Деврел-бюро – Telegram
Деврел-бюро
1.37K subscribers
31 photos
2 videos
333 links
Деврел-мастерская / зима 2026: https://devrelagency.ru/devrel-masterskaya-2026-winter

===

Канал про деврел, ИТ-сообщества, технические коммуникации, инженерную культуру.

Связаться: @adolgushev
База знаний: devrel.ru
Услуги: devrelagency.ru
Download Telegram
Важная стадия деврела – синхронизация историй.

Сначала делаешь, чтобы появилось хоть что-то, хоть какие-то артефакты и первая обратная связь. Потом чтобы появлялось регулярно. А дальше – чтобы всё было синхронизировано.

Чтобы все наши статьи, доклады, мероприятия – формировали целостный образ компании; не противоречили одно другому. Чтобы каждая история не создавала каждый раз новое представление о нас, но органично дополняла предыдущие эпизоды.

Синхронизация идёт третьей в списке стадий деврела выше, но это не значит, что работу над ней нужно отложить на три года, три сотни выпущенных артефактов или как-то ещё искусственно отодвигать во времени.

Тут речь о том, что чем менее сформирован процесс создания новых историй, тем сложнее будет добавить туда синхронизацию. Будет дополнительным условием, которое нужно выполнить инженеру в процессе подготовки своего деврел-артефакта; длиннее чеклист. В то же время чем раньше начнёшь работать с синхронизацией, тем раньше она заведётся.

Вопрос баланса – не слишком рано (пока никто не готов), не слишком поздно (чтобы деврел-истории не работали в холостую).

Наша любимая модель для синхронизации – Employee Value Proposition. Знаете компании, у кого оно есть?
При работе над синхронизацией деврел-историй в целом и над Employee Value Proposition в частности – каждый раз заходит разговор о ценностях компании.

Ценности – перспективный кандидат на сквозной мотив для деврела. Пусть люди из внешнего сообщества знают, как мы принимаем решения. Пусть имеют возможность соотнести свою картину мира и нашу, прикинуть – согласны ли с нами в принципиальном. Давайте общаться с единомышленниками и осознанно транслировать свою идентичность на вообще всех.

Проблема с ценностями в легаси, испорченной репутации самого понятия. Слишком часто "работа над ценностями" в компаниях сводилась к плакатам на кухне в духе "Делай хорошо, а плохо не делай" и "Мы молодой амбициозный коллектив профессионалов". Отборный буллшит, либо не имеющий отношения к действительности, либо универсально банальный и поэтому не передающий особенность компании.

При этом мы уверены, что реальные ценности есть всегда. Осознанно или неосознанно, их транслируют основатели и лидеры компании. Осознанно или неосознанно, люди пользуются ими, чтобы принимать решения в повседневной работе и чтобы нанимать новых коллег, которые были бы на одной волне с командой.

Есть супер-действенный способ если не определить ценности, то по крайней мере сузить круг поиска, собрать список правдоподобных гипотез. Способ в том, чтобы посмотреть на поведение, которое считается в компании "смертных грехом".

Не откликнулся на просьбу коллеги о помощи и получил за это по шапке? Похоже, у вас реально есть ценность про работу в команде. Занялся другими делами, когда у клиентов пожар, и при этом всё норм, никто не против? Вряд ли у вас есть ценность про клиентоориентированность.

Важно понимать, что "получение по шапке" и "смертельность" грехов в данном контексте – не отсылка к тоталитарным процессам, не призыв работать с ценностями по методу "кнута и кнута". Речь о том, чтобы видеть границы допустимого в компании; понимать, откуда эту границы берутся, на каких убеждениях основываются; уметь всё это сформулировать.

То, как на самом деле в компании делаются дела – влияет на культуру гораздо больше, чем любые разговоры о культуре.
#мероприятия

Вместе с ребятами из Miro готовим следующий эпизод митапа "Инженер заходит в бар".

На этот раз поговорим о токсичности.

