РСПП и торговая палата США ищут выход из войны санкций
Представители РСПП и Американской торговой палаты (крупнейшая в США лоббистская организация) возобновили контакты. Главы обеих организаций (Александр Шохин и Роберт Эйджи) говорят, что переговоры идут хорошо, и снятие санкций – очень реальная перспектива.
По оценкам, потери американского бизнеса от ухода из РФ составили около $300 млрд.
К чему удалось прийти:
1. Приоритет – авиация. Речь о гражданских самолетах – начать хотят с поставок запчастей и техобслуживания. Здесь не столько коммерческий интерес, сколько гуманитарная необходимость и безопасность пассажиров. Шансы на снятие санкций – высокие.
2. Снятие запрета на инвестиции. Американские компании (~150 продолжают работать в РФ) хотят возобновить инвестиции в свой бизнес. Не только в части маркетинга, но и в торговле и производстве. Сейчас инвестировать в один из крупнейших потребительских рынков мира они не могут по закону.
3. SWIFT. Переподключение банков к SWIFT – это трудно реализуемая вещь (во всяком случае, на короткой дистанции), но продолжать диалог в этом направлении готовы обе стороны.
4. Тяжелый люкс. Запрет на поставку предметов роскоши и косметики оказался малоэффективным, но американцы потеряли долю рынка. Обе стороны – за снятие ограничений.
5. Возвращение бизнеса. Эйджи считает, что в 2025 в Россию могут вернуться 4-5 американских компаний – в основном из FMCG (товары повседневного спроса). Массовое же возвращение возможно только после достижения геополитических условий. У 10-20% ушедших компаний есть опционы на обратный выкуп бизнеса, остальным же придется заходить на рынок с нуля.
Представители РСПП и Американской торговой палаты (крупнейшая в США лоббистская организация) возобновили контакты. Главы обеих организаций (Александр Шохин и Роберт Эйджи) говорят, что переговоры идут хорошо, и снятие санкций – очень реальная перспектива.
По оценкам, потери американского бизнеса от ухода из РФ составили около $300 млрд.
К чему удалось прийти:
1. Приоритет – авиация. Речь о гражданских самолетах – начать хотят с поставок запчастей и техобслуживания. Здесь не столько коммерческий интерес, сколько гуманитарная необходимость и безопасность пассажиров. Шансы на снятие санкций – высокие.
2. Снятие запрета на инвестиции. Американские компании (~150 продолжают работать в РФ) хотят возобновить инвестиции в свой бизнес. Не только в части маркетинга, но и в торговле и производстве. Сейчас инвестировать в один из крупнейших потребительских рынков мира они не могут по закону.
3. SWIFT. Переподключение банков к SWIFT – это трудно реализуемая вещь (во всяком случае, на короткой дистанции), но продолжать диалог в этом направлении готовы обе стороны.
4. Тяжелый люкс. Запрет на поставку предметов роскоши и косметики оказался малоэффективным, но американцы потеряли долю рынка. Обе стороны – за снятие ограничений.
5. Возвращение бизнеса. Эйджи считает, что в 2025 в Россию могут вернуться 4-5 американских компаний – в основном из FMCG (товары повседневного спроса). Массовое же возвращение возможно только после достижения геополитических условий. У 10-20% ушедших компаний есть опционы на обратный выкуп бизнеса, остальным же придется заходить на рынок с нуля.
Кажется, этот март станет рекордным по масштабу событий в российских технологиях: в Ростове-на-Дону запустили завод электроники с невероятной производительностью, а в Иране создадут совместное производство чипов, работающее на российских разработках.
Но обо всем по порядку.
Бештау: от первых мониторов к полному технологическому циклу
Группа компаний "Бештау" открыла новый завод в Ростове-на-Дону площадью 2,5 тыс. м – это первый этап проекта с инвестициями 8 млрд рублей, о котором мы уже писали. Производственная мощность – 750 тысяч компонентов в час (!) при годовом объеме 500 тыс. комплектующих для компьютерной техники.
К 2028 масштабы умножатся – площадь производства увеличят до 9 тыс. кв. м, создав 700 рабочих мест.
Результаты: по итогам 2024 года объем производства электронных устройств составил 325 тыс. (рост более чем в три раза за год). В ближайших планах компании – производство ноутбуков (мощность – до 100 тыс. штук в год) и литий-ионных батарей.
Совсем неплохо для компании, начавшей свой путь в 2021 с производства мониторов.
Российско-иранское сотрудничество: мозги наши, производство общее
Параллельно Зеленоградский нанотехнологический центр (ЗНТЦ) и иранский Штаб по развитию нано- и микротехнологий подписали меморандум о совместном производстве электроники.
Интегратором выступит Россия. Это одна из первых попыток РФ освоить зарубежные рынки со своими технологиями – сейчас в Иране нет ни одного подобного проекта.
На начальном этапе будут производить литографическое оборудование (для печати чипов), телекоммуникационные мультиплексоры и различные датчики для автомобилей.
Проект получится ресурсоемкий: для понимания, стоимость производства одного литографа для печати пластин 350 нм (0,35 мкм) – $4,5 млн.
Научной базы и компетенций России в разработке электронной компонентной базы для выхода на Иранский рынок более чем достаточно.
Но обо всем по порядку.
Бештау: от первых мониторов к полному технологическому циклу
Группа компаний "Бештау" открыла новый завод в Ростове-на-Дону площадью 2,5 тыс. м – это первый этап проекта с инвестициями 8 млрд рублей, о котором мы уже писали. Производственная мощность – 750 тысяч компонентов в час (!) при годовом объеме 500 тыс. комплектующих для компьютерной техники.
К 2028 масштабы умножатся – площадь производства увеличят до 9 тыс. кв. м, создав 700 рабочих мест.
Результаты: по итогам 2024 года объем производства электронных устройств составил 325 тыс. (рост более чем в три раза за год). В ближайших планах компании – производство ноутбуков (мощность – до 100 тыс. штук в год) и литий-ионных батарей.
Совсем неплохо для компании, начавшей свой путь в 2021 с производства мониторов.
Российско-иранское сотрудничество: мозги наши, производство общее
Параллельно Зеленоградский нанотехнологический центр (ЗНТЦ) и иранский Штаб по развитию нано- и микротехнологий подписали меморандум о совместном производстве электроники.
