еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Здесь был длинный пост, но я второй раз попался на нелогичный UX Телеграма.

На экране написания поста — две команды, которые что-то удаляют или отменяют:

1️⃣ Иконка мусорного ведра в области картинки;
2️⃣ Кнопка Cancel рядом с кнопкой Send.

Принцип близости гласит, что относящиеся к одной группе элементы интерфейса должны располагаться недалеко друг от друга: мусорное ведро должно удалять картинку, а Cancel — отменять весь процесс отправки.

Логично? Да. Так и работает? Нет!

Мусорное ведро в области картинки (буквально — справа от кнопки замены картинки) отменяет ВЕСЬ пост без предупреждения.

А должно удалять из поста изображение. Для приличия можно ещё спрашивать подтверждение.

Поэтому сегодня про интерфейс TG вместо эдтеха и инноватики. И поэтому будущие посты буду писать в редакторе. Вы тоже будьте внимательны.

#оффтопик
🤔6🤯31
Средний результат за хорошие деньги — скорее норма, чем исключение

После себестоимости, небольшой прибыли и хорошей прибыли начинается дивный мир «сколько-получится-взять-прибыли».

Корреляция цена/качество быстро слабеет: лучшим останется уровень, за который исполнитель получил «хорошую прибыль», а сумма сверху — это плата за бренд, репутацию, ублажённое ЧСВ заказчика и, если очень повезёт, за хороший клиентский сервис.

Как я это понял
Многие контрагенты из авторитетных, именитых компаний — специалисты средней руки с абсолютно человеческими ограничениями, косяками и провалами. А денег просят немало.

Что делать
Если вы заказчик, ищите пока ещё не «зазвездившихся» партнёров, которые сделают не хуже. Если вы исполнитель, прокачивайте бренд и репутацию, раздувайте чеки, становитесь такими же.

Прикладное следствие
Вашу задачу могут одинаково успешно решить как дорогие специалисты «прямо сейчас», так и специалисты с умеренным чеком «после поисков».

Если затраты на поиск меньше разницы в цене — поищите, если больше или равны — забейте.

#eLearning #медиа
👍6
Должен ли руководитель работать руками

И да, и нет.

С одной стороны, суть управления — получение результатов руками других людей. Про это четыре функции управления: Планирование, Организация, Мотивация и Контроль.

С другой стороны, руководитель должен понимать то, чем управляет. Он может не быть лучшим в команде, но обязан быть крепким середняком, чтобы понимать процесс и сложности.

Когда нужно работать руками

Если руководитель засучил рукава и пошёл пахать вместе со всеми — в общем-то, это провал планирования или управления рисками. Это тушение пожаров, а идеальное управление стремится к исключению пожаров.

Но! Если пожар случился, а руководитель вообще не понимает, что делать — пожар выйдет из-под контроля.

Поэтому руководитель должен быть способен влиться в процесс и помочь — но должен стремиться никогда до этого не доводить.

Такая вот дихотомия.

#elearning #медиа
👍9👏1
Насыщенная неделя

1️⃣ Запустили в акселераторе Спринт спецпроект с Inc

2️⃣ Встретился с тремя компаниями по AutoTech-проектам, а сейчас сижу на открытии корпоративной программы ГК Юралс

3️⃣ Содержательно пообщался с отличным проектом Verno

На неделе чуть выдохну, буду писать почаще и на более разнообразные темы.

Как идея — задайте мне какой-нибудь вопрос в комментариях 👇🏻

#медиа #инновации #редактура
👍82
Планировать результаты, а не задачи

Разговор про хорошую постановку задач почти всегда продолжают критериями SMART, показателями KPI и подходом OKR.

Для ускорения процесса можно не закапываться в методы постановки задач, а попробовать планировать результаты.

Попробуйте применить всё, что обычно советуют для формулировок задач, к артефактам по итогам работы:

— если нужно «написать концепцию», запланируйте сначала одностраничник, потом расписанные блоки, потом черновик, потом итог;
— если нужно «отредактировать текст», запланируйте «написанные комментарии по ходу документа»;
— если нужно «переработать пять таблиц в одну», привяжитесь к отправленной коллегам итоговой таблице.

