👍23