Компьютерная психодиагностика и психосемантика – Telegram
Компьютерная психодиагностика и психосемантика
445 subscribers
416 photos
7 videos
8 files
480 links
Этот авторский канал Александра Шмелева предназначен для специалистов по оценке персонала и психодиагностике. Здесь рассматриваются отдельные методики и общие вопросы психометрического тестирования способностей, личностных черт, знаний и компетенций.
Download Telegram
Коллеги, извините, мне пришлось удалить только что опубликованную пару "вопрос-ответ". Дело в том, что Акела промахнулся немножко: хотел опубликовать это в узком чате для участников нашей летней школы ДПМШ-23, а попала публикация в этот канал. Но ничего... считаю, что кому-то и этот вопрос-ответ может пригодиться. А чтобы не было неприятного ощущения от "сокрытия каких-то сведений", я повторяю сейчас удаленную публикацию, но прибавил к ней вот этот абзац с объяснением.

Ответ Шмелева в ходе ДПМШ-2022:
Светлана, здравствуйте. В меню SPSS маршрут такой АНАЛИЗ/ШКАЛЫ/АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ. При этом в прямоугольном массиве испытуемые-респонденты - по столбцам, тестовые задания - по строкам, в клетках - номер ответа (на шкале Ликерта).

В тестах знаний в клетках бинарные значения: 1 - правильный ответ, 0 - неправильный ответ.

В нашей системе HT--LINE 2.0 мы рассчитываем автоматически Альфа Кронбаха для каждой шкалы. Но... в версию 3.0 этот расчет еще не переведен (замена исполнителей сказывается).
👍1
МОДУЛЬНОСТЬ И РАСШИРЯЕМОСТЬ - ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ, КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ "ПЛАТФОРМОЙ"

Заметно, что модное слово "платформа" теперь многие чиновники применяют без разбору - в отношении любой компьютерной системы, которую хотят похвалить (продвинуть). Я почитал сегодня статью, где дается более или менее профессиональная, содержательная трактовка этого понятия и предлагается различение разных вариантов "платформы". Неплохая наглядная аналогия для понимания, что такое "платформа" - это, видимо, МКС (международная-космическая станция), в которой конструктивно предусмотрена расширяемость за счет пристыковки новых модулей. А вот ссылка на рекомендуемую статью:

https://dzen.ru/a/ZIF6v6uEFG5mz7uU

Цитирую ниже фрагмент статьи:

"Программная платформа - совокупность программных решений и технологий, позволяющая осуществлять разработку и/или производство программных продуктов в определенной предметной области методом компоновки и настройки уже готовых модулей и модулей, специально разработанных в целях расширения функционала и включаемых затем в платформу."
👍3
Ничего не знаю про эти работы, но фантазия у меня явилась такая. Спиралевидность возникает из-за траектории распространения возбуждения в объемных (трехмерных) нейросетях головного мозга. Представим себе старинные кинескопы телевизоров. ТАм развертка изображения происходила в двумерной плоскости экрана - слева-направо и сверху-вниз. А примерно такая же развертка (propagation), которая захватывает разноуровневые слои нейронов-детекторов, видимо, порождает в трехмерном пространстве именно "спиралевидность".
🔥4
ПОЧЕМУ НАДО БЫ РАЗЛИЧАТЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ И СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ?

Если Вы сами (как консультант) не различаете эти вещи, то тогда получается непродуктивный диалог консультанта с Заказчиком, который в афористичной форме описал Павел Безручко (я уже цитировал этот диалог на своей ленте в сети ВК).

Почему я убежден, что автономное использование чат-роботов, которые общаются с Заказчиком на естественном языке, - ЭТО ОПАСНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ и ШАГ НАЗАД? Потому, что вместо различения процессов оценки и процессов принятия решения мы возвращаемся к полной склейке в головах. Оценка НЕ должна влиять на ВЕСА критериев решения - вот что надо ПОНЯТЬ (!). Играть с весами - это удел диалога с системой поддержки решений (СПР, или DSS по-английски, то есть Decision Support System). ТЕЗАЛ - пример такой системы. Об этом пойдет речь на доп. вебинаре в нашей ДПМШ-23 (28 июня). Планируем открытый вебинар по этой теме на 12 июля. Покажем, как чат служит лишь вспомогательным первым шагом для входа в ТЕЗАЛ.
👍21
РАЗВЕДЕНИЕ ЭТАПОВ ОЦЕНКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА СХЕМЕ

