Плавучая редакция – Telegram
Плавучая редакция
13.4K subscribers
1.01K photos
39 videos
6 files
391 links
Заметки UX-редактора Вовы Лалоша. Советы по интерфейсным текстам и редактуре, примеры, фейлы, контент-гайды.

Вопросы, предложка: @editboat_bot
Cотрудничество: @maratele
Потыкать: #совет #ответ #разбор

https://lalosh.taplink.ws
в реестре clck.ru/3FfHCr
Download Telegram
Крутое исследование по чат-ботам в российских сервисах.

Ребята из агентства markswebb собрали типичные ошибки, которые делают чат-боты ВТБ, Альфа-Банка, Утконоса, Сбера и Тинькофф. И спросили у независимых экспертов, как можно улучшить.
Forwarded from Про удобство (Михаил Греков) (Mikhail Grekov)
Обращение, от которого веет совком, канцеляритом, чиновничеством, формализмом ...

#совет #ux
Пользователь — это не ОНО
Бывают ситуации, когда надо обратиться к пользователю, запросить от него вариант решения или написать ему о действиях других пользователей. Слова же при этом имеют род — мужской, женский и средний.
Если род пользователя неизвестен, то начинают выдумывать слова-гермафродиты: уважаемый(ая), согласен(на), звонил(а), ответил(а) и т.п.
Выглядит всё это как-то юридически, не по-человечески.

Выход прост — надо переформулировать текст так, чтобы род слов не имел значения. Переформулировать можно практически всегда.

Уважаемый (ая) Михаил!
⬇️
Здравствуйте, Михаил!
👍1
​​«Укажите» или «введите»?
#ответ

Ольга К: Какое слово лучше использовать в ошибке под полем ввода — «Укажите» или «Введите»? Например, «Укажите ИНН полностью» или «Введите ИНН полностью». Разная ли окраска у этих слов?

——

Если речь про ввод какой-то информации, то разница есть:

«Укажите» — более неформально, ближе к повседневному миру. Это больше про сам факт передачи информации. «Введите» — ближе к миру техническому. Это про способ.

Во фразе «Укажите ИНН полностью» слово «укажите» кажется странным — ты либо указываешь либо нет. Тогда причем тут «полностью»? Здесь бы как раз подошло «Введите», потому что оно про детали процесса. Логика такая: «Вам нужно указать ИНН, а для этого вы вводите в поле текст».

Ещё писать «Введите» может быть более полезно, когда не очевидно с первого раза, как именно мне нужно указать инфу (может быть нужно выбрать какой-то пункт в выпадающем меню?). «Введите» — более точное слово по процессу.

А что насчёт самого требования вводить ИНН полностью? Вряд ли кто-то всерьез рассчитывает, что хватит только части номера (как это бывает например с ФИО — впишу только имя, авось прокатит). Скорее всего это просто ошибка, значит надо подсказать, что ты где-то потерял несколько цифр (а сколько?).
Страшно представить, что должно произойти, когда я начну вводить email. Ваши версии?
​​Чекбокс при кнопке
#совет

С текстом для чекбокса рядом с кнопкой вечно проблемы. В нём пишут петиции, угрозы, статьи. Кто-то пишет от третьего лица, кто-то обращается к пользователю. А надо просто запомнить, что сам чекбокс — тоже кнопка. Сейчас объясню, в чём логика.

Да, когда я ставлю галочку, ничего не происходит. Ничего никуда не отправляется. Но если нажать на кнопку действия типа «Продолжить», «Зарегистрироваться», «Готово», то написанное в чекбоксе применит свой эффект. Соглашения подпишутся, в базу рассылки попадёт ещё один имейл, лишняя копейка отправится помогать бездомным котикам.

Как же так — нажимали одно, а нажалось другое? Просто кнопка и чекбокс связаны неразлучной любовью. Нажимая кнопку, вы как бы говорите «я хочу, чтобы случилось вот это и вон то под галочкой». Если у вас чекбокс типа «Хочу получать спам» и кнопка «Зарегистрироваться», то на самом деле у вас две кнопки — одна обязательная, а другая факультативная.

Раз это кнопка, то надо писать как на кнопке: от первого лица (я «Принимаю условия», я хочу «Получать новости») и желательно покороче. Длинный текст завернуть в ссылку.

Получать новости о новинках
Принимаю условия
Согласен отдать полноги государству

[Зарегистрироваться]

А что до юридических галочек, от которых всё равно нельзя отказаться — легко можно обойтись припиской под кнопкой («Нажимая "Продолжить", вы соглашаетесь…»). Заставлять жать галочку не обязательно.
В новом приложении Boxberry сравнивают конверты и коробки по тому, что в них поместится.

Всё техническое → в жизненное, осязаемое 👍
Вы заполняете заявку на вывод денег. Вам пишут: «Деньги придут в течение двух недель». Когда пойдете проверять баланс?
Anonymous Poll
12%
Через две недели
13%
Через неделю
59%
Буду проверять каждый день
16%
Прямо сейчас проверю
​​На что заменить «в течение»

«В течение двух недель» для кого-то прозвучит как «ровно через две недели — ни раньше ни позже». Кто-то будет компульсивно проверять каждый день, как девушка из этого твита.

