Лаборатория онлайн-обучения – Telegram
Лаборатория онлайн-обучения
9.64K subscribers
435 photos
62 videos
773 links
Канал полезен для всех, кто связан с проектированием образовательных продуктов.

Автор @osipov_education
Сайт автора osipov-education.ru

По рекламе @darya_egrv

Чат @osipov_education_lab

РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/675c274f2d90d3244c9fffcb
Download Telegram
«Учить и учиться»

Завершил участие уже в третьей летней школе. На этот раз осваивал новый опыт в школе преподавателей School of Education.

По традиции, хотелось бы поделиться с вами некоторыми впечатлениями.

Что понравилось 👇🏼

• Целых четыре блока конкурсного отбора.

1-ый блок — 4 обязательных видеоурока и тестовые задания.
Особо оказались интересны темы про модели проектирования учебных занятий и конструктивную согласованность («сonstructive alignment»). Что касается тестовых заданий, то их сложность была высокой, но всё же удалось преодолеть их с нескольких попыток 🙂

2-ой блок — Самостоятельное проектирование учебного занятия.
С удовольствием поработал над заданием. Спасибо коллегам за пополнение моей методической копилки фреймворком сценария занятия.

3-ий блок — Синхронные занятия.
Несмотря на то, что большая часть тем занятий была для меня знакома, всё же было полезно послушать вебинары, связанные с увеличением вовлеченности за счёт онлайн-досок, квизов и интерактивных презентаций.

Кстати, после всех занятий необходимо было выполнить проектную работу — спроектировать в командах сценарий занятия, а затем провести занятие перед экспертами.

4-ый блок — Знакомство с представителями школы.
Нетворкинг и ещё раз нетворкинг. Вот что запомнилось с заключительного блока школы.

• Комфортное расписание.

Весь наш образовательный путь был спроектирован таким образом, что хватало времени и к занятию подключиться, и с коллегами пообщаться, и над проектом поработать.

На мой взгляд, это было реализовано грамотным планированием не только удобных для всех дней недели, но и времени.

• Преподавательская рефлексия

Несмотря на то, что я уже веду занятия по андрагогике для сотрудников из корпоративного сектора, мне всё же было интересно провести рефлексию с коллегами из EdTech. Так как у них у каждого существуют свои подходы к проектированию учебных занятий. Собственно, почему и внимательно анализировал их проектные работы на доске Miro во время 3-го блока летней школы.

Над чем рекомендую поработать 👇🏼

• Важный нюанс организации любой групповой работы взрослых — это убедиться, что в командах:

а) Участники обладают примерно одинаковым опытом.
Иначе образуются расхождения в коммуникациях. Например, когда в команде из четырёх участников трое обсуждают задачи, используя профессиональный сленг, а для четвёртого необходимо регулярно останавливаться и пояснять каждое высказанное слово. На мой взгляд, это задача организаторов — убедиться «на входе», чтобы четвёртый чувствовал себя комфортно в такой команде.

б) Все участники мотивированы на достижение результата.
Иначе формируется неравномерное распределение трудозатрат. Например, случается так, что в команде из пяти участников один выполняет более половины задач, а оценивают на защите проекта всех. Соответственно, задача организаторов — убедиться в течение процесса, что все включены в выполнение задач по проекту пропорционально.

• Большая часть занятий была всё-таки слишком длительной. Причём даже если я знаком с некоторыми темами, необходимо всё равно присутствовать на занятии от начала до конца (длилось оно до 3 часов). Поэтому целесообразнее, на мой взгляд, было бы опираться на опыт участников и давать им возможность изучать только актуальные для них темы. Как говорится, один из принципов Ноулза в деле.

• Лично мне хотелось бы, чтобы после завершения школы организаторы выслали примерный перечень тем, по которым возможно дальнейшее сотрудничество. Так как изначально летняя школа позиционировалась как конкурс.

В остальном — только спасибо организаторам и преподавателям! Было полезно.

Всем хорошего выходного дня 🙌🏼
15👍7🔥3
Кто состоит в моей команде «Лаборатории онлайн-обучения» пользуется, пожалуй, одним из главных бонусов — наставничеством.

Для этого у нас существует дорожная карта наставничества, ежемесячные встречи прогресса, всевозможные рекомендации в чате команды по литературе и так далее по списку.

