ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
В России растет занятость в креативных профессиях: с 2019 по 2024 число работающих в этой сфере выросло на 12,3% (НИУ ВШЭ). Темпы такого прироста - вчетверо выше, чем в среднем по экономике РФ за эти годы (+3,1%).

• почти каждый третий "креативщик" занимается информационно-коммуникационными технологиями, на втором месте - специалисты в области культуры и искусства, на третьем - "рекламщики" и пиарщики

• креативщик моложе среднестатистического работника ( креативных профессиях доля лиц в возрасте до 44 лет - 71,5%, в среднем по РФ - 57,5%)

• чаще всего "креативщики" имеют высшее образование (71,1%) - почти вдвое выше, чем в среднем по стране (36,6%)
Кто от налоговых реформ выигрывает однозначно – это книжные издательства: за год продажи книг по налоговому праву в России выросли на 33%. Связано это, очевидно, с последними обновлениями Налогового кодекса.

Что интересно, эксперты в области законодательства – бухгалтеры, аудиторы, консультанты – книги не покупают вообще: они пользуются несколькими проверенными базами вроде 1С (что логично: это и дешевле, и быстрее, и банально удобнее).

И получается, что весь спрос на налоговые книги обеспечивают предприниматели, у которых нет денег на юристов и которые копаются в законах самостоятельно.

Для понимания: продажи книг по потребительскому праву за год выросли на 29%, а по международному праву, напротив, упали – на 49%.
ВЦИОМ считает, что исчезновение деревень и моногородов – вопрос не далекого будущего, а ближайших десятков лет: со времен бэби-бума к 2030 году население села сократится больше, чем на треть. 38% готовы переехать в другой город за более высокой зарплатой, а 67% молодежи малых городов смотрят в будущее с пессимизмом.

Дело, конечно, не только в зарплатах: ВЦИОМ называет главными факторами оттока недостаточную инфраструктуру, ограниченные карьерные и образовательные возможности и отсутствие перспектив. Проще говоря, молодежь не видит смысла оставаться там, где нет ни больниц, ни вузов, ни шансов построить карьеру.

Местные связывают комфорт жизни в своем городе с властью: 52% надеются на местную, 37% – на региональную, 31% – на федеральную.

Обнадеживает одно: пока жители моногородов стремятся оттуда убежать, для туристов такие населенные пункты становятся все интереснее – больше половины россиян хотят побывать на экскурсии на промышленном предприятии, и правильная упаковка таких активностей может удержать город на плаву.
В России падает популярность франшиз региональных торговых сетей. Одновременно франшизы федеральных сетей активно наступают в регионах - для "федералов" это попытка справиться с давлением со стороны ФАС.
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
ЦБ не против скидок на маркетплейсах, но выступает за равные условия для покупателей в способах оплаты. Важно, чтобы скидки были доступны всем и не зависели от карты того или иного банка, рассказал первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

Регулятор и крупные банки предлагают запретить маркетплейсам устанавливать более выгодные цены для держателей карт банков самих маркетплейсов, а также вкладывать средства в снижение цен товаров. Именно так можно обеспечить честную конкуренцию, защитить потребителей от скрытых наценок и дискриминации и не допустить удорожания товаров. «Ни одна позиция не предрешена. Я уверен, найдём наилучшее решение для того, чтобы и поддержать новую развивающуюся отрасль электронной коммерции, и одновременно с этим защитить потребителей», — добавил Чистюхин. @bankrollo
Разрыв в зарплатах 10% самых бедных и 10% самых богатых работников в РФ за 2025 год составил 12,7 раза. Наиболее обеспеченные сотрудники получают 315 тыс. рублей, самые низкооплачиваемые – 25 тыс. рублей.

Разрыв приличный, но динамика такова, что это минимальная разница за последние 25 лет: в 2000 году она достигала почти 30 раз. Сокращение идет за счет того, что нижние зарплаты растут быстрее верхних. Причины две: дефицит кадров в рабочих профессиях и агрессивное повышение МРОТ государством – в 2026 он подскочит на 20% до 27 тыс. рублей.

