В России стали скачивать меньше пиратских игр.
Число пиратов и ущерб правообладателям все еще огромные: в 2024 юзеры загрузили программ на 281 млрд рублей – но это на 13% меньше, чем годом ранее.
Спасибо надо сказать российским финтеху и е-кому – они развились достаточно, чтобы игроки не чувствовали урон от ухода иностранных сервисов: да, покупать лицензии теперь дороже, но все еще можно.
А как дела обстоят с пиратским ПО?
Тут все не так радужно, как с играми: пиратство процветает и конца этому пока не видно. И главная проблема в том, что конечные потребители пиратского софта – не только физлица, но и бизнес, который плотно сидит на контрафактном ПО уже несколько лет.
Причин – несколько:
• Санкции и уход западных компаний сделали своё дело: пользователи ищут обходные пути для доступа к привычному софту.
• Западные решения – это привычные функционал и интерфейс. Переходить на аналоги (хотя их – полный рынок) хочет мало кто.
• Бизнес не спешит переходить на отечественные аналоги. Да, руководители не хотят перестраивать бизнес-процессы и обучать персонал. Но даже при большом желании сделать это не всегда возможно – и это пока что главная беда.
Российские аналоги недостаточно развиты. Функциональность лучших решений все еще ниже, чем у иностранных аналогов, и многие ниши все еще не заполнены: доля российских САПР на рынке не превышает 15-20% – в течение трех лет ее хотят радикально нарастить.
Поэтому компании все еще используют иностранное ПО в 60% случаев, а пиратство процветает, что довольно опасно для информационной безопасности.
Возможная легализация ПО в нишах, где российских аналогов пока нет – не выход: IT-девелоперы выступают против нее и говорят, что это подорвет будущее уже российских аналогов.
Число пиратов и ущерб правообладателям все еще огромные: в 2024 юзеры загрузили программ на 281 млрд рублей – но это на 13% меньше, чем годом ранее.
Спасибо надо сказать российским финтеху и е-кому – они развились достаточно, чтобы игроки не чувствовали урон от ухода иностранных сервисов: да, покупать лицензии теперь дороже, но все еще можно.
А как дела обстоят с пиратским ПО?
Тут все не так радужно, как с играми: пиратство процветает и конца этому пока не видно. И главная проблема в том, что конечные потребители пиратского софта – не только физлица, но и бизнес, который плотно сидит на контрафактном ПО уже несколько лет.
Причин – несколько:
• Санкции и уход западных компаний сделали своё дело: пользователи ищут обходные пути для доступа к привычному софту.
• Западные решения – это привычные функционал и интерфейс. Переходить на аналоги (хотя их – полный рынок) хочет мало кто.
• Бизнес не спешит переходить на отечественные аналоги. Да, руководители не хотят перестраивать бизнес-процессы и обучать персонал. Но даже при большом желании сделать это не всегда возможно – и это пока что главная беда.
Российские аналоги недостаточно развиты. Функциональность лучших решений все еще ниже, чем у иностранных аналогов, и многие ниши все еще не заполнены: доля российских САПР на рынке не превышает 15-20% – в течение трех лет ее хотят радикально нарастить.
Поэтому компании все еще используют иностранное ПО в 60% случаев, а пиратство процветает, что довольно опасно для информационной безопасности.
Возможная легализация ПО в нишах, где российских аналогов пока нет – не выход: IT-девелоперы выступают против нее и говорят, что это подорвет будущее уже российских аналогов.
Forwarded from Stata : Экономика России в графиках
Из чего складывается цена импортного китайского авто на российском рынке
Новые санкции США. Чего ждать?
В конце января Дональд Трамп пригрозил России санкциями. Два дня назад это сделали снова.
Возможный пакет точно включит в себя высокие налоги, пошлины и санкции "на все, что Россия продает США". Другие меры – пока что домыслы и спекуляции. Никто не сомневается – это вполне реальная перспектива.
Но как новый пакет ударит по России?
Для этого разберем, что Россия вообще экспортирует в США (итоги за 2024 еще не подведены, так что возьмем 2023):
• Ядерное топливо – $1,19 млрд (+43% к 2022 году). США продолжают закупать уран, и пока этот сегмент под санкции не попал.
• Палладий – $1,08 млрд (снижение на 20%). США по-прежнему зависят от платиноидов из РФ (об успехе производителей в этом сегменте мы недавно писали).
• Минеральные удобрения – $1,35 млрд (падение на 23%). Альтернативы есть, но быстро перейти на них сложно.
• Черные металлы – $201,5 млн (снижение в 6 раз). Здесь санкции уже сделали своё дело.
• Турбореактивные двигатели – $91 млн. Статья незначительная, но технически сложная.
Общий экспорт в США за год – $4,57 млрд. В три раза меньше, чем 2022. При этом Россия покупала у США всего на $597 млн (основной товар, как и с Европой – фармацевтика).
Ущерб
Скорее всего, ограничения коснутся урана и платиноидов – но даже в этом случае потери будут не критичны.
По сути, США для России – второстепенный рынок: если в 2021 поставки туда ещё что-то значили, то теперь это всего 1% от общего экспорта РФ. $5 млрд в масштабе всей внешней торговли – копейки.
Более серьёзный риск – во вторичных эффектах: проблемы с расчетами, давление на логистику и на партнёров – всё это бьет больнее, чем формальные запреты. Но бизнес находит обходные пути уже три года подряд, и обратных предпосылок пока нет.
В конце января Дональд Трамп пригрозил России санкциями. Два дня назад это сделали снова.
