ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Срок вступления в силу новых правил расчёта утильсбора на легковые автомобили будет перенесён на декабрь

В соответствии с поручением Первого вице-премьера Дениса Мантурова Минпромторг России проработал возможность отсрочки даты вступления в силу новых правил расчёта утильсбора на легковые автомобили.

Напомним, ранее Минпромторгом России были подготовлены изменения в механику расчёта утильсбора, предполагающие введение дополнительных показателей для легковых автомобилей (категории М1). Базовая ставка для расчёта утилизационного сбора будет формироваться на основании типа и объёма двигателя, а мощность двигателя влияет на формирование коэффициента по прогрессивной шкале.

❗️При этом предлагается сохранить действие меры поддержки в виде льготного коэффициента для граждан, которые ввозят иномарку с мощностью двигателя до 160 л.с. для личного пользования. Доля таких транспортных средств в российском автопарке превышает 80%.

С учётом интересов тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. уже после публикации проекта акта с новыми параметрами или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств, принято решение о переносе предполагаемого вступления постановления в силу на один месяц - с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025 года). Проект постановления в соответствующей редакции внесён в Правительство Российской Федерации.

Такое решение позволит завершить процессы доставки в рамках действующих заказов по текущим правилам. Напомним, что изменения не отразятся на автолюбителях, которые оплатили утильсбор на иномарку по действующим параметрам до вступления в силу новой нормы. Обращаем внимание, что сейчас при планировании новых заказов на зарубежные автомобили необходимо учитывать предлагаемые изменения в расчёте утильсбора.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В 2025-м россияне стали меньше тратить на продукты питания: в январе - сентябре число покупок в магазинах выросло лишь на 3,5%. А в первые два осенних месяца продажи основных продуктов питания в натуральном выражении опустились на 5% год к году.

Замедление началось еще с декабря прошлого года - потребители стали делать выбор в пользу более простых и базовых продуктов, сокращая разнообразие. Это поведение отличалось от тренда 2023-2024 годов, когда из-за роста зарплат заметное число групп населения тратило деньги в том числе на продукты.

Пока, правда, до отказа от привычных продуктов дело не дошло. На нынешнем этапе потребители пока решают более рационально подходить к покупкам привычных товаров (покупают меньше обычного, ждут акции и т.д.)

Очередное изменение потребительской стратегии уже влияет и на производителей - например, они всё чаще стали прибегать к шринкфляции (в середине года средний вес упаковки продуктов питания сократился на 3%, в прошлом году - 1%).
Российские кинотеатры отсудили 162 млн рублей у Sony Pictures – голливудской студии вменяют упущенную прибыль.

Истец – кинотеатры "Синема Парк" и "Формула Кино" (объединенная сеть ООО "Райзинг стар медиа"). Ответчик – ООО "Контент-Клуб" (бывший российский офис Sony Pictures).

Изначальный иск подали в августе – студию обвиняли в 578 млн рублей упущенной прибыли из-за ухода с российского рынка в марте 2022. Логика такова: за три года Sony выпустила 15 новинок в мировой прокат (включая "Человека-паука: Паутина вселенных" с кассой $690 млн), но в России их не показали – кинотеатры недополучили деньги. После судебной экспертизы сумма по одному из исков выросла со 104 до 162 млн рублей – именно их и взыскали.

Но это не про "отсудить деньги америкосов любой ценой": в прошлый раз суд закончился наоборот – Sony подала на "Синема Парк" в суд, и тот обязал их выплатить почти 500 млн рублей долга по ранее заключенным договорам на показ фильмов. С остальными киносетями Sony урегулировала вопрос досудебно, а с "Синема Парком" пришлось идти до конца.

Самим кинотеатрам в России сейчас приходится нелегко: за последний год в стране закрылись 237 площадок из 3 371, а трафик снизился из-за отсутствия новинок, дороговизны билетов и бесплатной альтернативы в виде всем известных сайтов.
У бизнеса в России – три врага: маркетплейсы, Китай и арендная плата

Менеджер оптовой компании, которая поставляет спорттовары на рынок РФ, объявил: средний бизнес – на грани вымирания. Про закрытие 6% спортивных магазинов мы уже писали, но оказалось, что проблемы – куда глубже.

