Компьютерная психодиагностика и психосемантика – Telegram
Компьютерная психодиагностика и психосемантика
445 subscribers
416 photos
7 videos
8 files
480 links
Этот авторский канал Александра Шмелева предназначен для специалистов по оценке персонала и психодиагностике. Здесь рассматриваются отдельные методики и общие вопросы психометрического тестирования способностей, личностных черт, знаний и компетенций.
Download Telegram
Вчера (ближе к ночи) мне попалось на глаза популярное изложение результатов достаточно объемного исследования. Надо бы почитать эти результаты в оригинале. Но ... судя по тому, что написано в этом популярном изложении, мы в КИТТ за много лет тоже получили похожие результаты (хотя и на меньших по объему выборках). С высокими когнитивными способностями коррелируют такие черты "Большой пятерки" как "Открытость опыту" (пятый фактор), а также третий фактор "Эмоциональная стабильность" (в данном случае ее надо трактовать как "эмоциональную адаптированность" в отличие от "невротической дезадаптации") и первый "Экстраверсия" (которую надо трактовать как уверенность в себе и активность).

https://naked-science.ru/article/psy/kognitivnye-sposobnosti-svyazali

#Когнитивные_способности #Большая_пятерка #Характер #Корреляции #Мета_исследования
👍10
Итак, коллеги, я попробовал сейчас порекомендованную мне Юрием Тукачевым версию Chat-GPT 3.5. Первые 2 ответа меня очень даже устроили, а вот третий... ну смотрите сами, что получилось. Ха-ха-характер! ;)
😁9👍1🤔1
А вот что выдает наш ТЕЗАЛ-3 в ответ на комбинацию качеств "провокатор" и "лодырь"? Мы видим, что в основном в правом окне появляются так называемые "универсальные компетенции" с отрицательным весом (красный бар, отклонившийся влево от центра). Прежде всего это человек не "порядочный" (-34) и не "справедливый" (-34). Но ТЕЗАЛ обнаружил также и компетенции с положительным весом (зеленый бар с отклонением вправо от центра). Оказывается, что "лодырь+провокатор" вероятно может обладать (хотя и в небольшой степени) следующими универсальными компетенциями: Эмоциональным интеллектом (17), Юмором (14) и Ораторским мастерством (13). Я считаю, что это нетривиальный результат, заслуживающий...гм... осмысления.
👍8
А на этой картинке - результат работы системы Кандинский 2.1 в ответ на запрос "Провокатор и лодырь одновременно" (в стиле "Классицизм"). Запрос, конечно, получился неудачным. Ибо система решила изобразить не одного персонажа, а сразу двух. Но... думаю, что Вам будет нелегко распознать, кто из этих двоих оказался "лодырем", а кто - "провокатор". Мне кажется. что "провокатор" - этот тот, который справа. А Вам?
😱3🤡1
На Дзен-канале появился новый инструмент для авторов. Можно теперь сгруппировать свои статьи по определенной тематике в так называемую "подборку". Вчера я сделал такую подборку из 86 публикаций по тематике "Тестология, психодиагностика и дифференциальная психология". Публикации в жанре почти что "научпоп", но не совсем... Публикации эти появились в основном за последние 2 года.

https://dzen.ru/suite/90c16917-765d-423a-a964-6f4255087e18?share_to=vk
👍10🔥2
Тут меня могут спросить коллеги, строго сведя брови к переносице: "А какое отношение имеет к психодиагностике какая-то там ...гм... КОНКУРЕНЦИЯ?". Я по этому поводу в прошлом году, когда стартовал первый сезон дистанционного курса "Психология конкуренции" написал вот эту статью про... "древний спорт". Слабонервных прошу картинки не смотреть, то есть читать надо с закрытыми глазами.