То есть, попадая ко мне в команду, тот же методист или педагогический дизайнер мгновенно экономит себе не только месяцы (а может и годы жизни), но и огромные финансовые затраты на всевозможные курсы, литературу и многие другие вещи. Так как я сам обладаю огромной насмотренностью всего перечисленного выше и практически по любому методическому вопросу могу выдать выжимку необходимого материала. А могу ещё выделить время и провести целое занятие.

«О каком именно наставничестве идёт речь?» — спросите вы. Конечно же, о долгосрочном — от 1 года.

Результатов выращивания коллег с «0» у меня достаточно. О некоторых из них можно просто почитать здесь.

Понятное дело, что это очень трудозатратно для меня и те, кто именно выращивал больше года кого-либо меня поймут.

Но, как люблю говорить, приятно наблюдать за интеллектуальными рывками тех, с кем работаешь 🙂

Примерно один раз в два года я открываю дверь возможностей для самых мотивированных методистов и педагогических дизайнеров (да-да, про требования многолетнего опыта, образования и регалий ничего не сказано).

И эта дверь пока ещё 👉🏼 открыта
👍9🔥2
💭 В 2021 году мне необходимо было выстраивать фактически с «0» систему дистанционного обучения в одной производственной компании. Из-за того, что филиалы компании были распределены по всей России и странам ближайшего зарубежья, а также из-за высокой мобильности сотрудников, которые работали в коммерческом секторе, востребованным оказалось решение внедрять микрообучение (англ. microlearning).

Помимо всего довольно интересным был вопрос: «А в чём польза микрообучения с точки зрения нейронауки?».

Вот некоторые ответы 👇🏼

Первое — это, конечно же, снижение когнитивной нагрузки.
Дело в том, что рабочая память человека имеет ограниченную ёмкость. Соответственно, за счёт чанкинга (англ. сhunking) происходит более эффективное усвоение учебной информации. А в микрообучении материал как раз подаётся небольшими порциями.
Это действительно эффективно, особенно в «век информационного шума».

Второе — улучшение запоминания учебного материала.
Существует вполне научно обоснованный метод удержания новой информации в памяти, который называется «‎интервальные повторения» (англ. spaced repetition). Данный метод активно используется при изучении иностранных языков.
В микрообучении интервальные повторения могут применяться во внедрении системы карточек. Например, при запоминании продуктов компании. Соответственно, интервалы могут подбираться индивидуально.

Третье — это персонализация обучения, которая помогает учиться каждому в своём темпе. Соответственно, за счёт этого повышается когнитивная, эмоциональная и поведенческая вовлеченность.

Коллеги, также хотелось бы поделиться с вами полезными материалами по микрообучению 👇🏼

History of Microlearning (история возникновения микрообучения)

What Is Microlearning: A Complete Guide For Beginners (гайд по микрообучению для начинающих)

Микрообучение: зачем учиться «на ходу»? (новый выпуск журнала EduTech про микрообучение с кейсами)

The definitive guide to microlearning The what, why, and how-to guide to leveraging microlearning (неплохая доказательная база для руководства на предмет того, почему необходимо внедрять микрообучение в компании — особенно интересна сравнительная таблица на странице 6)

Microlearning 2024: Research, benefits, examples, and ROI calculator (полезная статья про микрообучение, в конце материала рекомендую ознакомиться с бонусом — калькулятором окупаемости инвестиций в микрообучение)

Больше полезной информации о проектировании обучения с научным подходом вы найдёте в библиотеке канала 🎓
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥24👍14
🎓 После открытия нового канала Лаборатории вакансий в образовании мне стали поступать запросы на карьерные консультации. Причём чаще всего от методологов, педагогических дизайнеров и методистов.

Примерные запросы от коллег следующие 👇🏼

• Как правильно составить резюме, чтобы меня заметил работодатель?
• Как подготовиться к собеседованию? Что важно сказать, а чего лучше не говорить?
• Как выполнить тестовое задание? На что обращают внимание при оценке тестовых?
• Как составить сопроводительное письмо? Чем отличаются сопроводительные письма для разных проектов/компаний?
• Как правильно составить портфолио? Что лучше в нём усилить? и тааак далее.

На самом деле, долго думал. Нужно ли мне это или нет, так как хватает и так задачек. Но всё же принял решение дополнить свой сайт-визитку новой услугой карьерной консультацией для коллег из сферы образования и обучения.

