Forwarded from Proeconomics
На прошлой неделе среди продовольствия лидеры по удорожанию, год к году (к началу октября 2023 года) были всё те же, что и предыдущие недели – картофель, баранина и сливочное масло.
Но обращает на себя внимание стремительное удорожание сливочного масла в последнее время.
За прошлую неделю оно стало лидером по росту цен, +1,8%. Лидером по росту цен сливочное масло было и по итогам последнего месяца, +5,4%.
Вероятно, нас ожидает сильное подорожание всей линейки молочных продуктов, а не только сливочного масла.
Так, за последний месяц выше общего уровня продовольственной инфляции дорожали: сметана +3,3%, молоко пастеризованное +2,9%, творог +1,7%, сыры +1,4%.
Но обращает на себя внимание стремительное удорожание сливочного масла в последнее время.
За прошлую неделю оно стало лидером по росту цен, +1,8%. Лидером по росту цен сливочное масло было и по итогам последнего месяца, +5,4%.
Вероятно, нас ожидает сильное подорожание всей линейки молочных продуктов, а не только сливочного масла.
Так, за последний месяц выше общего уровня продовольственной инфляции дорожали: сметана +3,3%, молоко пастеризованное +2,9%, творог +1,7%, сыры +1,4%.
Зоомагазины в России: почему так мало?
Прозвучит странно, но у России – в которой насчитывается порядка 63 млн домашних кошек и собак – не все гладко с зоомагазинами.
Наш зоорынок – небольшой как по международным меркам, так и по российским. В 2018 году 10 крупнейших сетей владели всего 1091 магазином. Для сравнения: у "Магнита" торговых точек было в 17 раз больше.
Но с тех пор гиганты-таки подросли. Разберем что происходит у них и в сегменте в целом:
• Неоспоримый лидер рынка – "Четыре лапы". У сети больше 500 магазинов в 23 регионах РФ – все еще сильно меньше, чем у крупных ритейлеров. Но по темпам роста ЧЛ на световые годы впереди конкурентов.
За главной сетью идут "Ле'Мурр", Petshop ru и розница "Любимчик".
• Зоомагазины выбирают е-ком. Судя по данным предыдущих лет, количество розничных магазинов у части сетей снизилось, но в онлайн-торговле они чувствуют себя хорошо – открывают собственные ПВЗ и наращивают продажи.
Как они уживаются с маркетплейсами – вопрос открытый.
• Главная статья доходов сетей – это (ожидаемо) корма для собак и кошек: их продажи идут на сотни млн рублей, и это только у лидеров топа. Туалеты, зоофарма и корма для других зверят – второстепенные категории.
Прозвучит странно, но у России – в которой насчитывается порядка 63 млн домашних кошек и собак – не все гладко с зоомагазинами.
Наш зоорынок – небольшой как по международным меркам, так и по российским. В 2018 году 10 крупнейших сетей владели всего 1091 магазином. Для сравнения: у "Магнита" торговых точек было в 17 раз больше.
Но с тех пор гиганты-таки подросли. Разберем что происходит у них и в сегменте в целом:
• Неоспоримый лидер рынка – "Четыре лапы". У сети больше 500 магазинов в 23 регионах РФ – все еще сильно меньше, чем у крупных ритейлеров. Но по темпам роста ЧЛ на световые годы впереди конкурентов.
За главной сетью идут "Ле'Мурр", Petshop ru и розница "Любимчик".
• Зоомагазины выбирают е-ком. Судя по данным предыдущих лет, количество розничных магазинов у части сетей снизилось, но в онлайн-торговле они чувствуют себя хорошо – открывают собственные ПВЗ и наращивают продажи.
Как они уживаются с маркетплейсами – вопрос открытый.
• Главная статья доходов сетей – это (ожидаемо) корма для собак и кошек: их продажи идут на сотни млн рублей, и это только у лидеров топа. Туалеты, зоофарма и корма для других зверят – второстепенные категории.
Бизнес раскредитовывается: темпы кредитования субъектов МСП начали замедляться – прирост их портфеля в августе составил 28,3% против 29% в июле. При этом, количество получателей не поменялось – просто на фоне динамики КС суммы стали поменьше, а сроки – короче.
Закредитованность бизнеса – метрика чуть ли не более важная, чем долги населения: предприниматели берут взаймы по паре триллионов рублей каждый месяц (в августе было 1,3) – подобные суммы все потребители РФ набирают только за полгода. Так что больший вклад в инфляцию спроса делают именно бизнесмены.
Другое дело, что бизнес не может полностью отказаться от кредитов – в отличие от населения. Так что любой "позитивный" тренд (а в текущих условиях его сложно назвать как-то иначе) – это уже новость и вклад в счастливое будущее без жесткой ДКП
Закредитованность бизнеса – метрика чуть ли не более важная, чем долги населения: предприниматели берут взаймы по паре триллионов рублей каждый месяц (в августе было 1,3) – подобные суммы все потребители РФ набирают только за полгода. Так что больший вклад в инфляцию спроса делают именно бизнесмены.
Другое дело, что бизнес не может полностью отказаться от кредитов – в отличие от населения. Так что любой "позитивный" тренд (а в текущих условиях его сложно назвать как-то иначе) – это уже новость и вклад в счастливое будущее без жесткой ДКП
Состояние фармацевтического рынка РФ. Осень 2024
Агентство AlphaRM опубликовало ресерч о динамике рынка фармы в России за первые восемь месяцев 2024 года. Там есть, что подсветить:
1. С января по август рынок снова вырос и достиг объема в 1681 млрд рублей. Нюанс лишь один: в денежном выражении рынок вырос на невероятные 18% – практически 1/5. Но если мерить в натуральном (товарном) выражении – мы увидим сокращение на 1%. На лицо – результат инфляции и санкционных ограничений в сфере.
2. Ситуация в государственном сегменте рынка выглядит стабильнее: объемы поставок составили 436 млн упаковок на сумму 635 млрд рублей. Рост как в деньгах (+22%), так и в количестве товаров (+8%).
