Недавно прошел курс по «Технологии управления стратегией бизнеса» — впечатления отличные!
Дмитрий знает, как «причинить пользу» своим студентам и добиться результата. А именно, дать максимально практические знания, методики и шаблоны. Очень интересно про взаимодействие ментора и фаундера.
Некоторые темы могут оказаться сложными для восприятия за одно занятие. Например, Unit-экономика, если раньше с ней не сталкивались. Но зато это отличный повод приложить дополнительные усилия и погрузиться в новую область знаний.
И еще на курсе дают не только навык, но и возможность проговорить целый ряд смежных тем, полезных как собственникам, так и управленцам.
Набор на курс «Технология управления стратегией бизнеса» открыт. Стартуем в октябре, но записаться можно уже сейчас.
Другие курсы тоже доступны для записи.
Дмитрий знает, как «причинить пользу» своим студентам и добиться результата. А именно, дать максимально практические знания, методики и шаблоны. Очень интересно про взаимодействие ментора и фаундера.
Некоторые темы могут оказаться сложными для восприятия за одно занятие. Например, Unit-экономика, если раньше с ней не сталкивались. Но зато это отличный повод приложить дополнительные усилия и погрузиться в новую область знаний.
И еще на курсе дают не только навык, но и возможность проговорить целый ряд смежных тем, полезных как собственникам, так и управленцам.
Набор на курс «Технология управления стратегией бизнеса» открыт. Стартуем в октябре, но записаться можно уже сейчас.
Другие курсы тоже доступны для записи.
👍9💯3❤2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Как создать бизнес-стратегию? Факторы, которые необходимо учитывать.
🔥7👍3
Семен Маркович Кац (далее – СМК) был на взводе. Он раздражался на консультантов. Еще бы, ну сколько можно?! За последний год СМК работал с тремя. Каждому из них он ставил простую задачу: «сделайте мне стратегию компании, чтобы было огонь».
📌Получалось каждый раз какое-то невероятное дерьмо. То есть графики были красивые, цифры завораживающие. Но все оно какое-то искусственное что ли, не его.
У СМК был небольшой бизнес по производству тортов. Автоматизированное производство под Москвой, точки сбыта в городе. В лучшие времена СМК держал магазин со своей сладкой продукцией на Якиманке. Но потом кризис, то да се, пришлось закрыть.
Последний же год СМК, видно, пришла мудрость, пытался осмыслить, куда идет его компания. Ничего не получалось, поэтому он был раздражен.
Как вы поняли, сегодня у нас традиционный пятничный кейс. Правила все те же: ответы жду в комментариях к этому посту в канале «Кофейные заметки». Итог подвожу и свой ответ публикую в субботу до 18:00 мск.
Тому, чей ответ будет близок к моему, и чьи рассуждения будут комплементарны моим – подарок. Уникальный экземпляр моего произведения «Образованец в большом городе» с моим же автографом. Кто знает, может через лет пятьсот он будет дорого стоить?
Мы закусывали с СМК в «Люстре» на Академической. Грустный большой нос моего собеседника кивал в такт композиции «Осень», исполняемой на сцене девушкой, одетой как танцовщица go-go. СМК жаловался на жизнь и консультантов по стратегии.
◾Первый из них пришел с идеей, что в мире нет ничего нового. Мол, все бизнесы счастливы одинаково, потому что используют лучшие практики. Взмахнув томиком «Золотых правил McKinsey», он, как фея из сказки про Золушку, разложил пасьянс типовых стратегий.
Тут вам была и бутиковая стратегия, и стратегия лидерства в операционной эффективности, и прочие, названия которых вам ничего не скажут. Консультант предложил СМК выбрать любую, и потом ее внедрять. Мол, де, какая вам разница, бабки же надо зарабатывать. Был послан.
◾Второй оказался немного эзотериком. Он верил в коллективное бессознательное, эмоциональный интеллект и прочую бесовщину. Пришел он с колодой проективных карт.
Его идея, изложенная ошалевшему СМК, была в том, что стратегия бизнеса уже есть, и находится она в головах его сотрудников. Следовательно, дело за малым – вытащить ее из их голов, упаковать, и предоставить СМК в готовом для употребления виде.
После пары стратегических сессий на природе, где сотрудники для креативности поедали продукцию родного предприятия, консультант был отправлен в направлении далеком и дурно пахнущем.
◾Третий был суровым практиком. Настолько суровым, что вообще не верил в стратегии. Он считал, что людей надо бить по головам. Чтобы выбивать из них всю дурь про сверкающие дали, розовых единорогов и миссию.
Они должны работать, выполнять план и давать показатели. Бить по головам – это, разумеется, не призыв к физическому насилию, это метафора.
Консультант с собой принес описания бизнес-процессов, KPI, и прочие смешные штуки. Назывался он трекером, что само по себе было уже подозрительно.
Пару месяцев трекинга вызвали бунт в команде, и даже добрейший главный технолог, потрясая тремя подбородками, предложил, цитата: «Залить его в чане эмульсией из горячего крема англез и растопленного шоколада».
📌Теперь вопрос кейса: что бы вы посоветовали СМК, как бы предложили построить работу по созданию стратегии? Почему предыдущие три эксперта, на ваш взгляд, провалились? Что на самом деле хочет Семен Маркович?
Положение о конкурсе
📌Получалось каждый раз какое-то невероятное дерьмо. То есть графики были красивые, цифры завораживающие. Но все оно какое-то искусственное что ли, не его.
У СМК был небольшой бизнес по производству тортов. Автоматизированное производство под Москвой, точки сбыта в городе. В лучшие времена СМК держал магазин со своей сладкой продукцией на Якиманке. Но потом кризис, то да се, пришлось закрыть.
Последний же год СМК, видно, пришла мудрость, пытался осмыслить, куда идет его компания. Ничего не получалось, поэтому он был раздражен.
Мы закусывали с СМК в «Люстре» на Академической. Грустный большой нос моего собеседника кивал в такт композиции «Осень», исполняемой на сцене девушкой, одетой как танцовщица go-go. СМК жаловался на жизнь и консультантов по стратегии.
◾Первый из них пришел с идеей, что в мире нет ничего нового. Мол, все бизнесы счастливы одинаково, потому что используют лучшие практики. Взмахнув томиком «Золотых правил McKinsey», он, как фея из сказки про Золушку, разложил пасьянс типовых стратегий.