Попробуем понять, в чём разница между токсичными и нетоксичными людьми-командами-компаниями и с помощью каких инструментов добавиться нетоксичности.

Дисклеймер: на митапе точно не будет накидывания на индустрию, технологии или отдельные компании. Только любопытство и обмен опытом, без чёрных списков и судебных драм.

Пообщаемся с ребятами из Miro, Parma TG, Xsolla, SEMrush.

Собираемся в онлайне 20 августа, 15:00 по МСК.

Подключайтесь!

https://miro-event.timepad.ru/event/1394758/
#субботниеметафоры

В горных походах бывает непросто. Долго идёшь, тяжёлый рюкзак. К концу дня хочется поесть и отдохнуть.

Когда группа приходит на стоянку, если каждый подумает о костре, то лагерь встанет быстрее. Если каждый будет думать об общем деле, то в конечном итоге сам быстрее поест и отдохнёт, чем если будет пытаться позаботиться только о себе.

Так и в девреле. Можно планировать, назначать ответственных. Задалбывать инженеров бесконечными пингами. Прокачивать скилл "работы с возражениями".

Но лучше всего получается, когда в компании скапливается критическая масса людей, которые думают о девреле. Когда удаётся помочь руководителям и инженерам распробовать. Когда они начинают видеть пользу от деврела – для себя, коллег, компании. Когда у тебя как у деврела есть не "заказчики" и "исполнители", а единомышленники.

Это сложно, но выполнимо.

Попробуйте!
Наши инженерные мероприятия

Готовим онлайн-митап для IT-аналитиков в формате Community-Driven.

У аналитиков уже есть разные профессиональные сообщества, и это круто! Локальные сообщества в городах, чаты вокруг профессиональных тем, внутренние сообщества в компаниях – аналитикам есть, где пообщаться.

Мы хотим сделать следующий шаг и дать аналитикам возможность общаться и обмениваться опытом между разными сообществами.

Так появился IT Analyst Online Meetup – мероприятие для аналитиков в формате Community-Driven, от сообществ для сообществ.

Митап пройдёт в онлайне 27 августа в 16:00 по МСК. Выступят ребята из Bercut, Ростелекома, FunBox.

Программа тут: https://itanalyst.online/

Если у вас есть знакомые аналитики, рассказывайте им. Если у вас есть знакомые аналитики, кто хотел бы выступить с докладом на будущих митапах – рассказывайте нам😉

#мероприятия
Сегодня в 19:00 Нск (уже скоро) начнём квартирник из серии «Инженер заходит в бар» про токсичность в ИТ (и что с этим делать).

Трансляция — https://youtu.be/VR4TvgdyKy0

Вопросы можно задавать у нас в чате, постараемся ответить голосом либо в чате после квартирника.
Токсичный фидбэк, если такой есть, тоже можно давать ©

Друзья, всё, кто был на квартирнике про токсичность — заполните коротенькую форму обратной связи https://miro-survey.typeform.com/to/sIF5fp6s
Сложный выбор – договариваемся о теме для следующего эпизода "Инженер заходит в бар", выбираем между шестью вариантами.

Поможете?
#субботниеметафоры

Когда Тарантино готовился снимать "Омерзительную восьмёрку", он подумал, что будет круто, если музыку к фильму напишет Энио Морриконе, его любимый композитор, автор легендарных музыкальных тем для классических спагетти-вестернов.

Тарантино отправил Морриконе сценарий, а потом приехал обсудить задумку. Морриконе встретил его со словами "Мне понравилась история, но у меня сейчас совсем нет времени". Несколько проектов в очереди, некогда.

"Понимаю, бывает" – Тарантино принял отказ смиренно, но задал ещё вопрос. "Ок, но вы представляете, какой она могла бы быть, эта музыка? Расскажете?".

Морриконе согласился. "Тут не рассказывать, а показывать надо. Пожалуй, смогу собрать микро-версию на коленке за пару часов". На следующий день принёс черновую идею для главной темы фильма. "Как-то так, но для порядка я бы добавил сюда ещё пару вещей" – Морриконе показал первую версию и пошёл её немного доработать.