Возможный пакет точно включит в себя высокие налоги, пошлины и санкции "на все, что Россия продает США". Другие меры – пока что домыслы и спекуляции. Никто не сомневается – это вполне реальная перспектива.
Но как новый пакет ударит по России?
Для этого разберем, что Россия вообще экспортирует в США (итоги за 2024 еще не подведены, так что возьмем 2023):
• Ядерное топливо – $1,19 млрд (+43% к 2022 году). США продолжают закупать уран, и пока этот сегмент под санкции не попал.
• Палладий – $1,08 млрд (снижение на 20%). США по-прежнему зависят от платиноидов из РФ (об успехе производителей в этом сегменте мы недавно писали).
• Минеральные удобрения – $1,35 млрд (падение на 23%). Альтернативы есть, но быстро перейти на них сложно.
• Черные металлы – $201,5 млн (снижение в 6 раз). Здесь санкции уже сделали своё дело.
• Турбореактивные двигатели – $91 млн. Статья незначительная, но технически сложная.
Общий экспорт в США за год – $4,57 млрд. В три раза меньше, чем 2022. При этом Россия покупала у США всего на $597 млн (основной товар, как и с Европой – фармацевтика).
Ущерб
Скорее всего, ограничения коснутся урана и платиноидов – но даже в этом случае потери будут не критичны.
По сути, США для России – второстепенный рынок: если в 2021 поставки туда ещё что-то значили, то теперь это всего 1% от общего экспорта РФ. $5 млрд в масштабе всей внешней торговли – копейки.
Более серьёзный риск – во вторичных эффектах: проблемы с расчетами, давление на логистику и на партнёров – всё это бьет больнее, чем формальные запреты. Но бизнес находит обходные пути уже три года подряд, и обратных предпосылок пока нет.
Между розницей и маркетплейсами вспыхнул конфликт, и это (потенциально) самое важное событие в российской торговле не только на 2025, но и на ближайшие годы.
Дело было так: не успели Ozon и WB отделаться от предыдущей претензии ФАС (о которой мы написали), как на них пожаловались снова. В этот раз – Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
Ключевая претензия – демпинг цен на электронику, который убивает традиционную розницу.
Позиция розницы
На МП техника всегда стоит дешевле: разница составляет от 20% до 70% – эти цифры для РАТЭК катастрофичны. И дело не столько в бесконечных распродажах, сколько в финансировании этих распродаж за свой счет.
Результат неконкурентной борьбы: продажи техники в физических магазинах упали на 16%, доля маркетплейсов в продажах смартфонов выросла до 36%, откусив долю традиционных сетей (с 40% до 34% всего за полгода). Ритейлеры вынуждены закрывать магазины и сокращать ассортимент, чтобы сохранять рентабельность.
Позиция маркетплейсов
Площадки, ожидаемо, все отрицают.
В Wildberries говорят, что продавцы сами определяют цены и добровольно участвуют в акциях ради роста продаж (это, как мы знаем из предыдущей претензии ФАС, не совсем правда).
В Ozon считают, что инвестиции в скидки – это win-win история. Продавцы сохраняют маржу, покупатели получают доступные цены на дорогую технику, а маркетплейсы получают свою долю на рынке.
Общая позиция игроков такова: требование РАТЭК установить везде "одинаково высокие цены" – убийственно для конкуренции.
Позиция регулятора
Тут интереснее. В мировой практике снижение цен маркетплейсами за свой счет – это антиконкурентное действие. Логика очевидна: у розницы больше издержек => софинансировать цены в том же объеме, что и МП, она не может => МП всех побеждают и взвинчивают цены в лучшем случае до уровня обоснованных.
В России подобных прецедентов еще не было – слишком молод наш е-ком. От решения ФАС зависит будущее розничной торговли: продолжат ли маркетплейсы закономерный захват рынка или их экспансию притормозят.
Учитывая, что Ozon и Wildberries уже признаны доминирующими игроками с долей 80%, ставки очень высоки.
Дело было так: не успели Ozon и WB отделаться от предыдущей претензии ФАС (о которой мы написали), как на них пожаловались снова. В этот раз – Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
Ключевая претензия – демпинг цен на электронику, который убивает традиционную розницу.
Позиция розницы
На МП техника всегда стоит дешевле: разница составляет от 20% до 70% – эти цифры для РАТЭК катастрофичны. И дело не столько в бесконечных распродажах, сколько в финансировании этих распродаж за свой счет.
Результат неконкурентной борьбы: продажи техники в физических магазинах упали на 16%, доля маркетплейсов в продажах смартфонов выросла до 36%, откусив долю традиционных сетей (с 40% до 34% всего за полгода). Ритейлеры вынуждены закрывать магазины и сокращать ассортимент, чтобы сохранять рентабельность.
Позиция маркетплейсов
Площадки, ожидаемо, все отрицают.
В Wildberries говорят, что продавцы сами определяют цены и добровольно участвуют в акциях ради роста продаж (это, как мы знаем из предыдущей претензии ФАС, не совсем правда).
В Ozon считают, что инвестиции в скидки – это win-win история. Продавцы сохраняют маржу, покупатели получают доступные цены на дорогую технику, а маркетплейсы получают свою долю на рынке.
Общая позиция игроков такова: требование РАТЭК установить везде "одинаково высокие цены" – убийственно для конкуренции.
Позиция регулятора
Тут интереснее. В мировой практике снижение цен маркетплейсами за свой счет – это антиконкурентное действие. Логика очевидна: у розницы больше издержек => софинансировать цены в том же объеме, что и МП, она не может => МП всех побеждают и взвинчивают цены в лучшем случае до уровня обоснованных.
В России подобных прецедентов еще не было – слишком молод наш е-ком. От решения ФАС зависит будущее розничной торговли: продолжат ли маркетплейсы закономерный захват рынка или их экспансию притормозят.
Учитывая, что Ozon и Wildberries уже признаны доминирующими игроками с долей 80%, ставки очень высоки.
Тут "Корпорация МСП" рассказала о главных бизнес-трендах 2024.
Читаем, записываем и запоминаем, какие сферы нашей неконкурентной экономики оказались конкурентнее других.
Курьеры, кадры и контент
Рекордсменом по росту оказалась доставка – почтовая и курьерская (+19.4%), которая держится в топе уже не первый год. Следом закономерно идут HR-агентства (+16.8%) и IT-компании (+14.4%).
Самый примечательный новичок – производство видеоконтента (+13.4%): самих блогеров за год вряд ли стало сильно больше, а вот усилия по их легализации на цифре точно сказались.
Антилидер года – табачные МСП (-16%): учитывая скорый запрет вейпов и постоянные ограничения в сфере, падение наверняка продолжится и в 2025.
Демография
Бизнес молодеет, гендерный разрыв сужается.
Самые активные предприниматели – 37-летние (на этот возраст приходится пик регистраций), при этом 45% всех новых бизнесов открывают ребята до 35 лет. По полу расклад интересный: мужчины все еще впереди (56%), но женщины уже наступают на пятки – среди предпринимателей-новичков их доля выше среднего по стране.
География
На Дальнем Востоке (Бурятия, Хабаровский край, Амурская область) женщины открывают до половины всех новых бизнесов. На Кавказе – обратная картина: в Ингушетии, Дагестане и Чечне 60% новых предпринимателей – мужчины. А вот по доле МСП в занятости лидируют столицы: в Москве и Питере малый бизнес обеспечивает 61% рабочих мест. Следом идут Калмыкия (53%) и Новосибирская область (50%).
В целом в секторе МСП сейчас работает 29.5 млн человек – это 39% всех занятых стране. Не так плохо для неконкурентной экономики.
Читаем, записываем и запоминаем, какие сферы нашей неконкурентной экономики оказались конкурентнее других.
Курьеры, кадры и контент
Рекордсменом по росту оказалась доставка – почтовая и курьерская (+19.4%), которая держится в топе уже не первый год. Следом закономерно идут HR-агентства (+16.8%) и IT-компании (+14.4%).
Самый примечательный новичок – производство видеоконтента (+13.4%): самих блогеров за год вряд ли стало сильно больше, а вот усилия по их легализации на цифре точно сказались.
Антилидер года – табачные МСП (-16%): учитывая скорый запрет вейпов и постоянные ограничения в сфере, падение наверняка продолжится и в 2025.
Демография
Бизнес молодеет, гендерный разрыв сужается.
Самые активные предприниматели – 37-летние (на этот возраст приходится пик регистраций), при этом 45% всех новых бизнесов открывают ребята до 35 лет. По полу расклад интересный: мужчины все еще впереди (56%), но женщины уже наступают на пятки – среди предпринимателей-новичков их доля выше среднего по стране.
География
На Дальнем Востоке (Бурятия, Хабаровский край, Амурская область) женщины открывают до половины всех новых бизнесов. На Кавказе – обратная картина: в Ингушетии, Дагестане и Чечне 60% новых предпринимателей – мужчины. А вот по доле МСП в занятости лидируют столицы: в Москве и Питере малый бизнес обеспечивает 61% рабочих мест. Следом идут Калмыкия (53%) и Новосибирская область (50%).
В целом в секторе МСП сейчас работает 29.5 млн человек – это 39% всех занятых стране. Не так плохо для неконкурентной экономики.
Если на фоне санкций и низкого товарооборота с Западом вам начало казаться, что потребительский рынок России для мира не так уж и важен – вот список стран, для которых РФ остается ключевым экспортным направлением.
Сегодня они активно участвуют в параллельном импорте, но главное – стабильный товарооборот с Россией критически важен для их экономической устойчивости. Причем в 2023 году (по '24 пока не все посчитано) зависимость только усилилась.
🇧🇾 Беларусь. Уникальная по своей силе привязка к российскому рынку: 64% всего экспорта (25 млрд долларов) уходит в РФ. Для понимания, до 2022 он не поднимался выше 40%. Экономики связаны настолько, что падение российского ВВП на 1% тянет вниз белорусский на 0,8%.
🇦🇲 Армения. В 2023 году нарастила экспорт в Россию до 3,4 млрд долларов – это 40% от общего объема в 8,4 млрд. Примечательно, что структура поставок сильно изменилась: вместо традиционных алкоголя и продуктов питания в лидеры вышли телефоны, мониторы, электроника и другая техника – спасибо параллельному импорту.
🇺🇿 Узбекистан. При экспорте в 24,4 млрд долларов направляет в Россию 13,5% – первое место среди всех торговых партнеров. Показательно, что даже Китай, традиционно доминирующий в регионе, отстает по этому показателю.
🇰🇬 Кыргызстан. Редкий пример центральноазиатской страны, где Китай – не главный экспортер: на первом месте Швейцария. Россия берет серебро – из общего экспорта в 3,3 млрд долларов на нее приходится 746 млн (22%). К слову, после 2022 ее экспорт в Россию усложнился, как и у Армении. ЕС регулярно призывает лидеров стран прекратить параллельный импорт, но те отвечают однозначно: правила ЕАЭС нам важнее.
🇰🇿 Казахстан. Сохраняет более диверсифицированную структуру: из 78 млрд долларов экспорта в Россию идет 12,4%. При этом импортная зависимость выше – 26,5% всех закупок приходится на российский рынок, хотя главным торговым партнером остается КНР.
Сегодня они активно участвуют в параллельном импорте, но главное – стабильный товарооборот с Россией критически важен для их экономической устойчивости. Причем в 2023 году (по '24 пока не все посчитано) зависимость только усилилась.
🇧🇾 Беларусь. Уникальная по своей силе привязка к российскому рынку: 64% всего экспорта (25 млрд долларов) уходит в РФ. Для понимания, до 2022 он не поднимался выше 40%. Экономики связаны настолько, что падение российского ВВП на 1% тянет вниз белорусский на 0,8%.
🇦🇲 Армения. В 2023 году нарастила экспорт в Россию до 3,4 млрд долларов – это 40% от общего объема в 8,4 млрд. Примечательно, что структура поставок сильно изменилась: вместо традиционных алкоголя и продуктов питания в лидеры вышли телефоны, мониторы, электроника и другая техника – спасибо параллельному импорту.
🇺🇿 Узбекистан. При экспорте в 24,4 млрд долларов направляет в Россию 13,5% – первое место среди всех торговых партнеров. Показательно, что даже Китай, традиционно доминирующий в регионе, отстает по этому показателю.
🇰🇬 Кыргызстан. Редкий пример центральноазиатской страны, где Китай – не главный экспортер: на первом месте Швейцария. Россия берет серебро – из общего экспорта в 3,3 млрд долларов на нее приходится 746 млн (22%). К слову, после 2022 ее экспорт в Россию усложнился, как и у Армении. ЕС регулярно призывает лидеров стран прекратить параллельный импорт, но те отвечают однозначно: правила ЕАЭС нам важнее.
🇰🇿 Казахстан. Сохраняет более диверсифицированную структуру: из 78 млрд долларов экспорта в Россию идет 12,4%. При этом импортная зависимость выше – 26,5% всех закупок приходится на российский рынок, хотя главным торговым партнером остается КНР.
Если вы чиновник или работаете в торговле - бойтесь.
В ближайшие пять лет спрос на ваши услуги будет резко снижаться (на 233 тыс. к 2029-му - в сфере торговли и на 66 тыс. - госуправленцев). По крайней мере в этом уверен Минтруд. Потребность в пиарщиках и маркетологов также снизится. Основная причина - замена людей цифровым разумом (тот же самый электронный документооборот) и дальнейшее развитие маркетплейсов.
Вырастет же потребность в тех, кто занят в сфере услуг - от бытовых до медицинских. Этому способствует, с одной стороны, старение населения и рост профессиональной занятости женщин - с другой.
В ближайшие пять лет спрос на ваши услуги будет резко снижаться (на 233 тыс. к 2029-му - в сфере торговли и на 66 тыс. - госуправленцев). По крайней мере в этом уверен Минтруд. Потребность в пиарщиках и маркетологов также снизится. Основная причина - замена людей цифровым разумом (тот же самый электронный документооборот) и дальнейшее развитие маркетплейсов.
Вырастет же потребность в тех, кто занят в сфере услуг - от бытовых до медицинских. Этому способствует, с одной стороны, старение населения и рост профессиональной занятости женщин - с другой.
Forwarded from Импорт в Россию
Российский рынок ювелирных изделий из золота импортозаместился почти полностью. Те компании, которые специализировались на импортных золотых ювелирных изделиях, переключились на внутренний рынок, — глава Пробирной палаты РФ Юрий Зубарев. При этом он признал, что по серебру картина немного другая: здесь импорт составляет около 20% рынка. По его словам, ряд производителей выводят производство серебряных изделий в страны, где этот материал дешевле и рабочие руки дешевле.
В России - бум строительства складских помещений. Основной заказчик новых площадей - маркетплейсы.
В 2025-м могут ввести рекордный объем складов - 7,2 млн кв. м. (+ 90% к 2024-му). Основные локации строительства - Московский регион, Питер и Ленобласть. Хотя потребность в специальных помещениях для хранения товаров настолько сильная, что маркетплейсы даже вкладываются в логистические объекты в соседних странах.
В целом всё логично - e-commerce отчаянно прёт (скорее всего, объем рынка онлайн-продаж по итогам 2024-го перевалит за 9 трлн руб., а это +40% за год). Вторая причина - из-за санкций сократился импорт, который обычно не задерживался на складах в отличие от товаров, которые стали производить в стране в больших объемах.
В 2025-м могут ввести рекордный объем складов - 7,2 млн кв. м. (+ 90% к 2024-му). Основные локации строительства - Московский регион, Питер и Ленобласть. Хотя потребность в специальных помещениях для хранения товаров настолько сильная, что маркетплейсы даже вкладываются в логистические объекты в соседних странах.
В целом всё логично - e-commerce отчаянно прёт (скорее всего, объем рынка онлайн-продаж по итогам 2024-го перевалит за 9 трлн руб., а это +40% за год). Вторая причина - из-за санкций сократился импорт, который обычно не задерживался на складах в отличие от товаров, которые стали производить в стране в больших объемах.
В НИУ ВШЭ разгадали, что мешает отечественной робототехнике
Спойлер: развитие упирается в недостаток квалифицированных инженеров.
В институте стат. исследований выяснили, как продвигается развитие промышленной робототехники у профильных организаций и хватает ли кадрам необходимых компетенций.
Что стало известно:
• Самый быстрый рост – в разработке коллаборативных роботов (работающие совместно с человеком; +55%) и систем технического зрения (+33%). При этом именно здесь – острый дефицит компетенций: руководители оценивают знания инженеров коботов всего на 2,8 из 5
• Что изучать молодым инженерам? К 2030 году критически вырастет значимость "мягкой робототехники" – боты из мягких материалов, похожих на ткани живых организмов: 55% руководителей считают это главном компетенцией будущего. Следом – знания в области энергоэффективности и беспроводной подзарядки (+40% к текущему уровню)
• Базовые инженерные знания также востребованы – 55% компаний нужны специалисты по механике, электронике, теории управления и материаловедении. Но одной только базы для прорыва недостаточно
• Главная проблема – отношение бизнеса к R&D. Компании-интеграторы экономят на исследованиях и используют готовые мировые разработки. Наряду с кадровым дефицитом – серьезнейший барьер для инноваций и технологического суверенитета
Спойлер:
В институте стат. исследований выяснили, как продвигается развитие промышленной робототехники у профильных организаций и хватает ли кадрам необходимых компетенций.
Что стало известно:
• Самый быстрый рост – в разработке коллаборативных роботов (работающие совместно с человеком; +55%) и систем технического зрения (+33%). При этом именно здесь – острый дефицит компетенций: руководители оценивают знания инженеров коботов всего на 2,8 из 5
• Что изучать молодым инженерам? К 2030 году критически вырастет значимость "мягкой робототехники" – боты из мягких материалов, похожих на ткани живых организмов: 55% руководителей считают это главном компетенцией будущего. Следом – знания в области энергоэффективности и беспроводной подзарядки (+40% к текущему уровню)
• Базовые инженерные знания также востребованы – 55% компаний нужны специалисты по механике, электронике, теории управления и материаловедении. Но одной только базы для прорыва недостаточно
• Главная проблема – отношение бизнеса к R&D. Компании-интеграторы экономят на исследованиях и используют готовые мировые разработки. Наряду с кадровым дефицитом – серьезнейший барьер для инноваций и технологического суверенитета
Forwarded from РИА Новости
Союз торговых центров обратился к компаниям Uniqlo, H&M и Inditex (владеет брендами Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear) с предложением вернуться в Россию, сообщили РИА Новости в СТЦ.
Там провели опрос среди более 100 крупнейших ТЦ России, чтобы выяснить их готовность сотрудничать с этими компаниями. Большинство ТЦ эту готовность подтвердили.
В союзе также высказывают мнение, что вернуться в Россию компании могут и с помощью местных партнеров, как в ОАЭ, "где все крупные бренды, включая IKEA, представлены через партнеров".
Там провели опрос среди более 100 крупнейших ТЦ России, чтобы выяснить их готовность сотрудничать с этими компаниями. Большинство ТЦ эту готовность подтвердили.
"Несмотря на то, что сейчас во многих местах произошло замещение на другие бренды, в том числе Melon Fashion (Zarina, BeFree), Gloria Jeans, LIME, не все они работают успешно, например, мимикрировавший под Uniqlo бренд Just Clothes закрывает точки", - заявил вице-президент СТЦ Павел Люлин.
В союзе также высказывают мнение, что вернуться в Россию компании могут и с помощью местных партнеров, как в ОАЭ, "где все крупные бренды, включая IKEA, представлены через партнеров".
У разработчиков – проблемы с импортозамещением
Важно: против самого импортозамещения особо никто не выступает – Россия находится в той точке, когда важность технического суверенитета не ставит под сомнение ни государство, ни бизнес.
Вопрос в том, как к этому суверенитету прийти.
Вот Минцифры требует от девелоперов, чтобы их ПО было совместимо как минимум с двумя отечественными ОС и хотя бы с одним российским процессором. С 2028 эту планку поднимут до двух процессоров. Без этого софт не включат в реестр отечественного ПО, а значит – никаких госзакупок и налоговых льгот.
Против этих правил выступили сразу две основные ассоциации – АПКИТ (в составе – 1С, Ростелеком, Яндекс, Лабораторию Касперского) и КП ПОО (Ростелеком, Сбер, РЖД, Транснефть):
Ограничение №1: в реестре всего один процессор – "Эльбрус-16С". По производительности он пока уступает даже бытовым Intel Core i7 и не поддерживает языки программирования, на которых пишется защитное ПО.
Ограничение №2: адаптация под разные ОС = полный пересмотр архитектуры программ. Это кратно увеличит затраты на разработку и затормозит разработку.
Помимо ограничений – есть банальная продуктивная логика.
Во-первых, ориентация ПО на совместимость с решениями Windows, Intel и AMD открывает путь к экспорту российского софта – спросом за рубежом "Эльбрусы" пока не пользуются. Во-вторых, количественные показатели импортозамещения тормозят в том числе из-за избыточных требований – это возможность избавиться по крайней мере от части из них.
Минцифры пообещало найти компромисс: документ дорабатывается с учетом мнений отрасли, а для уже включенного в реестр ПО предусмотрят переходный период. Его длительность пока не называется.
Важно: против самого импортозамещения особо никто не выступает – Россия находится в той точке, когда важность технического суверенитета не ставит под сомнение ни государство, ни бизнес.
Вопрос в том, как к этому суверенитету прийти.
Вот Минцифры требует от девелоперов, чтобы их ПО было совместимо как минимум с двумя отечественными ОС и хотя бы с одним российским процессором. С 2028 эту планку поднимут до двух процессоров. Без этого софт не включат в реестр отечественного ПО, а значит – никаких госзакупок и налоговых льгот.
Против этих правил выступили сразу две основные ассоциации – АПКИТ (в составе – 1С, Ростелеком, Яндекс, Лабораторию Касперского) и КП ПОО (Ростелеком, Сбер, РЖД, Транснефть):
Ограничение №1: в реестре всего один процессор – "Эльбрус-16С". По производительности он пока уступает даже бытовым Intel Core i7 и не поддерживает языки программирования, на которых пишется защитное ПО.