При этом зарплаты высокооплачиваемых спецов растут медленнее. В 2023-2025 доходы "дорогих" сотрудников выросли на 25-32%, а "дешевых" – на 29-36,5%.

Для сравнения – разрывы между богатыми и бедными в других странах мира:

• Норвегия – 3,1 раза (один из самых низких показателей в мире)
• США – 6 раз
• Китай – 7,8 раза
• Бразилия – 8,4 раза
• Южная Африка – 22 раза (рекордный разрыв в мире)
ЕБИТДА
Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче. Инициаторы изменений…
Продуктовые сети пошли в контратаку. Интересно, чье лобби переможет.

И, кажется, в скором времени в медиа мы увидим резко увеличится число материалов о санитарных нарушениях и бегающих по еде тараканах - как по готовому оливье в модном магазине, так и на кухне какой-нибудь фастфуд-сети.
Новые промежуточные итоги войны между маркетплейсами и офлайн-ритейлом:

• Россияне стали сильно мешать покупать товары собственных торговых марок ритейлеров

Причем, это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров (молочка за год упала на 7%, гаджеты - на 4%, товары личной гигиены и косметика - сразу на 8%). Причина - переход на сберегательное потребление, а онлайн позволяет покупать брендовые товары за те же деньги, что и СТМ в офлайне.

• В РФ второй год снижается количество магазинов косметики (на 1 ноября 2025-го - 22 892 против 23 811 к 1 ноября 2024-го).

Развитие онлайн-торговли - одна из причин. Правда, не единственная: "постарались" также крупные игроки, консолидирующие рынок, и рост затрат на логистику и закупку продукции.
Кто бы мог подумать: чем больше люди зарабатывают - тем меньше они отдыхают.

Понятно, что это работает в разговоре о среднем классе - в случае с миллиардными состояниями действуют уже немного другие механизмы.

Также закономерно и то, что максимально "отгуливают" положенное люди 45+ (чаще всего занятые в госсекторе).
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
У серой массы селлеров, страдающих от конских комиссий, наконец-то появился голос: представитель ивановских текстильщиков выступил с обращением к Татьяне Ким в ответ на письмо, где та жаловалась на несправедливые претензии банков.

Свыше 70 текстильных фабрик Иваново объединились и заявили, что Wildberries создал на своей площадке неконкурентные условия, которые вредят российскому бизнесу и помогают китайцам: комиссии у первых высокие настолько, что торговля буквально становится нерентабельной, в то время как у вторых – щадящие тарифы и куча лазеек, чтобы обходить заградительные сборы (писали об одной из них тут).

Забавно, что случился "текстильный бунт" именно в Ивановской области – регионе, чьих производственников Ким старательно умасливала: местный бизнес находился в топ-5 по WB и платформа делала все, чтобы так дальше и оставалось – летом запустила в регионе проект "Платформа роста" для предпринимателей, а в планах было открыть огромный креативно-производственный кластер.

Посмотрим, выдержит ли крепкая дружба Wildberries и Иваново вот такое испытание.
В ближайшие семь лет экономике потребуется 12,2 млн новых людей: 11,7 млн – для замещения тех, кто вышел на пенсию, а 500 тысяч – в связи с созданием новых рабочих мест. Эти цифры озвучил министр Котяков на Всероссийском кадровом форуме.

Самыми востребованными специальностями при этом станут медсестры, фельдшеры и акушеры, а также квалифицированные рабочие – механики, слесари, электромонтеры, автомеханики и операторы промышленных установок.

Рабочими дело не ограничивается – экономике нужны кадры с высшим образованием. За семь лет их доля составит 35% от всех вакансий. С образованием в здравоохранении вопрос стоит особенно остро: там суммарно потребуется 1,3 млн квалифицированных специалистов.

