CODE:DARIA – Telegram
CODE:DARIA
6.39K subscribers
337 photos
3 videos
4 files
162 links
про product & growth, релокацию, карьеру, стартапы и жизнь моими глазами

vp of growth @ greeneration.ae (agritech)
ex-product owner @ revolut
ex-head of product @ ozon global
лид сообщества r-founders dubai
forbes contributor

📍Дубай
📮@d_sandmartin
Download Telegram
новогодняя Москва для тех, кто видит счастье в мелочах 🎄🥂
❤‍🔥4716🎉6👍4👎3🔥2🤣1🍾1
новогодняя рефлексия + вопросы вам

на этой неделе я устраиваю рефлексию с моими близкими людьми. мы садимся завтракать и обсуждаем прошедший год — делимся своими впечатлениями, воспоминаниями, чувствами. создаем образ следующего года: четкими целями или просто намерениями

делюсь и с вами своим списком вопросов! найдите пару часов на выходном, чтобы навести резкость на себя и свою жизнь вместе с партнером, близкими друзьями, семьей или с самим собой



Обзор года:
- "2023 год был годом, когда я..."
- Какие были мои главные достижения и яркие моменты за год? А какие 3 самые любимые воспоминания?
- Кто был наиболее значим в моей жизни в этом году? Почему? - Какой эффект этот человек на меня произвел? Как я хочу развивать наши отношения в следующем году?
- Какие вещи я делал впервые в жизни в этом году?
- Как в целом изменилась моя жизнь в этом году? В какую сторону я двигался?
- На что я потратил больше всего времени и соотносилось ли это с моими приоритетами?

В глубину эмоций:
- Что заставляло меня чувствовать наибольшую страсть в этом году? А что отвращение?
- Что приносило мне мир? А что злило?
- Что заставляло меня чувствовать себя наиболее успешным? А что лузером?
- Что больше всего усиливало мою энергию? А что истощало?
- За что я чаще всего чувствовал благодарность?
- Какое действие я продолжал совершать, которое удерживало меня на месте весь год?
- Какие уроки я усвоил в этом году? Какой из них был главным?

Планы на будущее:
- Какие поставленные цели на 2023 я не достиг? Почему? Есть ли для меня выгода в недостижении этих целей? Какие цели я перенесу на 2024 год?
- Что из 2023 года я оставляю позади? Почему?
- Что для меня успех? Изменилось ли это определение в 2023 году?
- Чего я хочу достичь в 2024 году?
- Как я хочу себя чувствовать в 2024 году?
- Как я могу изменить приложение своего времени и усилий, чтобы приблизится к своим целям?
- Если бы в 2024 моим основным фокусом был бы только Я сам, что бы я начал или наоборот перестал делать?
- Перед чем я испытываю страх? Как я могу начать делать вещи, которых боюсь, в 2024 году?

с наступающим! 🎄🍾
👏27❤‍🔥25🍾87🔥7👍4🎉32🤩2
курица и яйцо на маркетплейсах

в маркетплейсах продукт грубо делится на два направления: Buyer Experience (ВХ) & Seller Experience (SX). на чём фокусироваться? — это проблема 🐓и🥚

я пришла в Озон продактом BХ и доросла до лида. моей основной задачей было улучшать пользовательский опыт, но с оглядкой на рост метрик: GMV (gross merchandise value, иначе валовая выручка маркетплейса) и конверсий в покупку

сейчас в Революте делаю почти то же самое и должна сказать, что самые интересные проекты в этой части — это ранжирование результатов поиска, дизайн каталога и навигации, А/В тесты по увеличению конверсии, собственно и всё…

а вот кто по-настоящему развлекается, так это команда SX! видели картинки айсбергов, которые показывают, что он под водой даже больше чем над? вот эта подводная часть — это команды «счастья продавца», не видимые для обычных покупателей

ребята не просто пилят ЛК для селлеров, а создают отдельную экосистему, в центре которой продавец, не покупатель. например, им нужно подумать про фрод, наглядную аналитику, контроль качества, выплаты, привлечение и удержание. как сделать так, чтобы у продавца не кончался сток, завлечь якорный бренд и тому подобные нетривиальные задачи

