девочка не знает, что поёт
я прочитал "русскую нарезку" Павла Кушнира только получив прямое указание от Ильи Кукулина, и вот написал по итогу некоторый нефилологический комментарий не столько к книге, сколько к культурной ситуации, в которой мы сейчас находимся. это в целом мрачный…
Иван Соколов написал на фб; я очень сильно выдыхаю, потому что больше всего не хотел, чтобы сочувствующие восприняли этот мой отклик как некое затравленное ворчание. спасибо.
В сети появился первый печатный отклик на роман Павла Кушнира «Русская нарезка». До сих пор были лишь посты в соцсетях да наши с коллегами устные реплики на вечере в СФ. Важно, что этот текст написан Дмитрием Гаричевым — писателем, чьё творчество, если я не ошибаюсь, Ilya Kukulin на нашей дискуссии называл самой близкой аналогией проекту Кушнира. Подчеркну также и то, что это эссе написано автором, остающимся в РФ. Это непростой, раскалённый текст, однозначно встающий на сторону Кушнира и одновременно вершащий символический суд — как над самим автором «Нарезки», вернее, над российским обществом, приведшим его к катастрофе, так и над собой самим и всеми своими коллегами по российскому культурному сообществу, кто «по умолчанию» запятнан той или иной степенью участия в действиях государства, например, работая в его институциях, так же как это делал и Кушнир. Для тех, кому представляется, что публикация такого полемического текста это просто жест, особенно из находящихся за пределами РФ, напомню, что даже лайки на страничке Кушнира в Контакте могут служить поводом к преследованию российских граждан со стороны властей. Но реальный камень в сторону Гаричева, боюсь, захотят кинуть не только ФСБ и их наймиты. Этот текст не понравится никому из вас. Ни поклонникам творчества Кушнира, ни его друзьям и близким. Ни тем, кому хотелось бы трибунала над любым госслужащим культурной сферы в РФ. Это жесточайший текст — текст отрицания, и подведения итогов, и отстранения, и самоописания вне всяческих иллюзий. Уже одно то, что Гаричев «читает» и роман, и сам кейс Кушнира как исторический феномен, стоящий в ряду самых выразительных символов эпохи путинизма, находящийся в диапазоне между таких двух противоположных полюсов, как Игорь Бобырев и Ирина Славина, может лишить дара речи. Но при всём отталкивающем действии этого эссе, при том что я не могу до конца согласиться с большинством его ходов, я нахожу его необходимым.
Текст Гаричева написан изнутри ситуации боли и причиняет такую боль потому, что он замешен на особо ядовитом, самоядовитом варианте иронии: когда автор одновременно и пытается говорить из самого сердца описываемого предмета и рвётся занять максимальную по отношению к нему дистанцию. Это сочетание идентификации с Кушниром и отчуждения от него невозможно привести к синтезу, с которым мы могли бы захотеть совпасть, потому что нет той реальности, в которой мы могли бы примириться с гибелью этого человека. Написанное Гаричевым важно вот чем. Из всех голосов, высказывавшихся о Кушнире, а их уже прозвучало немало, в самых разных формах, — из всех наших реплик, которые пока что не могут вынырнуть из пучины горя и сочувствия, не могут по-настоящему начать читать Кушнира в режиме не мемориальном, Гаричев первым смог отстраниться и попробовать отнестись к «Русской нарезке» не то, чтобы непредвзято (это невозможно, как признаётся и сам рецензент), а с той предельной взыскательностью, каковой требует сам текст Кушнира. Отсюда эти предъявы к заглавию романа (которые, пусть они не до конца нюансированы, но отмахнуться от них тоже невозможно), отсюда беспощадный диагноз «Русской нарезке» как произведению искусства, которое не смогло предложить никакого _художественного_ выхода из исторической реальности путинской России. В этом эссе не делается никаких скидок ни на возможную политическую незрелость автора романа десятилетней давности, не на неопытность дебютанта-непрофессионала, — потому что нет скидок там, куда Кушнира «исчезла», как сказали бы в Латинской Америке, российская власть. Рецензия Гаричева — это безжалостное разбирательство, почти что товарищеский суд, но именно что с позиций полной, безоговорочной солидарности. _Всё_, что горько критикует как в жизни, так и в романе Кушнира Гаричев, критиковал и сам Кушнир; то, что не все из нас в состоянии с этим согласиться, в каком-то смысле уже наша проблема.
