Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
Пятничная находка

Coolors — инструмент для поиска и создания цветовых палитр. Ребята нашли способ, когда подтверждать регистрацию кодом совсем нескучно. Пример, когда в каждой детали — душа сервиса.
​​Платят с карты или картой?
#совет

«С карты», а тем более «по карте» — неуклюжий вариант. Так мы изображаем карту как контейнер, с которого пользователь берет деньги, а потом передает продавцу. Ненужная метафора в несколько действий:

Заплатил за пиццу с банковского счета посредством пластиковой карты

Проще представлять карту, электронный кошелек, биткоины и доллары как инструменты в руке. Пользователь открывает дверь рукой, говорит голосом и платит банковской картой. Чудотворный творительный падеж. Действие сжато и понятно.

Мы заплатим золотом!

Платить с карты — некрасиво. Платите картой.
​​Как убедить айтишников
#ответ

Sasha M: Пишу продуктовые тексты для банковского приложения. Есть огромный excel-файл со всем вордингом, текст тянется сразу в приложение. Проблема в том, что писать приходится НЕ ВИДЯ ТЕКСТ В ИНТЕРФЕЙСЕ. Мне нужно догадываться по названию ключей и корявым описаниям айтишников, о чем вообще речь. Как донести абсурдность ситуации до руководства и не поссориться с айтишниками?

——

У меня есть для тебя только одно слово, и это слово ПЕРЕГОВОРЫ.

Надо понять, почему разработчики против. Скорее всего, они просто не понимают преимуществ твоей идеи и экономят ресурс. Соответственно, сначала узнаём все ограничения и аргументы, чтобы было понятно с чем работать.

Когда понятно, в чем преимущество варианта «не менять», можно посчитать преимущество от «менять». Новое решение всегда должно приносить больше, чем расходы и издержки от его внедрения. В твоём случае новое решение — это изменение рабочего процесса или какие-то новые инструменты вроде среды визуализации, так?

Что может быть аргументом:
— в идеале какой-нибудь тест, который покажет, что текст вслепую какая-то лажа;
— или просто продемонстрировать всем наглядно лажу на выходе;
— посмотреть отзывы пользователей, вдруг кто-то уже жалуется на тупой текст;
— бест практис от других компаний можно рассказать — тоже иногда помогает.

У тебя тоже вопрос? Присылай на @maratele
Гуглдокс плохо себя чувствует.

Как будто мы обсуждали с ним место встречи, но мне не подошел ресторан «Му-му».

А вы понимаете, что это значит?
​​Не согласен с UX-редактором
#ответ

Dmitriy P, дизайнер: Что делать, если не согласен с текстом ux-редактора? Кто прав? Как аргументировать правильно с обеих сторон?

——

Ну, один факт, что текст написал редактор, не делает его неприкасаемым. Все имеют право на другое мнение, тем более дизайнер, который обычно в конечном счёте отвечает за интерфейс вместе с текстом.

Но просто отбраковывать текст без обсуждения плохо. У нормального UX-редактора обычно есть объяснение для каждого выбранного слова. Лучше уточнить его логику, вдруг ты тоже что-то не учёл? А то было одно неизвестное — «почему редактор написал так». Теперь будет ещё и второе — «почему дизайнеру не зашёл текст». С этой точки непонимание будет только копиться, поэтому лучше сразу всё проговорить.

Самым правильным разговором является аргументированный: «Я это сделал, потому что X» — «Я считаю, что не подходит, потому что Y». Но это только первый уровень скилла. Если уходить в деликатные психологические дебри, то круче будет сесть вместе за фигму и решить задачу не как соперники, а как союзники:

А вот тут почему так решил написать? Ага, мысль хорошая, а что если ещё вот об этом сказать? Ага, не помещается, ну тогда может быть вот от этого откажемся?

Наводящими вопросами, наводящими. Особенно при общении с джунами.
Forwarded from Кнопочка
👩‍⚕️ Как тексты связаны с психологией

На сатйе Europe PubMed Central нашла исследование, как с помощью текста крупнейшая медицинская организация Израиля Clalit решала проблему неявки пациентов к врачам.