Итак, продолжаем разговор о том, где находится работа с такими DSS-системами (поддержка решений), как ТЕЗАЛ - на каком этапе в консультативной работе с опорой на компьютерные тесты (да и любые другие оценочно-диагностические процедуры). ТЕЗАЛ требуется ДО и ПОСЛЕ самого тестирования: а) на этапе проектирования, б) на этапе коррекции весов критериев после тестирования.
👍4
ССЫЛКА НА ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМАТИКЕ "КОНКУРЕНЦИЯ-КООПЕРАЦИЯ" (или откуда пошли "суки")

Коллеги, я постараюсь не сбиваться с тематического фокуса этого канала. Поэтому даю здесь только ссылку, а не саму статью и мой комментарий к ней. Вообще-то вынужден пояснить, каким образом тематика "Психосемантика" и "Психология конкуренции" для меня лично имеет очень важную и очень большую область содержательного пересечения. И дело даже не в том, что у меня подтверждалась не раз гипотеза о том, что когнитивно-простые граждане острей конкурируют (более деструктивно). А дело в том, что само устройство "личностно-семантического пространства" связано со стилем конкурентного поведения взаимо-обратными тесными причинными отношениями "круговой каузальности". Искажение этого пространства (картины мира) ведет к ... войне, а война, в свою очередь, искажает это пространство (картину мира).

https://vk.com/ags12?w=wall2100855_5434%2Fall
👍6
Я просто обожаю вздремнуть на 15 минут среди бела дня (в любой позе), а иной раз без этого просто теряю работоспособность уже к 18.00. А Вы? Пришла мысль провести опрос насчет дневного сна в нашем клуба КИТТ. Ведь там уже у многих наших участников есть данные об их когнитивных способностях :) Как Вам такой замысел?

Только напрашивается другой порядок слов в заголовке. Эти "Московские комсомольцы" должны были бы, наверное, написать "внезапно нашли", а написали "внезапную пользу" :)
👌6👍3
Желаете ли Вы, чтобы мы провели собственный опрос в клубе КИТТ и проверили гипотезу о том, что у людей, которые спят днем, лучше результаты по тестам на когнитивные способности (повыше IQ в целом или по отдельным его компонентам-факторам)?
Anonymous Poll
69%
да, это интересно, приму участие
17%
это любопытно, но не настолько, чтобы самому что-то делать
11%
то НЕ интересно, то есть мне лично совершенно неважно, влияет ли сон на IQ или нет
3%
особый ответ (тогда, пож, напишите его в комментарии)
Ынтэресно... Сами сотрудники Яндекса понимают уже или нет, какими качествами должен обладать AI-тренер. Почему задаю такой вопрос? - Множество раз мне приходилось сталкиваться с Заказчиками, которые хотели чего-такого, что ... сами себе представляли очень приблизительно...

https://ya.ru/project/ai/?utm_source=ya_deskt&utm_medium=banner&utm_campaign=ai_trainer&utm_term=ya_deskt_ai_trainer&utm_content=ya_deskt_ai_trainer&yclid=3585417321111425048
🤯2
Итак, повинуясь решению квалифицированного большинства, мы запустили сегодня в нашем виртуальном клубе КИТТ опрос по этой теме. Всего три вопроса в коротком опросничке. Все, кто еще не зарегистрировался в КИТТ, но хотел бы, наверное, уже знают ссылку на официальный сайт клуба:

www.kitt-club.ru

По секрету должен Вам сообщить, что мне лично не таким важным кажется тема нашего полушуточного опроса, сколько отработка связки "Голосование в ТГ-группе => тестирование в КИТТ".
3
ДРАМАТИЧНАЯ СУДЬБА САМОГО ТЕРМИНА "ТЕСТОЛОГИЯ" В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Шмелев А.Г. пишет:

Жду-не-дождусь, когда выйдет моя статья "Тестология" на портале БРЭ - "Большая Российская Энциклопедия". Надеюсь, что с выходом этой статьи будет поставлена точка в драматичной истории, связанной с этим термином в русском научно-профессиональном языке. Дело, конечно, не в самом слове, а в сложном процессе становления новой междисциплинарной науки - процессе, который встретил такое сопротивление, которое сопоставимо с тем сопротивлением, когда "кибернетика" и "генетика" были объявлены в СССР в 50-е годы "лженауками".

Наверное, не стоит подробно напоминать, что развитие научной тестологии остановилось в СССР почти на 50 лет (!) после разгромного постановления ЦК ВКП(б) от 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". Само слово "тест "оказалось фактически под запретом, чего уж тут говорить о "тестологии".

