Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
Киргизстан или Киргизия? Как писать страны
#совет

Китайцы удивляются русскому названию своей страны, ведь на самом деле они живут в Чжун-Го. Южная Корея — это Ханкук, а Тибет — Бод.

С дальними странами все понятно. Никто не станет называть Грецию Эллас, а Японию Ниппон. Проблемы начинаются там, где общая кириллица или история вносят путаницу.

Это то, как сами жители называют свои страны:
Беларусь, Кыргызстан, Точикистон, Молдова, Сомалиленд.

В России же мы пишем их короткие российские названия:
Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Тортугас.

Сорян, так повелось.

Исключения есть. Когда Мьянму называют Бирмой, дипломаты могут обидеться, но у них вообще своя атмосфера.

Если мы в QIWI пишем на русском для молдаван или киргизов, то можем написать Молдова или Киргизстан, чтобы растопить лед.

Но все-таки это неправильно.

Официальные длинные и короткие названия в сравнении с местными (Википедия)

В России — российские названия.
💩2
Добрые ребята завели корректорский чатик — @punktokomo

Уже переставили 4 запятые, решили проблему повелительной «ни» и просклоняли «Локомотив-Кубань». А лично я нашел отличного корректора на брошюру.

А еще они почему-то жалуются, что мало любителей русского языка. Вы знаете, что делать.
Мир это текст
Forwarded from Креативное (Semyon Efimov)
Госуслуги, которые мы заслужили. От @beaverbeard
— Семен, заголовок «То чувство, когда ты сидишь за рулем нового Ягуара» хороший, но где призыв?
— Хорошо. Добавим «Испытай».
— Вот! Можешь, когда хочешь. И мы на "вы" обращаемся.
— Окай :(
​​​​Платят с карты или картой?
#совет

С карты — неуклюжий вариант. Мы изображаем карту как контейнер, с которого пользователь берет деньги, а потом передает продавцу. Ненужная метафора в несколько действий.

Заплатил за пиццу с банковского счета посредством пластиковой карты

Проще представлять карту, электронный кошелек, биткоины, доллары как инструменты в руке. Пользователь открывает дверь рукой, говорит голосом и платит банковской картой. Действие сжато и понятно.

Мы заплатим золотом!

Платить с карты — некрасиво. Платите картой.
👍1
Лучшая формулировка рождается в объяснении.

— Хотим поменять текст в истории.
— А о чем это вообще?
— Когда ищешь операции только по картам за месяц, но таких операций нет.
— Так и напишем.
​​​​Не будьте собакой Павлова
#совет

Подбирать идеальную фразу бессмысленно. Многих это вводит в ступор. Они думают, что может быть только один идеальный вариант.

Пополните ваш кошелек
vs
Пополните свой кошелек

Чувствуете разницу? И правильно, совершенно не обязаны. Возможно, разница есть, но слишком незначительная, чтобы долго ломать голову.

В лаборатории Павлова собак учили отличать круг от эллипса. За правильный выбор давали вкусняшку, за неправильный — нет. Когда круг и эллипс становились почти одинаковыми, собака закономерно начинала ошибаться. А еще она впадала в стресс и больше не могла отличать даже очевидный эллипс от круга.

Когда мы мучаемся, выбирая из двух почти идентичных слов или фраз, можем превратиться в такую же забитую собаку.

Вывод простой: не можете выбрать идеальный вариант в течение 5 минут — подбросьте монетку.
1
​​Что писать на кнопке
#совет

Хорошая кнопка на лендинге или в рассылке:

— дает понять о результате нажатия,
— синтаксически является ответом,
— совпадает с собственной мыслью пользователя.

Кнопка не может быть частью остального текста. Это реплика пользователя.

Пользователь — автору

Обращение к автору может быть императивом или вопросом. Это то, что покупатель мог бы сказать лично продавцу за прилавком.

[Что это?]
[Дайте две!]
[Беру]

Пользователь — самому себе

Самый сильный текст — тот, который попадает в пользовательский инсайт. То есть прямо повторяет мысль пользователя. В этом случае нажать просто необходимо, чтобы сохранить гармонию с собой.

[Повешу в спальню]
[Надо успеть]
[Чего я жду?]
[Это про меня]
[Разрази меня гром, вот так кафтан!]


Угадайте в этой игре — и получите еще больше этих мягких французских кликов.

Типичные ошибки

Только 25 октября.
Лучшие скоморохи города.
[Не пропустите!]


Текст на кнопке — не призыв к действию.

Мы делаем лучший кофе
[Сомневаетесь?]


Синтаксическая ошибка — как будто пользователь задает вопрос автору рассылки.