Для Clalit задача была серьезной: из-за каждой пропущенной записи клиники теряли деньги, а врачи тратили время впустую. Дисциплинировать пациентов при этом никак не удавалось — они не приходили и не отменяли запись заранее.

В результате к проекту подключился институт психологических исследований. Специалисты стали искать сообщения, которые вызовут у пациентов эмоциональный отклик и повлияют на мотивацию. Тестировали 8 разных вариантов: рассказывали про финансовые убытки компании, отправляли сообщение от лица лечащего врача, приводили в пример ответственных пациентов и т. д.

Лучше всех сработало такое напоминание: «Пропуская прием врача без предварительной отмены, вы лишаете медицинской помощи тех, кому она нужна». Такая легкая смесь из чувства вины и заботы о других.

🔸 В результате эксперимента неявку удалось снизить на 33%, а ранние отмены увеличилить на 17%.
Коллекция промо-скриншотов

В студенческом чатике Нетологии поделились полезным — scrnshts.club Это удобная коллекция промо-скринов для сторов от топовых приложений. Что там делать редактору:

— Смотреть, какими словами продавать продукт.
— Подсматривать лучшие фичи и текст, потому что разработчики отбирают в промо самый сок.
UX-писатель — немного тестировщик.

Например, нужно написать для FAQ приложения по заказу еды инструкцию, как отменить заказ пиццы, если пользователь передумал, а её ещё не привезли.

UX-писатель закажет пиццу, подождёт, отменит заказ, поговорит с поддержкой, оставит отзыв и разберётся с возвратом денег на карту. Попутно попробует «зайти не туда» во все места, куда можно. А потом чётко и внятно, возможно, даже с картинками, напишет, как сделать то же самое. В нужном стиле и нужным голосом.
​​Миллионы невидимых кнопок
#мысливслух

Голосовые ассистенты нравятся всем, кроме их разработчиков. Непредсказуемый пользователь может сказать что угодно.

Вы делаете сервис, который просто сообщает текущую ставку ЦБ — кто-нибудь обязательно ухитрится спросить «А в каком банке ставка ЦБ самая-самая?». Вы спрашиваете «Какая марка вашего втомобиля?» — пользователь отвечает «Красная».

Вот аналогия для обычного UX/UI. Представьте, что вместо того чтобы нажать нарисованную вами кнопку, пользовтель может придумать свою собственную и нажать на неё. Представьте тысячи пользователей и миллионы невидимых кнопок.

А дальше надо решать.

Если пользователь дал команду, но не получил адекватный ответ — это плохой UX. Именно за это голосовые ассистенты пока что не нравятся никому, кроме их разработчиков. И вот вы уже делаете пять-десять-двадцать ответов под самые дикие запросы.

Эм, подождите-ка. А разве в обычных интерфейсах по-другому?

Думаете, у людей не возникают вопросы, когда они попадают на вашу форму заказа плюшевой акулы? Всё те же миллионы невидимых кнопочек «Когда платить?», «У вас есть эко-френдли курьеры?», «Я перепутал страну, хочу поменять». Если не предусмотреть ответы, это будет плохой UX.

А вот действительно важное отличие голосовых помощников в том, что можно сразу видеть, о чём вас пытаются спросить. UX-дизайнерам приходится нащупывать это исследованиями.
Плюс один источник вдохновения — внушительная подборка Empty States.

Эмпти стейтс — это те экраны, когда «простите, ничего не нашлось». В подборке самые разные сервисы и разные эпохи. Можно посмотреть, как выглядел Foursquare или первый мобильный Safari и пустить слезу.

Sasha, спасибо за наводку 🔥
Маленький анонс. Завтра в 19:00 будем с Сашей Марфициным из «Инструментов редактора» (@writingtools) перетирать в клабхаусе за UX Writing. Присоединяйтесь, будем обсуждать вместе.