https://dzen.ru/a/Yu6GWhOXDBGw83a_
👍6🔥3
В подборке публикаций на тему "Этико-психологическая теория конкуренции" я нашел сегодня публикацию, в которой отражаются актуальные для нашей группы мои упражнения - сочетание CHAT-GPT и системы ТЕЗАЛ, а именно на предмет, как они работают для прояснения, что есть "русский национальный характер". Забавно, но категория "справедливость" при этом всплывает из системы ТЕЗАЛ совершено автоматически.

https://dzen.ru/a/ZCk2ThMCLi573u-L
👍6
Приближается дата начала занятий в нашей летней Дистанционной школе ДПМШ-23. Это 19 июня. Если Вы (или ваши знакомые) размышляют, участвовать или нет, то будет полезным познакомиться, как выглядит первое Упражнение в этой школе по подсчету коэффициента валидности теста с помощью ЧТС - "четырехклеточных таблиц сопряженности". В Эксель дается образец, а на других листах этой же книги (файла) - аналогичные таблицы,но подсчеты уже надо выполнить самостоятельно, прикрепить заполненный файл на проверку (в свой ЛК - личный кабинет учащегося) и ждать замечаний или высокой оценки.
👍6
Выполнил сейчас тест-опросничек "треугольник Карпмана" (всего 18 вопросов) на сайте

https://neopsyinstitute.com/karpman

Что меня сильно насторожило? - Я применил позиционную тактику ответа "выше медианы" (отвечал "редко" по ликертовской шкале о поступках, в которых выражается моя зависимость) и... все равно получил "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", которое обосновывает необходимость прохождения некой платной психотерапевтической (точнее просветительской) программы "Интенсив-практикум". Закрадываются невольно такие мысли, что тест оказывается лишь инструментом "подсадки" и призван воздействовать на мнительных людей. НЕТ? А ведь этот опросничек маячит на множестве сайтов с бесплатно-доступными онлайн-тестами. Как бы разглядеть, как выглядит на самом деле распределение тестовых баллов по этому опросничку? Никто с ним не работал?
Предположим, что средний балл по дистанционному тесту знаний равен 60% ППО. А стандартное отклонение равно 15% ППО. Каким может быть, по Вашему мнению, допустимый процент снижения индивидуального результата в единицах ППО на контрольном тестировании?
Anonymous Poll
3%
5% , то есть человек, набравший 90%, не должен получить ниже 85% процентов правильных ответов
16%
10% на шкале ППО
52%
15% на шкале ППО (1 стандартное отклонение)
3%
20% на шкале ППО
0%
25% на шкале ППО
23%
30% на шкале ППО (2 стандартных отклонения)
0%
35% на шкале ППО
0%
40% на шкале ППО
6%
особый ответ (тогда, пож, напишите его в комментарии)
👍4
УТОЧНЯЮЩИЙ КОНТЕКСТ ДЛЯ ОПРОСА

Уважаемые коллеги, я всего пару раз до этого затевал опросы в Телеграме. Оказалось, что длина вопроса и ответов здесь весьма сильно ограничена. Поэтому контекста, наверное, многим не хватило. А он таков. Каждый сезон на конкурсе "Лидеры России" в рамках Экспертного совета очень оживленно идет обсуждение вопроса о том, каким должен быть допустимый уровень снижений индивидуального результата на очном контрольном тестировании. Допустим, человек показывает по тесту знаний в "домашних условиях" 80% правильных ответов. После какого снижения его надо снимать с дистанции, не допускаю до дальнейшего участия в конкурсе? - Если такого снимаем при 69% и при 70% оставляем в конкурсе, то значит допустимое снижение равно 10%, а если снимаем после 59%, то значит допустимое снижение равно 20%. Понятно пояснил контекст?
🔥3
ПОРТАЛ "БРЭ"

Меня сегодня попросили дать ссылку на портал "Большая Российская Энциклопедия". Даю:

https://bigenc.ru/

Признаться, я сам на этом портале больше писатель, чем читатель. Поэтому с интересом вместе с Вами, коллеги, разглядываю фронтальную страницу. Удивляют материалы не только про монастыри, но про... западный шоу-биз. Разве не могут пользователи БРЭ найти в ДРУГОМ МЕСТЕ необходимую им информацию про "человека-паука" и "судью Дредда"?