Тут вам была и бутиковая стратегия, и стратегия лидерства в операционной эффективности, и прочие, названия которых вам ничего не скажут. Консультант предложил СМК выбрать любую, и потом ее внедрять. Мол, де, какая вам разница, бабки же надо зарабатывать. Был послан.
◾Второй оказался немного эзотериком. Он верил в коллективное бессознательное, эмоциональный интеллект и прочую бесовщину. Пришел он с колодой проективных карт.
Его идея, изложенная ошалевшему СМК, была в том, что стратегия бизнеса уже есть, и находится она в головах его сотрудников. Следовательно, дело за малым – вытащить ее из их голов, упаковать, и предоставить СМК в готовом для употребления виде.
После пары стратегических сессий на природе, где сотрудники для креативности поедали продукцию родного предприятия, консультант был отправлен в направлении далеком и дурно пахнущем.
◾Третий был суровым практиком. Настолько суровым, что вообще не верил в стратегии. Он считал, что людей надо бить по головам. Чтобы выбивать из них всю дурь про сверкающие дали, розовых единорогов и миссию.
Они должны работать, выполнять план и давать показатели. Бить по головам – это, разумеется, не призыв к физическому насилию, это метафора.
Консультант с собой принес описания бизнес-процессов, KPI, и прочие смешные штуки. Назывался он трекером, что само по себе было уже подозрительно.
Пару месяцев трекинга вызвали бунт в команде, и даже добрейший главный технолог, потрясая тремя подбородками, предложил, цитата: «Залить его в чане эмульсией из горячего крема англез и растопленного шоколада».
📌Теперь вопрос кейса: что бы вы посоветовали СМК, как бы предложили построить работу по созданию стратегии? Почему предыдущие три эксперта, на ваш взгляд, провалились? Что на самом деле хочет Семен Маркович?
Положение о конкурсе
🔥14👍9❤7💯6
Раз в год прохожу одну процедуру и пишу раз в год о ней. Люди, драгоценные, делайте чекап. Или диспансеризацию. Не важно, как это называется. Я понимаю, мы с вами очень разные. Часть из вас не верит в прививки. Другая считает пандемию ковида фейком. Третьи верят в астрологию и медитируют. Это все будет важно ровно до того, как вы поймаете серьезную болячку. Вот тогда все изменится. Тогда придет понимание весьма скорой конечности жизни и необходимости заботы о своем здоровье. Главное, чтобы это понимание не пришло слишком поздно.
Понимаете, здоровье оно и правда ваше. Никто вам с ним не должен. Ни государство, ни отдельный врач, ни партнер, супруг или супруга. Здоровье - предмет вашего отдельного внимания, и с годами, увы, это внимание должно усиливаться. Вам, именно вам необходимо понять смыслы клинического анализа крови. Изучить на уровне общего понимания суть биохимических процессов в организме. Разобраться с таинственными буковками ТТГ, АЛТ, ПСА (если мальчик) и прочими. Здесь нет и не может быть предмета для лени или прокрастинации. Поймите это сейчас, а не потом, лежа и сожалея обо всем на ИВЛ.
Есть еще один аспект, который часто забывается. Это отношение близких к твоему пофигизму со своим здоровьем. Близкие страдают. Ты вроде как можешь сам себя разрушать. Имеешь полное право. Просто не удивляйся потом, что от тебя отвернется сын или дочь. Вовсе не потому, что они бездушные твари. Им больно смотреть, как ты убиваешь себя безразличием к себе. Даже некоторым залихватским пофигизмом. Просто невыносимо на это смотреть. Поэтому проще не смотреть и не общаться. И надеяться, верить, что это изменится. До самых двух гвоздичек.
Раз в год я прохожу большой чекап. Он не убережет меня на 100% ни от чего. Он не позволит мне стать существенно более здоровым. Это вообще не серебряная пуля. Но все же он имеет много смыслов. Во-первых, я знаю, чем заниматься в своем организме между чекапами. Это, так сказать, тактика. Во-вторых, я контролирую динамику своих уже, увы, хронических болячек. Это - стратегия. Плюс я проверяю все возможные места, где могут завестись новые болячки. Подробно обсуждая с врачами все аспекты своего здоровья. Не отпуская их, пока все не пойму. И мне пофиг, как я выгляжу. Лучше выглядеть дураком и быть живым, чем помереть с умным видом.
Пользуясь случаем, хочу призвать. Я редко это делаю, но тут есть повод. Граждане, товарищи дорогие! Делайте регулярно, хотя бы раз в год, проверку вашего организма. Пусть это будет дорого, не предмет экономии. Пусть это будет несколько неприятно, потерпите чуток. Но пожалейте себя и своих близких. Не каких-то там далеких чуваков, которые испытывают сложности и проблемы. А вот самих себя. Вам от себя ведь так недостает внимания. Окажите его хотя бы раз в год.
P.S.: на фото вид из окна моей палаты.
Понимаете, здоровье оно и правда ваше. Никто вам с ним не должен. Ни государство, ни отдельный врач, ни партнер, супруг или супруга. Здоровье - предмет вашего отдельного внимания, и с годами, увы, это внимание должно усиливаться. Вам, именно вам необходимо понять смыслы клинического анализа крови. Изучить на уровне общего понимания суть биохимических процессов в организме. Разобраться с таинственными буковками ТТГ, АЛТ, ПСА (если мальчик) и прочими. Здесь нет и не может быть предмета для лени или прокрастинации. Поймите это сейчас, а не потом, лежа и сожалея обо всем на ИВЛ.
Есть еще один аспект, который часто забывается. Это отношение близких к твоему пофигизму со своим здоровьем. Близкие страдают. Ты вроде как можешь сам себя разрушать. Имеешь полное право. Просто не удивляйся потом, что от тебя отвернется сын или дочь. Вовсе не потому, что они бездушные твари. Им больно смотреть, как ты убиваешь себя безразличием к себе. Даже некоторым залихватским пофигизмом. Просто невыносимо на это смотреть. Поэтому проще не смотреть и не общаться. И надеяться, верить, что это изменится. До самых двух гвоздичек.