Интегратором выступит Россия. Это одна из первых попыток РФ освоить зарубежные рынки со своими технологиями – сейчас в Иране нет ни одного подобного проекта.
На начальном этапе будут производить литографическое оборудование (для печати чипов), телекоммуникационные мультиплексоры и различные датчики для автомобилей.
Проект получится ресурсоемкий: для понимания, стоимость производства одного литографа для печати пластин 350 нм (0,35 мкм) – $4,5 млн.
Научной базы и компетенций России в разработке электронной компонентной базы для выхода на Иранский рынок более чем достаточно.
Сколько ни признавай WB и Ozon монополистами, а монополистами они от этого быть не перестанут.
Аналитики INFOLine опубликовали свежий рейтинг крупнейших онлайн-продавцов России. В 2024 году рынок e-commerce вырос на 37% до 11,3 трлн рублей – теперь е-ком занимает свыше 20% всех розничных продаж в стране.
Wildberries и Ozon укрепили позиции и теперь контролируют 56,7% рынка. В топ-10 также вошли компании экосистемы Сбера, активы Яндекса, DNS, X5 Retail Group, "Все инструменты", "М.Видео-Эльдорадо", "ВкусВилл" и Lamoda.
AliExpress впервые не попал в рейтинг – платформа полностью переключилась на трансграничную торговлю.
Прогнозируется, что в 2025 онлайн-продажи вырастут еще на 32% – до 14,9 трлн рублей. Драйверами роста станут малые города, рассрочки и рекламные услуги.
Аналитики INFOLine опубликовали свежий рейтинг крупнейших онлайн-продавцов России. В 2024 году рынок e-commerce вырос на 37% до 11,3 трлн рублей – теперь е-ком занимает свыше 20% всех розничных продаж в стране.
Wildberries и Ozon укрепили позиции и теперь контролируют 56,7% рынка. В топ-10 также вошли компании экосистемы Сбера, активы Яндекса, DNS, X5 Retail Group, "Все инструменты", "М.Видео-Эльдорадо", "ВкусВилл" и Lamoda.
AliExpress впервые не попал в рейтинг – платформа полностью переключилась на трансграничную торговлю.
Прогнозируется, что в 2025 онлайн-продажи вырастут еще на 32% – до 14,9 трлн рублей. Драйверами роста станут малые города, рассрочки и рекламные услуги.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков поведал о кадровом прогнозе до 2030-го.
Из интересного:
• Основные тренды сохранятся, т.е. главными специалистами на рынке труда останутся квалифицированные рабочие: "в горизонте пяти лет 70% дополнительной кадровой потребности, включая замещение выходящих на пенсию,— это грамотные, хорошо обученные "синие воротнички". Рабочие профессии уже сегодня хорошо оплачиваются, особенно при наличии некоторого опыта. И этот тренд сохранится".
• сохранится востребованность IT-специалистов: "дополнительно к числу занятых в этой сфере за пять лет предстоит подготовить еще 102 тыс. программистов и аналитиков программного обеспечения".
• продолжится сбалансирование национального рынка труда - "чтобы не было в субъектах ни избытка безработных, ни дефицита работников". Котяков привел в качестве примера кейса АвтоВаза и Ингушетии - в регионе с высокой безработицей организовали набор на предприятие с дефицитом кадров. Регион помогает с организацией переезда, а министерство компенсирует заводу часть его расходов на релокацию специалистов. Все довольны.
Из интересного:
• Основные тренды сохранятся, т.е. главными специалистами на рынке труда останутся квалифицированные рабочие: "в горизонте пяти лет 70% дополнительной кадровой потребности, включая замещение выходящих на пенсию,— это грамотные, хорошо обученные "синие воротнички". Рабочие профессии уже сегодня хорошо оплачиваются, особенно при наличии некоторого опыта. И этот тренд сохранится".
• сохранится востребованность IT-специалистов: "дополнительно к числу занятых в этой сфере за пять лет предстоит подготовить еще 102 тыс. программистов и аналитиков программного обеспечения".
• продолжится сбалансирование национального рынка труда - "чтобы не было в субъектах ни избытка безработных, ни дефицита работников". Котяков привел в качестве примера кейса АвтоВаза и Ингушетии - в регионе с высокой безработицей организовали набор на предприятие с дефицитом кадров. Регион помогает с организацией переезда, а министерство компенсирует заводу часть его расходов на релокацию специалистов. Все довольны.
Forwarded from Fashion retail
Одежду исключительно в оффлайн магазинах покупают 15% россиян
В продолжение темы про падение трафика, на который влияет переход покупателей в онлайн, мы получили результаты нового опроса от Яндекс Рекламы. Оказывается, теперь 30% россиян покупают одежду и обувь омниканально (как онлайн, так и офлайн), а 15% – только в магазинах. Учитывая, что это выборка по всем возрастам от 18–64 года, можно предположить, что доля людей до 35 лет там совсем мизерная.
При этом доля онлайн-покупателей одежды выросла за 2024 год на 5 п.п. до 55%. Интересно, что около 50% респондентов покупают одежду и обувь преимущественно напрямую у брендов, и 36% из них – онлайн в интернет-магазинах и приложениях. За интересом покупателей устремляются растущие траты ритейлеров – в 2024 году компании увеличили инвестиции в продвижение собственных сайтов и приложений на 41%, а траты на рекламу приложений выросли на 54%.
Но стоит помнить про требования респондентов в городах с населением свыше 100 тыс. чел. – каждый второй откажется от покупки одежды, если придется платить за доставку. При этом время от первого поиска до покупки сократилось на 20% за 2024 год, то есть, мы видим тренд на ускорение принятия решений. Возможно, на это влияет и удобство возврата онлайн-покупок.
В продолжение темы про падение трафика, на который влияет переход покупателей в онлайн, мы получили результаты нового опроса от Яндекс Рекламы. Оказывается, теперь 30% россиян покупают одежду и обувь омниканально (как онлайн, так и офлайн), а 15% – только в магазинах. Учитывая, что это выборка по всем возрастам от 18–64 года, можно предположить, что доля людей до 35 лет там совсем мизерная.