На вид — как будто бы ничего не меняется, и хорошим управленцам такое уточнение не нужно.

Но для всех остальных это свяжет работу с результатом и поможет уйти от вычёркивания пунктов к содержательной деятельности.

Подводить итоги дня/недели/месяца тоже будет проще.

#eLearning #медиа
🔥6
От сложного к простому

Все недавние кризисы и потрясения отражались на сфере eLearning, EdTech и Media примерно одинаково:

1️⃣ Сокращение бюджетов. Финансирование обучения и рекламы снижается, но не обязательно до нуля.

2️⃣ Упрощение и ускорение. Долгосрочные результаты уступают место кратко- и среднесрочным успехам («quick wins») за меньший прайс.

3️⃣ Появление «многостаночников». Координация нескольких специализированных (= дорогих) подрядчиков уступает место работе с командой, которая может на приемлемом уровне закрывать разные задачи.

Что с этим делать?
уметь работать в малом бюджете: управлять уровнем проработки (сложно) и техническим исполнением (попроще);
уметь работать быстро: быстрее сделали — быстрее получили деньги — быстрее нашли новый проект;
уметь работать с разными задачами: например, самостоятельно закрывать потребности в тексте, графике, вёрстке, видеомонтаже или разбираться в рекламном кабинете и системе аналитики.

Неопределённость — едва ли не единственный сценарий, когда разноплановые специалисты ценнее узких профессионалов. Обычно это нужно в стартапах, а в период потрясений становится полезно для всех остальных.

P.S. Программы обучения можно делать и без создания контента — только руками методистов. Подробнее писал тут.

#eLearining #EdTech #медиа
3🤔1
Рандомный контент про левшей

Совершенно без повода поделюсь статьёй Forbes Образование про левшей. Пока читал, порадовался, что в мои школьные годы уже никто никого не переучивал. (Если вдруг было неочевидно по почерку и рисункам — я левша).

В дополнение к тому, что мир заточен под правшей (двери, ножницы, инструменты и пр.), обращу внимание на религиозно-лингвистическую особенность.

Библейский ангел сидит на правом плече, а дьявол — на левом, поэтому с этим направлением ассоциируется плохое: «налево» ходят неверные супруги, а «левак» — это контрафактная продукция. В английском корень -sin-, который лежит в основе слов «грех» (sin) и «зловещий» (sinister), происходит от латинского «sinister» — «левый».

По одной из версий, в советских школах леваки переучивали левшей в правшей во имя правого дела. Комично.

А если серьёзно: не переучивайте детей. Левшество — не прихоть, а особенность строения мозга.

#оффтопик
👍5🤔32
Идея: витрина для конструкторов контента

От продвинутых редакторов учебных курсов типа Articulate Storyline индустрия пришла к упрощённым конструкторам лонгридов типа Articulate Rise, iSpring Page, Scroll и Courseditor.

От продвинутых Learning Management Systems индустрия пришла... куда? А никуда. Сверхлёгких LMS на рынке как не было, так и нет — это почти всегда отдельный продукт, который нужно «внедрять».

За рубежом тот же Articulate прикрутил к своему конструктору систему назначения материалов и сбор статистики, превратив его в простой, но самодостаточный инструмент организации обучения. У нас что-то подобное делает Courseditor.

А что, если сделать ещё проще? Продавать не «систему дистанционного обучения с конструктором и аналитикой», а «конструктор материалов с витриной» — внешней страницей, на которой можно собрать базу знаний, разложить материалы по папкам, собрать FAQ или даже вести простенький экспертный блог.

Для кого:
— небольшие компании;
— вузы, сообщества;
— эксперты.

Гипотеза:
Пользователям такого сервиса не нужна детальная аналитика по людям, а нужна статистика дочитываемости и вовлечения в контент.

Относительно вложений в сам конструктор это была бы небольшая надстройка — фактически речь идёт про группировку нескольких share-ссылок на одной внешней странице.

В будущем можно прикрутить эквайринг и позволить собирать деньги за доступ к базе — и вот вы уже почти инструмент для инфобизнеса. А сделать страницу встраиваемой в существующие сайты — и вот вы уже инструмент для создания открытых баз знаний.