1. Аренда

Она стала дороже на 50% и больше всего за два года. Результатом – сокращения, повышенная нагрузка на персонал (директора вынуждены сажаться на места продавцов) и, как максимум, закрытие.

Маркетплейсы и е-ком стали казаться спасением: простая логистика, удобная реклама и низкий порог входа. Что же с ними?

2. Маркетплейсы

Динамика неутешительная: за три-четыре года комиссии выросли в 2-2,5 раза. Продавцы теперь платят налог не с заработанного, а с фактической суммы продажи.

Продавать стало невыгодно. Из браслета за 390 рублей маркетплейс забирает 337 рублей комиссии, еще 33 уходит на налог. Остается 20 рублей – минус упаковка и логистика. Коляска за 39 900 рублей приносит продавцу всего 16 тысяч до налога (то есть ниже себестоимости).

3. Китай

Проблема в неравных условиях.

Российские компании тратят по 1,5 млн рублей за контейнер, таможню, логистику и налоги. Китайские продавцы с юрлицами в РФ везут товар через мост за 9 тысяч.

Плюс каждый второй велосипед с маркетплейса имеет фальшивую марку: пробиваешь код – вылезают носки. Легальные магазины не могут конкурировать с серым ввозом.

Стратегия выживания одна – уходить в услуги. Розница перепрофилируется в сервисные центры: люди покупают велосипеды на маркетплейсах и несут на сборку. Владельцы становятся самозанятыми и зарабатывают хоть что-то.
Forwarded from Русский ритейл и бизнес
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Селлеры Ozon, не сдерживая эмоций, комментируют нововведения от площадки, в том числе предстоящее с 10 ноября увеличение комиссии. Теперь для продавцов она составит сокрушительные 60%.

Многие предприниматели, сотрудничавшие с компанией годами, вынуждены покинуть площадку и обратить внимание на другие маркетплейсы. @retailrus
Российские гипермаркеты незаметно стали почти на 60% отечественными. Доля российских товаров на полках достигла 56,7% в 2025 году.

Категории-лидеры – табак (88,3% отечественного производства), детское питание (75%). Самый резкий скачок по объемам продаж показали чай и кофе – плюс 39% за год.

Что до регионального распределения – Южный федеральный округ лидирует с 83,2% российских товаров. А в Центральном регионе, включая Москву, импорта по-прежнему 45,5% – самый высокий показатель по стране.

Сегменты, где импорт держится крепко – женская одежда, электроника, косметика: там доля иностранного превышает 90%.

Импортозамещение работает там, где низкий порог входа для производителей, но технологичные сегменты пока остаются вызовом.
Поторопились: иностранные компании, пошедшие на массовые сокращения из-за внедрения нейросетей, втихую принимают работников назад и признают, что решение было поспешным.

По данным ресерча Forrester, 55% тех, кто повыгонял людей, чтобы заменить их ИИ, уже зовут их обратно. Правда, афишировать возвраты они не торопятся:

1. О сокращениях корпорации сообщают с большой помпой – а-ля "посмотрите, какие мы современные". Признать, что ставка на ИИ не сработала = проехаться катком по собственному имиджу.

2. Зовут уволенных коллег на более низкий оклад в сравнению с тем, что было до. История со всех сторон некрасивая.

Не признавать пользу ИИ для оптимизации бизнеса будет глупостью. Не меньшей глупостью было переоценивать то, сколько задач на себя могут взвалить роботы: по оценке Gartner, к концу 2027 года более 40% всех проектов по внедрению ИИ будут отменены из-за роста затрат и туманной коммерческой ценности.

При этом некоторые компании продолжают гнуть свою линию: Salesforce сократила 4000 человек в службе поддержки клиентов, Amazon объявила о ликвидации 14 тысяч рабочих мест. Но практика показывает: нейросеть в тестах справляется лишь с 58% задач, которые можно выполнить за один шаг.

Cлучай с Amazon особенно показателен – ИИ-агент, заменивший DevOps-инженеров, спровоцировал гигантский сбой в облачном сервисе AWS.

Российский контекст

Как мы уже писали, работодатели в РФ на ИИ работников менять пока не торопятся: люди экономике нужны как никогда на фоне рекордного дефицита кадров. Зато процветает другой тренд – российские компании массово привлекают специалистов из менее развитых стран и платят им меньше, чем россиянам.