Ленни Рачитски в своем исследовании 17 мастодонтов вроде Airbnb, DoorDash, Thumbtack, Etsy, Uber выяснил, что единственный важный фокус на раннем этапе — это привлечение и развитие селлеров, потому что они стимулируют спрос. все успешные игроки на рынке отложили создание бренда и классного опыта покупателя до того момента, пока не достигли ликвидности на площадке

поэтому, маркетплейсы ставят селлера во главу угла. мы даже запускали Ozon Dom — пространства в разных городах для тусовок продавцов. или ComeON — международные конференции для селлеров, на одной из них я выступала в Стамбуле

из-за такого ажиотажа мне всегда хотелось оказаться по ту сторону баррикад и попробовать заработать на маркетплейсе

а вы бы попробовали продавать или +20-30% ежегодного рыночного роста вас не убеждает?
27👍7🔥5❤‍🔥2👏2🤔2
найм за рубежом: как все врут на собесах (ч. 1)

вы в курсе, что Револют — первая крупная международная компания, в которой я работаю. и здесь я впервые столкнулась с последствиями отсутствия привычных трудовых книжек.

на той неделе наш лид разработки заявляет, что проводил собес с кандидатом, который бесстрашно врал о том, что был синьором в Мете. тогда как на поверку не мог решить даже базовых задачек или хотя бы показать код. надо сказать, я была в шоке. но действительно, так как за рубежом нет официальной книжечки со штампами работодателей, то можно и в резюме писать что захочется. как минимум, таким образом повышая конверсию в интервью.

из этого есть важные выводы для кандидатов, которые ищут работу за рубежом:

1) ваши конкуренты не будут гнушаться привлекать внимание громкими именами FAANG. это сильно понижает шансы тех, кто работал в неизвестных за рубежом компаниях СНГ.

2) рекрутёры автоматически делят опыт в резюме на 2, потому что привыкли к тому, что кандидаты часто врут. поэтому, имеет смысл специально приукрашивать, чтобы после «деления» не выглядеть совсем уж невнятным джуном.

3) на собеседованиях часто задают одни и те же вопросы про один и тот же опыт, но с разных сторон. это делается намеренно для того, чтобы проверить будут ли совпадать ваши ответы. если нет — значит, высока вероятность вранья.

4) по этой же причине задают и детальные вопросы вроде «а как вы считали эту метрику 10 лет назад в стартапе «рога и копыта»? если кандидат надолго задумывается и путает, то это красный флаг — возможно, он просто придумывает на ходу. будьте к этому готовы и заучите кейсы из своего резюме наизусть.

5) сомнения в правдивости рассказа могут стать причиной отказа. часто такая причина непонятна и неожиданна для нашего соотечественника, которому кажется, что он отлично ответил на все вопросы, и даже «с трудом, но вспомнил, что делал в на втором месте работы».

поэтому, я рекомендую расписать свой опыт по фреймворку STAR и потренироваться рассказывать о нём складно и логично, перед зеркалом или подопытными друзьями.

всё, чтобы ваш рассказ звучал натурально — это будут проверять разными способами. меня на этапе bar raiser гоняли взад и вперед по резюме несколько раз!

часть 2 про background check тут 👈
🔥92🤯2216👍16🤔4👏3👎1🙈1
лучшие посты за 2023

собрала шортлист постов, где 70+ репостов (= контентом хочется поделиться или сохранить на будущее). если вы пропустили эти посты, самое время почитать:

1. интервью с победительницей Карьерного цеха 2022 и 2023

2. как началась моя история с Револютом

3. чек-лист по раскапыванию причин падающей конверсии в екоме

4. как я наняла ассистента за неделю, с шаблонами и статистикой

5. этапы отбора в Револют — часть 1 и часть 2

6. почему я отклонила офферы в Европу

7. как продакту закрыть квартал и подготовиться к новому

8. из джуна в продуктового дизайнера (кейс моего менти)

9. изнанка испытательного срока + советы вам

10. план по 1-1 с руководителем или командой

11. карта навыков продакта

12. рабочая неделя в Турции без отпуска + инструменты для удаленной работы

13. как запланировать роадмеп на квартал (ч. 1)

14. шаблон роадмепа на квартал (ч. 2)

15. подкаст со мной, где говорим про путь от ютуб-блогинга до product ownership в Revolut

16. новогодняя рефлексия + вопросы вам

спасибо ❤️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
33👍12🔥12🎉5
пет-проекты для продактов: вам это надо?

