Компьютерная психодиагностика и психосемантика – Telegram
Компьютерная психодиагностика и психосемантика
445 subscribers
416 photos
7 videos
8 files
480 links
Этот авторский канал Александра Шмелева предназначен для специалистов по оценке персонала и психодиагностике. Здесь рассматриваются отдельные методики и общие вопросы психометрического тестирования способностей, личностных черт, знаний и компетенций.
Download Telegram
Ынтэресно... Сами сотрудники Яндекса понимают уже или нет, какими качествами должен обладать AI-тренер. Почему задаю такой вопрос? - Множество раз мне приходилось сталкиваться с Заказчиками, которые хотели чего-такого, что ... сами себе представляли очень приблизительно...

https://ya.ru/project/ai/?utm_source=ya_deskt&utm_medium=banner&utm_campaign=ai_trainer&utm_term=ya_deskt_ai_trainer&utm_content=ya_deskt_ai_trainer&yclid=3585417321111425048
🤯2
Итак, повинуясь решению квалифицированного большинства, мы запустили сегодня в нашем виртуальном клубе КИТТ опрос по этой теме. Всего три вопроса в коротком опросничке. Все, кто еще не зарегистрировался в КИТТ, но хотел бы, наверное, уже знают ссылку на официальный сайт клуба:

www.kitt-club.ru

По секрету должен Вам сообщить, что мне лично не таким важным кажется тема нашего полушуточного опроса, сколько отработка связки "Голосование в ТГ-группе => тестирование в КИТТ".
3
ДРАМАТИЧНАЯ СУДЬБА САМОГО ТЕРМИНА "ТЕСТОЛОГИЯ" В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Шмелев А.Г. пишет:

Жду-не-дождусь, когда выйдет моя статья "Тестология" на портале БРЭ - "Большая Российская Энциклопедия". Надеюсь, что с выходом этой статьи будет поставлена точка в драматичной истории, связанной с этим термином в русском научно-профессиональном языке. Дело, конечно, не в самом слове, а в сложном процессе становления новой междисциплинарной науки - процессе, который встретил такое сопротивление, которое сопоставимо с тем сопротивлением, когда "кибернетика" и "генетика" были объявлены в СССР в 50-е годы "лженауками".

Наверное, не стоит подробно напоминать, что развитие научной тестологии остановилось в СССР почти на 50 лет (!) после разгромного постановления ЦК ВКП(б) от 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". Само слово "тест "оказалось фактически под запретом, чего уж тут говорить о "тестологии".

Казалось бы, что после объявления эпохи гласности в 1980-е годы и тем более после 1991 года (отстранение КПСС от власти в РФ) с термином "Тестология" ничего более не случится. Ан нет! Я довольно подробно описал на форуме ЭСПП в 2019 году, как мою статью "Тестология" упорно и неотступно "невидимые критики под псевдонимами" всячески зарубали и не пускали в Википедию:

https://forum.ht-line.ru/threads/proekt-stati-testologija-dlja-vikipedii-i-chto-iz-ehtogo-vyshlo.2770/

Плечо подставил активный участник форума ЭСПП ныне, увы, покойный Леонид Чупров (из Хакасии, город Черногорск). Статья была опубликована им в скромном региональном журнале "Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири". Только после этого перепечатку этой же статьи опубликовала "Психологическая газета" (Санкт-Петербург, Иматон):

https://psy.su/feed/10938/

После смерти Леонида Чупрова онлайн-версия этой статьи на сайте Южно-сибирского журнала стала недоступной. И это я воспринимаю, как.... продолжение злоключений.

С чем это связано? - Кроме местнических интересов, которые всегда разделяли и разделяют психологов с педагогами и медиками, есть и другие причины, очевидно. Психологи любят термин "психометрика"; педагоги - термины "педагогические измерения", а также чаще психологов педагоги используют термин "тестология"; а медики до сих пор поют анафему любым стандартизированным измерительным методикам и объявляют "руку и глаз врача" главными инструментами диагностики. А что за "другие причины"? У меня есть свои догадки, а у Вас?