Коллапс рынка труда пока отменяется.
Частному бизнесу подумывают запретить использовать иностранный софт – депутат Горелкин заявил, что власти в данный момент обсуждают эту инициативу.

Говорится, что ограничения на использование иностранного ПО могут возникнуть когда-то в будущем. Сейчас российским софтом обязаны пользоваться только госкомпании, госструктуры и субъекты критической ИТ-инфраструктуры. Никакой конкретики по будущим ограничениям пока нет

Зато бизнес уже успел идею покритиковать: представители частных компаний назвали переход на отечественное ПО сложным, а в некоторых случаях – невозможным.

Главные ограничения – это 1) дороговизна российских аналогов; 2) их недоработанность; 3) то, что с уходов иностранцев их софт стал де-факто бесплатным. Достойных аналогов таким базовым штукам как Windows или Gmail пока нет, а создавать их будет дорого.

Выруливать из этого замкнутого круга будет очень сложно.
Хх.ру поведали, чего чаще всего боятся в России при поиске и устройстве на работу.

Загибайте пальцы:

• главный страх россиян при поиске работы в 2025 году – неадекватные условия труда или руководство (64% опрошенных). Низкая зарплата отошла на второй план (45%)

• женщины чаще мужчин опасаются токсичной атмосферы и жесткого контроля (66% против 58%), мужчины больше переживают о размере оплаты труда (48% против 43%)

• самые тревожные сферы труда – гостеприимство (75% боятся неадекватных условий), юриспруденция (74%) и массмедиа (73%). IT-специалисты чаще других опасаются попасть в негибкую компанию (35%)

• молодежь до 18 лет массово сталкивается с боязнью возрастной дискриминации (66% опрошенных). После 45 лет этот страх возвращается и достигает 41% у соискателей 55+

• каждый третий опрошенный (31%) переживает о несоответствии ожиданиям работодателя, каждый пятый (23%) – о том, что вообще не получит предложение о работе
Какие меры господдержки доступны МСП в 2025 году?

Цифровая платформа МСП РФ – единое окно для получения поддержки. Более 30 бесплатных сервисов и свыше 1000 мер помощи на любом этапе развития бизнеса. Через платформу можно подать заявку на кредит, льготный микрозайм, региональные меры поддержки.

"Зонтичные" поручительства Корпорации МСП – главный инструмент в условиях высокого ключа. Покрывают до 50% суммы кредита на срок до 10 лет даже при отсутствии собственного залога. С 2021 более 90 тысяч предпринимателей привлекли через этот механизм свыше 1 трлн рублей. До конца 2030 МСП получат еще 1,3 трлн.

Статус малой технологической компании (МТК) – открывает доступ к расширенному пакету преференций. В реестре уже 5,5 тысяч предприятий с совокупным доходом более 1 трлн рублей. Среди мер: гранты Фонда содействия инновациям, поддержка фонда "Сколково", промышленная ипотека, акселерация IT-компаний, пониженная ставка налога на прибыль в регионах.

Центры "Мой бизнес" – работают по всей стране для очных консультаций и помощи предпринимателям на всех этапах развития компании.

Бизнес-акселератор GenerationS – государственная платформа для стартапов. Бесплатные программы помогают протестировать технологию, запустить пилот и получить инвестиции. В 2024 году 70% выпускников увеличили выручку в среднем на 29,3%.
Metro удалила офисное ПО от Microsoft и перешла на "Яндекс 360". Напомним, что Metro Cash & Carry – немецкая компания.

Решение о переходе приняли осенью 2024 года. Главный критерий выбора – экосистемность: почта, календарь, телемост, диск и мессенджер связаны между собой. Создаешь встречу в календаре – одной кнопкой добавляется ссылка на видеозвонок, уведомление само улетает на корпоративную почту.

Перевели все 10 тысяч сотрудников. Проект завершили в октябре 2025 года.

Первыми переехали работники Ногинской логистической платформы Metro – там принимают товары от поставщиков и развозят по другим локациям. Создали чаты в мессенджере для связи со складом и инженерами, перешли с Outlook на корпоративную почту, начали выстраивать бизнес-процессы в трекере.

Параллельно в головном офисе набрали 260 амбассадоров – они первыми осваивали сервисы и помогали коллегам при миграции.

