"Светофор" пошел атакой на Бразилию: сеть планирует открыть в стране 50 магазинов
В этом году "Светофор" обрел на свою голову огромные проблемы в России: после вскрытого факта торговли просрочкой (и еще кучи нарушений) регулятор принудительно закрыл под сотню магазинов сети и изъял 300 тонн продукции.
В итоге от сети отстали, и, что удивительно, она вышла сухой из воды: 3,4% падения выручки в I полугодии 2025 – это как слону дробина (выручка за период составила $2,5 млрд).
Учитывая, что на родине стало тесновато, "Светофор" пошел на диверсификацию
За рубежом компания работает уже давно: с 2017 открыла магазины Mere в десятке европейских стран. Но там все пошло наперекосяк – после 2022 точки стали закрываться.
В этой связи было принято решение работать на более дружественных рынках.
В Бразилии спрос есть – в целом бедное население формирует устойчивую клиентскую базу. Главная задача сейчас – наладить цепочки поставок.
Российская модель в Бразилии сохранена полностью: компактные площади в 1000 кв.м, товары в паллетах и коробках, никакой рекламы, аренда в спальных районах. Итог: цены – на 30% ниже конкурентов.
По сути, у РФ для превращения в экспортно-ориентированную экономику есть два пути: 1) реконфигурация того, что уже существует, и 2) создание принципиально новых ниш. И кажется, что формат жестких дискаунтеров – это именно то УТП, которое в России развилось так, как нигде в мире.
Ждем, когда на международную экспансию пойдет "Чижик" и другие лоукостеры.
В этом году "Светофор" обрел на свою голову огромные проблемы в России: после вскрытого факта торговли просрочкой (и еще кучи нарушений) регулятор принудительно закрыл под сотню магазинов сети и изъял 300 тонн продукции.
В итоге от сети отстали, и, что удивительно, она вышла сухой из воды: 3,4% падения выручки в I полугодии 2025 – это как слону дробина (выручка за период составила $2,5 млрд).
Учитывая, что на родине стало тесновато, "Светофор" пошел на диверсификацию
За рубежом компания работает уже давно: с 2017 открыла магазины Mere в десятке европейских стран. Но там все пошло наперекосяк – после 2022 точки стали закрываться.
В этой связи было принято решение работать на более дружественных рынках.
В Бразилии спрос есть – в целом бедное население формирует устойчивую клиентскую базу. Главная задача сейчас – наладить цепочки поставок.
Российская модель в Бразилии сохранена полностью: компактные площади в 1000 кв.м, товары в паллетах и коробках, никакой рекламы, аренда в спальных районах. Итог: цены – на 30% ниже конкурентов.
По сути, у РФ для превращения в экспортно-ориентированную экономику есть два пути: 1) реконфигурация того, что уже существует, и 2) создание принципиально новых ниш. И кажется, что формат жестких дискаунтеров – это именно то УТП, которое в России развилось так, как нигде в мире.
Ждем, когда на международную экспансию пойдет "Чижик" и другие лоукостеры.
Старейшая компания в зоо-ритейле закрыла почти все магазины в Москве
Речь об "Иванко" и их офлайн-сети Cats&Dogs: из 20 столичных магазинов к сегодняшнему дню осталось только 5.
"Иванко" – компания, которая стояла у истоков индустрии зоомагазинов в России и работает уже несколько десятков лет – столкнулась со снижением выручки в 4,4 раза (до 502,2 млн руб.) и чистым убытком в 251 млн руб. Налоговая заблокировала счета нескольких дочерних компаний группы, а против самого владельца Алексея Иващенкова "Альфа-банк" подал иск о банкротстве на 108,8 млн руб.
Что привело к краху одного из пионеров зоо-ритейла:
1. Доминация маркетплейсов. Покупательский трафик массово ушел из офлайн-магазинов на площадки вроде Wildberries и Ozon за счет более выгодных цен и постоянных акций.
2. Ограничения Россельхознадзора. Контроль за импортными кормами серьезно сократил ассортимент дистрибуторов и розницы.
3. Санкционное давление. После начала СВО многие зарубежные производители зоотоваров прекратили официальные поставки в Россию. Доля импорта на рынке кормов упала с 15-20% до 5-7%.
Речь об "Иванко" и их офлайн-сети Cats&Dogs: из 20 столичных магазинов к сегодняшнему дню осталось только 5.
"Иванко" – компания, которая стояла у истоков индустрии зоомагазинов в России и работает уже несколько десятков лет – столкнулась со снижением выручки в 4,4 раза (до 502,2 млн руб.) и чистым убытком в 251 млн руб. Налоговая заблокировала счета нескольких дочерних компаний группы, а против самого владельца Алексея Иващенкова "Альфа-банк" подал иск о банкротстве на 108,8 млн руб.
Что привело к краху одного из пионеров зоо-ритейла:
1. Доминация маркетплейсов. Покупательский трафик массово ушел из офлайн-магазинов на площадки вроде Wildberries и Ozon за счет более выгодных цен и постоянных акций.
2. Ограничения Россельхознадзора. Контроль за импортными кормами серьезно сократил ассортимент дистрибуторов и розницы.
3. Санкционное давление. После начала СВО многие зарубежные производители зоотоваров прекратили официальные поставки в Россию. Доля импорта на рынке кормов упала с 15-20% до 5-7%.
Самая стартапная отрасль в России - разработка ПО. За 2024-й появилось 47 новых компаний, а общее количество действующих участников рынка достигло 587. Совокупная выручка сегмента за год увеличилась на 37%.
