Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
Лучшая формулировка рождается в объяснении.

— Хотим поменять текст в истории.
— А о чем это вообще?
— Когда ищешь операции только по картам за месяц, но таких операций нет.
— Так и напишем.
​​​​Не будьте собакой Павлова
#совет

Подбирать идеальную фразу бессмысленно. Многих это вводит в ступор. Они думают, что может быть только один идеальный вариант.

Пополните ваш кошелек
vs
Пополните свой кошелек

Чувствуете разницу? И правильно, совершенно не обязаны. Возможно, разница есть, но слишком незначительная, чтобы долго ломать голову.

В лаборатории Павлова собак учили отличать круг от эллипса. За правильный выбор давали вкусняшку, за неправильный — нет. Когда круг и эллипс становились почти одинаковыми, собака закономерно начинала ошибаться. А еще она впадала в стресс и больше не могла отличать даже очевидный эллипс от круга.

Когда мы мучаемся, выбирая из двух почти идентичных слов или фраз, можем превратиться в такую же забитую собаку.

Вывод простой: не можете выбрать идеальный вариант в течение 5 минут — подбросьте монетку.
1
​​Что писать на кнопке
#совет

Хорошая кнопка на лендинге или в рассылке:

— дает понять о результате нажатия,
— синтаксически является ответом,
— совпадает с собственной мыслью пользователя.

Кнопка не может быть частью остального текста. Это реплика пользователя.

Пользователь — автору

Обращение к автору может быть императивом или вопросом. Это то, что покупатель мог бы сказать лично продавцу за прилавком.

[Что это?]
[Дайте две!]
[Беру]

Пользователь — самому себе

Самый сильный текст — тот, который попадает в пользовательский инсайт. То есть прямо повторяет мысль пользователя. В этом случае нажать просто необходимо, чтобы сохранить гармонию с собой.

[Повешу в спальню]
[Надо успеть]
[Чего я жду?]
[Это про меня]
[Разрази меня гром, вот так кафтан!]


Угадайте в этой игре — и получите еще больше этих мягких французских кликов.

Типичные ошибки

Только 25 октября.
Лучшие скоморохи города.
[Не пропустите!]


Текст на кнопке — не призыв к действию.

Мы делаем лучший кофе
[Сомневаетесь?]


Синтаксическая ошибка — как будто пользователь задает вопрос автору рассылки.

Кнопка принадлежит читателю. Дайте ему возможность сказать.
1👍1🔥1
Вчера обновили внутреннюю страничку QIWI Кошелька, и меня прямо распирает, как круто смотрятся новые баннеры.@Letmesee88 навел красотищу. Если под постом будет много любви, расскажу процесс немношк.
​​Как оживить текст миксом серьезного и разговорного

Самый распространенный прием для заголовков — игра слов. Пользуюсь им постоянно.

Вот пример — https://goo.gl/JAKqhK
Главред Яндекса Алексей Каданер рассказал, как у них устроена работа над текстом. Вот что я выписал полезного для себя.

— В Яндексе есть редактор по каждому продукту. Главред Яндекса управляет сразу 10 редакторами и несколькими переводчиками.

— Важная роль главреда — идеологическая: чтобы все в компании знали о едином стиле и обращались за помощью к редакторам.

— Объединяющих документов два: стайлгайд и что-то вроде брендполитики. В стайлгайде прописаны названия сервисов, стиль, обращения. В брендполитике — ценности и правила хорошего тона.

— Интерфейсный текст похож на серию рассказов от одного автора. Пользователь может начать с любого места, но должен видеть узнаваемый стиль.

— По тексту должно быть видно, что его писал живой человек.

— Текст — тоже интерфейс. Непонятный текст — просто плохой интерфейс.

— Создать продукт — это только начало работы, редактор продолжает поддерживать проект и после запуска.

— Поисковая оптимизация на втором месте и не должна портить человечность текста.

https://vc.ru/30818-logicheskie-nesootvetstviya-v-produkte-zametny-tolko-togda-kogda-ideyu-zapisyvayut-tekstom
Побуду мелом, но под праздники это едва ли не самая популярная ошибка. Праздник «Новый год» — с большой. Но желают счастья «в новом году» — с маленькой.
С одной стороны смешно, а с другой — ошибка юзабилити. Кому-то показалось, что слово «реквизиты» все поймут.
​​Денежные средства vs Деньги
#совет

Заклинаю, не пишите «денежные средства», когда имеете в виду «деньги». Это нелепый юридический эвфемизм.

Главный аргумент за «средства» — что под ними понимаются и наличные, и безналичные деньги. Хорошо, а знаете, какое еще слово их может объединить? «Деньги».

Давайте называть вещи своими именами. Эвфемизмы — это всегда трусость. «Денежные средства» вместо «денег» можно употреблять только в двух случаях:

1. Вы юрист, и вас бьют по рукам за слово «деньги».
3. Вы ходите на службу в котелке и манжетах.
👍2
Неумение в троллинг ценой в 10 млн рублей. Бургеркинг пошутил тонко надписью «Привет дорогим соседям». Кофейня ответила толсто: «Зато у нас вкусный». Теперь ФАС возбудил против нее дело. ¯\_(ツ)_/¯
​​Ценность простого решения — в количестве отброшенных.

Студия Лебедева сделала логотип логистической компании. Сначала ты смотришь на ромб, потом на пригоревшие комментарии в фейсбуке, а потом открываешь эпическое полотно непринятых вариантов, и всё встает на свои места.