Самые дружественные из недружественных.
Сделано в России, продано в Африке

Еще недавно российский экспорт в Африку ассоциировался в основном с энергетикой, химией и агропродуктами. Сегодня ситуация меняется: спросом пользуются российские IT-решения, промышленное оборудование, робототехника. Учитывая, что континент сегодня демонстрирует устойчивый рост ВВП на уровне 4% ежегодно, а к 2050 году его население превысит 2,5 млрд человек.

Выходить на африканский рынок российским производителям — от калужских пищевиков до уральских машиностроителей — помогает национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Например, роботы-консультанты пермской компании Promobot уже работают в Гане, Нигерии и Конго, помогая местным и глобальным брендам привлекать клиентов.

«Решение о выходе на мировой рынок мы приняли буквально с первых дней работы. Мы понимали: будущее промышленных и сервисных роботов — это выход на экспорт , поэтому фундамент бизнес-модели изначально строился на глобальных поставках, интеграции с международными партнерами и продвижении на крупных отраслевых выставках», — отмечает Олег Кивокурцев, сооснователь Promobot.


О примерах других российских компаний, нашедших применение своей продукции на рынке Африки читайте в материале «Компании».
Замкнутый круг отечественного е-кома: прогреть селлеров → получить по шапке от ФАС и откатить правила назад → опять прогреть селлеров.

Не прошло и двух месяцев, как WB и Ozon объявили, что откатывают спорные правила назад.

Ранее Wildberries ввел индекс остатка товара – продавцы с низким индексом должны были либо платить за хранение по завышенным тарифам, либо соглашаться на принудительные скидки, либо вывозить товар. Плюс запустили "Конструктор тарифов" – механизм, где селлеры покупали услуги с обязательным сроком действия. Отказаться досрочно было нельзя, даже если услуга больше не нужна.

Ozon пошел другим путем: отмененные заказы автоматом отправлялись обратно на склад для повторной продажи. В итоге продавцы не могли забрать свой же товар: забронировать время для вывоза – квест, а плата за хранение капала неопределенное время.

Селлеры массово жаловались, и в дело вмешалась ФАС. Итог: WB отменил индекс остатка с 1 ноября, приравнял опции "Конструктора" к условиям оферты и пообещал возможность покупать услуги без привязки к этому механизму. Ozon вернул прежнюю модель возврата товаров и занялся разблокировкой кабинетов продавцов, которые блокировались без объяснения причин.

Ждем новых накатов на продавцов.
Рост числа одиноких людей в России происходит с опережением: количество домохозяйств из одного человека растет вдвое быстрее, чем в среднем по миру. К 2050 году их доля достигнет 36% от общего числа, тогда как глобальный показатель остановится на 25%.

Это данные нового исследования о домохозяйствах. Вот его основные выводы:

1. Демографический сдвиг. Одиночные домохозяйства в РФ увеличатся с 28% в 2025 до 36% к 2050. Это 17 миллионов домохозяйств – каждое третье. Рост связан со старением населения, поздними браками и высокой долей разводов.

2. Городская концентрация. Феномен сильнее всего проявляется в крупных городах, где доступность жилья и развитая инфраструктура делают одиночную жизнь комфортной. В мегаполисах доля таких домохозяйств уже превышает 30% (интересно, как на длинной дистанции на этом скажется рост цен на недвижимость и аренду: вдвоем тянуть эту лямку может оказаться поудобнее).

3. Экономические последствия. Одиночки потребляют иначе: больше тратят на готовую еду, доставку, компактное жилье и онлайн-сервисы. Рынок перестраивается под спрос на малогабаритные квартиры, маленькие упаковки продуктов и индивидуализированные услуги.

4. Инфраструктурный вызов. Рост одиночных домохозяйств требует больше жилых единиц при той же численности населения. Это давление на строительный сектор, коммунальную инфраструктуру и социальные службы, рассчитанные на традиционные семьи.
Четыре ошибки селлеров при работе со скидками на маркетплейсах

Как мы неоднократно писали, скидки – одна из основных проблем при работе на маркетплейсах: они часто выставляются автоматически, селлеры теряют на них деньги, а традиционная розница – свои конкурентные позиции.