При этом доля онлайн-покупателей одежды выросла за 2024 год на 5 п.п. до 55%. Интересно, что около 50% респондентов покупают одежду и обувь преимущественно напрямую у брендов, и 36% из них – онлайн в интернет-магазинах и приложениях. За интересом покупателей устремляются растущие траты ритейлеров – в 2024 году компании увеличили инвестиции в продвижение собственных сайтов и приложений на 41%, а траты на рекламу приложений выросли на 54%.
Но стоит помнить про требования респондентов в городах с населением свыше 100 тыс. чел. – каждый второй откажется от покупки одежды, если придется платить за доставку. При этом время от первого поиска до покупки сократилось на 20% за 2024 год, то есть, мы видим тренд на ускорение принятия решений. Возможно, на это влияет и удобство возврата онлайн-покупок.
Будущее алкоритейла (и ритейла в принципе) туманно
В прошлом месяце в некоторых регионах начали выдавливать алкомаркеты.
Смысл ужесточения регуляторки ясен как день – борьба за здоровье россиян. Но чтобы понимать, с чем мы имеем дело, стоит так же ясно осознавать и издержки: что будет с отраслью и торговлей в принципе?
Разберем на примере двух регионов:
Радикальный подход
В Вологодской области с 1 марта 2025 года продажа алкоголя разрешена только два часа в день – с 12:00 до 14:00. В праздники – запрещена вообще.
Результаты не заставили себя ждать: спустя неделю продажи алкоголя в регионе упали на 50%.
Ритейлеры (не только в сфере алкомаркетов) бьют тревогу – алкоголь приносит от 15% до 40% оборота магазина, и эти потери просто так не компенсируешь, установив распродажу на б/а и другие рекреационные продукты.
Из 2,8 тысяч точек, торгующих алкоголем в регионе, уже закрылись 227.
"Балтика" предупреждает, что падение легальных продаж чревато ростом теневого рынка – прогнозируют, что покупать фальсификат будут через чат-боты и онлайн-площадки.
Селективные ограничения
В Подмосковье избрали более точечный подход: с 1 сентября будут запрещены алкомаркеты на первых этажах жилых домов, если их двери выходят во двор. При этом разрешаются магазины с входом со стороны проезжей части, а для ресторанов сделаны исключения.
Но даже этот, более мягкий, вариант затронет свыше 1500 объектов, а из крупняка – 260 магазинов "Красное&Белое", 140 точек "Бристоль", 90 магазинов "Винлаб" и 60 точек "Ароматный мир".
Выход: либо трансформировать ассортимент (у тех же "Красное&Белое" только 30% выручки приходится на алкоголь), либо закрываться.
Роста рынка суррогатов боятся и тут, но уже не бизнес, а регулятор – Росалкогольтабакконтроль: говорят, что закрытие легальных точек может спровоцировать рост нелегальной торговли. Нет легальных точек продаж - нет возможности проверить качество товара как сейчас. А значит, вместо ожидаемого оздоровления нации мы рискуем получить обратный эффект.
Не проверим – не узнаем, но до такого доводить все-таки не хочется.
В прошлом месяце в некоторых регионах начали выдавливать алкомаркеты.
Смысл ужесточения регуляторки ясен как день – борьба за здоровье россиян. Но чтобы понимать, с чем мы имеем дело, стоит так же ясно осознавать и издержки: что будет с отраслью и торговлей в принципе?
Разберем на примере двух регионов:
Радикальный подход
В Вологодской области с 1 марта 2025 года продажа алкоголя разрешена только два часа в день – с 12:00 до 14:00. В праздники – запрещена вообще.
Результаты не заставили себя ждать: спустя неделю продажи алкоголя в регионе упали на 50%.
Ритейлеры (не только в сфере алкомаркетов) бьют тревогу – алкоголь приносит от 15% до 40% оборота магазина, и эти потери просто так не компенсируешь, установив распродажу на б/а и другие рекреационные продукты.
Из 2,8 тысяч точек, торгующих алкоголем в регионе, уже закрылись 227.
"Балтика" предупреждает, что падение легальных продаж чревато ростом теневого рынка – прогнозируют, что покупать фальсификат будут через чат-боты и онлайн-площадки.
Селективные ограничения
В Подмосковье избрали более точечный подход: с 1 сентября будут запрещены алкомаркеты на первых этажах жилых домов, если их двери выходят во двор. При этом разрешаются магазины с входом со стороны проезжей части, а для ресторанов сделаны исключения.
Но даже этот, более мягкий, вариант затронет свыше 1500 объектов, а из крупняка – 260 магазинов "Красное&Белое", 140 точек "Бристоль", 90 магазинов "Винлаб" и 60 точек "Ароматный мир".
Выход: либо трансформировать ассортимент (у тех же "Красное&Белое" только 30% выручки приходится на алкоголь), либо закрываться.
Роста рынка суррогатов боятся и тут, но уже не бизнес, а регулятор – Росалкогольтабакконтроль: говорят, что закрытие легальных точек может спровоцировать рост нелегальной торговли. Нет легальных точек продаж - нет возможности проверить качество товара как сейчас. А значит, вместо ожидаемого оздоровления нации мы рискуем получить обратный эффект.
Не проверим – не узнаем, но до такого доводить все-таки не хочется.
История с курьерами, которые начинают развозить ширпортреб с маркетплейсов и суши с лапшой, уходя с родных заводов, обрастает новыми интересными подробностями.
Оказывается, нет жесткого профессионального перехода - годами работал резчиком по металлу или плавильщиком, а теперь ушел в курьеры без дороги назад.
Всё на самом деле гибче: зачастую в течение одного года люди успевают поработать и курьером, и квалифицированным спецом на своем предприятии.
В курьеры идут во второй половине года (конец отпусков, новогодние праздники) - когда в сфере обслуживания растут зарплаты (курьер при полной загрузке может рассчитывать на 140 тыс. руб. в месяц), а вот когда траты населения сокращаются и загрузка падает - то возвращаются к стабильным заработкам на производстве (в среднем 100-115 тысяч).
По сути - отходники XXI века.
И эти процессы хорошо бы понимать тем спикерам, которые предлагают простые решения (запретить/ограничить) для непростых проблем, к которым относится кадровая. Ведь оказывается, что курьером в мегаполисе и "синим воротничком" из моногорода - один и тот же человек.
