ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Тут ректор "Горного" Литвиненко отметился экзотической инициативой: 1) сократить число инженерных вузов втрое; 2) после обучения выдавать лишь справку об обучении; 3) тех, кто хочет забрать диплом, отправлять на трехлетнюю отработку на производстве.

Всем, у кого от такой идеи может отпасть нижняя челюсть, Литвиненко заочно отвечает: ничего нового в этой идее нет – в США и Германии, мол, давно те же правила действуют, а Штаты вообще выпускают по 2000 инженеров в год, и ничего, хватает экономике.

Пока оставим за скобками само предложение. Проблема в том, что на международном уровне никто ничего подобного не практикует:

• США выпускают ~140 тысяч инженеров в год, а не 2000. Никаких запретов на выезд или обязательной отработки нет – есть лишь лицензирование для тех, кто хочет подписывать проекты под титулом Professional Engineer.

• В Германии дефицит инженеров (как и у нас), и государство инженерам жизнь лишь упрощает: завозит иностранных спецов, запускает программы поиска талантов.

• Обязательные отработки и правда есть, но совсем в другом формате. Канадские врачи отрабатывают госгранты в регионах, где врачей не хватает, но получают за это повышенные зарплаты и поддержку. А в Сингапуре студенты с госсубсидией обязаны три года работать в стране, но выбор работодателя – за ними (если что, обязательство можно выкупить).

Но главный нюанс в том, что введение подобных правил российской инженерии может неплохо так навредить.

С оттоком абитуриентов понятно: России технарей и так не хватает, а такая принудиловка может этот тренд разогнать. Сильные студенты будут уходить в смежные IT, финансы и менеджмент – туда, где нет отработок.

Затем – риск серых отработок: фиктивные практики – нынче повсеместная история даже в обычных вузах, где студентам нужно попрактиковаться 1-2 месяца. Если люди массово числятся инженерами, а на деле работают где угодно или вообще ничего не делают, кому от этого лучше?
Новый виток развития "гаражной экономики" - промысловики поняли, что бумеры из мегаполисов в приступе кризиса среднего возраста хотят чего-то настоящего (в перерывах между тыквенным латте и нетфликсом) - и с радостью начали делать деньги.
Около четверти опрошенных россиян заявили, что не копят и не имеют никаких сбережений, сообщил аналитический центр ВЦИОМ.

50% респондентов заявили, что у них есть сбережения и они пополняют их с разной регулярностью. Половина из тех, кто копит откладывают деньги на черный день или про запас. 35% делают накопления ради отдыха, 29% — на ремонт квартиры. Ответы сильно отличаются в зависимости от возраста опрошенных, отмечает «Коммерсант».
Не очень популярное мнение от эксперта. Да, можно долго иронизировать над ВАЗом, но есть и такая сторона российского машиностроения - вполне себе успешная.
Россияне оседлали западный тренд по деалкоголизации своей жизни - за последние 10 лет доля непьющих выросла в 1,5 раза и достигла сегодня 44%. А среди молодежи непьющий - каждый второй.

Алко-рынок не в восторге - за 10 месяцев этого года продажи алкоголя (без пива) снизились на 10,3% год к году. Частично - это следствие новых потребительских привычек, но не только. Постоянное повышение акцизов заставляет россиян задумываться над производством спиртного в домашних условиях, т.е. потребление становится более теневым.
Были ТЦ - стали склады

Кризис подтолкнул торговые центры к диверсификации своих площадей: площади частично переформатируют в склады. За год площадь таких помещений, выставленных операторами торгцентров, выросла в 7 раз.

У складов в ТЦ есть свои плюсы и минусы. Явно преимущество - ускоряется доставка и сокращаются расходы для компаний, представленных в торговом центре. Очевидный минус - цена выше, чем в обычных складах, при этом зоны погрузки/разгрузки в ТЦ не рассчитаны на большие мощности.
Forwarded from Proeconomics
Продолжая тему результатов импортозамещения в России после 2014 года.
На этой диаграмме мы видим, что по сравнению с 2018 годом в 2022 году категория «импорт есть, реальных российских аналогов нет» только выросла по трём главным категориям для российской промышленности. Например, в категории «машины и оборудование» эта доля выросла с 30% до 39%.

По сути, России надо импортозамещаться в первую очередь от Китая – так как он поставляет продукцию невысокого передела. А вот от импорта из «недружественных стран» отказаться по многим категориям просто невозможно. Например – по самолётам гражданской авиации, аналогов которых у Китая нет. То же касается микрочипов, сложного медицинского оборудования и компонентов (к примеру, для стоматологии), нефтегазового оборудования и т.д.