Ограничение №2: адаптация под разные ОС = полный пересмотр архитектуры программ. Это кратно увеличит затраты на разработку и затормозит разработку.
Помимо ограничений – есть банальная продуктивная логика.
Во-первых, ориентация ПО на совместимость с решениями Windows, Intel и AMD открывает путь к экспорту российского софта – спросом за рубежом "Эльбрусы" пока не пользуются. Во-вторых, количественные показатели импортозамещения тормозят в том числе из-за избыточных требований – это возможность избавиться по крайней мере от части из них.
Минцифры пообещало найти компромисс: документ дорабатывается с учетом мнений отрасли, а для уже включенного в реестр ПО предусмотрят переходный период. Его длительность пока не называется.
Свершилось: российское лекарство выходит на китайский рынок
Притом, одним из первых. "Биннофарм Групп" подала заявку на регистрацию в Китае необутина – препарата от проблем с ЖКТ. Действующее вещество – тримебутин, которое помогает при боли, спазмах и дискомфорте в области живота.
Почему это важно:
1. Препарат – в категории массового спроса: его принимают при дискомфорте в ЖКТ, а им люди страдают гораздо чаще, чем конкретными заболеваниями. Потенциальная аудитория огромна как в России, так и в Китае.
2. У РФ и КНР – План экономического сотрудничества до 2030 года, который включает расширение кооперации в фармацевтике. Китай нам поставляет лекарства давно и стабильно, выход же необутина в КНР – важный прецедент обратной экспансии.
3. Пока другие отрасли промышленности бьются за экспортоориентированность, фарма уже доказала свою конкурентоспособность на международных рынках: мы поставляем лекарства в 160 стран, а объем экспорта к концу 2024 оценивается в 180 млрд рублей.
Какую фарму РФ поставляет за рубеж
Самые популярные категории – российские дженерики (недорогие аналоги оригинальных препаратов), вакцины против гриппа, кори и полиомиелита, противовирусные средства и кардиологические препараты.
Китай – новое, но не единственное направление. География экспорта постоянно расширяется – помимо традиционных рынков СНГ, российские производители осваивают Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку. Успеху способствуют конкурентные цены и, что важно, соответствие международным стандартам GMP.
В 2025 объемы экспорта продолжат расти. Особенно перспективным считается направление вакцин – они востребованы в странах с дефицитом медицинских ресурсов (и наверняка будут востребованы в Китае, где вспышки новых вирусов происходят чуть чаще, чем хотелось бы).
Притом, одним из первых. "Биннофарм Групп" подала заявку на регистрацию в Китае необутина – препарата от проблем с ЖКТ. Действующее вещество – тримебутин, которое помогает при боли, спазмах и дискомфорте в области живота.
Почему это важно:
1. Препарат – в категории массового спроса: его принимают при дискомфорте в ЖКТ, а им люди страдают гораздо чаще, чем конкретными заболеваниями. Потенциальная аудитория огромна как в России, так и в Китае.
2. У РФ и КНР – План экономического сотрудничества до 2030 года, который включает расширение кооперации в фармацевтике. Китай нам поставляет лекарства давно и стабильно, выход же необутина в КНР – важный прецедент обратной экспансии.
3. Пока другие отрасли промышленности бьются за экспортоориентированность, фарма уже доказала свою конкурентоспособность на международных рынках: мы поставляем лекарства в 160 стран, а объем экспорта к концу 2024 оценивается в 180 млрд рублей.
Какую фарму РФ поставляет за рубеж
Самые популярные категории – российские дженерики (недорогие аналоги оригинальных препаратов), вакцины против гриппа, кори и полиомиелита, противовирусные средства и кардиологические препараты.
Китай – новое, но не единственное направление. География экспорта постоянно расширяется – помимо традиционных рынков СНГ, российские производители осваивают Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку. Успеху способствуют конкурентные цены и, что важно, соответствие международным стандартам GMP.
В 2025 объемы экспорта продолжат расти. Особенно перспективным считается направление вакцин – они востребованы в странах с дефицитом медицинских ресурсов (и наверняка будут востребованы в Китае, где вспышки новых вирусов происходят чуть чаще, чем хотелось бы).
Регионы-лидеры в интернет-торговле: кто и как рос в 2024 году
По данным АКИТ, объем интернет-торговли в России за 2024 год достиг 9 триллионов рублей, показав рост, внимание, на 41%. Лидеры по росту оборота – на картинке.
Доля же екома доля в общем объеме розницы составила – 16,2%, но у отдельных регионов этот показатель – существенно выше. Среди них – регионы в основном отдаленные, что логично:
🇷🇺 Чукотский автономный округ – абсолютный чемпион: 38% всех в регионе совершается онлайн, а местные власти активно развивают свои платформы для электронной коммерции
🇷🇺 В Алтае доля екома составляет 26%, в том числе за счет собственных решений
🇷🇺 Магаданская область замыкает тройку лидеров с показателем в 25%
🇷🇺 Камчатский край – один из пяти регионов, пробивших в 2024 показатель в 23%
🇷🇺 Калужская область – 23%
🇷🇺 Мурманская область – 23%
🇷🇺 Карачаево-Черкессия – 23%
🇷🇺 Тыва также показала результат в 23%
🇷🇺 Вологодская область – 20%
🇷🇺 Владимирская область – 20%
🇷🇺 Карелия – 20%
Отраслевой расклад
• Сегмент строительных материалов показал феноменальный рост – продажи выросли на 89%. Средний чек в категории увеличился на 21% и превысил 17 тысяч рублей. Похожую динамику продемонстрировала категория "все для дома" с ростом на 87%
• Спортивные товары и туристическое снаряжение уверенно растут: оборот магазинов увеличился на 69%, количество заказов – на 58%, средний чек поднялся – на 7% (до 11 тысяч рублей)
• Ювелирные изделия и часы лидируют по росту среднего чека: он вырос на 68% до 7680 рублей
• В fashion-сегменте все хорошо: спортивная одежда +60%, детская +34%, мужская и женская +31%
• Интересный тренд в продуктовом ритейле: несмотря на то что категория впервые возглавила рейтинг популярности, средний чек, напротив, снизился на 27% до 781 рубля. Онлайн-покупка продуктов становится повседневной практикой, даже если потребители закупаются по мелочи
По данным АКИТ, объем интернет-торговли в России за 2024 год достиг 9 триллионов рублей, показав рост, внимание, на 41%. Лидеры по росту оборота – на картинке.