вы точно слышали советы о том, что продакту нужно иметь свой пет-проект, быть многоруким шивой и обязательно после работы успевать строить единорога.

я считаю, что те, у кого это получается — ошибка выжившего. (NB: не путать с практикой для джунов!)

одна успешная история, которая мне приходит на ум — это кейс «много лосося». когда двое менеджеров из норникеля и яндекса в свободное время увлеклись рыбой, стали крутить суши и разбираться в пищевом бизнесе.

во-первых, это красиво: покорять абсолютно новую сферу, в которой ничего не понимаешь, да еще и в оффлайне. я вот, например, если и думаю про уход из найма, то в оффлайн-проекты еще и в Дубае, легких путей не ищу.

во-вторых, это тяжело. у нас в Революте у многих коллег-продактов были свои успешные бизнесы, но в прошлом. например, operations manager в моей команде был до этого фаундером дата-платформы для ресторанов, а РО тревел-продукта недавно успешно продал свой стартап с кэжуал играми.

вывод: чтобы построить команду, которая обеспечивает рост (ссылка на годовые результаты), нужно брать людей с успешным предпринимательским бэкграундом.

при этом, я не знаю никого, кто умудряется заниматься проектом параллельно с работой в Революте. мы частенько работаем по 12-14 часов, и я просто не представляю как системно вывозить такую нагрузку с выстраиванием нового продукта и процессов с нуля.

например, вот тут я хвалилась тем, что не даю себе много времени между идеей и реализацией, но уже через неделю погрязла в работе насколько, что тот проект следующего шага так и не увидел 😞

кстати, у вашей покорной слуги тоже был нанобизнес параллельно с работой. я 3 первых года своей карьеры (сначала в Газпром нефти, потом в Озоне) развивала онлайн-школу по подготовке к IELTS. у нас были студенты из 55+ стран мира и международная команда.

но потом в Озоне перешла на руководящую позицию и всё, окончательно стало интереснее управлять крупными бюджетами.

ну а вы как? успеваете делать проект? если да, то зачем это вам надо?
28🔥12❤‍🔥6👍6😁2👏1
ужасный факт обо мне: я иногда забываю про созвоны

это бывает по разным причинам: заработалась и не получила уведомление, болтала у кофепоинта и не успела вернуться, неожиданно прилетела встреча за 60-30-10 минут до начала, и я просто не заметила. да и просто бывает такое, что вроде бы держу в голове «через 15 мин созвон», и очнусь только когда он идет уже 7 минут...

такое бывает и на дейликах, и на важных встречах, где 10+ человек, а я ведущая. и абсолютно всегда вот это липкое чувство страха, когда вижу на часах сообщение «are you joining?» от босса, после которого сердце падает в пятки, и я лечу к ноуту, сломя голову

одним словом — фу, непрофессионализм и стресс

нашла решение в микроприложении, которое называется in your face. «ха, то что нужно!», сразу подумала я. it has one job: выводить фуллскрин напоминание о созвоне и кнопку подключения. и-де-аль-но! я настроила так, чтобы фуллскрин появлялся за 2 мин до начала (чтобы у меня не было возможности закрыть его и сказать себе «ага, потом подключусь»)

два минуса: оно платное + жрет оперативку. я этого вообще не чувствую на рабочем маке про м2/32гб, но очень чувствую на своем личном про м1/8гб

это не реклама! делюсь тем, что нашла сама #goodstuff
👍3514🙏51😁1
пачка вакансий от моих друзей ⚡️

у меня много знакомых, которые нанимают в классные компании. хочу помочь им найти звёзд, а вам — любимую работу. дальше такие посты будут по тэгу #favejobs