"Дополненный вариант звучит вот так. А ведь хорошо получается... Ладно, я готов потратить неделю и выдать тебе получасовую заготовку".

Прошла неделя, была готова новая версия, а Морриконе: "Ок-ок, сделаю тебе всю музыку".

===

В девреле такое случается сплошь и рядом.

Хорошие истории – статьи, доклады, мероприятия – часто начинаются с разговора. Когда инженер сам оценивает возможность рассказать историю, ему кажется, что все и так уже это знают, ему пока что не о чем рассказать, сначала нужно собрать метрики или – привет Морриконе – у него нет времени.

Но если поговорить, то выясняется, что и история есть, и инженер совсем не против ей поделиться с сообществом.

И не рассказывал свои истории он не потому, что действительно ещё-уже-некогда, а потому что не было подходящего повода, внешнего импульса.

Помочь втянуться, дать распробовать – для таких вещей помогают правильные вопросы. А ещё правильный ритм, и тут мы тоже кое-чему можем научиться у маэстро Тарантино, но это история уже для какой-нибудь другой субботы.
Собрали у нас на ютуб-канале новый плейлист – со своими выступлениями о девреле и разном смежном: https://www.youtube.com/playlist?list=PLiwgos9MryCdLE-A5UIt_YitBkHsFe1cE

Рядом лежат записи деврел-квартирников и митапа "Инженер заходит в бар".

Будете в следующий раз на ютубе, заглядывайте👌
#мероприятия

Следующий эпизод "Инженер заходит в бар" – о коммуникациях между бизнесом и инженерами.

"Бизнес плохо понимает технические детали; инженеры плохо разбираются в бизнесовой части" – сталкивались с таким?

Инженеры любят спокойно работать, развивать technical excellence и не думать про KPI. Бизнес любит, когда инженеры делают задачи быстро и качественно, помнят про стратегию и стоимость доработок.

На первый взгляд.

Но если присмотреться, то можно обнаружить интересное в коммуникациях между этими двумя. Инженеры любят видеть, как результат их работы влияет на бизнес; техническое решение меняет поведение пользователей и улучшает позицию компании на рынке. Бизнес, когда нужно, умеет разбираться в техническом долге, рефакторинге и up-to-date стеке.

На митапе поговорим, как в разных компаниях бизнес и инженеры договариваются. Как бизнес вовлекает инженеров в свой контекст, а инженеры учат бизнес ориентироваться в технической стороне вопроса.

Пообщаемся с ребятами из Miro, LANIT, Алгоритмики, Яндекс.Практикума.

Собираемся в онлайне 24 сентября, 15:00 по МСК.

Подключайтесь! --> https://miro-event.timepad.ru/event/1420494/
👍1
Стартуем осенний сезон воркшопов по деврелу:
28 сентября – запуск деврела в компании – 6900 рублей – https://hrmagency.ru/workshops/devrel-start
12 октября – деврел-фреймворк для инженеров – 4900 рублей – https://hrmagency.ru/workshops/devrel-for-engineers
9 ноября – Employee Value Proposition – 5900 рублей – https://hrmagency.ru/workshops/employee-value-proposition

Поймали несколько регистраций "и туда, и туда", поэтому на всякий случай: воркшоп про запуск – для тех, кто хочет координировать (деврел-джуны, менеджеры, эйчары); фреймворк – для тех, кто хочет практиковать сам (инженеры в первую очередь).

Программа пересекается: в курсе про запуск расскажем, как координатору помогать инженерам; в курсе про фреймворк – как инженеру раскачивать движуху вокруг себя. Но фокус всё-таки разный: фреймворк – про себя; запуск – про людей.

===

Отдельной строкой – материалы по Employee Journey Map, но там будет не воркшоп, но сериал в почте. Расскажем отдельно.
#мероприятия
#callforpapers

Ребята из дружественной компании DINS делают осенью онлайн-конференцию о тестировании – QA Meeting Point.