Начнем с продавцов – вот, какие основные огрехи они допускают при работе со скидками:

1. Забыли заложить скидку в цену

Селлер выставил товар по себестоимости плюс желаемая наценка, а про скидки маркетплейса не подумал. Результат – уход в минус и отрицательный баланс.

Как правильно: сразу накидывать к цене 10–20% с расчетом на возможные акции площадки.

2. Постоянные акции убивают маржу

Товар все время участвует в распродажах – медианная цена ползет вниз, а вместе с ней и прибыль. Нельзя держать один и тот же ассортимент в вечных скидках.

Как правильно: менять товары в акциях и дозировать участие.

3. Скидка не окупается продажами

Объем вырос, но прибыль упала – затраты на акцию съели всю выгоду.

Как правильно: отправлять на распродажу только часть товаров, оставляя другие по нормальной цене для выравнивания медианной.

4. Товар закончился в разгар акции

Все распродали, а новая партия только пути – заказы аннулируются, рейтинг падает.

Как правильно: держать запас и планировать поставки заранее, особенно перед крупными акциями.
Не все еще замерзло под ледяным навесом ключевой ставки: индекс PMI в сфере услуг в октябре вырос с 47 до 51,7 за месяц – это сильнейший рост с мая 2025 года.

Притом дело не только в сезонном росте деловой активности: фитнес-индустрия говорит, что рост продолжается в течение последних трех лет. Главный же сезонный подъем в спортзалах обычно приходится на весну, когда люди закупаются абонементами, чтобы "подкачаться" к лету.

Но рост этот неравномерен и наблюдается не везде:

Ресторанный бизнес фиксирует небольшое повышение активности, которое владельцы связано скорее с погодой и осенью – все вернулись из отпусков, следующие еще не уехали. Обороты растут, но это иллюзия: цены повысились, поэтому суммы физически больше. О росте прибыли речи не идет – добавочную стоимость подъедает инфляция.

Фешен-ритейл вообще не чувствует никакого роста. Теплая погода убивает продажи – товар не берут в начале сезона по полной цене, приходится уходить в глубокие скидки. Зима в том году была теплая, товар закупался по курсу ~100 руб/доллар и до сих пор лежит на складах. Катастрофически падает трафик в офлайн-магазинах, онлайн растет, но там выше комиссии.

Гостиничный бизнес подъем замечает: появляются гости, которые приезжают по трудовым нуждам на крупные объекты. Для отелей такая деловая активность критически важна – это основная опора в низкий сезон.
Ритейлеры недозаработали 20% выручки из-за экспансии маркетплейсов – об этом сообщает Центр финаналитики Сбера. Они же сообщают, что число торговых точек в непродовольственной рознице сократилось на 4% за год, а доля е-коммерсов в той же отрасли тем временем выросла с 18% до 32% за два года.

1. Сильнее всего пострадали сегменты одежды, электроники и детских товаров – там численность персонала сократилась на 10%. Маркетплейсы, тем временем, обладают более широким ассортиментом и ведут агрессивную ценовую политику.

2. Продуктовые магазины чувствуют себя значительно лучше. Покупатели все еще выбирают продукты лично. X5 Group остается крупнейшей ритейл-компанией страны по выручке, опережая все маркетплейсы, что подтверждает устойчивость офлайн-формата в продуктовом сегменте.

3. Перспективы офлайн-торговли туманны. Крупные бренды активно развивают собственные онлайн-каналы и присутствие на маркетплейсах, а потребители к удобствам е-кома уже привыкли.
Оттепель происходит не только на рынке услуг: "КАМАЗ", который с августа работал по сокращенной рабочей неделе из-за кризиса, возвращается на пятидневку.

Впрочем, ситуация с продажами у завода не то чтобы сильно выправилась: в октябре продажи грузовиков в РФ просели еще на 55% – "КАМАЗ" реализовал всего 1,3 тыс. машин. Но, видимо, этих объемов оказалось достаточно, чтобы расчистить завалы на складах (не будем забывать и про госзаказ).

Решение о возврате к полному графику приняли на финкомитете в конце октября. Окончательно решение, продлевать ли пятидневку на декабрь, примут в конце ноября.

А что легковые машины?

Здесь картина позитивнее. В октябре продажи новых легковушек подскочили на 35% к сентябрю – продано 165,7 тыс. машин. Это лучший результат за весь 2025 год, хотя и с падением на 3% относительно цифр за 2024.