#eLearning #edtech
👍5
Иногда можно не декомпозировать

Прочитав очередную книгу про преодоление прокрастинации (тут ссылка на отзыв), я вынес из неё декомпозицию задач до уровня «3-4 на сегодня».

Подход хорошо работал пару лет, а потом начал системно сбоить. Сегодня я понял, почему: потому что он неприменим для разрозненной деятельности.

Чётко планировать день, в котором перемешаны разные типы работы, — сложно, в т.ч. из-за затрат на переключение.

При этом на удивление хорошо уже вторую неделю работает как раз «трёхдневный список» — задачи, которые должны быть сделаны в ближайшие три дня без строгой привязки к дате и времени.

Кажется, это вариант для продактов, позиций с расщеплённым вниманием и для фрилансеров с ворохом проектов.

Попробуйте.

#elearning #медиа
4🔥3👍2🤔1
Открытый мини-курс по информационному сопровождению стартапов

Собрал модуль про базовый набор промо-материалов ИТ-компании по мотивам моих вебинаров в акселераторе Спринт.

Кому:
— основателям ИТ-компаний
— начинающим продактам
— маркетологам и пиарщикам

Можно листать, смотреть, читать или забрать SCORM-пакет в свою систему обучения.

Ссылка тут, резервная — здесь.

Enjoy! 😎 И друзьям перешлите.

#eLearning #медиа #мой_контент
2👍2🔥2
Воскресный дайджест

Пока готовится серия постов про французский EdTech, освежим в памяти публикации на смежные темы:

1️⃣ Про EdTech в Латинской Америке, или Почему все спешат в Бразилию?

2️⃣ Про образовательные технологии в Африке, или Цените достижения цивилизации

3️⃣ Два поста подряд о том, что заменяют электронные курсы

4️⃣ Что обычно происходит с digital-контентом в кризис

Астрологи объявили следующую неделю (олды здесь?):

🇫🇷 Неделя багетов, круассанов, мушкетёров и белых флагов

#EdTech #eLearning #дайджест
👍31🔥1👏1
EdTech во Франции 🇫🇷, часть 1

Начинаю обещанную серию постов.

Цифры

🔹 500
— столько французских стартапов работают в сфере образования и профессиональной подготовки;
🔹 10 000 человек — столько сотрудников заняты в индустрии;
🔹 1,3 млрд евро — таков оборот EdTech в стране в 2021;
🔹 70% — такова доля в обороте ТОП-20 EdTech-стартапов, из которых 17 работают в сегменте профессиональной подготовки;
🔹 438 млн евро — столько инвестиций подняли французские «эдтехи» в 2021 году;
🔹 140 компаний — столько EdTech-стартапов открылись с 2019 по 2021.

Нехитрыми расчётами получаем, что на 1 занятого в секторе приходится 130 000 евро выручки (которую на 70% генерят ТОП-20 компаний) и 43 800 евро инвестиций.

Направления

🧑🏻‍💻 Проф. подготовка — 53% компаний, из них 22% специализированных (т.е. тех, для кого это единственный сегмент);
👨🏻‍🎓 Высшее образование — 40%, но только 5% специализированных;
🙋🏻 Школьное образование — 27% компаний, из них 13% специализированных.

Сегменты
С B2B работают 75% компаний, при этом развит сегмент B2G — прямые продажи в школы (47%) и муниципалитеты (40%).

Инвестиции
Из 438 млн евро в 2021 году кратно больше остальных забрали себе пять стартапов:

360Learning (€177 млн) — LMS для коллаборативного обучения внутри компании. Напоминает наш Dabster.

Ornikar (€100 млн) — платформа для обучения вождению: приложение для изучения ПДД, маркетплейс инструкторов (в стиле Calendly) и логичное превращение в страховой сервис с экспертной поддержкой и услугой «второй пилот» на базе инструкторов («трезвый водитель» или попутчик на сложных маршрутах).

Openclassrooms (€68 млн) — образовательная платформа проектного обучения ИТ-специальностям: студенты или слушатели выбирают карьерный трек и выполняют реальные задачи под руководством ментора в течение 6-12 месяцев. Если не находят работу за полгода, получают деньги назад.