Раз в год я прохожу большой чекап. Он не убережет меня на 100% ни от чего. Он не позволит мне стать существенно более здоровым. Это вообще не серебряная пуля. Но все же он имеет много смыслов. Во-первых, я знаю, чем заниматься в своем организме между чекапами. Это, так сказать, тактика. Во-вторых, я контролирую динамику своих уже, увы, хронических болячек. Это - стратегия. Плюс я проверяю все возможные места, где могут завестись новые болячки. Подробно обсуждая с врачами все аспекты своего здоровья. Не отпуская их, пока все не пойму. И мне пофиг, как я выгляжу. Лучше выглядеть дураком и быть живым, чем помереть с умным видом.
Пользуясь случаем, хочу призвать. Я редко это делаю, но тут есть повод. Граждане, товарищи дорогие! Делайте регулярно, хотя бы раз в год, проверку вашего организма. Пусть это будет дорого, не предмет экономии. Пусть это будет несколько неприятно, потерпите чуток. Но пожалейте себя и своих близких. Не каких-то там далеких чуваков, которые испытывают сложности и проблемы. А вот самих себя. Вам от себя ведь так недостает внимания. Окажите его хотя бы раз в год.
P.S.: на фото вид из окна моей палаты.
❤71👍23💯20🔥12✍3🕊3🥰2
Итак, ответ на пятничный кейс. Кратко напомню содержание задачи. Семен Маркович Кац (далее – СМК) дозрел до стратегии развития бизнеса. И не смог ее сделать по причине полного провала трех разных консультантов.
Любопытно, что они, консультанты, исповедовали различные подходы, но ни один из них не «зашел».
Вопросы кейса:
- Что бы вы посоветовали СМК?
- Как бы предложили построить работу по созданию стратегии?
- Почему предыдущие три эксперта, на ваш взгляд, провалились?
- Что на самом деле хочет Семен Маркович?
Теперь перейдем к решению, вернее, моему ответу на тот запрос. Представьте, все тот же бар «Люстра»…
«Мой друг», – взывал СМК. «Мой друг, они все хирурги. Нет среди них терапевтов!», – горестно всплескивал он руками. Я терпеливо слушал, хотя уже и было все понятно. Мягко завершив вводную часть разговора философским выводом «все козлы», мы перешли к сути.
◾Первые час последующего разговора я потратил на выяснение простого вопроса: а зачем СМК делает бизнес?
Несмотря на очевидность вопроса, ответ на него не такой простой, как может казаться. Потому что большинство фаундеров делают бизнес неосознанно, потому что так надо. Ближайший аналог – поступление в вуз. Мама выбрала тот, или друг пошел туда, или просто было близко к дому. Так и с бизнесом. Ты не понимаешь причин, но занимаешься им уже 20 лет и остановиться не можешь.
Мы разделили ответ на вопрос на три составляющие.
1. Первая – финансовая. Ради каких денег ты делаешь бизнес? И как ты намерен получить эти деньги? Магистрально есть два варианта: бизнес на продажу и дивидендная модель. В случае с СМК это была вторая история. Он хотел просто получать от бизнеса примерно 10 млн. в месяц и, желательно, находясь на море, раз в квартал заседая на совете директоров. Простое человеческое желание. Запомним его.
2. Вторая часть ответа – это влияние на социум, или, как говорят – impact. Понадобилось добрых 30 минут, чтобы вытрясти из СМК то, что он имел в виду своим бизнесом про людей. Какое добро он делает, кому его наносит, в каких категориях мыслит и как видит свое величие. Оказалось, что за выпеканием тортиков может стоять глубокая философия шопенгауэрского толка. Мы зафиксировали его ожидания как целевые, пожав от наплыва чувств друг другу руки.
3. Третий аспект ответа на вопрос – он про личный PR, про известность. Фаундеров же хлебом не корми, дай прославиться. Кому в веках, кому – в подъезде. Но у всех есть эта жилка. Как будут знать СМК, чем его запомнят? В наш век информационных водопадов надо не только быть, но и слыть. Подробно разобрали ожидания СМК, в целом, они выглядели весьма разумными и скромными.
А дальше мы проделали вместе мыслительный эксперимент. Предположив, что три вышеописанные истории состоялись через три года, мы попробовали обратным счетом, из будущего в настоящее, построить дорогу к достижению этого самого образа будущего.
Не с первого раза, ругаясь и споря, за добрый час и невероятное количество, скажем, чая, но нам удалось создать драфт такого пути. Который, заметьте, отвечал на вопрос «Как сделать счастливым СМК?».
📌 Теперь вернемся к вопросам кейса и попробуем дать на них честный ответ. Чего хочет Семен Маркович? Очевидно, он хочет, чтобы его бизнес, его детище, приносил ему удовольствие в том смысле, в котором он сам их понимает.
Почему же предыдущие три эксперта провалились? Натурально потому, что забыли спросить самого СМК о том, что ему надо. Просто прошли по нему как по пустому месту, размахивая своими методиками. Ну и на первый вопрос, о технологии создания стратегии, я отвечал в одном из постов на этой неделе. Вроде в среду подробно описал.
Любопытно, что они, консультанты, исповедовали различные подходы, но ни один из них не «зашел».
Вопросы кейса:
- Что бы вы посоветовали СМК?
- Как бы предложили построить работу по созданию стратегии?
- Почему предыдущие три эксперта, на ваш взгляд, провалились?
- Что на самом деле хочет Семен Маркович?
Теперь перейдем к решению, вернее, моему ответу на тот запрос. Представьте, все тот же бар «Люстра»…
«Мой друг», – взывал СМК. «Мой друг, они все хирурги. Нет среди них терапевтов!», – горестно всплескивал он руками. Я терпеливо слушал, хотя уже и было все понятно. Мягко завершив вводную часть разговора философским выводом «все козлы», мы перешли к сути.
◾Первые час последующего разговора я потратил на выяснение простого вопроса: а зачем СМК делает бизнес?
Несмотря на очевидность вопроса, ответ на него не такой простой, как может казаться. Потому что большинство фаундеров делают бизнес неосознанно, потому что так надо. Ближайший аналог – поступление в вуз. Мама выбрала тот, или друг пошел туда, или просто было близко к дому. Так и с бизнесом. Ты не понимаешь причин, но занимаешься им уже 20 лет и остановиться не можешь.
Мы разделили ответ на вопрос на три составляющие.
1. Первая – финансовая. Ради каких денег ты делаешь бизнес? И как ты намерен получить эти деньги? Магистрально есть два варианта: бизнес на продажу и дивидендная модель. В случае с СМК это была вторая история. Он хотел просто получать от бизнеса примерно 10 млн. в месяц и, желательно, находясь на море, раз в квартал заседая на совете директоров. Простое человеческое желание. Запомним его.
