ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
По автомобилям, с учетом происходящего в последние полтора года, ситуация понятна и объяснима - средняя стоимость новых авто выросла на десятки процентов.

А вот ситуация с продуктами не может радовать.
В январе-мае продажи ноутбуков в России снизились на 11,5% год к году в штуках и на 25% в деньгах, до 1,26 млн устройств и 70,8 млрд руб. соответственно. Ритейлеры отмечают существенное падение продаж, в частности Asus, Aсer, HP и Dell. При этом доля китайских брендов в штуках выросла с 30% до 40%, увеличивает продажи и тайваньская MSI, которая заняла 21% рынка. Эксперты говорят, что Asus, Lenovo и Aсer ищут способы возобновить официальные поставки в Россию.
Легкая промышленность - одна из отраслей, на которой санкции сказались особенно серьезно. Главной проблемой стало усложнение логистики, что повлекло за собой удорожание сырья (его ощутили на себе 37% предприятий). Вторая по остроте проблема — сложность с импортом сырья (сказалось на работе каждого третьего предприятия).

Решение проблемы было ожидаемым - компании переключились на поставщиков из непроблемных стран, а также и на отечественные компании.

Достаточно эффективным оказался и спасательный круг, брошенный государством, а именно - инструмент субсидирования. Программа позволяет компенсировать до 50% затрат на приобретение оборудования, что особенно актуально в реалиях с высокой степенью износа мощностей легпрома, к чему добавилась и санкционная история.

Вот типичный результат (от компании "Протекс"):

"В результате мы приобрели и запустили комплекс оборудования для подготовки суровых тканей к отделке, линию крашения ворсовых трикотажных полотен и высокотехнологичное вязальное оборудование".

Промежуточные полтора года адаптации легпрома выглядят так: 11% российской легкой промышленности уже нарастили долю на основных рынках присутствия, 7% нашли перспективные ниши для основания новой продукции, а 5% вышли на новые географические рынки.
Министр труда и социальной защиты России Антон Котяков объяснил рост продолжительности рабочей недели в России из-за дефицита кадров.

"Могу предположить, что в отдельных субъектах Российской Федерации есть определенный дефицит в кадрах. Соответственно, предприятия, имея достаточно большие объемы заказов предлагают своим сотрудникам за дополнительную плату осуществлять более длительный трудовой день либо переходить на шестидневную рабочую неделю..Большой дефицит в обрабатывающей промышленности, в инженерных кадрах".
Растет курс доллара - готовимся больше платить. Хотя бы за электронику - в среднем ритейлеры говорят об увеличении закупочной стоимости продукции на 10–15% по целому ряду брендов.

Но закупочные цены - это еще не цена на прилавке. В рознице подорожание окажется выше, т.к. ритейлу нужно сохранить уровень прибыльности. Есть и хорошие новости - по бытовой технике есть российские заводы и складские запасы. Так что стиральные машины и пылесосы пока можно впрок не закупать.
Еще о кадрах и занятости.

Одно из следствий новой экономической ситуации - сокращении теневого рынка труда. Это особенно заметно на примере Северного Кавказа. Регион, который всегда лидировал по этому показателю, снизил неформальную занятость за год на 5%.

Правда, текущие 38% - это все равно критически высокий уровень. Для понимания: в мире уровень неофициальной занятости - чуть выше 58% (африканский 87,3% уравновешиваются западно-европейскими 13%).

В нестабильные периоды всегда вырастает запрос на стабильное место, которое может предоставить госсектор. При бурном экономическом росте люди готовы к более рисковому поведению, и неформальная занятость начинает расти. Поэтому говорить о том, что сокращение серого рынка труда - долгосрочной тренд, пока не преждевременно.
Более половины российских компаний (53%) собираются повысить оплату труда своим сотрудникам в 2023 году, из них 35% намерены увеличить фиксированную часть зарплаты.

Больше всего увеличения зарплат ждут в сфере розничной торговли (58% руководителей компаний заявили о намерении увеличить оплату труда), non-food FMCG (61%), строительство и недвижимость (63%) и IT (64%).

Объяснение - предельно рыночное. Именно в этих отраслях наблюдается повышенный спрос на опытных и квалифицированных сотрудников.

Но некоторые уже получили прибавку - речь про персонал из сфер науки и образования, искусства и развлечений, а также работников спортивных клубов и салонов красоты.
«Что касается санкций, ни одно финское предприятие больше не ведет деятельность в России. Мы одни из немногих, кто так поступил. К сожалению, это не оказалось эффективным инструментом»

Минута искренности от президента Финляндии Саули Ниинистё.