Короче это что-то неопределённое. Неопределённость плохо нам даётся, мы нервничаем, теряем терпение. Иногда стоит побороться и превратить этот канцелярский оборот во что-то более конкретное. Мой топ от лучшего варианта к худшему:

— Точный срок. «Вы получите выплату 31 июля». Ну вдруг вам так повезло, что можете говорить дату? Иногда «две недели» пишут просто, потому что так проще. Лучше проверить.

— Написать средний срок ожидания, а не только предельный. «Обычно деньги приходят через 5 дней, максимум — через две недели». Уже проще планировать, меньше дурацкого ожидания. Если 99% событий происходит через 5 дней, а вы просто решили себя обезопасить от 1% — может лучше принять риск?

— Подсказать минимальный срок. Например, в тех же выплатах бывает задержка на проверку в несколько дней. Чтобы человек не ждал зря, лучше сказать, что «Деньги придут в срок от 3 до 14 дней».

— Хотя бы подчеркнуть в какую сторону отсчитывать, чтобы не звучало как точный срок. Например: «Вы получите деньги не позже двух недель».
​​Текст и шифр
#совет из старого фонда советов

Есть типографские приёмы, которые мешают получать информацию. Иногда они появляются из хороших побуждений — например, сократить объем текста в печати. Но в цифровых форматах просто превращают чтение в шифр.

1. Сноски. Если вы пишете не книгу, постарайтесь забыть об этих дурацких звёздочках и циферках. Они сбивают, заставляют искать глазами подсказку, набранную мелким шрифтом. Спасибо, не надо. Если это что-то важное, расскажите в той части текста, где важно. Или сделайте ссылку, всплывающую подсказку, что угодно.

2. Скобки. Дополнительный текст в скобках — решение чуть получше сносок, но тоже раздражающее. Я держу в голове мысль, а тут в неё вклинивается другая. Если новая мысль так важна, почему бы её не дать отдельным предложением в соответствующем месте? А если не важна, то зачем писать?

3. Косые черты. Типа заменяют союз «или», но на самом деле затрудняют чтение. Не заставляйте мозг расшифровывать знак, напишите союз.

4. Сокращения. Проблема сокращений в том, что они тратят время и силы на расшифровку. Может, и немного, но всё же. Сокращения — это маленькие загадки, которые можно разгадать неправильно.

5. Аббревиатуры. Как и сокращения, аббревиатуры могут облегчить чтение профессионалам и затруднить понимание всем остальным. Убедитесь, что ваши пользователи правильно читают все эти ASMR.

Есть слова и знаки препинания. А есть шифры. Чем меньше шифра — тем лучше.
👍1
Книги на выходные

Тут оказывается Альпина бесплатно раздаёт 65 книг по разным темам. Есть вполне годные.

По развитию продукта можно посмотреть «Ловушку для внимания», «Дизайн впечатлений» и «Искусство разговаривать».

До 25 июля, налетайте
​​Текстовый скевоморфизм
#совет

Каждый день появляются фичи и всякие штуки, которые нужно объяснять пользователям. Фичи могут быть сложными. Не, не так — почти всегда сложные, простые закончились.

Ок, когда выпускается виртуальная карта — всё понятно, обращаемся как с картой. Картой платят, на карту кидают деньги. Когда запускается новая рассылка — тоже ясно. Это письма. Письма отправляют, на письма подписываются, письма отправляют в спам. Но что если ваша новая фича — это «способ автоматически перевести деньги с одного счёт на другой при выполнении одного из условий, заданных пользоваталем»?

Здесь поможет текстовый скевоморфизм. Вообще скевоморфизм — это из дизайна, означает имитацию элементов из физического объемного мира в цифровом — помните объемные кнопочки в первых iOS? Идея в том, что нам проще иметь дело с тем, что тебе знакомо и представимо. Вот таким же способом можно сделать «объёмными» сложную фичу или сам продукт.

1. Найти ближайший аналог в реальном мире или устоявшийся аналог в цифровом.
2. Использовать аналогию в нейминге фичи.
3. Обращаться с фичей в тексте, как с физическим аналогом.

Пример: у нас появляется новая штука, которая округляет сумму при покупке и лишнее сохраняет. Давайте подберем ближайший аналог из обычного мира. Что это? Очень похоже на сдачу. Значит, будет копиться сдача? Отлично. Копилка для сдачи. Что можно сделать с копилкой? Можно завести, можно разбить, можно заглянуть. Можно копилку закрыть? Нет, аналогия не работает.

Ещё пример: функция залезает в фотоплёнку и сортирует на плохие и хорошие снимки 50/50? Может быть щелчок Таноса? Что можно с ним сделать: сделать щелчок, остановить, отменить (хотя нет, отменить нельзя). Ну идею вы поняли.