Доля же екома доля в общем объеме розницы составила – 16,2%, но у отдельных регионов этот показатель – существенно выше. Среди них – регионы в основном отдаленные, что логично:
Отраслевой расклад
• Сегмент строительных материалов показал феноменальный рост – продажи выросли на 89%. Средний чек в категории увеличился на 21% и превысил 17 тысяч рублей. Похожую динамику продемонстрировала категория "все для дома" с ростом на 87%
• Спортивные товары и туристическое снаряжение уверенно растут: оборот магазинов увеличился на 69%, количество заказов – на 58%, средний чек поднялся – на 7% (до 11 тысяч рублей)
• Ювелирные изделия и часы лидируют по росту среднего чека: он вырос на 68% до 7680 рублей
• В fashion-сегменте все хорошо: спортивная одежда +60%, детская +34%, мужская и женская +31%
• Интересный тренд в продуктовом ритейле: несмотря на то что категория впервые возглавила рейтинг популярности, средний чек, напротив, снизился на 27% до 781 рубля. Онлайн-покупка продуктов становится повседневной практикой, даже если потребители закупаются по мелочи
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Отсутствие эффективных механизмов защиты брендов на маркетплейсах сейчас создает риски не только для отдельных компаний, но и для всей цифровой экономики страны. Потери бизнеса от контрафакта уже исчисляются миллиардами рублей, а главное — подрывается доверие потребителей к онлайн-торговле в целом. Промедление с принятием поправок к законопроекту о платформенной экономике может привести к дальнейшему росту контрафакта и патовой ситуации для правообладателей"
Это не мнение профильного комитета Госдумы или официозной "Российской газеты" - а выдержка из свежего либерального Forbes.
Кажется, понимание того, что маркетплейсы должны уже зажить по единым для всего рынка правилам, стало всеобщим.
Это не мнение профильного комитета Госдумы или официозной "Российской газеты" - а выдержка из свежего либерального Forbes.
Кажется, понимание того, что маркетплейсы должны уже зажить по единым для всего рынка правилам, стало всеобщим.
Forbes.ru
Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах
Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка: за 2024 год, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), он увеличился на 41%, почти до 9 трлн рублей. В то же время, по некоторым оценкам, доля поддельной про
Тем временем, РСПП оспаривает налоговую реформу
Аргументы – вполне адекватные, а само предложение в свете предстоящего (возможно) массового высвобождения квалифицированной рабочей силы из ОПК – еще и своевременное.
Союз предлагает ежегодно индексировать пороговые значения для прогрессивной шкалы НДФЛ с учетом инфляции. Если по-простому: сейчас повышенным налогом в 15% облагаются доходы свыше 2,4 млн рублей в год, в 18% – свыше 5 млн, в 20% – более 20 млн, и в 22% – более 50 млн. Пороги эти – зафиксированы намертво. А РСПП предлагает их ежегодно повышать на уровень инфляции.
На первый взгляд, инициатива поможет только топ-менеджерам и высокооплачиваемым специалистам. Но главные бенефициары здесь – компании из высокотехнологичных секторов, где ценятся квалифицированные кадры: IT, консалтинг, инвестбанкинг, нефтегаз, фарма и прочее.
Без индексации порогов при нынешней инфляции (которую, кстати, ЦБ прогнозирует на уровне 7-8% в 2025) все больше специалистов будут попадать под ставки. Что делать бизнесу? Варианта два – либо увеличивать зарплаты для компенсации, либо терять рабочую силу. Небольшому бизнесу с зарплатами до 200 тысяч в месяц эта мера, наоборот, не важна – их сотрудники остаются в пределах базовой ставки 13%.
Тем более, что господдержку бизнеса сегодня пересматривают: массовые льготы постепенно уступают точечным механизмам. Индексация налоговых порогов в таких условиях – логичная и последовательная политика, которая может сделать условия для ведения бизнеса немного лучше.
Аргументы – вполне адекватные, а само предложение в свете предстоящего (возможно) массового высвобождения квалифицированной рабочей силы из ОПК – еще и своевременное.
Союз предлагает ежегодно индексировать пороговые значения для прогрессивной шкалы НДФЛ с учетом инфляции. Если по-простому: сейчас повышенным налогом в 15% облагаются доходы свыше 2,4 млн рублей в год, в 18% – свыше 5 млн, в 20% – более 20 млн, и в 22% – более 50 млн. Пороги эти – зафиксированы намертво. А РСПП предлагает их ежегодно повышать на уровень инфляции.