По его словам, Запад еще в 2014 году ошибся в прогнозах, считая, что санкции «разрушат российскую экономику...но это был неверный расчет».

К ноябрю с российского рынка ушли только 8,5% западных компаний. Среди ушедших около 18% дочерних компаний из США, 15% — из Японии, 8,3% — из Евросоюза, среди остающихся 19,5% приходится на компании из Германии, 12,4% — на компании из США.

Рыночек порешал.
С февраля 2023 года промышленность России демонстрирует уверенный восстановительный подъем (НИУ ВШЭ).

Если в январе индекс промышленного производства снизился на 0,3%, то затем наступила фаза роста: в феврале - на 1,2%, в марте - на 0,5%, в апреле - на 0,8%. В мае рост составил всего 0,04%, но это объясняется календарными особенностями мая.

Основной драйвер восстановления - обрабатывающие производства, где спад уже преодолен, более того, там наблюдается "практически фронтальный подъем" (данные доклада). Особенно выделяется производство
компьютеров, электронных и оптических изделий (среднемесячный рост с декабря по май - 6%),
изделий из пластмасс (2,3% ежемесячно) и
химических продуктов и веществ (1,4%).

С добычей полезных ископаемых - хуже. Производство там восстановилось уже летом 2022-го, однако затем вновь начало медленное снижение.
Ритейл, промышленность и строительство - те отрасли, которые больше всего нуждаются в рабочих руках прямо сейчас.

В промышленности и строительстве наиболее высок спрос на "синие воротнички" - об этом тренде уже говорилось неоднократно.
«Белорусское сливочное масло», «Домашнее», «Масло Вологодское «Вкусная сказка”», «Масло из свежих сливок “Брест-Литовск”».

Звучит для многих привлекательно, почти равносильно знаку качества или даже пресловутому ГОСТу. На деле же очень часто - это маркетинговая уловка недобросовестных фальсификаторов.

Очередной пример - из Подмосковья. В Долгопрудном был обнаружен крупный склад контрафактного сливочного масла. Изъяли 3,5 тонны упаковок.

И это всё попадает не просто на стихийные рынки, но и во вполне респектабельные магазины. Благодаря цифровой маркировке взят курс на снижение объема фальсификата, но до полного обеления рынка ещё далеко - таких контрафактных хабов, как в Долгопрудном, по стране не один десяток.
Рост товарооборота между Ереваном и Москвой к концу нынешнего года может достигнуть 60%.

В 2022 году торговый оборот Армении и России превысил $5 млрд. Сейчас уже отмечается двукратный рост торговли. В конце 2023 года рост составит 50–60%.
"Российским полкам" в магазинах - быть.

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов:

"Конкретные доли еще не определены, но предполагается нормативно закрепить, что квота не сможет быть более 50%. Также на адаптацию предполагается давать рынку не менее 180 дней после установления квоты, чтобы все успели перестроиться".

По словам Евтухова, задача вытеснить с полок весь импорт не ставится. То есть никакого back to the USSR - речь про здоровый протекционизм (речь только про непродовольственные товары) в специфических экономических условиях. Думать, что эта экономическая технология максимально устарела и все давно плавятся в свободном рынке - глубокая наивность. Из серии "а вы знали что...?": С 2009 года число импортных тарифов США выросло в 2 раза.

Есть новая реальность, которая заключается в том, что из страны ушли иностранные производители (например, косметика или бытовая техника), место которых заняли российские игроки, рост производства которых составил уже десятки процентов. Стоит ли помочь им выйти на рынок при сохранении выбора у покупателя - вопрос риторический.
Малый и средний бизнес оживает.

Количество предприятий сектора МСП превысило доковидный уровень (средних компаний стало больше не 5% к 2022 году). Увеличить свою долю (с 44,2% в 2021 году до 48,4% в 2022-м) удалось компаниям, связанным с производством. Это объясняется наращиванием партнерства крупных и малых компаний в импортозамещении и госстимулированием экономики.

При этом есть и проблема - высокая доля микропредприятий, связанных с торговлей и услугами. Таких - 96% (5,6 млн субъектов) от всех компаний МСП. В то же время доля "торговых" компаний в общем обороте сектора сократилась на 4,2%, до 51,5%.
Выручка российских несырьевых компаний показала рост - это произошло впервые за год. В апреле обороты таких предприятий увеличились на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.

Всего с января по апрель выручка российских крупных и средних предприятий, не связанных с нефтегазовой промышленностью, увеличилась в годовом выражении на 0,4% - до 52,8 трлн рублей.