Главный драйвер – ажиотаж перед повышением утильсбора с 1 декабря (изначально планировали на 1 ноября, но отсрочили).

Лидерство по-прежнему за LADA – 33,3 тыс. проданных машин (20% рынка). Следом Haval (26,1 тыс.) и Geely (14,2 тыс.). При этом весь авторынок за 10 месяцев просел на 20%.

Возможно, текущих продаж хватит, чтобы "АвтоВАЗ" тоже вернулся на полную рабочую неделю. Напомним, завод перешел на четырехдневку в сентябре и планирует работать так до конца года.
Двое крупнейших ритейлеров по-прежнему зарабатывают больше, чем оба крупнейших маркетплейса

В топ-10 крупнейших ритейлеров России X5 и "Магнит" заняли первое и четвертое места с выручкой 3,9 трлн и 3 трлн рублей соответственно. Между ними втиснулся Wildberries с 3,75 трлн рублей на второй позиции и Ozon с 2,8 трлн. Суммарная выручка двух традиционных гигантов – 6,9 трлн рублей – превысила совокупные 6,55 трлн маркетплейсов.

Других е-коммерсов в топ-10 нет вообще. Остальные места заняли классические сети: Mercury Retail Group ("Красное&Белое") с 1,6 трлн, "Лента" с 888 млрд, DNS с 740 млрд. Активно лезут в рейтинг дискаунтеры – "Светофор" попал в десятку с 380 млрд рублей, а сеть "Чижик" от X5 показала рекордный рост выручки на 110,7%.

Традиционный ритейл держится в топе за счет модернизации. Все лидеры развивают магазины "у дома" – у "Магнита" их уже 19 423, они дают 70% выручки. Онлайн-продажи и экспресс-доставка растут на 33,5% в год – то есть они неплохо конкурируют с е-коммерсами на их поле.

Сети агрессивно поглощают регионалов: "Магнит" купил "Дикси" и 33% "СамБери", "Лента" присоединила "Монетку" и открыла на Урале 650 новых магазинов за год. X5 идет на Восток – гигант впервые зашел в Якутию, Бурятию и Тыву.

Программы лояльности становятся сквозными, что снижает барьеры для покупок у саб-брендов: у "Магнита" единая система охватывает продуктовые сети, "Магнит Косметик" и онлайн – в ней 80,5 млн человек.

Но маркетплейсы наступают. Wildberries за год вырос на 52%, Ozon – на 64%. Их суммарная аудитория превысила 130 млн человек в месяц, это уровень соцсетей. Пунктов выдачи уже более 50 тысяч.

В непродуктовом сегменте растут только маркетплейсы. DNS пришлось вернуться на Ozon и Wildberries после пятилетнего бойкота. А "М.Видео – Эльдорадо" с убытком 10,3 млрд рублей ищет покупателя – ставка на собственный маркетплейс, по-видимому, не зашла.

Доля топ-100 ритейлеров достигла 62% товарооборота России и к концу года прогнозируется на уровне 68%. Рынок монополизируется, и осязаемым становится вопрос: кто кого в этом новом дивном мире поглотит первым.
Население Дальнего Востока России хотят увеличить на 1,8 млн человек к 2035 году – демографический и экономический рост планируется обеспечивать за счет многомиллиардных инфраструктурных проектов.

Их список недавно составил журнал "Компания". Вот главное, за чем стоит следить на Дальнем Востоке в ближайшие десять лет:

1. Развитие территорий опережающего развития (ТОР) – 2,8 трлн рублей

Механизм ТОРов с налоговыми льготами и упрощенным доступом к земле привлек более 550 резидентов. Почти всег деньги – частные (господдержка всего 200 млрд руб.).

Ключевые зоны: "Находка" развивается вокруг газификации и завода удобрений, "Большой Камень" становится судостроительным хабом, "Южная Якутия" специализируется на угледобыче.

2. Модернизация железнодорожной сети – 3,7 трлн рублей

Расширение БАМа и Транссиба должно увеличить провозную способность со 180 млн до 210-270 млн тонн к 2032. Построено около 970 км вторых путей, более 900 мостов.

Проблема – резкое сокращение финансирования в 2025 году до 75 млрд, почти в пять раз меньше прошлогоднего.