3. Больше всего денег на лекарства – в коммерческом и госсегменте – тратят в Северо-Западном ФО. Меньше всего – в Северо-Кавказском ФО.
4. Выручка аптек растет стабильно: в этом году она прибавила 16% и достигла отметки 1371 млрд рублей. Средняя выручка одной аптеки – 2,2 млн рублей.
5. Крупнейшие игроки: аптеки. Конкуренция на рынке – высокая, а топ-3 сети по доле рынка – это "Апрель" (Краснодар), "Ригла" (Москва) и "Планета здоровья" (Пермь).
6. Крупнейшие игроки: производители. Главные гиганты фармы в России в денежном выражении – это "Байер", "Нижфарм" и "Сервье". Конкуренция также выше, чем на многих других рынках РФ.
Агентство AlphaRM опубликовало ресерч о динамике рынка фармы в России за первые восемь месяцев 2024 года. Там есть, что подсветить:
1. С января по август рынок снова вырос и достиг объема в 1681 млрд рублей. Нюанс лишь один: в денежном выражении рынок вырос на невероятные 18% – практически 1/5. Но если мерить в натуральном (товарном) выражении – мы увидим сокращение на 1%. На лицо – результат инфляции и санкционных ограничений в сфере.
2. Ситуация в государственном сегменте рынка выглядит стабильнее: объемы поставок составили 436 млн упаковок на сумму 635 млрд рублей. Рост как в деньгах (+22%), так и в количестве товаров (+8%).
3. Больше всего денег на лекарства – в коммерческом и госсегменте – тратят в Северо-Западном ФО. Меньше всего – в Северо-Кавказском ФО.
4. Выручка аптек растет стабильно: в этом году она прибавила 16% и достигла отметки 1371 млрд рублей. Средняя выручка одной аптеки – 2,2 млн рублей.
5. Крупнейшие игроки: аптеки. Конкуренция на рынке – высокая, а топ-3 сети по доле рынка – это "Апрель" (Краснодар), "Ригла" (Москва) и "Планета здоровья" (Пермь).
6. Крупнейшие игроки: производители. Главные гиганты фармы в России в денежном выражении – это "Байер", "Нижфарм" и "Сервье". Конкуренция также выше, чем на многих других рынках РФ.
Промышленность – самый зеленый сектор экономики России
Не того ожидаешь, открывая ESG-ранкинг российских компаний. И все же это факт: выше промышленности и энергетики – только "Сбербанк". Ниже – IT, ритейл и все остальные.
Каким образом традиционно неэкологичные производства позеленели в обход прогрессивных айти-компаний?
Во-первых, цифровики все-таки не настолько зеленые, как может показаться. Их деятельность связана с потреблением большого количества электроэнергии: сильно большего, чем у консервативных производственных компаний.
Дров в огонь подбрасывает развитие ИИ. В США энергопотребление компании OpenAI (разрабочик ChatGPT) сравнимо с запросами небольшой страны. Российский бигтех встал на трек развития ИИ – притом очень уверенно – так что радикального снижения потребления у него мы в ближайшее время не увидим.
Что до промышленности – за их ESG-трансформацию можно благодарить два фактора:
• Контроль. Самые заметные техногенные инциденты последних десятилетий связаны с производствами. Если в экологии региона или страны что-то идет не так – первым делом проверяют промышленников. Настолько пристальное внимание государства и гражданского общества – один из главных предикторов экологичности и безопасности. Этого отрицать нельзя.
• Эффективность. В последние два года забот у бизнеса стало больше, чем когда-либо. Количество кадров – напротив – уменьшилось. В итоге ребром встал вопрос эффективности. Ответом, как ни странно, тоже стал ESG: он позволяет экономить ресурсы и деньги, и 84% компаний продолжают в него вкладываться.
Не того ожидаешь, открывая ESG-ранкинг российских компаний. И все же это факт: выше промышленности и энергетики – только "Сбербанк". Ниже – IT, ритейл и все остальные.
Каким образом традиционно неэкологичные производства позеленели в обход прогрессивных айти-компаний?
Во-первых, цифровики все-таки не настолько зеленые, как может показаться. Их деятельность связана с потреблением большого количества электроэнергии: сильно большего, чем у консервативных производственных компаний.
Дров в огонь подбрасывает развитие ИИ. В США энергопотребление компании OpenAI (разрабочик ChatGPT) сравнимо с запросами небольшой страны. Российский бигтех встал на трек развития ИИ – притом очень уверенно – так что радикального снижения потребления у него мы в ближайшее время не увидим.
Что до промышленности – за их ESG-трансформацию можно благодарить два фактора:
• Контроль. Самые заметные техногенные инциденты последних десятилетий связаны с производствами. Если в экологии региона или страны что-то идет не так – первым делом проверяют промышленников. Настолько пристальное внимание государства и гражданского общества – один из главных предикторов экологичности и безопасности. Этого отрицать нельзя.
• Эффективность. В последние два года забот у бизнеса стало больше, чем когда-либо. Количество кадров – напротив – уменьшилось. В итоге ребром встал вопрос эффективности. Ответом, как ни странно, тоже стал ESG: он позволяет экономить ресурсы и деньги, и 84% компаний продолжают в него вкладываться.
Forwarded from Proeconomics
По данным оперативного опроса Банка России, 24% предприятий по итогам 9 месяцев 2024 г. увеличили загрузку мощностей, 57% – сохранили ее на уровне прошлого года. Чаще всего рост загрузки отмечали предприятия машиностроения, металлургии, добычи.
Загрузка производственных мощностей в III квартале была вблизи максимальных значений и составила 81%. Наибольший уровень – в сельском хозяйстве, 86%. Наименьший – в обработке, 76%.
И это очередной повод для повышения ключевой ставки - корпоративный сектор ещё далёк от охлаждения.
Загрузка производственных мощностей в III квартале была вблизи максимальных значений и составила 81%. Наибольший уровень – в сельском хозяйстве, 86%. Наименьший – в обработке, 76%.
И это очередной повод для повышения ключевой ставки - корпоративный сектор ещё далёк от охлаждения.