Пока вы задумались над этим вопросом, я предлагаю голосование (чтобы освежить Ваше отношение к этой теме).
👍5
Шмелев А.Г. пишет:

Вчера мы набрали 30 голосов, и Вы видите результаты. Меня порадовало, что 40% выбрали ответ, одинаковый со мной, и это больше, чем процент выборов других ответов. Но... разброс говорит о том, что статью "Тестология" я написал не зря. Думаю, что те, кто выбрал менее частотные ответы, просто ее не почитали. Концептуальная проблемка не такая простая, так как ядро тестологии (принципы математизированной теории тестов) сформулировали именно психометристы. Но метод тестов вышел далеко за пределы психологии. И если мы включаем в состав этой междисциплинарной прикладной науки ТЕСТОЛОГИЯ сами методики, а также некоторые организационно-технологические особенности, связанные со спецификой области приложения (педагогика, медицина, маркетинг и т.п.), то мы получаем именно ПЕРЕСЕЧЕНИЕ: возникает общее ядро и специфичная для тестологии периферия, которая не связана с самой психометрикой - наукой об измерении психических свойств и явлений. Впрочем, измерение порогов чувствительности или моделирование ГРУППОВЫХ (общих) перцептивных и семантических пространств - это разделы психометрики, которые тоже лежат вне области пересечения. Это в том случае, если тестологию мы определяем как методологию, направленную на измерение ИНДИВИДУАЛЬНЫХ свойств. Еще больше вне области пересечения лежит различных нетестовых методов. Но это если мы говорим о пересечении тестологии с психодиагностикой (методы наблюдения, беседы, проективные методики и т.п.).
👍8
ПРОВЕРЯЕМ ГИПОТЕЗУ О ВЛИЯНИИ ДНЕВНОГО СНА НА УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА

Вот прямая ссылка на 1-минутный опросник из всего лишь 3х (трех) вопросов:

http://services2.ht-line.ru/m-tests/?testing=fd455e7c29113eea


Пока в клубе КИТТ мы собрали 108 ответов. Это маловато для проверки гипотезы. Хотя... прошли только одни сутки.
"Контент-терминатор"? - не знаю, как Вас, но меня такой игровой термин как-то настораживает. Этот ценовой лист я только что обнаружил на сайте https://neuro-texter.ru. Не видно, а что за коллектив разрабатывал... Умудряются скрыть раздел "О компании", или хотя бы "О проекте", или хотя бы "Контактная информация". Или я умственно ослеп, а Вы эти разделы видите?
ТОЛЬКО 135 ОТВЕТОВ ПРО ДНЕВНОЙ СОН И ... НЕТ ЭФФЕКТА

Итак, значимого статистического эффекта на такой маленькой выборке мы пока не получили. Корреляция между частотой и продолжительностью дневного сна равняется 0,43 (вот это не случайная связь), но даже сумма этих двух показателей не дает значимой корреляции с высотой баллов по тестам на когнитивные способности (только +0,08). Чтобы такая связь была значимой, нужна выборка объемом 600 человек (да и то вероятность ошибки тогда будет высока - p<0,05). Так что... никакой сенсации нащупать явно не удается.

Если Вы переживаете за ...гм... эффект дневного сна, то, пожалуйста, ответьте на 3 вопроса по следующей ссылке:

http://services2.ht-line.ru/m-tests/?t=7ce046392df75d88

Кстати... я не исключаю, что ситуация требует раздельного изучения этой связи для разных возрастных категорий. Возможно, что в пожилом возрасте положительный эффект дневного сна подавляется другой зависимостью обратного знака: старческое снижение интеллекта сопровождается повышением частоты "задрыхивания" в преклонном возрасте у стариков среди бела дня. Но... у нас маленькая выборка для такого ее расщепления по возрасту. К тому же и старичков не хватает.
👍4
МЕТОДИЧНОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРИЗНАКИ "РУП"

Опытным психологам хорошо известно. что иногда данные единичных, но пролонгированных наблюдений имеют БОЛЬШУЮ ценность, чем массовых, но коротких по времени - срезовых измерений. Я бы хотел тут же - в нашем ТГ-канале CompDia- начать разговор о психологических признаках "РУП"- Реалистичного Уровня Притязаний. Сегодня поясню, что я под этим понимаю - что такое РУП?