То же самое с хорошими названиями и слоганами. За самыми лучшими сложно угадать количество вложенного труда.
​​Главные слова — в конец
#совет

В устной речи ключевые слова можно подчеркнуть интонацией. В письменной приходится выкручиваться с помощью порядка слов.

Когда мы читаем текст, на автомате расставляем ударения. По умолчанию мы ждем главное ударение в конце — возможно, потому что в конце мы понижаем тон.

Если вы хотите, чтобы суть была понята правильно, поставьте ее под гарантированный удар — в конец предложения.

Теперь мы не зависим от банков и напрямую взаимодействуем с платежной системой.

Это слабое предложение, потому что на главное слово (здесь — на особенность взаимодействия) не падает ударение. Вы легко потеряете суть, если прочитаете с другим ударением — например, на словосочетании «платежной системой». Исправим, чтобы на главное слово ударение падало железно:

Теперь мы не зависим от банков и взаимодействуем с платежной системой напрямую.

Ударение в конце предложения — самый простой способ подчеркнуть мысль.
Плавучая редакция
​​Главные слова — в конец #совет В устной речи ключевые слова можно подчеркнуть интонацией. В письменной приходится выкручиваться с помощью порядка слов. Когда мы читаем текст, на автомате расставляем ударения. По умолчанию мы ждем главное ударение в конце…
Коллеги справедливо указали, что такой способ не всегда сделает предложение лучше. Есть и другие способы, как указать на самое важное в в предложении. Поэтому как-нибудь расскажу и о них.

Так что бездумно применять не стоит. Впрочем, как и всё остальное в жизни)
«Сегодня могло бы исполниться...»

Не могло. Пришлось нагуглить. Сегодня, 15 января, день рождения Осипа Мандельштама. Он родился в 1891 году — 127 лет назад.

Так вот, писать, что «Осипу Мандельштаму сегодня могло бы исполниться 127 лет» — совершенно неправильно. Не могло, люди столько не живут.

Даже если речь идёт о человеке, который родился 50 лет назад, то писать «могло бы исполниться 50 лет» — ну такое себе.
«Беременная женщина» — плеоназм.

Если по контексту можно подумать, что речь о беременной кошке, — с контекстом что-то не так.

Что думаете?
Микрокейс: подсказка вместо ошибки

Меняем красненький текст, который видит пользователь, если вводит в поле «Фамилия» цифры или другие посторонние знаки. Нужно подсказать, что не так. Раньше там была стандартная отмазка:

Поле заполнено неверно

Ничего не понятно. Ты поймешь, что совершил ошибку, но не сможешь ее исправить. Может, лучше напомнить, что в поле должно быть?

Только русские буквы, от 2 до 50 букв

Хорошо, но некрасивый повтор. Попробуем объединить.

От 2 до 50 русских букв

Дизайнер против: акцент на количестве, а это второстепенная вещь. Намного легче ввести не то, чем слишком много. SMM-копирайтер советует слово «букв» заменить на «символов» и не париться.

Только русские буквы, от 2 до 50 символов

В идеале интерфейс вообще не должен позволять вводить неподобающие символы, но это не всегда возможно.
Люда Сарычева написала, как от выбора действующего лица меняется акцент.

Я сделал для себя такой вывод: быть осторожнее с активными глаголами. Если в предложении действуют люди, может показаться, что именно они ответственны за все плохое и хорошее в тексте.
Что вы делаете, когда сомневаетесь в знаке препинания?
anonymous poll

Делаю глубокий вдох и доверяюсь инстинкту – 32
👍👍👍👍👍👍👍 33%

Открываю справочник и нахожу нужное правило – 30
👍👍👍👍👍👍👍 31%

Вбиваю в поисковик сложное место – 21
👍👍👍👍👍 22%

Спрашиваю у грамотного коллеги или друга – 8
👍👍 8%

Ввожу предложение в онлайн-сервис проверки – 5
👍 5%

Ввожу предложение в Word и смотрю, не подчеркнет ли красным – 1
▫️ 1%

👥 97 people voted so far.
​​Простой способ проверить написание
#совет

Конечно, если у вас есть справочник русского языка, и вы знаете, как в нем искать, это самый надежный вариант.

Но если нужно проверить ошибку быстро, нет ничего лучше правильного запроса в Google или Яндекс. Я думал, так делают все. Оказалось, что нет.

Нужно вставить сложное слово или словосочетание и прописать знак словом, потому что знаки препинания поиск игнорирует:

ПРИ ЭТОМ ЗАПЯТАЯ
ВСЁ ДВОЕТОЧИЕ
СДЕЛАТЬ ЭТО ТИРЕ

Чтобы проверить пробел:

ВВИДУ СЛИТНО
СУДЯ ПО ВСЕМУ СЛИТНО

В результатах почти всегда будут вопросы таких же сомневающихся. Доверять можно таким доменам:

gramota.ru
stackexchange.com
gramatik.ru

Если слово не очень популярное, просто замените общеупотребительным синонимом:

ЕЖЕЛИ ЗАПЯТАЯ → ЕСЛИ ЗАПЯТАЯ
НЕДАЛЕЧЕ СЛИТНО → НЕДАЛЕКО СЛИТНО
ПОКАМЕСТ ЗАПЯТАЯ → ПОКА ЗАПЯТАЯ

На правило это не повлияет, а шансов найти правильный ответ будет больше.
​​Ко мне обратился подписчик: ему 16 и он думает стать редактором. Он спросил, будет ли актуальной эта профессия через 10 лет, учитывая бурное развитие нейросетей. И какое образование лучше получать будущему редактору.

Возможно, мой ответ пригодится не только ему.

http://telegra.ph/Redaktor-protiv-nejrosetej-otvet-podpischiku-01-27