В РАН посчитали, как санкции повлияли на обрабатывающую промышленность
И речь не о санкциях 2022-2024, а о тех, что были введены в 2014 году: ИНП РАН подсчитали, насколько фактический объем производства в 2022 отклонялся от досанкционных прогнозов. Цифры эти – очень ценны: мы можем экстраполировать их на текущие процессы, происходящие в отрасли (за тем единственным исключением, что эффект санкций от 2022 наверняка будет сильнее).
Экономисты разделили сектора промышленности на шесть групп в зависимости от степени влияния санкций. По классике начнем с плохого:
Крайне негативное влияние (менее -15%)
Сильнейший удар испытало автомобилестроение: автопром столкнулся с падением выпуска на 43% ниже прогнозируемого. Причина – высокая зависимость от импортных комплектующих.
Деревообработка тоже пострадала (-15,8%) – вероятно из-за ограничений на экспорт.
Значительное негативное влияние (от -14,9% до -5%)
Самое крупное падение испытали машиностроение (-12,9%) и производство транспортных средств (-9,2%), что также связано с зависимостью от импорта. Химпром (-7,9%) и нефтепродукция (-6,8%) пострадали меньше, и это связано с сокращением экспортных рынков.
Умеренное негативное влияние (от -4,9% до -3%)
Пищевая промышленность (-4,5%), металлургия (-4,2%) и производство электрооборудования (-3,7%) показали меньшее падение – все благодаря большей ориентации на внутренний рынок и меньшей зависимости от высокотехнологичного импорта.
Незначительное негативное влияние (от -2,9% до 0%)
Производство в этих секторах (неметаллическая минеральная продукция, кожа, полиграфия) оказались вполне устойчивыми к санкциям: производство там практически не изменилось.
Незначительное положительное влияние (от 0,1% до 2,9%)
Производство компьютеров и электроники показало небольшой рост (+0,9%) – здесь сработали (хоть и не в полной мере) программы импортозамещения. Также в России – а следом и в дружественных странах – начал расти спрос на отечественную продукцию.
Умеренное положительное влияние (от 3% до 4,9%)
Производство готовых металлических изделий (+4,9%) и одежды (+3,4%) показало неплохой рост. Опять-таки – следствие импортозамещения и переориентации на внутренний рынок.
И речь не о санкциях 2022-2024, а о тех, что были введены в 2014 году: ИНП РАН подсчитали, насколько фактический объем производства в 2022 отклонялся от досанкционных прогнозов. Цифры эти – очень ценны: мы можем экстраполировать их на текущие процессы, происходящие в отрасли (за тем единственным исключением, что эффект санкций от 2022 наверняка будет сильнее).
Экономисты разделили сектора промышленности на шесть групп в зависимости от степени влияния санкций. По классике начнем с плохого:
Крайне негативное влияние (менее -15%)
Сильнейший удар испытало автомобилестроение: автопром столкнулся с падением выпуска на 43% ниже прогнозируемого. Причина – высокая зависимость от импортных комплектующих.
Деревообработка тоже пострадала (-15,8%) – вероятно из-за ограничений на экспорт.
Значительное негативное влияние (от -14,9% до -5%)
Самое крупное падение испытали машиностроение (-12,9%) и производство транспортных средств (-9,2%), что также связано с зависимостью от импорта. Химпром (-7,9%) и нефтепродукция (-6,8%) пострадали меньше, и это связано с сокращением экспортных рынков.
Умеренное негативное влияние (от -4,9% до -3%)
Пищевая промышленность (-4,5%), металлургия (-4,2%) и производство электрооборудования (-3,7%) показали меньшее падение – все благодаря большей ориентации на внутренний рынок и меньшей зависимости от высокотехнологичного импорта.
Незначительное негативное влияние (от -2,9% до 0%)
Производство в этих секторах (неметаллическая минеральная продукция, кожа, полиграфия) оказались вполне устойчивыми к санкциям: производство там практически не изменилось.
Незначительное положительное влияние (от 0,1% до 2,9%)
Производство компьютеров и электроники показало небольшой рост (+0,9%) – здесь сработали (хоть и не в полной мере) программы импортозамещения. Также в России – а следом и в дружественных странах – начал расти спрос на отечественную продукцию.
Умеренное положительное влияние (от 3% до 4,9%)
Производство готовых металлических изделий (+4,9%) и одежды (+3,4%) показало неплохой рост. Опять-таки – следствие импортозамещения и переориентации на внутренний рынок.
"Охлаждение экономики в РФ началось" – об этом заявляют Росстат и рыночные эксперты.
"Охлаждение экономики в РФ пока не началось" – про это говорит часть ЦБ и другие эксперты.
Как бы там ни было на самом деле, однозначно можно сказать: 1) перегрев – даже если он продолжается – нарастает с темпами сильно ниже прежних; 2) определенные признаки охлаждения – сокращение производства, снижение спроса – точно присутствуют. О них и поговорим
Эффективность
Снижение производительности экономики – это хорошо, но лишь при определенных обстоятельствах. Очевидно, они в России и наступили: темпы восстановления (а равно и роста) экономики оставались высокими на протяжении последних лет, пока не уперлись в потолок.
РФ оказалась в ситуации, когда потребители готовы платить, а частный и государственный сектора чисто физически не могут предложить им больше. Итог – инфляция, рекордная загрузка производственных мощностей и кадрового потенциала. Из перспектив – рецессия и углубление кризиса.
Единственный выход – сокращение потребления, за ним – снижение производства. Два этих процесса потянут за собой охлаждение экономики и сползание цен.
Без снижения темпов роста – никак.
Кулдаун
Все это в России уже началось. Россияне стали меньше потреблять. Кредитование – не считая автозаймов – тоже снизилось.
Дальше дело за производством. Из пиковых значений выйти не так просто, но у промышленников это получается. Вот несколько сфер, где в последнее время снизилось производство:
• Сталь: ее производство в сентябре снизилось на 14% в годовом сопоставлении. "Позитивно" оценивают только перспективы ММК (Магнитогорский металлургический комбинат), у других игроков замедление продолжится.