Это мне напоминает деятельность наших новостных корреспондентов на наших каналах ЦТВ: рассказывают о том, что знают (и где живут). А живут они, где и жили, - многие на Западе и знают ТОЛЬКО западные новости.

При этом утверждаю смело и прямо, что НЕ являюсь антизападником и всегда за взаимообогащение разных культур и народов, особенно - за открытый научный обмен. Но... раздражает это "двоемыслие", которое сеет постоянное недоверие нашего же народа нашим же СМИ.
5
КУРС ДПМШ-23. А ПОЛЕЗЕН ЛИ ОН ДЛЯ ПРЕПОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ?

Для тех, кто об этом курсе ничего не знает, даю сразу ссылку на лэндинг-сайт с программой курса.

https://incht.tilda.ws/dpmsh2023

Занятия по плану должны начаться этим летом 19 июня. Увы, пока маловато оплаченных заявок (в этом году, а в прошлые 4 сезона было более 40 в среднем!). И вот какая мысль меня посетила, коллеги.

А что если привлечь внимание к этому курсу тех преподавателей, которые преподают в вузах (и на разных курсах повышения квалификации) именно "Основы психодиагностики"? Не так просто изложить психометрические основы - осветить процедуры измерения надежности и валидности, которые как раз даются на этом курсе мной на самом элементарном уровне (за 40 лет я научился снижать трудность до приемлемого уровня, перешел к четырехклеточным таблицам, так как в "четырех соснах трудней заблудиться", ну и так далее). Преподаватели легко могут заимствовать упражнения в электронных таблицах Эксель, чтобы дать эти упражнения своим студентам.
👍4
Еще раз повторяю здесь прямую ссылку на лэндинг-сайт курса:

https://incht.tilda.ws/dpmsh2023

Вчера решили предложить на этом сайте скидку в 20 процентов для преподавателей - членов РПО.
🔥1
Когда в лекции номер 9 по программе ДПМШ я рассказываю про ТЕЗАЛ, слушатели, как правило, не слишком понимают, почему я называю ТЕЗАЛ нейросетью (или двухслойным перцептроном). В этом году я подготовил особое упражнение в Экселе (для желающих,разумеется), которое поможет каждому желающему понять, что такое ПЕРЦЕПТРОН путем... сооружения простейшего перцептрона для распознавания цифр. На скриншоте Вы видите фрагмент Эксель-модели, но будет, разумеется, видео-лекция с рассказом о том, как ею пользоваться, чтобы распознавать не только цифры ОДИН и ПЯТЬ, но и другие - как в автомате, распознающем почтовые индексы. Напомню, что основное назначение системы ТЕЗАЛ - автоматизированная интерпретация результатов психодиагностических методик.
🔥3👍1
КАНДИДАТЫ И ИДЕАЛЬНЫЕ СОТРУДНИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ РЕШЕНИЙ

Я понимаю, что каким-то участникам нашей ТГ-группы Compdia вовсе НЕ интересна эта пропедевтика (элементарные аналитико-графические навыки). Но я знаю, что даже знатоки иногда оказываются в тупике: Как же в ясной графической форме, например, преподнести заказчику идею МПР
(Многокритериального Пространства Решений) и изобразить местоположение "идеального сотрудника" в этом пространстве? На рисунке показан фрагмент из моей новой учебной видео-инструкции, в которой я показываю, как с помощью обыкновенной программы Эксель построить точечную диаграмму, подписать точки и отобразить в этом пространстве несколько ключевых кандидатов и несколько идеальных точек. Пока эта видео-инструкция доступна будет только слушателям нашей ближайшей летней ДПМШ. Но... напишите, пожалуйста, здесь в комментариях (обращаюсь к участникам группы): Вам интересна такая пропедевтика или нет? Заранее благодарю за отклик.
🔥8
Коллеги, что-то мне верится с трудом в такое "достижение НТП" (научно-технического прогресса). Кто-нибудь знает подробности?
👍2
ИТОГИ ПЕРВОГО МЕСЯЦА В РАБОТЕ НОВОЙ ТГ-ГРУППЫ "КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА"