РУП легче определить и понять, если его противопоставить ПУП - Повышенному Уровню Притязаний (он же ИУП -Инфантильный Уровень Притязаний, но лучше звучит ПУП). Эта пара - ПУП и РУП - тесно связана с фрейдистским контекстом, заданным через понятия "Принцип Удовольствия" и "Принцип Реальности".

Я провел, как минимум, три очень реальных, детальных и очень пролонгированных наблюдения в своей жизни. Это были отцовские наблюдения за тремя сыновьями, которые начинали с того (еще в дошкольном возрасте), что у них был выраженный детский ПУП, а под моим руководством - с помощью специальных игровых упражнений - они должны были освоить РУП, а по дороге обрасти необходимыми качествами морально-волевой регуляции деятельности - МЕТОДИЧНОСТЬЮ и НАСТОЙЧИВОСТЬЮ.

Не буду приводить все примеры,какие игры и упражнения помогали развить реалистическое планирование, целеустремленность и настойчивость (хотя результаты в трех случаях получились немного разные,но у всех троих произошли сдвиги в тех областях, где была реальная природная склонность и мотивация к "интересной деятельности"). Мой третий по имени Димка (очень длинный от рождения с тяжеловатыми ногами для узких плеч и длинных рук) никак не мог подтянуться на перекладине, хотя в 10 лет очень захотелось. Я смог ему внушить, что эту задачку надо отложить с 10 лет до 13 - до достижения подросткового возраста, когда возникнет природное изменение пропорций в развитии мышечной массы (под влиянием гормонального сдвига). И вот в 13 лет он сам начал следовать моим советам: начал с гантелей и эспандера (чтобы развить необходимые мышцы плечевого пояса еще до перекладины), а затем начал регулярно ежедневно подтягиваться, НЕ ОЖИДАЯ немедленного скачка в количестве доступных подтягиваний (мне удалось его убедить, что немедленного скачка НЕ будет). И так за 10 месяцев ему удалось поднять медленно свой результат с 1 до 10 подтягиваний подряд. Причем он все эти 10 месяцев тренировался уже без моего ежедневного контроля. На прошлой неделе он уже порадовал, что освоил "выход силой", причем сразу на две руки (!). Это лучше, чем было у меня в свое время в его годы (хотя я занимался со штангой и перекладиной в легкоатлетической ДЮСШ).

Почему это стало возможным? Какие факторы Димке помогли (кроме банального биологического созревания, которое тоже необходимо)? - А помогли наши начатые с ним регулярные занятия с дошкольного возраста по развитию... памяти. Мы записывали в толстую тетрадку результаты всех его попыток запомнить и воспроизвести в режиме "кратковременной памяти" 10 слов (пять пар, а потом уже и не пар). Удалось устойчиво поднять средний результат (усредненный по пяти подряд пробам) с 5 до 8 слов, что и требуется для уверенного успешного обучения в старших классах средней школы (по моим данным и в ВУЗе этого хватит уже для прослушивания лекций и усвоения новых знаний прямо в момент лекции). И тут сказались банальные процессы биологического созревания мозга, но новый потенциал не проявился бы в этом результате, если бы на биологию не удалось нарастить регулярный тренинг - осознанную работу над собой с использованием количественной шкалы результатов, чувствительной к мелким приращениям - к медленному прогрессу.