2. Вторая часть ответа – это влияние на социум, или, как говорят – impact. Понадобилось добрых 30 минут, чтобы вытрясти из СМК то, что он имел в виду своим бизнесом про людей. Какое добро он делает, кому его наносит, в каких категориях мыслит и как видит свое величие. Оказалось, что за выпеканием тортиков может стоять глубокая философия шопенгауэрского толка. Мы зафиксировали его ожидания как целевые, пожав от наплыва чувств друг другу руки.
3. Третий аспект ответа на вопрос – он про личный PR, про известность. Фаундеров же хлебом не корми, дай прославиться. Кому в веках, кому – в подъезде. Но у всех есть эта жилка. Как будут знать СМК, чем его запомнят? В наш век информационных водопадов надо не только быть, но и слыть. Подробно разобрали ожидания СМК, в целом, они выглядели весьма разумными и скромными.
А дальше мы проделали вместе мыслительный эксперимент. Предположив, что три вышеописанные истории состоялись через три года, мы попробовали обратным счетом, из будущего в настоящее, построить дорогу к достижению этого самого образа будущего.
Не с первого раза, ругаясь и споря, за добрый час и невероятное количество, скажем, чая, но нам удалось создать драфт такого пути. Который, заметьте, отвечал на вопрос «Как сделать счастливым СМК?».
📌 Теперь вернемся к вопросам кейса и попробуем дать на них честный ответ. Чего хочет Семен Маркович? Очевидно, он хочет, чтобы его бизнес, его детище, приносил ему удовольствие в том смысле, в котором он сам их понимает.
Почему же предыдущие три эксперта провалились? Натурально потому, что забыли спросить самого СМК о том, что ему надо. Просто прошли по нему как по пустому месту, размахивая своими методиками. Ну и на первый вопрос, о технологии создания стратегии, я отвечал в одном из постов на этой неделе. Вроде в среду подробно описал.
👍24🔥7❤6👌4
О бедном основателе замолвите слово… Я вот в прошлую пятницу предлагал кейс с господином Кацем, в котором предложил описать варианты помощи ему в создании стратегии. И чего только не увидел, каких только предложений. От «заставить его» до «предложить уйти на покой». Коллеги, господа, товарищи драгоценные! Основатель – это вам не курьер «Яндекс. Еды». Он бизнес сделал для того, чтобы делать в нем все, что его душеньке угодно. Вы поймите эту простую вещь. Бизнес – его игрушка, ну, как у вас танчики. Я про компьютерную сейчас игру, если что. Он в нее и играется. И любой, кто ему будет мешать, может пойти в направлении отдельном. Вот и все. Просто и понятно, правда?
Именно по этой причине основателей принято считать, ну, скажем, самодурами. Людьми неприятными и порой резкими. И это правда. Власть развращает. Особенно, если у компании дела идут. Помню, как общался с чуваком, который получал большие инвестиции от большой компании. Его разве что короной до смерти не придавило. Он был так велик. Так монументален. Я сам разговаривал с ним на цыпочках и с придыханием. А потом, когда сделка не состоялась, оказался нормальным человеком. Когда жизнь долбанет по башке, то обычно люди становятся проще и душевнее. Замечал много раз.
◾Но все же, возвращаясь к теме. Бизнес для фаундера – игра, правила которой определяет он сам. И чаще всего успешность бизнеса определяется тем, насколько основатель умеет определять эти правила. На самом деле, в этом нет ничего сложного – это навык. Не каждый человек может предпринять что-то новое, но любой точно может создать бизнес и быть в этом успешен. Всего-то надо сделать несколько базовых упражнений:
- понять свой продукт и рынок,
- рассчитать и определить коммерческую часть мероприятия,
- нанять людей,
- наладить учет и управлять.
Серьезно, это все – рутинные навыки, им учат сотни и тысячи компаний. Да, можно сделать это не полностью и криво. Но, в целом, рецепты есть.
◾Другой вопрос – это понять ради чего все это происходит. Понимаете, фаундер – это как двигатель в машине. В ней, машине, еще полно всяких важных устройств и приборов. Но без двигателя они будут мертвы, без двигателя машина перестает быть машиной. И вот если основатель теряет интерес, волю, силы – то кирдык. Почему он может их терять? Две основные причины: не видит смысла и слишком много препятствий. Вы будете смеяться, но я тут опять вверну про менторинг. Чем я занимаюсь как ментор? Ровно этими двумя историями: помогаю дать основателю смысл деятельности (читай – личную стратегию совокупляю со стратегией бизнеса), плюс пытаюсь провести его ровно между минами, которых так много на его пути.
Не всегда удается. Примерно в половине случаев я терплю неудачу. Суть в том, что слишком уж комплексная деятельность получается. Поди убеди взрослого человека, что его влажные фантазии о бизнесе – туфта нереализуемая. Или давай, объясни, что его подход к менеджменту – это бомба, которая взорвет его детище и похоронит всех под обломками. Но иногда, когда удается, испытываю ни с чем не сравнимый кайф. И дело не в вознаграждении. Кайф от наблюдения за тем, как ковыляющий проект становится летящим – неописуем. Я думаю о сотнях людей, их семьях, которые не потеряют работу, а может и увеличат свой доход. И мне становится гордо за то дело, которым занимаюсь.
Именно по этой причине основателей принято считать, ну, скажем, самодурами. Людьми неприятными и порой резкими. И это правда. Власть развращает. Особенно, если у компании дела идут. Помню, как общался с чуваком, который получал большие инвестиции от большой компании. Его разве что короной до смерти не придавило. Он был так велик. Так монументален. Я сам разговаривал с ним на цыпочках и с придыханием. А потом, когда сделка не состоялась, оказался нормальным человеком. Когда жизнь долбанет по башке, то обычно люди становятся проще и душевнее. Замечал много раз.
◾Но все же, возвращаясь к теме. Бизнес для фаундера – игра, правила которой определяет он сам. И чаще всего успешность бизнеса определяется тем, насколько основатель умеет определять эти правила. На самом деле, в этом нет ничего сложного – это навык. Не каждый человек может предпринять что-то новое, но любой точно может создать бизнес и быть в этом успешен. Всего-то надо сделать несколько базовых упражнений:
- понять свой продукт и рынок,
- рассчитать и определить коммерческую часть мероприятия,
- нанять людей,
- наладить учет и управлять.