3. "Сила Сибири", Амурский ГПЗ и ГХК – 1,8 трлн рублей

Газопровод экспортирует до 38 млрд кубометров газа в Китай ежегодно до 2048.

Амурский ГПЗ мощностью 42 млрд кубометров введен в 2024. Амурский ГХК запустит производство полиэтилена и полипропилена в 2026-2027 годах мощностью 2,7 млн тонн. Параллельно идет газификация регионов – подключены более 80 населенных пунктов, цель к 2030 – 60% охвата.

4. Рыбопромышленный комплекс – 500 млрд рублей

Стратегия направлена на глубокую переработку вместо экспорта сырья. "Гидрострой" запустил два комплекса на Курилах, в 2025 планируется завод на Сахалине. "Дальневосточный рыбак" строит 11 судов. На Камчатке к 2030 появятся до 11 береговых заводов. Программа "Доступная рыба" обеспечила продажу населению более 1500 тонн в 2023, в 2025 ожидается свыше двух тысяч тонн.

5. Кластер "Звезда" и атомные ледоколы – 200-220 млрд рублей

Верфь в Большом Камне с портфелем более 60 судов, включая 26 заказов "Роснефти" и 15 газовозов "НОВАТЭКа".

Ключевой проект – атомный ледокол "Лидер", способный пробивать лед до 4,3 метра. Ввод в эксплуатацию – 2030 год. При полной загрузке создаются до 7,5 тыс. рабочих мест, построены более 2,5 тыс. квартир для сотрудников.

6. Сельское хозяйство – 100 млрд рублей

Общий объем агропродукции региона в 2024 составил 338 млрд рублей. "Таргет Агро" строит завод переработки сои мощностью 300 тыс. тонн, запуск в 2027. "Даниловка" возводит комплекс на 5,7 тыс. голов КРС с производством 25 тыс. тонн молока.

К 2026 объем выпуска должен вырасти на 12,5%.

7. Цифровизация и спутниковая связь – 100 млрд рублей

Проект устраняет цифровое неравенство через прокладку оптоволокна и спутниковую связь. В Приморье проложено 50 км линий, в Хабаровском крае – более 220 км. Новые линии ВОЛС длиной более 25 тыс. км должны обеспечить доступ к интернету в более чем 1300 населенных пунктах до 2030.

8. Утилизация атомных подлодок – 25 млрд рублей

Критично для снижения радиационного загрязнения морской среды, а следовательно и для туризма с рыбопромом.

С 1999 по 2022 утилизированы 82 советские АПЛ, затопленные в бухтах Разбойник и Чажма. Остаются два-три корпуса, подъем запланирован до 2030. Для понимания, утилизировать одну подлодку стоит 300-350 млн руб.

9. Туристический кластер "Три вулкана" – 67 млрд рублей

Камчатский кластер включает канатную дорогу на Авачинскую сопку, отели, горнолыжный с трассами 30 км. В июне инвесторы вложили более миллиарда рублей, строится система теплоснабжения и автодорога. Запуск первой очереди – до 2028. К 2030 турпоток должен вырасти до 700 тыс. человек в год, создаются 3 000 рабочих мест.

10. Логистические коридоры – 45 млрд рублей

FESCO увеличивает мощность Владивостокского порта с 750 тыс. до 1,2 млн TEU к 2028 году. В порту "Восточный" идет углубление до 15 метров, рост мощности на 30% до 2027. Совместно с РЖД расширяются подъездные пути, создан единый диспетчерский центр. Доставка контейнера Азия – Европа сократилась до 22 дней против 40-45 по Суэцкому каналу.
Самозанятых в России - уже почти 15 млн человек

ТОП-5 фактов о специальном налоговом режиме на конец 2025 года:

• Регионы-лидеры по числу самозанятых: Москва (2,2 млн), Мособласть (1+ млн), Санкт-Петербург (973 тыс.), Краснодарский край (733 тыс.)

• Каждый пятый россиянин - самозанятый

• Самые "самозанятые" сферы экономики: ремонт, авто, IT, beauty-рынок

• Рост самозанятых особенно заметен среди молодых россиян (15-20 лет) и в первую очередь - в сфере услуг

• Либеральные условия статуса приводят к злоупотреблениям: многие компании переводят сотрудников в статус самозанятых для оптимизации налоговых выплат