Я сам не раз проходил собеседования и выполнял тестовые задания. Знаю, насколько это сложно на практике.

Поэтому, если вы узнали в запросах выше те сложности, с которыми вы сталкиваетесь сейчас, или вас волнует вопрос возможных путей вашего профессионального развития — приглашаю вас на консультацию.

Запрос на услугу можно оформить на 👉🏼 сайте.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍104
Фреймворк «Дорожная карта студента» (Students journey map) уже на финишной прямой 🎓

Именно дорожная карта помогает спроектировать, визуализировать, а затем зафиксировать и проанализировать образовательный опыт студента.

Это настоящий компас, который поможет на всех этапах работы с курсом: от проектирования до анализа и доработки.

Совсем скоро мы запустим фреймворк в продажу по самой привлекательной стоимости. Научный подход доступен каждому!

Следите за обновлениями в нашей мастерской, чтобы ничего не пропустить 📌
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
20🔥4
Что мотивирует меня как автора канала?

Конечно же, цитирование и популяризация материалов 🙌🏼

Спасибо всем, кто это делает! Это один из главных показателей качества.

На фото: Бондарев Максим, проректор по проектной деятельности ЮФУ, кандидат педагогических наук
На его слайде: ссылка на библиотеку канала «Лаборатория онлайн-обучения»

Автор фотки: Максим Скрябин

А что мотивирует вас
20🏆9👍6🎉2
🎓
Друзья, в канале Лаборатория вакансий в образовании проходит розыгрыш и победитель получит разбор своего резюме.

Это действительно реальный шанс получить конструктивную обратную связь от меня по усилению своего позиционирования для работодателя!

Сколько я пересмотрел резюме? Сотни (если не тысячи).

Поэтому успевайте получить этот подарочек.

👉🏻 Ссылка для участия в конкурсе.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍63🔥2
Только три дня

Друзья, вот уже шестой поток креативной мастерской «ФреймЛаб» подошёл к концу, а это значит, что теперь фреймворк «Дорожная карта студента» доступен к приобретению 🥳

Именно дорожная карта помогает спроектировать, визуализировать, а затем и проанализировать образовательный опыт студента.

Это настоящий компас, который проведёт вас по всем этапам работы с курсом: от проектирования до анализа и доработки.

Многие пытаются создать SJM, копируют чужие примеры или используют не связанные между собой материалы. Но это как пытаться собрать пазл без инструкции. А ведь время — самый ценный ресурс.

Теперь представьте, что у вас есть чёткий план действий, где каждый шаг прописан до мелочей.

Мой авторский фреймворк поможет сэкономить время и силы. С его помощью вы шаг за шагом создадите дорожную карту студента, учитывая особенности образовательного продукта.

Не упустите возможность приобрести ценный методический инструмент по самой выгодной цене!

👉🏼 Подробности и ссылка на оплату по бюджетной стоимости действительна только три дня до 23:00 часов 1 августа. Далее стоимость изменится.

Забирайте свою порцию пользы и создавайте базу методических фреймворков для ускорения создания образовательных продуктов!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12🔥4
Продолжаем развивать рубрику «Полезные источники» 📖

В этот раз делюсь блогом о проектировании образовательного опыта LXD.org.

Данный блог cо своими коллегами ведёт пионер LXD Нильс Флор.

Кому будет полезен блог?

Начинающим методистам, педагогическим дизайнерам, методологам, специалистам по обучению, корпоративным тренерам и многим другим специалистам.

Что можно почитать?

Рекомендую ознакомиться в целом с тем, что такое проектирование образовательного опыта, какое место в данном процессе занимают исследования, а также как строить карту эмпатии обучающихся.

Также у Нилса на сайте есть отдельный раздел с лонгридами, который посвящён основам проектирования образовательного опыта. Можно полистать.


В чём, на мой взгляд, главные плюсы блога?

🟠Материалы публикуются доступным и понятным языком. Иногда для пояснения используются метафоры.
🟠В большей части материалов содержаться полезные ссылки (существуют даже методические инструменты).
🟠Блог ведут практики с многолетним стажем в проектировании образовательного опыта.
🟠Материалы представлены в формате лонгрида. Они удобно воспринимаются во время чтения.