Серьезно, это все – рутинные навыки, им учат сотни и тысячи компаний. Да, можно сделать это не полностью и криво. Но, в целом, рецепты есть.
◾Другой вопрос – это понять ради чего все это происходит. Понимаете, фаундер – это как двигатель в машине. В ней, машине, еще полно всяких важных устройств и приборов. Но без двигателя они будут мертвы, без двигателя машина перестает быть машиной. И вот если основатель теряет интерес, волю, силы – то кирдык. Почему он может их терять? Две основные причины: не видит смысла и слишком много препятствий. Вы будете смеяться, но я тут опять вверну про менторинг. Чем я занимаюсь как ментор? Ровно этими двумя историями: помогаю дать основателю смысл деятельности (читай – личную стратегию совокупляю со стратегией бизнеса), плюс пытаюсь провести его ровно между минами, которых так много на его пути.
Не всегда удается. Примерно в половине случаев я терплю неудачу. Суть в том, что слишком уж комплексная деятельность получается. Поди убеди взрослого человека, что его влажные фантазии о бизнесе – туфта нереализуемая. Или давай, объясни, что его подход к менеджменту – это бомба, которая взорвет его детище и похоронит всех под обломками. Но иногда, когда удается, испытываю ни с чем не сравнимый кайф. И дело не в вознаграждении. Кайф от наблюдения за тем, как ковыляющий проект становится летящим – неописуем. Я думаю о сотнях людей, их семьях, которые не потеряют работу, а может и увеличат свой доход. И мне становится гордо за то дело, которым занимаюсь.
🔥48👍30❤11👏7🙏4🥰2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Должен ли основатель участвовать в создании стратегии бизнеса?
Без какого компонента стратегия развалится?
И как не совершить ошибку?
Ответы на эти вопросы — в видео.
Без какого компонента стратегия развалится?
И как не совершить ошибку?
Ответы на эти вопросы — в видео.
👍7🔥3💯2👌1
Традиционно много советов и смыслов в теме трудоустройства. Десятки, сотни статей, даже тренинги по прохождению собеседований и созданию резюме. Попасть в хорошую компанию сложно, и вопросу входа заслуженно уделяется много внимания. Я же сегодня хочу обсудить другую тему, а именно – увольнение. Все чаще и чаще принятие решения о найме принимается исходя из отношения предыдущих работодателей. А это отношение формируется, в том числе, и по результатам увольнения. Если сотрудник работал плохо, не был частью команды, то как бы он не увольнялся, насколько бы хорошо он это не делал, это, конечно, не улучшит отзыв о нем со стороны предыдущего работодателя. В то же время обратное не верно, я знаю несколько случаев, когда очень эффективный сотрудник уходил «криво», и таким образом полностью перечеркнул позитивную «историю отношений».
📌Рассуждая о выходе из компании, я вначале рекомендую осознать причины. Обычно они кроются в расхождении ожиданий от компании с действительностью. Осознание этого есть первый правильный шаг в увольнении. Надо принять, что компания идет своим путем, и этот путь в следующей временной точке не совпадает с твоим. Надо принять, что это ни хорошо, ни плохо. Это нормально, и никто не виноват в сложившейся ситуации, и уж точно никто тебе не должен менять эту ситуацию. Возможно, удастся найти компромисс с компанией, и, если твой потенциал ей интересен, то она вложится в твое развитие. Возможно, что этого не произойдет.
Второй шаг правильного увольнения – открытый разговор с менеджером. Я рекомендую строить эту беседу в конструктивном и позитивном стиле, не пугать своим увольнением, но попробовать найти компромиссы между потребностями компании в будущем и собственным видением твоего развития. В некоторых компаниях драйвером такой беседы служит ежегодная аттестация или оценка, но реалии отечественного бизнеса таковы, что редко когда и кто проводит эти беседы системно. Понимая это, попробуйте выстроить беседу сами. Скорее всего, достижение компромисса не произойдет в одну итерацию, понадобится минимум три встречи и перерывы между ними могут составлять от недели до месяца.
📌Если вы точно намерены уволиться, то идеальный результат этих встреч – это полноценное понимание вашего руководителя о том, что дальше вам не по пути. Лучше всего, когда после ряда встреч он сам увидел отсутствие компромисса и предложил вам подумать об уходе. Несмотря на крайне распространённую позицию, что такое предложение говорит о вашей несостоятельности, мол «меня уволили», на самом деле это не так. Если бы меня как менеджера кто-нибудь спросил о том, как я расцениваю такое поведение своего сотрудника, то я бы сказал, что оно ответственное и профессиональное. И на этом этапе следующим правильным шагом является планирование своего увольнения.
И вот, все слова сказаны, план создан и реализуется. В какой-то момент времени надо будет «официально» объявить о вашем будущем уходе. В наше время это часто делается через социальные сети. Это может быть полезно для сбора предложений о работе, очень часто работа находится вовсе не при размещении резюме. В любом случае, когда-то вы должны объявить о вашем уходе. Правильным шагом является согласование не только даты такого объявления, но и причин, возможно – текста, который вы оставите в социальной сети. Мало какой работодатель хочет выглядеть в идиотском свете из-за неправильно подобранных слов. А увольнение сотрудника, особенно, если он ключевой для какой-то функции, приковывает пристальное внимание и генерирует не нужные бизнесу слухи.
Ну вот и все. Как говорится – на свободу с чистой совестью. Вы переворачиваете страницу и твердо знаете, что не оставили за спиной обиженных, которые могут сыграть весьма печальную роль при новом трудоустройстве. Попробуйте еще, если вам хочется, заехать к старым коллегам на час два-три раза в течение года после увольнения. Все-таки вы провели вместе не самое плохое время. И есть о чем вспомнить.
📌Рассуждая о выходе из компании, я вначале рекомендую осознать причины. Обычно они кроются в расхождении ожиданий от компании с действительностью. Осознание этого есть первый правильный шаг в увольнении. Надо принять, что компания идет своим путем, и этот путь в следующей временной точке не совпадает с твоим. Надо принять, что это ни хорошо, ни плохо. Это нормально, и никто не виноват в сложившейся ситуации, и уж точно никто тебе не должен менять эту ситуацию. Возможно, удастся найти компромисс с компанией, и, если твой потенциал ей интересен, то она вложится в твое развитие. Возможно, что этого не произойдет.