1. нанимает Аня @annrazlivalova — она из кадрового агентства, поэтому не может указать работодателя (такие правила NDA)

— middle/senior продакты в B2B геопродукты: ищем ребят с опытом с коммерчески успешными внешними B2B продуктами
📍весь мир с готовностью командировок в РФ

— middle/senior продакты в B2C геосервисы: ищем ребят с опытом в масштабных B2C-сервисах с миллионными MAU
📍РФ

— product lead в финтех: возможность присоединиться к продукту на старте, найти и реализовать точки роста направления с командой
📍РФ

— CPO в кредитные продукты: ищем человека, который станет централизованным звеном для всего продуктового портфеля + увеличит выручку
📍Москва

— UX/UI дизайнер в кадровое агентство: надо сделать классную CRM-систему для эйчаров, проектная занятость
📍РФ (но в идеале Москва)

2. нанимает Никита @privet_nikita из Озон Банка

— middle/senior продакт Озон Карты и накопительных продуктов, отвечать за UX от начала воронки до первого целевого действия, вакансия тут
📍весь мир, оформление в РФ или РК

3. нанимает Маша @vasmiv из BestDoctor

— middle/senior продакт на разработку нового мобильного приложения ДМС, вакансия тут
📍весь мир, оформление в РФ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
43🔥11👏6👍3🤩2
как мыслят в Revolut

пока наблюдаю 3 необычные ментальные модели, которых раньше не видела в других компаниях 👽

1. нет обязательных АВ тестов
да! философия революта в том, что компания нанимает лучших, а они в свою очередь знают как построить лучший продукт — бесит такой подход?
плюс, АВ тесты часто замедляют релиз фичей, чего самая быстрорастущая ИТ компания в Великобритании позволить себе не может. со стороны может показаться, что мы тут «срочно сделали — и в прод», но есть команды, которые все же ими пользуются + это балансируется детальными этапами дизайн-ревью внутри компании, и в итоге дает 45% роста в выручке (до $1.1 млрд) и +10 млн новых пользователей за 2023 год. тем временем, в озоне у нас была проприетарная платформа для АВ-тестов, которые мы обязательно крутили для каждого изменения на фронте

2. MLP вместо MVP
если мы хотим построить что-то «на коленке», чтобы проверить гипотезу, то во-первых, мы этого не делаем, см. пункт 1, а во-вторых, если и уверены в новой концепции, то делаем minimum lovable product. по сути, это фокус на то, чтобы с первого раза сделать качественно — мы не можем рисковать репутацией (или согласиться с тем, что РО не знают, что делают). «we don't ship a halfbaked product!», постоянно повторяет мой босс

я нашла, что в авито тоже переходят к MLP, если вы оттуда — напишите в комментах, почему? вот тут очень подробный кейс о том, что бывает, когда масштабируешь полусырой MVP на примере авито доставки. мне понравилось как они показали взаимосвязь между проблемой, решением и метриками, гляньте + статья подойдет для подготовки к собесу

3. PO вместо РМ, максимальный ownership
в революте внимательно относятся к ценностям, одна из которых — аct like an owner и не перекладывай ответственность. поэтому, например, в команде нет project / product managers, только product owners (да, психологический трюк). а еще нет тестировщиков — чтобы каждое изменение проходило через ручное тестирование РО. там же часто аналитика и маркетинг. да что там мелочиться, не должно быть ничего, что не может сделать или заменеджить РО!

#revoluting

как у вас в компаниях со взглядами на вышеперечисленное? есть еще интересные подходы?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
71🤯39👍14🔥9👎4🤔4❤‍🔥33😁1
вчера устроила себе воскресенье мечты

проснулась в 6:30 (да, я жаворонок!), в зимнем Дубае в это время еще не рассветает. тут никакой магии, я ложусь до 22:00. спустилась вниз в домашний спортзал, пока холодно для бассейна. в зале пусто: идеально, чтобы попробовать новый размашистый кардио-барре воркаут, который я нашла на ют недавно