На первый взгляд, инициатива поможет только топ-менеджерам и высокооплачиваемым специалистам. Но главные бенефициары здесь – компании из высокотехнологичных секторов, где ценятся квалифицированные кадры: IT, консалтинг, инвестбанкинг, нефтегаз, фарма и прочее.
Без индексации порогов при нынешней инфляции (которую, кстати, ЦБ прогнозирует на уровне 7-8% в 2025) все больше специалистов будут попадать под ставки. Что делать бизнесу? Варианта два – либо увеличивать зарплаты для компенсации, либо терять рабочую силу. Небольшому бизнесу с зарплатами до 200 тысяч в месяц эта мера, наоборот, не важна – их сотрудники остаются в пределах базовой ставки 13%.
Тем более, что господдержку бизнеса сегодня пересматривают: массовые льготы постепенно уступают точечным механизмам. Индексация налоговых порогов в таких условиях – логичная и последовательная политика, которая может сделать условия для ведения бизнеса немного лучше.
Почему производство и экспорт невозможны без импорта, или почему китайские комплектующие – это ок
Свежие данные экономистов РАНХиГС показывают, насколько на самом деле импорт важен для России. Зависимость куда сильнее, чем многие предполагают.
Главное: снижение импорта на 1% от себестоимости продукции отраслей сокращает их выпуск как минимум на 2%. А экспорт страдает еще сильнее. В 2022 году это правило сработало жестко, но зато очень наглядно.
Самый показательный пример – автопром: до санкций доля импорта в себестоимости отрасли составляла 35%. В марте устоявшиеся импортные цепочки разорвались, импорт упал, а производство рухнуло до исторических минимумов.
А что в других отраслях?
• В электронике и оптике доля импорта – 25%. Когда она снизилась на 10% – выпуск провалился больше, чем на 20%
• В машиностроении снижение импорта на 5% обрушило производство больше, чем на 15%
• В электрооборудование импорт упал на 7,5%. Выпуск – на 25%
Экспорту – еще хуже
Все эти отрасли серьезно пострадали от нарушения поставок. Причем больнее всего ударило по экспортерам. Почему?
Дело в том, что экспортные производства используют больше импортных компонентов, чем компании, работающие на внутренний рынок. Как результат – они несут больший урон от перебоев с поставками. Цифры говорят сами за себя: когда импорт сокращается на 1%, экспорт машин и оборудования падает не на 2-3%, а сразу на 16%.
Особенно уязвимы производства со сложной и конвейерной сборкой (то есть, технологичные отрасли): здесь остановка поставок даже одного компонента может парализовать весь процесс.
Получается, зависимость от импорта – это плохо?
Нет. Это просто нормально.
Даже мировые промышленные гиганты с очень производительными экономиками зависят от импортных компонентов:
1. США не могут производить электронику без азиатских чипов
2. Китай критически зависит от иностранных технологий в авиастроении
3. Япония в 2011 году показала, как сбой в поставках может ударить по глобальным цепочкам: после землетрясения и временного прекращения импортных поставок японские заводы в США останавливались почти так же массово, как и в самой Японии
Снижать зависимость от критически важного импорта – разумно. Мечтать о полном импортозамещении промышленных товаров – непродуктивно.
Разумная стратегия – это 1) диверсификация поставщиков; 2) развитие импортозамещения, но без пренебрежения импортными компонентами; 3) сохранение доступа к глобальным производственным цепочкам через дружественные страны.
Свежие данные экономистов РАНХиГС показывают, насколько на самом деле импорт важен для России. Зависимость куда сильнее, чем многие предполагают.
Главное: снижение импорта на 1% от себестоимости продукции отраслей сокращает их выпуск как минимум на 2%. А экспорт страдает еще сильнее. В 2022 году это правило сработало жестко, но зато очень наглядно.
Самый показательный пример – автопром: до санкций доля импорта в себестоимости отрасли составляла 35%. В марте устоявшиеся импортные цепочки разорвались, импорт упал, а производство рухнуло до исторических минимумов.
А что в других отраслях?
• В электронике и оптике доля импорта – 25%. Когда она снизилась на 10% – выпуск провалился больше, чем на 20%
• В машиностроении снижение импорта на 5% обрушило производство больше, чем на 15%
• В электрооборудование импорт упал на 7,5%. Выпуск – на 25%
Экспорту – еще хуже
Все эти отрасли серьезно пострадали от нарушения поставок. Причем больнее всего ударило по экспортерам. Почему?
Дело в том, что экспортные производства используют больше импортных компонентов, чем компании, работающие на внутренний рынок. Как результат – они несут больший урон от перебоев с поставками. Цифры говорят сами за себя: когда импорт сокращается на 1%, экспорт машин и оборудования падает не на 2-3%, а сразу на 16%.
Особенно уязвимы производства со сложной и конвейерной сборкой (то есть, технологичные отрасли): здесь остановка поставок даже одного компонента может парализовать весь процесс.
Получается, зависимость от импорта – это плохо?
Нет. Это просто нормально.
Даже мировые промышленные гиганты с очень производительными экономиками зависят от импортных компонентов:
1. США не могут производить электронику без азиатских чипов
2. Китай критически зависит от иностранных технологий в авиастроении
3. Япония в 2011 году показала, как сбой в поставках может ударить по глобальным цепочкам: после землетрясения и временного прекращения импортных поставок японские заводы в США останавливались почти так же массово, как и в самой Японии
Снижать зависимость от критически важного импорта – разумно. Мечтать о полном импортозамещении промышленных товаров – непродуктивно.
Разумная стратегия – это 1) диверсификация поставщиков; 2) развитие импортозамещения, но без пренебрежения импортными компонентами; 3) сохранение доступа к глобальным производственным цепочкам через дружественные страны.