Наибольший рост показала электроэнергетика, строительство, научная деятельность, транспортировка и хранение, а также гостиничный и ресторанный бизнес.
Около 133 тысяч малых и средних компаний в России к экспорту готовы, а 47% из них уже экспортируют (данные РЭЦ). Экспортеров на данный момент больше, чем было в 2021 году, на 13%.

У МСП вообще колоссальный экспортный потенциал - с каждый годом увеличивается не только число таких экспортеров, но и значимость малого и среднего бизнеса для экономики в целом. Уже каждый шестой доллар несырьевого неэнергетического экспорта реализован именно МСП.

И, что интересно, начавшийся в 2014 году санкционный период не остановил процесс интеграции в мировую торговлю российских компаний - их количество выросло на 57% за 6 лет. Одна из причин - взятый курс на поддержку несырьевого неэнергетического экспорта государством.
Уйти из России западному бизнесу станет сложнее.

Российские власти сформировали список из 10 требований, которые надо выполнить сторонам для заключения сделки. Какие-то из них существуют уже давно, но есть и новое.

Из главного:

• Отменяется обязательный опцион обратного выкупа на срок более двух лет. И больше того - если такое соглашение подписано, бывший владелец должен заплатить за возврат ему бизнеса рыночную цену.

• Покупатель будет обязан разместить на бирже до 20% акций приобретаемой компании.

Для понимания ситуации: из России на данный момент ушли около 33% иностранных компаний. И история про "10 пунктов" - это про тех, кто в целом склоняется к уходу из страны.

Но есть еще и другая, даже более крупная, категория крупного бизнеса, которая не готова ни рвать с важным для себя российским рынком, ни определяться и продолжать работать (и вкладывать) как раньше. Такие компании по сути приостановили свою деятельность, заняв выжидательную полупозицию.

И пусть это не решений уйти, но это и не полноценное решение остаться. Нет инвестиций - нет развития. Чем дольше длится стагнация, тем менее успешным будет предприятие в дальнейшем. И это уже напрямую бьет по интересам потенциальных покупателей бизнеса из России: одно дело получить реально работающий бизнес, а другое - заниматься его перезапуском.

И это вопрос, который определенно требует своего решения.
ЕБИТДА
Около 133 тысяч малых и средних компаний в России к экспорту готовы, а 47% из них уже экспортируют (данные РЭЦ). Экспортеров на данный момент больше, чем было в 2021 году, на 13%. У МСП вообще колоссальный экспортный потенциал - с каждый годом увеличивается…
Свежая новость в тему: Минэкономразвития предлагает на время понизить (вплоть до обнуления) пошлины на экспорт товаров в дружественные страны для России.

Понятно, что имеются в виду страны дальнего зарубежья, которые не входят в ЕАЭС - между ними всё и так уже давно беспошлинные отношения.

Коснется это, по всей видимости, традиционных товаров для российского экспорта: черные и цветные металлы, удобрения, зерно.
Мало кто сомневался, но бизнес в Москве наращивает обороты. Один из показателей этого - потребление электроэнергии, и оно с января по май выросло на 1,4%.

Наибольший рост зафиксирован в строительной отрасли - на 2,6%, промышленный сектор за пять месяцев сохранил прошлогодние объемы.
Лёгкая промышленность - один из бенефициаров импортозаместительной политики. А в силу специфики, это заметно для большого числа россиян.

Вообще приятно иногда видеть, что что-то может не только расти в цене, но и дешеветь. С одеждой made in Russia именно это и происходит. Так, в первом полугодии пуховики и плащи в среднем потеряли в цене 15%, ветровки — 6%, куртки — 17%. При этом объемы реализации товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке, с начала 2023 года достигли на внутреннем рынке почти 77 млрд рублей против 71 млрд за аналогичный период прошлого года.

Но важно не только, что, но и как. Увеличение объема продукции связано прежде всего с расширением числа игроков рынка. Выходу из пандемийного кризиса российским производителям помог уход крупных зарубежных брендов и последовавшая за этим переориентация потребителя.
А тем временем в России задумались над созданием обувного кластера, цель которого - увеличить долю отечественного производства до 30% (сейчас 20% - с учётом госзаказа). Со спросом проблем нет - в стране производится около 100 млн пар обуви при потребности в 500 млн.

Спрашивается, зачем нужен кластер. Здесь все на самом деле понятно: кластер даёт налоговые льготы участникам, что для вхождения в масштабный бизнес имеет принципиальное значение. Но предоставлять только налоговые льготы - половина дела.

В той же обувной промышленности главная проблема для производителя, работающего "в белую" - огромная доля контрафакта на рынке. Если не разобраться системно с этой проблемой, то налоговая преференция сильно не поможет - демпинговая стратегия фальсификаторов (за счет качества и безопасности товара) окажется сильнее.