к 9:00 поехала на завтрак с фаундеркой Щуки (скорее всего, вы знаете это городское медиа и читали московскую или краснодарскую редакцию). мы обсуждали бизнес в ОАЭ, инсайты с наставничества, на которое она пошла за неприличную сумму, а я рассказывала про классную иммерсивную школу французского, в которую я ходила в Москве, и как в Дубае не хватает языковых школ вне клише «безжизненный потолок армстронг + офисные стулья»

завтракали мы на вилле, где всё утопало в зелени и богатых арабках, пел какой-то харизматичный британец, на бэк-вокале были птички, а капучино лился рекой. после завтрака на теннис! вечером я гуляла на пляже и рассматривала пальмы и виндсерферов, набрасывая стратегию одного проекта, который давно хочется воплотить. ужинала с товарищем по швейцарскому университету, он сейчас Retail Ops в Cartier. слушала истории про всё тех же богатых арабок, выживание на неделях моды и сложное прогнозирование продаж для каждой коллекции

ну что за воскресенье! никаких сложных решений, выстраданных роадмэпов, душных созвонов, лежащих БД, живучих багов, токсичных коллег и презентаций с дедлайном вчера

а в понедельник что? опять у станка в своем бесконечном 12-часовом рабочем дне. "happy monday!", как говорят в революте 🫡

#прожизнь + в комментах локации из поста для дубайцев. воспринимайте этот пост как знак, если хотели поспрашивать что-то житейское, не про работу, но стеснялись
❤‍🔥6121👍7😍7🎉4👎2👏2😁1
найм за рубежом: background check под микроскопом (ч. 2)

помним, что трудовых книжек нет, на собесах много врут, поэтому зарубежные корпорации контрактуют подрядчиков, которые проверяют ваш прошлый опыт. в моем случае, это был hireright — сервис, который берет на себя проверку правдивости того, что вы написали в своем резюме. осторожно, процесс может занимать несколько недель

для вас генерируют уникальную ссылку в личный кабинет, в котором вы можете прикрепить ряд документов до дедлайна. у меня запросили:
- личную информацию (адреса, номера телефонов и тд)
- образование (где и когда училась, на какие специальности, телефоны ВУЗов + дипломы)
- найм (где и когда работала, на каких должностях, кто был начальником, контакты компаний)

после того как я заполнила довольно объемную анкету с описанием всей моей жизни (по сути, досье), у меня запросили дополнительные документы — подтверждение того, что я работала и училась в указанных местах

чтобы не встрять в поиск этих доков на неопределенное время, я советую побыть своим личным кадровиком в очках с роговой оправой и заранее завести папочку с документами с каждого места работы. туда сложить:
- трудовой договор
- несколько последних расчетных листков
- рекомендательные письма, в которых указывать на какой должности работал и над каким продуктом, даты начала и окончания, личные достижения (например, я перечислила все оконченные проекты и разбила их по влиянию на метрики) и общие рекомендации за подписью руководителя. это универсальный документ, который сэкономит кучу времени при бэкграунд чеках

а еще, не терять присутствие духа и не пасовать перед такими бюрократическими испытаниями!


часть 1 про собеседования за рубежом тут 👈
🤯61🔥15👍85🫡4
эмоциональная негибкость на практике

как-то раз в соседней со мной команде был разработчик, который никогда не говорил, если ему что-то не нравилось. на ретро он преимущественно молчал, на дейликах редко говорил больше требуемого, на 1-1 традиционно просил закончить пораньше потому что «всё ок, обсуждать нечего». со стороны казалось, что да, он необщительный викинг, но и критичных проблем, которые бы его бесили нет… как бы не так! одним днем он подал заявление об увольнении, как снег на голову. объяснил это тем, что ему всё поперек горла встало уже давно и сил терпеть больше не было

задумайтесь, есть ли в вашей команде люди, которые вот так закупоривают свои негативные эмоции, потому что избегают конфронтации и решения? симптомы: человек прекращает любое общение кроме минимально необходимого и абстрагируется от команды, не отвечает в личке, не вовлекается в командные процессы

я вот напротив склонна постоянно думать о том, что меня беспокоит. местами даже раздувать из мухи слона и втягивать коллег в свои переживания о проекте или о том «что сказал вон тот тим лид». на самом деле, зацикливаясь на проблеме, я получаю успокоительную иллюзию того, что прикладываю усилия к её решению. но на самом деле мало чем отличаюсь от разработчика в начале поста