Кнопка принадлежит читателю. Дайте ему возможность сказать.
1👍1🔥1
Вчера обновили внутреннюю страничку QIWI Кошелька, и меня прямо распирает, как круто смотрятся новые баннеры.@Letmesee88 навел красотищу. Если под постом будет много любви, расскажу процесс немношк.
​​Как оживить текст миксом серьезного и разговорного

Самый распространенный прием для заголовков — игра слов. Пользуюсь им постоянно.

Вот пример — https://goo.gl/JAKqhK
Главред Яндекса Алексей Каданер рассказал, как у них устроена работа над текстом. Вот что я выписал полезного для себя.

— В Яндексе есть редактор по каждому продукту. Главред Яндекса управляет сразу 10 редакторами и несколькими переводчиками.

— Важная роль главреда — идеологическая: чтобы все в компании знали о едином стиле и обращались за помощью к редакторам.

— Объединяющих документов два: стайлгайд и что-то вроде брендполитики. В стайлгайде прописаны названия сервисов, стиль, обращения. В брендполитике — ценности и правила хорошего тона.

— Интерфейсный текст похож на серию рассказов от одного автора. Пользователь может начать с любого места, но должен видеть узнаваемый стиль.

— По тексту должно быть видно, что его писал живой человек.

— Текст — тоже интерфейс. Непонятный текст — просто плохой интерфейс.

— Создать продукт — это только начало работы, редактор продолжает поддерживать проект и после запуска.

— Поисковая оптимизация на втором месте и не должна портить человечность текста.

https://vc.ru/30818-logicheskie-nesootvetstviya-v-produkte-zametny-tolko-togda-kogda-ideyu-zapisyvayut-tekstom
Побуду мелом, но под праздники это едва ли не самая популярная ошибка. Праздник «Новый год» — с большой. Но желают счастья «в новом году» — с маленькой.
С одной стороны смешно, а с другой — ошибка юзабилити. Кому-то показалось, что слово «реквизиты» все поймут.
​​Денежные средства vs Деньги
#совет

Заклинаю, не пишите «денежные средства», когда имеете в виду «деньги». Это нелепый юридический эвфемизм.

Главный аргумент за «средства» — что под ними понимаются и наличные, и безналичные деньги. Хорошо, а знаете, какое еще слово их может объединить? «Деньги».

Давайте называть вещи своими именами. Эвфемизмы — это всегда трусость. «Денежные средства» вместо «денег» можно употреблять только в двух случаях:

1. Вы юрист, и вас бьют по рукам за слово «деньги».
3. Вы ходите на службу в котелке и манжетах.
👍2
Неумение в троллинг ценой в 10 млн рублей. Бургеркинг пошутил тонко надписью «Привет дорогим соседям». Кофейня ответила толсто: «Зато у нас вкусный». Теперь ФАС возбудил против нее дело. ¯\_(ツ)_/¯
​​Ценность простого решения — в количестве отброшенных.

Студия Лебедева сделала логотип логистической компании. Сначала ты смотришь на ромб, потом на пригоревшие комментарии в фейсбуке, а потом открываешь эпическое полотно непринятых вариантов, и всё встает на свои места.

То же самое с хорошими названиями и слоганами. За самыми лучшими сложно угадать количество вложенного труда.
​​Главные слова — в конец
#совет

В устной речи ключевые слова можно подчеркнуть интонацией. В письменной приходится выкручиваться с помощью порядка слов.

Когда мы читаем текст, на автомате расставляем ударения. По умолчанию мы ждем главное ударение в конце — возможно, потому что в конце мы понижаем тон.

Если вы хотите, чтобы суть была понята правильно, поставьте ее под гарантированный удар — в конец предложения.

Теперь мы не зависим от банков и напрямую взаимодействуем с платежной системой.

Это слабое предложение, потому что на главное слово (здесь — на особенность взаимодействия) не падает ударение. Вы легко потеряете суть, если прочитаете с другим ударением — например, на словосочетании «платежной системой». Исправим, чтобы на главное слово ударение падало железно:

Теперь мы не зависим от банков и взаимодействуем с платежной системой напрямую.

Ударение в конце предложения — самый простой способ подчеркнуть мысль.
Плавучая редакция
​​Главные слова — в конец #совет В устной речи ключевые слова можно подчеркнуть интонацией. В письменной приходится выкручиваться с помощью порядка слов. Когда мы читаем текст, на автомате расставляем ударения. По умолчанию мы ждем главное ударение в конце…
Коллеги справедливо указали, что такой способ не всегда сделает предложение лучше. Есть и другие способы, как указать на самое важное в в предложении. Поэтому как-нибудь расскажу и о них.

Так что бездумно применять не стоит. Впрочем, как и всё остальное в жизни)