❤8👍1
девочка не знает, что поёт
я прочитал "русскую нарезку" Павла Кушнира только получив прямое указание от Ильи Кукулина, и вот написал по итогу некоторый нефилологический комментарий не столько к книге, сколько к культурной ситуации, в которой мы сейчас находимся. это в целом мрачный…
Судя по всему, что мне удалось понять о Кушнире, сам он при жизни хотел бы именно такого, требовательного разговора вплотную, — а не наших сентенций, скорбных и полных прощающей, прощающейся и просящей прощения любви издалека.
❤11👍3
мой прадед по отцовской линии был надзирателем в бутырской тюрьме ещё до 1917 (и подростком я любил подозревать, что это именно он отобрал у маяковского тетрадку со стихами, написанным в заключении), а тут я купил для мамы "крутой маршрут", листаю иллюстрации и вот нападаю опять же на знакомую фамилию. как говорится, какие ещё нужны док-ва
❤16😢2😱1
лучший фильм всех времен и народов это либо андрей рублев либо второй терминатор, но никак, НИКАК не Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles, вы с ума посходили что ли.
❤6
заметки о старении: наблюдаю в своем так наз. литературном поколении (и в себе самом, разумеется, райт нау) растущую склонность к псевдоглубокомысленным высказываниям; тут важно прикинуть перспективы этого легкого разжижения мозгового вещества: хочется все же двигаться в сторону виталия пуханова, который честно пишет что пришла пора сдавать экзамены на городского сумасшедшего, а не в сторону фаины гримберг или там михаиля визеля какого-нибудь, здоровья им обоим
❤11😁3🥰2👏2
никакая музыка не заставляет так трясти башкой как 6ой струнный квартет мендельсона и 8ой шостаковича (за dsch неудобно, конечно, там все-таки холокост, но вот возникает такая необходимость).
❤8
К.
чокнутые институтки москвы снуют
по резиденциям и терапиям, целясь
научиться плести камуфляжные сетки так,
чтобы это не перебивало процесс письма;
только мы с тобой и остаёмся невдалеке
правильно сосредоточены на одном
чистом проклятии, из которого можно
что угодно извлечь, подержать и убрать обратно.
все кто не слился однажды сойдут с ума –
мы и сами гуляли вдоль кромки тогда, повторяя
вслед за теми кого считали умней себя,
что всё кончится трибуналами, но сначала
трудовая повинность, карточная система
и отмена всех слов, и тебя отчаивал лай
сумеречных собак в оттаивающем посёлке,
а меня ночные белые грузовики.
что ж, мы превозмогли это: все-таки в нас что-то есть
от невинности наших родителей, для которых
ничего смертельного не изменилось; я
засыпаю опять легко, представляя тебя перед сном
вечной лисицей, проносящей меня
как щенка, высоко над сырым обугленным лесом:
в этих местах ты сечёшь ещё меньше, чем твой
скомканный подопечный, но ты охранишь его здесь.
ненависть, возведённая просто в цвет
неба, в непоправимый бесплатный праздник,
стала ещё одной нашей любовью, как
раньше в десятых детьми нас ещё верней
продлевал друг в друга один на двоих сеанс
мучениц или иди и смотри, с очевидной
оговоркой, что этот сегодняшний хоррор-фест
неизвестно получится ли досмотреть до конца.
чокнутые институтки москвы снуют
по резиденциям и терапиям, целясь
научиться плести камуфляжные сетки так,
чтобы это не перебивало процесс письма;
только мы с тобой и остаёмся невдалеке
правильно сосредоточены на одном
чистом проклятии, из которого можно
что угодно извлечь, подержать и убрать обратно.
все кто не слился однажды сойдут с ума –
мы и сами гуляли вдоль кромки тогда, повторяя
вслед за теми кого считали умней себя,
что всё кончится трибуналами, но сначала
трудовая повинность, карточная система
и отмена всех слов, и тебя отчаивал лай
сумеречных собак в оттаивающем посёлке,
а меня ночные белые грузовики.