К ключевым отраслям будущего отнесли сельское хозяйство, торговлю и логистику – там рост обеспечат технологии и производительность труда. Самой молодой сферой остается IT: почти 35% сотрудников в возрасте 30-39 лет, еще 26% – моложе 30. А вот в традиционных секторах вроде производства, энергетики и транспорта более 30% работников уже перешагнули 50-летний рубеж.
Селлеры нашли врага в лице "развращенного потребителя"

Ладно, справедливо сказать, что публично заявил об этом только один человек – Андрей Лошкарев, директор Cosmotex, которая производит одежду в Ивановской области. Но проблема, которую Лошкарев озвучил, скорее всего беспокоит любого некрупного продавца.

Жалуется он на следующее: покупатели стали заказывать по четыре куртки (одна модель в двух размерах и двух цветах), а покупают в лучшем случае одну. Остальные три товара потом неделями катаются по стране за счет продавца. Итогом товар на месяц выпадает из оборота, а логистику оплачивает селлер.

Это не считая и так кабальных комиссий маркетплейсов, из-за которых в сумме расходы доходят до 55% выручки. А налог начисляется с полной суммы, без учета всех затрат.

Очевидно, что проблема объективная. Но обвинять в этом покупателя – дело тоже странное: это не потребительский экстремизм, где потребители сознательно абьюзят бизнес и высасывают из него каждый миллилитр выгоды.

Это правомерное использование возможностей площадки. Ругаться на такое – как минимум бессмысленно.

Так что нет: двуликий Янус в лице "жадный маркетплейс и оборзевший потребитель" не прокатит. С первыми бороться еще можно (и даже нужно), со вторыми – никак. Только урезать возможности площадок (а это чревато снижением оборота).

Кстати, а что там маркетплейсы?

В решении мультиконфликта с банками и продавцами WB и Ozon пока не преуспели. И этой ситуацией начали пользоваться рыбы поменьше: "Яндекс Маркет" снизил комиссии в категории "товары для красоты" с 48% до 5-12% и ограничил собственные скидки сверх той цены, которую устанавливают партнеры.

Это понятный реверанс и в сторону банков (они резко критикуют собственные скидки маркетплейсов), и в сторону селлеров, которые теперь будут охотнее заходить на площадку.

Так что, если ваша фамилия не "Ким" и не "Егоров", стоит поторопиться сделать точно так же: возможно, лучшей возможности забрать кусок ЦА у монополистов уже не возникнет.
В России появится нацпроект по биоэкономике – Минпромторг скоро представит его Президенту.

Что важно знать:

• Раньше это был один из шести федеральных проектов в составе "Химия и новые материалы", теперь – самостоятельное направление с 36 подотраслями, в числе которых микроорганизмы, продукты микробного синтеза, переработка растительного и животного сырья. Бюджет уже сформировали.

• Главная задача – снизить импорт на 3 трлн рублей к 2030 году. Сейчас доля импорта в химии – 35% (8,5 трлн рублей), цель – довести до 30%. В стране не производится 820 продуктов, из них 760 – химическая продукция. В этом и следующем году в РФ научатся производить минимум 131 приоритетный продукт.

• Ставка на то, где Россия уже лидер. По минеральным удобрениям страна полностью обеспечивает внутренний рынок и экспортирует излишки. Теперь поддержка пойдет на импортозамещение в редкоземельных металлах и композитах – туда, где есть потенциал быстро нарастить производство.
В январе - сентябре 2025-го оборот сегмента готовой еды увеличился на 32% год к году. Драйверы роста - горячие напитки, суши с роллами, сэндвичи и пицца.

Ожидается, что сфера продолжит расти и в ближайшие годы - в том числе за счет более медленного роста продуктовой розницы (в этом году число покупок в магазинах выросло на 3,5% при ожидании в 6% в начале года).