Обещают разговор о «болях» QA-инженеров, кейсы, обсуждение любимых (и не очень) технологий.

Конференция пройдёт 20 октября. Ребята сигнализируют: ещё есть возможность попасть в программу с докладом.

Если отправите своих инженеров выступать туда после этого анонса (или если пойдёте выступать сами) – напишите потом нам в личку? У нас с ребятами пари, насколько тестировщики лёгкие на подъём в вопросе публичных выступлений🙂

https://mpoint.dins.ru/
Сегодня в 15:00 МСК (уже скоро) стартуем следующий эпизод «Инженер заходит в бар» – о коммуникациях между бизнесом и разработкой.

Трансляция — https://youtu.be/wENm_nKBBfU

Вопросы можно задавать тут в чате канала; на часть успеем ответить голосом во время митапа, на остальное – текстом после.
На этой неделе стартуем воркшоп про запуск деврела в компании.

Внутри:
- с кем и как договариваться о деврел-активностях в компании
- готовим запуск: опросы, исследования, гипотезы
- модель Уилбера для сетапа: работа с лидерами, процессы, мониторинг
- best practices для анонса и инфо-сопровождения первого месяца проекта
- работа с входящими запросами от инженеров: формат, тема, форма, содержание, обратная связь, гуманные пинги
- исходящие коммуникации: модель для работы с сомнениями инженеров
- внутренний фичеринг: вовлечение тех, кто не откликнулся на первый call-to-action
- аналитика: что и как мерить
- спецпроекты: что бывает кроме статей и докладов
- какие компетенции важны для деврел-активиста, как их качать

Воркшоп для тех, у кого пока нет системных деврел-активностей в компании; хочется запустить. Помогать коллегам выступать с докладами, писать статьи и делать разные штуки для заметности в сообществе.

Первое занятие – завтра в 12:00 МСК. Ещё успеваете присоединиться.

Занятия по вторникам и четвергам, три недели. Между занятиями – обсуждение в чате курса.

Стоимость – 6900.

Вот тут: https://hrmagency.ru/workshops/devrel-start
#мероприятия

В ноябре планируем забежать с докладом на TeamleadConf.

Хотим поговорить о проклятье информационного потока на удалёнке. Как рассказывание профессиональных историй во время карантина создало кучу проблем и кучу пользы для инженеров и при чём тут DevRel.

Приходите, подключайтесь и берегите здоровье.

https://teamleadconf.ru/autumn/2020/abstracts/7083
#мероприятия

Как бы ни ругали онлайн (сами этим грешим, чего уж), для ивентов такой формат принёс новые возможности.

В онлайне мероприятие может сделать кто угодно и пригласить кого угодно. Из Новосибирска можно сходить на митап, который делают ребята из Перми; из Ульяновска – в Москву; из Барнаула – в Сан-Франциско.

Можно позвать кого угодно не только в участники, но и в спикеры. Знаем несколько кейсов, когда организаторы оффлайн-митапов долго гонялись за известным докладчиком, пытались заманить к себе выступать и смогли только с приходом вот этого вот всего и переходом в онлайн.

Например, дружественная компания FunBox делает митап "Как быть девлидом": https://funbox.timepad.ru/event/1444619/

Вы знаете FunBox? Даже если нет, это не помешало ребятам позвать спикеров из X5, ManyChat, Xsolla. Судя по участникам и повестке, может получиться интересный разговор.

Компания тем временем сможет познакомиться с новыми людьми, из разных мест (привет, Новосибирск, Пермь, Барнаул и остальные). Из повестки, обсуждения – могут появиться инсайты насчёт роли девлида, в том числе и для организаторов.

А после начнёт работать запись: будущие кандидаты на вакансии смогут посмотреть видео с митапа и через это составить чуть более полное представление о компании. Бонус к описанию на сайте и монологу тимлида на собеседовании.

Побочная сторона явления "в онлайне – кого угодно": с ростом количества мероприятий увеличиваются шансы появления митапов так-себе качества. Если измеряешь среднее по больнице, не удивляйся невысоким показателям в больших больницах. Но на длинной дистанции это хорошо! Больше мероприятий, больше конкуренция, больше мотивации делать хорошо.