Коллеги, 9 мая появилась первая публикация на этом канале. Мне хотелось бы самому осознать, что удалось и не удалось, а также привлечь активистов нашей группы (тех, кто подписан и пишет в чате) к этому процессу - к рефлексии нашего старта. Поэтому поводу я затеял сегодня третий опрос в группе - в надежде, что он поможет скорректировать направленность канала, в частности, в отношении содержания будущих опросов.

Основные сведения по статистике канала. Ну Вы сами видите, что у нас 238 подписчиков. Если бы мы смогли сохранить такой темп роста числа подписчиков, то достигли бы уже в этом году планки в 1000 подписчиков. Но это будет сделать очень непросто. Без вашей помощи я один явно не справлюсь :( А ведь планка в 1000 подписчиков помогла бы каким-то нашим участникам обнаружить в себе больше желания (мотивации), чтобы самим что-то публиковать на этом канале - от своего имени. Пока активности внешних авторов нам явно не хватает. Поэтому в последнюю неделю у нас только +11 подписчиков.

Еще некоторую невидимую Вам статистику канала я могу сам увидеть и сообщить Вам с помощью вспомогательного сервиса tgstat.ru.

На нашем канале среди подписчиков 43% составляют мужчины. Это не так мало, но повторяется известная закономерность (известная для всех профессиональных интернет-ресурсов по психологии, где я принимал участие): женщин больше.

Всего на канале было сделано 58 публикаций. Как я понимаю эту цифру, она включает число комментариев. Поясняю заодно тем, кто не слишком искушен в вопросе, чем отличается канал и сопутствующий ему чат. Если Вы подписались на канал, но не подписались на чат, то Вы получаете автоуведомления только о появлении заглавных публикаций, но не получаете уведомлений о появлении комментариев, ибо они относятся только к чату. В чате у нас пока 25 подписчиков. Чат покинули некоторые сторонники "соционики". По моим представлением, наличие 10 процентов подписчиков чата (от числа подписчиков канала) - это нормальная доля активных участников.

Средняя читабельность наших публикаций по-прежнему довольно высока (хотя с ростом числа подписчиков будет неизбежно снижаться). Средний охват одной публикации - 171 человек. Err=72% (коэффициент активности читателей). Это пока очень хорошие показатели, которые могут убедительней меня прокомментировать имеющиеся у нас специалисты по созданию коллективных ресурсов в Интернете (например, Юрий Тукачев). Эти показатели говорят о том, что у нас очень перспективный проект.

#Компьютерная_психодиагностика #Тестология #Психометрика #Искусственный_интеллект #Профессиональное_сообщество #Разработка_психологических_тестов #Сообщество_психологов
👍13
В_Саратове_изобрели_адаптивное_тестирование.pdf
75.5 KB
В САРАТОВЕ ИЗОБРЕЛИ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Конечно, трудно ожидать оговорок в сообщении ТАСС, что адаптивное тестирование, как особый подход в компьютерном тестировании, известно уже лет 40. Ну давайте мы сделаем такие оговорки хотя бы в "узком кругу". Вообще-то для наших отечественных "кулибиных" характерно "изобретение велосипедов". Ну хотя бы сами изобретатели могли бы чуток поинтересоваться, есть ли аналоги и чем их разработка отличается от аналогов. Впрочем, я лично узнал об этой разработке только из этого сообщения и, возможно, сужу об авторах как о "кулибинах" неправильно. Кто-то знает подробности? Раньше (на площадка ЭСПП) у нас были активными выходцы из Саратовского госуниверситета (Тугушев и другие).

#Компьютерное_тестирование #Компьютерная_психодиагностика #Адаптивное_тестирование #Теория_тестов #Искусственный_интеллект #Тестология