Математика и малыши – Telegram
Математика и малыши
1.7K subscribers
114 photos
11 files
114 links
Делюсь тем, что я поняла, будучи мамой и учителем математики.

Первый пост: https://news.1rj.ru/str/childrenmath/2

Автор: @natnetint
Download Telegram
Зеркало
Достаю зеркало, объясняю, что сейчас буду выкладывать фигуры, они будут смотреться в зеркало, и ребятам надо выложить, что отразится.

Зеркало вызывает живой интерес. Выкладываю первую фигуру для Я. И пока думаю, как изобразить зеркало, он успевает выложить на столе отражение с ошибкой. Предлагаю С. проверить с помощью зеркала. Проверяет, поправляет. Не уверена, что Я. понял ошибку.

Даю задание для С. Сразу правильно делает. Он — огромный молодец сегодня.

Даю второе задание для Я. С. бегает с зеркалом, потом приходит проверять (этот момент на фото). Я-то сразу вижу, но вида не подаю. С. ошибку замечает и исправляет её. И правильно делает свое задание.

Меняю стратегию:
— Теперь вы будете придумывать задания для меня!

Это они охотно. Когда выполняю задание, ошибаюсь — вот тут уже оба видят и правильно поправляют мою ошибку.

Каждый придумал 2 задания мне. На последнем делаю хитрый ход: выкладываю такую же фигуру, а не отражение в зеркале. Долго сравниваем, что видно в зеркале, и что лежит на столе.
👍10🔥3
Узлы

Выдаю лист, на котором нарисованы два кельтских узла. Предлагаю раскрасить, чтобы проследить, из скольких веревочек состоит узел.

Охотно раскрашивают. На фото видно, как от усердия высовывается кончик языка. Мои дети тоже так делали.

Оказывается, весь узел состоит из одной только веревочки. Поэтому С., когда берется за второй узел, начинает его просто раскрашивать, не прослеживая, как тянется веревочка. Обещаю им в следующий раз узлы из нескольких веревочек.

С. мне не верит. Рассказывает историю про то, как кто-то что-то пообещал и сразу забыл об этом.

Когда в конце занятия я спросила, что понравилось больше всего, назвали именно эту часть.

Теперь мне надо нарисовать много новых интересных узлов. Знаю, что в тетрадках Жени Кац есть готовые, но их у меня нет
👍9🔥4
Russian block

Я. устал раскрашивать. Предлагаю продолжить дома и начать другое задание. С. хочет продолжать. Но увидев следующее задание, сразу перестает.

У меня два набора Russian block (ищутся по этой фразе или по словам wood intelligence).

Сначала предлагаю собирать разные фигурки по готовым схемам, прилагающимся к наборам. Ребята собирают. Разбирают, когда им нужны детали. И я радуюсь, что невозможно отследить, кто сколько собрал, и хоть как-то соревноваться.

Потом они устают (5 минут до конца занятия). «Отлично», — говорю, — «складывайте в коробочку».

Это прям интересно. Сижу наблюдаю и останавливаю себя, чтобы не подсказывать, не помогать. Видно, как придумывают, как уложить, потом сталкиваются с проблемами.

Помогаю разобрать ту часть, где есть мелкие детали, предлагаю отложить их на потом. И тут уже все справляются.
👍5
Мальчик в лифте

Минутка еще есть, поэтому рассказываю задачку про мальчика, специально планируя, что обсудить мы ее не успеем.

— Жил-был мальчик на 10 этаже. А вы на каких этажах живете?
— Я на первом
— И я на первом, потому что в старом доме. (Дальше подробный рассказ про дом, и сколько ему лет.)
— Так вот, мальчик жил не в старом доме, а в современном многоэтажном. Там еще есть лифт, чтобы ездить с этажа на этаж.
И жил он на 10-м этаже. И вот, выходя на улицу, он спускался на лифте с 10-го этажа на 1-й. А обратно он всякий раз доезжал до 8-го, и сразу шел пешком до 10-го. Почему он так делал.