• Сельхозтехника: сокращение на 40-46% в зависимости от типа машины. Эффект от снижения – комплексный: замедляется и промышленность, и сельское хозяйство, и внешняя торговля.
• Компьютеры, электроника и оптика: снижение на 9% к июлю. Учитывая последние достижения РФ в этой сфере – не самая приятная новость, но делать нечего.
"Охлаждение экономики в РФ пока не началось" – про это говорит часть ЦБ и другие эксперты.
Как бы там ни было на самом деле, однозначно можно сказать: 1) перегрев – даже если он продолжается – нарастает с темпами сильно ниже прежних; 2) определенные признаки охлаждения – сокращение производства, снижение спроса – точно присутствуют. О них и поговорим
Эффективность
Снижение производительности экономики – это хорошо, но лишь при определенных обстоятельствах. Очевидно, они в России и наступили: темпы восстановления (а равно и роста) экономики оставались высокими на протяжении последних лет, пока не уперлись в потолок.
РФ оказалась в ситуации, когда потребители готовы платить, а частный и государственный сектора чисто физически не могут предложить им больше. Итог – инфляция, рекордная загрузка производственных мощностей и кадрового потенциала. Из перспектив – рецессия и углубление кризиса.
Единственный выход – сокращение потребления, за ним – снижение производства. Два этих процесса потянут за собой охлаждение экономики и сползание цен.
Без снижения темпов роста – никак.
Кулдаун
Все это в России уже началось. Россияне стали меньше потреблять. Кредитование – не считая автозаймов – тоже снизилось.
Дальше дело за производством. Из пиковых значений выйти не так просто, но у промышленников это получается. Вот несколько сфер, где в последнее время снизилось производство:
• Сталь: ее производство в сентябре снизилось на 14% в годовом сопоставлении. "Позитивно" оценивают только перспективы ММК (Магнитогорский металлургический комбинат), у других игроков замедление продолжится.
• Сельхозтехника: сокращение на 40-46% в зависимости от типа машины. Эффект от снижения – комплексный: замедляется и промышленность, и сельское хозяйство, и внешняя торговля.
• Компьютеры, электроника и оптика: снижение на 9% к июлю. Учитывая последние достижения РФ в этой сфере – не самая приятная новость, но делать нечего.
Ритейл-дайджест: самые интересные новости недели
1. Рынок никотина меняется: по данным "Эвотора", за январь-август 2024 продажи сигарет выросли на 12% (в руб.), стиков для нагревания табака – на 15%, а электронных сигарет – на 23%. Но в натуральном выражении рост куда скромнее. Да и 99% потребителей никотина всё ещё верны сигаретам.
2. "ВкусВилл" экспериментирует с форматами: cеть запустила новый формат – гастродарк. Это гибрид даркстора и обычного магазина, где можно и забрать заказ, и кофе выпить. Пока открыто два таких в Питере. В последнее время сеть экспериментирует с форматами, и вместе с тем растет вероятность, что через год от новых открытий останется лишь малая часть самого рентабельного.
3. Lada рулит на вторичке: по данным "Авто.ру", в топе подержанных не-кроссоверов Lada заняла 4 из 5 мест. Vesta, Granta, Priora и 2114 – самые популярные модели. Единственная иномарка в топ-5 – Kia Rio.
4. Техногиганты захватывают финтех: "Яндекс", Ozon и Wildberries теперь контролируют 40% рынка электронных денег. Ещё три года назад у них было всего 2%.
5. X5 Group ставит на роботов: компания заявляет о планах на автоматизацию во все более "официальном" тоне – говорят, что роботизируют 30% работы, выполняемой людьми. В ритейле сохраняется нехватка людей (около 500 тысяч), и когда цифровая трансформация начнется – пионерами наверняка будут гиганты вроде X5.
1. Рынок никотина меняется: по данным "Эвотора", за январь-август 2024 продажи сигарет выросли на 12% (в руб.), стиков для нагревания табака – на 15%, а электронных сигарет – на 23%. Но в натуральном выражении рост куда скромнее. Да и 99% потребителей никотина всё ещё верны сигаретам.
2. "ВкусВилл" экспериментирует с форматами: cеть запустила новый формат – гастродарк. Это гибрид даркстора и обычного магазина, где можно и забрать заказ, и кофе выпить. Пока открыто два таких в Питере. В последнее время сеть экспериментирует с форматами, и вместе с тем растет вероятность, что через год от новых открытий останется лишь малая часть самого рентабельного.
3. Lada рулит на вторичке: по данным "Авто.ру", в топе подержанных не-кроссоверов Lada заняла 4 из 5 мест. Vesta, Granta, Priora и 2114 – самые популярные модели. Единственная иномарка в топ-5 – Kia Rio.
4. Техногиганты захватывают финтех: "Яндекс", Ozon и Wildberries теперь контролируют 40% рынка электронных денег. Ещё три года назад у них было всего 2%.
5. X5 Group ставит на роботов: компания заявляет о планах на автоматизацию во все более "официальном" тоне – говорят, что роботизируют 30% работы, выполняемой людьми. В ритейле сохраняется нехватка людей (около 500 тысяч), и когда цифровая трансформация начнется – пионерами наверняка будут гиганты вроде X5.
Россияне стали чаще искать работу с гибридным или удаленным графиком: число таких резюме выросло почти вдвое по сравнению с прошлым годом (данные hh и IT-компании "Точка").
Топ сфер, где россияне чаще ищут удаленную работу – средний и высший менеджмент, сфера рабочего персонала и сельского хозяйства. Абсолютное большинство россиян (80,4%) видят удаленный формат работы комфортным.
Топ сфер, где россияне чаще ищут удаленную работу – средний и высший менеджмент, сфера рабочего персонала и сельского хозяйства. Абсолютное большинство россиян (80,4%) видят удаленный формат работы комфортным.