При этом развитие происходит неравномерно с географической точки зрения - проседает Дальний Восток (из-за нехватки производственных мощностей).
Ситуация следующая: рынок детской одежды растет быстрее взрослого (6%) - это мировая тенденция. Россия - не исключение, даже после ухода крупных западных брендов.

Но то самое окно возможностей не решает всех проблем. С одной стороны, поредевший рынок позволил нарастить продажи локальным брендам. С другой - инвестиций в фабрики почти нет, и отшив происходит как и раньше - за рубежом.

Поэтому в целом российский рынок детской одежды из-за сохраняющихся ограничений (кадровый голод и дорогие кредиты) продолжает оставаться рынком импортеров.
«Серый» импорт под прицелом: как новые правила Союзного государства ударят по реэкспорту через Беларусь

Россия и Беларусь переходят от деклараций к конкретным мерам по защите общего рынка. Глава администрации президента РБ Дмитрий Крутой заявил о готовящихся изменениях, которые напрямую коснутся участников ВЭД.

Главный акцент — борьба с «серым» импортом из третьих стран. Проще говоря, речь идёт о товарах, которые завозятся в Беларусь (например, из Китая, Турции, Узбекистана), а затем под видом белорусской продукции беспрепятственно поставляются в Россию, минуя российские таможенные барьеры и ограничения.

Это ударит по двум основным схемам:
Реэкспорт санкционных товаров:
Комплектующие, оборудование, электроника, попадающие под ограничения, но ввозимые в РФ через Беларусь.
Уход от российских пошлин и мер защиты рынка: Товары массового спроса, которые выгоднее ввезти через Беларусь, чтобы избежать российских антидемпинговых или компенсационных мер.

Уже почти готовы два ключевых документа:
Изменения в декрет о противодействии незаконному импорту
, которые закроют лазейки для реэкспорта. Документ на финальной стадии.
Создается Комитет по стандартизации, который введет единые технические требования к товарам в обеих странах.

Конкретные последствия для участников ВЭД:
Усиление контроля на границе РФ-РБ. Таможня будет вправе требовать доказательства реального производства или существенной переработки товара на территории Беларуси.
Риск признания товара «нелегальным импортом». Это грозит конфискацией, штрафами и блокировкой поставок.
Необходимость перестройки логистических цепочек. Схемы, построенные на простом транзите через Беларусь, станут рискованными.

Для честных участников ВЭД, работающих с реальной белорусской продукцией, изменения могут упростить торговлю. Для тех, кто использует территорию Союзного государства для обхода российских правил, наступает время высоких рисков. Государства начинают совместно «закрывать клапан», через который шёл значительный поток «серого» импорта.
Интересное: владельцам айфонов чаще одобряют микрокредиты. Не потому что владельцы крупных МФО - "яблочники", а потому что клиент с таким смартфоном по статистике более финансово дисциплинирован.

В целом же рынок микрокредитования стал более респектабельным - за счет притока клиентов из среднего класса. Чаще всего - это те, кто в нынешние непростые времена перестал подходить под ужесточившиеся критерии классических банков. Микрофинансовые организации в свою очередь стали делать ставку не на экстенсивное (больше кредитов), а интенсивное развитие (страхую себя от риска просрочек или невозвратов). И проверенный статусный клиент с айфоном - как раз то, что надо.
🤑 Зарплата сварщиков в России достигла 270 тысяч рублей

В среднем по стране зарплата сварщиков варьируется от 165 тысяч до 270 тысяч рублей. Средний уровень предлагаемых зарплат достиг 190,5 тысяч рублей, отмечают специалисты.

Подобные показатели на 63% превышают данные осени прошлого года. Отметим, что в этом году сварщики вошли в рейтинг из десяти самых высокооплачиваемых рабочих профессий в стране.

Сильнее всего осенью текущего года спрос на сварщиков вырос в Камчатском крае (+119% за год), а также в Ленинградской (+83%) и Амурской областях (+71%).