Главный драйвер развития ПО - задачи импортозамещения. В результате возросшего спроса и госпомощи большое количество уже зрелых компаний увеличили выручку на десятки-сотни процентов за последние 2-3 года.
По сравнению с 2023-м подтянулись и другие сферы - так, выручка стартапов в промышленности выросла на 14% (до 28,7 млрд руб.), а количество компаний – 373.
Главный драйвер развития ПО - задачи импортозамещения. В результате возросшего спроса и госпомощи большое количество уже зрелых компаний увеличили выручку на десятки-сотни процентов за последние 2-3 года.
По сравнению с 2023-м подтянулись и другие сферы - так, выручка стартапов в промышленности выросла на 14% (до 28,7 млрд руб.), а количество компаний – 373.
Дней без абьюза селлеров: 0
Ozon меняет правила возврата товаров: если товар поступил в ПВЗ со склада продавца, а покупатель решает его вернуть без претензий к качеству – товар отправят не обратно к продавцу, а на озоновский склад. Правила вступают в силу с 1 октября.
В чем проблема? С точки зрения селлеров – примерно во всем:
1. Продавец теряет контроль над товаром – маркетплейс его фактически изымает.
2. Проблема куда серьезнее – качество товаров. Селлеры боятся, что Ozon не будет досконально проверять товары, и если те вдруг будут повреждены прежним владельцем – шишки упадут на продавца.
3. Непредсказуемые расходы: конкретные тарифы за хранение Ozon не раскрывает. Эксперты предупреждают, что особенно болезненно это ударит по низкомаржинальным товарам – от одежды до косметики. Для дешевых позиций дополнительные комиссии могут "съесть" всю прибыль. Вполне себе повод уйти с Ozon и на другие площадки (или открыть свой е-ком).
Ozon возражает.
Говорят, что решение продиктовано логистической эффективностью: возврат на склад продавца занимает больше времени, чем отправка на ближайший фулфилмент. Компания обещает льготные условия хранения – от 30 до 365 дней бесплатно. Плюс товары быстрее попадают в повторную продажу и поднимаются в поиске.
По данным Ozon, такую схему уже добровольно использует половина продавцов(только не раскрывается профиль этих селлеров: вряд ли это торговцы безделушками за 50 руб.) .
Юристы
Обобщенная позиция юристов такая: сами по себе эти правила не нарушают законы, если они четко прописано в договоре.
Единственное, из-за чего Ozon может прилететь – это за злоупотребление доминирующим положением: например, если работать по новым правилам продавцам невыгодно, но уйти они не могут.
Конкуренты к практике пока не присоединились: Wildberries и "Яндекс.Маркет" сохраняют за продавцами контроль над возвратами.
Ozon меняет правила возврата товаров: если товар поступил в ПВЗ со склада продавца, а покупатель решает его вернуть без претензий к качеству – товар отправят не обратно к продавцу, а на озоновский склад. Правила вступают в силу с 1 октября.
В чем проблема? С точки зрения селлеров – примерно во всем:
1. Продавец теряет контроль над товаром – маркетплейс его фактически изымает.
2. Проблема куда серьезнее – качество товаров. Селлеры боятся, что Ozon не будет досконально проверять товары, и если те вдруг будут повреждены прежним владельцем – шишки упадут на продавца.
3. Непредсказуемые расходы: конкретные тарифы за хранение Ozon не раскрывает. Эксперты предупреждают, что особенно болезненно это ударит по низкомаржинальным товарам – от одежды до косметики. Для дешевых позиций дополнительные комиссии могут "съесть" всю прибыль. Вполне себе повод уйти с Ozon и на другие площадки (или открыть свой е-ком).
Ozon возражает.
Говорят, что решение продиктовано логистической эффективностью: возврат на склад продавца занимает больше времени, чем отправка на ближайший фулфилмент. Компания обещает льготные условия хранения – от 30 до 365 дней бесплатно. Плюс товары быстрее попадают в повторную продажу и поднимаются в поиске.
По данным Ozon, такую схему уже добровольно использует половина продавцов
Юристы
Обобщенная позиция юристов такая: сами по себе эти правила не нарушают законы, если они четко прописано в договоре.
Единственное, из-за чего Ozon может прилететь – это за злоупотребление доминирующим положением: например, если работать по новым правилам продавцам невыгодно, но уйти они не могут.
Конкуренты к практике пока не присоединились: Wildberries и "Яндекс.Маркет" сохраняют за продавцами контроль над возвратами.
24% потребителей не готовы потреблять сельхозпродукты, произведенные при помощи ИИ. Готовы – 35%.
Дело – в крайне низкой информированности: только 10% россиян хорошо знают о применении ИИ в сельском хозяйстве, 46% что-то слышали поверхностно, а 42% вообще ничего не знают. Городские жители при этом в два раза чаще готовы покупать "ИИ-продукцию", чем сельские.
Получается, города видят ИИ как умного помощника в сельском хозяйстве, а деревня – где эти технологии могли бы дать максимальный эффект – демонстрирует скепсис.
На первый взгляд кажется, что ИИ – это такой новый ГМО: люди не в курсе, что это такое, но уверены, что оно их отравит. Но на деле качество продукции не беспокоит: люди переживают из-за потери рабочих мест, киберугроз и сбоев оборудования, высокой стоимости внедрения. Качество продукции почти никого не волнует.
Плюсы: оптимизация логистики и хранения (38%), мониторинг состояния почвы, воды, воздуха (38%), автоматизация и снижение затрат (37%), повышение качества продукции (35%).
С наибольшим энтузиазмом к ИИ относится молодежь – каждый второй молодой россиянин готов есть продукты, произведенные с помощью ИИ.
Дело – в крайне низкой информированности: только 10% россиян хорошо знают о применении ИИ в сельском хозяйстве, 46% что-то слышали поверхностно, а 42% вообще ничего не знают. Городские жители при этом в два раза чаще готовы покупать "ИИ-продукцию", чем сельские.
Получается, города видят ИИ как умного помощника в сельском хозяйстве, а деревня – где эти технологии могли бы дать максимальный эффект – демонстрирует скепсис.
На первый взгляд кажется, что ИИ – это такой новый ГМО: люди не в курсе, что это такое, но уверены, что оно их отравит. Но на деле качество продукции не беспокоит: люди переживают из-за потери рабочих мест, киберугроз и сбоев оборудования, высокой стоимости внедрения. Качество продукции почти никого не волнует.
Плюсы: оптимизация логистики и хранения (38%), мониторинг состояния почвы, воды, воздуха (38%), автоматизация и снижение затрат (37%), повышение качества продукции (35%).
С наибольшим энтузиазмом к ИИ относится молодежь – каждый второй молодой россиянин готов есть продукты, произведенные с помощью ИИ.
Ставка "Сбера" на е-фарму не зашла: банк уходит в производство электроники
Последние дни ознаменовались сразу двумя громкими новостями из крупнейшего банка страны: 1) "Сбер" продал свою долю в "Еаптеке" – второй крупнейшей е-фарме страны; 2) "Сбер" за 30 млрд хочет завладеть ГК "Элемент" – крупнейшим производителем микроэлектроники.
Еаптека
Долю банка выкупили структуры Алексея Репика – владельца "Р-фарм". Теперь он контролирует 100% онлайн-аптеки.
Для "Сбера" это был тяжелый актив, несмотря на огромные цифры: выручка 32,9 млрд рублей, но убыток 4 млрд. За пять лет банк вложил около 15 млрд рублей, а совокупные потери достигли 18 млрд.
Главная проблема – провалившаяся ставка на лоббизм. Банк рассчитывал на разрешение онлайн-продаж рецептурных препаратов, но регуляторика так и не изменилась. В итоге "Еаптека" осталась просто средней сетью без перспектив роста.
Репик планирует использовать розницу как канал для продаж собственных препаратов, но эксперты считают вероятным последующую продажу актива крупному маркетплейсу.
ГК "Элемент"
Продукция группы используется в банковских картах, SIM-картах, транспортных картах, системах навигации и городской инфраструктуре.
"Сбер" хочет создать полный цикл производства микроэлектроники. После покупки доли в "Аквариусе" банк может сформировать крупного игрока и консолидировать всю отрасль в России.
Цена вопроса – 28 млрд рублей.
Последние дни ознаменовались сразу двумя громкими новостями из крупнейшего банка страны: 1) "Сбер" продал свою долю в "Еаптеке" – второй крупнейшей е-фарме страны; 2) "Сбер" за 30 млрд хочет завладеть ГК "Элемент" – крупнейшим производителем микроэлектроники.
Еаптека
Долю банка выкупили структуры Алексея Репика – владельца "Р-фарм". Теперь он контролирует 100% онлайн-аптеки.
Для "Сбера" это был тяжелый актив, несмотря на огромные цифры: выручка 32,9 млрд рублей, но убыток 4 млрд. За пять лет банк вложил около 15 млрд рублей, а совокупные потери достигли 18 млрд.
Главная проблема – провалившаяся ставка на лоббизм. Банк рассчитывал на разрешение онлайн-продаж рецептурных препаратов, но регуляторика так и не изменилась. В итоге "Еаптека" осталась просто средней сетью без перспектив роста.
Репик планирует использовать розницу как канал для продаж собственных препаратов, но эксперты считают вероятным последующую продажу актива крупному маркетплейсу.
ГК "Элемент"
Продукция группы используется в банковских картах, SIM-картах, транспортных картах, системах навигации и городской инфраструктуре.
"Сбер" хочет создать полный цикл производства микроэлектроники. После покупки доли в "Аквариусе" банк может сформировать крупного игрока и консолидировать всю отрасль в России.
Цена вопроса – 28 млрд рублей.
Очень разумное от главы "Ивановской текстильной компании" - т.е. человека, который занимается реальным бизнесом "на земле".
В современном мире нельзя ставить задачу выстроить полностью автономный бизнес-процесс. Плюс в таком положении может и быть, но минусов гораздо больше (цены на сырье, технологическая замкнутость) - и в долгую это точно приведет к отставанию по качеству.
В современном мире нельзя ставить задачу выстроить полностью автономный бизнес-процесс. Плюс в таком положении может и быть, но минусов гораздо больше (цены на сырье, технологическая замкнутость) - и в долгую это точно приведет к отставанию по качеству.
У "М.Видео" все плохо: акции ритейлера упали на 25% за пару часов
А все потому, что сеть решила подзаработать лишних денег: компания объявила о допэмиссии акций для докапитализации на 30 млрд рублей. Совет директоров вынесет вопрос на голосование акционеров 13 октября.
Как только новость попала на биржу, акции рухнули с 79 до 60, а затем и до 57 рублей за штуку. Инвесторы испугались не зря – количество акций может вырасти с 500 млн до 1,5 млрд штук.