Казалось бы, что после объявления эпохи гласности в 1980-е годы и тем более после 1991 года (отстранение КПСС от власти в РФ) с термином "Тестология" ничего более не случится. Ан нет! Я довольно подробно описал на форуме ЭСПП в 2019 году, как мою статью "Тестология" упорно и неотступно "невидимые критики под псевдонимами" всячески зарубали и не пускали в Википедию:

https://forum.ht-line.ru/threads/proekt-stati-testologija-dlja-vikipedii-i-chto-iz-ehtogo-vyshlo.2770/

Плечо подставил активный участник форума ЭСПП ныне, увы, покойный Леонид Чупров (из Хакасии, город Черногорск). Статья была опубликована им в скромном региональном журнале "Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири". Только после этого перепечатку этой же статьи опубликовала "Психологическая газета" (Санкт-Петербург, Иматон):

https://psy.su/feed/10938/

После смерти Леонида Чупрова онлайн-версия этой статьи на сайте Южно-сибирского журнала стала недоступной. И это я воспринимаю, как.... продолжение злоключений.

С чем это связано? - Кроме местнических интересов, которые всегда разделяли и разделяют психологов с педагогами и медиками, есть и другие причины, очевидно. Психологи любят термин "психометрика"; педагоги - термины "педагогические измерения", а также чаще психологов педагоги используют термин "тестология"; а медики до сих пор поют анафему любым стандартизированным измерительным методикам и объявляют "руку и глаз врача" главными инструментами диагностики. А что за "другие причины"? У меня есть свои догадки, а у Вас?

Пока вы задумались над этим вопросом, я предлагаю голосование (чтобы освежить Ваше отношение к этой теме).
👍5
Шмелев А.Г. пишет:

Вчера мы набрали 30 голосов, и Вы видите результаты. Меня порадовало, что 40% выбрали ответ, одинаковый со мной, и это больше, чем процент выборов других ответов. Но... разброс говорит о том, что статью "Тестология" я написал не зря. Думаю, что те, кто выбрал менее частотные ответы, просто ее не почитали. Концептуальная проблемка не такая простая, так как ядро тестологии (принципы математизированной теории тестов) сформулировали именно психометристы. Но метод тестов вышел далеко за пределы психологии. И если мы включаем в состав этой междисциплинарной прикладной науки ТЕСТОЛОГИЯ сами методики, а также некоторые организационно-технологические особенности, связанные со спецификой области приложения (педагогика, медицина, маркетинг и т.п.), то мы получаем именно ПЕРЕСЕЧЕНИЕ: возникает общее ядро и специфичная для тестологии периферия, которая не связана с самой психометрикой - наукой об измерении психических свойств и явлений. Впрочем, измерение порогов чувствительности или моделирование ГРУППОВЫХ (общих) перцептивных и семантических пространств - это разделы психометрики, которые тоже лежат вне области пересечения. Это в том случае, если тестологию мы определяем как методологию, направленную на измерение ИНДИВИДУАЛЬНЫХ свойств. Еще больше вне области пересечения лежит различных нетестовых методов. Но это если мы говорим о пересечении тестологии с психодиагностикой (методы наблюдения, беседы, проективные методики и т.п.).
👍8
ПРОВЕРЯЕМ ГИПОТЕЗУ О ВЛИЯНИИ ДНЕВНОГО СНА НА УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА

Вот прямая ссылка на 1-минутный опросник из всего лишь 3х (трех) вопросов:

http://services2.ht-line.ru/m-tests/?testing=fd455e7c29113eea


Пока в клубе КИТТ мы собрали 108 ответов. Это маловато для проверки гипотезы. Хотя... прошли только одни сутки.
"Контент-терминатор"? - не знаю, как Вас, но меня такой игровой термин как-то настораживает. Этот ценовой лист я только что обнаружил на сайте https://neuro-texter.ru. Не видно, а что за коллектив разрабатывал... Умудряются скрыть раздел "О компании", или хотя бы "О проекте", или хотя бы "Контактная информация". Или я умственно ослеп, а Вы эти разделы видите?
ТОЛЬКО 135 ОТВЕТОВ ПРО ДНЕВНОЙ СОН И ... НЕТ ЭФФЕКТА

Итак, значимого статистического эффекта на такой маленькой выборке мы пока не получили. Корреляция между частотой и продолжительностью дневного сна равняется 0,43 (вот это не случайная связь), но даже сумма этих двух показателей не дает значимой корреляции с высотой баллов по тестам на когнитивные способности (только +0,08). Чтобы такая связь была значимой, нужна выборка объемом 600 человек (да и то вероятность ошибки тогда будет высока - p<0,05). Так что... никакой сенсации нащупать явно не удается.