#общество #россия #работа #статистика
"Русский продукт" выдал мастер-класс по маркетинговой стратегии при экспортной экспансии
🛠Специалистами Высшей школы экономики подготовлен аналитический доклад «Выпускники инженерных специальностей. «Сопротивление материалов» на российском рынке труда».
Некоторые тезисы из этого доклада.

⚙️Инженерное дело, технологии и технические науки являются одной из наиболее массовых областей образования. Выпускники-инженеры значимо превышают по численности выпускников таких массовых направлений подготовки, как экономика, управление и юриспруденция, и составляли с 2018 по 2024 год 27,9% численности всех выпускников высшего образования в России.

⚙️Массовость инженерной подготовки предполагает высокую неоднородность качества получаемого образования. О высокой дифференциации говорит высокая доля очно-заочного и заочного обучения (33%) и концентрация инженерной подготовки в вузах с низким уровнем селективности.

⚙️Хотя инженерное образование почти полностью реализуется в государственных вузах (гораздо чаще, чем в других направлениях подготовки), уровень селективности в них низок. «Инженерное дело» — вторая после «сельского хозяйства» группа специальностей по доле выпускников в неселективных вузах со средним баллом приема до 59 включительно за один экзамен (10,4%) и вторая после «образования и педагогических наук» группа специальностей по доле выпускников вузов с селективностью ниже среднего (50%). При этом только 5,4% выпускников инженерных направлений окончили высокоселективные вузы со средним баллом приема на бюджетные и коммерческие места выше 80 за один экзамен.

⚙️Массовость подготовки в инженерных науках сопровождается невысокой долей платного приема — 33,1% против средних для всех направлений подготовки 52,9%.

⚙️На результаты на рынке труда сильно влияет качество образования: заработная плата выпускников бакалавриата и специалитета инженерных специальностей в наиболее селективных вузах превышает заработную плату в наименее селективных вузах почти в 2 раза. Отраслевое и профессиональное распределение выпускников также сильно зависит от качественных характеристик образования: выпускники более селективных вузов очной формы обучения значительно чаще оказываются в наукоемких производительных секторах экономики и на более высоких с квалификационной точки зрения позициях.

⚙️Платное инженерное образование не является синонимом некачественной подготовки. На старте карьеры выпускники, обучавшиеся на коммерческой основе, зарабатывают больше бюджетников. Частично это объясняется разницей в распределении выпускников по отраслям и регионам работы, а частично — более высокой представленностью студентов-платников в наиболее селективных вузах.

⚙️В среднем 41% выпускников инженерных специальностей вузов оказываются на местах, не требующих от работников наличия высшего образования. До 20% выпускников оказываются на позициях квалифицированных рабочих и операторов в промышленности.

Текст доклада
В Питере - беда с гостиницами из-за снижения турпотока.
Что? Да


Отрасль столкнулась со снижением загрузки и рентабельности. Как всегда, причины наслоились одна на другую. По порядку.

• крупные гостиничные объекты сдвигают сроки ввода (причины: рост себестоимости, дорогие кредиты)

• снижается туристическая активность
Во-первых, снижаются доходы населения - и путешествия в этом случае не попадают в число приоритетных трат. Во-вторых, в какой-то мере Питер стал жертвой развития внутреннего туризма - еще пару лет назад город был основным направлением даже для тех, кто там бывал не раз и не два. сейчас ситуация изменилась - и вместо очередной поездки в город на Неве, люди потянулись осваивать те места, где не были раньше (Нижний Новгород, Калининград и тд)

• гостиницы поджимают апарт-комплексы, которые активно вводятся на рынок и имеют более короткие сроки окупаемости

В цифрах это выражается так:

• среднегодовой уровень загрузки отелей в 2019-м составлял 75–78%, в 2025-м - уже 65%

• прибыльность до 2024-го составляла в среднем 35–39%, в 2024 она упала до 27–30%. За этот же период чистая операционная прибыль уменьшилась с 22% до 15%, а у некоторых игроков даже до 10%.