Как работодатели борются с дефицитом кадров. Самые успешные кейсы 2024
В последние два года в России – беспрецедентный рост зарплат, обгоняющий темпы инфляции. Все благодаря кадровому голоду – он есть +- во всех отраслях экономики, и работодатели буквально бьются за рабочую силу. Отсюда и конкурентные зарплаты.
Но единственные, кто от этого выиграл – это работники. Ни к какой победе же бизнеса над дефицитом индексация не привела: высокая ЗП стала новым стандартом, отсутствие которого расценивается как red flag. Его соблюдение же не дает особенных преимуществ.
Бизнес снова не понимает, как бороться с кадровым голодом. Так что давайте посмотрим на недавние успешные кейсы, когда работодателям удавалось наладить свои HR-процессы.
AB InBev Efes
Крупнейшая пивная компания РФ нуждалась в молодых работниках – их решили привлекать и мотивировать с помощью ИИ и геймификации
Нейросети использовались для распознавания изображений и анализа эффективности контрактов. Игровые практики же пошли в обучение – компания внедрила их в собственную платформу Academia.
Для прикрытия тылов Efes вложились в автоматизацию, запустили рекламу на маркетплейсах – и вуаля: эффективность работы сотрудников выросла на 22%, а продажи – на 4,5%.
Фили-Бейкер
Кондитерская компания пошла по другому пути – она учла, как трансформировался рынок труда после пандемии и решила соответствовать стандартам нового времени.
Новых сотрудников завлекают гибким графиком и удаленкой. Затем компания отказалась от работы с кадровыми агентствами и запустила собственный HR-отдел – решение хорошо тем, что эйчарщиком может работать любой коммуникабельный человек.
Бонусом – система мотивации (бесплатные дегустации, корпоративные скидки), ДМС и автоматизация – опять-таки, для подстраховки и системной трансформации "наперед".
Результаты "Фили" не раскрывают, но судя по всему у бизнеса все хорошо.
Четыре Лапы
Всего за три месяца компания нашла 2100 новых соискателей – невероятные показатели, учитывая специфику бизнеса и безработицу в 3%.
"Лапы" искали кадров не сами, а через Биржу HR-трафика Lovko.Pro. Сайт помог им выстроить стабильный поток кандидатов. Без автоматизации тоже не обошлось: компания настроила первичный отбор соискателей по заданным критериям и проводила оплату лишь за валидных кандидатов.
В итоге из двух с лишним тысяч кандидатов на собеседование пригласили свыше 700 – в основном в регионах (Волгоград, Краснодар, Казань).
ВкусВилл
Бизнес стремительно расширяет число розничных магазинов, и для обеспечения задач соответствующим числом кадров они внедрили экосистему Mango Office – еще один инструментарий по автоматической обработке кадровых потоков.
Каналы коммуникации с кандидатами объединили в единую систему: HR-отдел получил мобильное приложение для управления процессами, а операторы – которые вели разговоры с кандидатами – вели запись всех звонков.
В итоге скорость обработки запросов выросла на 50%, а количество новых кандидатов – на 17%.
В последние два года в России – беспрецедентный рост зарплат, обгоняющий темпы инфляции. Все благодаря кадровому голоду – он есть +- во всех отраслях экономики, и работодатели буквально бьются за рабочую силу. Отсюда и конкурентные зарплаты.
Но единственные, кто от этого выиграл – это работники. Ни к какой победе же бизнеса над дефицитом индексация не привела: высокая ЗП стала новым стандартом, отсутствие которого расценивается как red flag. Его соблюдение же не дает особенных преимуществ.
Бизнес снова не понимает, как бороться с кадровым голодом. Так что давайте посмотрим на недавние успешные кейсы, когда работодателям удавалось наладить свои HR-процессы.
AB InBev Efes
Крупнейшая пивная компания РФ нуждалась в молодых работниках – их решили привлекать и мотивировать с помощью ИИ и геймификации
Нейросети использовались для распознавания изображений и анализа эффективности контрактов. Игровые практики же пошли в обучение – компания внедрила их в собственную платформу Academia.
Для прикрытия тылов Efes вложились в автоматизацию, запустили рекламу на маркетплейсах – и вуаля: эффективность работы сотрудников выросла на 22%, а продажи – на 4,5%.
Фили-Бейкер
Кондитерская компания пошла по другому пути – она учла, как трансформировался рынок труда после пандемии и решила соответствовать стандартам нового времени.
Новых сотрудников завлекают гибким графиком и удаленкой. Затем компания отказалась от работы с кадровыми агентствами и запустила собственный HR-отдел – решение хорошо тем, что эйчарщиком может работать любой коммуникабельный человек.
Бонусом – система мотивации (бесплатные дегустации, корпоративные скидки), ДМС и автоматизация – опять-таки, для подстраховки и системной трансформации "наперед".
Результаты "Фили" не раскрывают, но судя по всему у бизнеса все хорошо.
Четыре Лапы
Всего за три месяца компания нашла 2100 новых соискателей – невероятные показатели, учитывая специфику бизнеса и безработицу в 3%.
"Лапы" искали кадров не сами, а через Биржу HR-трафика Lovko.Pro. Сайт помог им выстроить стабильный поток кандидатов. Без автоматизации тоже не обошлось: компания настроила первичный отбор соискателей по заданным критериям и проводила оплату лишь за валидных кандидатов.
В итоге из двух с лишним тысяч кандидатов на собеседование пригласили свыше 700 – в основном в регионах (Волгоград, Краснодар, Казань).
ВкусВилл
Бизнес стремительно расширяет число розничных магазинов, и для обеспечения задач соответствующим числом кадров они внедрили экосистему Mango Office – еще один инструментарий по автоматической обработке кадровых потоков.
Каналы коммуникации с кандидатами объединили в единую систему: HR-отдел получил мобильное приложение для управления процессами, а операторы – которые вели разговоры с кандидатами – вели запись всех звонков.
В итоге скорость обработки запросов выросла на 50%, а количество новых кандидатов – на 17%.