что ж, мы превозмогли это: все-таки в нас что-то есть
от невинности наших родителей, для которых
ничего смертельного не изменилось; я
засыпаю опять легко, представляя тебя перед сном
вечной лисицей, проносящей меня
как щенка, высоко над сырым обугленным лесом:
в этих местах ты сечёшь ещё меньше, чем твой
скомканный подопечный, но ты охранишь его здесь.
ненависть, возведённая просто в цвет
неба, в непоправимый бесплатный праздник,
стала ещё одной нашей любовью, как
раньше в десятых детьми нас ещё верней
продлевал друг в друга один на двоих сеанс
мучениц или иди и смотри, с очевидной
оговоркой, что этот сегодняшний хоррор-фест
неизвестно получится ли досмотреть до конца.
💔20❤7❤🔥3🔥3👍1
Веселое тело кружилось и пело, хорошее тело чего-то хотело, теперь постарело чудесное тело, и скоро уж тело отправят на мыло. Так, кокетничая с собой, совсем еще не старый, со средней позиции, Гангут встречал признаки старения.
И вдруг обнаружился новый, обескураживающий. Вдруг Гангут открыл в себе новую тягу. Карты на стол, джентльмены, он обнаружил, что теперь его постоянно тянет вернуться домой до 9-ти часов вечера. Вернуться до 9-ти, заварить чаю и включить программу „Время” — вот она, старость, вот он, близкий распад души.
Я, брошенный всеми в этой затхлой квартире, слегка забрюшенный и совсем заброшенный господин Гангут наедине с телевизором, наедине с чудовищным аппаратом товарища Лапина. „Вахта ударного года”. Сводка идиотической цифири. Четыре миллиона зерновых — это много или мало? Всесоюзная читательская конференция. Все аплодируют. Мрачные уравновешенные лица. Вручение ордена Волгоградской области. Старики в орденах. Внесение знамен. Бульдозеры. Опять „Вахта ударного года”. Ширится борьба за права человека в странах капитала. Порабощенная волосатая молодежь избивает полицию. Израильская военщина издевается над арабской деревенщиной. Снова — к нам! Мирно играют арфистки, экая благодать, стабильность, ордена, мирные дети, тюльпаны... экая хуемотина... Гангут по старой диссидентской привычке вяло иронизировал, но на самом-то деле размагничивался в пропагандном трансе, размягчался, как будто ему почесывали темя, и сам, конечно, сознавал, что размагничивается, но отдавался, распадался, ибо день за днем все больше жаждал этих ежевечерних размягчений.
(не, при коммунистах даже вот этсамая порошковая литература была как-то милее все же)
И вдруг обнаружился новый, обескураживающий. Вдруг Гангут открыл в себе новую тягу. Карты на стол, джентльмены, он обнаружил, что теперь его постоянно тянет вернуться домой до 9-ти часов вечера. Вернуться до 9-ти, заварить чаю и включить программу „Время” — вот она, старость, вот он, близкий распад души.
Я, брошенный всеми в этой затхлой квартире, слегка забрюшенный и совсем заброшенный господин Гангут наедине с телевизором, наедине с чудовищным аппаратом товарища Лапина. „Вахта ударного года”. Сводка идиотической цифири. Четыре миллиона зерновых — это много или мало? Всесоюзная читательская конференция. Все аплодируют. Мрачные уравновешенные лица. Вручение ордена Волгоградской области. Старики в орденах. Внесение знамен. Бульдозеры. Опять „Вахта ударного года”. Ширится борьба за права человека в странах капитала. Порабощенная волосатая молодежь избивает полицию. Израильская военщина издевается над арабской деревенщиной. Снова — к нам! Мирно играют арфистки, экая благодать, стабильность, ордена, мирные дети, тюльпаны... экая хуемотина... Гангут по старой диссидентской привычке вяло иронизировал, но на самом-то деле размагничивался в пропагандном трансе, размягчался, как будто ему почесывали темя, и сам, конечно, сознавал, что размагничивается, но отдавался, распадался, ибо день за днем все больше жаждал этих ежевечерних размягчений.