Оказывается, нет жесткого профессионального перехода - годами работал резчиком по металлу или плавильщиком, а теперь ушел в курьеры без дороги назад.
Всё на самом деле гибче: зачастую в течение одного года люди успевают поработать и курьером, и квалифицированным спецом на своем предприятии.
В курьеры идут во второй половине года (конец отпусков, новогодние праздники) - когда в сфере обслуживания растут зарплаты (курьер при полной загрузке может рассчитывать на 140 тыс. руб. в месяц), а вот когда траты населения сокращаются и загрузка падает - то возвращаются к стабильным заработкам на производстве (в среднем 100-115 тысяч).
По сути - отходники XXI века.
И эти процессы хорошо бы понимать тем спикерам, которые предлагают простые решения (запретить/ограничить) для непростых проблем, к которым относится кадровая. Ведь оказывается, что курьером в мегаполисе и "синим воротничком" из моногорода - один и тот же человек.
Теперь официально: Россия – главный импортер авто из КНР
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2024 году Китай продал в Россию 1 млн автомобилей – это в семь раз больше, чем в 2022.
Россия официально стала крупнейшим экспортным рынком для китайского автопрома – 30% авто из Поднебесной идут в РФ.
2/3 рынка – за Chery, Geely и Great Wall (последний бренд – старожил в РФ: их было много уже в нулевые). Для понимания темпов экспансии – еще в апреле 2024 китайские авто занимали лишь 55%.
Но в РФ этим довольны не все
Теперь импортные пошлины на китайские автомобили выросли примерно до $7500 по сравнению с $5790 ранее. Это существенно затормозило ввоз китайских авто.
Но китайскую экспансию не поддерживают не только в кабмине:
• Бизнес. Гендиректор "АвтоВАЗа" прямо говорит, что приток китайских автомобилей представляет угрозу автопрому. Решение России о повышении пошлин – это в т. ч. о нежелании становиться "свалкой для избыточных мощностей в Китае", которые ограничивают рост промышленности.
• Потребители. 10% россиян категорически отказываются покупать китайский автомобиль, 28% – только если "припрет". 15% вообще не видят в "китайцах" никаких преимуществ.
Основные претензии – низкая антикоррозийность кузовов, сложный интерфейс с обилием функций и невысокое качество внутренних компонентов.
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2024 году Китай продал в Россию 1 млн автомобилей – это в семь раз больше, чем в 2022.
Россия официально стала крупнейшим экспортным рынком для китайского автопрома – 30% авто из Поднебесной идут в РФ.
2/3 рынка – за Chery, Geely и Great Wall (последний бренд – старожил в РФ: их было много уже в нулевые). Для понимания темпов экспансии – еще в апреле 2024 китайские авто занимали лишь 55%.
Но в РФ этим довольны не все
Теперь импортные пошлины на китайские автомобили выросли примерно до $7500 по сравнению с $5790 ранее. Это существенно затормозило ввоз китайских авто.
Но китайскую экспансию не поддерживают не только в кабмине:
• Бизнес. Гендиректор "АвтоВАЗа" прямо говорит, что приток китайских автомобилей представляет угрозу автопрому. Решение России о повышении пошлин – это в т. ч. о нежелании становиться "свалкой для избыточных мощностей в Китае", которые ограничивают рост промышленности.
• Потребители. 10% россиян категорически отказываются покупать китайский автомобиль, 28% – только если "припрет". 15% вообще не видят в "китайцах" никаких преимуществ.
Основные претензии – низкая антикоррозийность кузовов, сложный интерфейс с обилием функций и невысокое качество внутренних компонентов.
Цифры SuperJob отличаются: в металлургии вакансий стало больше на 17%, а в сфере добычи руд – на 14%. По данным HeadHunter, металлургические компании разместили на платформе 466 тысяч вакансий, а прирост составил 19% к 2023 году. Но в общем, что там, что там – очевидный дефицит рабочей силы.
Что происходит?
Весь последний год металлурги ищут не айтишников, а специалистов, готовых работать "руками". Со стороны соискателей интерес прослеживается не особо.
Причины дефицита – в миксе отраслевых и общестрановых проблем:
1. Разрушение системы профтехобразования
2. Демографические ямы
3. Отток молодежи из промышленных городов
4. Конкуренция с "курьерками" и другими отраслями с низким входным порогом.
В итоге вместо тяжелой работы на удаленном карьере молодежь выбирает сопоставимую зарплату в комфортных городских условиях.
Предприятия пытаются привлечь кадры через корпоративные университеты технологическое партнерство с другими вузами, стипендиальные программы для студентов и переобучение имеющихся сотрудников. "Северсталь", НЛМК и "Норникель" открывают базовые кафедры, развивают промышленный туризм и даже практикуют "реверсивное наставничество" – когда молодые специалисты обучают более опытных цифровым навыкам.
Бонусом – маркетинг и мягкая сила: развитие промышленного туризма, работа с молодежью через TikTok – все это рассчитано на повышение репутации этой сферы занятости. Роботизация на фоне охлаждения экономики пока что на стопе.
Но пока что больших результатов нет: к 2030 году нехватка квалифицированных кадров может достичь 2-4 млн человек.
Что происходит?
Весь последний год металлурги ищут не айтишников, а специалистов, готовых работать "руками". Со стороны соискателей интерес прослеживается не особо.
Причины дефицита – в миксе отраслевых и общестрановых проблем:
1. Разрушение системы профтехобразования
2. Демографические ямы
3. Отток молодежи из промышленных городов
4. Конкуренция с "курьерками" и другими отраслями с низким входным порогом.
В итоге вместо тяжелой работы на удаленном карьере молодежь выбирает сопоставимую зарплату в комфортных городских условиях.
Предприятия пытаются привлечь кадры через корпоративные университеты технологическое партнерство с другими вузами, стипендиальные программы для студентов и переобучение имеющихся сотрудников. "Северсталь", НЛМК и "Норникель" открывают базовые кафедры, развивают промышленный туризм и даже практикуют "реверсивное наставничество" – когда молодые специалисты обучают более опытных цифровым навыкам.
Бонусом – маркетинг и мягкая сила: развитие промышленного туризма, работа с молодежью через TikTok – все это рассчитано на повышение репутации этой сферы занятости. Роботизация на фоне охлаждения экономики пока что на стопе.