Выдвигают море версий:
— Заходил к кому-то в гости.
— Хотел ноги размять.
— Лифт до десятого не ездил.
Отвечаю на все версии и заканчиваю занятие, пусть вопрос поварится в головах..

На первом занятии я думала, что нужно время, привыкнуть, включиться, хотеть заниматься. Теперь я вижу, что это произошло. Даже желания побегать во время занятия сегодня особо не было. Хотя с зеркалом они оба поиграли: и зайчиков пускали, и на руку себе надевали, как щит. Думаю, дома полезно почаще давать детям попользоваться реальными предметами: зеркалами, степлерами, прищепками, циркулями..
🔥9👍5
Точки_на_квадратной_сетке_—_поле_для_игры_в_границы.PDF
142.3 KB
В канале у Ирины прочитала про замечательную игру в границы. Вот исходное описание: https://news.1rj.ru/str/kids_like_math/162

В файле поле А4 с точками, на котором можно играть (клетки большие).

С третьеклассниками я такой лист резала пополам, а с дошкольниками, видимо, надо на 4 части поначалу.

Мы в клетках не рисовали, а закрашивали своим фломастером — в конце игры получается ярко и красиво.

Сначала кажется, что математика тут не при чем и от твоих ходов ничего не зависит. А потом становится видно, на что ты можешь повлиять. Хорошо стыкуется с разговорами о четности или о чередовании.
👍61
Пока не начался следующий кружок, напишу все же о прошедшем.

План:
1) Разговор о машинах
2) Симметричные фигуры из палочек
3) Симметричные фигуры из Russian block
4) Игра в перегородки
5) Узлы

Ребята освоились и увлеклись, теперь явно можно давать более крупные задания и подольше заниматься с одним и тем же.
🎉1
Начала я с вопроса, кто что помнит с прошлого раза. Вспомнили узлы, и стало ясно, что надо узлы давать как можно раньше, иначе всё занятие они будут думать о них.

Разговор о машинках
— Какие вы знаете машинки?
Я: — лесовоз
— А почему он так называется?
— (молчание, загадка в глазах)
— он возит брёвна, то есть спиленный лес. А еще какие машины знаете?
Я: — грузовик
— А почему он так называется?
Я: — он грузы возит!
С: — Ламборджини!
— А почему она так называется?
С: — Это не название, это марка.
— Да, это марка, и названа она в честь итальянского автомобилестроителя, это его фамилия (сочиняю на ходу, но наверняка правда). Давайте не про марки, а про названия.
— Самолёт..

Подробно обсудили про само-: самокат, самосвал...

Очень люблю этот разговор. Про любое название можно спросить, почему оно такое, и покопаться в словообразовании.

Узлы

Я. старательно обводит веревочки, а С. никак не хочет прерывать веревочку, когда она заходит под другую. Делает медленнее (это нормально), но берется за самые сложные.
2🔥2
Симметричные фигуры

Складывали фигуры из палочек так, чтобы они имели ось симметрии. Приставляли зеркало и проверяли, такая ли фигура отразилась. Пробовали приставлять зеркало с других сторон, смотрели, что будет. Обсудили, что иногда получается «зеркальная фигура» в зеркале, не такая же.

Потом достали с той же целью деревянные детальки. Стали из них симметричные фигуры складывать. Ребята быстро поняли, что если с двух сторон одинаковые детали подкладывать, то симметрия сохраняется. Гораздо сложнее сложить что-то симметричное из разных фигур. Впрочем, и это получилось.

Я. было интересно сложить робота, задействуя как можно больше деталей. А С. увлекся тем, чтобы складывать максимально плотно — без дырок.

Потом, как водится, складывали детали в коробочку. Я. уже помнит, что маленькие лучше оставить на самый последний момент, когда остальное уложено.
4👍1
Игра, которая пошла не так

Немного побегали, перешли к игре, которая описана тут: https://news.1rj.ru/str/childrenmath/408

Рассказала правила. Но понимаю, что на слух их воспринять сложно, надо начать играть.