LiveMentor (€11 млн) — тоже про проектное обучение, но с другой стороны: видеокурсы с теорией и 3 месяца сопровождения от ментора, который помогает разобраться и курирует применение навыков. Бонусом идёт доступ в сообщество студентов и менторов.

Simundia (€10 млн) — платформа ситуативного коучинга по авторской методике: три встречи по конкретной ситуации с конкретным результатом (планом действий). Платформа ведёт учёт запросов, организует встречи и добавляет элемент HR-аналитики.

Обращает на себя внимание присутствие живого общения во всех ТОП-5 инвестированных стартапов. Электронный контент используется как введение и поддержка процесса, а основная передача знаний идёт от человека к человеку.

В следующих постах будут предварительные данные 2022 года и обзор крупнейших французских EdTech-компаний.

#EdTech #про_страны #France
👍82🔥1👏1
EdTech во Франции 🇫🇷, часть 2

Какие французские EdTech-стартапы привлекли инвестиции за первые 9 месяцев 2022 года:

rise up (€30 млн) — корпоративная LMS с фокусом на индивидуализацию обучения. Чат-бот помогает подобрать желаемые темы курсов и настроить периодичность обучения, а библиотека контента уже наполнена востребованными материалами. Есть свой редактор материалов и дашборд с аналитикой.

Chance (€12 млн) — сервис профессионального развития на базе 12-недельной работы с карьерным коучем. Общая задача: закопаться в свои мотивы и ценности, найти отражающую их деятельность, спланировать и реализовать план действий по попаданию на подходящую позицию в подходящую компанию.

Stych (€10 млн) — ещё одна платформа для обучения вождению. Делает примерно то же, что и более крупный и дороже оценённый Ornikar: изучение ПДД, маркетплейс инструкторов и страхование. Отличается более весёлым дизайном и наличием контента про велосипеды, самокаты, экономное вождение и безопасность на дороге.

Skillup (€8 млн) — корпоративная LMS 3-в-1: готовый контент от 200+ поставщиков, управление индивидуальными планами развития и регулярными встречами, создание моделей компетенций и их визуализация на основе истории обучения.

Invivox (€7 млн) — двусторонняя платформа ДПО для врачей. Медики получают доступ к образовательным материалам, которые размещают медицинские учреждения на своих страницах в сервисе. Команда сервиса помогает с оформлением и продвижением материалов на платформе.

Tactileo (€7 млн) — открытая LMS для учебных заведений. Включает конструктор материалов, библиотеку контента, редактор интерактивных вставок и непосредственно LMS. Бесплатна для образовательных учреждений, в компании продаётся за деньги. Чем-то напомнила Московскую электронную школу.

ProfessorBob.ai (€4 млн) — ИИ / чат-бот на алгоритмах естественной речи, который умеет отвечать на вопросы учащихся, создавать блоки контента и генерить интерактивные задачи на основе существующей базы знаний. Также умеет подключаться к базам контента через API — например, уже тестируют подключение к Coursera и Openclassrooms из предыдущего поста.

Если в 2021 больше всех подняли проекты с коммуникацией человек-человек, то в 2022 пока виден тренд на повышение эффективности готового контента: чат-боты, каталоги курсов, персонализация обучения. Кажется, что в прошлом году скучали по общению, а в этом — экономят деньги.

В следующем посте — самые успешные французские EdTech-проекты и список из 350 активных стартапов на 2021-2022.

#EdTech #про_страны #France
👍4🔥21
Сидишь такой в субботу в офисе, работаешь в ритме «скоро конец года» четвёртую неделю подряд (это причина отмазка паузы в постинге).

И вдруг видишь экспертную статью на РБК.Трендах про упрощение форматов и ценность скорости доставки знаний.

Смахиваешь с улыбкой скупую мужскую слезу и вспоминаешь концепцию продукта 2019 года, которая заявляет ровно то же самое.

Отсюда глобальный вывод:

Если вы плотно занимаетесь какой-то темой 5-7 лет, с огромной вероятностью ваши конструктивные мысли и соображения по этой теме отражают её ближайшее будущее.