Но пока что больших результатов нет: к 2030 году нехватка квалифицированных кадров может достичь 2-4 млн человек.
Ситуация со "Светофором" – все хуже
Напомним: два месяца назад Роспотребнадзор начал масштабные проверки магазинов сети после жалоб депутатов. Началось всё с сигналов в ведомство о том, что в сети грубо нарушаются правила маркировки товаров. Тогда и выяснилось, что ритейлер торговал просрочкой и "серыми" товарами. Итог - изъяли почти 300 тонн небезопасной продукции. Потом инспекторы обнаружили тараканов, мух, просрочку и антисанитарию – точки начали закрываться.
За это время положение сети стало лишь тяжелее. Роспотребнадзор проверил 1485 объектов "Светофора" в 45 регионах России, изъяв более 300 тонн небезопасной продукции. Как итог – закрыто 76 магазинов, составлено 2,7 тыс. протоколов и наложены штрафы на сумму более 1,2 млн рублей.
В Москве временно закрыты магазины в Новокосино, Тушинском, Нагатинском и Симоновском районах на срок от 60 до 90 суток. По данным "Яндекс.Карт", из 15 точек уже не работает шесть, а по информации 2ГИС – девять из 24.
Что удивительно – сеть не сдается
"Светофор" планирует обжаловать 17 протоколов Роспотребнадзора, считая действия регулятора "неправомерными". В компании утверждают, что в актах проверок нет серьезных нарушений, а вменяемая статья о "нарушении требований технических регламентов" (предусматривающая штрафы до 1 млн рублей) не соответствует обнаруженным недостаткам вроде деформированной консервной банки или вскрытого пакета с гречкой.
Как можно понять, 17 апелляций на 2700 протоколов не вполне достаточно, чтобы решить проблемы сети.
Перспективы "Светофора" выглядят сомнительно. Его выручка падала и до этой истории (на 2,2% до 286,3 млрд за девять месяцев 2024), но текущие закрытия падение лишь разгонят. В феврале ФНС даже решила ликвидировать АО "Инвест Стандарт", владеющее магазинами сети в Центральном и Северо-Западном округах.
Закроется ли "Светофор" с концами? Точно нет (что не исключает возможность полного ребрендинга).
Потеряет ли он лидерство? Точно да: кажется, уже в этом квартале первое место по выручке среди дискаунтеров займет "Чижик".
Напомним: два месяца назад Роспотребнадзор начал масштабные проверки магазинов сети после жалоб депутатов. Началось всё с сигналов в ведомство о том, что в сети грубо нарушаются правила маркировки товаров. Тогда и выяснилось, что ритейлер торговал просрочкой и "серыми" товарами. Итог - изъяли почти 300 тонн небезопасной продукции. Потом инспекторы обнаружили тараканов, мух, просрочку и антисанитарию – точки начали закрываться.
За это время положение сети стало лишь тяжелее. Роспотребнадзор проверил 1485 объектов "Светофора" в 45 регионах России, изъяв более 300 тонн небезопасной продукции. Как итог – закрыто 76 магазинов, составлено 2,7 тыс. протоколов и наложены штрафы на сумму более 1,2 млн рублей.
В Москве временно закрыты магазины в Новокосино, Тушинском, Нагатинском и Симоновском районах на срок от 60 до 90 суток. По данным "Яндекс.Карт", из 15 точек уже не работает шесть, а по информации 2ГИС – девять из 24.
Что удивительно – сеть не сдается
"Светофор" планирует обжаловать 17 протоколов Роспотребнадзора, считая действия регулятора "неправомерными". В компании утверждают, что в актах проверок нет серьезных нарушений, а вменяемая статья о "нарушении требований технических регламентов" (предусматривающая штрафы до 1 млн рублей) не соответствует обнаруженным недостаткам вроде деформированной консервной банки или вскрытого пакета с гречкой.
Как можно понять, 17 апелляций на 2700 протоколов не вполне достаточно, чтобы решить проблемы сети.
Перспективы "Светофора" выглядят сомнительно. Его выручка падала и до этой истории (на 2,2% до 286,3 млрд за девять месяцев 2024), но текущие закрытия падение лишь разгонят. В феврале ФНС даже решила ликвидировать АО "Инвест Стандарт", владеющее магазинами сети в Центральном и Северо-Западном округах.
Закроется ли "Светофор" с концами? Точно нет (что не исключает возможность полного ребрендинга).
Потеряет ли он лидерство? Точно да: кажется, уже в этом квартале первое место по выручке среди дискаунтеров займет "Чижик".
Forwarded from Про tech и этих
Как интересно развивается судьба МВидео. Когда-то главный техномаркет, в котором покупать пылесосы было не только красиво, но и в некотором смысле престижно, переживает, очевидно, не лучшие времена. Месяц назад СМИ пытались продать бизнес Промсвязьбанку, теперь пишут, что покупателем стал «Лукойл» Алекперова.
В принципе, понятно, зачем офлайн-ретейл электроники мог понадобиться ПСБ: там и маркетплейс свой есть, и неудачная попытка развития офлайна в анамнезе имеется. А вот как поженить ретейл электроники и АЗС - непонятно. Известный факт, что заправки зарабатывают не на бинзине, а на продажах сопутствующих товаров, но не пылесосов и стиральных машин, а пончиков с кофе. А посему, зачем Алекперову понадобилось в МВидео - непонятно. Разве что если только попросили.
😎 @protechietich
В принципе, понятно, зачем офлайн-ретейл электроники мог понадобиться ПСБ: там и маркетплейс свой есть, и неудачная попытка развития офлайна в анамнезе имеется. А вот как поженить ретейл электроники и АЗС - непонятно. Известный факт, что заправки зарабатывают не на бинзине, а на продажах сопутствующих товаров, но не пылесосов и стиральных машин, а пончиков с кофе. А посему, зачем Алекперову понадобилось в МВидео - непонятно. Разве что если только попросили.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Бойлерная
Новым владельцем «М.Видео» стали структуры Вагита Алекперова?