Когда нашли аналогию, становится сразу понятно, какие слова можно с ней использовать, а какие нет. Аналогия как бы становится частью фичи. Пользователю легче воспринимать и понимать принцип. Меньше инструкций, обучающих видосов и мемчиков с «шта».
Хорошая попытка в человечность от Simple рушится от нечитаемости в дизайне.

Ну нельзя такой формат центровки для больших текстов, нельзя. Можно в два раза сократить, убрав всякие лишние детали типа скидок и акций.
media.pdf
947.8 KB
Исследование про UX Writing

Если вы пропустили: аналитическое агентство Everis выпустило подробный отчёт о профессии UX-писателя. Опросили 110 человек онлайн, и ещё провели 6 глубинок с известными экспертами в этой сфере.

Выделил интересное:

— 62% называют себя UX-писатель, следующие по частоте контент-стратег, контент-дизайнер и UX-копирайтер.

— Контент-дизайн и UX Writing чаще всего являются частью Контент-стратегии.

— UX Writing — это писательство для пользователя, процесс по сути является дизайном или проектированием. Это то, как продукт говорит с людьми.

— Это очень молодая профессия, 46% опрошенных работают в роли UX-писателя меньше 3-х лет, а 13% — меньше года. Больше 3-х лет — уже сеньор.

— Половина опрошенных пришли в эту сферу из рекламы, коммуникаций и журналистики.

— 71% научились профессии самостоятельно.

— Джуны и мидлы в северной Европе получают в районе $50 000 в год.
Интерфейс — это предложение

Мне нравится идея, что интерфейс напоминает по структуре предложение: есть заголовок (подлежащее) и он связан с кнопкой (сказуемое), а в середине какие-то подписи (второстепенные части речи).

Такую согласованность текста в интерфейсе называют синтаксисом.

Отправить посылку → Внесите сто рублей → Заказываю!

Хотите выгулять собаку? → Дополнительная информация → Поехали

Заказ → На сумму сто рублей → Оформить

Заявка → На выгул собаки → С 17 до 18 → Отправить

Если всё получается и синтаксис хороший, то интерфейс реально «читается» как обычное предложение. На этом скриншоте подпись про сдачу так естественно выглядит и спокойно читается, что аж радуешься (а вот с промокодом не так).

@digital_txt
​​Плохие союзы
#совет

Есть союзы, от которых лучше отказываться легко и решительно. Это любые повторяющиеся союзы: «либо... либо», «или... или» и «то ли... то ли».

Используйте или буквы, или цифры Используйте буквы или цифры

Чтобы настроить, либо нажмите на шестерёнку, либо найдите настройки в меню  Настройте через шестерёнку или зайдите в настройки в меню

Красивые парные союзы могут работать в художественном тексте, но плохо работают в интерфейсном. Визуальный шум, который только занимает место и создаёт ненужные рифмы.

Повторяйте важное, а неважное не повторяйте 🦸‍♂️
Господин ироничный вендормат, куда ты денешь сдачу?
👍2
Лето почти всё

Это значит, пора готовить контент-стратегию канала на осень. Не контент-план: в долгосрочное расписание я не верю и никому не рекомендую. А именно стратегию — чего делать больше, а о чём лучше забыть. И тут без вашего совета не обойтись.
Первые деньги

Свои первые деньги на тексте я заработал так. В начале нулевых были в моде рекламные журналы. Ну просто целый журнал из рекламы, разбавленной парой-тройкой бесполезных статей. Зато бесплатно. Мне было 16, я подрабатывал курьером и разносил эти журналы по офисам.

И вот в одном таком журнале написали призыв: «В этом номере мы специально сделали несколько ошибок. Кто найдёт все, получит 1 000 рублей!». Это было много — я зарабатывал рублей 100 в день. Короче, очнулся я глубоко за полночь, после четвёртой вычитки.

Через неделю позвонили. Оказалось, что желающих было много, но я единственный нашёл больше ошибок, чем расставил редактор. Остальные просто не подумали поискать ошибки в рекламе. Где-то до сих пор лежит фотка: я в дурацком свитере перед коллективом журнала, а в руках тыща.

Тогда я сделал простой вывод — всегда делать больше, чем просят. Ладно, это я сейчас такой умный вывод сделал, но пример всё равно хороший, согласитесь.
​​Качели простоты
#совет

Бывают ситуации, в которых оба варианта текста верны — грамматически, синтаксически, стилистически или по смыслу. В таких качелях не сомневайтесь и всегда выбирайте более простой вариант. Тот, где меньше знаков, запятых, слогов. Который легче и быстрее читается.

В январе спишутся деньги, и начнется подписка
vs
В январе спишутся деньги и начнется подписка ⭐️

На сколько вырастет доллар к концу года
vs
Насколько вырастет доллар к концу года ⭐️

Пятеро человек
vs
Пять человек ⭐️

А тратить время и вдумчиво выбирать — лучше в чём-то более важном.