Продолжаем читать – Telegram
Продолжаем читать
358 subscribers
1.11K photos
2 videos
16 links
Про самые разные книги
Download Telegram
Книги, а точнее, устав товарищества, каталоги выставок и периодика из экспозиции выставки «Передвижники», что проходит сейчас в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.

Обратите внимание: во времена, когда фотографии ещё не было, полотна, экспонирующиеся на выставке, схематически зарисовывали для каталогов.
Пиноккио. Приключения деревянного мальчика. Le avventure di Pinocchio.Storia d'un burattino. Карло Коллоди. Перевод К. Данини. Иллюстрации И. Олейникова. Издательство «Никея», 2024.

По стихийно сложившейся традиции, перед наступлением нового года я рассказываю о какой-нибудь невероятно красивой книжке с картинками. В этот раз это будет коллекционное издание Пиноккио с чудными иллюстрациями Игоря Олейникова. От его картинок невозможно оторваться, они будто гибкие, движущиеся, очень эмоциональные. И этот узнаваемый стиль…

В послесловии от художника Игорь пишет, что перечитав книжку «в уже довольно зрелом возрасте… был поражен, насколько она хороша. Это сказка о взрослении, о внутреннем росте. Через всю историю проходит тема связи отец - сын… И, наконец, финальная сцена… отец и сын уходят в дымку. Потому что для меня неясно, чем всё-таки закончилась эта история для Джепетто и Пиноккио. А может, это уже иная жизнь?..».

Цитат не будет, но есть картинки - см. комменты. Наслаждайтесь! 

И с наступающими праздниками 🩶
Первый пост в 2025-м будет о книжках в экспозиции выставки «Неизвестный Щукин», что проходит сейчас в Галерее государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Как оказалось (впрочем, и не сомневалась), Сергей Иванович Щукин был профессиональным книголюбом. Цитирую организаторов выставки.

«На дореволюционных фотографиях дома Сергея Щукина буквально в каждом зале в изобилии присутствуют книги. Согласно документам о национализации, в особняке в Большом Знаменском была и комната-библиотека. Сам Сергей Иванович внимательно относился к судьбе своей книжной коллекции: в 1918 году, перед национализацией, он попросил назначить хранителем картинной галереи и библиотеки своего зятя Михаила Келлера, известного московского библио-фила…».

Продолжение в комментариях.
Про книжку напишу чуть позже, а пока - книги и периодика из антикварного магазина в Плёсе, Ивановская область. Называется магазинчик «Старинныя находки М. В. Афанасьевой». Чудное место.
Делюсь, в основном, хорошим, но иногда случаются провалы. Вот это, например, довольно скучная книжка. Не без интересных мыслей, но подача печалит. А ведь такое многообещающее название…
Развиватели (роман / 1903. Плёс). Георгий Северцев-Полилов. «Плёсский библиофил», ГБУ «Плёсский музей-заповедник», 2014.

Пока свежо впечатление, делюсь. И вовсе не потому, что книжка вызывает восторг. Всё же Георгий Тихонович был чистейшей воды беллетристом, могущим творить аналогично прекрасные романы, пожалуй, раз в месяц, а то и чаще, так что художественная, точнее, литературная составляющая играет тут малую роль. Дело в героях.

За основу романа автор взял слух, который витал и обсуждался всем приличным, насколько было возможным, обществом. Суть: Сергей Морозов (из той самой московской династии, Тимофеевич), сошедшись с Левитаном и Кувшинниковой (те самые, художники), приехал на пленэры в Плёс, где восхитился красотой местной молодой купчихи Грошевой, попутно являвшейся приёмной дочерью богатого старообрядца-фабриканта Крымова. А восхитившись, совместно с упомянутыми художниками убедил купчиху в текущем прозябании и сбил с провинциально-жизненного пути, уговорив сбежать с ними в Москву. Какие фамилии, а! Какие перепетии! Какой шикарный скандалъ!

Насколько правда сей слух, а также транслируемая в аннотации к роману информация, что, мол, после выхода романа старообрядцы выкупили или выкрали весь тираж из магазинов и библиотек, дабы не выносить сор из избы, - можем лишь предполагать. Но ведь герои! И ведь старообрядцы! И Плёс, и Приволжск, в которых до сих пор сохранилась большая часть упоминаемых в романе зданий, а память о всех перечисленных художниках, купцах и фабрикантах не просто передаётся в пересказах - она материальна, доступна, прям вот, потрогать можно!

Короче, в контексте поездки в Плёс, а также сопутствующего интереса к старообрядцам и Левитану, история меня порадовала. А Кувшинникова, связанная с Чеховым, Перовым, а также Хитровкой, это ж вообще чудо-женщина! Да и писал Полилов милейше, особенно про эти прелестные волжские закаты и вечера… Цитатно. 

* Окончив университет, молодой фабрикант не последовал примеру своего старшего брата, энергично помогавшего отцу в управлении заводами. Ему показалось, что его призвание - живопись. Подобная мысль родилась у него после нескольких дилетантски исполненных им эскизов… 

* - … я, напротив того, люблю эти чисто русские лица, длинные белокурые косы, эти глаза, смотрящие как-то наивно недоумевающе, эти мягкие черты, удел которых в недалёком будущем расплыться, эту присущую блондинкам лень…
- Сейчас заметно, что ты сам российский человек, да ещё из именитого московского купечества. Ваш идеал женщины - это чтобы она была толста, сентиментальна, пожалуй, даже глупа и ленива! Как вы сами ещё сладко спите… так и женщин ищете для себя таких же ленивых.

* … Запах роз после дождя стал сильнее. Густою волною врывался он на веранду, слегка кружа голову. Освежённая дождём зелень сада казалась обновившеюся. Крупные капли влаги, медленно скатываясь по листья, тяжело со звоном падали на песок дорожек. Потемневшая Волга ровной полосой отделялась от прибрежных кустов.

* [на прениях между старообрядцами и обращённым в официальное православие Федосом, который ранее был старообрядцем, начётчиком] С возрастающим всё больше вниманием следил Львовский за Федосом, его вдохновенная речь, естественные, но красивые жесты рук приковывали внимание художника…
- Непременно напишу его в виде ветхозаветного пророка. Как он великолепен в эти минуты!

* Всё начинало стряхивать с себя тяжёлое покрывало ночи, просыпаться, оживать. Слабо-слабо на горе зазвучал рожок пастуха… Тоненький гудок на заводе Виктора Семёновича вскоре тоже присоединился к обыденному утреннему концерту. Ему начала вторить сирена бегущего сверху Зарубинского парохода. Ударили в колокол в соборе, и разнородные звуки пробуждающейся жизни всё скорее и поспешнее гнали улетающую ночь…

* * *

Книжка средненькая, но как только обрастает историей и контекстом - невероятная!

P. S.: а вот биография самого Георгия Тихоновича Полилова-Северцева требует отдельного комментария. Яркая была личность, эстет-авантюрист. Говорят, в какой-то период своей жизни он… танцевал в варьете в Пуэрто-Рико!