Начали, и тут почти сразу случился сложный момент: С. сделал ход, позволяющий Я. захватить сразу два крадратика, не оставляя С. ни одного. С. расстроился и сказал, что Я. нечестно играет.

Вспоминая сейчас, думаю, что дело в том, что правила мы не до конца еще освоили. И надо было добавить какой-то еще этап не игры, а вникания в правила. Попробую в следующий раз.

Возникла сложная ситуация: Я. хочет играть, он видит игру, и очень хочет ее распробовать. А С. грустит, хочет внимания и признания своей правоты. При этом, я не готова отказываться от правды радо его спокойствия, а правда в том, что Я. честно играл по правилам.

Поутешали С., сыграли в игру с Я., еще поутешали С. И время-то давно закончилось, и родители ждут уже, и как-то грустно заканчивать на такой ноте. И Я. хочет играть еще, даже говорит: «ведь игра только началась».

В целом, думаю, что это тоже полезный опыт — встретиться с тем, что что-то пошло не так, как ты ожидал. Прожить это, справиться с эмоциями.

В следующий раз будем медленно разбираться с играми: как не бояться проиграть, как вникнуть в правила, и все остальные вспомогательные шаги.
🔥84
Занятие из сплошных игр

В этот раз мы на кружке только играли. Специально, чтобы преодолеть все проблемы выигрывающих и проигрывающих.

План:
1) вопросы про сложные слова
2) Камень, ножницы, бумага
3) Границы
4) Russian cubes
5) Домино
4
Сложные слова
— Как называется машина, которая возит лес?
— Лесовоз!
— Как называется человек, который чистит трубы
— Чистотруб?
Идея взята отсюда: https://news.1rj.ru/str/kids_like_math/306
Я прям протестировала все определения, которые там есть. Вывод простой: если слова детям незнакомы, они их и не придумывают. Так пылесос все знают, а корнеплод, хлебопек, трубочист — это что-то из другого мира.

Камень, ножницы, бумага
«Камень, ножницы, бумага, раз, два три, и нужно показать фигуру на пальцах»
Отличная игра, рекомендую всем. Сыграли раз 12 подряд.
Игра — лучший способ научить ребенка не расстраиваться от проигрыша, потому что следом будет еще одна игра, и там, возможно, выигрыш. По партиям примерно ничья получилась, все довольны.

Интересно видеть, как Я. заранее показывает свою фигуру еще на счете 2. Но С. не успевает этим воспользоваться.
Надо будет добавить побольше всего с пальцами. А еще развить тему кто кого побеждает, если у нас не три предмета, а больше.
8
Снова играли в границы, как прошлый раз. Только теперь на четвертинке А4. Еще раз обсудили правила, для этого изрисовали один лист. Потом ребята сыграли друг с другом, каждый со мной и еще раз друг с другом.

На этот раз спокойно и вдумчиво. Какие-то идеи уже осознали и используют, например, если можно не нарисовать три стороны одному квадрату, предпочитают не рисовать.

Дала домой каждому поле для игры — обучать родителей.
8
На этот раз было у нас поле 8×8. По очереди раскладывали на него фигурки из Russian cubes. Кто не может сделать ход — проиграл.

Сначала ребята играли партию друг с другом. Очень старались плотно укладывать фигурки.

Потом каждый сыграл со мной. Я же, наоборот, старалась везде оставлять незакрываемые дырки. Когда места остается мало, уже можно просчитать, какую фигурку и как надо положить, чтобы выиграть.

Потом снова играли друг с другом и снова раскладывали плотно. Мозг любит достраивать часть до целого. И видимо, ребятам сложно принять, что на поле останутся дырки.

Потом вместе уложили фигурки в коробочку. И тут я вижу, что идею укладывать сначала большие, а маленьким место найдется, они освоило уже очень хорошо. Вместе спокойно и уверенно всё уложили с первой попытки.
10👍2
Домино

Мне встретился такой приятный на ощупь комплект домино, что я не смогла пройти мимо.