«Расширилась категория компаний, которые импортируют и отмечают отсутствие российских аналогов. Это может быть следствием более адекватной оценки существующих альтернатив», - отмечает автор исследований.
Переводя с экономического языка на русский, российские компании, попробовав создать импортозамещённые аналоги, поняли, что это пустая трата денег, сил и времени, и альтернативы импорту нет и не будет. Так, недавно осознали это явление для такой категории:

«Трёхлетний эксперимент по корпусированию процессоров Baikal M в Калининградской области прекращен, - сообщил гендиректор «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов. - «Кристаллов сейчас нет или их не хватает для того, чтобы собрать чипы и раздать партнёрам. Поэтому на развитие эксперимента мы не пошли, не было возможности».
(диаграмма - из доклада директора по экономической политике НИУ ВШЭ, директора Центра исследований структурной политики Юрия Симачёва – «Особенности политики импортозамещения в современных условиях», октябрь 2025)
Табачки и ноготочки ждут массовые закрытия: что ждет мелких предпринимателей в 2026 году

Прямо сейчас в СПб продается около 40% салонов красоты. В Москве на "Авито" свыше 500 объявлений о продаже готового бизнеса: владельцы бьюти-предприятий готовятся к резкому снижению маржинальности, которое ставит под вопрос целесообразность владения таким бизнесом.

Причина – в 2026 НДС снизится до 20 млн рублей годовой выручки, то есть около 1,7 млн в месяц. Все, что выше, будет облагаться 11% налога с оборота.

Как это изменит математику на практике, BFM рассказали сами владельцы салонов: те, кто раньше получали 150 тысяч рублей прибыли, после новых вычетов будут зарабатывать втрое меньше – 50 т.р. Налог съедает примерно 60% прибыли.

К чему это приведет? Снижение зарплат мастеров, закрытия салонов среднего сегмента, переформатирование в коворкинги для мастеров-арендаторов и уход в серую зону – бьюти-квартирники на дому. Впрочем, мастера-частники уже сейчас нередко пользуются бОльшим спросом, чем мастера в салонах, так что радикальных изменений в индустрии не последует – просто ускорится то, что и так происходило.

Ситуация у табачников примерно та же самая – розница будет переходить на новые условия налогообложения – но есть одно жирное "но": лицензирование торговли табаком.

Раньше ИП работал по патенту за 342 тысячи в год. Теперь их ждет переход на другую систему плюс обязательная лицензия. Этом при том, что маржинальность торговли сигаретами – всего 6%, а поднимать цены нельзя: максимальная стоимость указана на каждой пачке государством.

С появлением новых бюрократических издержек весь этот скромный доход может просто исчезнуть.

Табачники ждут, что 80% магазинов уйдут в серую зону, сигареты останутся только в крупном ретейле и сельских магазинах (для них есть исключения), а мелкие точки массово закроются.
В России растет занятость в креативных профессиях: с 2019 по 2024 число работающих в этой сфере выросло на 12,3% (НИУ ВШЭ). Темпы такого прироста - вчетверо выше, чем в среднем по экономике РФ за эти годы (+3,1%).

• почти каждый третий "креативщик" занимается информационно-коммуникационными технологиями, на втором месте - специалисты в области культуры и искусства, на третьем - "рекламщики" и пиарщики

• креативщик моложе среднестатистического работника ( креативных профессиях доля лиц в возрасте до 44 лет - 71,5%, в среднем по РФ - 57,5%)

• чаще всего "креативщики" имеют высшее образование (71,1%) - почти вдвое выше, чем в среднем по стране (36,6%)
Кто от налоговых реформ выигрывает однозначно – это книжные издательства: за год продажи книг по налоговому праву в России выросли на 33%. Связано это, очевидно, с последними обновлениями Налогового кодекса.

Что интересно, эксперты в области законодательства – бухгалтеры, аудиторы, консультанты – книги не покупают вообще: они пользуются несколькими проверенными базами вроде 1С (что логично: это и дешевле, и быстрее, и банально удобнее).

И получается, что весь спрос на налоговые книги обеспечивают предприниматели, у которых нет денег на юристов и которые копаются в законах самостоятельно.

Для понимания: продажи книг по потребительскому праву за год выросли на 29%, а по международному праву, напротив, упали – на 49%.
ВЦИОМ считает, что исчезновение деревень и моногородов – вопрос не далекого будущего, а ближайших десятков лет: со времен бэби-бума к 2030 году население села сократится больше, чем на треть. 38% готовы переехать в другой город за более высокой зарплатой, а 67% молодежи малых городов смотрят в будущее с пессимизмом.