Второй шаг правильного увольнения – открытый разговор с менеджером. Я рекомендую строить эту беседу в конструктивном и позитивном стиле, не пугать своим увольнением, но попробовать найти компромиссы между потребностями компании в будущем и собственным видением твоего развития. В некоторых компаниях драйвером такой беседы служит ежегодная аттестация или оценка, но реалии отечественного бизнеса таковы, что редко когда и кто проводит эти беседы системно. Понимая это, попробуйте выстроить беседу сами. Скорее всего, достижение компромисса не произойдет в одну итерацию, понадобится минимум три встречи и перерывы между ними могут составлять от недели до месяца.
📌Если вы точно намерены уволиться, то идеальный результат этих встреч – это полноценное понимание вашего руководителя о том, что дальше вам не по пути. Лучше всего, когда после ряда встреч он сам увидел отсутствие компромисса и предложил вам подумать об уходе. Несмотря на крайне распространённую позицию, что такое предложение говорит о вашей несостоятельности, мол «меня уволили», на самом деле это не так. Если бы меня как менеджера кто-нибудь спросил о том, как я расцениваю такое поведение своего сотрудника, то я бы сказал, что оно ответственное и профессиональное. И на этом этапе следующим правильным шагом является планирование своего увольнения.
И вот, все слова сказаны, план создан и реализуется. В какой-то момент времени надо будет «официально» объявить о вашем будущем уходе. В наше время это часто делается через социальные сети. Это может быть полезно для сбора предложений о работе, очень часто работа находится вовсе не при размещении резюме. В любом случае, когда-то вы должны объявить о вашем уходе. Правильным шагом является согласование не только даты такого объявления, но и причин, возможно – текста, который вы оставите в социальной сети. Мало какой работодатель хочет выглядеть в идиотском свете из-за неправильно подобранных слов. А увольнение сотрудника, особенно, если он ключевой для какой-то функции, приковывает пристальное внимание и генерирует не нужные бизнесу слухи.
Ну вот и все. Как говорится – на свободу с чистой совестью. Вы переворачиваете страницу и твердо знаете, что не оставили за спиной обиженных, которые могут сыграть весьма печальную роль при новом трудоустройстве. Попробуйте еще, если вам хочется, заехать к старым коллегам на час два-три раза в течение года после увольнения. Все-таки вы провели вместе не самое плохое время. И есть о чем вспомнить.
👍29❤13🔥2✍1
Как уйти из компании с плюсом к репутации?
4 шага к правильному увольнению.
4 шага к правильному увольнению.
👍15😁6👏4
Кто ваш ментор? Вопрос не праздный, так как на рынке разве что не каждый третий представляется ментором. Мы немного сузим сегодня разговор и обсудим личность ментора вашего бизнеса – человека, который развивает вашу компанию в целом. Бывают такие товарищи, бывают. Я, грешным делом, даже 3 года назад сделал Клуб менторов, имея в виду собрать под одной «крышей» всех тех, кому не лень помогать предпринимателям системно и долгосрочно. И вот сейчас, спустя годы собственной практики, сотни обученных менторов и, наверное, уже тысячи отсмотренных компаний, позволю себе систематизировать и ответить на вопрос «Кто он – ваш ментор?»
Во-первых, ваш ментор – эксперт в вашей предметной области. Можете что хотите со мной делать, кидать тапками и разными овощами, но без глубокого понимания продукта или услуги менторинг превращается в фарс. Язык будет разный, словечки профессиональные другие, знания конкурентного окружения нет, специфика рынка различна, нетворка профессионального нет. Не о чем будет вам с ним менториться, короче. Идея, что все бизнесы одинаковы – она, конечно, в целом справедлива. Но менторинг – это еще и обучение для вас, владельца бизнеса и вашей управленческой команды. А чему учиться, когда ваш ментор сам только учится особенностям вашего бизнеса? Ну и платить за это странно, если он, скажем, не отличает обучение синхронное от асинхронного, и вообще слов таких не знает.
Во-вторых, ваш ментор – тот, кто с вами имеет дело «по бизнесу». Он не лезет вам в голову и в ваш глубокий внутренний мир. Я за то, чтобы росли все цветы. Есть, скажем, психотерапевт, врач. Вы чувствуете привкус экзистенциального кризиса на губах и идете к нему. Или, там, депрессия у вас. Все понятно. Есть специалист по картам Таро, Рейки или астролог. Вы идете к нему, чтобы побороть тревожность от неопределенности, либо развлечься в свободное время. А ментор вашего бизнеса говорит с вами о вашем бизнесе. Если чувствуете, что начинается копание в голове – гоните его, гоните. Скорее всего, это означает, что помочь вам, по сути, он не знает как, и компенсирует это «бытовой психологией». Это же так просто: с загадочным видом вещать про энергии и уверенность в себе. Правда, от этого продажи ни фига не вырастут.
И третье. Ваш ментор должен быть вам близок. Ценностно, прежде всего. Я люблю проводить параллель с браком, и она мне кажется верной. Если вы проводите с человеком долгое время, годы, если повезет, то хорошо будет, если вы с ним будете на одном уровне. Глаза в глаза. Его устремления и желания будут понятны вам, ваши – ему. Хорошо будет, если у него похожий на ваш опыт. Прекрасно будет, если его жизненные цели близки вашим. Похожий темперамент необязателен, скорее разные темпераменты будут дополнять друг друга. Посмотрите, нет ли стоп-факторов в общении? Что для вас является абсолютно недопустимым? Я, например, всегда спрашиваю, как основатель платит зарплату. Если в черную – отказываю. Потому что это мой стоп-фактор.
Понятно, я могу написать еще десяток критериев. Не хочу вас утомлять. Главное во всей этой истории то, чтобы не терялась суть сотрудничества. Вы с ментором становитесь партнерами. Не равными, разумеется, основные решения по бизнесу – ваши. Но все же ментор – не ваш подчиненный, не сотрудник. У него более глубокая роль. Если предположить, что вы относитесь друг к другу с уважением и интересом, вот тогда толк будет. И если поставить это предположение как основу для найма ментора, ошибиться будет сложнее. Потому что, в конечном счете, все будет определять то, сколько времени и седых волос сэкономит вам ментор в вашем приключении – делании бизнеса.