(не, при коммунистах даже вот этсамая порошковая литература была как-то милее все же)
❤8👍1🔥1
налетел по дурости своей на 50к неуплаченных нологов и пожалел что из-за все той же галины рымбу отфрендил некогда главную меценатку руслитературы, щас помогла бы мне...
💔4❤3🔥2😁1
Forwarded from влад гагин пишет роман каждый день
пишу главу лесгафта, дошел до момента, в котором буду пиздить текст из неизданной повести дмитрия гаричева, которую он мне сам же и отправил
😁5🥰2❤1
новости навалили, а ты не смотри:
всё уже сказано в сердце, как говорили
в самых бесспорных местах страны: гаражах,
общежитиях и отделах внутренних дел:
нехуй ставить такие спектакли, читать такие стихи,
продавать такие издания, нехуй ходить
на концерт пикника, нехуй ездить с гуманитаркой
нехуй считать вагоны, нехуй снимать
на телефон расписание военкомата,
нехуй клеить наклейки, двигать на кремль, ронять
вертолеты, нехуй кататься на велосипеде
под оккупацией, заключать контракт
нехуй бежать из города, нехуй ждать
под бомбёжками, нехуй записывать обращенья,
нехуй надеяться, нехуй водить ребёнка
на простреливаемый откуда придётся пляж
нехуй жаться по барам на маросейке, нехуй
задыхаться на полусогнутых, слать жене
фото червивых повязок, нехуй скрываться
вздрагивать уворачиваться опадать
нехуй жить в курске херсоне белгороде одинцове
льгове москве лисичанске шебекине рыльске
киеве тегеране лос-анджелесе ельце
близко к объектам, в многоквартирном доме
потому что идёт война, не надо мешать ей
долго идёт, никак не может дойти
сквозь тупой человеческий лес, изводимый
и опять нарастающий, тычущий локти свои
только она и разберётся по сути
кто чем дышал, откуда вообще такой
совлечет все лишние ткани, каждому скажет
точное имя, неужели не интересно
всё уже сказано в сердце, как говорили
в самых бесспорных местах страны: гаражах,
общежитиях и отделах внутренних дел:
нехуй ставить такие спектакли, читать такие стихи,
продавать такие издания, нехуй ходить
на концерт пикника, нехуй ездить с гуманитаркой
нехуй считать вагоны, нехуй снимать
на телефон расписание военкомата,
нехуй клеить наклейки, двигать на кремль, ронять
вертолеты, нехуй кататься на велосипеде
под оккупацией, заключать контракт
нехуй бежать из города, нехуй ждать
под бомбёжками, нехуй записывать обращенья,
нехуй надеяться, нехуй водить ребёнка
на простреливаемый откуда придётся пляж
нехуй жаться по барам на маросейке, нехуй
задыхаться на полусогнутых, слать жене
фото червивых повязок, нехуй скрываться
вздрагивать уворачиваться опадать
нехуй жить в курске херсоне белгороде одинцове
льгове москве лисичанске шебекине рыльске
киеве тегеране лос-анджелесе ельце
близко к объектам, в многоквартирном доме
потому что идёт война, не надо мешать ей
долго идёт, никак не может дойти
сквозь тупой человеческий лес, изводимый
и опять нарастающий, тычущий локти свои
только она и разберётся по сути
кто чем дышал, откуда вообще такой
совлечет все лишние ткани, каждому скажет
точное имя, неужели не интересно
❤32💔7👍5🔥3
в музее архитектуры насыщенная выставка про собирание рассыпавшихся на миллионы лепестков новгородских фресок (привезли даже икону "видение пономаря тарасия", которая как по мне равна по своему изобразительному величию чёрному квадрату и апофеозу в-йны) - но поскольку в мск 2025 года любое музейное пространство обязательно должно быть протравлено, с "не рыдай мене, мати" тут зарифмовано стихотворение дементьева про алексея-алешеньку-сынка (натурально оба текста вывешены по бокам от фрески; ну эх)
❤5😢3
на подступах к сорока годам открыл для себя беспримесное практически величие группы the kinks; такими темпами чувствую к пенсии дорасту до постижения битлз и короля и шута
❤8👍1😁1