Дело, конечно, не только в зарплатах: ВЦИОМ называет главными факторами оттока недостаточную инфраструктуру, ограниченные карьерные и образовательные возможности и отсутствие перспектив. Проще говоря, молодежь не видит смысла оставаться там, где нет ни больниц, ни вузов, ни шансов построить карьеру.

Местные связывают комфорт жизни в своем городе с властью: 52% надеются на местную, 37% – на региональную, 31% – на федеральную.

Обнадеживает одно: пока жители моногородов стремятся оттуда убежать, для туристов такие населенные пункты становятся все интереснее – больше половины россиян хотят побывать на экскурсии на промышленном предприятии, и правильная упаковка таких активностей может удержать город на плаву.
В России падает популярность франшиз региональных торговых сетей. Одновременно франшизы федеральных сетей активно наступают в регионах - для "федералов" это попытка справиться с давлением со стороны ФАС.
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
ЦБ не против скидок на маркетплейсах, но выступает за равные условия для покупателей в способах оплаты. Важно, чтобы скидки были доступны всем и не зависели от карты того или иного банка, рассказал первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

Регулятор и крупные банки предлагают запретить маркетплейсам устанавливать более выгодные цены для держателей карт банков самих маркетплейсов, а также вкладывать средства в снижение цен товаров. Именно так можно обеспечить честную конкуренцию, защитить потребителей от скрытых наценок и дискриминации и не допустить удорожания товаров. «Ни одна позиция не предрешена. Я уверен, найдём наилучшее решение для того, чтобы и поддержать новую развивающуюся отрасль электронной коммерции, и одновременно с этим защитить потребителей», — добавил Чистюхин. @bankrollo
Разрыв в зарплатах 10% самых бедных и 10% самых богатых работников в РФ за 2025 год составил 12,7 раза. Наиболее обеспеченные сотрудники получают 315 тыс. рублей, самые низкооплачиваемые – 25 тыс. рублей.

Разрыв приличный, но динамика такова, что это минимальная разница за последние 25 лет: в 2000 году она достигала почти 30 раз. Сокращение идет за счет того, что нижние зарплаты растут быстрее верхних. Причины две: дефицит кадров в рабочих профессиях и агрессивное повышение МРОТ государством – в 2026 он подскочит на 20% до 27 тыс. рублей.

При этом зарплаты высокооплачиваемых спецов растут медленнее. В 2023-2025 доходы "дорогих" сотрудников выросли на 25-32%, а "дешевых" – на 29-36,5%.

Для сравнения – разрывы между богатыми и бедными в других странах мира:

• Норвегия – 3,1 раза (один из самых низких показателей в мире)
• США – 6 раз
• Китай – 7,8 раза
• Бразилия – 8,4 раза
• Южная Африка – 22 раза (рекордный разрыв в мире)
ЕБИТДА
Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче. Инициаторы изменений…
Продуктовые сети пошли в контратаку. Интересно, чье лобби переможет.

И, кажется, в скором времени в медиа мы увидим резко увеличится число материалов о санитарных нарушениях и бегающих по еде тараканах - как по готовому оливье в модном магазине, так и на кухне какой-нибудь фастфуд-сети.
Новые промежуточные итоги войны между маркетплейсами и офлайн-ритейлом:

• Россияне стали сильно мешать покупать товары собственных торговых марок ритейлеров

Причем, это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров (молочка за год упала на 7%, гаджеты - на 4%, товары личной гигиены и косметика - сразу на 8%). Причина - переход на сберегательное потребление, а онлайн позволяет покупать брендовые товары за те же деньги, что и СТМ в офлайне.

• В РФ второй год снижается количество магазинов косметики (на 1 ноября 2025-го - 22 892 против 23 811 к 1 ноября 2024-го).

Развитие онлайн-торговли - одна из причин. Правда, не единственная: "постарались" также крупные игроки, консолидирующие рынок, и рост затрат на логистику и закупку продукции.
Кто бы мог подумать: чем больше люди зарабатывают - тем меньше они отдыхают.

Понятно, что это работает в разговоре о среднем классе - в случае с миллиардными состояниями действуют уже немного другие механизмы.

Также закономерно и то, что максимально "отгуливают" положенное люди 45+ (чаще всего занятые в госсекторе).
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
У серой массы селлеров, страдающих от конских комиссий, наконец-то появился голос: представитель ивановских текстильщиков выступил с обращением к Татьяне Ким в ответ на письмо, где та жаловалась на несправедливые претензии банков.

Свыше 70 текстильных фабрик Иваново объединились и заявили, что Wildberries создал на своей площадке неконкурентные условия, которые вредят российскому бизнесу и помогают китайцам: комиссии у первых высокие настолько, что торговля буквально становится нерентабельной, в то время как у вторых – щадящие тарифы и куча лазеек, чтобы обходить заградительные сборы (писали об одной из них тут).