Кстати, что касается проектирования образовательного опыта, то мой новый методический фреймворк «Дорожная карта студента» уже доступен для приобретения.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍13🔥54
💭 Мне кажется, что самое приятное для лидера команды — это получать результат по поставленной задаче максимально близким к тому виду, который он себе изначально представлял.

Вчера попросил подобрать полезные источники для курса старшего методиста из своей фриланс-команды. Задача выполнена. Результат предвосхитил ожидания по качеству содержания подобранных материалов (научные статьи и материалы с Интернет-ресурсов). Хотя вводные по задаче были совсем небольшими.

Это уже не первый случай, когда член команды выполняет какую-либо задачу на 101%, улавливая при этом конечный результат, который ожидаю.

Коллеги, как вы считаете, в чём может таиться причина (-ы) такой «сыгранности»‎ и взаимопонимания
👍16
Forwarded from Михаил Осипов
💭 В моей авторской редакции дорожной карты студента (Student Journey Map) целых 3 детально описанных этапа:

1️⃣Подготовительный этап
2️⃣Основной этап
3️⃣Аналитический этап

Почему пришла идея детального описания?

Всё просто.

Дорожная карта студента — это объёмный методический фреймворк. Если для каждого шага его составления не приводить примеры — он просто бесполезен.

Возьмём подготовительный этап. В нём я рекомендую выделять ключевые особенности целевой аудитории. Конечно, можно просто перечислить параметры, которые включает в себя портрет студента, начиная от пола и возраста и заканчивая уровнем технических навыков.

Но намного интереснее 👉🏼 какие характеристики в портрете студента являются наиболее важными с точки зрения освоения образовательного опыта? Почему именно они? Как может выглядеть описание этих характеристик? и многие иные вопросы.

Аналогично и по остальным этапам, включая заполненный шаблон SJM.

Поэтому одна из ценностей методических фреймворков именно в примерах.

Убедитесь в этом сами.
Приобрести дорожную карту студена можно 👉🏼 по ссылке
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥133
Больше так котика не удивляйте.
🤓24🔥14👍7
💭 На неделе общался с одним кандидатом к себе в команду. На вопрос: «Где вы черпали фундаментальную базу по андрагогике?» первый ответ был: «У вас на канале».

Друзья, крупнейшая авторская библиотека о проектировании обучения с научным подходом обновлена!

Вас ждут сотни полезных материалов 🙌🏼

За регулярное обновление благодарю очаровательную Дарью
🔥23👍117
▪️В чём польза микрообучения с точки зрения нейронауки
Рассказал о концепции микрообучения и её преимуществах, а также поделился полезными материалами.

▪️Сайт-гайд о модели 4C/ID
Поделился ценной находкой, которая поможет детально разобраться в модели 4C/ID.

▪️ Рубрика «Полезные источники»
Порекомендовал ещё один полезный ресурс о проектировании образовательного опыта.
👍9🏆64
Коллеги, у меня одного подобные неполадки с Youtube
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍10
🎓 Сейчас почитываю очередную книжечку Михаила Владимировича Кларина «Инновационные модели обучения».

Наткнулся на интересные мысли относительно технологий и их роли в процессе обучения. Хотел бы с вами ими поделиться.

Цитата из книги 👇🏼

«В исследовании о применении в массовых школах информационных компьютерных технологий (ИКТ) (проведено ОЭСР в 40 странах мира в 2012-2015 гг.) разделяется обучение пользованию и применение ИКТ как средства построения обучения.

Как сказал руководитель образовательного направления ОЭСР А Шлейхер (Schleicher А):
«Технология может усилить хорошее обучение, но не сможет компенсировать плохое обучение. Если учащиеся сидят перед компьютерами, копируя из Google, то они явно могут лучше использовать это время»


В том, что касается использования технологий для построения обучения, первые же комментарии к исследованию отмечают:

«Напрашивается вывод, что школы и системы образования в среднем не готовы использовать потенциал технологий. Технологии зачастую усиливают эффективность уже эффективных процессов, и они точно так же могут усилить неэффективность неэффективных процессов».
« ... развитие глубокого понимания и мышления требует интенсивного взаимодействия учителей и учащихся, а технология отвлекает их от этого ценного человеческого занятия».
« ... мы ещё не стали так ими педагогами, которые способны получить от технологий максимум того, что они могут дать; добавляя технологии 21 века к практикам об: учения 20 века, мы попросту размоем эффективность обучения»


Такие суждения могут показаться очевидными: ИКТ как технические средства не могут заменить качественного педагогического взаимодействия, полноценного обучения.