Источники, близкие к менеджменту «М.Видео», сообщают, что в капитал розничной сети вошли структуры владельца «ЛУКойла» Вагита Алекперова. По имеющейся информации, первые средства от новых владельцев…
Источники, близкие к менеджменту «М.Видео», сообщают, что в капитал розничной сети вошли структуры владельца «ЛУКойла» Вагита Алекперова. По имеющейся информации, первые средства от новых владельцев…
Корейский SsangYong возвращается в Россию. Почему именно Корея?
Бренд под новым именем KGM вернулся. Продажи через сеть из 40 дилерских центров стартовали вчера.
Покупателям доступны четыре модели (на все – 5-летняя гарантия):
• Компактный кроссовер Tivoli (от 3,59 млн рублей)
• Среднеразмерный Korando (от 4,04 млн)
• Новый Torres (от 4,8 млн)
• Флагманский рамный внедорожник Rexton (от 6,79 млн)
Дистрибьютор марки – российская "РЭКС Моторс", созданная в 2024 году специально под этот проект. Сейчас авто импортируются из Южной Кореи, но со II половины 2025 дистрибьютор планирует перейти на локальное производство – предположительно, сборку наладят на заводе "Автотор" в Калининграде.
Лучшие из недружественных
Бóльшая часть слухов и новостей о возвращениях (или появлениях впервые) в РФ – о южнокорейских брендах.
Почему?
Южная Корея к санкциям присоединилась – товарооборот сократился с $27,3 млрд в 2021 до $9,7 млрд в 2024 – но всю дорогу реализует их умеренно и старается предотвратить полный разрыв торговли. Причины две: 1) Корея критически зависит от российских ресурсов; 2) Россия остается привлекательным рынком сбыта, отдавать который Китаю – не хочется.
В итоге:
• В России продолжает работу кондитерская компания Orion – загрузка ее фабрики в Твери достигла 120%
• Корея отменила санкции на поставки медоборудования
• Многие товары массового спроса продолжают поступать в Россию, а у ушедших компаний до сих пор есть опция обратного выкупа
Возвращение SsangYong/KGM – яркий (очередной) пример, как прагматизм берет верх над геополитикой.
Бренд под новым именем KGM вернулся. Продажи через сеть из 40 дилерских центров стартовали вчера.
Покупателям доступны четыре модели (на все – 5-летняя гарантия):
• Компактный кроссовер Tivoli (от 3,59 млн рублей)
• Среднеразмерный Korando (от 4,04 млн)
• Новый Torres (от 4,8 млн)
• Флагманский рамный внедорожник Rexton (от 6,79 млн)
Дистрибьютор марки – российская "РЭКС Моторс", созданная в 2024 году специально под этот проект. Сейчас авто импортируются из Южной Кореи, но со II половины 2025 дистрибьютор планирует перейти на локальное производство – предположительно, сборку наладят на заводе "Автотор" в Калининграде.
Лучшие из недружественных
Бóльшая часть слухов и новостей о возвращениях (или появлениях впервые) в РФ – о южнокорейских брендах.
Почему?
Южная Корея к санкциям присоединилась – товарооборот сократился с $27,3 млрд в 2021 до $9,7 млрд в 2024 – но всю дорогу реализует их умеренно и старается предотвратить полный разрыв торговли. Причины две: 1) Корея критически зависит от российских ресурсов; 2) Россия остается привлекательным рынком сбыта, отдавать который Китаю – не хочется.
В итоге:
• В России продолжает работу кондитерская компания Orion – загрузка ее фабрики в Твери достигла 120%
• Корея отменила санкции на поставки медоборудования
• Многие товары массового спроса продолжают поступать в Россию, а у ушедших компаний до сих пор есть опция обратного выкупа
Возвращение SsangYong/KGM – яркий (очередной) пример, как прагматизм берет верх над геополитикой.
РФ обгонит КНР, Ozon победит WB, селлерам не нужны маркетплейсы и другие выводы отчета "Яков и Партнеры"
"Яков и Партнеры" (бывшие McKinsey) подготовили комплексный анализ российского рынка e-commerce на март 2025 года. В документе масса инсайтов о текущем состоянии отрасли и том, как она будет развиваться до 2030.
Рассказываем о самом любопытном.
Структура
Российский e-commerce растет впечатляющими темпами: за 5 лет рынок увеличился в 7,5 раз – с 1,7 до 12,6 трлн руб., а его доля в розничной торговле выросла с 5% до 23%.
• В каналах продаж доминируют маркетплейсы – их доля выросла с 23% в 2019 до 64% в 2024
• Ozon стабильно опережает Wildberries по темпам роста: он сократил отставание с 2,75 раз в 2019 до 1,5 раз в 2024, а по посещаемости уже вырвался вперед (392 млн vs. ~330 млн визитов в месяц)
• На бронзовой позиции среди универсальных МП закрепился "Яндекс Маркет" с оборотом в 0,5 трлн руб.
Свыше половины оборота e-commerce – это fashion (32%) и бытовая техника (22%), но самый быстрый рост показывают категории FMCG (+46%), автотовары (+55%) и e-pharma (+50%).
• В DIY, автотоварах и e-pharma доля независимого e-commerce превышает 50%
• В нишевых категориях со специализированными товарами (БТиЭ, DIY) или премиальными продуктами успешно развиваются независимые интернет-магазины
Россия в мировом е-коме
Несмотря на четырехкратный рост доли электронной коммерции в розничной торговле за 5 лет, у России – все еще гигантский потенциал роста по сравнению с другими странами. Но сейчас детализация по странам выглядит так:
• 🇰🇷 Южная Корея – лидер с долей e-commerce 48,8% в розничной торговле
• 🇨🇳 Китай – 34,6% с минимальной долей независимого e-commerce (<10%)
• 🇬🇧 Великобритания – 28,6% при высокой доле независимых игроков (~65%)
• 🇺🇸 США – 29,1% с долей независимого e-commerce около 60%
•🇮🇩 Индонезия – доля е-кома в 32,8 при крошечной доле независимых (<10%)
• 🇷🇺 Россия – 22,6%. Доля независимых игроков – 35%
По типу развития российский рынок ближе к американской модели: несмотря на наличие стабильного лидера (в США это Amazon), сохраняется высокое проникновение омниканальных и D2C-форматов.