Забавно, что случился "текстильный бунт" именно в Ивановской области – регионе, чьих производственников Ким старательно умасливала: местный бизнес находился в топ-5 по WB и платформа делала все, чтобы так дальше и оставалось – летом запустила в регионе проект "Платформа роста" для предпринимателей, а в планах было открыть огромный креативно-производственный кластер.

Посмотрим, выдержит ли крепкая дружба Wildberries и Иваново вот такое испытание.
В ближайшие семь лет экономике потребуется 12,2 млн новых людей: 11,7 млн – для замещения тех, кто вышел на пенсию, а 500 тысяч – в связи с созданием новых рабочих мест. Эти цифры озвучил министр Котяков на Всероссийском кадровом форуме.

Самыми востребованными специальностями при этом станут медсестры, фельдшеры и акушеры, а также квалифицированные рабочие – механики, слесари, электромонтеры, автомеханики и операторы промышленных установок.

Рабочими дело не ограничивается – экономике нужны кадры с высшим образованием. За семь лет их доля составит 35% от всех вакансий. С образованием в здравоохранении вопрос стоит особенно остро: там суммарно потребуется 1,3 млн квалифицированных специалистов.

К ключевым отраслям будущего отнесли сельское хозяйство, торговлю и логистику – там рост обеспечат технологии и производительность труда. Самой молодой сферой остается IT: почти 35% сотрудников в возрасте 30-39 лет, еще 26% – моложе 30. А вот в традиционных секторах вроде производства, энергетики и транспорта более 30% работников уже перешагнули 50-летний рубеж.
Селлеры нашли врага в лице "развращенного потребителя"

Ладно, справедливо сказать, что публично заявил об этом только один человек – Андрей Лошкарев, директор Cosmotex, которая производит одежду в Ивановской области. Но проблема, которую Лошкарев озвучил, скорее всего беспокоит любого некрупного продавца.

Жалуется он на следующее: покупатели стали заказывать по четыре куртки (одна модель в двух размерах и двух цветах), а покупают в лучшем случае одну. Остальные три товара потом неделями катаются по стране за счет продавца. Итогом товар на месяц выпадает из оборота, а логистику оплачивает селлер.

Это не считая и так кабальных комиссий маркетплейсов, из-за которых в сумме расходы доходят до 55% выручки. А налог начисляется с полной суммы, без учета всех затрат.

Очевидно, что проблема объективная. Но обвинять в этом покупателя – дело тоже странное: это не потребительский экстремизм, где потребители сознательно абьюзят бизнес и высасывают из него каждый миллилитр выгоды.

Это правомерное использование возможностей площадки. Ругаться на такое – как минимум бессмысленно.

Так что нет: двуликий Янус в лице "жадный маркетплейс и оборзевший потребитель" не прокатит. С первыми бороться еще можно (и даже нужно), со вторыми – никак. Только урезать возможности площадок (а это чревато снижением оборота).

Кстати, а что там маркетплейсы?

В решении мультиконфликта с банками и продавцами WB и Ozon пока не преуспели. И этой ситуацией начали пользоваться рыбы поменьше: "Яндекс Маркет" снизил комиссии в категории "товары для красоты" с 48% до 5-12% и ограничил собственные скидки сверх той цены, которую устанавливают партнеры.

Это понятный реверанс и в сторону банков (они резко критикуют собственные скидки маркетплейсов), и в сторону селлеров, которые теперь будут охотнее заходить на площадку.

Так что, если ваша фамилия не "Ким" и не "Егоров", стоит поторопиться сделать точно так же: возможно, лучшей возможности забрать кусок ЦА у монополистов уже не возникнет.
В России появится нацпроект по биоэкономике – Минпромторг скоро представит его Президенту.

Что важно знать:

• Раньше это был один из шести федеральных проектов в составе "Химия и новые материалы", теперь – самостоятельное направление с 36 подотраслями, в числе которых микроорганизмы, продукты микробного синтеза, переработка растительного и животного сырья. Бюджет уже сформировали.

• Главная задача – снизить импорт на 3 трлн рублей к 2030 году. Сейчас доля импорта в химии – 35% (8,5 трлн рублей), цель – довести до 30%. В стране не производится 820 продуктов, из них 760 – химическая продукция. В этом и следующем году в РФ научатся производить минимум 131 приоритетный продукт.

• Ставка на то, где Россия уже лидер. По минеральным удобрениям страна полностью обеспечивает внутренний рынок и экспортирует излишки. Теперь поддержка пойдет на импортозамещение в редкоземельных металлах и композитах – туда, где есть потенциал быстро нарастить производство.