Это значит, что доли текущих акционеров могут размыться почти в 10 раз
Такая форсированная капитализация с кучей издержек – результат плачевного фин. положения "М.Видео": за первое полугодие 2025 года убыток составил 25,2 млрд рублей. Долговая нагрузка на конец июня – 165,6 млрд рублей.
Продажи падают: GMV снизился на 11,9%, выручка – на 15,2%. Компания объясняет это общей динамикой рынка – в России сократились продажи смартфонов на 22%, ноутбуков на 19%, телевизоров на 10%.
Параллельно сеть объявляет о завершении трансформации в маркетплейс. Новым CEO стал Владислав Бакальчук, бывший сооснователь Wildberries. Компания даже сменила подпись в пресс-релизах с "М.Видео-Эльдорадо" на просто "М.Видео".
А все потому, что сеть решила подзаработать лишних денег: компания объявила о допэмиссии акций для докапитализации на 30 млрд рублей. Совет директоров вынесет вопрос на голосование акционеров 13 октября.
Как только новость попала на биржу, акции рухнули с 79 до 60, а затем и до 57 рублей за штуку. Инвесторы испугались не зря – количество акций может вырасти с 500 млн до 1,5 млрд штук.
Это значит, что доли текущих акционеров могут размыться почти в 10 раз
Такая форсированная капитализация с кучей издержек – результат плачевного фин. положения "М.Видео": за первое полугодие 2025 года убыток составил 25,2 млрд рублей. Долговая нагрузка на конец июня – 165,6 млрд рублей.
Продажи падают: GMV снизился на 11,9%, выручка – на 15,2%. Компания объясняет это общей динамикой рынка – в России сократились продажи смартфонов на 22%, ноутбуков на 19%, телевизоров на 10%.
Параллельно сеть объявляет о завершении трансформации в маркетплейс. Новым CEO стал Владислав Бакальчук, бывший сооснователь Wildberries. Компания даже сменила подпись в пресс-релизах с "М.Видео-Эльдорадо" на просто "М.Видео".
Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Кредитование физлиц в России оживает
После почти года забвения происходит оживление – совокупный кредит физлицам вырос на 0.84% м/м в августе (максимальный месячный рост с авг.24) после сокращения на 0.13% в июле, за 3м – 0.25%, 6м – 0.23%, 8м25 – 0.08% vs 1.4% за 8м24, 1.75% за 8м23 и 1.63% за 8м19, в 2017-2019 за весь период – 1.36% (здесь и далее по среднемесячным темпам).
▪️Ипотечное кредитование – 20.55 трлн, рост на 1.08% м/м (максимальный рост с июн.24) после сокращения на 0.33% в июле, за 3м – 0.36%, 6м – 0.42%, 8м25 – 0.28% vs 1.09% за 8м24, 1.97% за 8м23, 1.59% за 8м19, в 2017-2019 – 1.54%.
Здесь и далее учитывается чистый прирост кредитования, как валовая выдача минус погашения.
Основным драйвером роста ипотечного кредитования была и остается льготная ипотека. В структуре валовой выдачи ИЖК за 1П25 на рыночную ипотеку приходится рекордно низкая доля – всего 13.8%, тогда как более ли менее адекватный показатель 55-60%. Вся ипотека сейчас льготная.
▪️Автокредитование – 2.79 трлн, рост на 2.74% м/м в августе (максимальный рост с сен.24) после 2.27% в июле, за 3м – 2.52%, 6м – 1.39%, 8м25 – 0.9% vs 4.22% за 8м24, 2.66% за 8м23 и 1.37% за 8м19, в 2017-2019 в среднем 1.2%.
Автокредитование начало оживать с апр.25, резко оживать с июня, а за последние три месяца темпы прироста пиковые темпы кредитования в 2017-2021, т.е. интенсивность кредитования характеризируется, как «бум», хотя вдвое ниже по темпам, чем на пике в 2023-2024.
Основные гипотезы: скидки и льготные программы автодилеров, ожидания девальвации рубля, ожидания ужесточения утилизационного сбора этой осенью для более мощных авто.
▪️Потребительское кредитование – 13.94 трлн, символический рост на 0.01% м/м после сокращения на 0.49% в июле, за 3м – (-0.43%), 6м – (0.34%), 8м25 – (-0.39%) vs 1.47% за 8м24, 1.39% за 8м23 и 1.73% за 8м19, в 2017-2019 – 1.32% по среднемесячным темпам.
Потребительское кредитование начало сокращаться с окт.24 (из 11 месяцев лишь два месяца в плюсе), а накопленное снижение составило 1.8 трлн или 11.5% (!), что является максимальным кредитным сжатием с 2015 года.
Признаки оживления присутствуют, но пока все очень скверно по темпам: потребительское кредитование в худшем состоянии с 2015 года, автокредитование в стадии «бума», ИЖК оживает, но за счет льготной ипотеки, а интегрально за 8 месяцев рост всего на 0.7% по всем кредитам, где весь прирост за счет ИЖК. Рост в автокредитовании из-за своего масштаба не компенсирует сокращение в потребительском кредитовании.
После почти года забвения происходит оживление – совокупный кредит физлицам вырос на 0.84% м/м в августе (максимальный месячный рост с авг.24) после сокращения на 0.13% в июле, за 3м – 0.25%, 6м – 0.23%, 8м25 – 0.08% vs 1.4% за 8м24, 1.75% за 8м23 и 1.63% за 8м19, в 2017-2019 за весь период – 1.36% (здесь и далее по среднемесячным темпам).
▪️Ипотечное кредитование – 20.55 трлн, рост на 1.08% м/м (максимальный рост с июн.24) после сокращения на 0.33% в июле, за 3м – 0.36%, 6м – 0.42%, 8м25 – 0.28% vs 1.09% за 8м24, 1.97% за 8м23, 1.59% за 8м19, в 2017-2019 – 1.54%.
Здесь и далее учитывается чистый прирост кредитования, как валовая выдача минус погашения.
Основным драйвером роста ипотечного кредитования была и остается льготная ипотека. В структуре валовой выдачи ИЖК за 1П25 на рыночную ипотеку приходится рекордно низкая доля – всего 13.8%, тогда как более ли менее адекватный показатель 55-60%. Вся ипотека сейчас льготная.
▪️Автокредитование – 2.79 трлн, рост на 2.74% м/м в августе (максимальный рост с сен.24) после 2.27% в июле, за 3м – 2.52%, 6м – 1.39%, 8м25 – 0.9% vs 4.22% за 8м24, 2.66% за 8м23 и 1.37% за 8м19, в 2017-2019 в среднем 1.2%.
Автокредитование начало оживать с апр.25, резко оживать с июня, а за последние три месяца темпы прироста пиковые темпы кредитования в 2017-2021, т.е. интенсивность кредитования характеризируется, как «бум», хотя вдвое ниже по темпам, чем на пике в 2023-2024.
Основные гипотезы: скидки и льготные программы автодилеров, ожидания девальвации рубля, ожидания ужесточения утилизационного сбора этой осенью для более мощных авто.
▪️Потребительское кредитование – 13.94 трлн, символический рост на 0.01% м/м после сокращения на 0.49% в июле, за 3м – (-0.43%), 6м – (0.34%), 8м25 – (-0.39%) vs 1.47% за 8м24, 1.39% за 8м23 и 1.73% за 8м19, в 2017-2019 – 1.32% по среднемесячным темпам.
Потребительское кредитование начало сокращаться с окт.24 (из 11 месяцев лишь два месяца в плюсе), а накопленное снижение составило 1.8 трлн или 11.5% (!), что является максимальным кредитным сжатием с 2015 года.
Признаки оживления присутствуют, но пока все очень скверно по темпам: потребительское кредитование в худшем состоянии с 2015 года, автокредитование в стадии «бума», ИЖК оживает, но за счет льготной ипотеки, а интегрально за 8 месяцев рост всего на 0.7% по всем кредитам, где весь прирост за счет ИЖК. Рост в автокредитовании из-за своего масштаба не компенсирует сокращение в потребительском кредитовании.
Потребление россиян, кажется, возвращается к росту. По крайней мере, об этом свидетельствует данные второй половины сентября - на 9,2% год к году в номинальном и на 1,6% в реальном выражении.
Драйверы роста - продовольственные и непродовольственные расходы и услуги. Замедлялось только увеличение трат на общепит.
Драйверы роста - продовольственные и непродовольственные расходы и услуги. Замедлялось только увеличение трат на общепит.
В России хотят зарегулировать ИИ: что ждет отрасль
К концу 2025 года Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) представит свой проект стандарта по безопасной разработке искусственного интеллекта. Потом его будут обсуждать вместе с экспертным сообществом.
Цель – предусмотреть угрозы и уязвимости, специфичные для ИИ, и дать конкретные меры для компаний, которые их внедряют: как собирать датасеты, как их хранить и размечать безопасным образом.
Зачем такой стандарт вообще понадобился – отвечают CNews: для 67% компаний скорость внедрения ИИ гораздо важнее, чем предварительная оценка их защищенности.
Что ждет Россию
Россия хочет найти золотую середину между подходами США и ЕС. Американский путь – почти полная свобода для разработчиков, минимум ограничений. Европейский – жесткое регулирование с детальными требованиями и штрафами.
А вот что показывают исследования:
Уже есть данные о том, как регулирование влияет на ИИ-отрасль. GDPR в ЕС привел к падению венчурных инвестиций в тех-стартапы на 17,6% по числу сделок и на 39,6% по размеру. Компании стали меньше патентовать в области deep learning, зато больше – в экономных по данным технологиях.
Но есть и плюсы: четкие правила снижают риски для инвесторов и удешевляют капитал. А "регуляторные песочницы" в финтехе показали +15% к привлеченному капиталу у участников.
К концу 2025 года Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) представит свой проект стандарта по безопасной разработке искусственного интеллекта. Потом его будут обсуждать вместе с экспертным сообществом.
Цель – предусмотреть угрозы и уязвимости, специфичные для ИИ, и дать конкретные меры для компаний, которые их внедряют: как собирать датасеты, как их хранить и размечать безопасным образом.
Зачем такой стандарт вообще понадобился – отвечают CNews: для 67% компаний скорость внедрения ИИ гораздо важнее, чем предварительная оценка их защищенности.
Что ждет Россию
Россия хочет найти золотую середину между подходами США и ЕС. Американский путь – почти полная свобода для разработчиков, минимум ограничений. Европейский – жесткое регулирование с детальными требованиями и штрафами.
А вот что показывают исследования:
Уже есть данные о том, как регулирование влияет на ИИ-отрасль. GDPR в ЕС привел к падению венчурных инвестиций в тех-стартапы на 17,6% по числу сделок и на 39,6% по размеру. Компании стали меньше патентовать в области deep learning, зато больше – в экономных по данным технологиях.
Но есть и плюсы: четкие правила снижают риски для инвесторов и удешевляют капитал. А "регуляторные песочницы" в финтехе показали +15% к привлеченному капиталу у участников.
Самый высокий темп рост зарплат в этом году - в строительстве (в среднем +23%). А вот оплата труда пресловутых айтишники осталась почти без изменений - рост всего 6%. В итоге средняя зарплата строителей оказалась на 27 тыс. рублей выше, чем у IT-специалистов (117 тыс. против 90 тыс. соответственно).
Это следствие усиливающейся конкуренции за "синих вортничков", что вызвано развитием производства, дефицитом квалифицированных кадров на рынке труда и высокой текучестью. За счет этого именно рабочие профессии становятся реальным драйвером рынка труда.
А вот в Москве - особенная ситуация. Лидерами по росту зарплат оказались...правильно, курьеры (+38% за год). Медианная зарплата курьеров прямо сейчас - 132 тыс. рублей, и это на 12% выше, чем у выпускников вузов, и на 24% выше, чем у специалистов со средним профобразованием.
Это следствие усиливающейся конкуренции за "синих вортничков", что вызвано развитием производства, дефицитом квалифицированных кадров на рынке труда и высокой текучестью. За счет этого именно рабочие профессии становятся реальным драйвером рынка труда.
А вот в Москве - особенная ситуация. Лидерами по росту зарплат оказались...правильно, курьеры (+38% за год). Медианная зарплата курьеров прямо сейчас - 132 тыс. рублей, и это на 12% выше, чем у выпускников вузов, и на 24% выше, чем у специалистов со средним профобразованием.
А вот и еще один сигнал финансовой оттепели: спрос на франшизы бьюти-салонов и барбершопов вырос втрое (!) год к году. Обычно спрос растет в пределах 15%.
Такому росту поспособствовали два фактора:
1. Стабильный спрос на бьюти-услуги, который остается высоким вне зависимости от инфляции и режима экономии, к которому перешло население.
2. Рост конкуренции. Салонов и парикмахерских становится все больше => закономерно снижается паушальный взнос для франчайзи – владельцы сетей борются за покупателей. Получается замкнутый круг (в кои-то веки можно применить этот термин к позитивной тенденции), в котором и так высокие темпы открытий подгоняются снижающимися издержками предпринимателей.
Но игроки рынка и эксперты говорят, что оптимизм франчайзи преждевременен.
Главная проблема – завышенные ожидания. Франчайзеры обещают, что сделают все за предпринимателя, но чаще всего это не так. Результат – обманутые ожидания и лавина судебных споров между покупателями и продавцами франшиз.
Вторая засада – экономика проектов. Средний паушальный взнос хоть и упал на 34% (до 590 тыс. руб.), но общие затраты на запуск продолжают расти – оборудование и аренда продолжают дорожать. Открыть салон менее чем за 2 млн руб. уже нереально.
3. Третий момент – качество готового бизнеса. Половина объявлений о продаже работающих салонов появляется из-за убытков или эмиграции владельцев, которые поняли, что удаленно управлять такими точками сложно.
Бум франшиз может обернуться волной разочарований для предпринимателей-новичков.
Такому росту поспособствовали два фактора:
1. Стабильный спрос на бьюти-услуги, который остается высоким вне зависимости от инфляции и режима экономии, к которому перешло население.
2. Рост конкуренции. Салонов и парикмахерских становится все больше => закономерно снижается паушальный взнос для франчайзи – владельцы сетей борются за покупателей. Получается замкнутый круг (в кои-то веки можно применить этот термин к позитивной тенденции), в котором и так высокие темпы открытий подгоняются снижающимися издержками предпринимателей.
Но игроки рынка и эксперты говорят, что оптимизм франчайзи преждевременен.
Главная проблема – завышенные ожидания. Франчайзеры обещают, что сделают все за предпринимателя, но чаще всего это не так. Результат – обманутые ожидания и лавина судебных споров между покупателями и продавцами франшиз.
Вторая засада – экономика проектов. Средний паушальный взнос хоть и упал на 34% (до 590 тыс. руб.), но общие затраты на запуск продолжают расти – оборудование и аренда продолжают дорожать. Открыть салон менее чем за 2 млн руб. уже нереально.
3. Третий момент – качество готового бизнеса. Половина объявлений о продаже работающих салонов появляется из-за убытков или эмиграции владельцев, которые поняли, что удаленно управлять такими точками сложно.
Бум франшиз может обернуться волной разочарований для предпринимателей-новичков.
Скорее всего, самозанятость отменят – Минэк предлагает начать обсуждать, как именно это сделать.
Хорошие новости – обещание, данное Силуановым, планируют сдержать: текущий режим сохранят до конца 2028 года. Но обсуждение хотят начать уже сейчас.
Что хотят поменять:
– В 2026 правительство придумает новую конструкцию на замену самозанятости
– Контроль трудовых отношений хотят усилить: устранят подмену найма, когда нанимают СЗ вместо физлиц
– Обсуждается "гибрид" между ИП и СЗ: лёгкое администрирование и удобной системой оплаты налогов, но с обязательными пенсионными взносами.
Главный риск сохраняется: 14,3 млн самозанятых запросто уйдут в тень, если на замену новой системе придет что-то новое и страшное. Все стейкхолдеры в курсе этого риска, но что с ним делать пока не очень понятно.
Хорошие новости – обещание, данное Силуановым, планируют сдержать: текущий режим сохранят до конца 2028 года. Но обсуждение хотят начать уже сейчас.
Что хотят поменять:
– В 2026 правительство придумает новую конструкцию на замену самозанятости
– Контроль трудовых отношений хотят усилить: устранят подмену найма, когда нанимают СЗ вместо физлиц
– Обсуждается "гибрид" между ИП и СЗ: лёгкое администрирование и удобной системой оплаты налогов, но с обязательными пенсионными взносами.
Главный риск сохраняется: 14,3 млн самозанятых запросто уйдут в тень, если на замену новой системе придет что-то новое и страшное. Все стейкхолдеры в курсе этого риска, но что с ним делать пока не очень понятно.
Российский fashion-рынок притормаживает - ожидается, что его рост по сравнению с 2024-м составит от 7% до 12% (консервативный и базовый сценарии соответственно). Есть, правда, и оптимистичный сценарий (17%), но он возможен только в случае двузначного рост электронной торговли в целом.
Причина торможения - высокая ключевая ставка и сокращение реальных доходов населения. Также тормозит развитие сектора относительно небольшой объем онлайновых продаж (не более 15-20%), которые в том же ритейле являются драйвером получения прибыли в последние годы.
Причина торможения - высокая ключевая ставка и сокращение реальных доходов населения. Также тормозит развитие сектора относительно небольшой объем онлайновых продаж (не более 15-20%), которые в том же ритейле являются драйвером получения прибыли в последние годы.
Россияне получили 4 трлн рублей от предпринимательства за I полугодие 2025. Доходы от предпринимательства выросли на четверть.
В эти доходы входят поступления самозанятых и ИП, арендные платежи, авторские вознаграждения и бонусы членов советов директоров.
Рост объясняется тремя факторами:
1. бизнес массово выходит из тени, опасаясь налогового контроля;
2. предприниматели подняли цены на фоне инфляции в 8,1%;
3. господдержка малого бизнеса – гранты, льготные кредиты и налоговые каникулы.
При этом зарплаты не поспевают за ростом цен – работодатели не всегда индексируют оклады по инфляции. Поэтому предпринимательство выглядит привлекательнее найма.
Количество самозанятых выросло с 12 до 14 млн за год. Они работают в ремонте, автосервисе, ИТ и индустрии красоты. Интерес к подработке вырос в четыре раза – люди ищут временную занятость гораздо чаще.
Доля россиян в предпринимательстве достигла 23% из 76 млн экономически активных граждан.
В эти доходы входят поступления самозанятых и ИП, арендные платежи, авторские вознаграждения и бонусы членов советов директоров.
Рост объясняется тремя факторами:
1. бизнес массово выходит из тени, опасаясь налогового контроля;
2. предприниматели подняли цены на фоне инфляции в 8,1%;
3. господдержка малого бизнеса – гранты, льготные кредиты и налоговые каникулы.
При этом зарплаты не поспевают за ростом цен – работодатели не всегда индексируют оклады по инфляции. Поэтому предпринимательство выглядит привлекательнее найма.
Количество самозанятых выросло с 12 до 14 млн за год. Они работают в ремонте, автосервисе, ИТ и индустрии красоты. Интерес к подработке вырос в четыре раза – люди ищут временную занятость гораздо чаще.
Доля россиян в предпринимательстве достигла 23% из 76 млн экономически активных граждан.
Интересный взгляд на то, чем отличается ведение бизнеса в США и РФ
(спойлер - в Штатах многое проще)
• в США любому сотруднику намного проще действовать от лица компании - не нужны доверенности, выписки из ЕГРЮЛ и печати. Если в РФ регистрация компании требует тонн документов и минимум 3 рабочих дня, то в США регистрация возможно онлайн и за пару часов.
• для взаимодействия с гос- и правоохранительными органами в Америке хватает подписи любого сотрудника (механизм работает благодаря крупным штрафам за предоставление заведомо ложной информации), возможна опция Zoom-звонка с чиновником
• в России унифицированные правила и законы, что означает предсказуемость для бизнеса (в США ставка налога с продаж может разниться от 0% до 13%)
• уволить в США намного проще, чем в России - в любой момент и без объяснения причин. Отсюда - огромное количество трудовых споров, а средняя выплата по коллективным искам - $1,2 млн
• в РФ намного доступнее юридические услуги, поэтому консультацию юриста может себе позволить почти любая компания
В общем, налоги-налогами, но не только в них всё упирается. Есть над чем подумать бизнес-омбудсменам и ФОИПам при желании облегчить жизнь российским МСП.
(спойлер - в Штатах многое проще)
• в США любому сотруднику намного проще действовать от лица компании - не нужны доверенности, выписки из ЕГРЮЛ и печати. Если в РФ регистрация компании требует тонн документов и минимум 3 рабочих дня, то в США регистрация возможно онлайн и за пару часов.
• для взаимодействия с гос- и правоохранительными органами в Америке хватает подписи любого сотрудника (механизм работает благодаря крупным штрафам за предоставление заведомо ложной информации), возможна опция Zoom-звонка с чиновником
• в России унифицированные правила и законы, что означает предсказуемость для бизнеса (в США ставка налога с продаж может разниться от 0% до 13%)
• уволить в США намного проще, чем в России - в любой момент и без объяснения причин. Отсюда - огромное количество трудовых споров, а средняя выплата по коллективным искам - $1,2 млн
• в РФ намного доступнее юридические услуги, поэтому консультацию юриста может себе позволить почти любая компания
В общем, налоги-налогами, но не только в них всё упирается. Есть над чем подумать бизнес-омбудсменам и ФОИПам при желании облегчить жизнь российским МСП.