#eLearning #EdTech #угадалтренд

P.S. Полезный постинг про региональный эдтех скоро вернётся.
👍7🔥3
Выхожу из сумрака

Немного пользы после долгого перерыва:

1) https://aitools.fyi — агрегатор ИИ-инструментов, в т.ч. не очень раскрученных. Можно смотреть на появляющиеся решения и присматривать конкурентов.

2) https://ctrlalt.cc — каталог сервисов для стартапов, и снова не очень раскрученных. Можно смотреть на тенденции или тестировать молодые сервисы на своём бизнесе (скорее зарубежном, и тем не менее).

3) Тренды в EdTech на 2023 от McKinsey — тут не про тренд на микрообучение 10-ый год подряд, а скорее про "индийский рынок растёт на фоне сокращения китайского" и про лидерство B2B EdTech-решений в части привлечения капиталов. При этом статья от ноября 2022, а статистика в ней — за 2021 год, поэтому это скорее пик перед снижением в 2022-2023.

Личных инфоповодов довольно много: смена работы, погружение в EdTech-проекты в октябре-декабре 2022 года, продолжение преподавания и много чего другого.

Снова буду делиться инсайтами и интересными ссылками, а если есть запрос на продолжение международного контента — пишите в комментариях или в личку.

#edtech
🔥10👍2
О нейросетях с позиции автора асинхронного контента

Вся «производственная» часть электронного контента в ближайшие годы (месяцы?) будет делегирована нейросетевым инструментам.

Тексты. Junior-уровень с претензией на Middle можно получить уже сейчас. Это не всегда готовый результат, но это всегда хорошая основа для редактуры. Если контент неспециализированный, то этого достаточно (пример: Tute.ai); если контент специализированный, его можно извлекать из базы знаний компании (примеры: ProfessorBob, Collato). Пока что речь об английском языке, но верим в Яндекс и ждём YaLM.

Изображения. Midjourney и Stable Diffusion достаточны «для красоты», а «для информативности» есть накопленный опыт визуализации данных, схем и таблиц, который скоро тоже получит свои ИИ-инструменты. Презентации из стоковых картинок уже начали генерить (пример: Slides.ai). Сберу спасибо за ruDALL-E, который пока уступает, но он есть.

Аудио и видео. Оба уже синтезируются на приемлемом уровне. Содержание роликов можно менять без пересъёмки и монтажа: заменил текст —> экспортировал новое видео с виртуальным спикером (пример: Synthesia, Elai, Deepbrain). Если с аудио в России всё в порядке (пример: voxqube и разработки Яндекса), то генератор видео Visper by Sber нуждается в доработке и последователях.

***

К чему это может привести в сфере создания обучения:

1. Рост ценности индивидуальных продуктов. Нестандартный и сложно воспроизводимый контент станет ценнее: уникальная экспертиза конкретного человека, креативная манера подачи, умение подбирать метафоры и хорошо объяснять и т.д.

2. Рост ценности личного контакта. Невербальная коммуникация, участие в сообществе, тимбилдинг, очный нетворкинг — всё это станет реже, но приобретёт премиум-статус, потому что после периода «а давайте на этом сэкономим» неизбежно вернётся «а давайте сделаем это частью УТП».

3. Рост роли продуктологов и маркетологов. Быстрый контент от ИИ будет у всех. Синтезированные видео будут у всех. Умные чат-боты будут у всех. Тогда что станет преимуществом при выборе образовательного продукта?.. Это новая задача для менеджеров продукта и маркетологов.

Общий прогноз: «Средний» уровень, доступный человеку без профессиональных навыков создания контента, существенно вырастет. Планка качества и ожидания от профессионалов вырастут и будут включать новые аспекты. ИИ-инструменты станут «новым MS Office / Google Docs» в своей отрасли — это будут навыки, без которых работать будет сложно / долго / дорого. В неанглоязычных странах процесс будет идти медленнее.

Бонус для дочитавших: ещё один агрегатор ИИ-инструментов, по которому можно следить за рынком: Future Tools.

#eLearning #edtech #инновации
🔥5👍2
Яндексовский «Шедеврум» умеет, могёт. Заявка на ответ Midjourney, жду добавления в подписку Плюса.

UPD: сберовский Kandinsky Bot тоже отлично справляется.

#инновации
👍52