На первом занятии с домино мы выложили все доминошки в одну длинную цепь по правилам. И обнаружили, что конец и начало цепи стыкуются. Завернули цепь в круг.

После этого я предложила собрать из всех костяшек два замкнутых круга.

Каждый начал собирать свой круг. При этом С. присвоил себе несколько костяшек и хотел собирать свой круг именно из них. Когда деталей стало не хватать, надо было как-то меняться, пришлось взаимодействовать и договариваться.

Ребята пока не видят момент, когда круг уже можно замкнуть, хотят выкладывать дальше и дальше. К этому мы еще придем, и обсудим, что любой дубль — сам по себе уже замкнутый круг.
11
Ну вот я и добралась до того моменты, когда пишу о прошлом кружке уже после нового. Чтобы больше так не делать, напишу о новом кружке сразу.

Сегодня нас было трое, добавился еще Ф. И я думала, как оно пойдет, ведь С. и Я. уже привыкли и могут большие задания делать долго, а Ф. всё в новинку, ему бы почаще менять активность.

План:
1) Главная новость вчерашнего дня.
2) Пальцы
3) Геоборды
4) Узлы
5) Домино и вероятности

В итоге, поменяла два последних пункта — раскрашивают все с разной скоростью, пусть в конце у них будет на это время.
5
Главная новость

Начали, как обычно, с разговоров. Предложила им рассказать новость. Оказалось, что новости слышали не все. Поэтому мы заодно обсудили, что такое новость и почему она так называется. Ф. очень четко сформулировал, что есть что-то неизвестное и поэтому новое.

Я. был готов начать, но сбился. Видимо, хотел рассказать не про вчера. Оставила его подумать.

Ф. очень четко рассказал про то, как они ездили в приют для собак. Вообще, отличная речь, думаю, в остальных заданиях ему будет заметно легче, чем остальным.

Пока он рассказывал, Я. придумал, что он хочет рассказать, и начал очень хотеть рассказать вот прям сейчас. Попросила его подождать и дала слово С. раньше. Это отдельный навык — ждать, когда тебя переполняет желание рассказать.

С. рассказывал долго, и про весь день. «А потом мы поехали в Мзиури... А потом..». Похоже, ему пока сложно, вычленить какую-то одну основную сюжетную линию (и это нормально).

И дальше я дала слово Я., который рассказал, как они сделали коврик из обрезков ткани.

Пальцы
— Покажите на пальцах, сколько вам лет — этот вопрос обсуждали перед началом занятия.
Все складывают 6 из пяти пальцев одной руки, и одного пальца другой.
— А теперь снова покажите на пальцах, но по-другому.
Я. меняет руки: 5 на другой, 1 на первой, Ф. ловко собирает 3+3, С. тщательно пересчитывает пальцы, меняет тот палец, которым показывает 1.

Пальчиковых игр надо больше, но сейчас моя цель другая — мне надо быстро менять сюжеты, встраивая Ф.
5
Геодоски

Достаю геодоски и резиночки к ним. Кто-то такое уже встречал и узнает.

Выбираю самые простые задания (для Ф. чуть сложнее). И тут оказывается, что это очень сложно — натянуть резиночку на гвоздики так, чтобы получилось то, что нужно.

Далее до конца этой части С. увлеченно собирает что-то свое, полностью игнорируя любые задания.

Ф. начинает говорить, что это очень сложно, что у него не получается, потому что он не умеет. Я. подхватывает этот настрой и тоже начинает так говорить.

Сложности у них разные:
Ф. надо уговорить руки слушаться, а у Я. сложность математическая. Он явно видит, что ему надо сделать квадрат, но стороны квадрата идут по диагоналям сетки, а он делает по линиям сетки.

Выдаю каждому задание попроще. Я. сразу справляется и делает (равнобедренный) треугольник. Ф. видит, что ему нужен треугольник и делает какой-то, в то время как на картинке прямоугольный равнобедренный.

Пытаюсь подсказать, но он устойчиво клонит в сторону: «у меня не получится, потому что я не умею».
6