Мы верим в переход количества в качество. Верим во фрагментацию: чем больше выбор, тем больше запрос (и отклик!) на локальные группы по интересам, сообщества единомышленников.

Если пойдёте на митап к FunBox или другие "мероприятия новой волны", поделитесь потом тут впечатлениями? Хочется знать больше позитивных примеров.
Сила деврел-фреймворков – помогают сдвинуться с мёртвой точки.

Например, есть инженер; хочет написать статью. Тема уже есть; знает, о чём хотелось бы написать. Но сложности пока не кончились: совершенно непонятно, с какой стороны подступиться к задаче создания текста.

Писать, как учили в школе на уроках литературы ("списывай из книги про 1000 золотых сочинений")? Или как в университете ("выводы – это вступление, только другими словами")? Сначала прочитать книгу Стивена Кинга "Как писать книги", вот тогда?

Тут на помощь приходят деврел-фреймворки.

Например, фреймворк Situation-Complication-Resolution. Его придумали умные ребята из McKinsey, для рассказывание историй на профессиональные темы. Суть подхода – описана в названии.

Фреймворк предлагает включить в историю такие пункты:
- Ситуация: контекст, обстоятельства;
- Проблема: причина, почему потребовалось что-то делать;
- Решение: что было сделано для решения проблемы.

Например:
- Ситуация: компания, чем там занимаюсь я, процессы, стек;
- Проблема: откуда взялась задача; какие там были особенности (чем отличалась от обычного хода событий, чем похожа на привычное, в чём были сложности);
- Решение: хронология событий; примеры и обобщающие их принципы.

Вроде бы супер-банально. И не факт, что поможет сформулировать все необходимые элементы истории. Но всё равно весьма полезно: фреймворк даёт наводящие вопросы. Когда начинаешь на них отвечать, запускаешь цепную реакцию.

"Проблема была вот такая, да, но нужно рассказать о предыдущем таком кейсе, чтобы было понятно. И в нашем случае важна не хронология, а результаты и что за каждым стоит".

Происходит акт извлечения истории из головы, и триггер – ответы на вопросы из фреймворка.

SCR не гарантировано быстро приведёт тебя в желаемую точку работы над деврел-артефактом, но поможет сдвинуться с места практически наверняка. А когда есть движение, остальное – дело техники.

===

О подобных инструментах для личного пользования мы рассказываем на нашем воркшопе "DevRel-фреймворк для инженеров": https://hrmagency.ru/workshops/devrel-for-engineers

В части про вытаскивание истории из головы в рамках воркшопа разбираем не SCR, но фреймворк Джозефа Кэмпбелла. Тот чуть подробнее, чем инструмент от McKinsey. Из занятного: чем-то подобным пользовался Лукас для написания сценария классической трилогии "Звёздных войн".

Ещё внутри курса, помимо прочего:
- как придумать тему;
- как упаковать историю;
- зачем вся эта движуха нужна по-настоящему, какая польза.

Ближайший поток стартует 19 октября, на 2.5 недели.

Присоединяйтесь, ещё успеваете.
#мероприятия

Мы тут однажды выше в ленте рассказывали о QA Meeting Point – онлайн-конференции по тестированию от дружественной компании DINS.

На всякий случай: конференция завтра.

Из занятного, ребята обещают круглый стол “Правда или миф: хороший QA-инженер не будет оставаться в профессии, а станет разработчиком”. По нашему опыту, ответ на подобный вопрос часто сводится к "а вот у нас в компании", но поглядим.

У нас лично к круглым столам в онлайне особенный интерес: без зазрений совести утаскиваем оттуда best practices по организации, технике и драматургии – в собственные мероприятия.

В общем, если доберётесь до QA Meeting Point, заходите потом сюда поделиться впечатлениями.

Сайт: https://mpoint.dins.ru/
Канал: @meetingpoint_conf