Собственные производства в РФ – больше не тренд
Вместо этого промышленники массово переходят к эксплуатации производственных площадок технологических и индустриальных парков. На то есть три причины:
1. Всеобщий тренд. Сначала от своих площадей в пользу аренды и технопарков отказались в сегменте офисов. Затем – в сфере торговой и складской недвижимости. Теперь доля профессиональных операторов там – почти 100%. В промышленности пока 20-30%, но эта цифра растет уверенно.
2. Строить и содержать собственные площади – нерентабельно. По крайней мере, так было до 2022 года – объемы ввода в эксплуатацию новых заводов и фабрик постепенно снижались. Сегодня ситуация иная, но инвестиции в большую промышленную зону – все еще рисковое предприятие.
3. Спрогнозировать, будет ли завод простаивать из-за дефицита кадров, или его мощности будут перегружены – достаточно тяжело, так как российские производства за последние два года столкнулись с обеими этими проблемами. Аренда площади в парке – предприятие гораздо менее рисковое.
Так что промышленники активно перетекают на уже готовые производственные решения, и инвесторы готовы поддержать новый тренд. Объемы накопленных инвестиций у резидентов парков выросли на 25% с 2020 года – в конце 2024 они составят свыше 2 трлн рублей.
Интересно, что иностранные инвесторы в этом заинтересованы не меньше наших: в 2023 отечественные вложения составили 1,025 трлн руб. (53%), иностранные – 894 млрд руб. (47%). Регионы пребывания последних – Ближний Восток, Восточная и Южная Азия – так что их деньги никуда из российской экономики не денутся. Но доля отечественных инвестиций расти все равно будет – к 2030 году она составит 70%
Вместо этого промышленники массово переходят к эксплуатации производственных площадок технологических и индустриальных парков. На то есть три причины:
1. Всеобщий тренд. Сначала от своих площадей в пользу аренды и технопарков отказались в сегменте офисов. Затем – в сфере торговой и складской недвижимости. Теперь доля профессиональных операторов там – почти 100%. В промышленности пока 20-30%, но эта цифра растет уверенно.
2. Строить и содержать собственные площади – нерентабельно. По крайней мере, так было до 2022 года – объемы ввода в эксплуатацию новых заводов и фабрик постепенно снижались. Сегодня ситуация иная, но инвестиции в большую промышленную зону – все еще рисковое предприятие.
3. Спрогнозировать, будет ли завод простаивать из-за дефицита кадров, или его мощности будут перегружены – достаточно тяжело, так как российские производства за последние два года столкнулись с обеими этими проблемами. Аренда площади в парке – предприятие гораздо менее рисковое.
Так что промышленники активно перетекают на уже готовые производственные решения, и инвесторы готовы поддержать новый тренд. Объемы накопленных инвестиций у резидентов парков выросли на 25% с 2020 года – в конце 2024 они составят свыше 2 трлн рублей.
Интересно, что иностранные инвесторы в этом заинтересованы не меньше наших: в 2023 отечественные вложения составили 1,025 трлн руб. (53%), иностранные – 894 млрд руб. (47%). Регионы пребывания последних – Ближний Восток, Восточная и Южная Азия – так что их деньги никуда из российской экономики не денутся. Но доля отечественных инвестиций расти все равно будет – к 2030 году она составит 70%
Forwarded from MEDIA RESEARCHES
Источник: Свободная касса (ритейл & e-com) по данным Mediascope
MEDIA RESEARCHERS
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Собственники активов ушедших иностранцев – как они себя чувствуют?
Прошло три года с момента исхода бизнеса из России. Бизнесмены освоились на новых местах, и у нас есть возможность сделать промежуточные выводы.
Сразу оговоримся: мы оцениваем динамику выручки и прибыли трех компаний, которые выкупили бизнес у прежних (иностранных) собственников. Взяли самые громкие кейсы – тех, по кому точно есть данные и чьи названия часто встречаются в бизнес-изданиях.
Этот черри-пикинг не говорит за состояние всего бизнеса – ниже объясним, почему.
Локализация
1. "Вкусно — и точка". Выручка и прибыль Мака в 2021 году составила 128 млрд и 5 млрд рублей соответственно. Цифры нового бизнеса по итогам 2023 года – 155,7 млрд и 14,2 млрд. И это несмотря на огромное количество новых открытий за два года: ВиТ дошли до тех регионов, в которые за 30 лет американцы так и не заглянули.
2. Avito. Не все знают, но один из самых прибыльных сайтов рунета принадлежал компании Naspers (ЮАР). В 2022 кэш-машину выкупил Иван Таврин, который увеличил выручку на 230% (29 млрд vs. 100 млрд), а прибыль – на 200% (10 млрд vs. 29 млрд). Из цифр также видно, что снизилась себестоимость.
3. Heineken + Oriflame + Ball Corporation. Активы всех трех (Голландия, Швеция и США) легли в основу империи Алексея Сагала "Арнест". Их совокупная выручка в 2021 году – 86,3 млрд рублей (16,6 из них – прибыль). Сагалу удалось нарастить выручку (130 млрд в 2023), но прибыль уменьшилась в 16 раз – до 973 млн рублей.
Вторичка
Понятно, что этих кейсов гораздо больше.
И изучать их стоит, потому что все может поменяться: есть реальный шанс, что в течение 1-2 лет бизнес снова могут перепродать – об этом пишут СМИ со ссылкой на участников рынка.
Пока что желающих немного – в основном это бывшая "Большая четверка" консалтинга и финансовые организации. Но чем дольше работать с выкупленным крупным бизнесом – тем больше вылезает подводных камней. Вот пара из них:
• KPI. Основа всех соглашений по выкупу активов у иностранцев – постановление правительства, обязывающее новых владельцев выполнять целевые значения. Достигать их получается не у всех, и бизнесменам может быть легче продать бизнес, чем расписаться в своей неэффективности.
• Спекуляции. Ушедший бизнес продавал активы с обязательным дисконтом в 50% от рыночной стоимости. На вторичном рынке эти правила не работают, и прежний владелец может солидно заработать на перепродаже.
Прошло три года с момента исхода бизнеса из России. Бизнесмены освоились на новых местах, и у нас есть возможность сделать промежуточные выводы.