Подписка на РБК
Бизнес в США и в России: в чем разница — взгляд юриста — РБК
Регистрация компании за несколько часов, увольнение без объяснения причин и Zoom-звонок с чиновником — для американского бизнеса это норма, для российского — фантастика. Юрист Юлия Шилова разбирает
Минэк защитит маркетплейсы от потребителей: ведомство анонсировало запрет на возврат некоторых категорий товаров – это (по задумке) оградит е-коммерсов от злоупотреблений клиентов и конкурентов.
Перечень этих товаров пока обговаривается, но кажется, в него точно войдет одежда – именно с ее возвратом чаще всего мухлюют покупатели: берут домой на "примерку", а на деле используют для фотосессий, корпоративов и свадеб, после чего возвращают с сохраненной этикеткой.
С электроникой тоже творится неладное: покупатели пользуются товаром 11 месяцев из годовой гарантии, а потом создают заявку на возврат по выдуманным причинам. ПВЗ ничего не проверяет и тут же возвращает деньги.
Это бьет по всей цепочке.
Маркетплейсы получают логистическую нагрузку – товары надо забирать обратно на склад. Селлеры несут убытки от порченых возвратов и закладывают эти издержки в цену. В итоге добросовестные покупатели переплачивают за товары из-за недобросовестных коллег.
Полный перечень товаров сейчас формируют и вскоре отправят в Минпромторг.
Альтернативы предлагают сами игроки рынка: черные списки недобросовестных покупателей (по аналогии с авиакомпаниями) и ограничения постоплаты для тех, кто делает множество возвратов. Но пока власти идут путем запретов.
Перечень этих товаров пока обговаривается, но кажется, в него точно войдет одежда – именно с ее возвратом чаще всего мухлюют покупатели: берут домой на "примерку", а на деле используют для фотосессий, корпоративов и свадеб, после чего возвращают с сохраненной этикеткой.
С электроникой тоже творится неладное: покупатели пользуются товаром 11 месяцев из годовой гарантии, а потом создают заявку на возврат по выдуманным причинам. ПВЗ ничего не проверяет и тут же возвращает деньги.
Это бьет по всей цепочке.
Маркетплейсы получают логистическую нагрузку – товары надо забирать обратно на склад. Селлеры несут убытки от порченых возвратов и закладывают эти издержки в цену. В итоге добросовестные покупатели переплачивают за товары из-за недобросовестных коллег.
Полный перечень товаров сейчас формируют и вскоре отправят в Минпромторг.
Альтернативы предлагают сами игроки рынка: черные списки недобросовестных покупателей (по аналогии с авиакомпаниями) и ограничения постоплаты для тех, кто делает множество возвратов. Но пока власти идут путем запретов.
ИТ-сектору приготовиться: страховые взносы для компаний увеличат вдвое – с 7,6% до 15%.
Тут важно оговориться: повышение не затронет сотрудников с годовым доходом от 2,8 млн – они и так платят повышенный НДФЛ от 15%. Изменения предлагает Минфин, закрепить их хотят в бюджетной политике на 2026-2028.
Надо сказать, что даже так страховые ставки в ИТ остаются ниже, чем в среднем у бизнеса: стандартный тариф составляет 30% в пределах базы и 15,1% сверх нее. Изначальные ставки в 7,6% были введены в 2020 бессрочно, но в наше время ни от чего зарекаться нельзя.
Льготные условия для ИТ-компаний по-прежнему остались. Налог на прибыль составляет всего 5% (против стандартных 20%). Правда, еще недавно он был 0%, а рост до 5% уже сказался на ценах российского ПО. К тому же с 2020 ИТ-компании освобождены от НДС.
Власти объясняют решение просто: отрасль показывает высокие финансовые результаты, зарплаты в 2,5-3 раза выше среднероссийских => пора делиться.
Последствия
Ничего сильно критичного случиться не должно – такое мнение большинства экспертов. Повышение приравняет ИТ к производственным МСП с аналогичной ставкой.
Но проблемы будут: компании начнут сокращать найм молодых специалистов и студентов, чьи зарплаты ниже 2,8 млн в год. Урежут расходы на соцпакеты. Крупные ИТ-компании пострадают меньше – у них больше высокооплачиваемых сотрудников.
Тут важно оговориться: повышение не затронет сотрудников с годовым доходом от 2,8 млн – они и так платят повышенный НДФЛ от 15%. Изменения предлагает Минфин, закрепить их хотят в бюджетной политике на 2026-2028.
Надо сказать, что даже так страховые ставки в ИТ остаются ниже, чем в среднем у бизнеса: стандартный тариф составляет 30% в пределах базы и 15,1% сверх нее. Изначальные ставки в 7,6% были введены в 2020 бессрочно, но в наше время ни от чего зарекаться нельзя.
Льготные условия для ИТ-компаний по-прежнему остались. Налог на прибыль составляет всего 5% (против стандартных 20%). Правда, еще недавно он был 0%, а рост до 5% уже сказался на ценах российского ПО. К тому же с 2020 ИТ-компании освобождены от НДС.
Власти объясняют решение просто: отрасль показывает высокие финансовые результаты, зарплаты в 2,5-3 раза выше среднероссийских => пора делиться.
Последствия
Ничего сильно критичного случиться не должно – такое мнение большинства экспертов. Повышение приравняет ИТ к производственным МСП с аналогичной ставкой.
Но проблемы будут: компании начнут сокращать найм молодых специалистов и студентов, чьи зарплаты ниже 2,8 млн в год. Урежут расходы на соцпакеты. Крупные ИТ-компании пострадают меньше – у них больше высокооплачиваемых сотрудников.