Во-первых, ваш ментор – эксперт в вашей предметной области. Можете что хотите со мной делать, кидать тапками и разными овощами, но без глубокого понимания продукта или услуги менторинг превращается в фарс. Язык будет разный, словечки профессиональные другие, знания конкурентного окружения нет, специфика рынка различна, нетворка профессионального нет. Не о чем будет вам с ним менториться, короче. Идея, что все бизнесы одинаковы – она, конечно, в целом справедлива. Но менторинг – это еще и обучение для вас, владельца бизнеса и вашей управленческой команды. А чему учиться, когда ваш ментор сам только учится особенностям вашего бизнеса? Ну и платить за это странно, если он, скажем, не отличает обучение синхронное от асинхронного, и вообще слов таких не знает.
Во-вторых, ваш ментор – тот, кто с вами имеет дело «по бизнесу». Он не лезет вам в голову и в ваш глубокий внутренний мир. Я за то, чтобы росли все цветы. Есть, скажем, психотерапевт, врач. Вы чувствуете привкус экзистенциального кризиса на губах и идете к нему. Или, там, депрессия у вас. Все понятно. Есть специалист по картам Таро, Рейки или астролог. Вы идете к нему, чтобы побороть тревожность от неопределенности, либо развлечься в свободное время. А ментор вашего бизнеса говорит с вами о вашем бизнесе. Если чувствуете, что начинается копание в голове – гоните его, гоните. Скорее всего, это означает, что помочь вам, по сути, он не знает как, и компенсирует это «бытовой психологией».
И третье. Ваш ментор должен быть вам близок. Ценностно, прежде всего. Я люблю проводить параллель с браком, и она мне кажется верной. Если вы проводите с человеком долгое время, годы, если повезет, то хорошо будет, если вы с ним будете на одном уровне. Глаза в глаза. Его устремления и желания будут понятны вам, ваши – ему. Хорошо будет, если у него похожий на ваш опыт. Прекрасно будет, если его жизненные цели близки вашим. Похожий темперамент необязателен, скорее разные темпераменты будут дополнять друг друга. Посмотрите, нет ли стоп-факторов в общении? Что для вас является абсолютно недопустимым? Я, например, всегда спрашиваю, как основатель платит зарплату. Если в черную – отказываю. Потому что это мой стоп-фактор.
Понятно, я могу написать еще десяток критериев. Не хочу вас утомлять. Главное во всей этой истории то, чтобы не терялась суть сотрудничества. Вы с ментором становитесь партнерами. Не равными, разумеется, основные решения по бизнесу – ваши. Но все же ментор – не ваш подчиненный, не сотрудник. У него более глубокая роль. Если предположить, что вы относитесь друг к другу с уважением и интересом, вот тогда толк будет. И если поставить это предположение как основу для найма ментора, ошибиться будет сложнее. Потому что, в конечном счете, все будет определять то, сколько времени и седых волос сэкономит вам ментор в вашем приключении – делании бизнеса.
👍19❤9✍7🔥4👀3
Клуб менторов объединяет предпринимателей и топ-менеджеров, готовых делиться опытом и поддерживать друг друга и других предпринимателей на пути к успеху.
Если вы хотите развиваться в бизнес-наставничестве или уже являетесь опытным ментором, присоединяйтесь к нам!
У нас вы сможете:
— найти тех, кто нуждается в вашем опыте и советах
— обмениваться навыками и знаниями
— обсуждать методики, стратегии и подходы с другими менторами.
Каждую неделю мы встречаемся в онлайн с предпринимателями на МЕНТОРСКИХ СЕССИЯХ, а также проводим разнообразные обучающие и развивающие активности внутри клуба.
Раз в квартал вас ждут ОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ, где вы сможете ближе познакомиться с участниками клуба, найти единомышленников и партнеров.
Оставляйте заявку на вступление, чтобы узнать подробности и задать вопросы координатору Клуба:
👉 https://clck.ru/3CKKpG
Если вы хотите развиваться в бизнес-наставничестве или уже являетесь опытным ментором, присоединяйтесь к нам!
У нас вы сможете:
— найти тех, кто нуждается в вашем опыте и советах
— обмениваться навыками и знаниями
— обсуждать методики, стратегии и подходы с другими менторами.
Каждую неделю мы встречаемся в онлайн с предпринимателями на МЕНТОРСКИХ СЕССИЯХ, а также проводим разнообразные обучающие и развивающие активности внутри клуба.
Раз в квартал вас ждут ОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ, где вы сможете ближе познакомиться с участниками клуба, найти единомышленников и партнеров.
Оставляйте заявку на вступление, чтобы узнать подробности и задать вопросы координатору Клуба:
👉 https://clck.ru/3CKKpG
❤1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Как выбрать ментора для своего бизнеса?
3 главных критерия, которые помогут вам понять, подойдёт ли вам ментор и принесёт ли он пользу вашему бизнесу.
3 главных критерия, которые помогут вам понять, подойдёт ли вам ментор и принесёт ли он пользу вашему бизнесу.
🔥5💯2
Наверное, каждый из нас иногда бывает слегка не в себе. Кажется, что нет сил, что все серо. Как говорится – бесперспективняк. Накатывает усталость, иногда чувствуешь, что все зря. Но ходишь, конечно, работаешь, что-то делаешь. По привычке, по кругу. Интереса почти ни к чему нет. Я подозреваю, что часто причина этого связанна с информационным шумом. Социальные сети, мессенджеры, смс, потоковое видео и фото, сотни информационных каналов. И каждый из них занимает свое место, специальное, только для этого случая. Это информационное давление утомляет. Оно создает эффект выгорания. И понимая это, понимая, что мир немного изменился, надо подумать и об изменении стратегии своего отдыха. Я хочу предложить несколько правил. Нет, не правил, советов. Думаю, если им следовать, то мир не станет внезапно серым. Итак.
◾Совет 1: Отключите всю цифру
Спасибо, кэп! Ну хорошо, да, очевидный совет. А как часто вы это делаете? И как вы это делаете? Я имею в виду отключение от всех каналов коммуникаций как минимум на две недели в течение года. Детокс, так сказать. Поставьте автоответчик на почту, напишите статус в соцсети, что вы будете недоступны две недели, разошлите всем смски, что недоступны. Явно договоритесь с руководством и коллегами. Обязательно скажите родителям, это важно. И отключитесь. Просто перестаньте потреблять информацию в цифре. Оставьте телефон, планшет, ноутбук и даже эти прекрасные умные часы. Уйдите в аналоговую жизнь.