Однако заметим, что вопрос о связи эффективности обучения и применяемых технических устройств возникает снова и снова в течение многих лет.

Из десятилетия в десятилетие
возникали надежды и звучали обещания радикально улучшить обучение благодаря применению правильных технических средств или правильного алгоритма.

В каждый отдельно взятый период специалисты по технологиям говорят о текущем времени как о беспрецедентном этапе перехода от традиционных средств передачи информации к новым техническим достижениям. В зависимости от времени высказываний к новым достижениям относились: учебное радио, слайд-проекторы, кино и телевидение (1950-60-е), «новые информационной технологии» ЭВМ и персональные ЭВМ (1970-80-е), цифровые носители информации дискеты, CD-ROMы, интерактивные доски, ноутбуки (1990-е), планшеты и другие мобильные устройства (2000-е), электронные банки данных, информационные сети, виртуальная информационная среда нашего времени.

Сторонники технизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в том, чтобы расширять техническую учебную среду. За этим стремлением часто стоят бизнес-интересы производителей соответствующего оборудования и программного обеспечения, их стремление расширять продажи на образовательном рынке.»

Коллеги, скажите, пожалуйста, согласны ли вы с мнением автора? И почему?
Свои ответы пишите в комментариях к посту 👇🏼
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9💯4👍3
У вас крупный образовательный проект, в задачах которого задействованы несколько ролей?

Что поможет эффективно мониторить и контролировать процессы? Правильно, матрица RACI.

Рекомендую почитать на эту тему полезный материал от Skillbox Media.
7🔥4
📖 Коллеги, делюсь с вами очередной ежемесячной подборкой от дружественных образовательных теллеграм-каналов:

Edtech-рынок по итогам второго квартала вырос еще на 22%
Миша Свердлов делится рейтингом крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам II квартала 2024 года.

Монтаж видео в Power Point
На канале «Netflix в сфере образования» делятся опытом использования PowerPoint для создания короткого видеоролика в сжатые сроки.

Прямо к делу: как начать обучение с пользой
Лена Тихомирова поднимает важную проблему в области обучения: мотивацию учащихся, особенно тех, кто изначально не заинтересован в изучаемом материале.

Как превратить сопротивление в развитие
Команда «True Education» делится опытом провала и последующего успеха в организации корпоративного обучения для опытных руководителей..

Обязательно ли методисту проводить исследование целевой аудитории?
Аня Царёва ответила на вопрос и поделилась своим опытом.

ИИ-инструменты для всех этапов деятельности педагогов
Сергей Хабаров поделился результатами исследования по использованию ИИ в образовании.

В продолжение темы доступности диджитал пространств
Евгения Ращупкина объясняет четыре основных принципа, лежащих в основе руководства по обеспечению доступности веб-контента.

Что я узнал из 26 проверенных на практике учеными лайфхаков промптинга?
Олег Замышляев на практике показал как применять 24-й принцип промптинга для написания текстов.

Почему важно выбирать направление с бОльшим количеством бюджетных мест
Команда «Geekz» рассказала, какие факторы следует учитывать при выборе направления.

Еженедельная вакансия
Команда канала «Вакансии в образовании» опубликовала вакансию методиста IT-направления.

Как сторителлинг влияет на понимание?
Skillbox Media рассказали, как истории с сюжетом и персонажами помогают осваивать сложные научные концепции.

Нейросети для тех, кто учится
Михаил Мягков поделился подборкой полезных нейросетей для тех, кто хочет сделать образовательный процесс более интересным и эффективным.

Про стратегии чтения
Автор канала рассказывает, как можно применить подход Леннарта Нака к своим заметкам.

Как привить любовь к чтению с детства
Автор поднимает актуальную проблему: как привить детям любовь к чтению, особенно в возрасте, когда интерес к книгам может уступать место другим развлечениям.
👍10💯53🔥3
Недавно перебирал свои «бумажечки». Наткнулся на вот такой сертификат.

Ему 5 лет.

Коллеги, как вы думаете, где я тогда работал ? 🙂
👍11🔥6🤓4
Диалог с одним из подписчиков канала.

Спасибо, что за поддержку и настроение 🙂
👍64