Если Вы переживаете за ...гм... эффект дневного сна, то, пожалуйста, ответьте на 3 вопроса по следующей ссылке:

http://services2.ht-line.ru/m-tests/?t=7ce046392df75d88

Кстати... я не исключаю, что ситуация требует раздельного изучения этой связи для разных возрастных категорий. Возможно, что в пожилом возрасте положительный эффект дневного сна подавляется другой зависимостью обратного знака: старческое снижение интеллекта сопровождается повышением частоты "задрыхивания" в преклонном возрасте у стариков среди бела дня. Но... у нас маленькая выборка для такого ее расщепления по возрасту. К тому же и старичков не хватает.
👍4
МЕТОДИЧНОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРИЗНАКИ "РУП"

Опытным психологам хорошо известно. что иногда данные единичных, но пролонгированных наблюдений имеют БОЛЬШУЮ ценность, чем массовых, но коротких по времени - срезовых измерений. Я бы хотел тут же - в нашем ТГ-канале CompDia- начать разговор о психологических признаках "РУП"- Реалистичного Уровня Притязаний. Сегодня поясню, что я под этим понимаю - что такое РУП?

РУП легче определить и понять, если его противопоставить ПУП - Повышенному Уровню Притязаний (он же ИУП -Инфантильный Уровень Притязаний, но лучше звучит ПУП). Эта пара - ПУП и РУП - тесно связана с фрейдистским контекстом, заданным через понятия "Принцип Удовольствия" и "Принцип Реальности".

Я провел, как минимум, три очень реальных, детальных и очень пролонгированных наблюдения в своей жизни. Это были отцовские наблюдения за тремя сыновьями, которые начинали с того (еще в дошкольном возрасте), что у них был выраженный детский ПУП, а под моим руководством - с помощью специальных игровых упражнений - они должны были освоить РУП, а по дороге обрасти необходимыми качествами морально-волевой регуляции деятельности - МЕТОДИЧНОСТЬЮ и НАСТОЙЧИВОСТЬЮ.

Не буду приводить все примеры,какие игры и упражнения помогали развить реалистическое планирование, целеустремленность и настойчивость (хотя результаты в трех случаях получились немного разные,но у всех троих произошли сдвиги в тех областях, где была реальная природная склонность и мотивация к "интересной деятельности"). Мой третий по имени Димка (очень длинный от рождения с тяжеловатыми ногами для узких плеч и длинных рук) никак не мог подтянуться на перекладине, хотя в 10 лет очень захотелось. Я смог ему внушить, что эту задачку надо отложить с 10 лет до 13 - до достижения подросткового возраста, когда возникнет природное изменение пропорций в развитии мышечной массы (под влиянием гормонального сдвига). И вот в 13 лет он сам начал следовать моим советам: начал с гантелей и эспандера (чтобы развить необходимые мышцы плечевого пояса еще до перекладины), а затем начал регулярно ежедневно подтягиваться, НЕ ОЖИДАЯ немедленного скачка в количестве доступных подтягиваний (мне удалось его убедить, что немедленного скачка НЕ будет). И так за 10 месяцев ему удалось поднять медленно свой результат с 1 до 10 подтягиваний подряд. Причем он все эти 10 месяцев тренировался уже без моего ежедневного контроля. На прошлой неделе он уже порадовал, что освоил "выход силой", причем сразу на две руки (!). Это лучше, чем было у меня в свое время в его годы (хотя я занимался со штангой и перекладиной в легкоатлетической ДЮСШ).

Почему это стало возможным? Какие факторы Димке помогли (кроме банального биологического созревания, которое тоже необходимо)? - А помогли наши начатые с ним регулярные занятия с дошкольного возраста по развитию... памяти. Мы записывали в толстую тетрадку результаты всех его попыток запомнить и воспроизвести в режиме "кратковременной памяти" 10 слов (пять пар, а потом уже и не пар). Удалось устойчиво поднять средний результат (усредненный по пяти подряд пробам) с 5 до 8 слов, что и требуется для уверенного успешного обучения в старших классах средней школы (по моим данным и в ВУЗе этого хватит уже для прослушивания лекций и усвоения новых знаний прямо в момент лекции). И тут сказались банальные процессы биологического созревания мозга, но новый потенциал не проявился бы в этом результате, если бы на биологию не удалось нарастить регулярный тренинг - осознанную работу над собой с использованием количественной шкалы результатов, чувствительной к мелким приращениям - к медленному прогрессу.

#Шкалы_достижений #Тренинг #Саморазвитие #Кривая_обучаемости #Уровень_притязаний #Принцип_реальности #Личный_кабинет_развития
👍11