Независимость vs. Мейджоры
Запуск собственного интернет-магазина сложнее, чем выход на маркетплейс – их появляется в 2,5 раза меньше, чем селлеров, и лишь 3% достигают оборотов >2 млн руб. в месяц. Их проблемы:
• Необходимость интеграции 10+ различных систем (CMS, OMS, онлайн-касса, эквайринг и др.)
• Отсутствие E2E-решений (системы для тестирования целостности системы и пользовательского опыта) на рынке
• Сложность привлечения трафика на свою площадку
Но в долгосрочной перспективе собственный канал дает критические преимущества:
• Retention (удержание пользователей) до четырех раз выше (!), чем на маркетплейсе
• Полный контроль над ценообразованием и маржинальностью – без нежелательных скидок, которые проели плешь селлерам
• Прямой доступ к клиентским данным
• Возможности дифференциации через экспертность, глубину ассортимента и дополнительные сервисы
Особенно важно, что даже среди селлеров с оборотом >250 млн руб. в год около 50% еще не имеют собственной площадки: потенциал роста тут чуть ли не больше, чем у самого е-кома.
Потенциал роста
В отчете рассматриваются три сценария развития российского рынка к 2030 году – в каждом из них РФ прочно закрепляется среди мировых лидеров:
• Базовый: рост в 2,6 раза до ~32 трлн руб. (36% рынка ритейла) с сокращением доли независимого e-com до ~28%
• "Американский": рост также в 2,6 раза, но с сохранением доли независимого e-com на уровне ~35% за счет каннибализации роста маркетплейсов
• Оптимистичный: рост в 2,8 раза до 35,2 трлн руб. (39% рынка ритейла) с сохранением доли независимого e-com на уровне ~35%
Даже при консервативных оценках российская электронная коммерция остается одним из самых динамичных сегментов экономики, а развитие независимых каналов может стать ключевым трендом ближайших лет.
"Яков и Партнеры" (бывшие McKinsey) подготовили комплексный анализ российского рынка e-commerce на март 2025 года. В документе масса инсайтов о текущем состоянии отрасли и том, как она будет развиваться до 2030.
Рассказываем о самом любопытном.
Структура
Российский e-commerce растет впечатляющими темпами: за 5 лет рынок увеличился в 7,5 раз – с 1,7 до 12,6 трлн руб., а его доля в розничной торговле выросла с 5% до 23%.
• В каналах продаж доминируют маркетплейсы – их доля выросла с 23% в 2019 до 64% в 2024
• Ozon стабильно опережает Wildberries по темпам роста: он сократил отставание с 2,75 раз в 2019 до 1,5 раз в 2024, а по посещаемости уже вырвался вперед (392 млн vs. ~330 млн визитов в месяц)
• На бронзовой позиции среди универсальных МП закрепился "Яндекс Маркет" с оборотом в 0,5 трлн руб.
Свыше половины оборота e-commerce – это fashion (32%) и бытовая техника (22%), но самый быстрый рост показывают категории FMCG (+46%), автотовары (+55%) и e-pharma (+50%).
• В DIY, автотоварах и e-pharma доля независимого e-commerce превышает 50%
• В нишевых категориях со специализированными товарами (БТиЭ, DIY) или премиальными продуктами успешно развиваются независимые интернет-магазины
Россия в мировом е-коме
Несмотря на четырехкратный рост доли электронной коммерции в розничной торговле за 5 лет, у России – все еще гигантский потенциал роста по сравнению с другими странами. Но сейчас детализация по странам выглядит так:
• 🇰🇷 Южная Корея – лидер с долей e-commerce 48,8% в розничной торговле
• 🇨🇳 Китай – 34,6% с минимальной долей независимого e-commerce (<10%)
• 🇬🇧 Великобритания – 28,6% при высокой доле независимых игроков (~65%)
• 🇺🇸 США – 29,1% с долей независимого e-commerce около 60%
•
• 🇷🇺 Россия – 22,6%. Доля независимых игроков – 35%
По типу развития российский рынок ближе к американской модели: несмотря на наличие стабильного лидера (в США это Amazon), сохраняется высокое проникновение омниканальных и D2C-форматов.
Независимость vs. Мейджоры
Запуск собственного интернет-магазина сложнее, чем выход на маркетплейс – их появляется в 2,5 раза меньше, чем селлеров, и лишь 3% достигают оборотов >2 млн руб. в месяц. Их проблемы:
• Необходимость интеграции 10+ различных систем (CMS, OMS, онлайн-касса, эквайринг и др.)
• Отсутствие E2E-решений (системы для тестирования целостности системы и пользовательского опыта) на рынке
• Сложность привлечения трафика на свою площадку
Но в долгосрочной перспективе собственный канал дает критические преимущества:
• Retention (удержание пользователей) до четырех раз выше (!), чем на маркетплейсе
• Полный контроль над ценообразованием и маржинальностью – без нежелательных скидок, которые проели плешь селлерам
• Прямой доступ к клиентским данным
• Возможности дифференциации через экспертность, глубину ассортимента и дополнительные сервисы
Особенно важно, что даже среди селлеров с оборотом >250 млн руб. в год около 50% еще не имеют собственной площадки: потенциал роста тут чуть ли не больше, чем у самого е-кома.
Потенциал роста
В отчете рассматриваются три сценария развития российского рынка к 2030 году – в каждом из них РФ прочно закрепляется среди мировых лидеров:
• Базовый: рост в 2,6 раза до ~32 трлн руб. (36% рынка ритейла) с сокращением доли независимого e-com до ~28%
• "Американский": рост также в 2,6 раза, но с сохранением доли независимого e-com на уровне ~35% за счет каннибализации роста маркетплейсов
• Оптимистичный: рост в 2,8 раза до 35,2 трлн руб. (39% рынка ритейла) с сохранением доли независимого e-com на уровне ~35%
Даже при консервативных оценках российская электронная коммерция остается одним из самых динамичных сегментов экономики, а развитие независимых каналов может стать ключевым трендом ближайших лет.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Дальнобойщики беднеют, фуры пустеют: охлаждение добралось до логистов
Замедление промпроизводства закономерно сказывается на логистике. Российский рынок автомобильных грузоперевозок – в системном кризисе: объемы упали на 20-30%, тарифы просели, а себестоимость растет.
Механизм прост и беспощаден: повышение ключевой ставки –> замирание торговли и сокращение производства –> компаниям невыгодно вкладываться в поставки на долгосрок.