короче, оба перекоса непродуктивны и дестабилизируют обстановку в команде. рекомендую почитать об исследованиях таких закупорок и накруток в классной книге Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость». мне нравится её основная идея: успех предопределяют не таланты или ум, а emotional agility (и тут эджайл!) + эмоционально гибкие люди подстраиваются под изменчивый мир и преодолевают трудности, не теряя увлеченности

что определяет успех по-вашему: эмоциональная гибкость или скиллы?
👍4517❤‍🔥7🔥3💯3🤔2
а не уволиться ли мне?

— думаю я почти каждую неделю. причин много:
🏅 очень высокие темпы (10-14 часов работы в день)
🏅 приоритеты, которые меняются со скоростью молнии, смазанной салом
🏅 тысячи написаных строчек кода, которые никогда не увидят прода
🏅 максимум ответственности за любой факап на РО
🏅 вопросы к коммуникации в департаменте и с боссом (про боссов в рево и озоне еще напишу отдельный пост)
🏅 философия up or out
и т.д.

например, в революте ежеквартальное ревью (да, 4 раза в год). это сам по себе стрессово, но накаляет ситуацию еще и местная философия как в большой тройке — up or out. на практике это значит, что если получить дважды оценку average или ниже, то можно попасть на pip (овеянный легендами performance improvement plan). pip похож на буткэмп морских котиков: «слабый» сотрудник либо соглашается на план с очень амбициозными целями и дедлайнами, либо берет месячную зарплату и вылетает

открываю я на досуге шкалу оценки РО и вижу, что если он «manually QAs features thoroughly + shows flawless communication inside the team to explain sprint objectives and priorities + manages clean, structured and prioritised roadmap», то внимание, РО будет оценен на уровне basic! ☠️

чтобы продвинуться на intermediate или чего уж там, advanced, нужно например «work on a large product family where getting to outcomes is ambiguous» или «beat deadlines by unbelievable margins». короче, перманентно оверделиверить

интересно послушать ваши мнения! какой у вас опыт с овертаймами и работой в похожих компаниях?

#revoluting
😢6142👍13❤‍🔥4🤯3🙏2👎1🙈1
наконец-то про минусы Дубая

пару месяцев назад я сделала пост про плюсы Дубая, который собрал резонансные мнения в комментах. несомненно, в городе есть минусы, с которыми у меня не получается смириться, да и непонятно, нужно ли

☢️ лето, когда тут просто лучше не находиться. температура в среднем +42-45 по моему опыту. это очень жарко, но честно говоря, спасает то, что город построен так, что летом не проводишь время на улице

☢️ город не для пешеходов. выйти и пойти куда глаза глядят как в Новокузнецке (ну или в Москве) не получится. тут невозможно передвигаться без машины, пешеходных тротуаров между районами просто нет

☢️ это перевалочный пункт. люди здесь обычно не строят жизнь, а двигаются куда-то дальше. жутковато читать на реддите про тех, кто тут вырос, закончил школу, прожил 15 лет, а теперь «закончилась виза и пора домой». в целом, полугодовалый резидент мало тут отличается в правах и возможностях, чем тот кто живет 10 лет. кстати поэтому и друзей заводить сложнее

☢️ важные вещи могут решаться очень долго. особенно это касается тех, кто ведет здесь бизнес. ждать согласований месяцами — ок, если ответ вообще поступит, иншалла

☢️ грязный воздух. я пользуюсь приложением iqair, в котором видела показатели в зеленой зоне только один раз — после штормового шквала вчера! обычно тут еще и мало кислорода: дышишь полной грудью и не можешь надышаться.