Чтобы не пропустить, нужно подписаться там на меня @maratori или на Сашу @marfitsin. А лучше на обоих)

Ну и маленький бонус для тех, кто ещё не в CH. Есть 3 инвайта — желающие пишите в комментариях, разыграю среди всех, кто отметится 😉

UPD: розыгрыш завершен!

UPD2: сама ссылка — https://www.joinclubhouse.com/event/xjjw0Rj7
Обещанные ссылки

Вчера в клабхаусе немного поговорили о голосовых помощниках, а UX-дизайнер Маша Московкина обещала поделиться любимыми инструментами. И поделилась, вот они. Спасибо, Маша 👏

Fabble.io
Инструмент для быстрого прототипирования. Тестирует текст, голос (IVR, Voice Assistant), chat-bubbles. Позволяет слушать тексты и на ходу менять формулировки. Использует голоса Google и Amazon на разных языках, включая русский.
Подходит для проведения WoZ, коридорных исследований и для быстрой проверки гипотез.

Voiceflow.com
Создает голосовые прототипы и приложения для Alexa Skills и Google Assistant. Подходит для VUX-тестирования.

Aimylogic.com
Конструктор на NLU-движке. Позволяет создать сценарий для голосового помощника, протестировать и подключить к Алисе, Марусе, Google Assistant,Alexa, Сбер Салют.

А это моя коллекция разных курсов и рассылок по копирайтингу и UX-писательству — www.notion.so/2021-6dd4e9c7bcc249bdb85ad6260110c608
В эти выходные сервисы доставки боролись со стихией прямо в тексте интерфейса. Как вам?
«Этой кнопке нужен текст»

До последнего времени я всем говорил, что книг по UX-писательству на русском нет. Минус одна привычка — такая книга появилась.

Особенно приятно, что книгу написал не какой-нибудь Кот или Каплунов, а наш товарищ по цеху и мой коллега по Сберу — Кирилл Егерев, автор канала «Текст в тесте» @txtin.

Много живых примеров, отличный юмор и концентрированный профессиональный опыт. Думаю, что эта книга должна быть на полке у каждого, кто пишет для интерфейсов. Если вы только начинаете осваивать эту профессию, то 100%.

----------

А на сладкое — розыгрыш. Расскажите о каком-нибудь сервисе, в котором вам нравится текст, и приложите скриншот. А 20 февраля рандомайзер укажет того, кто получит новенький экземпляр «Этой кнопке нужен текст. О UX-писательстве кратко и понятно» от издательства «Альпина Паблишер».
Присоединяйтесь завтра, если что-то делаете для ассистентов или пока просто интересуетесь 😎
🎙 Что такое и зачем нужны голосовые ассистенты?

Завтра вместе с Вовой Лалошем из канала @editboat устраиваем в Clubhouse первый 🇷🇺 UX Writing Room Special — про голосовых помощников.

Специалисты из «Сбера», «Тинькоффа» и «МТС» поделятся, как создавать сценарии для взаимодействия с пользователями голосом, как их исследовать и тестировать, в чем в целом кайф и особенности работы над голосовыми интерфейсами.

Я буду в роли доброго модератора, который задаёт глупые вопросы, так что интересно будет не только тем, кто работает или собирается работать над искусственными помощниками.

Добавляйте в календарь и заплетайте завтра в 20 мск: https://www.joinclubhouse.com/event/Pbg1ValK Будет огонь ♨️
​​Ловушка уютной норы
#совет

Часто вижу одну и ту же ошибку при выборе голоса продукта: просто скопировать тон-оф-войс своего конкурента. Логика здесь такая: если Яндекс.Еда так пишет, значит и для моего Качу.Блины подойдёт.

Но это я называю ловушкой уютной норы. Если ты бездомная белка и находишь красивую, теплую и хорошо обставленную нору — значит, в ней уже кто-то живет. Можно попытаться занять, но придется подраться с хозяином.

Конечно, нормальный конкурент не просто так выбирает стиль. За ним часто стоит приличная такая работа по позиционированию бренда и оттачиванию стиля. Зайцем проехаться можно, но это ничего не даст. Иногда лучше посмотреть на неохваченную аудиторию и предложить что-то для неё.