Одновременно с этим рынок перенасыщен транспортом – перевозчики набрали технику в лизинг на пике искусственного роста логистики и теперь вынуждены работать в убыток или возвращать машины лизингодателям.
Деньги
Рентабельность упала с комфортных 10-15% до критических 3-7%. Тарифы операторов просели настолько, что не покрывают себестоимость. Средний уровень спотовых ставок упал на 19,1% год к году – до 52,3 рубля за километр (при реальной себестоимости 90-100 рублей).
При этом платежи в лизинге выросли на 30%, утильсбор – на 75-80%, а ремонтные затраты – на 20%. Некоторые компании вынуждены платить до 600 000 рублей в месяц за один лизинговый тягач.
Водители тоже беднеют, но пока не так заметно: потери от снижения тарифов компенсируются конскими зарплатами эры дефицита кадров – километровые ставки упали с 12 до 10 рублей.
Автопарк
Средний возраст транспорта – 23 лет.
Обновлять авто теперь фактически невозможно: "китаец" с полуприцепом – это 20 млн рублей. Прибавим допрасходы и лизинговые платежи по ставке 30%, и получим, что за 5 лет придется выплатить свыше 100 млн.
Кризис вынуждает экономить на всем – в том числе на безопасности. Компании откладывают обслуживание машин, и это приводит к росту аварийности. Многие переходят на закупку топлива оптом в бочках неизвестного происхождения и выбирают маршруты так, чтобы одного бака хватило на рейс.
И все же выход из крутого пике есть: прогнозируется, что до конца года с рынка уйдет до 50% перевозчиков, но после восстановления спроса нехватка транспорта приведет к резкому росту тарифов на 20-30%.
Уже это приведет к росту цен на все товары – в т. ч. продукты питания.
Замедление промпроизводства закономерно сказывается на логистике. Российский рынок автомобильных грузоперевозок – в системном кризисе: объемы упали на 20-30%, тарифы просели, а себестоимость растет.
Механизм прост и беспощаден: повышение ключевой ставки –> замирание торговли и сокращение производства –> компаниям невыгодно вкладываться в поставки на долгосрок.
Одновременно с этим рынок перенасыщен транспортом – перевозчики набрали технику в лизинг на пике искусственного роста логистики и теперь вынуждены работать в убыток или возвращать машины лизингодателям.
Деньги
Рентабельность упала с комфортных 10-15% до критических 3-7%. Тарифы операторов просели настолько, что не покрывают себестоимость. Средний уровень спотовых ставок упал на 19,1% год к году – до 52,3 рубля за километр (при реальной себестоимости 90-100 рублей).
При этом платежи в лизинге выросли на 30%, утильсбор – на 75-80%, а ремонтные затраты – на 20%. Некоторые компании вынуждены платить до 600 000 рублей в месяц за один лизинговый тягач.
Водители тоже беднеют, но пока не так заметно: потери от снижения тарифов компенсируются конскими зарплатами эры дефицита кадров – километровые ставки упали с 12 до 10 рублей.
Автопарк
Средний возраст транспорта – 23 лет.
Обновлять авто теперь фактически невозможно: "китаец" с полуприцепом – это 20 млн рублей. Прибавим допрасходы и лизинговые платежи по ставке 30%, и получим, что за 5 лет придется выплатить свыше 100 млн.
Кризис вынуждает экономить на всем – в том числе на безопасности. Компании откладывают обслуживание машин, и это приводит к росту аварийности. Многие переходят на закупку топлива оптом в бочках неизвестного происхождения и выбирают маршруты так, чтобы одного бака хватило на рейс.
И все же выход из крутого пике есть: прогнозируется, что до конца года с рынка уйдет до 50% перевозчиков, но после восстановления спроса нехватка транспорта приведет к резкому росту тарифов на 20-30%.
Уже это приведет к росту цен на все товары – в т. ч. продукты питания.
Forwarded from Кот Эльвиры
Счетная палата рекомендовала правительству внести изменения в условия применения спецрежима налога на профдоход (НПД), наделив ФНС полномочиями по отслеживанию расчетов таких граждан.
В целом НПД «благоприятен» для деятельности самозанятых – его введение не оказало существенного влияния на изменения численности лиц, применяющих другие спецрежимы (в их число входят, например, упрощенная система налогообложения, патенты и единый сельхозналог), а значит, задача по легализации деятельности граждан выполняется, пишут аудиторы. В то же время действующих инструментов контроля в этой сфере недостаточно, отмечает ведомство.
В результате контрольных мероприятий было установлено, что часть самозанятых не передавали сведения о своих расчетах, а число тех, кто аннулировал доходы, росло. Кроме того, установлена тенденция к увеличению задолженности по НПД.
Помимо наделения ФНС полномочиями по контролю за расчетами, Счетная палата предложила иные дополнительные ограничения – в частности, установление запрета на привлечение самозанятыми иных физических лиц по гражданско-правовым договорам для выполнения работ (оказания услуг). Сейчас проведение проверок плательщиков НПД затруднено из-за того, что они не подают декларации, а сам налог исчисляется налоговыми органами, напомнил он. В связи с этим основной риск спецрежима Счетная палата усматривает именно в сфере полноты контроля за доходами самозанятых.
Сейчас у налоговых органов отсутствуют полномочия по отслеживанию движения средств на счетах самозанятых. Свои доходы они должны самостоятельно отражать в приложении «Мой налог». Ранее министр труда и социальной защиты Антон Котяков в интервью «Ведомостям» говорил о риске ухода самозанятых от налогов. Уровень декларируемых ими доходов, по его словам, вызывает беспокойство властей, так как у трети плательщиков НПД он нулевой, еще часть самозанятых не получает даже минимального размера оплаты труда.
По данным ФНС на 1 января, число самозанятых достигло 12,17 млн граждан. К началу 2029 г. – сроку окончания эксперимента – налоговая служба ожидает, что их количество превысит 18 млн человек. По итогам 2024 г. самозанятые выплатили почти 95 млрд руб. НПД, а за этот год поступления составят 117 млрд, ожидает ФНС. В последний год действия спецрежима ведомство прогнозирует поступления в 158 млрд руб., что в 1,6 раза выше показателя за 2024 г.
@KotElviry
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM