Chulakov Notes – Telegram
Chulakov Notes
4.46K subscribers
57 photos
47 videos
2 files
91 links
Олег Чулаков о бизнесе и жизни. Автор входит в топ-10 ключевых персон Рунета по версии Тэглайн.

Chulakov — ИТ-компания.
Дизайн. Технологии. Репутация.
Download Telegram
Менеджер проектов— линейный специалист

Менеджер или руководитель проектов — тот, кто организует процесс работы команды. Управляет ходом проекта. Создается впечатление, что этот специалист находится на ступени выше и имеет более высокую степень осознанности, чем рядовой дизайнер или программист. Так ли это на самом деле?

Я много времени потратил на обучение и объяснения того, как устроен мир менеджерам проектов и аккаунтам. И только несколько лет назад я понял, что условный менеджер проектов — это линейный специалист. Такой же, как дизайнер или копирайтер, просто с другими функциями.

Бывают очень осознанные и ответственные аккаунты и менеджеры-зайки, которые делятся проблемами со своим руководителем и предлагают решения. Именно такие подолгу работают в Студии Чулакова. Они действительно более осознанные, чем рядовые спецы. Но это скорее исключение, чем правило.

Собственнику бизнеса важно знать, что бывают и менеджеры-пиздуны. Они скрывают проблемы в проектах и увольняются, когда начинает пахнуть жареным. В этом случае нужно расставаться с их руководителем, который долгое время (проект нельзя убить за день) не выполнял одну из основных своих обязанностей — контроль.

Собственнику или СЕО не следует работать напрямую с линейными специалистами, когда речь идет о компании численностью от 30 человек. В том числе с руководителями проектов.

Это так очевидно, что прям странно писать об этом. Но я допустил все ошибки, пока пришел к позиции компании-лидера рынка. И мой опыт показывает, что я считал, если у человека в трудовой книжке написано «менеджер проектов», то он по умолчанию более осознанный, чем условный дизайнер или разработчик. Но это не всегда так.

В компании должна быть выстроена система естественного отбора. Если условный руководитель проектов через боль выполняет свои функции, постоянно жалуется, то быть управленцем не его призвание. Необходимо создавать такую среду, в которой либо он сам уволится, как можно быстрее, либо его надо поскорее уволить. Вопрос качественного отбора мы не обсуждаем, это очевидно, но нельзя исключать ошибки найма.

Нет смысла тратить время на общение с линейными менеджерами, надо общаться с их руководителями. Держа в голове этот циничный и простой принцип, можно сэкономить пару лет жизни в бизнесе.
Решительность

Существует множество статей про принятие решений, но автору не попадались статьи о решительности, как одном из параметров эффективности.

Решительность — качество, способствующее своевременно принимать ответственные решения.

Женщины любят решительных мужчин, предприниматели — решительных менеджеров.

Как понять, кто является более решительным, а кто — менее?

Если менеджер принимает много разных решений, он решительный? Скорость принятия решений определяет степень решительности?

Автор считает, что каждое решение имеет свой вес, который определяется масштабом последствий от принятого решения. Последствия могут быть со знаком плюс или минус.

Решительный — не значит, эффективный. Но нерешительность всегда тождественна неэффективности.

Решительность — это необходимое, но не достаточное качество любого руководителя. Гораздо большее значение имеет качество и вес принимаемых решений, а не их количество.

Что это значит на практике, как повысить свою эффективность и принимать успешные весомые решения? Начинать нужно с бытового уровня.

Я уже писал про ментальную емкость, нужно стараться полностью отказаться от принятия неважных решений: что надеть, что есть на обед, где заказать еду, какой отель выбрать, какой билет на самолет выбрать, захватить ли с собой мусор по пути в офис и т. д. Все это нужно делегировать.

Правило простое. Чем меньше решений вы принимаете за день, тем больше ментальной энергии у вас на принятие действительно важных решений. Иметь 10 помощников лучше, чем успевать делать 100 разных мелких дел за день. В этом случае вы превращаетесь в разнорабочего, ни о каких успешных весомых решениях не может быть и речи.

Жена успешного топ-менеджера должна понимать, что ее муж в рабочее время или в процессе размышлений о развитии бизнеса, как священная корова. Нельзя беспокоить и пытаться что-то делегировать ему «по пути и заодно». Это всегда будет негативно влиять на качество принятых им важных решений. Пол в данном сравнении не имеет значения.

Линейные специалисты и даже миддл-менеджеры вынуждены по роду своей деятельности принимать много мелких решений каждый день. Тем не менее, бытовые вопросы для повышения своей эффективности целесообразно делегировать по мере возможности.

Чтобы владельцу бизнеса или топ-менеджеру принимать решения, которые могут изменить жизнь к лучшему, нужно максимально оградить себя от принятия мелких решений.
Экономия

Первое качество, которое предприниматель должен похоронить заживо — это экономность в мелочах. С первого дня существования компании надо осознать, что собственник, как физическое лицо и его юридическое лицо — это разные сущности, требующие разного отношения к расходам.

Задумываться о тратах надо только тогда, когда речь идет о постоянных расходах. В остальном надо экономить только свое время. Принятие решений по любым разовым расходам нужно смело делегировать. Не важно, дороже или дешевле ваш коллега купит что-то необходимое для компании, время собственника бизнеса дороже.

Экономные владельцы компаний в сфере услуг, постоянно блокирующие принятие решений — это худшее, что может произойти с бизнесом.
Запуск новых направлений.
Часть 1/3: как запускать?


Существует всего 2 способа: сверху и снизу.

Вариант «сверху» инвестиционный, когда вы рассчитываете приблизительную экономику, допустим, на год, два, три вперед, определяетесь со штатом на этот год, включая, самое главное, руководителя и принимаете решение — инвестировать или нет.

Ярким примером такого подхода является запуск нашей архитектурной студии.

Бюджет на запуск составлял 4 млн. рублей инвестиций. Я принял решение попробовать, потому что ко мне пришла опытная менеджер-архитектор и подтвердила, что готова терпеть всю боль и лишения руководителя юнита, если мы договоримся о совместном предприятии. Я сразу сказал, что работать за нее не собираюсь. В качестве помощи от нас — настроенные процессы в финансовой, бухгалтерской, юридической и других малопонятных специалистам сферах. Плюс опыт в развитии бизнеса в целом.

Со школой был гибридный вариант. Сначала мы внутри волевым решением запустили бесплатный курс и только потом начали искать руководителя. Я сменил трех управленцев, пока мы с текущим руководителем школы не нашли общий язык. Сейчас у нас большие планы на это направление.

Многие направления мы запускали «снизу».

Вернемся в прошлое лет на шесть, когда мы делали дизайн, а аналитики еще не было.

1. Первое, что нужно для запуска «снизу» — волевое решение собственника.

Например:
— С завтрашнего дня мы начинаем заниматься кораблестроением!

Собирается совещание, где владелец анонсирует новую реальность. Если на встрече присутствуют не только сильные управленцы, но и рядовые специалисты, то сразу начинается нытье:
— Как мы будем конкурировать? У нас нет таких кейсов. У нас нет таких специалистов, ресурсов, возможностей, мозгов и т. д.

Напоминаем всем про управленца из будущего.

2. Второй шаг — выявление людей, которые способны первично и самостоятельно разобраться в вопросе.

3. Третий и последующие — консультации со специалистами, покупка лекций, прохождение обучений и все, что нужно еще для результата.

Важно, чтобы создание базы знаний и формирование процессов происходило с первого дня, с начала второго этапа.

Дальше необходимо интегрировать новые услуги в процесс продаж, создать соответствующие регламенты, обучить аккаунт-директоров и ньюбизов. Объяснить, в чем наши преимущества в этом вопросе пиар-отделу, сформировать активности, запланировать анонсы, статьи и все остальное. Другими словами полноценно подключить к процессу продажи и пиара.

Так происходит запуск новых направлений «снизу».
​​​​Продажа недвижимости

Уже тест-драйв квартир доступен. Мне кажется, это очень крутая идея. Конечно, там не будет еще домашнего уюта, но по крайней мере можно походить по территории пару дней и все внимательно посмотреть.

Интересно, где еще не хватает тест-драйва?
​​📵 Заглушение неизвестных входящих вызовов

Лучшая функция для сохранения концентрации внимания в течение дня. И общее эмоциональное состояние не расшатывается звонящими эффективными продажниками.

Но нужен человек, который сможет за вас заказы делать, посылки принимать и пр.

Что бы еще с соц. сетями такое сделать? 🤔
Достижения через преодоление себя против наслаждения процессом достижения целей

Рассмотрим две популярные точки зрения.

Прошлые поколения жили в парадигме — сейчас я должен пахать, а жить буду потом. Так я заработаю себе и своей семье на достойную жизнь. Многие люди разделяют этот подход.

Молодое поколение считает, что надо жить здесь и сейчас, ради себя, перетруждать себя не надо, надо заниматься любимым делом и получать удовольствие. Находиться в поисках счастья в каждый момент времени.

Автор уверен, что эти две точки зрения — крайности и обе далеки от правильного отношения к работе, достижениям и жизни.

Вторая точка зрения про, якобы, «умное» достижение результата с помощью наслаждения процессом.
— Раньше люди были жертвами пропаганды, а мы сейчас прогрессивные и умные, нас не одурачить, — рассуждает молодежь, выходя из машины каршеринга и поднимаясь в съемные апартаменты.

Чтобы разобраться, кто прав, рассмотрим пример. Спорт всегда отлично подходит в качестве иллюстрации, потому что это концентрат жизни с яркими взлетами и болезненными падениями.

Определимся со спортивными целями. Они могут быть разными:
1. Не хочу быть толстым, поэтому буду бегать 2-3 раза в неделю.
2. Хочу красивое тело — буду ходить в зал 3-5 раз в неделю.
3. Хочу стать марафонцем.
4. Хочу пробежать марафон из 3-х часов.
5. Хочу стать КМС в каком-либо виде спорта.
6. Хочу поучаствовать в ЧМ по триатлону.

Первые три цели — про наслаждение процессом по большому счету. Не надо убиваться, переусердствовать и т. д. Достаточно просто стабильности, как в ежедневной работе. Да, бывают сложности, но в целом все ровно — пришел на работу, поработал без перенапряжения в свое удовольствие и ушел.

Вторые три цели — про преодоление себя, страдания ради результата. Если планка ваших амбиций достаточно высока, то вам не избежать боли. Это и тяжелые тренировки на пределе, и высокая эмоциональная нагрузка, и травмы с восстановлениями, и другие неприятные вещи.

Тут тоже есть удовольствие от процесса, но и боль является неотъемлемой частью сравнительно высоких результатов.

Чем выше планка — тем больше страданий и дисциплины. Это нужно либо принять, либо поумерить свои амбиции.

В работе, карьере и бизнесе тоже самое. Кто не готов к выматывающему соперничеству, не готов страдать — может рассчитывать на плавные и доступные массам достижения.

Однако, в условиях цифровизации мира, есть вероятность, что необходимость в таких специалистах рано или поздно пропадет.

Выбирать путь соперничества и высоких достижений или сфокусироваться на удовольствии от процесса — решать вам.
Запуск новых направлений. Часть 2/3: неочевидные нюансы при создании новых бизнесов

Первая часть

При запуске «сверху» главное, кто будет руководить и развивать новый бизнес. Поэтому, надо серьезно продумать KPI и стараться максимально синхронизироваться по целям до начала работы. При невыполнении показателей, как можно быстрее расставаться, сталкиваясь с проблемами найма нового руководителя и многими другими, например, с обязательствами перед клиентами, если работа по новому направлению уже стартовала. Подчеркиваю, главное — максимально быстро расстаться при невыполнении показателей. Фокус на смене руководителя, пока вы не найдете лучший вариант. В процессе развития Школы я потратил больше полугода на поиск руководителя, уволив 3-х предыдущих. Казалось уже, что нашли нужного кандидата, но по результатам довольно длительного периода работы мы снова в поиске руководителя образовательного направления. Пишите на почту hr@chulakov.ru.

При запуске «снизу» самое важное — волевое решение владельца бизнеса и способность доводить дела до конца. Ответственные за направление специалисты могут уволиться и перехотеть заниматься этим, но наработки должны сохраняться, предыдущему ответственному надо находить замену и продолжать дело. Кто начнет развивать направление не столь важно. Важна уверенность в будущем результате и воля владельца бизнеса.

При запуске «снизу» третий шаг, когда мы консультируемся со специалистами, отправляем сотрудников на обучение и все такое, не обязателен. Подчеркиваю специально для лентяев, которые не хотят жопу оторвать со стула — не обязателен, опционален. Замотивированный и способный человек довольно легко может разобраться в том, что ему интересно самостоятельно. Понимание этих нюансов позволяет выработать правильную стратегию развития.
Запуск новых направлений.
Часть 3/3: какими качествами должен обладать руководитель бизнес-юнита?


Первая часть.

Вторая часть.

1. Способность доводить дела до конца. Когда уже все ноют, смертельно устали и готовы оправдать отсутствие результата (если готово 99,9% результата, значит, не готово ничего) тем, что «мы уже 12 часов работаем без отдыха», хороший руководитель остается двигателем процесса и добивается необходимого результата, не смотря ни на что.

2. Больше всех надо. Надо именно развивать бизнес. Не копошиться в чем-то, сомнительно влияющим на прибыль, создавая бурную деятельность, рассказывая о тяжелой жизни, о бессонных ночах из-за работы, а добиваться конкретных финансовых результатов с полным пониманием своего влияния на них. Поэтому, именно он ведет все совещания, а не ждет свою очередь, чтобы отчитаться и уйти.

3. Постоянное развитие. Без комментариев.


Каких «руководителей» надо избегать?

1. Исполнитель. Если руководитель говорит, что у него не было такой задачи, то это не тот, кто нужен для развития направления. Руководитель способен быть постановщиком задач, а не исполнителем. Странно даже писать об этом, но опыт показывает, что необходимо лишний раз уточнить.

2. Любитель обсуждать зоны ответственности. Постоянные разговоры, вроде «мы обсуждали другую зону ответственности», «хорошо, я готов это делать, но изначально мы это не обсуждали» или просто «это не моя зона ответственности» — еще один признак неподходящего человека.

3. Внешние факторы. «Я не могу на это влиять». До свидания.

4. Руководитель, который не заслужил доверия. По телевизору мы не раз слышали, что какой-то политик был уволен в связи с утратой доверия. Если во время спора с руководителем, вы поймали себя на мысли о необходимости записи разговора для наличия доказательств в будущем, то ничего записывать не нужно. Нужно просто расставаться с таким менеджером по причине утраты к нему доверия. Тогда проблема начнет решаться с помощью поиска более подходящего руководителя, вместо поиска виноватого, кто что говорил. Предполагается, что вы на понятийном уровне точно знаете, о чем договаривались.

Помните, что увольнение неподходящего руководителя — это благое дело для обеих сторон. В какой-то момент надо прекратить мучать друг друга и расстаться. Для уволенного сотрудника это будет поводом задуматься о смене фокуса или своей жизненной позиции, что может привести к повышению уровня квалификации и жизни.
​​Digital. Digital. Digital

Мы сменили позиционирование и запустили абсолютно новый сайт Студии Чулакова!

Digital. Digital. Digital — наш образ мышления.

Каждый клиент, которого интересует что угодно в цифровой сфере — от консалтинга до сложной разработки, должен знать, что digital — это мы. И новый сайт теперь прекрасно это отражает.

Переходите по ссылке и смотрите сами!
Chulakov Team 🔥

Хотим поделиться с вами крутой новостью. Мы запустили телеграм-канал @chulakov_team. Канал будет полезен для всех, кто хочет развиваться в сфере digital.

HR-специалисты Студии подготовили полезную информацию для трудоустройства, а также для профессионального и личностного развития:
— актуальные вакансии Студии;
— лайфхаки по составлению продающего резюме;
— правила создания портфолио;
— советы по подготовке и прохождению технических интервью;
— списки необходимых навыков для digital-профессий;
— упражнения по постановке мотивирующей цели в карьере;
— подборки инструментов по саморазвитию и многое другое.

Подписывайтесь и будьте в курсе HR-трендов 😎
Effortless — главное слово в маркетинге

По-русски — легкий, не требующий усилий. И дальше эффективный маркетолог добавляет все, что его душе угодно: способ бросить курить, выучить английский, научиться плавать, похудеть, стать дизайнером и т. д.

Маркетологи нашли золотую формулу. Люди не хотят напрягаться, хотят постигать новое без усилий в свое удовольствие и максимально быстро. Такой подход продает лучше, чем секс.

Есть только одна проблема — это вранье.

Даже, если вы марафонец, и ваш тренировочный план сильно отличается от спринтера, вы очень долго и очень медленно будете прогрессировать, если в плане будут только пробежки в свое удовольствие.

Основной прогресс происходит на интервальных тяжелых тренировках, практически, на пределе возможностей. Это тяжело. Надо переступать через себя, это не имеет ничего общего с effortless.

Тоже самое относится к любому делу, в котором вы хотите добиться результатов. Без труда не выловишь и рыбку из пруда — честная русская пословица. Забудьте про effortless.

Chulakov Notes
Forwarded from Chulakov News
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Новый HR-портал Chulakov Team

Люди — самое ценное, что есть у каждого бизнеса.

Chulakov Team — это сообщество талантливых экспертов в сфере digital и IT.
Мы формируем вокруг себя экосистему для развития в самых востребованных профессиях. Культура свободы самореализации, инициативности, постоянного карьерного и профессионального роста — то, что пропагандирует наша команда.

HR-портал отражает корпоративную культуру Студии. Мы заинтересованы в том, чтобы наши ряды пополнялись профессионалами и амбициозными людьми, которые любят свое дело и готовы вовлечься в создание масштабных проектов в цифровой среде.

Кому будет полезен наш портал:
всем, кто хочет развиваться в digital и IT;
всем, кто сейчас находится в поиске работы или планирует карьерный рост на перспективу.

Chulakov Team — не просто вакансии и описание работы в Студии Олега Чулакова. Лучше скорее переходите и познакомьтесь с его содержанием сами.

Chulakov Team
​​​​Клабхаус

Честно говоря, Клабхаус — это лучшее, что случалось в соц. сетях за последние годы. Просто выжимка пользы и ценности. По крайней мере пока. Рекомендую не пропустить этот кайф.

Сегодня вечером в 19:00 я делаю комнату про бизнес в сфере заказной разработки по узкой и одновременно безграничной теме продаж. Мы поделимся своим опытом и послушаем интересных спикеров.

Приходите с вопросами или поделитесь своим мнением. Если у вас еще нет инвайта, самое время провести этот день с пользой, найти и зарегистрироваться.
Интересные мысли из интервью с профессором экономики

Идеал специалиста в Студии — широкий кругозор при достаточно узкой специализации. Для линейного сотрудника это довольно важно. Для руководителя и предпринимателя широкий кругозор жизненно необходим.

Занимаясь триатлоном (что само по себе расширило мой кругозор), в холодный период года приходится делать тренировки на велостанке. Часто — это скучная монотонная работа на повышение выносливости. В эти моменты есть смысл занять себя полезной деятельностью. Я предпочитаю смотреть интервью с умными людьми и предпринимателями.

Сегодня посмотрел интервью на моем любимом канале про бизнес «Русские норм» с экономистом Олегом Ицхоки, который уже в 26 лет стал профессором в Принстонском университете! 😱

Некоторые мысли и выводы:

Протекционизм — самая старая идея в экономической политике. С точки зрения экономической теории неправильная.

Интересная идея в условиях мировой рыночной экономики, почему не надо бояться открытую конкуренцию. Идея о сравнительном преимуществе — достаточно делать хотя бы одну вещь лучше, чем грозные большие конкуренты. И уже это даст выигрыш от международной торговли.

Не обязательно запрещать ввоз западной продукции, чтобы росло производство внутри, как это произошло в России с сыром, например. Правильнее с точки зрения экономики было бы субсидировать на первых этапах важную отрасль, которую мы хотим развивать.

Низкие налоги в России «сбалансированы» высокими рисками. В России большее значение имеют неформальные налоги — вероятность 100% налога, когда предпринимателя сажают в тюрьму. От этого согласно пословице у нас никто не зарекается. Хотелось бы жить в стране, в которой можно было бы зарекаться от тюрьмы, если ты честно работаешь и конкурируешь.

Что сделать, чтобы улучшить экономическую ситуацию в России?

Рост экономики в России будет тогда, когда будет защита частного капитала. Нужна 100% защита прав собственности. Работающая судебная система — все это является нулевым уровнем отсчета.

Дальше можно бороться с монополизацией государства в разных отраслях.

Необходимо обеспечить простой вход на рынок для малого бизнеса, который не дает большую долю ВВП, но обеспечивают высокую занятость людей. Необходимо субсидирование мелких расходов маленьких бизнесов.

Россия — догоняющая страна. Она должна развиваться 4-5% в год. А мы растем в среднем 1-2% в год, что можно считать стагнацией для догоняющей страны. Еще 10 лет такой стагнации могут быть губительными для текущего правительства даже вне зависимости от цен на нефть.

В Китае поощряется экономический рост на локальном уровне, в том числе поощряются политики, обеспечившие в регионах реальный экономический рост.

Олег Ицхоки не верит в криптовалюту и верит в доллар. Полностью с ним согласен.
Как управлять своим благосостоянием?

Для достижения успеха в бизнесе, карьере и жизни важно ваше внутреннее мироощущение и мышление.

Человек с мышлением собственника добьется в России всего, чего пожелает. Человек с мышлением наемного работника будет искать себе оправдания вовне — всегда есть внешние факторы, над которыми он не властен.

Совершенно не важно при этом, являетесь ли вы предпринимателем или наемным работником. Успех во многом зависит от вашей позиции и прикладываемых усилий.
Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное мышление применяется для решения детерминированных задач, т. е. задач с единственно верным ответом. Можно назвать это линейным мышлением. Вся система образования в России построена на таком подходе. В результате мы получаем специалистов в точных науках.

Дивергентное мышление — метод решения творческих задач, в результате которого находится множество решений одной задачи. И все эти решения могут считаться правильными. Креативная концепция создается копирайтером, обладающим дивергентным мышлением.

В среднем, при движении вверх по иерархии компании, руководители вынуждены все меньше решать детерминированные задачи и все больше вынуждены находиться в состоянии неопределенности. Возрастает необходимость мыслить творчески и решать задачи с многими неизвестными, в которых нет единственно верного ответа.

Отсутствие дивергентного мышления у руководителя может быть серьезным препятствием для движения вверх по карьерной лестнице. Хорошая новость в том, что это умение можно развить.
Дизайн-лид
Часть 1

Дизайн-команды на стороне брендов разрастаются и сталкиваются с теми проблемами, которые, мы, как большое агентство, решали уже давно.

Нужно понимать, что дизайн-команда в продукте на стороне клиента, зачастую небольшая по сравнению с командой крупного агентства. У нас отдел аналитики и дизайна — это 90 человек суммарно: аналитики, дизайнеры всех направлений, иллюстраторы и т. д. Правда в том, что таких агентств единицы, а продуктовых команд очень много. И в сумме на стороне бренда могут работать сотни дизайнеров, но они будут распределены по огромному количеству продуктов, фактически, разным бизнесам.

Итак, бренд нанимает главного творческого руководителя в продукт, который теперь отвечает за весь дизайн / пользовательский опыт / CX / UX / UI, назовите как пожелаете. Отвечать перед бизнесом за результаты работы своей творческой команды.

Когда команда до 10 человек, дизайн-директор может все контролировать вручную. Когда людей становится больше, появляется необходимость в линейных руководителях (М1 — менеджмент первого уровня). В случае с дизайном, в дизайн-лидах, дизайн-тимлидах, руководителях групп дизайна, опять же, выберите название по вкусу.

Выбирается самый активный дизайнер и назначается ответственным за группу, он становится дизайн-лидом. И через 3-6 месяцев выясняется, что этот новоиспеченный тимлид занимается только тем, что общается с дизайнерами, выясняет их проблемы и потребности и ходит к своему руководителю с предложением о повышении зарплат для своих коллег.

Офтоп. Если попросить линейного специалиста из любой сферы оценить уровень удовлетворенности своей зарплатой по 10-ти бальной шкале, то в лучшем случае в среднем вы увидите цифры 7-8.

Так же дизайн-лид в качестве ответа на вопрос дизайн-директора про отсутствие в согласованные ранее сроки результатов, предметно и со знанием дела рассказывает, почему сроки сдвигаются, как много текущих проблем, что сроки слишком маленькие, так не делается и т. д.

Продолжение следует...

Chulakov Notes
👍2
Дизайн-лид
Часть 2

Через полгода дизайн-директор понимает, что он, хочет этого или нет, находится в лодке с бизнесом, а вот его новоиспеченный дизайн-лид никакой не руководитель, а просто представитель профсоюза дизайнеров, играющий роль исключительно «хорошего полицейского», потому что ему так важно не быть плохим по отношению к своим коллегам. Лид только и делает, что приносит проблемы своему руководителю, но не решает их.

Тогда дизайн-директор начинает обучать тимлидству своих дизайнеров. Но кого выбрать в качестве стажера на эту управленческую позицию? Тут опять он сталкивается с кучей проб и ошибок.

Так проходит много времени, боль, слезы, переработки дизайн-директора из-за отсутствия адекватных линейных руководителей с одной стороны и наличия конкретных договоренностей и требований со стороны бизнеса. Неприятные периодические разговоры с бизнесом.

А что же нужно нашему дизайн-директору для спокойной жизни?

1. Осознать, что роль тимлида, эксперта и человека, который контролирует качество, обучает и развивает дизайнеров — это три разные ветки развития. Тимлид — это менеджер (критично) с дизайнерским бэкграундом (менее критично). Эксперт — это дизайнер, который хочет рисовать на мировом уровне своими руками и двигается именно в этом направлении. Контроль качества, обучение и развитие — это роль арт-директора.
2. Определиться с необходимыми качествами дизайн-лида. Когда мы разложили все по траекториям развития, это не сложно сделать. Прежде всего это ответственность, способность отвечать за свои слова. Всегда. Во-вторых, это контроль и требовательность. Дизайн-лиду придется вести разговоры с дизайнерами о сроках, оптимизации процесса и пр. Требовать результатов в срок. Для этого нужна способность не просто выдерживать, но и инициировать эти неприятные стрессовые разговоры. Это психологически тяжело.

Существуют уникальные случаи, когда эти три роли (тимлид, эксперт, арт-дир) встречаются вместе или две из трех в одном человеке. Это ценно. Тем не менее для построения стабильной системы, это не обязательно, можно иметь одного специалиста, выполняющего хорошо одну свою роль.

Вы можете заменить слово «дизайн» в заметке на любое другое и получите ровно те же проблемы в любой сфере, только со своей спецификой в виде других ролей, траекторий развития и необходимых качеств. Управлять творческими людьми (разработчик, например,не менее творческая профессия, чем дизайнер) — сложно. Поэтому есть смысл дробить все на кусочки и строить надежную систему из этих понятных кирпичиков.

Chulakov Notes
Финансовая мотивация детей (творческих людей)

Увидел восторженный пост в фейсбуке о том, что в приложении Тинькофф теперь можно давать детям задания и платить за них (50, 100 руб, сколько хотите). Пропылесосил — получил 50 руб. и т. д.

Совсем недавно читал исследование на эту тему. Детей разбили на 3 группы:
1. Первую группу предупредили, что они получат награду за выполнение задания.
2. Вторую группу не предупреждали, но давали награду за выполнение задания.
3. Третью группу не предупреждали и не давали награду.

После первого этапа конкурс повторили, но предупредили, что не будет награды за выполнение.

1. Дети из первой группы не хотели ничего делать, у них была демотивация и отсутствие интереса.
2. Во второй группе тоже было падение интереса.
3. В третьей — дети продолжили воодушевленно играть, выполняя задание.

Могу в чем-то быть не точным, но суть именно такая.

Нужно понимать, что деньги в случае с творческими людьми — это не мотиватор, зато при их нехватке или отсутствии могут быть большим демотиватором.

Выводы относительно эффективности такой механики в приложении можно сделать самостоятельно.