Сразу оговоримся: мы оцениваем динамику выручки и прибыли трех компаний, которые выкупили бизнес у прежних (иностранных) собственников. Взяли самые громкие кейсы – тех, по кому точно есть данные и чьи названия часто встречаются в бизнес-изданиях.
Этот черри-пикинг не говорит за состояние всего бизнеса – ниже объясним, почему.
Локализация
1. "Вкусно — и точка". Выручка и прибыль Мака в 2021 году составила 128 млрд и 5 млрд рублей соответственно. Цифры нового бизнеса по итогам 2023 года – 155,7 млрд и 14,2 млрд. И это несмотря на огромное количество новых открытий за два года: ВиТ дошли до тех регионов, в которые за 30 лет американцы так и не заглянули.
2. Avito. Не все знают, но один из самых прибыльных сайтов рунета принадлежал компании Naspers (ЮАР). В 2022 кэш-машину выкупил Иван Таврин, который увеличил выручку на 230% (29 млрд vs. 100 млрд), а прибыль – на 200% (10 млрд vs. 29 млрд). Из цифр также видно, что снизилась себестоимость.
3. Heineken + Oriflame + Ball Corporation. Активы всех трех (Голландия, Швеция и США) легли в основу империи Алексея Сагала "Арнест". Их совокупная выручка в 2021 году – 86,3 млрд рублей (16,6 из них – прибыль). Сагалу удалось нарастить выручку (130 млрд в 2023), но прибыль уменьшилась в 16 раз – до 973 млн рублей.
Вторичка
Понятно, что этих кейсов гораздо больше.
И изучать их стоит, потому что все может поменяться: есть реальный шанс, что в течение 1-2 лет бизнес снова могут перепродать – об этом пишут СМИ со ссылкой на участников рынка.
Пока что желающих немного – в основном это бывшая "Большая четверка" консалтинга и финансовые организации. Но чем дольше работать с выкупленным крупным бизнесом – тем больше вылезает подводных камней. Вот пара из них:
• KPI. Основа всех соглашений по выкупу активов у иностранцев – постановление правительства, обязывающее новых владельцев выполнять целевые значения. Достигать их получается не у всех, и бизнесменам может быть легче продать бизнес, чем расписаться в своей неэффективности.
• Спекуляции. Ушедший бизнес продавал активы с обязательным дисконтом в 50% от рыночной стоимости. На вторичном рынке эти правила не работают, и прежний владелец может солидно заработать на перепродаже.
Охлаждение – охлаждением, а предприниматели продолжают впахивать
Это очень хорошо видно на последних отчетах Росстата о деловой активности. По сравнению с 2023 годом, почти все показатели либо выросли, либо находятся примерно на том же уровне.
К примеру:
• Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ): в добыче он вырос на 6,2%, в обработке – на 6,8%.
• Загрузка производственных мощностей: в обоих секторах сохраняются высокие показатели (58-60%), хотя кадров все еще не хватает.
• Прибыль: небольшое снижение в обработке (-1,4%) и рост в добывающей отрасли (+2,7%).
Особенно позитивно текущие цифры выглядят в сравнении с другими странами. В России – один из самых высоких ИПУ в мире (!): если в РФ он составляет порядка 6,5%, то в Европе – -10,6%. И несмотря на то, что оптимизм предпринимателей постепенно снижается, а цены на продукцию – растут, ситуация в бизнесе выглядит вполне благоприятной.
Все дело в том, что экономика продолжает восстанавливаться. Притом процесс этот запустился не в 2022, а в 2020 году: после беспрецедентного снижения активности во время локдауна руководители решили догнать старые темпы во что бы то ни стало. В итоге активность уже давно перегнала допандемийный уровень, а предпринимателям все мало.
Сложно их в этом винить – они работают на поддержание рынков и производств в нормальном состоянии. Но издержки такой активности – очевидны: она замедляет процесс охлаждения экономики. И кажется, что без внешнего воздействия – регуляторного или санкционного – рост так и будет продолжаться, пока не исчерпает себя.
Это очень хорошо видно на последних отчетах Росстата о деловой активности. По сравнению с 2023 годом, почти все показатели либо выросли, либо находятся примерно на том же уровне.
К примеру:
• Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ): в добыче он вырос на 6,2%, в обработке – на 6,8%.
• Загрузка производственных мощностей: в обоих секторах сохраняются высокие показатели (58-60%), хотя кадров все еще не хватает.
• Прибыль: небольшое снижение в обработке (-1,4%) и рост в добывающей отрасли (+2,7%).
Особенно позитивно текущие цифры выглядят в сравнении с другими странами. В России – один из самых высоких ИПУ в мире (!): если в РФ он составляет порядка 6,5%, то в Европе – -10,6%. И несмотря на то, что оптимизм предпринимателей постепенно снижается, а цены на продукцию – растут, ситуация в бизнесе выглядит вполне благоприятной.
Все дело в том, что экономика продолжает восстанавливаться. Притом процесс этот запустился не в 2022, а в 2020 году: после беспрецедентного снижения активности во время локдауна руководители решили догнать старые темпы во что бы то ни стало. В итоге активность уже давно перегнала допандемийный уровень, а предпринимателям все мало.
Сложно их в этом винить – они работают на поддержание рынков и производств в нормальном состоянии. Но издержки такой активности – очевидны: она замедляет процесс охлаждения экономики. И кажется, что без внешнего воздействия – регуляторного или санкционного – рост так и будет продолжаться, пока не исчерпает себя.
За два года доля россиян, которые опасаются быть уволенными, снизилась с 16% до 10%. Это коррелирует с динамикой уровня безработицы, который упал примерно в 1,5-2 раза (с 4,5% до 2,3%).
Ровно та же история – с дефицитом кадров: год назад о нехватке работников в своей компании говорили 53% опрошенных сотрудников, сейчас – 63%.
Ровно та же история – с дефицитом кадров: год назад о нехватке работников в своей компании говорили 53% опрошенных сотрудников, сейчас – 63%.