в остальном, мне очень нравится Дубай! здесь комфортная, безопасная среда и уровень сервиса (даже местных госуслуг) приближенный к московскому

расскажите про минусы мест, в которые вы релоцировались! что уж только плюсами хвастаться
👍3215❤‍🔥3🙏2🔥1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
😱154🙈3🤯2
инциденты на проде и дубайский потоп

многие события в моем канале освещаются с опозданием по двум причинам: я не хочу нагружать вас слишком частыми постами (поделитесь, кстати, с какой периодичностью постят ваши любимые каналы?) и в жизни происходит слишком много всего на единицу времени

например, в кружочке выше прошедший дождевой катаклизм, после которой минимум трое друзей словили гидроудар, включая машину, на которой мы едем на видео 🌚 из забавного, нас отбуксировали оттуда, но в итоге тачку пришлось вернуть в эту реку, чтобы вызвать полицию и составить протокол

почему так происходит и город каждый раз стоит после сильного дождя?
короткий ответ: неподготовленность к критическому инциденту из-за низкой вероятности

чему тут можно научиться продакту при планировании отказоустойчивости сервисов? давайте проведем параллели!

мониторинг и предупреждение
Дубай: использует метеорологические службы для предсказания сильных дождей (а иногда и вызывает их!)
ИТ: используем надежную систему мониторинга (вот списки популярных систем для мониторинга и алертов), чтобы узнавать о проблемах до пользователей + пробуем применять ИИ для прогнозирования проблем + делаем нагрузочное тестирование + пишем премортемы

борьба с последствиями
Дубай: строит системы водоотведения для минимизации затоплений и быстрого отвода воды
ИТ: делаем стратегию восстановления после сбоев, включая резервное копирование данных и инфраструктуры

real-time реагирование
Дубай: мобилизирует экстренные службы на дорогах и коммуницирует гражданам (отправляет в 6 утра алерты, которые мертвого поднимут)
ИТ: строим an incident response team хотя бы в рамках продуктовых вертикалей, назначаем оунеров, создаем алгоритм эскалации

восстановление после инцидентов
Дубай: быстро возвращается к нормальной жизни (буквально через день следов потопов нет)
ИТ: пишем постмортемы, оцениваем негативный эффект, назначаем команду для устранения последствий и коммуникации юзерам, восстанавливаем системы и данные

что еще почитать по теме инцидентов?
- learning from incidents (by VPT at marriott)
- good old atlassian’s incident management handbook
- как скайенг строил системы работы с инцидентами
- live site review или инциденты в авито
- как озон реагирует на упавший прод
👍2917❤‍🔥3💯3👏1
JTBD недостаточно — нужен интерес

теория «работ» jobs-to-be-done гласит, что люди покупают продукт потому, что он выполняет какую-то конкретную работу. из этого вытекает непрямая конкуренция (например, разные продукты муж на час и дрель выполняют одну и ту же работу — делают дырку в стене)

понять работы пользователя (а также его страхи, боли, проблемы, ожидания) можно на глубинных интервью. внимание, только в русскоязычном пространстве их называют «кастдевами», во всём остальном мире это user interviews

НО! работы (или просто-напросто польза) бывают не только функциональными в разрезе «получить или сделать Х». люди часто действуют нерационально. например, тратят гораздо больше денег на лотерейные билеты, чем когда-либо выигрывали. теряют деньги на покупках пассивов (машина, айфон, свадьба) в кредит, уходят еще больше в долги. в новый год сметают с полок ненужности, тратят всю зарплату, напиваются и переедают. но при этом, сколько эмоций каждый раз!

продажи «эмоциональной» luxury fashion растут (€1.5 трлн в 2023, +8-10% YoY), хотя к качеству часто появляются вопросы. похожая ситуация с general knowledge курсами типа синхронизации или masterclass (продакшен каждого курса стоит $1 млн и 70 чел команды!) — их покупают просто потому что интересно узнавать новое, а не ради получения новой профессии как в скиллбоксе

выходит, успешный продукт необязательно дает рациональную пользу (привет марафонам желаний!), важно, чтобы он зажигал искренний интерес. у вас так?

возращаемся к глубинным интервью: с их помощью можно разложить итоговые «работы» юзера на функциональные, эмоциональные и социальные → это поможет еще детальнее составить роадмеп разработки продукта. помним, что нерациональный интерес и любопытство привели к великим открытиям типа пенициллина или самолёта!
💯3115👍6🤔2🤯2🎉2🫡2🤩1