#Шкалы_достижений #Тренинг #Саморазвитие #Кривая_обучаемости #Уровень_притязаний #Принцип_реальности #Личный_кабинет_развития
👍11
МЕТОДИЧНОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРИЗНАКИ РУП (продолжение)

А теперь еще немножко теории. Когда мы предлагаем вполне взрослым людям тренинговую серию в личной кабинете из 15 или 25 уровней (в задачах на тренинг ассоциативно-семантической памяти, или на тренинг пространственно-логического мышления с помощью шахматных этюдов возрастающей трудности), мы регулярно видим, что у значительной части взрослых НЕТ сформированного РУП и сопутствующих ему морально-волевых качеств - МЕТОДИЧНОСТИ и НАСТОЙЧИВОСТИ. Как это проявляется? - А так проявляются, что получив реальный свой результат, который оказывается заведомо ниже зоны ПУП (гораздо ниже того уровня, на котором ХОЧЕТСЯ находится), человек немедленно банально БРОСАЕТ эти занятия (так поступают более половины). Спрашивается, а что ты ожидал, зачем брался? Почему это происходит?- Нет представления о ШКАЛЕ достижений, на которой можно двигаться только медленно, а большой и немедленный скачок НЕ получится (!).

Более того на пути любого тренинга стоит такое препятствие как... ВРЕМЕННОЕ СНИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Оно может наблюдаться даже не в одной попытке, а на протяжении трех и даже пяти попыток. Поэтому свой прогресс необходимо научиться измерять на больших интервалах времени - на СЕМИ попытках (а иной раз на 10!). Это можно сравнить с ведением "календаря погоды" в младшей школе - построением ломаного графика суточных температур. Весна приходит после зимы не сразу, а временно уступает иногда: целых три дня или больше могут наблюдаться даже заморозки, но научившись усреднять результаты на глубину в 7-10 дней мы видим, что приход тепла все-таки происходит. Точно также надо усреднять за 7-10 дней показатели на весах, если начинаешь медленно и методично (без рывков) ХУДЕТЬ (путем ограничения ужинов и медленного бега, или даже методичной ходьбы). Но... у многих взрослых отсутствуют необходимые навыки: 1) Они не любят заниматься измерениями и не ценят количественную обратную связь на чувствительных (многоградуальных) шкалах, 2) Они хотят увидеть результат своих усилий НЕМЕДЛЕННО, не понимая, что требуется время, чтобы его увидеть, 3) Не получая положительного подкрепления (не умея его получить), они бросают начатое в самом начале пути.

ВЫВОДЫ

Проблема с незрелостью наших сограждан имеет гораздо более широкое значение, чем управление весом или тренинг кратковременной памяти. Незрелость и наличие инфантильного ПУПа - это то, что мы наблюдаем во множестве дискуссий в массовых социальных сетях в наше время (в том числе и по поводу реальной статистики пандемических явлений, в том числе и по поводу острых политических вопросов, требующих реалистичной оценки ресурсов и реалистичных ожиданий, основанных на реальных цифрах и данных и об успехах, и о неудачах).

P.S.
Кстати, та же самая задачка - психическое приспособление к медленному прогрессу - относится к изучению иностранных языков. Иногда мне кажется, что большинство русских потому так плохо знают иностранные языки (особенно плохо говорят), что у них инфантильный ПУП мешает довольствоваться мелкими, но неуклонными сдвигами в результатах. Они НЕ любят и НЕ умеют измерять сдвиги в накоплении словарного запаса. Им очень хочется сразу выступать на чужом языке как ... Цицерон. Они не переносят собственных ошибок и затыков. Они слишком возбуждены в ситуации речевого общения, так что все слова и фразы "вылетают из головы" (отсюда зажим в коммуникации - повышенная стеснительность), ибо никакой систематической "поведенческой десензитизации" (коммуникативного тренинга) и медленного прогресса в речевой коммуникации у них нет (дефекты школьной педагогики в преподавании иностранных языков, которая делает акцент на грамматике, но никак не измеряет прогресса в коммуникативных навыках, да и не нацелена на них вовсе).

#Шкалы_достижений #Тренинг #Саморазвитие #Кривая_обучаемости #Уровень_притязаний #Принцип_реальности #Личный_кабинет_развития
👍5🔥3
График снижения веса (в результате диеты). Ох. ребята, не мой это график ;) Хотелось бы такой увидеть, но надо прибавить к этому более 20 кг... Я подхватил просто иллюстрацию на сайте prohz.ru. Обращаю Ваше внимание, что график растянулся по оси X не на 2-3 недели, а на полгода (!).