Импортозамещение тихой сапой, но дает свои плоды: оказывается, что 74% субъектов МСП закупаются оборудованием от отечественных производителей. При этом три четверти из них – полностью довольны как качеством, так и ценами.
Такие данные публикует "Авито" в своем исследовании. Еще о результатах:
• Второй по популярности производитель после РФ – Китай: товары из КНР покупают 58% предпринимателей, притом у 79% из них удовлетворены товарами.
• По качеству производства все еще лидирует Запад: 85% потребителей полностью довольны покупками.
• Активнее всего бизнес закупает промышленное, торговое и пищевое оборудование. Сразу видно, по каким направлениям импортозамещения удалось достичь результатов.
• 85% объявлений – о поиске нового оборудования. Б/у пользуется меньшим спросом, и это закономерно: подержанные товары закупают там, где есть проблемы с импортом. Когда у вас есть недорогие товары собственного производства – смысла обращаться ко "вторичке" довольно мало.
• Надежность – в приоритете: свыше 65% бизнесменов покупают исключительно новые и, что важнее, оригинальные запчасти для своего оборудования – у них выше совместимость и долговечность.
Такие данные публикует "Авито" в своем исследовании. Еще о результатах:
• Второй по популярности производитель после РФ – Китай: товары из КНР покупают 58% предпринимателей, притом у 79% из них удовлетворены товарами.
• По качеству производства все еще лидирует Запад: 85% потребителей полностью довольны покупками.
• Активнее всего бизнес закупает промышленное, торговое и пищевое оборудование. Сразу видно, по каким направлениям импортозамещения удалось достичь результатов.
• 85% объявлений – о поиске нового оборудования. Б/у пользуется меньшим спросом, и это закономерно: подержанные товары закупают там, где есть проблемы с импортом. Когда у вас есть недорогие товары собственного производства – смысла обращаться ко "вторичке" довольно мало.
• Надежность – в приоритете: свыше 65% бизнесменов покупают исключительно новые и, что важнее, оригинальные запчасти для своего оборудования – у них выше совместимость и долговечность.
Forwarded from StatSpace
Почему не надо считать ВВП в текущих долларах США
На графике -как-то кое-как посчитанный ВВП на душу населения в России, США и странах Европы в 2013-2017 гг. Я как-то наблюдал на одном мероприятии как ровно этим графиком, но без России и США, подкрепляли рассказ про то, как ужасно миграционный кризис в Европе в 2015 году обвалил экономики стран ЕС.
Картина действительно весьма апокалиптическая: падение ВВП на душу на 14.7% в Австрии, на 14.1% в Бельгии, на 15% в Финляндии, в крупнейших странах ЕС Франции и Германии на 14.9% и 14.4% соответственно, и даже в богатом Люксембурге - на 14.7%. У нас падение в 2015 году... аж на 34%!!!
В Великую Депрессию, напомню, ВВП США упал на 30% за 4 года.
Но ведь никакой катастрофы не было, в коробках на улице никто не жил! А всё потому, что это - ВВП в текущих долларах США, по текущему курсу. А доллар в 2015 неплохо так укрепился. А на самом деле (в постоянных долларах США) в странах ЕС было слабый (в пределах +1%) рост, а у нас - довольно умеренное падение на 2.5%.
На графике -
Картина действительно весьма апокалиптическая: падение ВВП на душу на 14.7% в Австрии, на 14.1% в Бельгии, на 15% в Финляндии, в крупнейших странах ЕС Франции и Германии на 14.9% и 14.4% соответственно, и даже в богатом Люксембурге - на 14.7%. У нас падение в 2015 году... аж на 34%!!!
В Великую Депрессию, напомню, ВВП США упал на 30% за 4 года.
Но ведь никакой катастрофы не было, в коробках на улице никто не жил! А всё потому, что это - ВВП в текущих долларах США, по текущему курсу. А доллар в 2015 неплохо так укрепился. А на самом деле (в постоянных долларах США) в странах ЕС было слабый (в пределах +1%) рост, а у нас - довольно умеренное падение на 2.5%.
Что и требовалось доказать: судя по текущей динамике индекса RSBI деловая активность бизнеса растет – несмотря на рост КС, инфляцию и слабеющий рубль.
При этом рост – весьма неравномерный.
1. Средние промышленные предприятия растут теми же темпами, что и раньше – все благодаря широкому доступу к льготным кредитам.
2. Кому в условиях охлаждения приходится хуже, так это малым и микропредприятиям в сфере торговли: спрос на их товары снижается, а стоимость кредитов, напротив, растет.
Показатели
Средние оценки таковы: активность бизнеса выросла впервые за последние четыре месяца. Понятно, что причина тому – сезонность, но у каждого из показателей – своя динамика.
• Прибыль. В сентябре она выросла у 22% компаний, а сократилась у трети (в основном – в торговле и у микропредприятий).
• Кредиты. Тут ситуация стабильная: большинство (41%) в займах не нуждается. У 14% есть как минимум один открытый кредит, а еще 14% в сентябре получили новый.
• Кадры. Все еще дефицит: наращивать штат получается лишь у 14% МСП. У 22% он вообще сокращается.
При этом рост – весьма неравномерный.
1. Средние промышленные предприятия растут теми же темпами, что и раньше – все благодаря широкому доступу к льготным кредитам.
2. Кому в условиях охлаждения приходится хуже, так это малым и микропредприятиям в сфере торговли: спрос на их товары снижается, а стоимость кредитов, напротив, растет.
Показатели
Средние оценки таковы: активность бизнеса выросла впервые за последние четыре месяца. Понятно, что причина тому – сезонность, но у каждого из показателей – своя динамика.
• Прибыль. В сентябре она выросла у 22% компаний, а сократилась у трети (в основном – в торговле и у микропредприятий).
• Кредиты. Тут ситуация стабильная: большинство (41%) в займах не нуждается. У 14% есть как минимум один открытый кредит, а еще 14% в сентябре получили новый.
• Кадры. Все еще дефицит: наращивать штат получается лишь у 14% МСП. У 22% он вообще сокращается.