◾Совет 2: Уезжайте далеко от цифры
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (с) Грибоедов. Не стоит ехать от цифры к цифре. В этом смысле поездка в Европу может превратиться в бесконечный спам друзей в Инстаграм. Там же есть wi-fi в кафе? Ну и как телефон не достать и не запостить фоточку? Съездите лучше на Алтай. А еще лучше – на Камчатку. Гейзеры посмотреть, мишкам помахать. Куда-нибудь за Урал. Посмотрите карту, какая у нас огромная страна. И как много в ней интересного. А если еще на машине, а с детьми? Представляете, какое путешествие, какое приключение? Да, фотоаппарат с собой в виде исключения взять можно.
◾Совет 3: Читайте аналоговые книги
Здесь ключевое слово – книги. Не электронные книги, а просто книги. Чтобы страницы переворачивать, чтобы запах бумаги. И упаси Боже вас читать бизнес-литературу! Оставьте ее мегаполисам, это тоже цифра, по сути. Если нет сил читать новое (а это бывает при информационном перегрузе), возьмите старое и перечитайте. Федор Михайлович, а? Под костерок? Или Стругацких на рыбалке? Вспомните, вы же читали, и сколько! Наверняка, запоем, когда были ребенком. И в этот момент не тренькала пришедшая смска, и вы не проверяли почту каждые пять минут. Вот и вернитесь в то время. С любимой книжкой.
◾Совет 4: Попробуйте аналоговое хобби
Нет, не надо на отдыхе играть в Цивилизацию. Ну и что что вышла шестая версия? Просто не надо, оставьте ноутбук дома. А казуальные игры, несмотря на кажущуюся простоту, затягивают так, что с ними можно провести весь отдых. Их вы тоже отложите. А попробуйте, например, половить рыбку? Или на яхте, а? Или футбол, только аккуратнее, травматично оно. Попробуйте несколько вариантов. Что-то да затянет. Кому-то придутся по душе лошади, кому-то – охота. Последнее не одобряю, но слышал, что есть любители. Мой приятель, например, как-то зашел в тир. С тех пор объездил половину мира, стреляет на соревнованиях. Попробуйте найти хобби.
◾Совет 5: Поговорите с собой
Когда снижается уровень внешнего шума, то гораздо лучше становится слышать самого себя. Помните, чуть раньше мы обсуждали выгорание. Вот очень полезно хотя бы раз в год, в течение аналогового отдыха, подумать «а не фигней ли я занимаюсь?». Положительный и отрицательный ответ на этот вопрос одинаково полезны. В первом случае появится план и заряд уверенности, во втором – просто заряд уверенности. Его должно хватить до следующего раза. Когда все начинает казаться серым.
◾Совет 1: Отключите всю цифру
Спасибо, кэп! Ну хорошо, да, очевидный совет. А как часто вы это делаете? И как вы это делаете? Я имею в виду отключение от всех каналов коммуникаций как минимум на две недели в течение года. Детокс, так сказать. Поставьте автоответчик на почту, напишите статус в соцсети, что вы будете недоступны две недели, разошлите всем смски, что недоступны. Явно договоритесь с руководством и коллегами. Обязательно скажите родителям, это важно. И отключитесь. Просто перестаньте потреблять информацию в цифре. Оставьте телефон, планшет, ноутбук и даже эти прекрасные умные часы. Уйдите в аналоговую жизнь.
◾Совет 2: Уезжайте далеко от цифры
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (с) Грибоедов. Не стоит ехать от цифры к цифре. В этом смысле поездка в Европу может превратиться в бесконечный спам друзей в Инстаграм. Там же есть wi-fi в кафе? Ну и как телефон не достать и не запостить фоточку? Съездите лучше на Алтай. А еще лучше – на Камчатку. Гейзеры посмотреть, мишкам помахать. Куда-нибудь за Урал. Посмотрите карту, какая у нас огромная страна. И как много в ней интересного. А если еще на машине, а с детьми? Представляете, какое путешествие, какое приключение? Да, фотоаппарат с собой в виде исключения взять можно.
◾Совет 3: Читайте аналоговые книги
Здесь ключевое слово – книги. Не электронные книги, а просто книги. Чтобы страницы переворачивать, чтобы запах бумаги. И упаси Боже вас читать бизнес-литературу! Оставьте ее мегаполисам, это тоже цифра, по сути. Если нет сил читать новое (а это бывает при информационном перегрузе), возьмите старое и перечитайте. Федор Михайлович, а? Под костерок? Или Стругацких на рыбалке? Вспомните, вы же читали, и сколько! Наверняка, запоем, когда были ребенком. И в этот момент не тренькала пришедшая смска, и вы не проверяли почту каждые пять минут. Вот и вернитесь в то время. С любимой книжкой.
◾Совет 4: Попробуйте аналоговое хобби
Нет, не надо на отдыхе играть в Цивилизацию. Ну и что что вышла шестая версия? Просто не надо, оставьте ноутбук дома. А казуальные игры, несмотря на кажущуюся простоту, затягивают так, что с ними можно провести весь отдых. Их вы тоже отложите. А попробуйте, например, половить рыбку? Или на яхте, а? Или футбол, только аккуратнее, травматично оно. Попробуйте несколько вариантов. Что-то да затянет. Кому-то придутся по душе лошади, кому-то – охота. Последнее не одобряю, но слышал, что есть любители. Мой приятель, например, как-то зашел в тир. С тех пор объездил половину мира, стреляет на соревнованиях. Попробуйте найти хобби.
◾Совет 5: Поговорите с собой
Когда снижается уровень внешнего шума, то гораздо лучше становится слышать самого себя. Помните, чуть раньше мы обсуждали выгорание. Вот очень полезно хотя бы раз в год, в течение аналогового отдыха, подумать «а не фигней ли я занимаюсь?». Положительный и отрицательный ответ на этот вопрос одинаково полезны. В первом случае появится план и заряд уверенности, во втором – просто заряд уверенности. Его должно хватить до следующего раза. Когда все начинает казаться серым.
👍46❤27🤝6🔥3🥰2✍1👏1
5 простых советов, которые помогут вам избежать выгорания, услышать себя и, может, даже прийти к новым идеям.
👍14❤7😁2🎉2