Мда... я банально забыл снабдить сегодняшнюю публикацию какой-нибудь картинкой. Пытаюсь теперь исправить ситуацию. Дело в том, что ТГ технически ограничивает размеры комментария к картинке. Так что большую статью требуется создавать в специализированном ТГ-редакторе. Я это уже не раз делал на Ваших глазах, но... сегодня подумал, что у меня будет короткое сообщение. Ошибся :)

#Шкалы_достижений #Тренинг #Саморазвитие #Кривая_обучаемости #Уровень_притязаний #Принцип_реальности #Личный_кабинет_развития #Эффект_тренировок #График_достижений
3
УДРУЧАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО МЕСЯЦА В РАЗВИТИИ ДАННОГО ТГ-КАНАЛА


Итак, коллеги, после первого месяца (с 9 мая по 9 июня) у нас появилось 238 подписчиков, а в течение второго (с 9 июня по 10 июля) - только плюс 33 (?!). Причем за последние 2 недели - плюс 1 (!!) :(

Я понимаю, что произошло. Я лично перестал кого-то персонально приглашать в ходе этого второго месяца. И ... рост практически остановился.

Можно, конечно, и лето назвать причиной. Но вспоминается мрачная шутка о том, что мешает развитию сельского хозяйства в России? - Ответ: весна, лето, зима и осень.

Чем утешаться, скажите, пожалуйста? Может быть, тем, что мы в этом даже небольшом составе стабильно теперь набираем более 30 (и даже более 40) голосов в ходе онлайн-опросов. Но ...содержание результатов?! Вы видите здесь , что после уже того, как я попытался обосновать понимание термина "Тестология", которое делает правильным ответ номер 2 (пересекающиеся понятия), пошел... обратный процесс: доля ответов 2 совсем упала. Что это значит? Протест? Думаю, что никакой не протест. Просто не читают публикации канала систематически, а лишь - урывками. Часть подписчиков - совсем мало в курсе дела и являются чужими для тематики канала (впрочем, такие уже и отписались, так что пошла ротация состава, которая, видимо, и выглядит как "цифровая стагнация").

ВЫВОД? - А вывод такой, что без Вашей помощи, коллеги, я чувствую, что дальше не потяну. Предлагайте свои статьи, пожалуйста! Обещаю открыть Вам доступ на правах автора, но вначале почитаю, что прислано (по почте или в режиме "лички"). Пока у нас только один появился независимый автор (не Шмелев) - это Егор Дорохов. Делаю его дополнительным администратором с правами публикации заглавных сообщений. Такими же правами наделяю Юрия Тукачева - человека, которые регулярно откликается и подсказывает, как надо развивать этот канал.

Также нужна Ваша помощью в приглашении новых участников - ваших коллег. Ибо авторам не очень-то интересно публиковать здесь свои материалы, когда аудитория такая маленькая.
👍8
ЕСТЬ ОДИН ПУСТЯЧОК...

Очень интересно было бы узнать, какая методология ляжет в основу "независимого аудита компетенций" (?!)

Раньше это достигалось только с помощью применения сугубо "иерархической технологии"? - Создавалась комиссия, в которой средний ранг ее членов, был заведомо выше ранга в чиновничьей иерархии тех работников, кого подвергают "аудиту" (оценке, аттестации). Всего делов-то...

Что означает эта методология и на каком допущении она базируется? - На том допущении, что люди, которые стоят на иерархической лестнице выше, являются более компетентными. Увы, в отношении современных ИТ-технологий, которые развиваются стремительно, в этом есть серьезные сомнения. Но может ли в этом случае "пирамида власти" адекватно среагировать на этот "пустяковое обстоятельство"?

А существует ли в наше время какая-то альтернатива описанной выше "иерархической технологии"? - Да, существует. Это технология независимого горизонтального взаимного МАССОВОГО оценивания (ВОК - взаимная оценка кейсов). Именно с этой технологией мы в нашем Центре пытаемся знакомить практически слушателей нашего курса "Психология и общая теория конкуренции".
👍61